Закон о деофшоризации

1. Введение

Российская экономика имеет «офшоризированный» характер. Большая часть крупных и средних российских предприятий используют офшоры в своей деятельности. При этом многие предприятия – российские резиденты непосредственно или косвенно (например, через вторые, третьи предприятия) тесно аффилированы с офшорными компаниями.

В настоящем докладе подробно анализируется масштаб использования офшоров и вред, ими приносимый, вскрываются истинные причины сложившегося положения и обосновываются основные направления необходимых деофшоризационных мер.

Деофшоризация – это снижение роли офшорного фактора в российском бизнесе, то есть 1) уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом; 2) уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих из России и в Россию через офшоры.

Для решения задачи деофшоризации потребуется разработать и внедрить в российское законодательство комплекс мер, создающих условия, при которых российский бизнес будет вынужден снизить до достижимых пределов (а в идеале – минимально необходимых в силу объективных причин пределов, устанавливаемых регуляторами) использование офшорных институтов и в значительной степени перейти в российскую юрисдикцию.

Для того чтобы правильно определить направление и состав необходимых для решения задачи деофшоризации мер, прежде всего, необходимо выявить причины, заставившие российский бизнес уйти в офшоры. После этого следует, во-первых, устранить или минимизировать влияние этих причин; во-вторых — создать стимулы для возвращения бизнеса из офшоров в Россию. Эти две существенно различающиеся задачи придется решать с учетом возможностей российского государства.

Среди главных причин ухода российского бизнеса в офшоры многими экспертами выделяются следующие: плохой инвестиционный климат; несовершенное законодательство; плохая судебная система; незащищенность прав собственности; неразвитость фондового рынка и вообще плохие условия для бизнеса в России. Для устранения этих причин предлагаются меры по деофшоризации: улучшить, совершенствовать, развивать, сильнее защищать соответственно. В частности, ставятся задачи: упрочения демократических институтов; обеспечения соблюдения законных прав и свобод граждан; реализации принципов правового государства; устранение чрезмерного вмешательства государства и чиновников в экономику; искоренение коррумпированности госаппарата и так далее. В общем, предлагается создать настолько хорошие условия, что российские капиталы сами вернутся на родину и деофшоризация наступит «сама собой». Очевидно, что на устранение отмеченных причин ухода бизнеса в офшоры потребуется не один десяток лет, а желаемый эффект от предлагаемых мер наступит не ранее 10-15 лет. То есть — уже после истощения запасов высокорентных месторождений углеводородов, на экспорте которых держится вся российская экономика. При этом шансы на реализацию столь амбициозной программы невелики. Либертарианское экспертное сообщество России в докладе «Сценарии для Российской Федерации» обозначило три неблагоприятных сценария экономического, социального и политического развития нашей страны. При этом третий сценарий предполагает падение цен на нефть до 60 долл. за баррель с соответствующими драматическими последствиями. Показательно, что глава российской делегации Д. В. Медведев не согласился с пессимистичными выводами экспертов, заявив: «полностью уверен: ни один из этих сценариев не будет реализован». Тем не менее, участвовавшие в опросе эксперты во многом «определяют погоду» в научно-аналитическом обеспечении социально-экономической политики России. Поэтому весьма высока вероятность проведения деофшоризации российской экономики по их рецептам.

В настоящем докладе показывается, во-первых, несостоятельность политики деофшоризации, основанной на устранении причин ухода бизнеса в офшоры, обусловленных недостатками инвестиционного климата в России и, во-вторых, невозможность возвращения российских капиталов из заграницы только путем улучшения условий для бизнеса в России. При этом, бесспорно, достижение такого улучшения и необходимо, и весьма желательно для перехода экономики России на инновационный высокотехнологичный тип развития, проведения новой индустриализации и перехода в группу высокоразвитых стран.

Во-первых, и законодательство, и суды, и защищенность собственности, и в целом условия для бизнеса в России лучше, чем во многих и многих других странах, привлекавших и привлекающих иностранных инвесторов.

Во-вторых, офшорные государства предоставляют, как правило, компаниям, зарегистрированным в их юрисдикции, исключительно выгодные условия деятельности, такие как: 1) анонимность создания, владения и управления компанией; 2) освобождение от уплаты налогов; 3) практически полное отсутствие государственного регулирования; 4) защиту от проверок и расследований, проводимых налоговыми, и правоохранительными органами других стран, а также от наложенных судебными и административными органами санкций. Ни Россия, ни любое другое неофшорные государство, таких условий своим компаниям никогда не сможет предоставить.

Поэтому надо, конечно, совершенствовать законодательство и работу судов, защищать собственность, улучшать инвестиционный климат, развивать фондовый рынок. Но задачу деофшоризации этими мерами не решить.

Авторы настоящего доклада считают, что главной причиной ухода бизнеса в офшоры являются конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров. Компания, не использующая офшоры, проигрывает своим офшоризованным собратьям. Бизнес вынужден на том или ином этапе своего развития уходить в офшоры просто для того, чтобы сохранить конкурентоспособность.

В докладе подробно анализируется вред офшоров, антиофшорный опыт развитых государств и международных организаций, а также причины, по которым, несмотря на всемирную и всемерную борьбу с офшорами, офшорный бизнес бурно развивается все последние десятилетия.

В последнем параграфе обосновывается комплекс мер, реализация которых позволит уменьшить офшорный фактор в российской экономике.

2. Использование офшоров и вред, ими приносимый

Использование офшоров в бизнесе дает многочисленные преимущества. Но все их можно свести к трем основным :

— Обеспечение непрозрачности (скрытости), в том числе анонимности, владения офшорной компанией и получаемых благодаря этому доходов и иных выгод;

— Возможность платить очень низкие (или вообще не платить) налоги на операции, причем осуществляемые не только в офшорных, но и неофшорных юрисдикциях как самими офшорными компаниями, так и аффилированными с ними или их бенефициариями компаниями – резидентами неофшорных стран;

— Выход на международные рынки дешевых длинных денег.

Вследствие многочисленности форм, видов и способов применения офшоров в коммерческом обороте, в зависимости от контекста, вкладывается разное значение в офшорные термины. Некоторые понятия требуют расширения своего содержания.

В настоящем докладе термины употребляются в следующих значениях:

Офшор (офшорная компания) (англ. off-shore — вне берега) – юридическое лицо, зарегистрированное за пределами российской юрисдикции, пользующееся прямо или опосредованно существенно более льготным в сравнении с российским налоговым режимом и/или возможностью анонимного владения и управления.

Такое расширительное толкование связано с тем, что кроме офшоров, зарегистрированных в классических офшорных юрисдикциях — Британских Виргинских островах (БВО), Белиз, Панама и пр., к офшорным необходимо относить и компании, зарегистрированные в так называемых «налоговых гаванях» – Кипр, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург и пр. Также следует выделить такие респектабельные юрисдикции как Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария. Например, в Великобритании существует такой вид юридического лица, как партнерство с ограниченной ответственностью (англ. Limited Liability Partnership, LLP), не являющееся субъектом налогообложения. Как правило, обоими партнерами такого LLP являются классические офшорные компании. Таким образом, ни само партнерство не платит налоги, ни партнеры, его образующие. Номинальный сервис для LLP обеспечивается в полном объеме.

К опосредовано пользующимся налоговыми льготами можно отнести, например, английскую компанию с ограниченной ответственностью (Ltd.), действующую в паре с классическим офшором на основании агентского договора. Такая английская компания (агент) участвует в обороте от своего имени, но в пользу своего офшорного выгодополучателя (бенефициара). По оценкам экспертов, большинство английских компаний, потерявших свои деньги в кипрских банках, являются или LLP, или агентскими Ltd и принадлежат россиянам.

Практика использования офшоров в бизнесе велика и разнообразна. Всего насчитывается несколько десятков схем наиболее популярных налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации. Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, для создания холдинговых структур, для вывода из-под налогообложения прибыли, для инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, для страхования и перестрахования, для учреждения трастов и передачи им имущества для защиты от обращения на него взысканий, для работы по агентским и комиссионным схемам, для лизинговых операций, для оказания транспортных услуг, для владения коммерческими судами и частными яхтами, для участия в строительстве, для производства товаров из давальческого сырья, для владения объектами интеллектуальной собственности и выплаты лицензионных платежей, а то и просто в качестве «кошелька», свободного от валютного контроля.

Внешняя легальность этих схем обеспечивается непрозрачностью. В абсолютном большинстве случаев при раскрытии реальных владельцев и управляющих системы офшорных компаний и их взаимосвязей, а также денежно-товарных потоков между ними, становится возможным доказать, что эти схемы противозаконны и подпадают под санкции, предусмотренные и российским, и зарубежным законодательством для притворных сделок, трансфертного ценообразования и уклонения от уплаты налогов (включая страховые взносы и таможенные пошлины), а также для нарушения правил валютного регулирования и валютного контроля.

Поэтому офшорные государства совсем не стремятся раскрывать сведения о реальных владельцах и выгодоприобретателях зарегистрированных у них компаний. И, соответственно, основной способ борьбы с офшорами, используемый в настоящее время, это обеспечение раскрытия информации о реальных владельцах и управляющих офшорных компаний посредством заключения соглашений об обмене налоговой информацией с офшорными государствами (естественно, под угрозой применения санкций со стороны неофшорных или менее офшорных юрисдикций).

Офшоры используются и для криминальной деятельности, в том числе, для отмывания доходов и финансирования терроризма. По оценкам Международного валютного фонда, общемировой объем отмываемых денег составляет 2 – 5% мирового ВВП. По данным ООН, ежегодно в мире легализуется 400 — 450 млрд. долл., в связи с чем ООН даже объявила «отмывание грязных денег» врагом общества номер один. За пределы страны ежегодно незаконно вывозится более 50 млрд. долл., что вполне сопоставимо с государственным бюджетом России (см. Приложение). По тем же расчетам за постсоветский период за рубеж было вывезено более 480 млрд. долл. – и это только перемещенных по криминальным цепочкам.

Различные эксперты дают различные данные об объеме мировой торговли, проходящей через офшоры, и о величине капиталов, аккумулированных в офшорных юрисдикциях. По данным ЦСА РАН в 2010 г. стоимость глобальных активов под управлением финансовых институтов в офшорах составляла 7,8 трлн. долл., т. е. 6,4 % глобального мирового богатства, которое оценивалось в 121,8 трлн. долл.. Эти данные носят оценочный характер ввиду непрозрачности офшорного бизнеса. Но очевидно, что офшоры играют гигантскую роль в мировой экономике. Так, например, из ста британских компаний с наибольшей капитализацией, включенных в листинг Лондонской фондовой биржи, лишь две не пользуются офшорами. Остальные имеют более 8 тыс. дочерних структур в офшорах по всему миру. 83 из 100 крупнейших американских корпораций, акции которых обращаются на бирже, имеют дочерние компании в офшорах. Бизнес транснациональных корпораций построен на офшорах.

Из развитых государств Россия по масштабам использования офшоров впереди планеты всей. Большая часть экономики России так или иначе завязана на офшоры. Оценки разнятся, но практически весь крупный и средний бизнес использует офшоры. Многие мелкие компании (даже те, которые никак не связаны с международной торговлей), приобретающие на внутреннем рынке все необходимые им товары, материалы, комплектующие, ресурсы и на внутреннем же рынке реализующие свои товары/работы/услуги, стремятся стать «международными». То есть стремятся учредить за границей компанию и построить на ней корпоративную цепочку и/или оформить на нее право собственности на основные средства и/или выплачивать ей роялти за пользование товарными знаками.

Использование офшоров российским бизнесом причиняет огромный вред интересам Российского государства.

Анонимность владения и управления офшором используется для криминальной деятельности, в том числе, для уклонения от уплаты налогов, коррупции и финансирования терроризма.

Налоговая оптимизация корпоративной структуры российских предприятий и их товарных потоков с использованием офшоров приводит к недобору налогов в бюджет РФ.

За границей Российской Федерации регистрируется собственность, проводятся сделки, берется заёмный капитал, разрешаются споры в арбитраже и судах, размещаются акции. В том числе — промышленных предприятий регионального и общегосударственного масштаба, продукция которых имеет важное значение для экономики и/или обороноспособности страны, а деятельность этих предприятий оказывает существенное влияние на социальную обстановку (например, градообразующие предприятия). Это напрямую затрагивает интересы государственной безопасности.

Российские предприятия, не пользующиеся офшорными налоговыми преимуществами и не имеющие выхода на зарубежный фондовый рынок, как и доступа к дешевым и длинным кредитам, находятся в дискриминируемом положении по сравнению с «офшоризированными» конкурентами.

Зависимость российского бизнеса от заграницы не только корпоративная, но и финансовая. Многие предприятия набрали длинных дешевых кредитов, заложили все свои основные средства и свои акции. С одной стороны, Россия обладает значительными золотовалютными резервами и относительно небольшим государственным долгом. Но с другой стороны, существует очень большая задолженность частных предприятий перед иностранцами. Корпоративный долг перед иностранными инвесторами не суверенен, частные заёмщики отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Значительная часть российских основных средства производства – заводы, фабрики, шахты, суда, самолеты и т.д. – заложена нерезидентам.

Внешний государственный долг России, по данным ЦБ РФ на 1 января 2013 г., составляет около 60 млрд. долл. — 3% российского ВВП. Это очень низкий показатель даже для развитых и благополучных стран. Незначительный государственный долг является результатом проводимой российским государством в течение двухтысячных годов экономической политики.

Частные предприятия, организации, коммерческие банки, в том числе с государственным участием, действуют по принципу «займем не глядя». Кризис 2008 – 2009 гг. поставил крупных должников на грань банкротства, но не отрезвил их. Они продолжают набирать все больше и больше.

Внешний корпоративный долг превышает государственный долг почти в пять раз и стремительно растет. По данным ЦБ РФ на 1 января 2013 г., составляет 564 млрд. долл., из которых долги коммерческих банков – 208 млрд. долл., а остальных предприятий и организаций – 356 млрд. долл.

Большую часть внешнего корпоративного долга составляют ссуды и займы. Задолженность по ссудам и займам российских банков уже превысила 100 млрд. долл., а предприятий и организаций 232 млрд. долл..

Хотя государство и не отвечает по долгам частных компаний, в критических ситуациях оно оказывает им помощь. В период кризиса 2008-2009 гг. государство предоставило огромные, измеряемые миллиардами долларов, кредиты Сбербанку, Банку ВТБ, Газпромбанку, Газпрому, Роснефти и другим крупным компаниям.

Внешние заимствования производятся и путем выпуска корпоративных облигаций, в том числе, европейских облигационных займов. Российские компании, из которых больше половины крупнейших должников — компании государственным участием, выпустили корпоративных облигаций на 90 млрд. долл..

Выплаты по долгам растут. В последние годы выплаты по внешнему долгу составляют уже значительную долю ВВП.

Вред офшоризации российской экономики состоит не только в огромном недополучении налоговых доходов. Не менее серьезны угрозы утраты государственного контроля над стратегическими активами в ТЭКе, металлургии, машиностроении, оборонных производствах, потеря управляемости экономикой и снижение обороноспособности страны.

3. Задача и цели деофшоризации

В Указе № 596 от 7 мая 2012 «О долгосрочной государственной экономической политике» Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации «обеспечить до конца декабря 2012 г. реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок». В Послании Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года это поручение было дополнено и значительно расширено. В.В. Путин решил, что «нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики» и поручил Правительству «внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу». При этом он акцентировал внимание на двух направлениях деофшоризации экономики России.

Во-первых, Президент РФ подчеркнул, что «нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений».

Во-вторых, он наметил несколько направлений работы по улучшению инвестиционного климата в России и обеспечению привлекательности российской экономики для российских и международных инвесторов. Это: 1) исправление недоработок в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов; 2) отказ от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике; 3) исключение из системы права зацепок, позволяющих превращать хозяйственный спор в сведение счётов при помощи заказных уголовных дел; 4) повышение ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификации и т.д. Им была сформулирована установка: «лучший способ сделать бизнес патриотичным – обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию».

Авторы доклада считают что создание хорошего инвестиционного климата в России очень важно и в первую очередь – для нормального развития российского бизнеса. Что касается решения задачи деофшоризации, то повышение привлекательности России для иностранных инвесторов также полезно и актуально, если речь идет о законопослушных гражданах и организациях, в особенности — для резидентов развитых стран, осуществляющих инвестиции в Россию напрямую, а не через офшорные компании. Что касается лиц, нелегально вывозящих капитал, отмывающих незаконно полученные доходы, использующих офшорные компании для уклонения от уплаты налогов, то повышать привлекательность России для таких инвесторов смысла не имеет. Во-первых, они вывозили и будут вывозить капиталы в офшоры просто для укрытия его от внимания налоговых и правоохранительных органов. Во-вторых, и «обратный ввоз» криминального капитала – вещь опасная. Потери, вызванные привлечением таких капиталов (например, вследствие недопоступления налогов и усиления криминализации экономики), могут многократно перевесить возможные выгоды. Не случайно многие страны специально ставят препоны проникновению в их экономики офшорных капиталов.

Актуальность поставленной Президентом России задачи деофшоризации экономики несомненна. По данным Росстата, на конец марта 2013 г. объем накопленных иностранных инвестиций (без банков) в экономике России составил 364,6 млрд. долл. Из них только на три офшорные зоны (Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 178,4 млрд. долл. или 49%. В том числе: 67,6 млрд. дол. – прямых инвестиций; 1,6 – портфельных и 109,2 – прочих (в основном это долговые инструменты). А с учетом Великобритании, Ирландии и США, в которых существуют офшорные зоны или допускается существование, по существу, офшорных компаний, доля данной группы возрастает до 64%. Накопленные инвестиции из этих офшорных зон превышают инвестиции из Китая (30,0 млрд. долл.), Германии (22,5 млрд. долл.), Франции (16,2 млрд. долл.) и Японии (10,4 млрд. долл).

Еще более серьезной ситуация выглядит применительно к объему инвестиций из России, накопленных за рубежом. Из общей величины в 158,4 млрд. долл. на четыре лидирующих по объему накопленных инвестиций из России офшорных зоны (Британские Виргинские острова, Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 128,4 млрд. долл. или 73%. В том числе: 107,1 млрд. дол. – прямых инвестиций; 7,0 – портфельных и 14,3 – прочих. С учетом Великобритании, США, Австрии и Швейцария доля данной группы возрастает до 86%. И это объемы только по данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков, что объясняет относительно небольшие величины портфельных и прочих инвестиций (преимущественно долгового характера).

Прямые инвестиции – это вложения в акции предприятий, дающие право на участие в управлении. Сложившееся положение означает, что российское государство не знает, кто в конечном счете (через цепочки офшорных компаний) владеет и управляет российскими предприятиями. Возможно, что это ТНК из развитых стран, а возможно, — и инвесторы из стран, предъявляющих России территориальные претензии. Кроме того, российские предприятия, контролируемые из офшоров неизвестными лицами, могут сами владеть и управлять другими российскими компаниями и т.д. Столь непрозрачная система прав собственности и управления российскими предприятиями ставит под сомнение способность российского государства обеспечить реализацию законодательно установленные ограничения на иностранные инвестиции в оборонный комплекс, ТЭК, транспортную, информационно-коммуникационную и финансовую инфраструктуру и другие стратегически важные отрасли. Поставки на экспорт товаров по заниженным ценам и приобретение импортируемых товаров по заниженным ценам, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами между российскими и офшорными компаниями, принадлежащими к одним и тем же бизнес-группам, позволяет им незаконно вывозить доходы из России, минимизировать налоговые платежи в российский бюджет. Нелегальный вывоз капитала в офшоры является также способом легализации (отмывания) незаконно полученных доходов российскими коррупционерами и организованными преступными группами (ОПГ) и террористическими группировками. В связи с эти особую озабоченность вызывает возможность «обратного ввоза» преступниками вывезенного капитала с целью установления контроля над российскими предприятиями.

Немаловажно также еще одно последствие офшоризации, а именно – создание вокруг российской экономики «офшорной оболочки», в которой и функционируют рыночные механизмы, управляющие развитием предприятий, отраслей, регионов и народного хозяйства в целом. В Послании 2012 г. Президент РФ В.В. Путин констатировал, что «девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами». Деофшоризация, таким образом, — это «бегство от юрисдикции» наоборот, то есть перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем.

Несмотря на ясность постановки задачи деофшоризации российской экономики, до сих пор действенные меры по снижению роли офшорного фактора в российском бизнесе не осуществлены и даже не разработаны. Так, в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ОННП-2014), одобренных Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г., говорится: «В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года планируется разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями (далее — Типовое соглашение) и на его основе провести переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.» Другими словами, пока только планируется разработка некоторого образца Соглашения об обмене налоговой информацией (СОНИ) и только после его разработки предполагается начать переговоры с правительствами, в юрисдикции которых находятся офшорные зоны. Эти переговоры, вообще говоря, неизвестно когда и непонятно чем закончатся. Ведь РФ – не член ОЭСР и не обладает таким влиянием на офшоры, как США, Великобритания, Франция, Германия и т.п. страны, с которыми офшоры подписали СОНИ. Кстати говоря, «черный» и «серый» списки ОЭСР уже пусты, так как для офшоров достаточно подписать 12 таких соглашений для признания его соблюдающим стандарты. Непонятно, в чем может состоять интерес властей офшоров к заключению «сверхнормативных» соглашений, тем более со странами — не членами ОЭСР.

Кстати говоря, в ОННП-2013 (в отличие от ОННП-2014) вопросам «противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций» был посвящен целый параграф. Более того, в нем сообщалось, что «принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с такими юрисдикциями, обновленная статья об обмене информацией, а также статья, направленная на предотвращение необоснованного применения льгот, включены в типовое соглашение об избежании двойного налогообложения.» То есть получается, что в ОННП-2014 на ближайшие годы просто пролонгировано выполнение задачи, уже, по всей видимости, решенной еще в 2012 году. Более того, в ОННП-2014 ничего не сказано о планах относительно налогообложении прибыли контролируемых резидентами иностранных компаний, введения понятий налогового резидентства и «фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях», подробно раскрытых в ОННП-2013.

Следует отметить, что исполнители задачи деофшоризации, поставленной Президентом, имели достаточно времени для интеллектуальной подготовки к данной работе. О необходимости деофшоризации российской экономики В.В. Путин говорил задолго до приведенных выше документов. Так, на заседании Президиума Правительства 25 мая 2009 г. В.В. Путин заявил: «Нужно продолжить совершенствование налогового администрирования, ликвидировать уже известные схемы уклонения от налогов, которые, кстати, становятся все изощреннее в последнее время. Конечно, мы будем продолжать проводить либеральную экономическую политику, однако либерализм и жульничество — это далеко не одно и то же. Назрела необходимость решения таких застарелых вопросов, как налоговый контроль за использованием трансфертных цен, закрытие разного рода офшоров, используемых при незаконной минимизации налогов». На заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС 12 декабря 2011 г. В.В. Путиным уже фактически была поставлена задача деофшоризации всей российской экономики: «вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача на ближайший период». В своей предвыборной статье он вновь подчеркнул: «большой резерв – в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства.». Наконец, данная линия подтверждена в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах: «необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций». Как видим, идее деофшоризации уже более 4 лет.

Более того, судя по выступлениям некоторых чиновников и экспертов, они предпочитают заниматься только теми аспектами задачи деофшоризации экономики, которые прозвучали в Послании-2012 (улучшение привлекательности российской экономики для инвесторов), оставляя борьбу с уклонением от уплаты налогов (уходом от налогов) без внимания. Подобный подход контрпродуктивен, так как без совершенствования законодательства (причем не только налогового и уголовного) деятельность налоговых и правоохранительных органов будет подобна «борьбе с ветряными мельницами». Ведь офшорная минимизация налогов осуществляется в России практически безнаказанно во-многом потому, что законодательство это позволяет. Например, при подписании соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром (транзитным офшором, между прочим) возникла возможность обеспечивать нулевую налоговую нагрузку для транслируемой через кипрские компании — «проводники» прибыли из российских компаний в, например, офшорные компании, зарегистрированные в Белизе. Такое соглашение следовало бы назвать «Соглашением об избежании налогообложения».

Именно поэтому авторы настоящего доклада решили привлечь вниман

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоров Незаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом. Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами. Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности. Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества. Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Также интересно:

Закон о контролируемых иностранных компаниях: обзор и комментарий

  • Введение. Закон о контролируемых иностранных компаниях: актуальность обзора
  • Что такое «контролируемая иностранная компания»?
  • Какие лица признаются «контролирующими лицами» организации?
  • Что понимается под «осуществлением контроля»?
  • Как определяется контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица?
  • Как определить контролирующее лицо зарубежного частного фонда, являющегося юридическим лицом, но не имеющего участников (акционеров)?
  • Как прибыль КИК учитывается при налогообложении?
  • На основании каких данных определяется величина прибыли КИК?
  • Какие доходы учитываются при определении прибыли КИК?
  • На что можно уменьшить суммы прибыли КИК?
  • Должен ли налогоплательщик, задекларировавший прибыль своей КИК, платить НДФЛ с дивидендов, полученных от этой КИК?
  • Какими документами должна подтверждаться прибыль КИК?
  • В каких случаях прибыль КИК освобождается от налогообложения в РФ?
  • Освобождение прибыли КИК, облагаемой в своей стране по ставке, составляющей не менее 75% от средневзвешенной ставки российского налога на прибыль.
  • Освобождение прибыли КИК, являющейся «активной» компанией
  • Освобождение прибыли КИК, являющейся «активной холдинговой» или «активной субхолдинговой» компанией
  • О чем налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы?
  • В каком порядке подается уведомление об участии в иностранной организации?
  • В каком порядке подается уведомление о контролируемых иностранных компаниях?
  • Может ли налоговый орган признать налогоплательщика, не направившего уведомление, контролирующим лицом иностранной организации?
  • Откуда налоговые органы могут получить информацию об иностранных компаниях, контролируемых российскими резидентами?
  • Какие меры ответственности может повлечь несоблюдение норм НК РФ о КИК?
  • Выводы и перспективы

Примечание. Настоящая публикация составлена исключительно в справочных целях и не является налоговой, финансовой или юридической консультацией. Материал актуален на дату публикации.

Деофшоризация в России

Россия благодарит Запад за национализацию элит. Видео от PolitRussia.

В 2013—2014 гг. активизировался процесс возвращения в российскую юрисдикцию капиталов и экономических активов из-за рубежа — по большей части из так называемых офшоров, то есть малых независимых государств (чаще всего островных) или заморских территорий Великобритании и других западных стран. Зарегистрированные в офшорной юрисдикции российские компании экономили на уплате налогов, реально при этом ведя бизнес в России или в основном в России, а российский бюджет, соответственно, данные налоги недополучал.

Также в офшорах и в зарубежных банках хранятся многие российские по происхождению капиталы. Помимо недостаточно патриотично настроенной части российского крупного бизнеса, бенефициарами офшорной схемы, таким образом, являются транснациональные (то есть, западные) банки, а также, в незначительной степени, сами государства-офшоры.

Деофшоризация и возвращение капиталов в первой половине 2010-х гг. были инициированы не только властями России, но и властями ряда других стран, например Германии. Причины деофшоризации связаны с необходимостью финансовой поддержки домашней экономики в условиях мирового экономического кризиса, а также с нарастающими в мире тенденциями амероскептицизма, дедолларизации и отказа от внешнеэкономического либерализма.

Деофшоризация российских компаний и капиталов получила мощный толчок благодаря кипрскому кризису 2013 года, когда власти Евросоюза и немецкое правительство Ангелы Меркель в качестве условия получения финансовой помощи попытались принудить правительство Кипра к фактической экспроприации части банковских вкладов путём введения на них крупного единовременного налога. При этом 30 % (20 млрд долларов) в кипрских банках принадлежали российским вкладчикам.

С 2013 года власти России неоднократно обращались к российскому бизнесу, говоря о необходимости вернуть активы и капиталы в российскую юрисдикцию. Был принят ряд законов и постановлений, стимулирующих этот процесс — в частности, зарегистрированные в офшорах компании не смогут получать госзаказы и господдержку. Уже в 2013 году российский бизнес начал выходить из офшоров. Процесс резко ускорился в 2014 году на фоне украинского кризиса и антироссийских санкций — под санкции попали многие российские компании и бизнесмены, и недружественное поведение Запада заставило их серьёзно задуматься о сохранности своих размещённых за рубежом капиталов.

В ноябре 2014 года в России был принят и подписан закон о деофшоризации, обязывающий физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний, а также создающий механизм налогообложения прибыли офшорных компаний.

Офшоры: что это?

Офшор — государство либо территория, предоставляющая эксклюзивные финансовые услуги для физических и юридических лиц-нерезидентов (то есть иностранцев). Для своих клиентов такие юрисдикции предоставляют преимущества, таких как:

  • минимальное налогообложение либо полное отсутствие налогов,
  • анонимность и непрозрачность, то есть активы не только зарегистрированы на подставных лиц, но и юрисдикция не идёт ни на какое сотрудничество с другими государствами даже в рамках официального следствия,
  • правовую защиту, неприкосновенность активов, затруднение каких-либо юридических процессов со стороны страны-происхождения.

И всё легально!

Кто от этого получает прибыль (кроме, разумеется, клиента)? Думаете, правительство каких-то там Каймановых островов? Частично, конечно, да, но основной бенефициар этого — какой-нибудь транснациональный банк. На втором месте страна, выстроившая финансовую систему вокруг необеспеченной валюты.

А страдает при этом то государство, где клиент живёт и работает, в первую очередь от налоговых недоимок. Если же так вышло, что офшором пользуется ключевая персона или из офшорного ООО управляются стратегические основные фонды — транснациональный банк начинает диктовать условия: делай то-то и то-то, иначе заморозим счёт. Именно это, по слухам, было с Януковичем.

Как работает офшорная схема

Пример классической схемы. Все совпадения случайны. Есть юридическое лицо «Петька и братишки», оно владеет заводом «ПаРашен» в африканской стране Майданистан. Завод производит некачественные конфеты, условная себестоимость партии продукта — 10 туземных гривников. Рыночная цена при экспорте в Великопакистанию — 100 туземных гривников. Но бедный глупый хозяин завода этого якобы не знает, и продаёт конфеты конторе «Петрус Шоколаднус ЛЛЦ» на Кипр (или другой офшор) по цене 15 туземных гривников. Итого прибыль конторы в Майданистане 15−10=5 туземных гривников. Налог в 20 % с такой прибыли составит 1 гривник.

Кипрская контора в свою очередь продаёт конфеты конечному потребителю в Великопакистан по рыночной цене. 100−15=85 гривенников составила прибыль кипрской конторы, с которой может быть будет уплачено до 5 % прибыли, то есть сэкономлено 15 % честно заработанного бабла. Но есть ещё и сопутствующий бонус — деньги из офшора можно отправить практически в любую точку мира и никто не будет задавать вопросы.

Пример второй. Чиновник, нахапавший добра, через фирму-однодневку слил деньги на Кипр под видом импорта партии комбайнов, оттуда купил хату на Лондонщине и благополучно туда уехал до того, как подымется пыль.

Также практикуются всякого рода платежи за авторские права, лицензии, консультации и подобное от юрлиц в нормальной стране своим же юрлицам в офшорах.

Хроника деофшоризации и возвращения капиталов

2011

  • 23 декабря 2011. Путин (тогда Председатель Правительства РФ) заявил о проблеме злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». Основная проблема, по словам Путина, это то, что «за офшором не видно конечного бенефициара».

2012

  • 12 декабря 2012. В Послании Федеральному Собранию Путин заявил: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу».

2013

  • Февраль 2013 года. Путин поручил до сентября 2013 года Правительству России подготовить все необходимые меры по деофшоризации российской экономики.
  • 16 марта 2013 года. Пик финансового кризиса на Кипре. Власти Евросоюза и немецкое правительство Ангелы Меркель в качестве условия получения финансовой помощи попытались принудить правительство Кипра к фактической экспроприации части банковских вкладов путём введения на них крупного единовременного налога. При этом 30 % (20 млрд долларов) в кипрских банках принадлежали российским вкладчикам.

2014

  • 30 апреля 2014. Сбербанк сворачивает обслуживание офшоров — подконтрольная Сбербанку компания Rocket Bermuda Limited разослала письма клиентам с просьбой закрыть счета, обслуживаемые компанией на Бермудских островах.
  • 22 мая 2014. Российский миллиардер Геннадий Тимченко до конца 2014 года переведёт все свои активы в Россию. Тимченко с состоянием более 15 млрд долларов — основной акционер Volga Group — группа объединяет активы в банке «Россия», «Новатэке», «Трансойле», «Сибуре» и т. д.
  • 23 июня 2014. Путин внёс в Госдуму проект закона о запрете иностранных счетов для чиновников.
  • 11 ноября 2014. Центробанк РФ сообщает, что объёмы вывода капитала из России по сомнительным основаниям за 9 месяцев этого года не превышают 8 млрд долларов, что почти в три раза меньше по сравнению с 23 млрд долларов за тот же период прошлого года.
  • 18 ноября 2014. Госдума РФ приняла «жёсткий» закон о деофшоризации бизнеса — контролируемые иностранные компании будут платить налоги в бюджет РФ.
  • 25 ноября 2014. Путин подписал закон о деофшоризации, обязывающий физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний. Также этот документ вносит поправки в Налоговый кодекс, которые создают механизм налогообложения прибыли офшорных компаний.
  • 12 декабря 2014. Госдума запретила иметь зарубежные счета всем, кто связан с безопасностью России.
  • 19 декабря 2014. Российский миллиардер Алишер Усманов перевёл ключевые активы в Россию.

2015

  • 20 января 2015. Россия ратифицировала Совместную Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Важно, что к Конвенции присоединился целый ряд офшорных юрисдикций, с которыми мы ранее не имели возможности обмениваться налоговой информацией ввиду отсутствия двусторонних налоговых соглашений.
  • 23 марта 2015. Центробанк РФ сообщил, что в результате принятых мер по регулированию отечественной банковской системы отток капитала, связанный с сомнительными операциями, за год сократился с $26,5 млрд до $9 млрд.
  • 20 апреля 2015. Росфинмониторинг ввёл банковские санкции против 41 страны — банки обязаны сообщать о всех операциях клиентов, которые являются резидентами стран, принявших антироссийские санкции, поддерживающих терроризм и не борющихся с коррупцией.
  • 5 мая 2015. The Times пишет, что за последние 15 месяцев Великобритания потеряла 356 млрд долларов инвестиционных капиталов — одной из основных причин является активный вывод российского капитала. «Российские деньги начали покидать Британию в прошлом году, после того, как украинский кризис повлёк за собой санкции. К декабрю ситуация ухудшилась, когда президент Путин велел олигархам вернуть средства на Родину», — говорится в статье.
  • 8 июня 2015. Путин подписал закон об амнистии возвращённых из офшоров капиталов, по которым совершены правонарушения до 1 января 2015. По словам Путина, «Россия должна перевернуть, закрыть офшорную страницу в своей истории».
  • 13 июля 2015. Путин подписал закон о запрете госзакупок в офшорах. Закон, представляющий собой поправки в Налоговый кодекс, вводит понятие «контролируемая иностранная компания».
  • 23 октября 2015. Госдума приняла закон о лишении депутатов мандатов, а сенаторов и муниципальных чиновников — своих полномочий — за непредоставление декларации о доходах. Также закон предписывает информировать государство о наличии конфликта интересов и ликвидировать счета за рубежом в течение 3 месяцев после вступления закона в силу. Под муниципальными чиновниками в данном законе имеются в виду главы администраций муниципальных образований и сити-менеджеры.

4 ноября Владимир Путин подписал данный закон.

  • 27 октября 2015. Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала предварительный перечень стран, на которые распространяется правило выплаты налога контролируемыми иностранными компаниями — в список попали 119 стран, большинство из которых не считаются традиционными офшорами (ранее в список входило только 40 офшоров). В том числе в списке оказались Великобритания, Швейцария, Австрия.
  • 3 ноября 2015. Задержан Александр Григорьев, организатор преступного сообщества, которое вывело из России и обналичило около 50 миллиардов долларов. Полиция назвала Григорьева лидером крупнейшей в России банды, занимавшейся незаконным выводом средств. Он был совладельцем ряда обанкротившихся кредитных организаций..
  • 11 ноября 2015. По данным Банка России чистый вывоз капитала из РФ за период январь-октябрь 2015 года сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году. По состоянию на декабрь картина та же: незаконный вывоз капитала сократился вдвое. В октябре-декабре правоохранительные пресекли деятельность ряда лиц и преступных групп, пытавшихся незаконно вывезти многие миллиарды рублей.
  • 29 декабря 2015. Владимир Путин продлил амнистию капиталов на полгода, до 30 июня 2016 года.

2016

  • 18 января 2016. По оценке Центробанка РФ, чистый отток капитала из страны в 2015 году упал до $56,9 млрд, что в 2,7 раза меньше, чем в 2014 году ($153 млрд).
  • 29 декабря 2016. Президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий владеть иностранными активами депутатам, чиновникам и сотрудникам силовых ведомств, в том числе через третьих лиц или доверительное управление.

2017

  • 20 апреля 2017 года. В Кишинёве обвиняемого в выводе из России в офшоры 20 миллиардов долларов молдавского бизнесмена Вячеслава Платона приговорили к 18 годам тюремного заключения.
  • 21 декабря 2017. Путин поручил определить параметры облигаций федерального займа (ОФЗ) в валюте для возвращения капиталов на российскую территорию и обеспечить их выпуск в 2018 году.

2018

  • 13 января 2018. Компания «Газпром бурение» завершила деофшоризацию.
  • 1 мая 2018. Британский парламент проголосовал за принятие закона, требующего раскрыть имена хранящих деньги в офшорных зонах на Британских Виргинских и Каймановых островах. Закон может быть направлен в первую очередь против «русских олигархов», как ранее пообещали представители британских властей.
  • 3 мая 2018. Владимир Путин подписал пакет законов о создании офшорных зон на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области. Правительство рассматривает создание офшоров как меру поддержки подпавших под санкции российских бизнесменов.
  • 23 сентября 2018. Американское новостное агентство Bloomberg подтвердило, что санкции США вынуждают российских предпринимателей поспешно переводить свои активы в российские банки.
  • Власти Великобритании приступили к заморозке активов проживающих в стране иностранцев, неспособных объяснить происхождение своего богатства. Предположительно, это коснётся многих российских бизнесменов, вывезших свои капиталы в британскую юрисдикцию.

Где зарегистрированы российские компании

На 2015 года большинство компаний из рейтинга РБК 500 имели не офшорную, а российскую регистрацию: в России зарегистрированы 239 компаний из 500 — 47,8 %. Однако в это число входят 87 государственных компаний, обязанных регистрироваться в России. Таким образом, в России зарегистрированы лишь 152 частные компании, тогда как за рубежом — 183, и ещё 38 компаний зарегистрированы в иностранных юрисдикциях через «компании-оболочки» (Yandex N.V., United Company Rusal и т. д.). Также в рейтинге участвует иностранная компания VimpelCom, а ещё 40 компаний не раскрыли свою юрисдикцию.

Совокупная выручка зарегистрированных в России компаний в 2014 году составила 32,47 трлн руб., тогда как совокупная выручка российских компаний, зарегистрированных в прочих юрисдикциях, — 23,57 трлн руб. Однако 3/4 выручки зарегистрированных в России компаний приходится на государственные компании — 24,5 трлн руб.

На первом месте среди мест зарубежной регистрации российских компаний находится Кипр, который с большим отрывом опережает в этом отношении ближайших конкурентов — Нидерланды и Британские Виргинские острова. Выручка зарегистрированных на Кипре российских компаний составила в 2014 году 9,056 трлн руб.

Компании, вернувшиеся или возвращающиеся в российскую юрисдикцию

Крупнейшие компании, вернувшиеся в российскую юрисдикцию:

  1. Компания USM Holdings Ltd российского миллиардера Алишера Усманова завершила 19 декабря 2014 года процедуру перевода контрольных пакетов акций «Металлоинвеста» и «Мегафона» в зарегистрированные на территории России ООО. Теперь МегаФон и «Металлоинвест» будут платить отчисления в бюджет России.
  2. «Русал» (крупнейший в мире производитель алюминия) объявил о начале переноса финансовых и хозяйственных операций на территорию России. Головная компания «Русала» была зарегистрирована на острове Джерси.
  3. КАМАЗ. Акционеры Камского завода объявили о переводе ценных бумаг под российскую юрисдикцию. В настоящее время различные юридические лица контролируют 98,34 % уставного капитала КАМАЗа — госкорпорация «Ростех» (49,9 %), компания Avtoinvest Limited (20,81 %), Daimler AG (11 %), KAMAZ International Management Co. (4,25 %), Европейский банк реконструкции и развития (4 %) и Decodelement Services Limited (2,73 %).
  4. «РусГидро» ликвидирует свои кипрские компании Balp Limited и Boges, ликвидация должна завершиться в 2014 году.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Торжество киприотизма: Где зарегистрированы 500 крупнейших компаний страны

Экономософия
Производство Ресурсоёмкость • Мифы об экономической неэффективности территории России • Нефтяная игла • Импортозамещение • Продовольственная безопасность России
Торговля Российский экспорт • Экспорт углеводородов из России
Валюта и резервы Российский рубль • Центральный банк России • Золотой запас России • Вложения России в облигации США
Цены, курсы, ставки Цены на нефть • Цены на бензин • Курс доллара к рублю • Курс евро к рублю • Ставки по депозитам физлиц • Инфляция в РФ • Политика отрицательных процентных ставок (ПОПС)
Налоги Налоги в России • Детенизация экономики России • Деофшоризация в России • Прогрессивная шкала НДФЛ
Зарплаты и доходы Уровень жизни в России • Социальное неравенство в России • Зарплаты в России • МРОТ • Пенсии в России
Кредиты и долги Потребительские кредиты • Списание долгов Россией
Инвестиции Перспективные направления в России • Библиотека инвестора
Разное Размышления о ведении бизнеса в России • Миф:В России ничего не строится
Россия
Государство Работа Госдумы • Правительство России • Правоохранительные органы РФ • Судебная система РФ • Центробанк РФ (Золотой запас России • СПФС • «Мир» • Мир Pay • Система быстрых платежей • НСПК) • СПЧ • Список государственных сайтов России
Вооружённые силы Российская армия (Модернизация российской армии) • Российский военно-морской флот • Военные округа
Символика Герб России • Флаг России • Девиз России • Гимн России • Георгиевская лента • Национальные символы России
История Правители России • Миф о вековой отсталости России • Изменения границ РФ (территориальные споры) • Будущее России
Экономика Крупные российские проекты • Промышленность России • Сельское хозяйство России • Электроэнергетика России • Туризм в России • Жильё в России • Продовольственная безопасность России • Импортозамещение • Российская продукция
Финансы Российский рубль • Бюджет России • ВВП России • Регионы РФ по ВРП • Регионы РФ по ВРП (ППС) на человека • Экспорт из России (экспорт углеводородов) • Внешний долг РФ • Цены на нефть • Цены на бензин • Курс доллара к рублю • Курс евро к рублю • Ставки по депозитам физлиц • Инфляция в РФ • Зарплаты в России (МРОТ) • Пенсии в России • Уровень жизни в России • Налоги в РФ • Социальная политика в России (материнский капитал) • Деофшоризация • Детенизация экономики
Транспорт Автомобилизация России • Трансполярная магистраль • Северный морской путь • Доступ России к Мировому океану • Морские порты России • Аэропорты России • Сухой Суперджет
Технологии Российские изобретения • Высокотехнологичная продукция России • Высокотехнологичные разработки России • Российская оборонка • Российское пехотное оружие • Российская военная техника (Основной боевой танк Т-14) • Российский космос • Российский атом (атомная энергетика) • Российское судостроение • Российский автопром • Российское двигателестроение • Российский авиапром • Российские микропроцессоры • Российский IT-сектор • Российская робототехника • Российские производители смартфонов • Российская нефтегазопереработка и нефтехимия
Медицина Российская медицина • Российская фармацевтика • Вакцинация в России
Демография Численность населения России • Продолжительность жизни в России • Рождаемость в России • Смертность в России • Эмиграция из России • Численность бедных в России
Достижения Сферы лидерства России • Россия занимает первое место в мире • Рекорды России • История рекордов России • Царь-вещи • Российский спорт
Культура Музыка и песни о России • Стихи о России • Стихи о войне • Цитаты о России • Русский язык (пословицы и поговорки) • Русский характер • Лучшие современные фильмы о России • Будущее России в фантастике • Достижения российской культуры (современные достижения • новые храмы • восстановленные памятники • утраченные памятники) • Культурная политика
Регионы и города Регионы России (геостратегические регионы) • Города России (центры экономического роста • города-герои • города воинской славы • исторические поселения России) • Федеральные округа России • Экономические районы России • Макрорегионы России • Российская Арктика • Символы и достопримечательности регионов России

История возникновения и использования понятия «деофшоризация»

Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара».

13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу». Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый кодекс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Термин «конечный бенефициар», использованный в законопроекте ФНС России, означал физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом получает доход данной организации и обладает правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохода; либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и/или распоряжаться данным доходом. При определении конечного бенефициара организации принимается во внимание фактическое право на владение, пользование и распоряжение доходом, а не его формальное закрепление. Конечным бенефициаром не признается физическое или юридическое лицо, такое как агент, доверительный управляющий или иное уполномоченное лицо, действующее от своего имени, но за счет других заинтересованных сторон.

Названный законопроект ФНС России первоначально не получил поддержку Минфин России.

В феврале 2013 года Президент России В. В. Путин поручил до сентября 2013 года Правительству России подготовить все необходимые меры по деофшоризации российской экономики.

16-17 мая 2013 г. в Москве состоялось Восьмое заседание Форума по налоговому администрированию ОЭСР, на котором было принято коммюнике, имеющее целью улучшение налогового сотрудничества и усиление борьбы с офшорами. По результатам заседания Россия получила значительную поддержку от своих иностранных партнеров.

Как напомнил 30 мая 2013 года в ходе заседания Правительства Российской Федерации министр финансов РФ А. Г. Силуанов, противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров — тема, которой занимаются почти все страны мира. В связи с этим он сообщил, что сейчас Минфин разрабатывает «проект закона (и это предусмотрено в Основных направлениях налоговой политики) о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний». «Этот закон, — отметил А. Г. Силуанов, — аналоги которого есть во многих странах мира, имеет прежде всего антиофшорную направленность. В соответствии с его нормами, если российская компания или физическое лицо контролирует офшорную компанию, получающую так называемые пассивные доходы (это проценты, дивиденды, роялти) и не распределяет их в пользу российского собственника, то такие доходы в этой офшорной компании должны подлежать налогообложению в России».

13 июня 2013 года в Бюджетном послании Президент России В. В. Путин потребовал от Правительства Российской Федерации срочных мер по ограничению законных способов оптимизации налогообложения и по противодействию уводу прибыли в офшоры. «Надо ограничить возможность оптимизации налогов на легальной основе и перевода прибыли в офшоры. Мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши», — отметил Путин.

В этот же день в Государственную Думу внесен Законопроект № 295667-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направленный на установление ограничений в правоспособности в отношении офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью. Целью принятия законопроекта является кардинальное сокращение объема легального и «серого» вывода капитала из России и пресечение использование офшорных схем для уклонения от уплаты налогов или их минимизацию.

26 июня 2013 года Министр финансов А. Г. Силуанов защитил право госкомпаний на офшоры: «не столь важно, где зарегистрирована компания, важно, не уклоняется ли она от уплаты налогов. Офшорные юрисдикции намного удобнее с точки зрения права, подчеркнул министр: они необходимы для ведения бизнеса в той или иной стране».

К 30 декабря 2013 года должен быть разработан законопроект (ответственный — заместитель Министра финансов Сергей Шаталов), предусматривающий создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и определение налогового резидентства организаций (планируется, что документ вступит в силу 1 января 2015 года).

21 ноября 2013 года на парламентских слушаниях в Совете Федерации замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что в первой половине 2014 года его ведомство представит законопроект о налоговом резидентстве организаций. Последствия признания иностранного юридического лица российским налоговым резидентом понятны. У организации возникнет обязательство доплатить в российский бюджет разницу между низким налогом на прибыль в государстве регистрации, и российской ставкой (до 20 %).

12 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин выступил перед Федеральным собранием с ежегодным посланием, в котором в очередной раз обратил внимание на необходимость деофшоризации экономики

По результатам выступления Президента Профильный комитет Совета Федерации утвердил рекомендации по деофшоризации российской экономики.

6 февраля 2019 года Президент РФ Путин выступил за продление (как минимум на один год) практики добровольного декларирования физическими лицами имущества, активов и счетов за рубежом, второй этап которого планировалось завершить 1 марта 2019 года.

Понятие «деофшоризация»

Впервые определение понятия «деофшоризация» было предложено известным российским экспертом в сфере международного налогового права Александром Сергеевичем Захаровым 22 мая 2013 года. «Деофшоризация — проведение государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели».

В качестве примеров незаконных и недобросовестных целей использования офшоров или иностранных компаний и правовых конструкций А. С. Захаров приводит:

  • уклонение от налогообложения (Минфин России борется именно с избежанием и уклонением от налогообложения, а не с офшорами);
  • аккумулирование безналоговых доходов вне фискальной юрисдикции государства налогового резидентства;
  • выдача себя за иностранное лицо для совершения мошеннических действий или нарушения прав третьих лиц и др.

К законным целям использования офшоров или иностранных компаний и правовых конструкций А. С. Захаров относит:

  • создание совместных предприятий с иностранным партнером;
  • оптимизация структуры владения и функционирования группы с иностранным капиталом;
  • создание специальных инструментов защиты и наследования имущества;
  • благотворительная деятельность и др.

Законодательство России против офшоров

18 марта 2014 года Минфин России представил для публичных обсуждений на своем официальном сайте первый антиофшорный законопроект, содержащий проект правил о контролируемых иностранных компаниях и новую концепцию определения налогового резидентства организаций. Основной целью законопроекта стала возможность распространения фискального суверенитета России на иностранные компании, организации, неюридические лица и договорные конструкции для обложения иностранного дохода таких контролируемых российскими налоговыми резидентами иностранных субъектов предпринимательской деятельности.

19 мая 2014 года в измененном виде законопроект ушел в Правительство России на имя Д.А. Медведева письмом за подписью заместителя министра финансов С.Д. Шаталова № 01-02-01/03-23681.

27 мая 2014 года после всесторонних обсуждений на уровне Правительства и ряда экспертных площадок, включая и Российское отделение международной налоговой ассоциации, Минфин принял ряд замечаний, в том числе большую часть со стороны «Деловой России», для текста законопроекта в третьей редакции. В законопроекте появилось понятие «бенефициарный собственник», и «белый» список, в отношении которого не будет действовать антиофшорные правила.

23 июня прошла встреча у Председателя Правительства России Д.А. Медведева с участием Минфина России, Минэкономразвития и РСПП, по результатам которого было принято решение до 30 июня доработать в интересах бизнеса правила о CFC. Также было принято принципиальное решение, что контролируемой иностранной компанией признается организация, при участии в размере более 50 %, а также отменена обязанность для физических лиц уведомлять об участии в иностранной компании с долей участия лишь в 1 % .

Начиная с сентября 2014 года и вплоть до ноября велась активная работа по подготовке изменений в Налоговый кодекс РФ. Конечно, самую активную роль в качестве негласных авторов законопроекта выполняли российские партнеры «Большой четверки» аудиторских фирм. В России наиболее связанным неформальными связями с Минфином России (заместитель министра С.Д. Шаталов длительное время работал в этой аудиторской фирме) обладает PwC. Активно помогали Deloitte и EY. «Большая четверка» считала, что после принятия изменений она увеличит своё количество клиентов, которые захотят отчитываться через них в налоговые органы. Однако, принятие закона принесло им обратную реакцию, а именно рост недоверия.

6 марта 2019 года Минфин внес на рассмотрение в правительство законопроект о третьем этапе амнистии капитала. По словам замминистра финансов Ильи Трунина, подать декларацию по новому этапу можно с 1 мая 2019 года по 29 февраля 2020 года. «С точки зрения закона, это — продление, появляется новый срок подачи декларации», — пояснил Трунин.

Внедрение автоматического обмена налоговой информации в России

21 октября 2015 года директор профильного департамента Минфина России Илья Трунин в телеэфире программы «Налоги» телеканала «Россия 24» сообщил о неудовлетворительном обмене налоговой информацией по запросу, а также о том, что до автоматического обмена информацией еще очень долго. В декабре 2015 года заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов признал провал амнистии капитала, а также на закрытом заседании поручил до конца 2016 года Минфину России подписать декларацию к соглашению компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (MCAA), что однако не позволит без двухсторонних договоренностей с конкретными иностранными государствами начать автоматический обмен. В мае 2016 года Россия подписала в Пекине Декларацию к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам. Начало обмена запланировано на 2018 год, в налоговые органы будет предоставляться информация за 2017 год.

В качестве обязательных двух условий ОЭСР выдвигает необходимость выполнения двух требований: 1) введение в действие в государстве-участнике национального законодательства и подзаконных актов для ведения автоматического обмена; 2) обеспечение абсолютной конфиденциальности для переданной информации.

16 ноября 2017 года Госдума приняла инициированный правительством РФ закон о международном автоматическом обмене информацией. 27 ноября президент России подписал его, после чего Федеральный закон №340-ФЗ вступил в силу. Кроме того 28 декабрь 2017 года были внесены изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующий порядок двойного налогообложения.

По состоянию на 21 декабря 2017 года Россия автоматический передает финансовую информации в 56 стран и получает её из 73-х.

Влияние на бизнес

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 января 2018 года.

Необходимость отчитываться о контролируемых иностранных компаниях, перспектива начала обмена информацией между налоговыми администрациями стран вызвали в последние годы изменения в структуре иностранных владельцев российских компаний. Так, по данным СПАРК-Интерфакс, число компаний, имеющих в первом звене участников с Кипра, который до 2013 года входил в официальный список офшоров, сократилось с 2013 по 2015 гг. на 20 %, на Британских Виргинских островах — на 30 %. В целом количество компаний РФ с совладельцами из офшорных юрисдикций (по списку 2013 года) снизилось за этот период на 13 %.

Помимо сдвига в структуре иностранных акционеров, еще более заметные изменения затронули и сами российские компании, связанные с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Поскольку владельцы крупных российских бизнесов выделяют из них отдельные направления и переводят их владение полностью в Россию, отказываясь от прежних схем ведения бизнеса с использованием собственников из иностранных юрисдикций, произошло резкое сокращение выручки и активов российских юридических лиц, принадлежащих офшорным владельцам.

Выручка компаний РФ с совладельцами из офшоров по списку ФНС снизилась с 2013 по 2015 г. почти в 4 раза. Активы компаний РФ с совладельцами из офшоров за этот период упали в 3 раза.

Основным трендом, по оценке, сегодня стала не столько деофшоризация, сколько вывод денег и активов российским бизнесом из зоны возможных санкций, из зоны растущей прозрачности, считает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.

Деофшоризация в России. Закон о КИК

Государственная Дума РФ 18 ноября во втором и третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” и хотя и слово “деофшоризация” в названии и тексте закона не прозвучало, но по факту новый закон, по примеру законов многих других стран, в том числе и США, направлен на то, чтобы уменьшить отток капитала и направить его в бюджет.

Пока что резидентам РФ регистрировать компании в офшорных юрисдикциях не запрещено, однако существенно усложняется использование офшорной компании с целью уплаты налогов по заниженной ставке, которые такими юрисдикциями предлагаются.

По сути, деофшоризация это общая мировая тенденция, и в контексте санкций, падения рубля и цен на нефть, вроде и логично принятия такого закона, который бы направил потоки денег в бюджет. По предварительным подсчётам, благодаря новому закону, за год бюджет может дополучить 5-6 милиардов долларов.

Однако есть и другая сторона. В нынешних условиях оттока иностранных инвестиций и падения национальной валюты, дополнительная налоговая нагрузка как минимум станет тормозом экономического роста, а некоторым компаниям вообще станет невозможно работать в плюс после выплаты всех новых налоговых обязательств.

Сразу после принятия закона Минфин анонсировал, что к весне будет рассматривать варианты смягчить закон, однако пока что стоит ориентироваться на существующий текст, поскольку неизвестно когда будут выполнены эти обещания и будут ли выполнены вообще.

Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб в 2016 году и 10 млн рублей после 2017 года.

Так же закон вносит новые понятия “Контролирующее лицо” и “Контролируемая иностранная компания”.

Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а так же гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ.

Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%. Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.

Исходя из изложенного следует, что если на тебя (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.

Если гражданин примет решение не сообщать в налоговый орган о наличии у него контролирующей доли в иностранной компании, за каждую компанию новый закон предлагает налагать штраф в размере 100 тысяч рублей. И все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушитель тоже освобождаться не будет.

Кстати хотелось бы привести цифры для того, чтобы дать возможность осознать масштабы вопроса: в офшорных юрисдикциях находится примерно 36 триллионов долларов активов. Это соответствует суммарной величине всех долларовых резервов всех мировых центробанков.

Это больше, чем суммарный ВВП США и Китая. Российских денег там не более триллиона, и хоть в масштабах общей суммы активов это не так уж и много, но эта сумма значительна для России.

Первой мыслью конечно после ознакомления с нововведениями может быть: а как фискальные органы получат информацию о нерезидентах, ведь закон РФ может обязать своих граждан подавать информацию, но иностранные юрисдикции, обязать раскрывать всех бенефициаров и акционеров невозможно?

С одной стороны так и есть, однако в октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях, где представителями 51 страны было подписано соглашение, предусматривающему ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, и Россия заявила о намерении присоединиться к данному соглашению.

Таким образом, информация будет предоставляться даже не по запросу, а автоматически.

Помимо этого, уже сейчас действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.), в рамках которых предусмотрен обмен информации в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

Также, обмен информации о выгодополучателях между государствами может происходит по принципу взаимности да и просто утечка информации может обеспечить фискальные органы всем необходимым. Поэтому не стоит надеяться на то, что просто игнорирование требования подачи информации в налоговую службу избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.

Однако сколько за историю борьбы с офшорами ни пытались прикрыть возможность использования других юрисдикций для вывода капитала или для минимизации налогов, всегда находились пути обхода любого, даже самого строго законодательства и данный случай — не исключение.

Новый закон оказался неожиданно на руку компаниям, предоставляющим услуги по получению второго паспорта. Они предлагают все нерезидентные компании регистрировать на второй паспорт (Сент Китс, Гренада, Доминика и т.д.), но поскольку стоимост такого паспорта начинается с 500,000 долларов, на этом варианте мы даже не останавливаемся, так как странно предлагать решение, которое может стоить больше, чем то, чего мы с помощью этого решения хотим избежать.

Конечно, на данном этапе нет одного универсального пути обойти последствия нового закона , который мог бы подойти для любой деятельности в любой юрисдикцией, не зря же над законом трудилось много специалистов в попытке обрубить все старые алгоритмы. Но выход есть всегда, даже из самых сложных ситуаций, правда теперь каждый частный случай необходимо рассматривать отдельно и находить индивидуальное решение.

Для таких целей сущестуют юридические компании, предоставляющие услуги по регистрации, сопровождению иностранных компаний и налоговому планированию и они, рассмотрев каждый индивидуальный случай, смогут подобрать подходящее решение.

Как итог хотелось бы заметить, что офшорные юрисдикции уже существуют много лет и правила регулирования их деятельности и раскрытия инофрмации все время меняются и дополняются, так как любая страна не хочет выпускать потоки денег в налоговые гавани, где за ними невозможно проследить, однако всегда находятся способы приспособиться к новым правилам.