Внутренний финансовый контроль

2.Учебный вопрос: Внутрипроверочные комиссии, их назначение

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: прод Тема 13 зан 1.doc Скачиваний: 33 Добавлен: 17.02.2016 Размер: 169.98 Кб ☆ 1 2 < Предыдущая Стр 3 из 5 3 4 5

и порядок работы

Для проведения инвентаризации материальных средств и проверки хозяйственной деятельности воинской части и соединения назначается внутренняя проверочная комиссия с подкомиссиями по службам. Комиссия назначается сроком на один год.

Состав комиссии отдается приказам командира части (соединения) за месяц до начала календарного года.

Председателем внутрипроверочной комиссии назначается офицер по должности не ниже командира роты, а членами комиссии — офицеры, военнослужащие контрактной службы контрактной службы, а также рабочие и служащие воинской части и соединения, знающие организацию и порядок ведения войскового хозяйства и не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами.

На время работы председатель и члены комиссии освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей.

Внутренняя проверочная комиссия при проведении инвентаризации и проверки хозяйственной деятельности продовольственной службы имеет право проверять на складах, в столовых, в подразделениях, парках и на других объектах службы наличие, качественное состояние и условия хранения материальных средств; проверять все документы, книги учета материальных средств, отчеты и служебную переписку по службе; требовать от начальника службы представления необходимых справок (сведений) и объяснений; при обнаружении злоупотреблений изымать документы и прилагать их к акту инвентаризации или проверки хозяйственной деятельности; снимать копии с документов, а в случаях необходимости опечатывать дела с документами, а также склады (хранилища).Инвентаризация как самостоятельная форма последующего контроля в воинской части (соединении) проводится внутренней проверочной комиссией в следующие сроки: продовольствия, техники и имущества продовольственной службы — один раз в год по состоянию на 1 января; животных (молодняка, на откорме, в нагуле, кроликов), птицы, семей пчел — не менее одного раза в квартал. Наличие и состояние учета бланков строгого учета обязательно должны проверяться один раз в месяц.

Кроме того, проверка фактического наличия материальных средств обязательно проводится при приеме (сдаче) должности материально ответственными лицами, а также при убытии их в отпуск, при переподчинении, переходе на обеспечение в другую воинскую часть (соединение), при расформировании воинской части (соединения).

Проверка материальных средств продовольственной службы воинской части (соединения) заключается в анализе состояния всей деятельности службы и соблюдения законности в расходовании материальных и денежных средств.

При этом проверяются правильность и своевременность выполнения законоположений по вопросам продовольственного обеспечения; планирование, организация и состояние подготовки личного состава службы, а также состояние ее боевой готовности; полнота и качество планирования хозяйственной деятельности продовольственной службы и выполнение мероприятий, предусмотренных годовыми, месячными и частными планами; обеспеченность материальными средствами службы, положенными по нормам и табелям; фактическое наличие, качественное состояние, условия и порядок хранения материальных средств службы, правильность эксплуатации и ремонта техники; состояние объектов продовольственной службы; организация питания, полнота и качество доведения до личного состава положенных норм продовольственных пайков; целесообразность и эффективность расходования материальных и денежных средств службы; соблюдение законности и режима экономии в расходовании материальных и денежных средств, правильность ведения учета и отчетности; своевременность и качество организации и проведения контроля хозяйственной деятельности службы со стороны командиров и должностных лиц, ведающих войсковым хозяйством, и внутренней проверочной комиссии; состояние работы по предупреждению и меры борьбы с утратами, недостатками и незаконным расходованием материальных и денежных средств; знание и выполнение должностными лицами воинской части (соединения) функциональных обязанностей по руководству продовольственной службой и контролю за сохранностью материальных средств; состояние весоизмерительных приборов и своевременность их проверки; выполнение предложений и устранение недостатков по актам предыдущих инвентаризаций, проверок и ревизий, а также указаний вышестоящих обеспечивающих органов и другие вопросы.

Из этого следует, что проверка хозяйственной деятельности продовольственной службы охватывает всю деятельность службы включая инвентаризацию (проверку наличия и качественного состояния материальных средств), поэтому она более объемна, чем инвентаризация, и ее задачи более обширны.

Все командиры и начальники (от командира отделения до командира соединения) в соответствии с занимаемой должностью осуществляют постоянный и всесторонний контроль и периодические проверки состояния войскового хозяйства в целом, материальных средств, вооружения, боевой техники, имущества, обмундирования, казарменно-жилищного фонда и правильности их эксплуатации.

Проверки проводятся: лично командиром части, через уполномоченных им лиц и через внутрипроверочные комиссии, а также заместителями командира части, начальниками служб, командирами подразделений и другими должностными лицами.

Командир части может организовать расследование или специальную проверку в случае, если возникает необходимость (когда поступают жалобы военнослужащих или сигналы о злоупотреблениях и других заявления).

1 2 < Предыдущая Стр 3 из 5 3 4 5

Соседние файлы в предмете

  • # 17.02.2016209.79 Кб8Программалау шпор ХЕ ХЕ ХЕ.docx
  • # 17.02.2016282.11 Кб54прод тема 1, зан.1,2.doc
  • # 17.02.2016275.43 Кб43прод тема 10 зан 1.rtf
  • # 17.02.2016313.96 Кб40прод тема 11 зан 1.rtf
  • # 17.02.2016390.14 Кб697прод ТЕМА 12.doc
  • # 17.02.2016169.98 Кб33прод Тема 13 зан 1.doc
  • # 17.02.2016479.74 Кб137прод тема 14 зан 1,2,3,4.doc
  • # 17.02.2016567.3 Кб26прод тема 15 зан 1,2.doc
  • # 17.02.201683.46 Кб18прод Тема 16.doc
  • # 17.02.2016134.14 Кб41прод тема 17 зан.doc
  • # 17.02.2016135.17 Кб57прод Тема 18 зан.doc

Системы и методы внутреннего финансового контроля

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Финансовый менеджмент
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый на предприятии процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

В последние годы в практике стран с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная система внутреннего контроля, организуемая в компаниях и фирмах, которая называется „контроллинг». Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Принципом этой концепции, получившей название „управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности. Система контроллинга начинает внедряться и в нашу практику.

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных его блоков — финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

  • * наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
  • * измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;
  • * диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;
  • * разработка оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;
  • * корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Как видно из этих функций, финансовый контроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.

Финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам (рис. 2.10.)

  • 1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового контроллинга является ход реализации управленческих решений по основным аспектам финансовой деятельности предприятий.
  • 2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; текущий контроллинг; оперативный контроллинг. Каждому из перечисленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций. В табл. 2.2. приведены основные характеристики отдельных видов финансового контроллинга на предприятии.

Таблица 2.2. Характеристика отдельных видов финансового контроллинга на предприятии

Виды финансового контроллинга

Основная сфера контроллинга

Основной контрольный период

1. Стратегический контроллинг

Контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей

Квартал; год

2. Текущий контроллинг

Контроль текущих финансовых планов

Месяц; квартал

3. Оперативный контроллинг

Контроль бюджетов

Неделя; декада; месяц

3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями.

При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности; для отдельных направлений финансовой деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности.

Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности приведен в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия

Приоритеты

первого

порядка

Приоритеты

второго

порядка

Приоритеты

третьего

порядка

и т.д.

Сумма

чистой

прибыли

Сумма

доходов

Уровень цен на продукцию

Объем реализации продукции

Структура реализации продукции

Сумма

затрат

Уровень цен и тарифов на услуги

Объем производства продукции

Структура производства продукции

Сумма

налоговых

платежей

Изменение системы налогов

Изменение ставок налогооб

ложения

Изменение системы налоговых льгот

4. Разработка системы количественных стандартов контроля.

После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них*. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.

5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят „следящая система») составляет основу финансового контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и Выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы (рис. 2.11.).

  • а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую „первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.
  • б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.
  • В) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

  • — фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
  • — размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
  • — факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;
  • — объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
  • — указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения.

Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).

  • г) Определение контрольных периодов по каждому Виду финансового контроллинга и каждой группе контролируемых показателей в целом основывается на рекомендациях, изложенных в табл. 2.2. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется „срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления финансовой деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:
    • — недельный (декадный) контрольный отчет;
    • — месячный контрольный отчет;
    • — квартальный контрольный отчет.
  • д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:
    • — положительное отклонение;
    • — отрицательное „допустимое» отклонение;
    • — отрицательное „критическое» отклонение.

Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий „критических» отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия „критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным „центрам ответственности», В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются „критические» отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому „критическому» отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.

  • 6. формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:
    • а) „Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного „критического» критерия.
    • б) „Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу „отсечения лишнего»), использования системы финансовых резервов и другие.
    • в) „Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.

Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее