Основания налоговой ответственности

Комментируемая статья устанавливает, что мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности) является налоговая санкция.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Размеры штрафов определены санкциями ст. 116 — 129.4 главы 16 и ст. 132 — 135.2 главы 18 Налогового кодекса РФ. Размеры штрафов устанавливаются в твердой сумме либо в процентах от определенной величины. Так, например, грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120). Если грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, такое налоговое правонарушение влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п. 3 ст. 120).

Налоговые санкции применяются в целях наказания нарушителей за совершение налоговых правонарушений. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличать штрафы от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а именно от пеней (ст. 75 Налогового кодекса РФ). Такая особенность налоговых санкций была отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». Взыскание штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.

Взимание пеней предусмотрено гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском законодательстве пеня отнесена к мерам гражданско-правовой ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ уплата пеней отнесена к мерам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (является мерой принуждения восстановительного характера). В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В отличие от положений Налогового кодекса РФ пени, начисляемые за просрочку уплаты таможенных платежей, являются мерами ответственности. В ч. 9 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Пеня как мера принуждения обладает двумя существенными признаками: 1) направлена на возмещение вреда, причиненного правонарушением (носит восстановительный или компенсационный характер); 2) является дополнительным обременением для правонарушителя. Именно поэтому начисление пеней следует считать правовосстановительной санкцией (мерой ответственности).

Комментируемая статья содержит также основные правила применения налоговых санкций.

1. Первое правило установлено относительно применения принципа индивидуализации денежного взыскания: при определении размера штрафа по факту налогового правонарушения должны быть учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 или главы 18 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, содержится в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. К таким обстоятельствам относятся:

— совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

— совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень является примерным, суд или налоговый орган, рассматривающий дело о налоговом правонарушении, может признать смягчающим ответственность и иные обстоятельства, не указанные в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно разъясняли применение данного правила при назначении налоговых санкций судами (арбитражными судами). Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 57 от 30 июля 2013 года и п. 19 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 41/9 от 11 июня 1999 года суд при назначении налоговых санкций вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

Пунктом 4 комментируемой статьи сформулировано правило определения размера штрафа при наличии обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность. В таком случае размер штрафа должен быть увеличен на 100 процентов.

2. Второе правило применения налоговых санкций относится к случаю совершения нарушителем нескольких налоговых правонарушений: при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

+Читать далее…

3. Третье правило применения налоговых санкций сформулировано исходя из характера мер налоговой ответственности: привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пеней. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Очередность списания денежных средств со счета плательщика установлена ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

>Налоговые санкции

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Налоговые санкции

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.

Понятие налоговых санкций

В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.

В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:

  • как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
  • как твердая сумма;
  • как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.

Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.

К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.

Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.

К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.

Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.

Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.

Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.

Установление налоговых санкций

Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.

Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.

Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема прав иных лиц.

На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.

Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.

Применение налоговых санкций

Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.

Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.

Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.

Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.

Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.

Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.

В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.

Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.

Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организа-ции трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими. В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ответственность государственного служащего предусмотрена Фе-деральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

В соответствии с налоговым, банковским, таможенным законодательством дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан и др.

Налоговая ответственность

В теории налогового права сложились два подхода к определению налоговой ответственности:

1) Одни рассматривают ее как комплексный институт, включающей меры административной, уголовной и гражданско-правой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ оценивается как административная ответственность, т.к. штрафные санкции по НК РФ ничем не отличаются от административных штрафов.

2) Другие авторы и их мнение заслуживает поддержки, считают, что налоговая ответственность является самостоятельным и самодостаточным видом юридической ответственности. Она характеризуется своими отраслевыми принципами, основанием ответственности и производством по делу о налоговом правонарушении.

Принципы налоговой ответственности

В НК РФ (ст.108) принципы налоговой ответственности получили текстуальное закрепление. Юридическое значение: Несоблюдение названных принципов может служить основанием для признания недействительным решения должностного лица налогового органа о привлечении к налоговой ответственности организации или физического лица, а также для отмены решения суда о взыскании с них суммы штрафа, являющегося налоговой санкцией.

Раскроем эти принципы:

— Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Этот принцип предполагает наличие исчерпывающего перечня составов налоговых правонарушений, установленных исключительно НК РФ. Более того, установление НК РФ порядка привлечения лица к налоговой ответственности является необходимым для правильной квалификации деяния и обоснованного применения к виновному лицу мер ответственности. Несоблюдение налоговым органом норм, определяющих порядок производства по делу о налоговом правонарушении, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (ст.101 НК РФ).

— Принцип однократности привлечения к ответственности, т.е. никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Этот принцип работает и в отраслевом и межотраслевом разрезе. Межотраслевой аспект принципа означает следующее. Если физическое лицо за налоговое правонарушение привлекается к уголовной ответственности, то это исключает применение к названному лицу за это же нарушение мер налоговой ответственности. Привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Хотя вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения, тем не менее в отношении должностных лиц может возбуждаться, к примеру, производство по делу об административном правонарушении. В последнем случае это самостоятельный состав административного правонарушения в соответствии с административным законодательством. Таким образом, в каждом из этих случаев имеют место самостоятельные правонарушения, отличающиеся друг от друга отраслевой природой.

Субъекты этих правонарушений также различны (организации и должностное лицо), что с одной стороны, исключает конфликт в квалификации этих деяний, а с другой, — не позволяет говорить о повторном привлечении того или иного лица к какому либо виду ответственности. Требует пояснений и отраслевой аспект рассматриваемого принципа. Так на практике одни и те же взаимосвязанные неправомерные действия налогоплательщика влекут применение налоговой ответственности сразу по двум и более статьям НК РФ (ст.120 п.3 и 122 НК РФ).

— Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (недоимки) и пени. В отличие от ранее действовавшего налогового законодательства в НК РФ меры принуждения разграничены на правовосстановительные меры и штрафные. Первые имеют целью восполнить недоимку по налогам и устранить ущерб, причиненный несвоевременной уплатой налога, а вторые представляют меры собственно юридической ответственности за виновное поведение налогоплательщика. Применение к налогоплательщику мер налоговой ответственности не прекращает обязанности по уплате налога.

— Принцип презумпции невиновности налогоплательщика, налоговых агентов и иных обязанных лиц является новеллой в российском налоговом законодательстве.

Его составляющие:

1) бремя доказывания на налоговых органах,

2) сомнения в виновности толкуются в пользу налогоплательщика,

3) решение суда.

Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому в соответствии с НК РФ, если налогоплательщик в добровольном порядке отказывается уплатить соответствующие суммы налоговых санкций, то налоговые органы должны обращаться в суд по подведомственности и налоговые санкции взыскивать в судебном порядке.

Что интересно, в законодательстве многих зарубежных стран предусматривается противоположный принцип — презумпции виновности налогоплательщика. Отсюда вытекает иной порядок взыскания налоговых санкций, именно: законом устанавливается определенный срок для оспаривания в суде требования налогового органа. В случае пассивности налогоплательщика в течение этого срока презюмируется его согласие с соответствующим требованием. При таком подходе налоговому органу не приходится обращаться в суд, однако и последующее принудительное взыскание нельзя уже квалифицировать как осуществляемое без согласия налогоплательщика. Бремя доказывания виновности налогоплательщика лежит на налоговых органах.

Как следует из ст.108 п.6 НК виновность налогоплательщика должна быть доказана, в предусмотренном федеральным законом порядке. То есть доказательства о виновности налогоплательщика, собранные и представленные налоговым органом с нарушением установленного НК порядка, не должны приниматься к рассмотрению и оценке судебными органами. К сожалению, НК РФ на это прямо не указал. Основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности по формальным основаниям является только несоблюдение должностным лицом требований ст.101 и 101 прим. (остальные нарушения как бы презюмируются несущественными, которые формально не повлияли на существо вопроса). Однако сама эта стадия производства по делам о налоговом правонарушении основана на процедурах, которые этой стадии предшествовали.

Между тем такое, казалось бы, традиционное (почти безупречное) определение в НК РФ принципа презумпции невиновности налогоплательщика при систематическом анализе статей кодекса имеет свои “теневые” стороны. Обязан ли налогоплательщик доказывать свою невиновность. Риторический вопрос, поскольку в соответствии с п.6 ст.108 НК лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Это означает:

— налогоплательщик не может быть понужден к даче объяснений или к представлению имеющихся у него доказательств виновности;

— признание налогоплательщиком своей вины не является “царицей” доказательств и учитывается при наличии других доказательств;

— отказ от участия в доказывании не может повлечь для налогоплательщика негативных последствий в части признания его виновным.

С другой стороны, необходимо учитывать, что ст.23, 126 и 129 прим. НК обязывают налогоплательщика под угрозой наказания предоставить проверяющим документы, которые могут стать доказательствами виновности. Таким образом, применение принципа презумпции невиновности существенно ограничены НК РФ. Данное обстоятельство существенно отличает налоговые споры от споров хозяйственных, где одна сторона полностью лишена возможности в принудительном порядке осуществить сбор доказательств у другой стороны

Так согласно НК РФ (ст.93) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, налогового агента необходимые документы. Эти документы могут свидетельствовать о виновности налогоплательщика, налогового агента. При отказе указанных лиц от представления запрашиваемых документов или непредоставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет налоговую ответственность (ст.126 НК РФ).

Согласно НК РФ (ст.90) в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом раскрывая круг лиц, которые не могут допрашиваться в качестве свидетелей законодатель почему-то умолчал о налогоплательщике, налоговых агентах. В то время как Конституция РФ (ст.51) устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Следовательно, налоговые органы вправе привлечь названных лиц в качестве свидетелей, но последние вправе отказаться от дачи показаний со ссылкой на Конституцию РФ.

Более того, в рассматриваемой статье Кодекса предписывается должностным лицам налоговых органов предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе. Но если мы откроем статью 128 НК Ответственность свидетеля, то выясним, что далеко не каждый свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности, а только лица “вызываемые по делу о налоговом правонарушении”. В отношении лиц, вызываемых в налоговые органы в качестве свидетелей по другим вопросам налогового контроля или в ходе выездной налоговой проверки, налоговой ответственности за отказ и заведомо ложные показания не несут, несмотря на утверждения, содержащиеся в ст. 93 НК РФ. Для вызова того или иного лица в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении требуется, чтобы такое дело было возбуждено на дату вызова свидетеля в рамках ст.101 НК Производство по делу о налоговом правонарушении.

Признает лицо виновным в совершении налогового правонарушения не только суд, но и налоговые органы. Но это не так, при добровольной уплате налоговых санкций деяние налогоплательщика нельзя квалифицировать как налоговое правонарушение. Из принципа презумпции невиновности следует также, что неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в пользу этого лица. Неустранимыми сомнения признаются в тех случаях, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а указанные законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

— Принцип индивидуализации и соразмерности мер налоговой ответственности имеет смысловое закрепление и находит свое отражение в ст.ст. 112 и 114 НК РФ (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность).

Основание налоговой ответственности — это полный состав налогового правонарушения, включающий субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону. Согласно НК РФ (ст.106) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Субъектами налогового правонарушения выступают:

— организации, физические лица,

При этом физические лица в контексте указанной классификации по двум группам должны достичь 16-летнего возраста (ст.107 НК РФ) и отвечать критерию вменяемости (ст.111 п.2 НК РФ)..

В качестве объекта налоговых правонарушений можно выделить две группы общественных отношений:

— отношения по взиманию налогов и сборов;

— отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

Эта классификация имеет принципиальное значение при характеристике объективной стороны правонарушения, включающей противоправное деяние, вред и причинную связь между ними. Если объектом правонарушения выступает первая группа отношений по взиманию налога, то, как правило, в НК РФ налоговое правонарушение сформулировано как материальный состав, т.е. противоправное деяние должно привести к реальному ущербу в виде недополученных бюджетом сумм налогов. Поэтому и налоговые санкции зачастую сформулированы не в твердой сумме, а в процентах от сумм неуплаченного налога. К названным составам относятся, например, налоговые правонарушения, предусмотренные ст.119, п.3 ст.120 НК РФ. Если объект правонарушения связан со второй группой общественных отношений, состав налогового проступка определяется как формальный, а налоговые санкции в твердых суммах штрафов (ст. п.1 ст. 116, п.1 ст. 120).

Субъективная сторона налогового правонарушения включает вину субъекта. Налоговый кодекс различает две формы вины — умысел и неосторожность. Законодатель не разграничивает умысел на прямой и косвенный, вид умысла не имеет значения для квалификации налогового правонарушения и не влияет на размер ответственности. В большинстве составов налоговых правонарушений форма вины (умысел или неосторожность) не конкретизируются, предполагается любая форма вины. Единственным составом, для которого Кодекс определил форму вины как квалифицирующий признак является ст.122 п.3 Неуплата или неполная уплата сумм налога

Между тем умысел является необходимым признаком в таких правонарушениях как дача свидетелем заведомо ложных показаний (ст.128 НК РФ) и экспертом — заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ).

Обстоятельства, при которых лицо не подлежит ответственности.

В НК РФ (ст. 81; 109, 111) не совсем удачно.

Эти обстоятельства разделим на 2 группы:

  • обстоятельства, исключающие ответственность (ст.109, 81 НК), перечень которых является закрытым и установлен НК РФ;
  • обстоятельства, исключающие вину лица (ст.111 НК), перечень которых является открытым

Рассмотрим обстоятельства, исключающие ответственность:

1) Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Этот срок составляет три года со дня совершения налогового правонарушения в отношении всех налоговых правонарушений за исключением, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, где срок исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение. Этот срок исчисляется до момента вынесения решения о привлечении к ответственности (ст.113 НК).

Этот срок не считается пресекательным, т.к. возможно его приостановление при соблюдении следующих условий в совокупности:

а) лицо активно противодействует проведению выездной проверки б) это создает непреодолимые препятствия в проведении проверки;

в) составляется специальный акт о воспрепятствовании и акты о приостановлении и возобновлении выездной проверки;

г) приостановление действует до вынесения решения о возобновлении выездной проверки.

2) Внесение изменений в налоговую декларацию. Это особый случай, предусмотренный статьей 81 Налогового кодекса.

Налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию:

А) при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению сумм налогов

Б) уточненная декларация предоставляется до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок или о назначении выездной проверки либо после проведения выездной проверки, которой не были выявлены нарушения

В) до подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил недоимку и пени.

Обстоятельства, исключающие вину лица (ст. 111 НК).

Перечень примерный, открытый, суд или налоговый орган в качестве таковых могут признать и иные обстоятельства:

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающихся в специальных средствах доказывания.

· Совершение деяния физическим лицом, которое, которое не может отдавать отчета своим действиям при условии:

А) в силу болезненного состояния, подтвержденного документами;

Б) относится к тому налоговому периоду, когда совершено правонарушение

· Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами При совокупности условий:

а) письменные разъяснения в пределах компетенции уполномоченных органов и должностных лиц

б) адресованы как налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц;

в) относятся к налоговым периодам, когда совершено правонарушение

г) разъяснение дано на основании полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком в пределах их компетенции.

· иные обстоятельства, признанные таковыми судом или налоговым органом.

2.1 Основания налоговой ответственности

Ответственность за налоговые правонарушения

курсовая работа

Основанием для привлечения к налоговой ответственности является наличие налогового правонарушения. Так в ст.108 НК РФ установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

К основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, относится и вина. Принцип привлечения к юридической ответственности только за совершение виновного деяния является основополагающим всех отраслей права, в том числе и налогового. В силу п.6 ст.108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Основания, при наличии которых возможно привлечение к налоговой ответственности делятся на:

основное, выраженное правоохранительной санкцией конкретно-определенной нормы гл.16 или 18 НК РФ, содержащей основные признаки квалификации налогового правонарушения;

дополнительное, выраженное обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право (под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова). / Д.Г. Алексеева — «Проспект», 2010 г. .

Главным отличием дополнительного основания является возможность его установления только судом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность, оказывают влияние на определение размера налоговой санкции Брызгалин А.В., Головкин А.Н. Налоговая ответственность: общие условия. Учет торговых операций. — «Налоги и финансовое право», 2008 г. .

Налоговое законодательство выделяет несколько оснований, которые принимаются во внимание при рассмотрении вопроса об ответственности налогоплательщика.

1. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.109 НК РФ). Налогоплательщики не привлекаются к налоговой ответственности, если:

отсутствует событие налогового правонарушения;

отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

правонарушение совершено лицом, которое не достигло 16-летнего возраста;

истек срок давности привлечения к ответственности.

2. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст.111 НК РФ). При наличии этих обстоятельств налогоплательщики не признаются виновными и освобождаются от ответственности, даже если налоговое правонарушение доказано. Так, налогоплательщик не подлежит ответственности, если он:

совершил деяние вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

в момент совершения правонарушения не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (речь идет о физическом лице);

выполнял письменные разъяснения финансовых органов (или других уполномоченных государственных органов и их должностных лиц в пределах компетенции) по вопросам применения налогового законодательства.

3. Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность (п.1 ст.112 НК РФ). Данные обстоятельства позволяют только снизить размеры санкций. Такими обстоятельствами признаются:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

иные обстоятельства, которые суд или налоговый орган, рассматривающий дело, может признать смягчающими ответственность.

4. Обстоятельства, отягчающие налоговую ответственность (п.2 ст.112 НК РФ). Если присутствует подобное обстоятельство, сумма штрафа увеличивается на 100% (п.4 ст.114 НК РФ). В Кодексе устанавливается только одно обстоятельство, отягчающее ответственность. А именно: если налогоплательщик повторно совершил аналогичное налоговое правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.