Регистрация ЕНВД по месту деятельности

Особенности учета предпринимателей — плательщиков ЕНВД по месту осуществления деятельности

Одной из основных функций налоговых органов является учет налогоплательщиков. И НК РФ содержит целый ряд оснований для постановки на налоговый учет организаций и физических лиц.

В соответствии со ст. 83 НК РФ индивидуальные предприниматели, как и все физические лица, подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В ст. 83 НК РФ не сказано о необходимости постановки на учет индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД. Однако фактически она содержит открытый перечень оснований для постановки на учет в налоговых органах, так как в ней, помимо всего прочего, говорится об иных основаниях, предусмотренных НК РФ для постановки на учет. Одним из них как раз и является постановка на учет плательщиков ЕНВД по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Пунктом 2 ст. 346.28 НК РФ определено, что плательщики ЕНВД в общем и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, в частности обязаны встать на учет в налоговых органах по месту ведения этой деятельности не позднее пяти дней с начала ее осуществления.

Сразу хотелось бы прояснить несколько наиболее важных моментов, связанных с постановкой на учет индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕНВД по месту осуществления деятельности.

  1. Индивидуальные предприниматели не должны вставать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в тех налоговых органах, в которых они на момент начала осуществления деятельности, подпадающей под уплату единого налога, уже состоят на налоговом учете по иным основаниям. Данный вывод следует из положений п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 <1>, подтвержден Письмами Минфина России от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126, от 16.02.2006 N 03-11-02/41 и УФНС по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/03906.

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

  1. Индивидуальный предприниматель — плательщик ЕНВД, осуществляющий деятельность на территории нескольких районов одного городского округа, обслуживаемых разными налоговыми инспекциями, обязан встать на налоговый учет по месту осуществления указанной деятельности в одной из районных инспекций, на подведомственной территории которой расположено место осуществления деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет (Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249, от 16.02.2006 N 03-11-02/41).
  2. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность, подлежащую обложению ЕНВД, на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных одной межрайонной инспекции, обязан встать на налоговый учет в качестве плательщика данного налога в этой межрайонной инспекции только один раз (Письма Минфина России от 29.05.2006 N 03-11-09/3/277, от 02.03.2006 N 03-11-04/3/103, от 16.02.2006 N 03-11-02/41).
  3. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, носящие «передвижной» характер (развозная (разносная) торговля, распространение и (или) размещение наружной рекламы, распространение и (или) размещение рекламы на транспорте, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов), должны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства (месту получения дохода от этой предпринимательской деятельности). Разъяснения, касающиеся данной ситуации, содержатся в Письмах Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249, от 22.08.2007 N 03-11-04/3/328.

В настоящее время в целях реализации положений п. 2 ст. 346.28 НК РФ и в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 84 НК РФ разработан и действует порядок постановки на учет плательщиков ЕНВД по месту осуществления деятельности, утвержденный Приказом МНС России N БГ-3-09/722 <2>.

<2> Приказ МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 «Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности».

Процедура постановки на учет заключается в представлении налогоплательщиками заявлений установленной формы с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих регистрацию и постановку на налоговый учет по месту нахождения (жительства) налогоплательщиков. В частности, этим Приказом предусмотрено, что индивидуальные предприниматели обязаны подавать заявления по форме 9-ЕНВД-2 (Приложение N 2). Одновременно с заявлением о постановке на учет индивидуальный предприниматель — плательщик ЕНВД, не состоящий на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному НК РФ, представляет заверенные копии:

  1. свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  2. свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что от индивидуальных предпринимателей в налоговых инспекциях, как правило, требуют, чтобы копии документов, приложенные к заявлению, были заверены нотариусом или налоговым органом по месту жительства. Однако такое требование чиновников не находит понимания у арбитражных судей. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 21.06.2007 N А42-1432/2006 указал, что индивидуальный предприниматель при постановке на учет имеет право представлять вместе с заявлением копии документов, не заверенные налоговым органом по месту жительства либо нотариусом.

Ответственность

За невыполнение обязанностей по постановке на учет к индивидуальным предпринимателям — плательщикам ЕНВД могут быть применены меры налоговой ответственности. Так, в соответствии с НК РФ в зависимости от обстоятельств индивидуальные предприниматели, нарушившие срок постановки на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления деятельности, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст. ст. 116 или 117 НК РФ.

В соответствии со ст. 116 НК РФ к ответственности в виде штрафа в размере 5000 или 10 000 руб. могут быть привлечены плательщики ЕНВД, представившие заявление по истечении более пяти дней с момента начала осуществления деятельности. Размер штрафа зависит от количества дней, на которое индивидуальный предприниматель задержит подачу заявления.

Статья 117 НК РФ предусматривает наложение еще более весомых штрафов, но уже за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. При этом размер штрафа, опять же в зависимости от времени, в течение которого осуществлялась деятельность без постановки на учет, может составить 10 или 20% от полученного дохода. При этом размер штрафа не может быть менее 20 000 руб.

Таким образом, штрафные санкции за нарушение порядка постановки на учет, которые могут быть применены к индивидуальным предпринимателям — плательщикам ЕНВД, являются довольно значительными.

По мнению автора, плательщикам ЕНВД следует соблюдать срок постановки на учет, так как действующая форма декларации по ЕНВД может дать основания налоговым инспекторам обвинить некоторых налогоплательщиков в нарушении этого срока.

Для наглядности приведем пример.

Пример. Индивидуальный предприниматель состоит на налоговом учете по месту жительства в г. Саранске. В I квартале 2007 г. он начал осуществлять деятельность в сфере розничной торговли через магазин, расположенный в г. Кстово Нижегородской области. Заявление о постановке на учет плательщика ЕНВД по месту осуществления деятельности (по форме 9-ЕНВД-2) было подано в налоговую инспекцию г. Кстово 14.02.2007. В декларации, представленной 20.04.2007, индивидуальный предприниматель проставил величину физического показателя, равную 10 кв. м, за январь, февраль, март (стр. 050, 060, 070 разд. 2 декларации).

В итоге налоговая инспекция имеет два документа:

  • заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД от 14.02.2007;
  • декларацию по ЕНВД за I квартал, в которой индивидуальный предприниматель фактически указал на то, что он встал на учет в качестве плательщика этого налога по месту осуществления деятельности по истечении более пяти дней с момента начала работы магазина.

В данной ситуации налоговая инспекция располагает бесспорным доказательством совершения индивидуальным предпринимателем налогового правонарушения, и что самое удивительное — доказательство (декларация по ЕНВД) представлено им самим. Даже если предположить, что в январе магазин работал только один день (31 января), то до момента подачи заявления (14.02.2007) прошло более пяти рабочих дней, а значит, срок, установленный п. 2 ст. 346.28 НК РФ, был нарушен.

Налоговым инспекторам остается только выбрать статью Налогового кодекса (116 или 117), в соответствии с которой они оштрафуют данного налогоплательщика.

Приведенный пример актуален еще и потому, что многие индивидуальные предприниматели вспоминают о необходимости представления заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности только в момент подачи декларации по ЕНВД за прошедший налоговый период. При этом, как и в приведенном выше примере, в декларациях они проставляют значения физических показателей за все месяцы налогового периода (квартала).

Подведем итоги

Автор настоящей статьи ни в коем случае не призывает индивидуальных предпринимателей искажать налоговую отчетность, для того чтобы избежать штрафных санкций. Надо просто своевременно представлять заявление о постановке на учет в налоговые органы тех муниципальных образований, на территории которых они только планируют начать осуществление деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД.

Кроме того, практика показывает, что арбитражные суды очень лояльны к индивидуальным предпринимателям — плательщикам ЕНВД, несвоевременно вставшим на налоговый учет по месту осуществления деятельности (подавшим заявление о постановке на учет с нарушением установленного срока), а если и поддерживают представителей налоговой службы и привлекают первых к ответственности, то значительно уменьшают размер штрафных санкций. В качестве примера можно привести Постановление ФАС УО от 19.02.2007 N Ф09-663/07-С3, согласно которому размер штрафа, предъявленного к уплате индивидуальному предпринимателю, был уменьшен в десять раз и вместо 5000 руб. составил только 500 руб.

А.Г.Александров

Эксперт журнала

«ИП: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Частый вопрос от ИП, которые хотят перейти на ЕНВД (так называемая “вмененка”). И, как правило, у новичков сразу возникает вопрос о том, в какую налоговую инспекцию необходимо подавать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.

По месту прописки? Или по месту деятельности?

Достаточно открыть Налоговый кодекс России (что очень редко бывает с ИП), и внимательно прочитать пункт 2 статьи 346, где можно найти подробный ответ:

2. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:

  • по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Как видите, иногда достаточно открыть Налоговый кодекс, вместо того, чтобы платить налоговым консультантам за ответы по таким простым вопросам.

P.S. Если Вам помог наш сайт или понравилась статья, то поделитесь с другими ИП в социальных сетях!

И не забудьте подписаться на новые статьи для ИП!

Не пропустите важные новости для ИП!

Получайте новые статьи на свою почту

Проверьте вашу почту!

Попробуйте еще раз… где-то ошибка

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Постановка на учет в налоговом органе ИП

Государственная постановка индивидуального предпринимателя на налоговый учет осуществляется по месту проживания физлица в целях контроля уполномоченных органов (п. 1 стат. 83 НК). Какой адрес имеется в виду – фактического жительства или прописки? Для ответа следует обратиться к п. 2 стат. 11 НК, где указано, что местом проживания гражданина считается полный адрес регистрации физлица в РФ, включая наименование улицы, а также номера дома и квартиры.

Следовательно, чтобы официально выполнить постановку на учет ИП, необходимо представить пакет регистрационных документов по месту прописки гражданина. А если постоянной прописки по какой-либо причине нет, зарегистрировать предпринимательство можно по адресу временного пребывания. Дополнительно встать на учет потребуется по фактическому адресу нахождения имущественных объектов; средств транспорта, прочим основаниям для обеспечения полноты уплаты налогов (п. 1 стат. 83 НК). К последним, к примеру, относится ведение вмененной деятельности. Обязанность постановки на налоговый учет для вмененщиков установлена п. 2 стат. 346.28 НК.

Заявление на постановку ИП в налоговую – форма

Бланк утвержден ФНС на федеральном уровне в Приказе № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12 г. Письменное заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя подается совместно с подтверждающим личность физлица документом и квитанцией по уплате госпошлины размером в 800 руб. В ф. Р21001 нужно указать следующие сведения:

  • ФИО и ИНН гражданина.

  • Пол, гражданство, место и дата рождения.

  • Адрес физлица по классификатору КЛАДР.

  • Данные удостоверяющего документа – серия и номер паспорта, точное место выдачи, код подразделения. Иностранцы приводят сведения из вида на жительство или временного разрешения.

  • Информация о планируемых видах деятельности – приводятся основной и дополнительные (минимум 4) ОКВЭД по классификатору.

  • Контактные данные заявителя и личная подпись.

Представить заявление можно самому гражданину-ИП или его представителю. Если документы сдает доверенное лицо, понадобится нотариальное заверение его полномочий и подписи в ф. Р21001. При условии корректного указания сведений и верного заполнения всех форм регистрация ИП и постановка на налоговый учет выполняются в 3-дневный срок (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ от 08.08.01 г.). «На руки» предпринимателю выдаются выписка из ЕГРИП и свидетельство о госрегистрации.

Как снять ИП с учета в налоговой

Если коммерческая деятельность прекращается, как сняться с учета ИП в налоговой? При любых основаниях снятие с налогового учета предпринимателя осуществляется согласно сведениям из ЕГРИП (п. 5 стат. 84 НК). Заявление ф. Р26001 подается в территориальное подразделение ИФНС по адресу проживания. Одновременно для закрытия бизнеса представляется документ по уплате госпошлины размером в 160 руб. Заявителем вправе выступать как сам гражданин-ИП, так и его представитель, полномочия которого удостоверены нотариально.

Официальное снятие с учета в налоговой ИП сопровождается закрытием расчетного счета, уничтожением рабочих печатей и штампов (при их наличии). На момент ликвидации бизнеса должны быть в полном объеме уплачены налоги, сборы, сдана отчетность. Максимальный срок закрытия предпринимательства равен 5 рабочим дням (п. 1 стат. 8 Закона № 129-ФЗ). В качестве подтверждения прекращения деятельности выдается лист записи ЕГРИП ф. Р60009 (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-14/481@ от 12.09.16 г.).

Обратите внимание! Если документы заполнены неверно или с исправлениями, налоговая инспекция вправе отказать в приемке форм с указанием обоснованной причины отказа (п. 1-3 стат. 23 Закона № 129-ФЗ).

ЕНВД: до какого года данная система еще будет действовать в РФ

Тем не менее власти не оставили попытки внести изменения в действующее налоговое законодательство. По их мнению, данная система конкурирует с «упрощенкой», и поэтому ЕНВД следует отменить. Более того, были предприняты конкретные шаги в этом направлении. В частности, в конце июня прошлого года ГД приняла Федеральный закон № 94-ФЗ, отменяющий данную систему, начиная с 1 января 2018 года. Однако здесь стоит обратить внимание на один важный момент. Ранее президентом страны был подписан законопроект, которым применение ЕНВД продлевалось до 2021 года. Он вступил в силу 1 января 2017-го. В настоящее время именно этот закон является актуальным. То есть единый налог на вмененный доход в стране пока еще действует – отменят его не ранее 2021 года.

Давайте вкратце напомним основные преимущества ЕНВД для ИП и ООО. В частности, во многих случаях применение данной системы действительно более выгодное по сравнению с другими. Налог здесь взимается не с фактического дохода, а с вмененного, то есть определенного государством. Зачастую именно этот момент является главным для предпринимателя. Кроме того, среди преимуществ ЕНВД также следует отметить:

  • сведение ряда платежей в один;
  • наличие понижающих коэффициентов (К1 и К2), уменьшающих размер отчислений в бюджет;
  • очень простой процесс составления отчетности в фискальные органы;
  • учет периода времени, в течение которого предприниматель или юрлицо осуществляли коммерческую деятельность при формировании налоговой базы.

Как отмечали российские законодатели, ЕНВД является наиболее оптимальным режимом налогообложения для представителей малого бизнеса. Кроме того, звучали также и опасения, что отмена данной системы может существенно усложнить жизнь налогоплательщикам, ранее ее выбравшим. В первую очередь речь здесь идет о финансовых потерях.

Читайте также: Как правильно рассчитать ЕНВД для ИП

Причины, по которым в России все-таки отменят ЕНВД

Вместе с тем звучали аргументы не только в пользу данной системы налогообложения, но и против нее. В частности, ранее уже озвучены причины целесообразности отмены единого налога на вмененный доход. Например, как было сказано целым рядом специалистов, фискальный итог применения в стране ЕНВД сложно назвать полностью положительным. Они объясняли, что, во-первых, при использовании этой системы, налоговая нагрузка на хозяйствующий субъект не зависит от его экономических показателей. Иными словами, ИП может получать очень большую прибыль, тогда как его отчисления в бюджет будут в данной ситуации минимальными.

Кроме того, звучал еще один аргумент в пользу отмены ЕНВД. В частности, специалисты указывали на сложность ведения раздельного учета в ситуации, когда ИП или юрлицо занимаются еще и другими видами бизнес-деятельности. Как видим, первый аргумент достаточно весомый, особенно если учитывать сегодняшние проблемы с наполнением государственной казны и местных бюджетов, порожденные экономическим кризисом. Задача властей в такой ситуации – расширить перечень источников поступления.

Впрочем, не стоит забывать, что в данном случае очень важно, как говорится, не перегнуть палку. Ведь ЕНВД в свое время ввели как раз с целью сокращения фискального давления на представителей малого бизнеса. Это, в свою очередь, позволило серьезно улучшить бизнес-климат в стране, предоставив предпринимателям, выбравшим данный спецрежим налогообложения, возможность не просто пытаться остаться на плаву, а развиваться. С другой стороны, следует признать, что ЕНВД выгоден далеко не всем. К его противникам, в частности, можно отнести крупных предпринимателей.

Как видим, здесь действительно палка о двух концах, и что одним хорошо, то другим – плохо. Эксперты предупреждают, что для части предпринимателей после отмены ЕНВД бизнес-деятельность станет менее выгодной, поскольку они утратят возможность планировать свои дальнейшие шаги с учетом четко определенной фискальной нагрузки. При этом крупным организациям, которым приходится вести раздельный учет операций, прекращение действия данного спецрежима налогообложения будет только на руку.