Уклонение от налогов

Содержание

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.

  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы. Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы. Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО
+7(812)309-81-76

Введение в тему

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.

В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

  • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
  • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
  • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
  • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности. Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов. Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО
+7(812)309-81-76

Действующие меры наказания

Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

  • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
  • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

  1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
  2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

  1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
  2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).

Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.

Ефремов Роман Сергеевич

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО

Административная ответственность за неуплату налогов

По общему правилу плательщики, налоговые агенты и иные обязанные лица должны уплачивать налоги в установленные НК сроки <*>.

Нарушение сроков уплаты налогов плательщиками, а также своевременность и полнота удержания и перечисления в бюджет налогов налоговыми агентами и иными обязанными лицами выявляются налоговым органом в ходе камеральной проверки <*>.

За несвоевременную уплату (неудержание, неперечисление) налогов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Внимание!
В случае выявления фактов несвоевременной уплаты косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь с территории государств — членов Евразийского экономического союза, применяются меры ответственности, установленные законодательством Республики Беларусь <*>.

Меры ответственности за несвоевременную уплату (неудержание, неперечисление) налогов приведены в таблице.

Состав правонарушения Меры ответственности
юрлица должностного лица ИП
Неуплата или неполная уплата суммы налога <*> Штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ Штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 БВ
Неуплата или неполная уплата суммы налога, совершенные должностным лицом по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок <*> Штраф в размере от 2 до 8 БВ
Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога <*> Штраф в размере 40% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 БВ, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога составляет более 10 БВ Штраф в размере 40% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 2 БВ, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога составляет более 4 БВ
Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, совершенные по неосторожности, в том числе должностным лицом юридического лица <*> Штраф в размере от 1 до 10 БВ, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога составляет более 10 БВ Штраф в размере от 1 до 10 БВ

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не исключает привлечение к административной ответственности виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо <*>.

Внимание!
В некоторых случаях к налоговым агентам не будут применяться меры административной ответственности за невыполнение (выполнение не в полном объеме) обязанностей по удержанию налога на доходы.

Отметим, что штраф за несвоевременную уплату (неудержание, неперечисление) налогов не налагается, если соблюдены одновременно следующие условия:

— платежные поручения на перечисление сумм налогов направлены плательщиком (налоговым агентом) или иным обязанным лицом в банк не позднее дня, установленного налоговым законодательством для уплаты налогов;

— платежные поручения на перечисление сумм налогов направлены на всю сумму налогового обязательства;

— платежные поручения на перечисление сумм налогов направлены плательщиком (налоговым агентом) или иным обязанным лицом ко всем имеющимся у него текущим (расчетным) банковским счетам <*>.

Если не соблюдено какое-либо из этих условий, административная ответственность применяется.

Пример. Наложение административного взыскания за несвоевременную уплату налога при УСН

В ходе камеральной проверки ООО «АльфаПлюс» установлено, что согласно представленной декларации по сроку 20 ноября 2018 г. не уплачен налог при УСН в размере 1500 руб. Данный факт зафиксирован в акте камеральной проверки. Инспекцией направлен запрос в банк на предмет предъявления ООО «АльфаПлюс» по сроку 22 ноября 2018 г. к текущим счетам платежных поручений на уплату налога. Согласно полученному ответу на запрос ООО «АльфаПлюс» по сроку 22 ноября 2018 г. платежные поручения в банк на уплату налогов не предъявлялись.

В данной ситуации к административной ответственности будут привлечены как организация, так и ее должностное лицо. Размер административного штрафа на организацию составит 600 руб. (1500 руб. x 40%), на должностное лицо — от 2 до 8 БВ.

Отметим, что лица, совершившие правонарушения, могут быть освобождены от штрафа в случае признания совершенного правонарушения малозначительным <*>.

Налоговые агенты

Не все налоговые отчисления, например, вычеты по НДФЛ, физическое лицо делает самостоятельно. Если гражданин официально трудоустроен, то за него взносы делает налоговый агент, которым выступает работодатель. Согласно закону, налоговый агент – это лицо, уполномоченное вносить налоги за других лиц и нести ответственность перед ФНС. Агентами выступает организация или ИП. Закон предусматривает налог на доходы физических лиц.

Ставка платежа составляет 13 % от полученных сумм для резидентов России. Также налоговый резидент — это физическое лицо, которое постоянно проживает на территории других стран. Доход, полученный в РФ, облагается налогом 30 %. Эти правила действуют вне зависимости от получаемых сумм: введение прогрессивной шкалы (увеличение отчислений для крупных доходов) пока не планируются.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году составляет от 5% суммы удержания за просроченный месяц. Максимальный размер пени исчисляется 30 % при минимальном штрафе в 1000 рублей. Наказание за неуплату налогов ждет ИП за не вовремя поданную налоговую декларацию. 1000 рублей за пропущенный месячный период и 500 рублей за неверные сведения – такие цифры установлены в НК РФ. Налоговый период по НДФЛ приравнен к календарному году.

Способы уклонения

Неуплата налогов в основном происходит по нескольким схемам:

  • несвоевременное сообщение о доходах в налоговую
  • уменьшение размера отчисляемого налога;
  • пользование льготами, чей срок действия истек;
  • замалчивание о появление дополнительных налогооблагаемых объектов.

Сокрытие доходов и уменьшение взносов маскируются под фиктивные договора, в которых доходная часть сильно занижена. Контрагентом налогоплательщика обычно выступает фирма-«однодневка».

Дополнительно прочитайте о размерах налога на выигрыш в лотерею.

Ответственность за неуплату налогов при сдаче жилья в аренду

Приобретение инвестиционного жилья – популярный способ вложения свободных средств. Оно не теряет в цене и позволяет извлекать доход от сдачи в аренду. Собственники выбирают следующие способы взаимодействия с налоговой инспекцией:

  • уплата всех положенных сборов;
  • занижение получаемых с аренды доходов;
  • отказ перечисления налогов.

Последние 2 способа представляют риск понести ответственность за неуплату. Скептики ссылаются на то, что никто не узнает о факте сдаче жилья, но получить такую информацию несложно.

Это тоже важно знать: Какова ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность

Практика работы контролирующих органов предполагает изучение сведений об имеющихся у гражданина недвижимых объектах. На протяжении нескольких лет инспекторы практикуют рассылку уведомлений собственникам более 2-х квартир о необходимости пополнить казну при их сдаче. Чтобы не быть под постоянным подозрением и избежать штрафа за неуплату налога за сдачу квартиры, нужно перечислить 13 % с дохода.

Не отчитывающийся гражданин обязательно заинтересует инспекцию, которая опросит соседей и жильцов. Результатом станет ответственность за правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов на имущество

Ряд платежей в бюджет обусловлен не фактом получения дохода, а наличием в собственности определенного имущества. К таким сборам относятся:

  • транспортный налог;
  • на имущество физических лиц.

Их расчет производится инспекторами, исходя из мощности двигателя или кадастровой стоимости недвижимости, принадлежащей гражданам. Итоговый результат направляется им в налоговом уведомлении.

Если гражданин получил платежку, он обязан перечислить рассчитанную сумму в бюджет. Сам факт направления уведомления говорит том, что налоговая инспекция обладает всей полнотой информации о собственности физлица. Она передается в этот орган регистрационными подразделениями ГИБДД и Росреестром.

Чтобы зафиксировать налоговое правонарушение, инспектору достаточно отследить неисполнение направленного гражданину документа. Уклонение от внесения денег в казну скрыть не удастся.

Земельный налог

Граждане России, имеющие в собственности землю, уплачивают земельный налог. Для этого используется код бюджетной классификации (КБК). Он состоит из цифр, по которым анализируется характер, назначение, размер платежа. Отдельный КБК присвоен начислению пеней. В 2019 году налоговая ставка составила 0,3% кадастровой стоимости для сельхозугодий, ЛПХ, участков под многоквартирные дома, землю с коммуникациями. Остальная земля требует 1,5% ежегодных взносов. Пени за подачу сведений позднее 1 декабря начисляются в размере 1/300 от ставки ЦБ. Штраф за умышленное сокрытие составит 40% к долгу, за неполное покрытие взносов – 20%.

Транспортный налог

За основу берется мощность автомобиля. Максимальная ставка для транспорта свыше 250 л.с. равна 15 рублям. Существуют несколько способов, как не платить транспортный налог. Среди них:

  • оформление заявления в налоговой, что ТС не используется;
  • оформление льгот;
  • переоформление авто на льготника;
  • отсрочка платежа на полгода, если не прислали уведомление вовремя.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 350-54-95

Если автомобиль в угоне, то надо сразу предоставить соответствующую справку из ГИБДД. На похищенное ТС налог не начисляется.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Штраф за неуплату транспортного налога составляет 1/300 ставки за просроченный этап. Однако есть срок давности истребования долга, он составляет не более 3 пропущенных лет. Т.е., в 2019 году приставы не смогут требовать уплаты долгов до 2015 года.

Дополнительно можно прочитать статью о том, как проверить задолженность по транспортному налогу.

Где узнать задолженность по налогам физических лиц

Чтобы не столкнуться со сложностями, рекомендуется периодически изучать данные о недоимках по обязательным платежам. Граждане часто интересуются тем, где посмотреть задолженность по налогам физических лиц. Раньше это было возможно только путем личного обращения в контролирующие уплату сборов органы. Чтобы получить представление о размере неисполненных перед бюджетом обязательств сегодня, граждане могут не посещать инспекцию лично. Налоговая задолженность физических лиц размещается на нескольких онлайн-ресурсах.

Сервис Госуслуг

Среди прочих услуг, портал предоставляет возможность получить данные о задолженности по налогам. Чтобы стать пользователем, нужно следующее:

  • зарегистрироваться на ресурсе с помощью номера мобильного телефона или СНИЛС;
  • заполнить данные своего профиля.

Когда гражданин активировал свой профиль, ему нужно нажать на вкладку «мои долги по налогам физических лиц» и узнать о недоимках. Сервис предоставляет возможность погасить долги с помощью электронной платежной системы.

Личный кабинет налогоплательщика

На сайте налоговой службы присутствует возможность зарегистрироваться в качестве пользователя-налогоплательщика. Эта процедура является более сложной, нежели использование портала Госуслуги. Закон защищает налоговую тайну, поэтому гражданину придется посетить инспекцию и получить карту доступа с временным паролем (его необходимо заменить в месячный срок).

Это тоже важно знать: Налог с продажи недвижимости в 2019 году: как снизить размер налога, риски и ответственность

Чтобы узнать, какова налоговая задолженность по ИНН, ваш ИНН нужно вбить в поле поиска. При отсутствии сведений об индивидуальном номере ресурс предлагает указать фамилию, а также паспортные данные для того, чтобы узнать размер недоимки

Неуплата исчисленных налогов также отражается в личном кабинете. Там же присутствует возможность оплатить недоимку, не выходя из-за компьютера.

Ресурс обладает дополнительным функционалом:

  • сдача деклараций;
  • сервис запросов в налоговую инспекцию;
  • распечатка уведомлений.

Сайт службы судебных приставов

Чтобы узнать о критических долгах без прохождения регистрации, можно использовать сайт ФССП. Гражданину придется сделать следующее:

  • открыть банк данных об исполнительных производствах;
  • выбрать регион;
  • заполнить ФИО и дату рождения.

Система выдаст информацию обо всех открытых исполнительных производствах в отношении человека. Среди сведений появятся данные об источнике задолженности (кредиты, штрафы, и т.д.).

Важно

На сайте службы судебных приставов удастся узнать только о части долгов. Если инспекция не передала исполнительные документы, то сведения о недоимке будут отсутствовать в этой базе.

Система «Яндекс-Деньги»

Неуплата начисленных налогов отслеживаются с помощью платежной системы «Яндекс-деньги». Для этого необходимо зарегистрироваться или использовать уже существующую учетную запись.

Для получения информации требуется открыть сервис с информацией о налогах. Он отличается сравнительной простотой использования. Сервисом осуществляется проверка задолженности физических лиц по ИНН. Гражданин оплачивает недоимку через эту систему.

Ответственность, предусмотренная законом за уклонение от уплаты налогов

Вопрос о том, что грозит гражданину, не перечисляющему сборы в казну, интересует каждого плательщика. Неуплата предусмотренных налогов и неисполнение сопутствующих обязанностей грозит привлечением к ответственности по НК РФ. В ряде случаев возможно уголовное и административное наказание.

Применение тех или иных наказаний, когда неуплата совершена физическим лицом зависит от ряда факторов:

  • размер образовавшейся задолженности;
  • статус гражданина;
  • прошедший с момента образования недоимки период.

Штраф за неуплату налогов физическим лицом

Налоговая санкция – это применяемый вид наказания исходя из совокупности правонарушений.

Налоговая ответственность за образование недоимки предусмотрена ст. 122 НК. Суровость применяемых взысканий зависит от умысла нарушителя.

  • В ситуациях, когда задолженность образовалась по ошибке, штраф за неуплату составляет 20 % от суммы недоимки.
  • Наказание за умышленное уклонение от внесения сборов в казну более суровое. Штраф за неуплату физическим лицом составит 40 % от размера долга.

Многие граждане не платят налоги годами. За это время накапливается внушительная сумма долга. Налоговые преступления влекут наказание независимо от суммы скрытых перечислений. Закон устанавливает временные пределы применения взысканий. Срок давности за совершение правонарушения составляет 3 года с момента окончания налогового периода, в котором оно было допущено.

Наказание по ст. 122 НК окажется не единственной проблемой гражданина. Штраф за несвоевременную уплату не освободит его от обязанности перечислить налоговый сбор и уплатить пеню.

Это тоже важно знать: Какова ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность

Статистические данные

Около 30 % всех экономических правонарушений составляют налоговые преступления. Статистика, представленная ФНС за 2017 год, указывает на 1001 уклонение от уплаты налогов, что почти в 9 раз меньше данных за 2016 год. Всего за период 2013-2017 гг. подследственность налоговых правонарушений составила 30249 дел, из них раскрыто – 14389.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Для гражданина уголовную ответственность может повлечь и неуплата налогов. Статья 198 УК РФ обозначает условия для заведения подсудного дела:

  • сумма долга за 3 предшествующих года превышает 900 тыс. рублей и составляет более 10 % от суммы всех исчисленных сборов;
  • сумма долга за этот период превышает 2 700 тыс. рублей.

Налоговые преступления, за которые сажают на срок до 3 лет, имеют более серьезные признаки. По этим критериям устанавливается уголовная ответственность за неуплату налогов в крупном размере. Наказанием может оказаться штраф до 300 тыс. рублей, или лишение свободы до 1 года.

Отдельные критерии имеет особо крупное уклонение от уплаты. УК РФ классифицирует его:

  • если долг образовался за 3 предшествующих года и превышает 4 500 тыс. рублей, а также составляет более 20 % от всех обязательных платежей;
  • если долг за это время составил более 13 500 тыс. рублей.

В любом из этих случаев наказание окажется более суровым (от штрафа в пределах 200 – 500 тыс. рублей до 3-х лет лишения свободы).

Эти действия относятся к категории небольшой тяжести, поэтому срок давности по налоговым правонарушениям составляет 2 года с момента совершения.

Административная ответственность

Закон ограничивает применение таких мер. Они используются, когда происходит неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность наступает при нарушениях соков представления отчетности. Ст. 15.5 КоАП устанавливает наказание для должностных лиц компаний, выполняющих эти функции (главный бухгалтер).

Неуплата является серьезным правонарушением. Если гражданин не отследит информацию о задолженности, он рискует получить арест на банковские счета и лишиться возможности выезда за рубеж.

Основные моменты

Читайте: Ответственность за занижение налоговой базы

Если лицо не оплачивает в установленный законом срок налоги в федеральный и местный бюджет, то это повлечет за собой наложение наказания. Зависеть оно будет от степени вины, объема долга и пр. факторов.

Российская правовая система классифицирует ответственность по данного рода правонарушениям в зависимости от Кодекса, которым оно регулируется:

  • Административная. Предполагает обязательный возврат денежных средств и наложение штрафных санкций.
  • Налоговая. Включает в себя неустойку за просрочку по выплатам.
  • Уголовная. Возможна в виде крупных штрафов и лишения свободы за уклонение от налогов в крупных размерах.

Соответственно они подпадают под действие КоАП РФ, НК РФ и УК РФ.

Можно выделить три основных способа, которыми уклоняются от уплаты налога:

  • Сокрытие размера реального дохода и как следствие – занижение суммы уплачиваемого налога.
  • Невнесение платежей в установленные законом сроки.
  • Непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого временные рамки.

Нарушитель может быть физическим лицом (в том числе ИП), а также – юридическим лицом. За одно и то же правонарушение указанные группы понесут разную степень ответственности.

Налоговый Кодекс

Та часть НК РФ, которая касается уклонения от уплаты налогов, представлена статьями: 119 — 122. Касаются они начисления неустоек за совершенное правонарушение:

  • Так, согласно ст.119 непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого законом рамки будет наказываться следующим образом: наложение штрафа в размере 5 % от суммы, которая должна быть уплачена в качестве налога. При этом она не может быть менее 1 тыс. руб. и не должна превышать 30 % от суммы, подлежащей к уплате.
  • Наложение штрафа в размере 200 руб. за непредоставление декларации в электронном виде.
  • Предоставление в налоговый орган неверных сведений о суммах, с которых должен быть уплачен налог, приведет к наложению штрафа в 40 тыс. руб. на ответственное лицо. При повторном правонарушении сумма возрастет до 80 тыс. руб.
  • Если налог не был выплачен или внесен в неполном объеме, то провинившееся лицо будет обязано выплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна быть внесена в бюджет. Если доказан факт предумышленности правонарушения, то сумма штрафа возрастет до 40 %.

Остальные статьи НК относятся к неуплате налогов опосредованно, а не напрямую

Уголовный Кодекс

Изучая меры уголовной ответственности по делам, связанным с невыплатой налогов, в первую очередь необходимо отметить, что согласно российскому законодательству за уголовные правонарушения могут быть наказаны только физические лица, но никак не организации. Но это не значит, что деяния, которые подпадают под уголовно наказуемые, в рамках юрлица можно осуществлять без опаски. Просто к ответственности будет привлечено должностное лицо.

Если для наложения штрафов по статьям Административного и Налогового Кодекса может быть достаточно решения ФНС, то действия, подпадающие под УК, и меру наказания по ним определяет суд.

При этом сотрудники Налоговой службы обязаны собрать материал, касающийся правонарушения и отправить его следственным органам. Эта процедура возможна при наличии следующих факторов:

  • В отношении нарушителя уже принималось решение о привлечении к налоговой ответственности. И оно вступило в законную силу.
  • Лицо, нарушившее закон было надлежащим образом уведомлено о необходимости уплатить задолженность по налогам вместе с неустойкой. После получения уведомления прошло не менее 2 месяцев.

При этом размер неуплаченных налогов должен признаваться как крупный или особо крупный.

Крупной является сумма, невнесенная за 3 года подряд, при условии, что она превышает 900 тыс. руб. К особо крупному размеру относят сумму налогов, невнесенную за 3 года подряд и превышающую 4 млн. 500 тыс. руб.

Рассмотрим налоговые правонарушения, отмеченные в УК РФ постатейно:

  • Ст. 198. Если физическое лицо уклоняется от уплаты налогов в крупном размере, то ему назначается штраф, сумма которого составляет от 100 до 300 тыс. руб. На усмотрение судьи она может быть равна размеру общего дохода или зарплаты за период от 1 до 2 предшествующих лет. Либо за такое деяние лицо будет подвергнуть принудительным общественным работам сроком до 1 года или арестом на срок до 6 месяцев. Также неплательщик может быть лишен свободы на срок до 1 года. Если то же самое деяние совершено в особо крупном размере, то лицо будет наказано штрафом от 200 до 500 тыс. руб. Также за подобное правонарушение предполагается наказание в виде стандартных принудительных работ или ограничения свободы на срок до 3 лет.
  • Ст. 199. Если от уплаты налогов в крупном размере уклоняется организация, в таком случае ответственное лицо будет наказано более существенным штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. Кроме того статья предписывает возможность наказания в виде принудительных работ для ответственного лица на срок до 2 лет. Также за подобные деяния предусматривается возможность ареста на существенный срок (до 6 месяцев), а в более серьезных случаях — лишение свободы на срок от 1 до 2 лет. Если то же самое деяние осуществляется ни одной организацией, а целой группой либо размерах, которые относятся к особо крупным, то виновное лицо будет наказано штрафом уже более внушительным в размере от 200 до 500 тыс. руб. Кроме того за подобные действия возможно назначение принудительных работ на срок до 5 лет. Также виновный может быть лишен свободы на срок до 6 лет.

Статьи УК РФ предусматривают, что если лицо совершило подобные противоправные деяния впервые, то оно не будет подвергнуто уголовному наказанию при условии, что все задолженности по налогам, включая сумму неустойки, внесены в бюджет.

Сроки давности

Читайте: Срок давности по административным правонарушениям

Сроком исковой давности считается промежуток времени, по прошествии которого на лицо не может быть наложено наказание за противоправное деяние. В том, что касается нарушений, связанных с неуплатой налогов, то НК РФ (ст. 113) таким сроком определяет 3 года. Отсчет начинается со следующих моментов:

  • Первый день после завершения налогового периода, в котором лицо осуществило противоправные действия. Это относится к неуплате налогов или к уплате не в полном объеме.
  • Первый день после осуществления правонарушения. Такой отсчет ведется при неподаче налоговой декларации.

Если гражданин не имеет статуса ИП, тогда срок давности по налоговым преступлениям для него сокращается до 6 месяцев с момента, когда закончился срок, установленный законом для исполнения обязанности по выплате налога.

Если в течение 3 лет, отпущенных законом в качестве срока давности, налоговая задолженность лица превысит порог в 3 тыс. руб., ФНС получает право подать исковое заявление в суд с требованием о принудительном взыскании.

Нарушения в сфере налоговых сборов физических лиц и организаций предусматривает целую систему наказаний. Большая их часть предполагает наложение штрафных санкций. Однако в ряде случаев виновное лицо при наличии обстоятельств, которые сочтут отягчающими, подпадает под действие УК РФ. Это значит, что к нему будут применены более строгие меры взыскания (такие как арест или длительные принудительные работы).

Признаки финансовых преступлений

Привлечь организацию или физ. лицо к ответственности за неуплату налогов можно только после проведения соответствующей проверки. ФНС всегда обращает внимание на следующие признаки совершения финансового преступления:

  1. Налоговая нагрузка субъекта ниже, чем должны быть. Сравнение осуществляется с помощью других хозяйствующих объектов с аналогичным видом экономической деятельности.
  2. В отчетности отражаются убытки предприятия за несколько налоговых периодов.
  3. Большое количество используемых налоговых вычетов и льгот.
  4. Быстрый рост доходов организации по отношению к предоставляемым услугам.
  5. Уровень заработной платы работников ниже средней нормы зарплаты по региону.
  6. Доход индивидуального предпринимателя практически равен его расходам.
  7. Вся финансово-хозяйственная деятельность субъекта построена на основе оформления соглашений с большим количеством посредников.
  8. Сокрытие от налоговой инспекции ряда информации, включая несоответствия в поданных документах и т. д.
  9. Частое перемещение субъекта в связи с переездом, из-за чего происходит постоянная смена районных отделений ФНС.
  10. Несоответствие уровня рентабельности юридического лица.
  11. Высокие налоговые риски.

К высоким рискам ФНС относит следующее:

  1. Руководители компании-поставщика и компании-покупателя не обмениваются личными контактами, не назначают встречи и т. д.
  2. Отсутствие каких-либо личных данных о компаниях (их руководителях), с которыми сотрудничает субъект.
  3. Нет сведений о фактическом местонахождении компании-партнера.
  4. У фирмы-партнера нет рекламы или других способов поиска клиентов. При этом на рынке есть другие фирмы, предоставляющие подобные услуги по такой же цене (или меньше).
  5. Компания, с которой сотрудничает субъект, не имеет государственной информации.

При обнаружении подобных признаков ФНС проводит тщательную проверку и предпринимает необходимые действия. Нарушитель обязан будет выплатить не только необходимую сумму налога, но и различные пени и штрафы.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

Правонарушение Ответственность
Осуществление деятельности без постановки на учет. Ст. 117 НК РФ
Нарушение правил ведения учета. Ст. 120 НК РФ
Занижение налоговой базы. Ст. 122 НК РФ
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС. Ст. 126 НК РФ

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

Меры ответственности налогоплательщиков

За уклонение от уплаты налогов предусмотрено соответствующее наказание. Нарушителя могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Но перед тем как использовать серьезные санкции, плательщика ожидает наказание согласно Налоговому кодексу:

  1. Ст. 119 НК РФ. Предусматривает размер штрафа в размере 5% от суммы. Применяется при непредставлении лицом декларации. Есть нюансы, например, сумма штрафа не может быть меньше 1 тыс. рублей.
  2. Ст. 122 НК РФ. Используется при неправильном расчете суммы налога. Если плательщик просто ошибся, то размер взыскания составит 20%. При умышленной недоплате – 40% от недостающей суммы.

Что касается административной ответственности, то за правонарушение в сфере налогообложения плательщик может быть привлечен по статье 15.5 КоАП. Санкция данной статьи включает штраф за непредставление физ. лицом налоговой декларации. Уголовная ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ наступает только тогда, когда размер неуплаты является крупным или особо крупным.

Санкция ст. 198 УК РФ по отношению к физ. лицу, выступающему нарушителем, содержит следующие виды наказания:

  1. Штраф (до 300 тыс. рублей).
  2. Тюремное заключение (до 1 года).

Справка: если размер неуплаты является особо крупным, то сумма штрафа увеличивается до полумиллиона рублей, а срок лишения свободы – до 3 лет.

В случае когда от уплаты налога уклоняется организация, то уполномоченное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. Санкции, применяемые в данном случае, практически аналогичны ст. 198 УК РФ. Единственное отличие – срок тюремного заключения в ч. 1 ст. 199 составляет 2 года.

У налоговых преступлений есть так называемый срок давности. Он составляет три года, по истечении которых субъекта невозможно привлечь к ответственности. Но сотрудники налоговой инспекции могут приостанавливать этот срок с помощью специального акта. Нарушитель может избежать наказания на основании следующих причин:

  1. Если действовал по инструкции недобросовестного должностного лица.
  2. Задержки по уплате налогов возникли вследствие чрезвычайного происшествия, стихийного бедствия и т. д.
  3. Плательщик не мог осуществить платеж по причине своего болезненного состояния.

Суд может уменьшить размер штрафа в 2 раза, если у нарушителя будет серьезное основание для просрочки платежа. Но в этом случае преступление должно быть осуществлено без умысла и один раз.

Проще уплатить необходимую сумму налога, чем использовать незаконные способы уклонения и впоследствии платить большие штрафы и пени. К тому же при серьезных нарушениях в сфере налогообложения нарушителя может ожидать уголовная ответственность.

Когда уклонение, а когда нет?

Согласно статьям 198 и199 УК РФ уклонение от уплаты налогов физическими лицами и предприятиями проявляется в следующих действиях:

  • гражданин, достигший совершеннолетия, или предприятие (субъекты) сознательно и целенаправленно (субъективная сторона) не подало налоговую декларацию, не предоставило какие-либо обязательные для целей налогообложения бумаги, включило в декларацию ли другие документы неверные, искаженные сведения (объективная сторона);
  • в результате оных действий в бюджет не поступило, либо поступило значительно меньше доходов от налогообложения, чем следовало (объективная сторона);
  • величина недоимки признана по закону крупной или особо крупной (объективная сторона).

Отдельное внимание уделим последнему пункту состава преступления: величине недоимке по налогам. Для граждан (ст. 198 УК РФ):

  • крупный размер > 600 000 руб. за трехгодовой отрезок времени, при том, что часть невыплаченных налогов превысила 1/10, либо составила более 1,8 млн. руб. в денежном эквиваленте.
  • особо крупный размер > три млн. руб., при части невыплаченных налогов более 1/5 или более девять млн. руб. в денежном эквиваленте.

Для юридических лиц (ст. 199 УК РФ):

  • крупный размер > 2 млн. руб. за трехгодовой отрезок времени, при величине «сокрытых налогов» > 1/10 от уплаченных или более 6 млн.
  • особо крупный размер > 10 млн. руб. за аналогичный временной отрезок, при величине «сокрытых налогов» > 1/ 5 от уплаченных или более 30 млн. руб.

Что же это означает? Во-первых, отсутствие одного из элементов состава преступления не позволяет классифицировать его по одной из указанных статей. Особенно сильно при этом на состав преступления оказывает размер фактического урона.

Если он значительно меньше, указанного, то скорее всего, правонарушителю уголовная ответственность не грозит. В данном случае, суд обычно ограничивается принудительным взысканием долга за имущества или денежных средств нарушителя, а также штрафом.

Во-вторых, согласно Постановлению Пленума ВС РФ №64, если правонарушитель совершил, но не довел свое преступление до конца (например, не подал вовремя декларацию или подал с ошибкой), но затем до истечения срока платежа перечислил ден. средства в полной сумме (или сумме, не позволяющей применить крупный или особо крупный размер к недоимке), то состав преступления по такому делу отсутствует, а действия нарушителя могут быть квалифицированы как добровольный отказ от окончания преступления.

Ответственность и судебная практика

УК РФ предлагает следующие виды ответственности за преступные деяния, квалифицированные как уклонение от уплаты налога гражданами:

  • при выявлении крупной недоимки : штраф = от ста до трехсот тыс. руб. либо суммарная зарплата за 1 или 2 года, обязательные работы на год, арест до полугода, ограничение свободы до 1 года.
  • при выявлении особо крупной недоимки: штраф = от двухсот до пятисот тыс. руб. либо зарплата за 1,5-3 года, обязательные работы/ограничение свободы до 3 лет.

Если для гражданина это первый случай привлечения к уголовной ответственности и он готов заплатить долг, пеню и штраф полностью, то его согласно УК РФ можно освободить от привлечения по статье 198.

Основываясь на данных судебной практики, наиболее часто к гражданам, привлекаемым к ответственности по статье 198, назначается мера пресечения в виде штрафа. Впрочем, есть прецеденты применения наказания в виде условного лишения свободы до 1 года с испытательным сроком 6-8 месяцев. По делам с истекшим сроком давности наказание устанавливается формально.

К осужденным по статье 199 «уклонение от уплаты налогов с организаций» могут применяться следующие меры пресечения:

  • при выявлении крупной недоимки: штраф, обязательные работы до 2 лет, заключение под стражу с последующим ограничением свободы до 2 лет;
  • при выявлении особо крупной недоимки: штраф, обязательные работы до 5 лет, заключение под стражу до 5 лет.

При этом практически всегда должностные лица, ответственные за совершение преступления или участвовавшие в нем, теряют возможность занимать руководящие или управляющие должности и (реже) заниматься предпринимательской деятельностью.

Судебная практика по статье 199 выявляет, что такая мера пресечения как штраф к должностным лицам организаций практически не используется. Обычно это условный срок: от полугода до 3 лет (крупный размер) или от года до 4 лет (особо крупный размер). Реальный срок получают порядка 30-40% осужденных — до года (крупный размер) или от двух до трех лет (особо крупный размер).