Формула дебиторской задолженности

Для чего нужен расчет дебиторской задолженности?

Расчет дебиторской задолженности (ДЗ) — процедура, знакомая составляющим бухгалтерский баланс специалистам. Проводится она при составлении бухгалтерской отчетности, а также при необходимости получения информации о ДЗ для управленческих и (или) иных целей.

Для того чтобы в балансе по строке 1230 «Дебиторская задолженность» появились данные, требуется:

  • Собрать информацию по счетам бухучета, на которых числится ДЗ, и провести ее анализ (по суммам, видам дебиторов, срокам погашения и др.).

О классификации и видах ДЗ расскажет материал «Структура дебиторской задолженности в учетной политике».

  • Сверить с контрагентами суммы, отраженные на счетах бухучета (например, посредством двустороннего согласования взаиморасчетов в акте сверки).
  • Проинвентаризировать расчеты с контрагентами (если составляется годовой баланс или ДЗ подлежит списанию).

Алгоритм проведения инвентаризации ДЗ см. в материале «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

  • Выявить сомнительные долги и ДЗ с истекшим сроком исковой давности.
  • Создать резерв по сомнительной дебиторке (если выявлены не погашенные в срок и ничем не обеспеченные долги).

Разобраться с процедурой дебиторского резервирования поможет материал «Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности».

  • Оформить списание ДЗ со счетов бухучета (при наличии оснований для такого списания).
  • Провести иные подготовительные процедуры (разграничить ДЗ со сроком погашения до года и выше, которая может потребоваться при оформлении расшифровок по строке 1230 и др.).

Для чего нужна расшифровка ДЗ и как ее оформить, см. в материале «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности — образец».

  • Рассчитать сумму ДЗ, подлежащую отражению в балансе по стр. 1230.

По какой формуле провести расчеты ДЗ, расскажем в следующем разделе.

Как рассчитать дебиторскую задолженность?

Универсальной формулы для расчета ДЗ не существует. В каждой фирме структура дебиторки может быть различной, а потому состав формулы корректируется.

В общем случае используется следующая формула:

ДЗ = дебетовое сальдо (сч. 60 + сч. 62 + сч. 68 + сч. 69 + сч. 70 + сч. 71 + сч. 73 + сч. 76) – сч. 63,

где:

сч. 60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по предоплате, связанной с поставкой МПЗ, выполнением работ и др.;

сч. 62 — «Расчеты с покупателями и заказчиками» по отгруженной продукции, выполненным работам, оказанным услугам;

сч. 68 — «Расчеты по налогам и сборам» в части имеющихся налоговых переплат;

сч. 69 — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по уплаченным в ФСС и ПФР излишним суммам;

сч. 70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда» при наличии зарплатной переплаты;

сч. 71 — «Расчеты с подотчетными лицами» по денежным средствам, выплаченным сотрудникам под отчет;

сч. 73 — «Расчеты с персоналом по прочим операциям» по суммам предоставленных сотрудникам займов или по иным операциям;

сч. 75 — «Расчеты с учредителями» по долгам учредителей по вкладам в уставный капитал фирмы;

сч. 76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в связи с начисленными доходами от совместной деятельности, санкциями, признанными должниками за невыполнение договорных условий и др.;

сч. 63 — «Резервы по сомнительным долгам» по сумме сформированного резерва.

Общий вид формулы по расчету ДЗ корректируется в зависимости от наличия или отсутствия:

  • дебетового сальдо по отдельным счетам бухучета;
  • резерва по сомнительным долгам.

Например, у фирмы нет сомнительных дебиторов, переплат по налогам и взносам во внебюджетные фонды, под отчет деньги не выдаются и прочие денежные операции по расчетам с сотрудниками в отчетном периоде отсутствуют, а уставный капитал полностью оплачен учредителями. В таком случае скорректированная формула для расчета ДЗ будет иметь вид:

ДЗ = дебетовое сальдо (сч. 60 + сч. 62 + сч. 76).

Когда показатель ДЗ используется в других формулах, читайте далее.

Вместо вступления

Раз уж вы читаете эту статью, вряд ли вас интересуют советы от Капитана Очевидность типа:

  • «не берите кредиты»,

  • «не влезайте в новые долги»,

  • «перестаньте тратиться на бесполезные вещи».

Кому нужны подобные рекомендации, на стадии «горящих» долгов? Как расквитаться с кредиторами, если элементарно не хватает средств на то, чтобы нормально питаться и одеваться?

Помимо этого, у каждого должника в нашей стране финансы поют свои романсы. У одних банк отбирает квартиру из-за долгов за ипотеку. Другие устали от коллекторских нападок. Третьи нахватали уйму кредитов на бесполезные вещи, чтобы просто повыпендриваться. Произошло обесценивание рубля, падение уровня доходов, и внесение платежей вызывает все больше трудностей.

Вряд ли есть некий алгоритм действий по погашению долгов, который подошел бы всем и каждому. Однако существует пара ценных советов, способных отрегулировать этот процесс (исключая ситуацию с банкротством физического лица).

Кстати говоря, обращаться за помощью к магам не стоит: если вы начнете это делать, то наплодите себе еще больше долгов.

Рассмотрим следующую ситуацию: есть несколько задолженностей, пока без просрочек. Однако платить по счетам становится все труднее (снизился уровень доходов, родился малыш и т.д.).

Как рассчитаться с долгами?

План погашения долгов на примере семьи Петровых

Прежде всего, поймите: придется непросто. Тем более в случае когда нет лишней суммы, так как рассчитаться с долгами не легче, нежели избавиться от избыточного веса либо алкоголизма.

Оцените нынешнюю ситуацию

Создайте табличку в Экселе либо попросту нарисуйте в тетради. Количество строк равно количеству задолженностей. У Петровых (молодые супруги) их 4:

  • ипотечный кредит;

  • потребкредит на ноутбук;

  • остаток по кредитке;

  • долг другу Василию.

Данные для столбцов:

  • общий остаток;

  • минимальный платеж в месяц (тело, проценты, общая сумма).

Вот что получилось:

Выводы:

  1. По долгу Василию не нужно выплачивать проценты. Петровы обсудили эту ситуацию с другом и решили, что тот не станет их поторапливать. Не имей сто рублей, а имей друга Васю, как говорится. Однако супруги торжественно поклялись через 12 месяцев вернуть Василию долг целиком.
  2. Платеж по кредитке обходится Петровым в сущие копейки. К тому же происходит автоматическое списание минимального платежа за долги по ней с зарплатной карточки супруга. Однако как раз здесь предусмотрена самая большая переплата: 3% в месяц либо 36% в год. Этот долг вы должны погасить прежде всего.
  3. Потребкредит также обходится довольно дорого: 2% в месяц либо 24% годовых. Его тоже лучше закрыть как можно скорее. Однако оформление этого кредита происходило по аннуитетной схеме, следовательно, если вы досрочно погасите долг, то не слишком-то выиграете от этого.
  4. Наиболее серьезные трудности вызывает ипотека. Хоть проценты по ней и маленькие — 1% в месяц либо 12% в год, однако нужно учитывать, что ипотечный кредит Петровы брали в долларах, и с того времени, когда супруги его оформили, курс рубля уменьшился вдвое. А заработную плату они получают в национальной валюте. К тому же погашение ипотечного кредита проводится по дифференцированной схеме, следовательно, любая переплата уменьшит и сумму процентов, и «тело» кредита (при том же сроке). Иначе говоря, супругам очень выгодно досрочно закрывать ипотечный кредит, особенно принимая во внимание тот факт, что прогноз касаемо курса иностранной валюты весьма противоречив.

Существует и другой способ — пересчет ипотеки в национальной валюте. Супруги хотели погасить старый кредит и взять новый на то же жилье, однако условия рефинансирования предлагались крайне выгодные. В итоге они приняли решение ничего не менять.

Читайте также: Как научиться экономить и повысить качество жизни.

Составьте план погашения долгов

В рассмотренной ситуации минимальная сумма платежа для закрытия долгов равна приблизительно 23 тыс. 750 руб. Условимся, что $1 = 68 руб. А чтобы выплатить долг Василию, надо ежемесячно откладывать по 1 тыс. руб.

Доход на обоих супругов составляет 60 тыс. руб. Петровы посчитали, что они могут затянуть поясок и закрыть за год большую часть долга. На нормальную жизнь (но без особых излишеств) им хватит 30 тыс. руб. Остаток в 30 тыс. руб. Петровы используют для погашения задолженностей на протяжении года.

План выплаты задолженностей:

  1. Кредитная карта: целиком погашается в 1-й месяц.
  2. Долг Василию: к зарплатной карточке супруга (Альфа-Банк) можно подключить «Копилку для зарплаты», которая ежемесячно будет переводить одинаковую сумму на счет (в рассматриваемой нами ситуации — 1 тыс. руб.). На какой бы то ни было остаток на счете банк начисляет 7%. Через 12 месяцев супруги закроют «Накопилку» (12 тыс. руб. + проценты) и, соответственно, смогут расплатиться с Василием.
  3. Потребкредит закрывается по графику 3 тыс. руб. в месяц.
  4. Жилищный кредит: оставшиеся деньги целиком направляются на ипотеку. Если не принимать во внимание 1-й месяц (закрытие кредитной карты), на ипотечный кредит остается 30 000 — (1000 + 3000) = 26 000 руб. (примерно $400). Эта сумма превышает нынешний минимальный платеж.

К окончанию года:

  1. Из 4 задолженностей целиком погашаются 2.
  2. Выплачивается 1/2 потребкредита на ноутбук.
  3. Погашается приблизительно $5 тыс. остатка ипотечной задолженности (50%), при этом значительно снижается сумма ежемесячного платежа (по крайней мере, в 1/5-2 раза).

Таким образом, семья написала хороший, осуществимый план.

Как правильно выплачивать долги по очередности?

Теперь касаемо того, как поочередно рассчитаться с долгами. Правило таково: чем большими проблемами чревата задолженность, тем быстрее ее надо выплачивать.

Допустим, задолженности по микрозаймам обычно выбиваются крайне жесткими методами, а проценты за просрочку в МФО вообще заоблачные. Так что если у вас и микрокредит, и долги по квартире, о 2-м пункте следует на время забыть, вплотную занявшись 1-м.

Возможен и другой вариант. Семья взяла парочку небольших кредитов, ипотеку, и есть еще долги. Так как супруги сильно просрочили выплату по жилищному кредиту, банк обратился в суд. Встал вопрос о том, чтобы продать квартиру в принудительном порядке. Ясно, что закрытие ипотечного кредита для супругов находится на 1-м, 2-м и 3-м месте.

Впрочем, для типичной ситуации (парочка задолженностей без просрочек) очередность выплат выглядит следующим образом:

  1. «Дорогие» задолженности (с высокими процентами либо в иностранной валюте). Тут также имеются в виду долги, создающие психологические неудобства. К примеру, руководитель выдал ссуду на работе, сразу же надавав кучу заданий. Либо за долги по алиментам ухудшились отношения с экс-супругой и ребенком.
  2. «Разумные» задолженности (кредиты с низкими процентами либо рассрочка).
  3. «Безопасные» задолженности (друзьям, родным, за жилье).

Таким образом, мы рассмотрели основные варианты погашения задолженностей, определили самые важные долги и те, которые могут подождать. А вы как думаете, как можно рассчитаться с долгами?

Калькулятор 395

Статья 395 применяется при взыскании просроченной суммы (задолженности) при ее неправомерном удержании или уклонении от возврата, иной просрочке в уплате денежных средств.

С 1 августа 2016 года размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России. Для расчета процентов за период с 1 июня 2015 по 31 июля 2016 используется средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц, существовавшая в месте жительства или нахождения кредитора в соответствующий период. Для более ранних периодов в расчетах используется ставка рефинансирования 8,25%.

Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Для расчета весь период задолженности делится на части, в течение которых процентная ставка неизменна. Для каждой части процент вычисляется по формуле:

<сумма задолженности> × <число дней> &times <ставка> &times 0,01 / <число дней в году>

Ранее для расчета принималось 360 дней в году и 30 дней в месяце. Однако, 24 марта 2016 года соответствующий пункт постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ признан не подлежащим применению. То есть, теперь в расчетах следует применять фактическое число дней задолженности и дней в году. Тем не менее, в судебной практике все еще встречаются оба варианта. Если вы точно знаете, что вам нужно сделать расчет согласно устаревшим нормам, используйте чекбокс «360 дней в году».