Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями)
- ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
- АННОТАЦИЯ
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Главная
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями)
- Статья 1. Аудиторская деятельность
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность
- Статья 3. Аудиторская организация
- Статья 4. Аудитор
- Статья 5. Обязательный аудит
- Статья 6. Аудиторское заключение
- Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов
- Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
- Статья 9. Аудиторская тайна
- Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
- Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору
- Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора
- Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
- Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора
- Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
- Статья 15. Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Статья 16. Совет по аудиторской деятельности
- Статья 17. Саморегулируемая организация аудиторов
- Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
- Статья 19. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций
- Статья 20. Меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов
- Статья 21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
- Статья 22. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
- Статья 23. Заключительные положения
- Статья 24. (утратила силу)
- Статья 25. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ
- Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»
С изменениями и дополнениями от:
1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г.
Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
|
Д. Медведев
|
Москва, Кремль
30 декабря 2008 года
N 307-ФЗ
Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.
Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.
Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.
Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона
Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.
Части 1 — 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. N 267, в «Парламентской газете» от 16 января 2009 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 15
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.
Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ
Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)
Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.
Аудиторская проверка
Меню |
|
Главная |
Авторизация/Регистрация |
|
|
|
|
|
Главная Бухучет и аудит Внешний аудит банков |
|
Основные этапы аудиторской проверки
Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации.
- 1. Анализ учредительных документов:
- ? их соответствие законодательству;
- ? законность внесения в них изменений;
- ? Наличие решений собрания пайщиков (акционеров), совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации. Правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу кредитной организации.
- 2. Анализ Устава банка
В Уставе банка должны содержаться необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- ? вид банка;
- ? предмет и цели деятельности банка;
- ? состав участников (учредителей);
- ? фирменное наименование и местонахождение;
- ? размер уставного фонда;
- ? порядок распределения прибыли и возмещения убытков;
- ? порядок создания и использования фондов банка;
- ? состав, порядок образования и компетенция органов управления банка;
- ? порядок принятия решений органами управления банка, в том числе перечень вопросов по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов;
- ? положение о ревизионной комиссии банка.
- 3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного фонда.
Порядок проверки правильности формирования уставного фонда зависит от способа его формирования. Уставный фонд может создаваться паевыми взносами или выкупом акций.
При проверке выясняются:
- ? полнота перечисления заявленного взноса;
- ? соблюдение сроков формирования уставного фонда;
- ? источники формирования (за счет собственных средств учредителей или участников банка либо путем привлечения кредита, взносов третьих лиц).
Для проверки используются: учредительный договор, в котором указывается сумма взноса учредителей и подписные листы, список пайщиков или акционеров с указанием сумм взносов в уставной фонд.
Анализируются порядок и сроки формирования объявленного уставного фонда. При этом используется список акционеров (пайщиков) с указанием взноса в уставной фонд банка. По ежедневным банковским балансам и первичным банковским документам проверяется фактическое поступление средств от акционеров (пайщиков), их зачисление на балансовый счет 010 “Уставный фонд” и полнота внесения взносов каждым участником банка.
4. Эффективность организационной структуры кредитной организации.
При этом оцениваются:
- ? соответствие организационной структуры утвержденному штатному расписанию;
- ? наличие положения о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников управлений (отделов);
- ? порядок работы Кредитного комитета;
- ? наличие положений о вкладах, порядке кредитования; формирования и использования фондов банка;
- ? наличие положения о распределении прибыли (смета затрат);
- ? наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов;
- ? порядок установления и изменения внутренних тарифов кредитной организации;
- ? оценка внутренних правил прохождения документооборота в кредитной организации, ее филиалах и отделениях;
- ? оценка документов, регламентирующих деятельность филиалов;
- ? наличие работы внутреннего аудита в кредитной организации.
- 5. Проверка расчетных операций.
Проверка расчетных операций включает в себя проверку:
- ? правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов;
- ? правильности оформления платежных документов, своевременности выставления и выполнения аккредитивов;
- ? формирования юридического “досье” клиентов в соответствии с действующими нормативными актами;
- ? своевременности извещения налоговой инспекции и Пенсионного фонда обо всех открытых счетах;
- ? законности открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов).
- 6. Правильность оформления и ведения кассовых операций.
Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной наличностью.
Следует иметь в виду, что в отличие от безналичных (депозитных) денег, представляющих из себя обязательства коммерческих банков, наличные деньги являются обязательствами Центрального Банка России и обеспечиваются его активами. Поэтому интересы Центрального Банка по поддержанию устойчивого денежного обращения страны и интересы отдельных коммерческих банков, заключающихся в получении прибыли, могут не совпадать. В результате этого у банков постоянно существует соблазн пойти на некоторые нарушения действующего законодательства с целью увеличения своих прибылей.
Таким образом от независимых аудиторских организаций требуется особое внимание к ведению в коммерческих банках кассовых операций с денежной наличностью. Вместе с тем необходимо отметить, что аудит кассовых операций вопреки сложившемуся убеждению далеко не аналогичен ревизии кассы.
Так внезапная ревизия кассы является прерогативой служб самого банка, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии кассы не предусмотрено договором). Не является задачей внешнего аудита и выявления лиц, виновных в найденных нарушениях. Аудиторы устанавливают только сам факт нарушения. Не должны аудиторы составлять или подписывать никаких актов (например, актов о сумме фактических остатков наличных денег и их соответствия кассовым документам), они готовят только аудиторское заключение.
Особенностью аудиторской проверки операций с кассовой наличностью является то, что она ни в коем случае не должна нарушать нормального хода кассовых операций банка. Аудитор в течение рабочего дня не имеет права находится в кассовом помещении операционной кассы, поэтому вопросы возникающие в ходе аудиторской проверки, приходится выяснять после окончания операционного дня.
Наконец еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.
7. Анализ депозитных операций банка.
Анализ проводится по следующим укрупненным разделам:
- ? процентная политика;
- ? учет движения привлеченных средств юридических и физических лиц;
- ? правильность начисления и выплаты процентов.
- 8. Анализ активных операций банка.
Проверка активных операций банка является наиболее трудоемким, но вместе с тем и наиболее важным направлением аудиторской проверки, поскольку объектом проверки выступают все балансовые и забалансовые статьи активов банка.
Причина пристального внимания аудиторов к активным операциям заключена в том, что структура и качество активов в значительной степени обуславливают ликвидность и платежеспособность банка, а в конечном итоге его надежность.
Основные направления проверки активных операций:
- ? проверка законности и правомерности совершаемых банком операций;
- ? анализ и оценка рискованности активных операций;
- ? оценка уровня менеджмента банка при совершении активных операций.
Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций.
Основные направления определяют план и содержание аудиторской проверки активных операций. Они же обуславливают и направленность рекомендаций аудиторов.
Проверку активных операций банка, как показывает опыт, довольно удобно проводить по следующим укрупненным разделам.
- ? кредитование юридических и физических лиц;
- ? привлечение централизованных кредитных ресурсов, отчетность по их использованию и учет;
- ? анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам, полнота и своевременность ее отражения в учете;
- ? правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);
- ? операции с ценными бумагами (учет операций — синтетический, аналитический и внебалансовый, переоценка ценных бумаг);
- ? оформление и учет операций по совместной деятельности (сч. 825);
- ? прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление и учет.
Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок.
Прежде всего следует проанализировать следующие вопросы:
- ? производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и суммы процентов;
- ? является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она;
- ? как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника, есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены;
- ? какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам;
- ? является ли документация по ссуде полной и юридически действительной;
- ? правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям;
- ? является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других;
- ? как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду;
- ? как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды;
- ? является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.
- 9. Операции кредитных организаций в иностранной валюте
В связи с тем, что существуют значительные особенности проведения операций с валютными ценностями, главная из которых наличие валютного регулирования и выполнение банками функций агентов валютного контроля, валютные операции требуют отдельного, наиболее пристального рассмотрения. При рассмотрении любой валютной операции требуется в первую очередь установить обоснованность данной операции с точки зрения валютного законодательства.
В ходе проверки следует обращать внимание на следующие вопросы:
- ? проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте;
- ? установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями;
- ? осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты;
- ? валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством;
- ? неторговые операции, работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России;
- ? валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;
- ? валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов.
- 10. Проверка кредитной организации, как хозяйствующего субъекта:
- ? учет основных средств, МБП, нематериальных активов;
- ? учет заработной платы;
- ? учет собственных средств кредитной организации;
- ? состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям (учет расчетов с подотчетными лицами и т.д.);
- ? учет доходов кредитной организации;
- ? учет расходов кредитной организации;
- ? формирование и распределение прибыли;
- ? правильность исчисления и уплаты кредитной организацией налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и других налогов, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством;
- ? отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию, а также заключительных оборотов по счетам 944, 950, 969, 970, 979, 980 и др.
- 11. Составление и анализ официальной отчетности.
При этом рассматриваются вопросы правильности и своевременности составления и представления отчетности банка. В частности:
- ? финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации;
- ? отчета о прибылях и убытках;
- ? отчетность филиалов.
В этом же разделе проверяются правильность расчета и соблюдения экономических нормативов, своевременность и полнота депонирования средств в фонде обязательных, создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. Рассматриваются, если таковые были, административные и экономические санкции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение).
Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:
- 1) Учредительные документы.
- 2) Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.
- 3) Ежедневные бухгалтерские балансы.
- 4) Оборотно-сальдовые ведомости.
- 5) Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.
- 6) Лицевые счета.
- 7) Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.:
по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы);
по вкладам граждан;
по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте;
по операциям внутрибанковского значения (раздел 1, XXI — XXIV);
по ссудам;
кассовые документы.
- 8) Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету.
- 9) Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.
- 10) Книга учета бланков строгой отчетности.
- 11) Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям.
- 12) Платежно-расчетные документы.
- 13) Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.
- 14) Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п.
- 15) Гарантийные обязательства кредитной организации.
- 16) Соглашения и договоры по другим операциям кредитной организации.
- 17) Бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации.
- 18) Документация отдела кадров.
- 19) Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.
Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.
Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации, имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации. При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.
|
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
|
|
|
|
Предметы |
Агропромышленность |
Банковское дело |
БЖД |
Бухучет и аудит |
География |
Документоведение |
Естествознание |
Журналистика |
Информатика |
История |
Культурология |
Литература |
Логика |
Логистика |
Маркетинг |
Математика, химия, физика |
Медицина |
Менеджмент |
Недвижимость |
Педагогика |
Политология |
Право |
Психология |
Религиоведение |
Социология |
Статистика |
Страховое дело |
Техника |
Товароведение |
Туризм |
Философия |
Финансы |
Экология |
Экономика |
Этика и эстетика |
Прочее |
|
|
|
|
|
Интересные статьи:
Сроки финансового оздоровленияSuper User Предпринимательское право 17 марта 2013 Финансовое оздоровление как процедура банкротства Финансовое оздоровление -…
Выездная налоговая проверкаВыездная налоговая проверка Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 26.05.2016 Email Выездная налоговая проверка — вид налоговой…
Камеральная проверкаКамеральная налоговая проверка Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 26.05.2016 Email Камеральная налоговая проверка является основной формой…
Налоговое планированиеНАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Меню Главная Авторизация/Регистрация Главная Экономика Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности <…
-
Добавить комментарий