Внутренний контроль качества
Содержание
- Здрав.Биз Решения для Вашего медицинского бизнеса
- Nav view search
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в стоматологии на основе федеральных критериев
- Внутренний контроль качества медицинской помощи в условиях ОМС
- Что это такое?
- Порядок проведения
- Периодичность и формы проведения
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- Основные формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности
- В качестве неосновной формы контроля можно выделить также
- Параметры (методы) контроля качества и безопасности МД
- Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- Виды проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
- Проверки медицинской организации органами надзора
- Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- Задачи ведомственного контроля являются следующие:
- Виды проверок в рамках ведомственного контроля
- О порядке проведения ведомственного контроля
- Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- Задачи внутреннего контроля
- Порядок внутреннего контроля качества медицинской помощи
- Система контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения
- Положение о внутреннем контроле
- Рекомендации по внедрению контроля в ЛПУ
- Проверки соблюдения внутреннего контроля качества
Здрав.Биз
Решения для Вашего медицинского бизнеса
Решения для Вашего медицинского бизнеса
Журнал: Информация и право в медицинской организации
- Правовая оборона
- Обязательное информирование граждан в медицинской организации
- Сайт медицинской организации
Пакеты документов по контролю качества:
Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Комплекты документов для обеспечения прав:
Обеспечение законных прав и интересов граждан, защита медицинского бизнеса
Решения: рекомендуемые
Комплект «Работа с обращениями» 7200,00 руб Комплект СОП.2.5.ЛС 3200,00 руб Комплект СОП.2.1.ИВ 3200,00 руб Пакет «Контроль качества». Стом.Ср.Б. 12000,00 руб Пакет «Контроль качества». МП.Ср.Б. 12000,00 руб
Информационные партнёры
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в стоматологии на основе федеральных критериев
Подробности Категория: Организация внутреннего контроля в стоматологической клинике Опубликовано 10.05.2016 13:42 Андрей Таевский Просмотров: 4189
Каждый неравнодушный, радеющий за дело руководитель заинтересован в действенной системе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том, чтобы осуществление контроля приводило к реальным улучшениям качества, а не только защищало от проверок надзорными органами, хотя и это важно. Действенность системы внутреннего контроля зависит от многих вещей – от постановки целей и задач и определения необходимых функций, от модели контроля, соответствующей структуре организации, и её описания, от распределения полномочий в коллективе, от личности и авторитета руководителя, от профессиональных и личностных качеств специалистов, от их вовлечённости в обеспечение качества медицинской помощи, от регламентации и учёта их работы и многих других.
В то же время, вопрос о критериях оценки качества медицинской помощи является ключевым в системе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Он становится таковым, как только руководитель медицинской организации переходит от формального исполнения установленных требований к управлению качеством, когда «спущенные сверху» критерии оценки качества становятся управляемыми параметрами и приобретают важнейшее значение в управлении медицинской организацией. Система оценочных критериев – это основа системы контроля, её «ядро», вокруг которого должно выстраиваться всё остальное – задачи, функции, обязанности, отношения, учёт, отчётность и т.д. Основными признаками хорошей системы критериев оценки качества являются связь каждого показателя с целью (соответствие цели), информативность в отношении цели и измеримая значимость. Подробнее признаки хорошей системы критериев рассмотрены нами в работе «О критериях качества. Конкретно» и других.
О критериях качества
Специальные профильные критерии оценки качества стоматологической помощи на федеральном уровне не установлены. Критерии оценки качества медицинской помощи, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Приказ № 422ан), охватывают своим действием основные классы болезней, включая и те, медицинскую помощь при которых оказывают медицинские организации стоматологического профиля. Они далеки от совершенства. Критические замечания в их отношении были сделаны нами в статье «О федеральных критериях оценки качества. Ласково» и других работах. Управление качеством медицинской помощи на их основе проблематично.
Тем не менее, именно федеральные критерии оценки качества медицинской помощи ныне должны составлять ядро системы внутреннего контроля каждой стоматологической организации на территории Российской Федерации. Соответственно, каждый руководитель стоит перед выбором: либо формально исполнять требования к организации внутреннего контроля, либо попытаться извлечь из него пользу, что совсем не просто с деформированной системой управляемых параметров. Как и прежние наши работы, эта статья ориентирована на коллег, выбирающих второй – трудный, но честный и благодарный путь.
Экспертиза качества медицинской помощи
Первым шагом на этом пути будет ликвидация смешения принципов минимальной достаточности и соответствия, самого серьёзного порока федеральных критериев оценки качества, вносящего основной вклад в их практическую непригодность и, во многом, ответственного за неприятие их медицинским сообществом. Теоретические аспекты проблемы смешения принципов и её практическое решение наиболее полно описаны нами в работе «Технология экспертизы качества медицинской помощи по федеральным критериям». Без чёткого разделения оценки исполнения установленных требований и оценки врачебных решений в процессе оказания медицинской помощи и их клинической значимости, результаты экспертизы качества медицинской помощи представляют из себя мешанину и управление качеством на их основе невозможно.
В нашей технологии разделение принципов реализовано введением трёхэтапной процедуры оценки по каждому управляемому параметру, на каждом из которых применяется только один принцип. Результаты экспертизы качества медицинской помощи представляют собой таблицу числовых значений параметров (критериев оценки качества) в Карте контроля качества и пояснения эксперта к цифровым данным в Экспертном заключении. По каждому критерию в таблице выставляются значения:
1) оценки соответствия установленным требованиям (т.е., исполнения предписаний). Оценка проводится по дихотомическому принципу («минимальной достаточности») («да» или «нет», «выполнено» или «не выполнено», «0» или «1»), однако практически проще использовать прямое указание числа выявленных и устранённых нарушений установленных требований, что, к тому же, повышает информативность результатов данного этапа;
2) качественной оценки медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, по данному параметру в числовом выражении. Оценке подлежит ход лечебно-диагностического процесса в меняющейся клинической ситуации и его результаты с учётом индивидуальных особенностей пациента, течения заболевания, наличия сопутствующей патологии, имеющихся возможностей для оказания медицинской помощи (в т.ч. направления пациента в другую медицинскую организацию) и др. Оценка проводится по градиентному принципу («соответствия»), на «оценочной шкале» с заданным «шагом» (например, на шкале от «0» до «1» с шагом «0,1», где «0» означает недопустимые отклонения, приведшие к тяжким негативным последствиям для жизни и здоровья пациента или к его смерти, а «1» – оптимальный ход лечебно-диагностического процесса и достижение запланированного результата);
3) числа дефектов качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, где под дефектами понимаются выраженные отклонения лечебно-диагностического процесса, которые повлекли или могли повлечь негативные последствия для жизни и здоровья пациента. Оценка величины допущенного отклонения производится по дихотомическому принципу путём сопоставления оценки, полученной на втором этапе, с предустановленными «пороговыми» значениями.
Требования, уточняющие федеральные критерии в части оптимального лечебно-диагностического процесса и границ, выход за которые может считаться дефектом оказания медицинской помощи, в настоящее время отсутствуют. В этой связи, пределы допустимых отклонений могут быть установлены непосредственно в медицинской организации, например, в виде линейной (нижнее пороговое значение для всех параметров, допустим, «0,7») либо дифференцированной («0,7» для одного параметра, «0,8» для другого и т.п.) шкалы минимальных оценок.
Оценка качества медицинской помощи по каждому критерию должна проводиться на основе федеральных порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи по профилю стоматология, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения), утверждаемых решениями Совета Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая Ассоциация России» (СтАР) и публикуемых на её официальном сайте.
Качество стоматологической помощи в значительной мере зависит от применяемых технологий, используемых материалов, техники выполнения манипуляций и качества зуботехнических изделий. Соответственно, и экспертиза качества медицинской помощи в стоматологии может давать объективные и достоверные результаты лишь при условии более глубокого исследования случаев оказания медицинской помощи, нежели предусмотрено федеральными критериями оценки качества с опорой на клинические рекомендации (протоколы лечения), порядки оказания и стандарты медицинской помощи. Об источниках необходимой информации и о роли руководителя в обеспечении информационной базы для работы стоматологической клиники мы говорили в статье «Организация экспертизы качества и безопасности медицинской помощи в стоматологии», ничуть не потерявшей актуальности за прошедшие почти полтора года с момента её опубликования на нашем сайте.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в целях внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представленная выше технология позволяет наполнить её профессиональным практическим смыслом и получать ценные сведения в целях управления качеством медицинской помощи, объективно и достоверно отражающих процесс оказания медицинской помощи. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности – это институт, обеспечивающий наряду с исполнением установленных требований к качеству и безопасности деятельности медицинских организаций также и анализ результатов экспертизы качества медицинской помощи и их использование в целях управления для достижения конкретных улучшений.
Вторым шагом на нашем пути, таким образом, будет интеграция технологически усовершенствованной экспертизы качества медицинской помощи по федеральным критериям в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В системе контроля должны быть предусмотрены механизмы эффективной обратной связи, что позволяет своевременно реагировать на допущенные нарушения установленных требований и отклонения лечебно-диагностического процесса.
Грубые нарушения и выраженные, т.н. экстремальные, отклонения, создающие угрозу жизни и здоровью граждан (как пациентов, так и работников организации), ухудшающие результаты оказания медицинской помощи и влекущие за собой иные негативные последствия, включая риски применения санкций со стороны надзорных органов, судебных исков и т.п., должны выявляться и устраняться оперативно. Менее выраженные, но регулярные нарушения и отклонения выявляются статистическими методами, для чего необходимо организовать систематический сбор и обработку результатов проводимых экспертиз. Этой проблеме посвящён ряд работ, размещённых в разделе «Автоматизация контроля качества и безопасности медицинской деятельности» нашего сайта.
Параметры для контроля соблюдения требований к качеству и безопасности медицинской деятельности формируются в соответствии с положениями п. 2 ст. 87 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Наиболее проработанными на федеральном уровне, регламентированными и контролируемыми разделами работы по обеспечению безопасности медицинской деятельности в настоящее время являются: «Безопасные условия труда», «Санитарные правила и нормы и соблюдение санитарно-эпидемического режима», «Безопасное обращение изделий медицинского назначения», «Безопасное лекарственное обеспечение» и «Профессиональные ограничения медицинских работников».
Управление качеством медицинской помощи
Для того, чтобы внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности приводил к реальным улучшениям качества, нужны объективные и достоверные результаты экспертизы качества медицинской помощи и их систематический учёт и статистическая обработка, нужна налаженная обратная связь в системе контроля, оперативное устранение и предотвращение нарушений установленных требований и коррекция отклонений лечебно-диагностического процесса – и эти вопросы выше уже рассмотрены. Но, нужно и нечто большее.
Нужна регулярная объективная оценка значимости допускаемых нарушений и дефектов оказания медицинской помощи, их влияние на результаты медицинской деятельности организации, чтобы «видеть лес за деревьями». Нужно систематически выявлять причины нарушений и дефектов (возможных причин не так много, в отличие от бесконечного разнообразия последствий) и определять «удельный вес» каждой из причин в общем снижении качества медицинской помощи и возникновении рисков, чтобы яркие события и циркулирующие в коллективе идеи не мешали правильной оценке реальности. Нужно сопоставлять «удельный вес» причин снижения качества с полной стоимостью их устранения (с учётом необходимого для этого времени работников и других ресурсов), чтобы вложения средств в развитие были точными и эффективными.
Анализ причин нарушений и дефектов в стоматологии особенно важен в связи с большим относительно других профилей медицинской деятельности количеством и разнообразием влияющих факторов. Обнаруживаемые в процессе контроля нарушения и дефекты в деятельности медицинской организации напоминают картину хаотически разбросанных чёрных точек и серых пятен на белом холсте, но установление их связи с причинами позволяет выявить за кажущейся случайностью порядок и закономерности взаимного влияния различных факторов.
Например, регулярное возникновение сходных проблем с достижением ожидаемых результатов протезирования у одного и того же врача стоматолога-ортопеда может свидетельствовать о нарушении им технологии вследствие недостаточности его профессиональной подготовки или халатного отношения к работе, а у многих или у всех специалистов этого профиля в организации – о низком качестве используемых материалов, о ненадлежащем исполнении договорных обязательств контрагентом – зуботехнической лабораторией или о плохой подготовке пациентов к протезированию стоматологом-терапевтом и т.д. В последнем случае, истинная причина может оказаться ещё дальше – в низком качестве эндодонтического инструментария и материалов, в отсутствии современного диагностического (рентгенологического) оборудования и т.п.
Проблемы в достижении результатов лечения приводят как к прямым потерям при выполнении гарантийных обязательств перед пациентом или осуществлении возврата средств, так и к возникновению риска потерь с многократно более крупными суммами в случае развития конфликта с недовольным пациентом. Установление реальной значимости, «удельного веса» той или иной причины в общей структуре снижения качества на основе объективных данных позволяет сосредоточить внимание на главных причинах и прицельно направить на их устранение необходимые усилия и ресурсы. Конечно, с учётом имеющихся возможностей. Стоимость устранения причин дефектов может отличаться в сотни и тысячи раз. Правильное планирование мероприятий по улучшению качества возможно лишь с опорой на грамотный всесторонний анализ объективных данных.
Таким образом, для достижения реальных улучшений качества медицинской помощи необходима интеграция системы внутреннего контроля в систему управления медицинской организацией, что превращает её из системы контроля качества в полноценную систему управления качеством при полном сохранении контрольных функций, обязательных при осуществлении медицинской деятельности. Третий шаг на пути к Качеству, сделать который уважаемым коллегам помогут работы «Планирование мероприятий по улучшению качества», «Управление качеством медицинской помощи по отклонениям» и другие материалы нашего сайта. Оставайтесь с нами!
Пакет документов «Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности» для стоматологических организации (версия пакета зависит от типа и мощности)
Пакет документов «Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности» для многопрофильных клиник и больниц (версия пакета зависит от типа и мощности)
Всегда ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
Пожалуйста, поделитесь этой полезной информацией с коллегами:
Внутренний контроль качества медицинской помощи в условиях ОМС
Наверх
В современной системе здравоохранения очень большое значение приобретает надзор за качеством медицинской помощи (КМП). Наряду с государственными и ведомственными проверками лечебным учреждениям предписывается осуществлять так называемый внутренний контроль КМП. Для чего он нужен, в каких формах реализуется, и кто уполномочен его проводить? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Что это такое?
Внутренний контроль КМП это комплекс мероприятий, которые организовываются с целью обеспечения надлежащего уровня качества и безопасности медицинских услуг. Его суть заключается в том, что наряду с различными внешними проверками, учреждения здравоохранения обязаны также осуществлять и самостоятельный надзор за качеством работы своих подразделений. Это одна из важнейших сфер ответственности администрации медицинских организаций, поскольку любая, даже самая тщательная инспекция сторонних органов не в состоянии изучить и досконально проконтролировать все структуры, задействованные в работе клиник (иначе бы на такую проверку уходило слишком много времени).
Внутренний контроль качества должно проводить любое учреждение здравоохранения, в независимости от типа собственности. Правовые основания для этого содержатся в ст. 90 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». При этом стоит отметить, что никаких сведений о регламентации и порядке реализации внутреннего надзора нормативный акт не содержит (их, в принципе, нет ни в одном законодательном документе федерального уровня), поэтому в различных областях за основу берутся правила, утвержденные на региональных уровнях. Так, например, в Москве действует приказ местного Департамента здравоохранения №820, согласно которому установлены рекомендации по организации внутреннего контроля КМП в медицинских заведениях города, входящих в систему ОМС.
Порядок проведения
Как следует из ст. 90 ФЗ №323 порядок и правила проведения внутреннего контроля качества медпомощи устанавливают руководители лечебных учреждений. Обычно они составляются администрацией клиник с учетом особенностей и специфики сферы деятельности (предписания для стоматологической поликлиники и хирургического центра будут существенно отличаться) и штатной структуры. Проверка может осуществляться:
- Главой медицинской организации;
- Заместителем руководителя и лицами, возглавляющими отдельные подразделения (например, заведующий терапевтическим отделением), в случае наделения их соответствующими полномочиями;
- Специальной комиссией, состоящей из врачей данного учреждения;
- Сторонними специалистами (привлекаются при необходимости по согласованию сторон).
Объектом внутреннего контроля КМП в клиниках являются пациенты, процесс медицинского вмешательства, учетно-отчетная документация и т.п. Всего выделяют несколько уровней проверки КМП, на каждом из которых экспертизу качества осуществляет один из представителей медицинской организации:
- Самоконтроль — лечащий врач;
- Первая ступень — заведующий структурным отделением изучает конкретные случаи предоставления медпомощи методом случайной выборки;
- Вторая ступень — заместитель руководителя разбирает ряд случаев, оценивая компетентность как доктора, работавшего с пациентом, так и сотрудника, выполняющего функции первой ступени контроля;
- Третья ступень — врачебная комиссия рассматривает наиболее затруднительные и конфликтные ситуации.
Экспертом при проведении внутреннего контроля качества выявляются как прямые нарушения установленных требований, подлежащие оценке по принципу минимальной достаточности и напрямую свидетельствующие о ненадлежащем качестве медицинской помощи, так и отклонения от оптимального хода лечебно-диагностического процесса различной степени выраженности и с различным влиянием на результат оказания медицинской помощи, подлежащие оценке по принципу соответствия.
Периодичность и формы проведения
Существует несколько видов внутреннего контроля КМП. К ним относятся плановый, предупредительный и целевой. В первом случае согласно установленному графику проверяется соблюдение врачами санитарно-эпидемиологических норм, фармпорядок (комплекс требований к условиям хранения медикаментов), организация питания, экспертиза законченных случаев оказания медицинской помощи и т.п. Второй подразумевает проведение мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, проведение семинаров, конференций и т.п. При целевом контроле отдельному рассмотрению подлежат случаи летальных исходов, различного рода осложнений, инфицирования внутри клиники, жалобы пациентов и их представителей.
Частота выполнения проверок в рамках организации внутреннего контроля определяется нормативными документами и рекомендациями вышестоящих инстанций, а при их отсутствии самой медицинской организацией. Уже упоминался приказ Департамента здравоохранения №820, который действует на территории Москвы. Согласно ему в учреждениях здравоохранения системы ОМС заведующий структурным отделением должен подвергать экспертизе не менее 50% законченных случаев лечения.
Внутренний контроль КМП представляет собой комплекс мероприятий, который осуществляется руководителями и старшим медперсоналом учреждения (ЛПУ) с целью выявления дефектов в проведении лечения пациентов, и в целом, организации деятельности данного учреждения. По статистике такие проверки охватывают до половины законченных случаев лечения.
Советуем почитать: Страховой надзор за медицинскими организациями и качеством медицинских услуг 0/5 (0 голосов) Читать еще
- Министерство здравоохранения не только контролирует деятельность медицинских учреждений (как государственных, так и частных), но и проверяет качество …
- Постоянное повышение уровня медицинских услуг, оказываемых гражданам является одной из приоритетных задач, поставленных перед министерством и всей сфе …
- Контроль качества предоставляемых услуг и соблюдение правил безопасности являются важнейшими аспектами современной медицины. Ведь в конечном итоге дел …
- Модернизация системы отечественного здравоохранения предполагает ее доступность, прозрачность, открытость для населения, улучшение качества предоставл …
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Медицинская деятельность является объектом пристального контроля как со стороны государства, так и в целом со стороны общества. Об общественном контроле мы уже рассказывали в статье “Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями”, сейчас же предлагаем поговорить об иных видах контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — МД).
Основные формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Статья 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323) выделяет следующие формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
- Государственный контроль;
- Ведомственный контроль;
- Внутренний контроль.
В качестве неосновной формы контроля можно выделить также
- Вневедомственный контроль, который осуществляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в отношении медицинской деятельности по программ обязательного медицинского страхования (ОМС). Детали ищите в статье “Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках ОМС”.
В рамках настоящей статьи мы рассмотрим только три основных формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Параметры (методы) контроля качества и безопасности МД
В рамках каждой из указанных выше основных форм контроля последний может осуществляться путем:
- Соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности. Подробнее: “Обязательные нормы и требования при осуществлении медицинской деятельности”, “Лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности”;
- Определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
- Соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Подробнее: “Бесплатная медицинская помощь в РФ”, “Обязательное медицинское страхование – основа бесплатной медицины”, “Права и обязанности медицинских организаций в рамках ОМС”, “Программы обязательного медицинского страхования”;
- Создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. Дополнительно читайте: “Обязанности медицинских работников”;
- Создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Базовые нормативные положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности содержатся в ст. 88 ФЗ № 323. Согласно правилам этой статьи госконтроль качества и безопасности МД осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями. В настоящее время такой контроль организуется на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 (ред. от 14.09.2016), которым утверждено “Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности”.
Задачи государственного контроля | |
---|---|
нарушения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан |
нарушения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан |
Виды проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Предмет проверки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 | Орган надзора, уполномоченный на проведение проверки |
---|---|
Соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы |
Осуществление лицензирования медицинской деятельности | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Департаменты здравоохранения субъектов РФ, министерства и комитеты здравоохранения субъектов РФ) |
Соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы |
Соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы |
Соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) | Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – в части безопасных условий труда |
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) – в части требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) | |
Соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы |
Организация и осуществление:
|
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы |
Проверки медицинской организации органами надзора
При осуществлении госконтроля качества и безопасности МД применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, а также соответствующие административные регламенты органа надзора (основным “действующим лицом” является Росздравнадзор). По результатам проверки составляется акт, который размещается на официальном сайте в сети Интернет, также как и решения и предписания, принятые в процессе осуществления госконтроля и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ. Более подробная информация о государственном контроле изложена в статьях “Государственный контроль в сфере здравоохранения, полномочия органов надзора”, “Заявления пациента в органы надзора: компетенция и порядок рассмотрения”, “Проверки медицинской организации органами надзора”, “Проверка медицинской организации по жалобе пациента”.
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
О том, что такое ведомственный контроль качества и безопасности МД, можно найти в ст. 89 ФЗ № 323. Согласно положениям указанной статьи ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении подведомственных им органов и организаций. Основной нормативный регламент — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1340н “Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности”. То есть ведомственный контроль качества медицинской помощи – это “линейный” контроль вышестоящий организации, которой подведомственны проверяемые медицинские организации. Например, Минздрав Российской Федерации проверяет подведомственные ему федеральные медицинские организации, Департамент здравоохранения города Москвы – проверяет больницы, поликлиники и иные медицинские организации системы ДЗМ. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности не затрагивает медицинские организации частной системы здравоохранения.
Задачи ведомственного контроля являются следующие:
- Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан;
- Принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- Обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;
- Определение показателей качества деятельности подведомственных органов и организаций;
- Соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;
- Создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
Виды проверок в рамках ведомственного контроля
В рамках ведомственного контроля можно выделить следующие виды проверок:
- Проверка соблюдения МО порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- Проверка соблюдения МО безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- Проверка соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
О порядке проведения ведомственного контроля
Ведомственный контроль, по сути, производят уполномоченные должностные лица органа исполнительной власти (далее — должностные лица) в соответствии с их должностными обязанностями на постоянной основе либо на основании специального приказа. По объему мероприятия проверки в рамках ведомственного контроля подразделяются на:
- Целевые и;
- Комплексные.
Целевые проверки направлены на рассмотрение конкретного случая оказания (неоказания) гражданину медицинской помощи, обращения, жалобы, факта, отдельных показателей деятельности подведомственного органа или организации. Комплексные проверки же проводятся в целях исследования совокупности показателей, случаев, обращений, жалоб, фактов, обобщенных по однородному признаку, а также деятельности подведомственного органа или организации в целом.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Последний из видов контроля за качеством и безопасностью МД – внутренний контроль, содержание которого раскрыто в ст. 90 ФЗ № 323. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности это такой контроль, который осуществляют сами органы и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном их руководителями.
Задачи внутреннего контроля
Задачи внутреннего контроля качества медицинской помощи следующие:
- Выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения;
- Выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в организации и оказании медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов медицинской организации, в том числе кадровых и материально-технических средств;
- Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований безопасности условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- Предупреждение, выявление и пресечение нарушений медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Порядок внутреннего контроля качества медицинской помощи
Руководитель медицинской организации с учетом специфики ее деятельности, структуры и штатного расписания утверждает Порядок организации внутреннего контроля в медицинской организации. Порядка организации внутреннего контроля качества медицинской помощи в медицинской организации, законодательством пока не утверждено. Единичные ведомственные порядки на уровне субъектов Российской Федерации имеются. Таким образом, грубо говоря, это отдано на откуп руководителя медицинской организации. В общем целом в блоке документов по организации системы внутреннего контроля качества медицинская помощь фиксируются:
- Перечень должностей работников (структурных подразделений) медицинской организации, на которых возложены обязанности по организации и проведению внутреннего контроля;
- Уровни проведения контроля качества;
- Сроки и последовательность осуществления внутреннего контроля;
- Объемы проведения внутреннего контроля;
- Случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю в том числе в обязательном порядке;
- Порядок регистрации результатов внутреннего контроля;
- Порядок проведения анализа результатов внутреннего контроля, мониторинга показателей качества медицинской помощи;
- Принятие мер по управлению качеством медицинской помощи.
Наличие внутреннего контроля качества – одно из лицензионных требований. Подробнее: “Лицензионные требования к осуществлении медицинской деятельности”.
Подводя итоги отметим, что жалоба пациента в медицинскую организацию или в орган надзора может служить основанием для проведения контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что правовая информация, представленная в данной статье, носит преимущественно ознакомительный характер. В особо сложных случаях только своевременное обращение за правовой помощью к специалисту способно обеспечить защиту Ваших прав в сфере охраны здоровья. Будьте бдительны!
Рубрики
- 1 марта 2018
- 5735
Как организовать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, решает главный врач.
С чего начать работу, если система контроля еще не выстроена?
Предлагаем изучить рекомендации Росздравнадзора и нашу памятку с образцами ключевых документов.
Все не так сложно, как кажется.
Система контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности – процесс, который должен быть отлажен в каждом медучреждении. Как это сделать, определяет директор или главный врач организации.
Для того, чтобы контроль был работающим и эффективным, применяются рекомендации, которые были разработаны по поручению Росздравнадзора Центром мониторинга и клинико-экономической экспертизы.
Рассмотрим схему, предложенную Росздравнадзором и расскажем, какие документы нужно разработать в первую очередь.
Чек-лист из 7 шагов перед проверкой Росздравнадзора
Многие главврачи используют специальный чек-лист, в котором шаг за шагом прописано, что и как нужно подготовить перед проверкой ВКК. Инструмент доступен клиентам Справочной системы «Главный врач», но вы можете воспользоваться им и в демодоступе.
Обратите внимание! На каждом этапе вы можете скачать нужный вам документ.
Далее рассмотрим, какие документы нужны на каждом этапе и дадим шаблоны для скачивания.
►Подробнее о контроле качества и безопасности в медицинской организации читайте здесь:
- Внутренний аудит качества и безопасности: как организовать и какие документы требовать от подчиненных
- Сверьтесь с опытом ведущих медорганизаций по внутреннему контролю качества и безопасности
- Как провести аудит внутреннего контроля качества
Разработайте локальные акты и документы
Порядок внутреннего контроля на уровне медучреждения отражается в его внутренней документации. В документах раскрываются этапы, ожидаемые последствия, а также алгоритм проведения корректировочных мероприятий при наличии отклонений.
- Один из самых главных документов – это приказ, в котором изложена общая схема внедрения контроля безопасности в медучреждении. Он является отправной точной для дальнейшей работы, поскольку в нем главный врач назначает ответственных лиц по главным направлениям работы.
Образец приказа
Посмотрите уже готовый Приказ по ВКК. Документ проверен экспертами Справочной Системы «Главный врач» и прошел аудит Росздравнадзора. Доступен для скачивания клиентам системы и пользователям по демодоступу.
В образце приведен пример того, какие сведения нужно отразить в приказе. Воспользуйтесь им в качестве шаблона для собственного документа.
- Документ, регламентирующий деятельность медработников, ответственных за ВКК. Если будет создаваться целое подразделение по контролю – опишите в положении его структуру, задачи, состав и т.д.
- В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 87 ФЗ «Об охране здоровья» медучреждения должны определить порядок, в котором она будет устанавливать критерии и показатели качества своей деятельности, деятельности конкретных медработников и подразделений.
- Положение, в котором будут описан порядок оценивания медуслуг, результатов медицинского обслуживания в конкретных клинических ситуациях.
- Методики изучения мнения пациентов о качестве полученных медуслуг. Разработка такой методики предусмотрена Указом Президента РФ № 597 от 07.05.2012 года.
- Рекомендации по внедрению и проведению общественной оценки качества. Это новое направление общественного контроля, который является эффективным направлением самоконтроля.
В случае с медучреждениями оценивается конкретный вид услуг – медицинские услуги. Мнение пациентов позволяет обратить внимание на недочеты в работе, не дожидаясь наступления неблагоприятных последствий и реакции со стороны надзорных органов.
- Документ, регламентирующий работу наблюдательного общественного совета при медучреждении, который будет изучать мнение пациентов о медицинском обслуживании.
- Порядок безопасного применения изделий медицинского назначения, а также хранения и назначения различных медикаментов.
- Порядок, регламентирующий безопасность в медучреждении по разным направлениям.
При разработке пакета локальной документации необходимо учитывать требования действующих актов федерального и регионального уровня.
Самым трудоемким для разработки является Положение о ВКК. Разберем его в следующем блоке. В конце раздела вы сможете скачать готовый образец.
►Дополнительно о контроле качества и безопасности в медорганизации читайте здесь:
- Внутренний контроль качества медпомощи: как внедрить и пройти проверку Росздравнадзора
- Чем внутренний контроль качества отличается от менеджмента качества и как организовать систему контроля
- Внутренний контроль качества и безопасности в поликлинике
Положение о внутреннем контроле
Положение о контроле качества – главный документ, который определяет порядок того, как медучреждением будет проводиться самоконтроль качества оказываемых медуслуг.
В документ внесите 9 пунктов
- Списки должностных лиц, которые привлечены к работе по организации внутреннего контроля.
- В этом разделе следует указывать должности по штатному расписанию, а не конкретных специалистов.
- Важно определить объем полномочий и функционал всех специалистов по выделенному направлению работы.
- Еще один важный момент, который должен присутствовать в положении – порядок взаимодействия этих специалистов по разным вопросам.
- Контроль качества медпомощи в учреждениях здравоохранения должен осуществляться периодически, поэтому в документе важно определить, как часто будут проводиться проверки, какие сроки выделяются для оформления их результатов.
- Меры административного наказания, которые будут применяться к нарушителям порядка.
- Раздел, в котором перечислены основные цели и задачи мероприятий, а также ожидаемые последствия.
- Формы контроля — опишите их подробно и понятно для того, чтобы сотрудники разных подразделений без проблем могли ими руководствоваться.
- Описание того, как можно обжаловать результаты проверок, при несогласии отдельных специалистов с ними.
- Основанный на приказе Минздрава 422ан перечень критериев, которые являются основными при определении качественных и некачественных медуслуг.
- Перечень событий, которые могут стать причинами для проведения внеочередных контрольных действий. Примеры таких событий:
- жалобы посетителей и их родственников;
- развитие опасных инфекций в подразделениях;
- смерть больного после получения медпомощи;
- наступление сроков, с которыми связывается начало контрольных процедур.
- Документы по внутреннему контролю качества, которые оформляются сотрудниками по итогам своей контрольной деятельности.
Например, при наличии дефектов медпомощи специалисты медучреждения могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, что оформляется соответствующим приказом. Бланк приказа + заполненый образец можно скачать в Системе «Главный врач» >> Также заполняются регистрационные журналы, акт и протокол внутреннего контроля качества и т.д.
Акт внутреннего контроля качества медицинской помощи, образец карты
посмотреть/скачать>>
Если хотите разобраться в документации лучше, или остались вопросы, посмотрите специальные видеотренинги по ВКК
Специальные видеотренинги по ВКК для клиентов Справочной Системы:
В Справочной Системе «Главный врач» клинетам доступен цикл видеолекций и тренингов по Внутреннему контролю качества.
Предложения Росздравнадзора по ВКК: как с ними работать |
ВКК и критерии оценки качества медицинской помощи |
Как сформировать систему управления качеством |
---|
Готовый образец Положения
Скачайте образец, который поможет разработать собственный документ, учитывающий особенности работы конкретного медучреждения.
Положение о внутреннем контроле качества медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>
Далее обобщим информацию в специальной Памятке по ВКК, покажем, как внедряют контроль качества ведущие медорганизаци России, и дадим под скачивание Пример карты внутреннего контроля.
Рекомендации по внедрению контроля в ЛПУ
Внутренний контроль качества в ЛПУ организуется руководством самостоятельно. Но при этом с целью унификации подходов к этому процессу Росздравнадзор разработал свои рекомендации, единые на территории РФ.
Эти рекомендации ориентированы на практическую медицину, учитывают особенности работы учреждений здравоохранения в РФ, и в них подробно описаны необходимые процедуры и алгоритмы.
Поэтому любой специалист, изучив их, может определить, на какие моменты нужно обратиться внимание в своей работе.
Главврачи рассказали о своем опыте внедрения ВКК
В статье журнала «Здравоохранение» «Сверьтесь с опытом ведущих медорганизаций по ВКК» авторы собрали опыт главврачей, которые уже перестроили работу под рекомендации Росздравнадзора и первые в России получили сертификат.
Вот, что отметил Рафаэль ШАВАЛИЕВ, канд. мед. наук, главный врач ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан»:
Все процессы в медорганизации должны быть задокументированы. Все, что задокументировано, — должно выполняться. В рамках проекта мы разработали и внедрили 500 СОПов — 185 алгоритмов, 115 блок-схем, 100 инструкций, 93 регламента, 19 чек-листов (приложения 4, 5. СОПы).
В статье подписчики или пользователи демодоступа могут скачать образцы документов коллег.
Готовый образец Положения
Организация внутреннего контроля по этим рекомендациям основана на международных стандартах качества, таких, как:
- требования к аккредитации медучреждений ACHS, KFOA, CCHSA;
- международный стандарт JCI;
- СМК ISO 9001 и т.д.
Документ состоит из двух частей:
- Порядок организации: структура системы контроля в стационарных медучреждениях и 11 направлений деятельности по ВКК. В дальнейшем Росздравнадзор планирует дополнить эту часть, и включить в нее структуру системы ВКК в поликлиниках. Всего направлений ВКК в поликлиниках планируется выделить не менее 15.
- Листы оценки работы медучреждения по выделенным направлениям. ВКК, организованный по такому принципу, позволяет медучреждению выделить ошибки в своей работе, устранить их и оценить изменения в ходе повторного контроля.
Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>
Памятка
Чтобы организовать контроль в соответствии с требованиями законодателя, мы обобщили ключевую информацию в одной памятке.
Законодательные источники |
|
Круг вопросов, которые позволяет решить ВКК |
|
Участники |
Назначенные главным врачом должностные лица медучреждения. |
Периодичность контроля |
Определяется в приказе о контроле качества медицинской помощи, в положении о контроле и других локальных актах. |
Формы контроля качества и безопасности медицинской помощи |
Определяются главным врачом в локальной документации. |
Длительность каждой проверки |
Определяет положение о внутреннем контроле качества медицинской деятельности. |
Порядок уведомления о предстоящих проверках |
В порядке, установленном локальным нормативным актом организации |
События-основания для проверки |
Определяются в локальных документах медучреждения. |
Итоги проверок |
Оформляются в том порядке, который определен главным врачом в соответствии с методическими рекомендациями |
Последствия нарушений, выявленных в ходе проверки |
Определяются в локальных документах медучреждения. |
Где проходят учебные программы по ВКК
Для руководителей медицинских учреждений открыта специальная учебная программа: «Внутренний контроль качества и безопасности в медицинской организации».
По итогам обучения слушатель получает удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а также возможность продлить сертификат специалиста. Длительность программы — 144 часа.
283 российских руководителей уже проходят курсы. Иду учиться >>
Проверки соблюдения внутреннего контроля качества
Как мы видим, ВКК – сфера ответственности руководителей медучреждений. Именно они определяют, как будут проходить проверки, как будут наказаны должностные лица, допустившие нарушения.
При этом они ориентируются на те положения, которые определил Росздравнадзор в практических рекомендациях.
В свою очередь, органы Росздравнадзора вправе проверить, как медучреждениями выполняются эти рекомендации, действительно ли в медучреждении налажена действующая система контроля.
Проходят эти мероприятия в рамках ведомственного контроля безопасности медицинской деятельности – следующей ступени контроля медпомощи в РФ. Приказом Минздрава № 13н от 23.01.2015 года определен административный регламент такого ведомственного взаимодействия.
Алгоритм от Росздравнадзора
Пройдите интерактивный алгорим проверки до ее начала. Каждый этап расшифрован: что, кому и когда нужно подготовить. Просто кликайте на блоки этапов справа.
Например, обязательно учтите, что в рамках первого этапа вам нужно: <…>
6. Провести заседания рабочих подгрупп, тренинги, видеоселекторные совещания. Заслушать промежуточные отчеты о выполнении проекта.
7. Организовать коммуникации между участниками проекта с помощью OutlookWebApp.
Инструмент доступен подписчикам журнала «Здравоохранение», но вы можете воспользоваться им и в демодоступе.
Подготовиться к проверке >>
Проверяя ВКК в медучреждении, представители Росздравнадзора обращают внимание на следующие аспекты:
- Изучают документацию медучреждения, в соответствии с которой в нем функционирует контроль. Будут исследованы все вышеизложенные документы — приказ о ВКК, положение о проведении проверок и т.д.
В том числе будет изучено содержание порядка проведения проверок, а также его соответствие рекомендациям Росздравнадзора.
- Будут изучены документы, предоставляющие полномочия по внутреннему контролю врачебной комиссии. Обязательно должен быть приказ главного врача, которым он создает такую комиссию, а также положение и график работы членов комиссии.
По итогам заседаний комиссии всегда составляются протоколы, а в регистрационных журналах отражаются даты этих заседаний. Все это представители Росздравнадзора также могут проверить.
- Изучается работа главного врача с общественностью – с больными, их представителями и т.д. В специальном журнале приема секретарь руководителя отражает количество и время посещений, а также направление вопросов, которые в первую очередь интересуют посетителей.
Если приемом граждан занимаются также заместители главного врача – необходимо также вести график и журнал такого приема.
- Контроль качества медицинской деятельности включает оперативное реагирование на обращения пациентов. Поэтому проверяющих заинтересуют сроки ответов на такие обращения и их содержание. Эффективная работа с пациентами означает, что руководство не желает доводить конфликт до судебных инстанций и оперативно решает проблемы больных.
Оценивать будут, в том числе, как именно решались проблемы пациентов.
- Органы Росздравнадзора, изучив документацию медучреждения сделают свои вывод о том:
- соблюдается ли в медучреждении порядок проведения контроля;
- правильно ли оформляются результаты;
- насколько обоснованы и необходимы меры, которые предпринимаются в медучреждении по итогам;
- соблюдается ли в медучреждении распорядок работы врачебной комиссии;
- насколько своевременны и эффективны меры, предпринимаемые по итогам рассмотрения жалоб граждан.
В заключении специалисты проанализируют, эффективен ли ВКК.
Кому и за что Росздравнадзор выдаст сертификат по ВКК
Медчреждения могут получить сертификат, что их система внутреннего контроля качества и безопасности соответствует требованиям Росздравнадзора.
Пока такой документ есть только у четырех медорганизаций — трех из Республики Татарстан и одной из Республики Бурятия (фото).
Как коллеги получили документ, что для этого разработали и внедрили, читайте в спецпроекте журнала «Здравоохранение»!
Что изменилось в проверках
Плановые проверки Росздравнадзора заключаются в том, чтобы проверить, во всех ли медучреждениях организован контроль качества и безопасности и сделать свои замечания, если данная система недостаточно эффективна.
Подробнее о том, в каких случаях Росздравнадзор проведет проверку, посмотрите в экспертной рекомендации из Справочной системы «Главный врач» >>
Результаты проверок показывают, что не все медучреждения организовали внутренний контроль, и работа по его внедрению продолжается.
Вместе с тем, ведомство пересматривает подходы к проведению проверок в медучреждениях. Связано это с внедрением новых правил надзорной деятельности – риск-ориентированного подхода. Порядок его организации утвержден в постановлении Правительства РФ № 801 от 05.07.2017 года.
Если выделить главное, то новые правила заключаются в следующем:
- частота проверок в медучреждениях будет зависеть от того, к какой категории риска они относятся;
- выделяется 6 категорий риска – от минимально опасного до чрезвычайного;
- чем ниже группа риска организации – тем реже ее будут посещать представители Росздравнадзора.
Рекомендации по теме
Добавить комментарий