ПБУ резервы по сомнительным долгам

Содержание

Задолженность, полученная по договору уступки прав требования

Иногда возникает вопрос: вправе ли организация при исчислении налога на прибыль включать в состав резерва по сомнительным долгам задолженность по договорам уступки права требования? Отвечая на данный вопрос Минфин России в Письме от 09.10.2014 N 03-03-06/1/50394 высказал мнение, что резерв под такую задолженность создавать нельзя.

В Определении Верховного Суда РФ от 13.04.2015 N 301-КГ15-2232 также сделан вывод о том, что задолженность по договору цессии в силу положений ст. 266 НК РФ не может рассматриваться как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Такой вывод суда следовал из анализа положений п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которым реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Таким образом, в состав резерва сомнительных долгов подлежит включению не любая задолженность перед налогоплательщиком, а лишь та, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Проведение инвентаризации

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам инвентаризации, проведенной на последнее число отчетного или налогового периода. В НК РФ не установлены какие-либо обязательные форматы и особенности проведения такой инвентаризации.

Вместе с тем в Письме Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612 указано, что при формировании резервов по сомнительным долгам в налоговом учете должны использоваться данные инвентаризации, которая может проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Информация о порядке проведения инвентаризации должна содержаться в учетной политике организации (Письмо Минфина России от 17.07.2008 N 03-03-06/2/84).

Отметим, что для определения суммы дебиторской задолженности в целях создания резерва по сомнительным долгам не имеет значения, подтверждена ли дебиторская задолженность контрагентом. Иными словами, на дату создания резерва не требуется наличия акта сверки с дебитором (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612).

Резерв может создаваться и в отношении задолженности, образовавшейся в прошлых периодах, при условии, что по такой задолженности резерв ранее не создавался (Письмо ФНС России от 20.01.2005 N 02-3-08/274 «О резервах по сомнительным долгам», Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8876/08-С3 и др.).

Наличие дебиторской и кредиторской задолженности

На практике иногда может возникать вопрос, можно ли создать резерв в отношении задолженности контрагента (должника) в случае, если налогоплательщик сам имеет непогашенную задолженность перед данным должником. В Письмах Минфина России от 21.09.2011 N 03-03-06/1/579 и ФНС России от 16.01.2012 N ЕД-4-3/269@ изложена позиция, согласно которой в рассматриваемом случае в резерв по сомнительным долгам можно включать лишь разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью.

Однако позднее в Письме УФНС России по г. Москве от 05.03.2014 N 16-15/020341 с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 N 13598/12, было разъяснено, что организация, имеющая дебиторскую и кредиторскую задолженность в отношении одного и того же контрагента, при формировании резерва по сомнительным долгам может учесть всю сумму дебиторской задолженности относительно такого контрагента. Указанная позиция основана на том, что в НК РФ не содержатся условия, которые ограничивают размер дебиторской задолженности, учитываемой при формировании резерва по сомнительным долгам, в случае наличия встречной кредиторской задолженности в отношении одного и того же контрагента.

Отметим, что Постановление Президиума ВАС РФ N 13598/12 приведено в п. 1 Обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховным Судом РФ и толкования норм законодательства о налогах и сборах, содержащегося в решениях Конституционного Суда РФ за 2013 г. (направлен ФНС России Письмом от 24.12.2013 N СА-4-7/23263 нижестоящим налоговым органам для использования в работе).

Ограничение суммы создаваемого резерва

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода (определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов, если больше — во внереализационные расходы.

Спорным является вопрос, в какой момент резерв ограничивается 10% выручки: до корректировки на сумму остатка резерва предыдущего периода или после.

В Письме Минфина России от 06.10.2004 N 03-03-01-04/1/67 разъяснено, что ограничение в размере 10% от выручки отчетного (налогового) периода применяется к резерву, вновь создаваемому в этом отчетном (налоговом) периоде. При формировании резерва сначала его размер определяется с учетом 10%-ного ограничения выручки в этом периоде и уже после этого он корректируется на остаток резерва предыдущего периода.

Судебная практика также соответствует приведенной позиции Минфина России. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 06.09.2013 N А40-106629/11-91-444 указано, что налогоплательщик неверно корректировал размер вновь создаваемых резервов по сомнительным долгам. Порядок действий должен был быть следующим: после того как сумма резерва рассчитана с учетом требований ограничения в размере 10% от выручки, она корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного (налогового) периода. В данном судебном разбирательстве налогоплательщик сначала корректировал данные инвентаризации на сумму остатка резерва за предыдущий период и лишь затем применял установленное ограничение.

Отметим, что сумма выручки, используемая при расчете ограничения по резерву, должна определяться за каждый налоговый период отдельно.

Например, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде (например, в IV квартале), а 90 дней — в другом (например, в I квартале следующего года), то сумма резерва, формируемая в IV квартале, рассчитывается исходя из выручки, полученной организацией за налоговый период, т.е. по итогам года, а при расчете резерва в I квартале следующего года необходимо исходить из размера выручки от реализации за этот квартал (Письмо Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-06/4/19198).

Перенос резерва на следующий период

Налогоплательщики нередко задаются вопросом: можно ли не переносить остаток резерва предыдущего периода на следующий налоговый период? Данный вопрос, в частности, возникает из-за необходимости учитывать в составе внереализационных доходов суммы резерва согласно описанному порядку, а также имеющегося в п. 5 ст. 266 НК РФ указания на то, что сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

Есть примеры судебных решений, из которых следует, что перенос остатка резерва на следующий период является правом, а не обязанностью (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2005 N А10-4068/04-11-Ф02-1700/05-С1). Поэтому, если резерв не полностью использован и его остаток не переносится на следующий период, положения п. 5 ст. 266 НК РФ не применяются. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95 суд указал на то, что налогоплательщик вправе перенести суммы резерва по сомнительным долгам на следующий налоговый период, даже если резерв вообще не использовался в текущем периоде. Включать суммы резерва в доходы в такой ситуации не нужно. Право организации на создание резерва по сомнительным долгам не поставлено в зависимость от наличия у нее безнадежных долгов.

В то же время в некоторых судебных решениях содержатся противоположные выводы. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2006 N Ф04-9276/2005(26894-А27-26) отмечено, что налогоплательщик нарушил требование п. 5 ст. 266 НК РФ, не скорректировав сумму резерва отчетного налогового периода на сумму резерва предыдущего налогового периода. Суд решил, что не переносить остаток резерва на следующий период при создании нового резерва неправомерно.

Отражение резерва по сомнительным долгам в декларации по налогу на прибыль

Общая сумма резерва по сомнительным долгам, начисленная нарастающим итогом на последнее число отчетного (налогового) периода, отражается по строке 200 Приложения N 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль в общей сумме внереализационных расходов (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Если по итогам отчетного (налогового) периода в результате расчета отчислений в резерв получилось отрицательное число, эту сумму надо отразить по строке 100 Приложения N 1 к Листу 02 декларации за этот период в общей сумме внереализационных доходов (п. 5 ст. 266 НК РФ). Это возможно, когда по итогам отчетного (налогового) периода новых сомнительных долгов не выявлено, а долги, учтенные при формировании резерва в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, погашены.

Сумма безнадежного долга, списанного в отчетном (налоговом) периоде за счет резерва, в декларации по налогу на прибыль не отражается (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание: за счет резерва списываются все безнадежные долги, включая те, которые не учитывались при формировании резерва (Письмо Минфина от 17.07.2012 N 03-03-06/2/78).

Если остаток резерва оказался меньше суммы списываемого безнадежного долга, то разница отражается в Приложении 2 к Листу 02 декларации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • по строке 300 — в общей сумме убытков, приравниваемых к внереализационным расходам;
  • по строке 302 — отдельной суммой.

Пример

Отражение резерва по сомнительным долгам в декларации по налогу на прибыль

Отчетный (налоговый)

период

Сумма отчислений в резерв

по итогам отчетного (налогового) периода (руб.)

Cумма отчислений в резерв на последнее число отчетного (налогового) периода (нарастающим итогом) (руб.)

2015 г.

I квартал

100 000

100 000

Полугодие

195 000

295 000

9 месяцев

295 000

год

236 000

531 000

2016 г.

I квартал

-236 000

В течение 2015 г. были списаны:

1) в III квартале безнадежный долг, учитывавшийся при формировании резерва, в сумме 59 000 руб. — полностью за счет резерва. Остаток резерва составил 236 000 руб. (295 000 руб. — 59 000 руб.);

2) в IV квартале безнадежный долг, не учитывавшийся при формировании резерва, в сумме 500 000 руб., из которых:

— 236 000 руб. за счет остатка резерва;

— 264 000 руб. (500 000 руб. — 236 000 руб.) напрямую включены во внереализационные расходы.

Остаток резерва по состоянию на 31.12.2015 составляет 236 000 руб. (531 000 руб. — 59 000 руб. — 236 000 руб.).

По состоянию на 31.03.2016 новых сомнительных долгов не выявлено, а долги, учтенные при формировании резерва по состоянию на 31.12.2015, погашены.

Эти суммы будут отражены в декларациях по налогу на прибыль следующим образом (приводятся только необходимые для иллюстрации примера строки, заполненные по правилам для декларации, представляемой в ИФНС в бумажном виде (п. 2.3 Порядка заполнения декларации)).

Если организация решит не формировать резерв по сомнительным долгам в следующем году, то остаток резерва, определенный по состоянию на 31 декабря текущего года, надо отразить по строке 100 Приложения N 1 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль за отчетный год в общей сумме внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Рассмотрим на примерах ситуации, при которых необходимо применять ПБУ 18/02.

Пример

Организацией по договору подряда выполнены и приняты заказчиком работы на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.).

Заказчик не предоставлял обеспечения по этому договору. По результатам инвентаризации расчетов организации указанная необеспеченная дебиторская задолженность, не погашенная в установленный срок, признана сомнительной.

В бухгалтерском учете создан резерв по сомнительным долгам в полной сумме этой задолженности. В налоговом учете резерв по сомнительным долгам организация не формирует. В связи с истечением срока исковой давности задолженность признана безнадежной.

Через полгода после списания задолженности заказчик полностью погасил свой долг.

В учете организации необходимо сделать следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

На дату создания резерва по сомнительному долгу

Сформирован резерв по сомнительным долгам

236 000

Приказ руководителя организации,

Акт инвентаризации расчетов,

Бухгалтерская справка

Отражен ОНА

(236 000 x 20%)

47 200

Бухгалтерская справка-расчет

На дату списания безнадежного долга

Безнадежная задолженность списана за счет резерва по сомнительным долгам

236 000

Приказ руководителя организации,

Акт инвентаризации расчетов,

Бухгалтерская справка

Погашен ОНА

(236 000 x 20%)

47 200

Бухгалтерская справка

Сумма списанной задолженности учтена за балансом

236 000

Бухгалтерская справка

На дату получения денежных средств от заказчика

Получены денежные средства от заказчика

236 000

Выписка банка по расчетному счету

Ранее правомерно списанная задолженность заказчика включена в состав прочих доходов

236 000

Бухгалтерская справка

Списана сумма погашенной задолженности

236 000

Бухгалтерская справка

Пример

Организация по состоянию на 30 сентября текущего года провела инвентаризацию своей задолженности.

Выявлены просроченные задолженности:

  • организации А за поставленную, но не оплаченную продукцию на сумму 590 000 руб. (срок оплаты по договору-15 мая);
  • организации Б – получившей предоплату в сумме 708 000 руб., но не поставившей товар (срок поставки- 8 июня).

Учетной политикой предусмотрено формирование резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли.

В регистрах бухгалтерского учета резерв по сомнительным долгам формируется по тем же правилам, что и для целей налогообложения прибыли (в зависимости от срока нарушения должником своих обязательств).

Покупатель А не платит 138 дней, а поставщик Б нарушил срок своих обязательств на 114 дней.

В регистрах бухгалтерского учета начислен резерв- 1 298 000 руб. (590 000 руб. + 708 000 руб.)

В учете организации необходимо сделать следующую запись:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам» — 1 298 000 руб. — сформирован резерв по сомнительным долгам.

Для целей налогообложения прибыли задолженность поставщика Б сомнительной не признается.

Таким образом, расходы по начислению резерва по сомнительным долгам в сумме 708 000 руб., не признаются для целей налогообложения прибыли, что приведет к начислению отложенного налогового актива (ОНА) в сумме 141 600 руб. (708 000 руб. х 20%).

В учете организации необходимо сделать следующую запись:

Дебет 09 «Отложенный налоговый актив», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»- 141 600 руб. — начислен ОНА.

В декабре организация получила информацию, что оба ее должника ликвидированы.

Задолженности признаются безнадежными, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли.

Списание отражается следующими записями:

Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- 590 00 руб. – списана за счет резерва по сомнительным долгам безнадежная задолженность покупателя А;

Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» — 590 000 руб. – списанная безнадежная задолженность фирмы А принята к забалансовому учету.

Задолженность поставщика Б в сумме 708 000 руб. в регистрах бухгалтерского учета списывается аналогично.

Однако для целей налогообложения прибыли резерв по сомнительным долгам под нее не создавался, и она должна быть признана внереализационными расходами.

Ранее начисленный отложенный налоговый актив в размере 141 600 руб. должен быть восстановлен записью:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 09 «Отложенный налоговый актив» — 141 600 руб. — восстановлен ОНА.

Пример

Резерв по сомнительным долгам формируется и в регистрах бухгалтерского учета, и для целей налогообложения прибыли.

Организация по состоянию на 31 декабря текущего года провела инвентаризацию своей задолженности.

Выявлены просроченные дебиторские задолженности:

  • организации А за поставленную, но не оплаченную продукцию на сумму 590 000 руб. (срок оплаты по договору-23 сентября);
  • организации Б – получившей предоплату в сумме 708 000 руб., но не поставившей товар (срок поставки товара — 3 ноября).

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в регистрах бухгалтерского учета следующий:

В резерв включаются 50% задолженности при нарушении срока исполнения обязательств от 46 дней до 90 дней включительно и 100 % — при просрочке исполнения на 91 день и больше.

Покупатель А не платит 99 дней (с 24 сентября), а поставщик Б нарушил срок своих обязательств на 58 дней (с 4 ноября).

В регистрах бухгалтерского учета начислен резерв- 944 000 руб. (590 000 руб. + 708 000 руб. Х 50%)

В учете организации необходимо сделать следующую запись:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам» — 944 000 руб. — сформирован резерв по сомнительным долгам.

Для целей налогообложения прибыли задолженность поставщика Б сомнительной не признается.

Таким образом, расходы по начислению резерва по сомнительным долгам в сумме 354 000 руб., не признаются для целей налогообложения прибыли, что приведет к начислению отложенного налогового актива (ОНА) в сумме 70 800 руб. (354 000 руб. х 20%).

В учете организации необходимо сделать следующую запись:

Дебет 09 «Отложенный налоговый актив», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»- 70 800 руб. — начислен ОНА.

Далее следует сравнить сумму начисленного резерва в налоговом учете в размере 590 000 руб. с полученным доходом от реализации.

Допустим, что за текущий год компанией реализовано товаров (работ, услуг) на 8 000 000 руб. без учета НДС.

Соответственно 10% составляет 800 000 руб., поэтому весь сформированный резерв для целей налогообложения прибыли можно отнести на внереализационные расходы.

Но если бы доход от реализации был бы меньше, чем 5 900 000 руб. (допустим 5 500 000 руб.), то и расходами можно было бы признать не более 550 000 руб.

В этом случае, расходы следует уменьшить на 40 000 руб. (590 000 руб. – 550 000 руб.) и начислить отложенный налоговый актив в сумме 8 000 руб. (40 000 руб. Х 20%).

В учете организации необходимо сделать следующую запись:

Дебет 09 «Отложенный налоговый актив», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»- 8 000 руб. — начислен ОНА.

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.

Содержание журнала № 23 за 2011 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетностиПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от другаПисьмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва
в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н
Резерв по сомнительным долгам
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007. Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921. Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. В том числе и малые — никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет.
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ.
Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр.
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ. 3. Инвентаризация — больше не обязательное условие для создания резерва. Главное — правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно.
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ:

  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
  • не погашена в установленный договором срок.
4. Сомнительная — любая задолженность, которая:

  • не обеспечена гарантиями;
  • не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором. Причем не важно, наступил срок ее погашения или еще нет.

В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное — к примеру, долг по выданному займу.

5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. 5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег.
В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв.
В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете.
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам
Менее 45 дней 0
От 45 до 90 дней (включительно) 50
Более 90 дней 100
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ. 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет.
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными.
При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283, от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117, от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744.
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности.
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ.
Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165.
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга.
Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам
(аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет)
1. Резерв можно создавать по желанию.
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 1 ст. 324.1 НК РФ.
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать эти резервы.
Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство — вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать.
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , 2011, № 8, с. 25.
Процент отчислений в резерв
=
Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы
/
Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы
х
100%
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая.
Ежемесячная сумма отчислений в резерв
=
Процент отчислений в резерв
х
Сумма расходов на оплату труда за этот месяц
3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ.
Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре.
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:

  • <или>как затраты производства;
  • <или>как расходы на продажу;
  • <или>как иные расходы;
  • <или>в стоимости внеоборотного актива (к примеру, при создании основного средства).

Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва.
Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ.
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010.
5. Порядок переноса резерва на следующий год:

  • <если>в следующем году вы будете создавать такой же резерв, то в конце года надо определить сумму, необходимую для оплаты переходящих неиспользованных отпусков всех работников (и обязательных страховых взносов с них). Эта сумма может быть перенесена на следующий год.

Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ.

5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года
=
Сумма отчислений в резерв в течение всего года
Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы
Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы
Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ;

  • <если>в следующем году вы не будете создавать такой резерв — надо включить весь остаток резерва в доходы на конец годап. 5 ст. 324.1 НК РФ.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ.
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ.
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать этот резерв.
Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию.
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2—4 ст. 267 НК РФ:

  • <если>вы более 3 лет предоставляете гарантии покупателям и клиентам, то используйте формулу:
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств.
Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть.
Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание
=
Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года
/
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года
x
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период
  • <если>вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ)ст. 267 НК РФ. При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • <если>до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264, ст. 267 НК РФ. 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу).
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ. 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах.
5. В конце года надо проверить резерв:

  • <если>вы создавали такой резерв в 2011 г. впервые, то на 31 декабря надо скорректировать размер созданного резерва исходя из доли реальных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме годовой выручки от реализации этих товаров (работ). В итоге резерв должен быть начислен в сумме ваших затрат и на эти же затраты он будет истрачен. Получается, что переходящего остатка резерва быть не должноп. 4 ст. 267 НК РФ;
  • <если>вы создавали резерв и в 2010 г., то остаток резерва 2011 г. можно перенести на 2012 г. без ограниченийп. 5 ст. 267 НК РФ. Но если сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2012 г. будет меньше, чем сумма остатка резерва 2011 г., то разницу между ними надо будет включить во внереализационные доходып. 5 ст. 267 НК РФ.
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010. В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010.

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизиласьп. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н:

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалып. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов:

  • <если>на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • <если>на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗп. 25 ПБУ 5/01.

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»)Инструкция по применению Плана счетов… утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008. Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимостипп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н. Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложенийп. 37 ПБУ 19/02, придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нетп. 38 ПБУ 19/02.

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходып. 39 ПБУ 19/02.

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложенийп. 38 ПБУ 19/02.

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условийп. 5 ПБУ 8/2010:

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафамип. 2 ПБУ 8/2010;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникамп. 11 ПБУ 8/2010.

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 8 ПБУ 8/2010. Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 летПисьмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходып. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ.

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Резерв на текущий ремонт Резерв на капитальный ремонт
1. Резерв на текущий ремонт рассчитывается исходя из годовой сметы, но он не должен быть больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап. 2 ст. 324 НК РФ. 1. Резерв можно создавать, если на ремонт нужно копить деньги более года.
Для определения годовой суммы отчислений в резерв надо:

  • определить перечень основных средств, требующих капремонта;
  • разработать график ремонта и посчитать сметную стоимость ремонта;
  • общую сумму расходов на капремонт разделить на количество лет, в течение которых планируется создание резерва.
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем деления предельной величины резерваст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ:

  • <или>на 4, если отчетный период — квартал;
  • <или>на 12, если отчетный период — месяц.
3. На конец года у резерва на текущий ремонт не должно быть остатка — его надо включить во внереализационные доходы. Если резерва было недостаточно для покрытия всех ремонтных расходов, списываем такой перерасход как прочие расходып. 7 ст. 250, п. 1 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ. 3. Переходящий остаток резерва может быть, если ремонт еще не завершен и в следующем году такой резерв тоже будет создаватьсяп. 2 ст. 324 НК РФ.

Иные специфические налоговые резервы

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидовподп. 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектовподп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила… утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68.
  • резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынкаст. 300, п. 10 ст. 270 НК РФ;
  • банковские резервыст. 292 НК РФ, резервы страховых организацийст. 294 НК РФ, резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованиемст. 294.1 НК РФ.

***

Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб.пп. 1—3 ст. 120 НК РФ, чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

>РЕЗЕРВЫ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ: ВЫБОРА У ОРГАНИЗАЦИЙ НЕТ

РЕЗЕРВЫ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ: ВЫБОРА У ОРГАНИЗАЦИЙ НЕТ

Эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
О.А. Воропаева

В прошлом номере журнала мы рассматривали тонкости отражения резервов по сомнительным долгам в налоговом учете. Сегодня поговорим о сложностях в бухгалтерском учете.
Исходя из требования осмотрительности, организация должна быть готова к признанию в бухгалтерском учете больше расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Поэтому по сомнительной дебиторской задолженности она обязана создавать резервы по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, далее — Положение).
Резерв по сомнительным долгам относится к оценочным резервам. Его назначение — уточнять оценку дебиторской задолженности, которую организация отражает в бухгалтерской отчетности.
Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н в пункт 70 Положения были внесены поправки, которые распространяются на все хозяйственные операции, осуществленные с 1 января 2011 года. Напомним, что до внесения изменений организации могли сами выбирать — формировать ли резерв по сомнительным долгам или нет. Теперь же такого выбора у организаций нет. Формирование резервов сомнительных долгов является обязанностью каждой организаций.
Это положение в полной мере относится как к крупным организациям, так и к субъектам малого предпринимательства.

Сомнительная дебиторская задолженность

Резерв следует создавать в случае признания дебиторской задолженности сомнительной.
Следует обратить внимание на то, что пункт 70 Положения теперь не содержит указания на то, что резерв создается только по сомнительной задолженности в отношении расчетов с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги.
Получается, что сомнительной может быть признана дебиторская задолженность:

по авансам, выданным поставщикам или подотчетным лицам;
по беспроцентным займам, выданным работникам организации;
по процентам, не полученным от заемщика по договору займа и др.

Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая:

не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором,
и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Иными словами, из всей дебиторки, которая числится в бухгалтерском учете организации на счетах 60 (в части выданных авансов), 62 или 76 и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, организация должна выбрать долги, не погашенные в срок, установленный договором.
Кроме того, к сомнительной следует отнести и ту дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но у организации есть подтверждение того, что она не будет погашена.

Изменения в учетной политике организации

Поскольку в Положение были внесены изменения, то возникает вопрос: должна ли организация вносить изменения в свою учетную политику для целей бухгалтерского учета?
Напомним, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 7 ПБУ 1/2008).
Поскольку организация не может отказаться от формирования резервов сомнительных долгов, то этот вопрос не может являться элементом учетной политики.
В то же время в учетной политике в целях бухгалтерского учета следует закрепить:

порядок формирования резерва;
способ оценки вероятности непогашения дебиторской задолженности в установленный договором срок;
методику определения величины резерва в отношении таких долгов.

Порядок создания резерва

Бухгалтерский баланс организации должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин (п.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Из статьи Вы узнаете:

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации. Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности. Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации. Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар. Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга. На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

Дата

Дебет Кредит Сумма, руб.
31.08.2014 91-2 63 / ООО «Икс» 118 000,00 Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

Дата

Дебет Кредит Сумма, руб.
31.10.2014 63 / ООО «Икс» 91-1 50 000,00 Величина резерва уменьшена на сумму погашенной задолженности

Таким образом, на конец года величина резерва составит 68 000 руб. На эту сумму будет уменьшен показатель дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе за 2014 год.

2. Предположим, что в мае 2015 года ООО «Икс» ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. То есть задолженность по этому должнику является безнадежной и подлежит списанию. Так как ранее задолженность ООО «Икс» участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам, то списываться она будет за счет резерва:

Дата

Дебет Кредит Сумма, руб.
31.05.2015 63 / ООО «Икс» 62 / ООО «Икс» 68 000,00 Списана безнадежная дебиторская задолженность за счет резерва

Перенос резерва на следующий год

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. В рассматриваемом примере это означает, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2015 года (то есть не будет погашена полностью и не будет признана безнадежной), то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на прочие доходы (счет 91-1). Однако, с учетом требований того же Положения № 34н, сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена при формировании резерва по итогам 2015 года (перед составлением годовой отчетности). В связи с такой неоднозначностью требований Положения, многие специалисты предлагают не списывать полностью сумму неиспользованного резерва с последующим восстановлением, а делать только корректировку резерва по итогам года (увеличение или уменьшение суммы резерва). Это позволит избежать дополнительных записей по счету 91 и не завышать обороты по данному счету, отражаемые также в отчетности (отчете о финансовых результатах).

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва по сомнительным долгам должно приниматься до начала года и изменению в течение года оно не подлежит.

! Обратите внимание:

  • Отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов, уменьшая, соответственно, налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265).
  • Создавать резервы по сомнительным долгам и включать их в расходы для целей налогообложения могут только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, то есть при применении УСН такой резерв в налоговом учете не создается (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).

Размер отчислений в резерв определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от периода просрочки:

Срок возникновения сомнительного долга

Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга

Более 90 календарных дней 100
От 45 до 90 календарных дней (включительно) 50
Менее 45 календарных дней 0

Следует учитывать, что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва – она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 5% от выручки).

Пример создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

ООО «Заря» в учетной политике для целей налогообложения на 2014 год установила формирование резерва по сомнительным долгам. Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются поквартально, соответственно, резерв создается и корректируется на последнюю дату каждого квартала.

По результатам инвентаризации, проведенной на 31.03.2014 ООО «Заря» выявило четырех должников с сомнительной дебиторской задолженностью. Выручка за первый квартал составила 3 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем сумму резерва:

Наименование должника

Количество дней просрочки Сумма задолженности с учетом НДС, руб.

Сумма отчислений в резерв, руб.

Должник 1 105 200 000 20 000
(200 000 х 100%)
Должник 2 87 100 000 50 000
(100 000 х 50%)
Должник 3 54 300 000 150 000
(300 000 х 50%)
Должник 4 10 400 000 0
(50 000 х 0%)
Общая сумма резерва по расчету 400 000
(200 000 + 50 000 + 150 000)
Ограничение размера резерва (10% от выручки) 300 000
(3 000 000 х 1%)
Сумма резерва с учетом ограничения 300 000
(берем наименьшее значение)

Таким образом, ООО «Заря» сформирует резерв и учтет во внереализационных расходах 1 квартала 2014 года 300 000 руб.

Корректировка резерва в течение года

По результатам инвентаризации на 30.06.2014 выяснилось, что Должник 3 погасил задолженность, а должник 1 ликвидировался, то есть его задолженность стала безнадежной. Новых сомнительных долгов не выявлено. Выручка за полугодие составила 6 млн. руб. Определим сумму корректировки созданного ранее резерва по сомнительным долгам.

1. Так как организация создает резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности списываются за счет созданного ранее резерва, а не относятся в расходы (в сумме, не превышающей сумму резерва). То есть задолженность Должника 1 подлежит списанию за счет резерва в полном объеме. Остаток резерва составит 100 000 руб. (300 000 – 200 000).

! Обратите внимание:

  • В налоговом учете за счет созданного резерва по сомнительным долгам списывается любая безнадежная задолженность, даже если ранее она не участвовала в формировании резерва.
  • Если сумма безнадежной задолженности превышает сумму созданного резерва, то разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

2. Рассчитаем сумму резерва на 30.06.2014:

Наименование

должника

Количество дней просрочки Сумма задолженности с учетом НДС, руб.

Сумма отчислений в резерв, руб.

Должник 2 178 100 000 100 000
(100 000 х 100%)
Должник 4 101 400 000 400 000
(400 000 х 100%)
Общая сумма резерва 500 000
(400 000 + 100 000)
Ограничение размера резерва (10% от выручки) 600 000
(6 000 000 х 10%)
Сумма резерва с учетом ограничения 500 000

Неиспользованный остаток резерва, созданного в первом квартале, составил 100 000 руб. Соответственно, по итогам второго квартала нужно скорректировать сумму резерва в сторону увеличения на 400 000 руб. (500 000 – 100 000), эта сумма будет учтена в составе внереализационных расходов ООО «Заря» во втором квартале 2014 года.

Перенос резерва на следующий год

! Обратите внимание: В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ:

  • Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период.
  • Сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:
    • если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде;
    • если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Аналогично происходит корректировка резерва по итогам года. Однако в этом случае важно учитывать: будете Вы создавать резерв в следующем году или нет. Если резерв будет создаваться, то его остаток на 31 декабря можно перенести на следующий год описанным выше способом. Если резерв не будет создаваться, то остаток резерва на 31 декабря включается во внереализационные доходы текущего периода (п. 7 ст. 250 НК РФ)

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

С указанными документами Вы можете ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

Перечень ПБУ, используемых для учета резерва по сомнительным долгам

Прямые упоминания о резерве сомнительных долгов (СД) присутствуют в ПБУ:

  • по ведению бухучета и бухотчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • 9/99 «Доходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н);
  • 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н);
  • 21/2008 «Изменения оценочных значений» (приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Кроме того, поскольку рассматриваемый резерв является объектом бухучета, он должен подчиняться правилам этого учета, которые в части положений, допускающих возможность выбора, закрепляются в учетной политике. То есть необходимым является также использование ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

А в части отражения резерва в бухотчетности нужно будет руководствоваться положениями, содержащимися в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н).

Организации, образующей резерв СД по задолженности, выраженной в валюте, понадобится делать пересчет и долга, и резерва по нему в рубли по правилам ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н).

Поскольку правила формирования резерва СД в бухгалтерском и налоговом учетах различны и последний допускает его несоздание, то это влечет за собой возникновение разниц временного характера между данными обоих учетов. Поэтому для организаций, обязанных применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н), становится актуальной необходимость отражения в учете по правилам этого ПБУ и тех разниц, которые относятся к создаваемому резерву.

О том, что можно сделать для уменьшения временных разниц, читайте в материале «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Еще одним основополагающим документом бухучета, не входящим в перечень ПБУ, но содержащим ряд правил учета резерва СД, является «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» с инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Характеристика резерва сомнительных долгов, создаваемого в бухучете

Основной объем информации по резерву СД содержит ПБУ о бухучете и бухотчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Об этом резерве говорится в двух пунктах этого документа:

  • в п. 70, дающем определение сомнительной задолженности, а также приводящем основные правила создания резерва, учета и списания его при неиспользовании;
  • в п. 77, содержащем правила оформления процедуры списания задолженности, нереальной для взыскания, и порядок использования сумм резерва для этого.

ПБУ о бухучете и бухотчетности определяет сомнительный долг как имеющуюся перед организацией задолженность ее контрагента (дебиторскую) — непогашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в установленные договором сроки и не обеспеченную гарантиями.

Правила создания резерва по СД согласно этому ПБУ таковы:

  • его формирование обязательно, если задолженность выявлена и признана сомнительной;
  • отсутствуют исключения из числа организаций, обязанных создавать резерв по СД;
  • отсутствует взаимосвязь с фактом создания или несоздания такого же резерва в налоговом учете;
  • нет ограничений по видам задолженностей, признаваемых сомнительными, но присутствует обязанность ведения раздельной аналитики по каждому из сомнительных долгов;
  • периодичность выявления сомнительной задолженности организация устанавливает по своему усмотрению;
  • величина резерва организацией также определяется самостоятельно исходя из данных о финансовом состоянии должника и оценки вероятности погашения им всего долга или его части;
  • образование резерва и списание неиспользованной его части отражаются через финрезультат, причем неиспользованные суммы должны быть включены в этот результат на конец года, следующего за годом создания резерва.

ПБУ 21/2008 включает резерв СД в перечень величин оценочного значения (п. 3) и допускает осуществление текущей корректировки его суммы в зависимости от изменения факторов, влияющих на нее (п. 2). Корректировка суммы резерва может относиться как к периоду изменения факторов, от которых зависит величина резерва, так и к будущим периодам, но в конечном итоге влияет на финрезультат (п. 4).

Вопросы по резерву, требующие отражения в учетной политике

Из приведенной выше характеристики резерва СД очевидно, что часть вопросов, связанных с его созданием, должна быть решена организацией самостоятельно и, соответственно, закреплена в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В перечень таких вопросов входит установление:

  • Периодичности анализа задолженности на предмет выявления СД. Она может быть ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной.
  • Критериев, по которым задолженность будет оцениваться как сомнительная.
  • Признаков, по которым контрагент будет признаваться неспособным к оплате задолженности.
  • Критериев, определяющих вероятность погашения долга и позволяющих установить величину той суммы, которая не будет оплачена. Она может не совпадать с общей величиной имеющейся задолженности.
  • Алгоритма расчета величины создаваемого резерва.

При этом фиксирование самого факта создания или несоздания резерва в бухгалтерской учетной политике необязательно, т. к. ПБУ о бухучете и бухотчетности обязывает его создавать, если СД имеет место. Целью появления такой обязанности является повышение достоверности данных бухучета и бухотчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Процедура выявления сомнительного долга и порядок бухучета резерва

Выявление СД происходит по результатам инвентаризации, проводимой с установленной в организации периодичностью. Сомнительным признается каждый долг, соответствующий содержащимся в учетной политике критериям. По правилам, разработанным организацией, определяется величина создаваемого по конкретному долгу резерва. Создать его нужно в том периоде, к которому относится проведенная инвентаризация.

Учет большинства операций, связанных с резервом, происходит через прочие доходы-расходы, т. е. с использованием счета 91 (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, п. 11 ПБУ 10/99, п. 4 ПБУ 21/2008). Счет 91 корреспондирует со счетом 63, на котором и отражается сумма существующего резерва (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Применение отдельного счета для учета резерва связано с необходимостью выполнения требования п. 6.7 ПБУ 9/99, обязывающего показывать выручку от продаж в полном ее объеме, несмотря на факт создания резерва.

Начисление резерва делается проводкой:

Дт 91 Кт 63.

Изменение его суммы при пересмотре факторов, влияющих на размер резерва, может происходить как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, т. е. будет выражаться проводками:

Дт 63 Кт 91 или Дт 91 Кт 63.

При оплате долга или его части резерв уменьшится:

Дт 63 Кт 91.

Неиспользованный резерв списывают такой же проводкой:

Дт 63 Кт 91.

Списание задолженности, признанной безнадежной, при наличии резерва по СД делают за счет этого резерва (п. 77 ПБУ о бухучете и бухотчетности) и отражают проводкой:

Дт 63 Кт 62, 76, 73, 71.

Сумму списания, превышающую величину сформированного резерва, относят на финрезультат:

Дт 91 Кт 62, 76, 73, 71.

Списанную из учета безнадежную задолженность нужно на 5 лет учесть за балансом на случай ее оплаты:

Дт 007.

Списанию безнадежного долга должны предшествовать инвентаризация, обоснование безнадежности и приказ руководителя о списании (п. 77 ПБУ о бухучете и бухотчетности).

Подробнее об оформлении процедуры списания читайте в материале «Порядок списания дебиторской задолженности».