Земельный налог

Содержание

Налог на имущество региональный или федеральный

Все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, обязаны платить налоги, поэтому многим будет интересно знать, какие налоги, в какой бюджет необходимо платить. Виды налогов, а также специальные налоговые режимы установлены Налоговым Кодексом РФ. Налоги бывают федеральные, региональные и местные, их подразделяют на прямые и косвенные.

Федеральные налоги

Рассмотрим, в федеральный бюджет, какие налоги уплачиваются. Федеральными налогами являются:

  1. НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
  2. Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
  3. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
  4. Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
  5. Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
  6. Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
  7. Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
  8. Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
  9. Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.

Региональные налоги

В этом абзаце мы рассмотрим, в какие бюджеты платятся налоги, помимо федерального. Региональными налогами являются:

  1. Транспортный налог;
  2. Налог на игорный бизнес;
  3. Налог на имущество организаций.

Региональные власти, с согласия федеральных властей, могут вносить или вводить в них изменения. Органы местного самоуправления городов и районов могут вводить местные налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству и после согласования их с федеральными властями.

Местные налоги

К данному виду налогов относят:

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

Часто бывает так, что федеральные власти передают часть сборов некоторых федеральных налогов местным и региональным властям, предварительно согласовав процентное соотношение. Тогда одну часть налога юридическое лицо платит в федеральный бюджет, а другую – в региональный или местный.

Классификация налогов: федеральные и региональные

Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:

  • Уровень федеральный.
  • Региональный уровень.
  • Местный.

Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ. Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.

Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.

Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.

Кто уплачивает региональные налоги?

Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:

  • Налог на имущество предприятия.
  • Налог на транспорт.
  • Игорный бизнес (для некоторых субъектов).

Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.

Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.

Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.

Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.

Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

В какой бюджет уплачивается. Какие платятся налоги.
Федеральный. НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина.
Региональный. Имущество, транспорт, игорный бизнес.
Местный. Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица. Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

НДФЛ и НДС какие налоги?

Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.

В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.

Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.

Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный? Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.

Итоги

Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.

Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.

Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.

Какой налог в какой бюджет платится в стране

Налоговое законодательство;

В соответствии с действующим законодательством России, налоги в стране делятся на три основные категории:

  • федеральные, имеющие общегосударственный характер;
  • региональные, которые включают в себя налоги и сборы в рамках субъектов федерации, республик, входящих в состав РФ;
  • местные, которые устанавливают органы власти уровня муниципалитетов, действуя при этом в рамках актуального законодательства РФ, а также актов субъектов федерации.

Земельный налог является налогом федеральным или местным?

К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.

Земельный налог в системе налогообложения России

В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоги — это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным государственным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.

Налоговая система — совокупность сборов и налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, в соответствии с НК.

Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюции государственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.

Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и местных, говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.

На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.

Земельный налог в классификации налогов

Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:

по месту поступления:

  • региональные;
  • федеральные;
  • местные;
  • по применению:
  • общие;
  • специальные;
  • по исчислению денежных средств:
  • прямые;
  • косвенные;
  • по субъектам обложения:
  • с физических лиц;
  • с юридических лиц.

Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.

По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.

Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.

Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).

Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31. Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образо­ваний, соответствуя нормативно-правовым актам их представи­тельных органов. На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.

Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:

  • порядок исчисления.
  • объект налогообложения;
  • налоговый период;
  • налоговая база;

Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:

  • сроки и порядок уплаты;
  • налоговые ставки;
  • порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.

Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.

Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.

Налоговая категория – это уровень ставки, по которой облагается объект. Ставки определяются в процентах к кадастровой стоимости земли.

Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:

0,3 % для участков земли, которые:

  • отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
  • заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
  • для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
  • ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.

И 1,5 % для других земельных участков.

Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Земельный налог

Кто платит налог на землю

Льготы по земельному налогу

Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

О чем глава 31 «земельный налог» налогового кодекса

В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

Кто платит налог на землю

По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:

  • физлица и юрлица, обладающие земельными участками (признаваемыми объектами налогообложения по ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
  • управляющие компании (в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).

Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале.

Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст.

396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца.

Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.

Льготы по земельному налогу

В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

  • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
  • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
  • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен здесь).

Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.

Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:

  • для строительства;
  • находящимся в пользовании менее года;
  • льготным.

Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации.

С примером расчета земельного налога предлагаем вам ознакомиться в этом материале.

Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности – здесь).

Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее – ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу – налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).

Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте здесь.

О чем глава 31 «земельный налог» налогового кодекса

Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:

  • объект;
  • ставку;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговые льготы;
  • порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.

Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации.

НК РФ для юридических лиц определяет срок представления декларации по земельному налогу до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Местный законодатель конкретизирует точную дату подачи отчета. Правильно заполнить отчет поможет наша статья «Подаем налоговую декларацию по земельному налогу (бланк)».

О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по ссылке.

С нюансами расчета земельного налога вас познакомит наш материал.

Сдать декларацию в ИФНС можно как на бумаге, так и по ТКС или через сайт ФНС. Актуальные рекомендации по отправке отчета вы найдете в статьях:

Местные законы могут также предусматривать наличие промежуточных периодов по налогу, определять сроки оплат, а также льготы (подробности – здесь).

ВАЖНО! Срок, выделенный для оплаты земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье.

В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО – код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог, читайте в этом материале.

Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика «Земельный налог».

38. Земельный налог. Земельный налог какой бюджет

РазноеЗемельный налог какой бюджет

  • налог на доходы физических лиц, название которого говорит само за себя;
  • налог на добавленную стоимость, который оплачивает конечный покупатель при приобретении продукции в торговых сетях;
  • единый социальный налог, являющийся средством пополнения основных федеральных фондов, включая социальное страхование, медицинское страхование и тому подобное;
  • акцизы или дополнительный налог на некоторые виды товаров, в частности, табачную продукцию и алкоголь. Его, подобно налогу на добавленную стоимость, покрывает конечный покупатель;
  • налог на добычу полезных ископаемых, уплачивается субъектами, занимающимися эксплуатацией природных ресурсов;
  • налог на прибыль, предприятий и организаций, суть которого ясна из названия;
  • водный налог, подразумевающий платежи за эксплуатацию водных ресурсов;
  • различные виды пошлин.
  1. Предметы религиозного поклонения, в том числе иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и так далее.
  2. Убранство храмов и элементы архитектуры.
  3. Атрибутика церковная, в том числе кресты, ладанки, медальоны, ордена, памятные знаки и другое.
  4. Предметы для богослужения и для совершения обрядов.
  5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, стихари, поручи, пояса и так далее.

Понятно, что местный бюджет высокого уровня имеет больше источников для пополнения доходной части, чем бюджет нижестоящего уровня. Поэтому и земельный налог играет большую роль в доходной части бюджета низшего уровня, чем в бюджете более высокого. То есть для города земельный налог играет меньшую роль, чем для поселкового совета, где он может быть основным наполнителем бюджета. Более подробно о ставках земельного налога для физических лиц читайте тут.

Основные льготы для пенсионеров по земельному налогу

На уровне муниципальных образований льготы в части земельного налога устанавливаются с опорой на разные критерии. Некоторые регионы ориентируются на материальное положение или социальный статус, другие – на целевое предназначение участка земли (ИЖС, садовый или дачный надел) или его площадь.

Какие налоги, в какой бюджет

  1. НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
  2. Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
  3. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
  4. Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
  5. Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
  6. Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
  7. Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
  8. Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
  9. Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.

В какой бюджет платится НДФЛ (подоходный налог)

Плательщиками подоходного налога, согласно ст. 207 НК РФ, признаются физлица (резиденты и нерезиденты), получающие доход из источников на территории РФ. Перечисление НДФЛ в бюджет либо осуществляется ими самостоятельно при получении разовых или систематических поступлений, либо возлагается на налоговых агентов — источников выплаты постоянных доходов.

Земельный налог для организаций 2018, ставка земельного налога

— 0.3% для земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые используются в сельскохозяйственном производстве, заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных или предоставленных для жилищного строительства;

Нужно ли вам платить земельный налог

>Земельный налог

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

0,3%

1,5%

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п,

  • т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
  • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.