Закупка овощей у населения

Закупка товаров у граждан: оформляем и считаем налоги

Главная → Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 апреля 2012 г.

Содержание журнала № 8 за 2012 г.Е.В. Строкова, экономист

Иногда организации и предприниматели покупают товары у граждан-непредпринимателей. Какие документы нужно оформить, чтобы включить стоимость покупки в расходы? Как при последующей продаже этого товара рассчитать НДС? И надо ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с дохода гражданина при оплате ему товаров?

Оформляем первичные документы

Организации нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме в любом случаеподп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, а предпринимателю — при сумме сделки более 1000 руб.подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ; ст. 5 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Ограничений по сумме наличных расчетов с физическими лицами нет. Ведь лимит в размере 100 000 руб. распространяется только на расчеты наличными между организациями, организациями и предпринимателем, а также между предпринимателямип. 1 Указаний ЦБ от 20.06.2007 № 1843-У.

Но совсем не обязательно у вас должен быть объемный документ с названием «Договор». Это может быть закупочный акт, в котором стороны укажут, что продавец передал покупателю конкретный товар, а покупатель, в свою очередь, уплатил продавцу деньги. Этот акт одновременно будет и первичным документом товара для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Унифицированная форма закупочного акта — № ОП-5утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 № 132 (далее — акт ОП-5) — есть только для организаций общепита, закупающих сельхозпродукцию. Также установлена обязанность торговых организаций оформлять закупочным актом приобретение у населения сельхозпродуктов, дикорастущих ягод, грибов, ореховп. 7.6 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5, но для этой ситуации унифицированной формы акта нет.

Таким образом, если у вас не общепит, то вы можетеп. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ; п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 221 НК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002:

  • <или>воспользоваться актом ОП-5;
  • <или>разработать свою форму акта. Причем оптимальный вариант — взять за основу акт ОП-5, убрав из него ненужные вам строки. Например, имеет смысл исключить, как утратившие актуальность, следующие данные на оборотной стороне этого акта:
  • о государственной регистрации продавца в качестве предпринимателя;
  • о наличии подсобного хозяйства продавца;
  • об удержании подоходного налога.

При этом организации в учетной политике следует указать, какую форму акта она будет использоватьп. 4 ПБУ 1/2008.

Посмотрим, какую самостоятельно разработанную форму акта лучше использовать, чтобы потом не пришлось доказывать приобретение товара в судеПостановления ФАС СЗО от 27.04.2006 № А26-9456/2005-210; 17 ААС от 30.12.2008 № А60-17878/08.

УТВЕРЖДАЮ

(подпись) (должность) (фамилия, имя, отчество)

«__» ________ 201__ г.

ЗАКУПОЧНЫЙ АКТ № __ от «__» _____ 201__ г.

Покупатель
(наименование организации)
в лице ,
(должность) (фамилия, имя, отчество)
действующего на основании .
(документ)
Продавец .
(фамилия, имя, отчество)
паспорт: серия выдан
(наименование органа, выдавшего паспорт, дата выдачи)
Наименование, характеристика товара Единица измерения Количество Цена, руб. коп. Сумма, руб. коп.
1 2 3 4 5
Итого
Деньги в сумме руб. коп.
(прописью)
получил продавец
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Товары получил
(подпись)

Итак, первичные документы при покупке товаров у физлица такие.

1п. 1 ст. 161 ГК РФ

Определяемся с налогами

Затраты на приобретение у физлица товаров можно учесть в расходах в общем порядке и при расчете налога на прибыльп. 1 ст. 252 НК РФ, и при расчете налога при «доходно-расходной» УСНОст. 346.16 НК РФ, и при расчете НДФЛ предпринимателямип. 1 ст. 221 НК РФ. Только помните, что если вы купили имущество, которое принимаете к учету как основное средство, то уменьшить срок его полезного использования на период его фактической эксплуатации продавцом можно, только если продавец сможет такой срок документально подтвердитьп. 7 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172.

Что касается НДС, то важно помнить о некоторых нюансах.

Поскольку продавец — физлицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя, входного НДС у вас не будетп. 1 ст. 143 НК РФ.

Если вы — плательщик НДС и будете перепродавать купленный у физлица товар, то базу по НДС в большинстве случаев нужно считать по обычным правилам. То есть начислять НДС по ставке 18% или 10% исходя из цены реализациип. 1 ст. 154 НК РФ. Исключением является реализацияпп. 4, 5.1 ст. 154 НК РФ; Письмо Минфина от 27.04.2002 № 04-03-11/18:

  • сельхозпродукции и продуктов ее переработки, которые включены в специальный правительственный переченьутв. Постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383 и не являются подакцизными.

Если вы купили сельхозпродукцию и переработали ее, то база по НДС по переработанной продаваемой продукции считается исходя из полной цены реализации без вычета цены приобретенияПисьмо Минфина от 26.01.2005 № 03-04-04/01. Хотя некоторые суды с этим не согласны и считают, что база по НДС определяется как межценовая разницаПостановления ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2; ФАС ЗСО от 31.07.2007 № Ф04-5101/2007(36750-А03-19);

  • автомобилей, приобретенных для перепродажи.

В этих двух случаях база по НДС рассчитывается как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения. При этом в счете-фактуре надо указатьПисьмо ФНС от 28.06.2005 № 03-1-03/1114/13@:

  • в графе 7 — ставку налога (10/110 или 18/118) с пометкой «с межценовой разницы»;
  • в графе 8 — сумму налога, исчисленную с межценовой разницы;
  • в графе 9 — стоимость товара с учетом НДС.

***

Удерживать с дохода, выплачиваемого продавцу-физлицу, НДФЛ и начислять на этот доход страховые взносы не нужно. Ведь в такой ситуации по НДФЛ вы не являетесь налоговым агентомп. 2 ст. 226, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, а по страховым взносам у вас нет выплаты в рамках трудового и гражданско-правового договоровч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Гражданско-правовой договор (расчеты с физлицами)»:

2018 г.

2017 г.

2014 г.

ИНДЕКСЫ Ваше местоположение определено правильно?, изменить Москва Индекс
потребительских
цен

Используется
для индексации зарплаты

0.5% ноябрь 2018 г. МРОТ
по регионам

Используется для
регулирования зарплаты

18 781

Примечание

История

Ставка
рефинансирования

Используется для
расчёта отдельных показателей

7.75%

История

РАБОЧИЙ СТОЛ БУХГАЛТЕРА ОПРОС Хотели бы вы открыть свое дело?

Нет, свой бизнес – это слишком рискованно
Да, но мне не хватает знаний
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав организацию
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав ИП
Хочу открыть свое дело, но как самозанятый
У меня уже свое дело

«ГЛАВНАЯ КНИГА»
РЕКОМЕНДУЕТ БЛИЖАЙШИЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Информации о мероприятиях в данный момент нет

Организация закупает товар у населения: оформление и налогообложение

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 21 января 2015 г. 14:07 E-mail Об авторе статьи Архив ИА ГАРАНТ
Организация занимается закупкой тары у населения. Какие первичные документы должны заполнить организация или продавец (физическое лицо) при приобретении организацией у продавца деревянной тары? Есть ли у организации обязанность по удержанию с дохода физического лица суммы НДФЛ в случае закупки тары стоимостью до 250 000 руб. и в случае закупки тары стоимостью более 250 000 руб.? Возникает ли у организации обязанность по предоставлению на продавца сведений по форме 2-НДФЛ?

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, признаются объектом обложения НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ). Доходы (в том числе доходы от продажи имущества), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ. В иных случаях (не предусмотренных ст. 217 НК РФ) полученный физическими лицами доход будет облагаться НДФЛ.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ.
Так, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. В данном случае физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, а также представляют налоговую декларацию (п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация в случае приобретения у физического лица принадлежащего ему имущества (деревянной тары) не является налоговым агентом, то есть не должна удерживать НДФЛ при выплате физическому лицу денежных средств за реализованное им имущество. Кроме того, поскольку НК РФ не возлагает обязанности на лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах физическими лицами (в соответствии со ст. 230 НК РФ такая обязанность установлена только для налоговых агентов), то организация в данном случае не должна представлять и сведения о физических лицах, у которых она приобретает имущество (деревянную тару). Данные выводы подтверждаются и разъяснениями Минфина России (смотрите, например, письма от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484, от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89, от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55, от 02.11.2007 N 03-04-06-01/372, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/364, от 04.09.2006 N 03-05-01-04/258).

Документальное подтверждение

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации операцию по закупке у населения деревянной тары можно оформить следующими документами:
— договором купли-продажи;
— актом приемки товаров (в произвольной форме с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
— документами, подтверждающими оплату товаров (расходный кассовый ордер, авансовый отчет, платежное поручение и т.д.).
На наш взгляд, данный вариант полностью соответствует положениям ГК РФ, требованиям бухгалтерского учета (ст.ст. 5, 6 и 9 Закона N 402-ФЗ) и налогового законодательства (ст. 252 НК РФ).
В то же время полагаем, что при разовых (нерегулярных) закупках не всегда возможно оформить такой полный пакет документов. В связи с этим, по нашему мнению, при таких закупках вместо указанных документов можно оформлять закупочный акт*(1) (смотрите Методические рекомендации). В основном закупочный акт применяется при покупке у физических лиц продуктов питания. Однако полагаем, что можно использовать этот акт в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ), в том числе деревянной тары.
Организация может самостоятельно разработать форму закупочного акта, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом за основу можно взять и форму N ОП-5, которая разработана для организаций общественного питания и утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
При закупке организация должна обеспечить соблюдение порядка оформления закупочных документов, в том числе с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих ТМЦ, места его проживания (п. 7.3 Методических рекомендаций).
Приобретенная тара принимается на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного руководителем предприятия закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Подтверждением оприходования на склад закупленных товаров (материалов) является Приходный ордер (за основу можно взять типовую форму N М-4, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;
— Энциклопедия решений. Учет при оплате наличными закупки товаров у населения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна
Ответ прошел контроль качества
3 декабря 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Унифицированная форма документа, подтверждающего передачу товара продавцом — гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, покупателю — юридическому лицу, законодательством не предусмотрена. В связи с этим передача товара может быть оформлена документом, подписанным сторонами договора, составленным в произвольной форме, с отражением в нем реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В рассматриваемом случае таким документом может быть и закупочный акт, если он отвечает требованиям Закона N 402-ФЗ. Подписание продавцом и покупателем закупочного акта фактически является документальным подтверждением того, что между ними заключен договор купли-продажи. Поскольку подписание акта отвечает требованию к совершению сделки в простой письменной форме и поскольку этот акт содержит все существенные условия договора купли-продажи, составлять отдельный документ, именуемый договором купли-продажи, при этом не требуется (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 434 ГК РФ).
пора учиться!

  • 15 января 2019 / Интернет «Международные стандарты в аудите», Квалификация «Специалист по международным стандартам в аудите» (IAPBE)
  • 22 января 2019 / Интернет Налогообложение Российской Федерации
  • 25 января 2019 / Интернет Дробление бизнеса: правовые проблемы, защита от претензий налоговых органов
  • 29 января 2019 / Интернет Сертифицированный главный бухгалтер по МСФО (IAB). Январский набор
  • 29 января 2019 / Интернет Как читать управленческую отчетность. Бесплатный вебинар.
  • 06 февраля 2019 / Интернет Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства
  • 11 февраля 2019 / Интернет Недобросовестные поставщики: как сохранить налоговые вычеты и не допустить нарушения законов
  • 13 февраля 2019 / Интернет «Система управления бизнес-проектами», Квалификация «Project management» (IAPBE)
  • 13 марта 2019 / Интернет Программа CIMA “Управление эффективностью операций”. Уровень Р1 (подготовка к майской сессии 2018 г.)
  • 14 января 2019 / Санкт-Петербург Профессиональный внутренний аудитор: современная организация, управление и методическое обеспечение (по программе профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю» 5 уровень)
  • 15 января 2019 / Москва Курс обучения “IPFM:МСФО.Базис”
  • 15 января 2019 / Санкт-Петербург Последние изменения в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО)

Ещё семинары и курсы

Глава 62. Документооборот по вторичному сырью

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: 999-Б / Дополнительно / Материалы Бухгалтерский и налоговый учет (Семенихин В.В. ГроссМедиа, 2010).doc Скачиваний: 123 Добавлен: 29.03.2016 Размер: 2.52 Mб ☆

Довольно часто производственные организации, осуществляющие выпуск различных видов продукции, в процессе производства готовой продукции используют так называемое вторичное сырье (далее — вторсырье). Вторсырье представляет собой либо однократно использованные материальные ресурсы или их части, вновь вовлекаемые в производство, либо отходы одного производства, которые находят применение в другом производстве.

В данном разделе рассмотрим особенности документооборота по движению вторсырья у организации — источника его образования и у организации, специализирующейся на сборе вторсырья.

Для начала отметим, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все осуществляемые организацией хозяйственные операции, в частности движение вторсырья, должны оформляться оправдательными документами, которые признаются первичными учетными документами, являющимися основанием для ведения бухгалтерского учета.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции и принимаются к бухгалтерскому учету при условии, что они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы, утверждаются организациями самостоятельно с учетом специфики деятельности этих организаций и с соблюдением обязательных реквизитов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.

Документооборот по движению вторсырья прежде всего будет зависеть от того, кто оформляет такое движение:

— организации, являющиеся источником образования вторсырья;

— организации, специализирующиеся на сборе вторсырья.

Организации, являющиеся источником образования вторсырья

Как известно, основными источниками образования вторсырья могут быть:

— возвратные отходы — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, утратившие полностью или частично потребительские качества исходных ресурсов;

— бракованная продукция, полуфабрикаты, детали, узлы, которые не могут быть использованы по прямому назначению как несоответствующие стандартам, техническим условиям, установленным нормам и правилам;

— материалы, полученные при демонтаже и разборке объектов основных средств;

— готовая продукция с истекшим сроком реализации, эксплуатации.

Рассмотрим документооборот по вторсырью на примере возвратных отходов.

Если источником образования вторсырья выступают отходы, образующиеся в деятельности организации, то такие отходы должны собираться и сдаваться на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. При этом стоимость отходов будет определяться организацией исходя из сложившихся цен на утиль, лом, ветошь и другие отходы, то есть по цене возможной продажи. Такой порядок установлен п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее — Методические указания N 119н).

Унифицированная форма требования-накладной (форма N М-11) утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее — Постановление Госкомстата России N 71а).

Требование-накладная составляется материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего возвратные отходы на склад.

В соответствии с п. 12 Методических указаний N 119н требование-накладная должно быть надлежащим образом оформлено, в нем должны быть заполнены все необходимые реквизиты и поставлены соответствующие подписи. Если же показатели для заполнения отдельных реквизитов отсутствуют, то соответствующие строки и графы в требовании прочеркиваются.

Помимо заполнения реквизитов заголовочной части формы, материально ответственное лицо указывает наименование сдаваемых отходов, их количество и единицу измерения.

Материально ответственное лицо может не знать, по какой цене учитываются такие отходы в бухгалтерском учете, поэтому графы 9 и 10 табличной части формы N М-11 будут заполняться либо материально ответственным лицом склада, принимающего отходы, либо работниками бухгалтерии организации.

Кроме того, согласно п. 13 Методических указаний N 119н требования-накладные должны быть заранее пронумерованы либо номер ставится при оформлении и регистрации такого документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.

Недооформленные требования-накладные возвращаются в соответствующие подразделения для их надлежащего оформления.

Далее рассмотрим случай продажи возвратных отходов сторонним организациям для дальнейшей их переработки.

Согласно п. 120 Методических указаний N 119н продажа материалов оформляется путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных. Этот первичный документ может применяться также для отпуска вторсырья сторонним организациям.

Унифицированная форма накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) утверждена Постановлением Госкомстата России N 71а.

Накладная на отпуск материалов на сторону выписывается в двух экземплярах, основанием для ее составления служат договоры (контракты), наряды и другие соответствующие документы. Первый экземпляр, передаваемый складу, служит основанием для отпуска отходов, второй экземпляр передается покупателю.

Таким образом, отпуск вторсырья со склада в производство будет оформляться требованием-накладной формы N М-11, а их передача сторонним организациям для дальнейшей переработки — накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — План счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении вторсырья предназначен счет 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы».

Возврат вторсырья и их дальнейшая продажа в бухгалтерском учете организации отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы», Кредит счета 20 «Основное производство» — принято к учету вторсырье;

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы», — отражен доход от продажи вторсырья;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы», — списана учетная стоимость проданного вторсырья.

Организации, которые специализируются на сборе вторсырья

При покупке вторсырья и его дальнейшей продаже, как правило, используется торговая схема, поскольку вторсырье является в этом случае товаром, учет которого согласно Плану счетов бухгалтерского учета ведется на счете 41 «Товары».

Напомним, что организация — источник вторсырья при его дальнейшей продаже выдает своему покупателю один экземпляр накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15). После чего специализированная организация на основании этого документа составляет документы о приеме к учету приобретенного вторсырья.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 (далее — Постановлением Госкомстата России N 132).

Для документального оформления приемки вторсырья организации, специализирующиеся только на его заготовке, могут применять следующие формы:

— Акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1) — для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров;

— Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4) — для оформления приемки товаров, поступивших в организацию без счета поставщика;

— Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2) — для оформления приемки товаров отечественного производства, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными, указанными в товаросопроводительных документах.

В Указаниях по применению и заполнению вышеназванных форм сказано, что акт формы N ТОРГ-1 составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

По строке «Способ доставки» указывается вид транспортного средства, доставившего вторсырье.

Приемка производится по фактическому наличию. Если при приемке вторсырья обнаружены отклонения по количеству, качеству, массе, покупатель должен вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Количество составляемых актов и комплектность документов обосновываются фактической ситуацией.

Акт формы N ТОРГ-1 после окончания приемки вторсырья должен быть подписан всеми членами приемной комиссии.

Следует обратить внимание, что отсутствие акта формы N ТОРГ-1, выявленное при проверке сотрудниками налоговых органов, может привести к возникновению споров по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость.

При приеме вторсырья у населения необходимо также составить акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1). Кроме того, возникает вопрос о том, нужно ли применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ).

Для ответа на этот вопрос обратимся к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ).

Из п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (далее — Положение N 359).

Согласно Информационному письму Минфина России от 22 августа 2008 г. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности» документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, принимающие от населения вторсырье, могут для осуществления расчетов использовать самостоятельно разработанный документ, причем утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Бланк строгой отчетности в соответствии с п. 3 Положения N 359 должен содержать следующие реквизиты:

— наименование документа, шестизначный номер и серия;

— наименование и организационно-правовая форма — для организации;

— фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;

— место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

— идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

— вид услуги;

— стоимость услуги в денежном выражении;

— размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

— дата осуществления расчета и составления документа;

— должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

— иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Обратите внимание! При разработке формы бланка строгой отчетности организация может взять за основу бланк БСО-11, утвержденный Минфином России в Письме от 11 апреля 1997 г. N 16-00-27-14, удалив из него реквизиты, не являющиеся обязательными согласно Положению N 359. Форма бланка должна содержаться в приложении к приказу по учетной политике организации.

Как было отмечено выше, для специализированных организаций, осуществляющих сбор и дальнейшую продажу вторсырья, вторсырье является товаром, следовательно, при его продаже перерабатывающим организациям необходимо составить товарную накладную.

Для документального оформления продажи (отпуска) материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная (форма N ТОРГ-12), унифицированная форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России N 132.

Товарная накладная составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организации, сдающей вторсырье, и служит для его списания с бухгалтерского учета. Второй экземпляр передается в организацию, которая покупает вторсырье.

Каждая партия отчуждаемого вторсырья на основании документов первичного бухгалтерского учета должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных отходов.

Если перевозку вторсырья осуществляет транспортная организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом, то перевозчик и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, путевым листом, транспортной накладной, а также удостоверением о взрывобезопасности отходов.

Форма путевого листа зависит от вида транспортного средства, осуществляющего транспортировку вторсырья.

Формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление Госкомстата России N 78).

В товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), унифицированная форма которой также утверждена Постановлением Госкомстата России N 78, указываются следующие обязательные реквизиты:

— номер;

— наименование и реквизиты грузоотправителя и грузополучателя;

— номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

— дата отгрузки;

— вид лома и отходов черных (цветных) металлов;

— вес партии, перевозимой транспортным средством.

Номер товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) в обязательном порядке должен быть указан в товарной накладной формы N ТОРГ-12.

В Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» сказано, что товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на каждую поездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов. ТТН в обязательном порядке должны быть приложены к путевым листам, однако здесь есть исключения. ТТН не понадобится при сборе вторсырья.

Форма удостоверения о взрывобезопасности отходов приведена в Приложениях к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

Таковы основные документы, при помощи которых оформляется движение вторсырья у организаций — источников его образования и у организаций, специализирующихся на сборе вторсырья.

Соседние файлы в папке Дополнительно

  • # 29.03.20161.31 Mб12Больничные, декретные, пособия на детей и выплаты при несча.rtf
  • # 29.03.2016639.72 Кб14Возвращаем расходы на лечение, жилье, учебу___ Налоговые вы.rtf
  • # 29.03.2016788.48 Кб17Все о больничных и детских пособиях полное практическое руководство (И.А. Феоктистов, ГроссМедиа, 2010).doc
  • # 29.03.2016989.7 Кб11Зарплатные налоги — 2010 (Климова М.А.) ( Налоговый вестник, 2009).doc
  • # 29.03.20162.52 Mб123Материалы Бухгалтерский и налоговый учет (Семенихин В.В. ГроссМедиа, 2010).doc
  • # 29.03.2016716.8 Кб12Налоговое право для бухгалтера (Бердышев С.Н.) ( ГроссМедиа, 2009).doc
  • # 29.03.2016937.59 Кб13Отпускные, больничные расчеты с работником (Климова М_А_).rtf
  • # 29.03.2016915.97 Кб19ПБУ — просто о сложном (под ред_ Р_М_ Аваляна).doc
  • # 29.03.2016856.8 Кб11Порядок исчисления среднего заработка (Семенихин В_В_) ( Г.rtf
  • # 29.03.20161.66 Mб16Практическое пособие по промежуточной бухгалтерской отчетности 2010.doc

Каким документом подтвердить покупку скота у населения?

Вход на сайт Регистрация Вход для зарегистрированных: Закрыть Войти через Раньше вы входили через Восстановление пароля Регистрация Восстановление пароля Форум Форум

Мусяня (автор вопроса) 2 балла

Добрый день. Я- КФХ на УСН 15%. Закупаю скот у населения и сдаю его на мясокомбинат. Деньги от комбината приходят на р/счет.
Получается, что это мой доход. Подскажите, а каким документом я могу подтвердить свои расходы на покупку скота. Какой документ я должна выдать физ.лицу? В КФХ 1 наемный работник. Касса не ведется. Все покупки делает сам глава КФХ и авансовые отчеты не делает. Просто все расходы записываются в КДиР. Спасибо.
Ккатена 22 056 баллов

добрый день
вам нужен закупочный акт. форму приложила. и оформляйте авансовые отчеты
В случае наличия существенных недостатков в оформлении первичных документов можно воспользоваться указанием п. 1 ст. 252 НК РФ о том, что для документального подтверждения расходов могут быть использованы документы, которые косвенно подтверждают понесенные расходы.
В качестве примера приведем спор, возникший вокруг применения закупочного акта по форме ОП-5. ФАС СКО в Постановлении от 23.10.2007 N Ф08-6314/2007-2601А рассмотрел ситуацию, когда кооператив закупал молоко и молодняк скота у населения по накладным формы ПК-3 <1>. По мнению налоговой инспекции, неприменение формы закупочного акта ОП-5 привело к тому, что авансовые отчеты не могли быть обоснованы этими документами. Суд установил, что данные документы подтверждают факт приобретения и оплаты продукции, в совокупности с договорами содержат необходимую информацию, аналогичны по содержанию бланкам формы ОП-5, поэтому подтверждают понесенные расходы.
———————————
<1> Форма утв. ЦСУ СССР 14.12.1972.
Для избежания споров с налоговой инспекцией рекомендуем налогоплательщику более внимательно подходить к документальному оформлению хозяйственных операций, использовать те формы, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, а при их отсутствии заботиться о том, чтобы в первичном документе были отражены все обязательные реквизиты. При осуществлении закупок у населения необходимо обращать внимание на оформление документа, подтверждающего совершение покупки у физического лица, так как это вызывает у налоговых инспекций повышенный интерес.
Статья: Споры «упрощенцев» в арбитражном суде (Окончание) (Никитин В.В.) («Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 11) {КонсультантПлюс} Прикреплен 1 файл: закупочный акт.XLS

Смотрят тему: гость