Внутренний аудит в организации

Содержание

Внутренний аудит

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 05 августа 2016 г. 14:29 E-mail Архив

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании Nika, risk plan

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит — контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3.

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; финансовый директор разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5.

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля.

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

Особенности проведения внутреннего аудита в организации

Статья раскроет основные моменты, связанные с внутренним аудитом. Что это такое, каковы задачи и цели аудита, каким образом осуществляется проверка – далее.

Хозяйственная деятельность организаций подвергается проверке. Для этих целей существует внутренний аудит. Что необходимо о нем знать, к чему готовиться во время проверки?

Общие сведения ↑

Внутренний аудит проводят работники организации – аудиторы. За результаты проверки они отчитываются перед руководящими органами. В настоящее время внутренний аудит подразумевает несколько направлений. Первое – полный контроль, второе – непосредственно аудит.

Подразделяется на несколько типов:

Функциональный Необходим, чтобы оценить производительность и эффективность деятельности
Организационно-технологический Проводится с целью контроля различных отраслей управления
Аудит типов деятельности Необходим для объективного обследования и анализа определенных видов
Аудит на выявление соответствий

В службу внутреннего аудита входят специальные группы. Это такие специалисты:

Ответственный по стандартам Главное лицо проверяет их наличие и соблюдение
Главный по обучению сотрудников Варианты обучения различны – привлечение посторонних специалистов, собрание всех сотрудников и прочие
Ответственный человек по ведению данных В службе должна быть собственная библиотека, необходимые документы

Чтобы цели аудита исполнялись в полном объеме, служба аудита должна быть подчинена руководству компании. Отвечает за проверку аудитор. Его задача – осуществить проверку, сделать выводы и дать рекомендации.









Аудиторская ревизия имеет определенное время, поэтому проверяющий должен четко ставить перед собой цели, правильно выбирать объекты и методы проверки.

Во время проведения аудита выделяют несколько этапов – подготовительный, планирование, выполнение и оформление документов, составление заключения.

Чтобы дать объективную оценку, аудитор должен тщательно изучить все стороны хозяйственной деятельности. При проведении аудита используют специальные методы. Опрос – один из них. Он необходим для сбора информации.

При проведении опроса аудитор должен учесть следующее:

  • опрос проводится с лицами соответствующего уровня;
  • проводить его нужно в рабочее время на рабочем месте;
  • начинается опрос с просьбы сотрудника описать свою деятельность;
  • наводящих вопросов не должно быть;
  • провести анализ результатов беседы;
  • обеспечить опрашиваемому надлежащие условия.

Объектами аудита являются – ресурсы различных типов (материальные, финансовые и другие), процессы хозяйственной части, итоги деятельности.

Имеют они следующие особенности:

  • все объекты подлежат проверке;
  • они являются постоянными, но могут меняться в случае изменения направления деятельности организации;
  • хозяйственная деятельность оказывает на объекты аудита огромное влияние.

В основу проведения внутреннего аудита положены такие принципы:

Системность или внеочередность Аудит запланированный или по мере необходимости
Объективность Методы, требования к итогам аудита должны быть одинаковыми для всех подразделений организации
Открытость Процесс аудита, его результаты не должны скрываться от проверяемой стороны
Независимость Аудиторы не должны зависеть от решений аудируемой компании, также нельзя находиться сними в конкурентных отношениях
Документированность Весь процесс проверки должен сопровождаться необходимой документацией
Предупредительность При выявлении несоответствий должны быть предложены меры их устранения

Положение о внутреннем аудите – своего рода контракт, в котором отображаются права и обязанности служб аудита внутри организации.

Что это такое

Внутренний аудит – один из способов контроля деятельности отдельных управленческих подразделений организаций.

Какова его цель

Главная задача внутреннего аудита – обеспечение эффективности функционирования отделов организации и защита интересов собственников.

Аудит может выполнять поставленные руководящими органами организации следующие задачи:

  • предоставлять сведения о деятельности финансово-хозяйственной части;
  • обеспечивать эффективное взаимодействие с другими компаниями;
  • предупреждать возможные нарушения;
  • оказывать содействие в уменьшении количества потерь финансов.

Основными задачами внутреннего аудита являются:

  • оценка системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение требований законодательства, эффективность деятельности и прочее;
  • проведение анализа и оценки эффективности;
  • предложение принципов уменьшения рисков;
  • оценка соответствий систем управления.

Проведение аудита играет огромную роль для руководящих лиц предприятий – он содействует оптимизации деятельности и исполнению обязанностей руководства.

Выполняемые функции

Функции внутреннего аудита разнообразны. Выполняются они специальными службами или отдельными аудиторами, ревизорскими группами.

К главным функциям относятся:

Проверка систем бухгалтерского учета и контроля внутри организации Создание рекомендаций по улучшению деятельности
Ревизия информации (бухгалтерии, оперативной и прочих) Проведение экспертизы по составлению этих сведений
Изучение Конкретных глав разделов отчета
Контроль по соблюдению требований законодательства И других нормативных актов
Проверка деятельности Разных отделов управления
Проверка на наличие и сохранность Имущественных объектов
Расследования специального назначения Например, при возможных злоупотреблениях

Действующая нормативная база

Нормативно-правовое регулирование представлено таким образом:

1 уровень Гражданский кодекс, Уголовный, Налоговый. Главный закон – Федеральный закон № 307 «Об аудиторской деятельности», принятый 30 декабря 2008 года
2 уровень Стандарты аудиторской деятельности
3 уровень Приказы Департамента финансов, методические рекомендации
4 уровень Внутренняя документация организаций

Согласно Бюджетному кодексу (статья 160.2-1), внутренний аудит – это:

  • проверка, направленная на оценивание надежности выполнения контроля внутреннего типа;
  • рекомендации, которые нужны для того, чтобы повысить эффективность контроля;
  • проверка, которая направлена на оценку правдивости отчетов и качества их ведения;
  • предложения, которые направлены на улучшение эффективности освоения средств государства.

Внутренний аудит на предприятии ↑

Аудит в организациях — процедура обязательная. С его помощью возможно выявить нарушения, следить за выполнением требований, правильным осуществлением деятельности.

Аудиторы могут работать как в государственных учреждениях, так и в частных.

По каким стандартам оценивается

Стандарты необходимы для характеристики требований и условий проведения внутреннего аудита. Они воспринимаются как указания при проведении проверки.

Порядок документального оформления кассовых операций смотрите в статье: порядок ведения кассовых операций.

Как проводится анализ состояния кассовых операций, .

После их изучения организации разрабатывают собственные правила и способы проведения аудита, составляет план действий. Выделяют следующие международные стандарты – общие и специальные, стандарты аудиторской отчетности.

К первой относятся следующие правила:

Разумное достижение целей проверки Во время которой ее стоимость не превышает полученный результат, и учитываются возможные риски. Руководящие лица обязаны содействовать внутреннему аудиту, тем самым повышая эффективность
Сотрудники службы внутреннего аудита Должны обладать высоким профессионализмом, иметь специальную подготовку и знать систему внутреннего контроля, чтобы полностью выполнять свои обязанности
Цели проверки должны быть четко обозначены И быть привязанными к операциям, которые осуществляются проверяемой компанией
Методы проверки должны обладать эффективностью И продуктивностью, чтобы поставленные цели были достигнуты

Правилами специальных стандартов являются:

  • документы – они должны приносить пользу организации;
  • все осуществляемые сделки должны регистрироваться;
  • обязанности между работниками должны распределяться, функции за ними закрепляться;
  • квалифицированный надзор за деятельностью.

На основании стандартов аудиторской отчетности осуществляется оценивание итогов проверки, исправляются неточности и ошибки.

Стандарты преследуют различные цели, среди которых:

  • разработка основных принципов аудита;
  • оказание услуг в сфере внутреннего аудита;
  • содействие эффективности процессов, проводимых организациями.





Финансового направления

Контроль финансовой части охватывает все средства организации. Главная роль при этом принадлежит распорядителям. Они производят контроль по использованию субсидий, также отвечают за использование выделенных им средств из бюджета.

Объекты финансового аудита – структурные подразделения основного администратора бюджетных средств. Внутренний финансовый аудит главного распорядителя бюджетных средств проводится специальной службой.

Главный распорядитель – орган власти государства, обладающий правом распределять поступления из бюджета. Контроль, который он ведет, направлен на:

Соблюдение норм и требований процесса Составления и выполнения расходов из бюджета
Подготовку действий (и их осуществление) Направленных на повышение результатов использования данных финансов

Задачи финансового контроля:

Управления рисками В случае недостижения итогов исполнения бюджетных процессов
Устранение нарушений Финансового характера и бюджетного законодательства
Повышение результативности Путем принятия необходимых решений и выполнения действий

То есть, внутренний аудит главным распорядителем организации проводится по отношению к самому себе. Если орган власти государства не является таким представителем, то осуществлять ревизию он не имеет права.

Проверка системы менеджмента качества

Аудит качества – систематизированный, независимый процесс получения аудиторских свидетельств.

Чтобы понять данное определение, необходимо уяснить следующее:

Так как аудит – систематическая процедура Ее необходимо проводить в организации с конкретной периодичностью. Руководство самостоятельно выбирает сроки проведения
Процесс независимый Поэтому проверяющие не должны отвечать за итоги проведенной работы
Каждый шаг проверки (Этапы, требования к аудиту, итоги) должны подтверждаться и сопровождаться документами

Цель аудита качества – выявление причин появления несоответствий. Задачами являются:

Определение результативности системы менеджмента качества То есть, в достаточной ли мере работает система, содействует ли достижению целей организации
Предоставление данных об эффективности системы Аудит должен выявить, действует ли она именно как целостная
Определение уровня соответствия Международным стандартам
Проверка качества Выполняемых операций

В менеджменте качества используют 3 типа аудита – первой стороны, второй и третьей. Последние 2 являются внешними. Аудит первой стороны – проверка, при которой организация проверяет сама себя.

Если она обратится за помощью к другой, то это также будет считаться аудитом первой стороны. Различают аудит качества разных направленностей.

В зависимости от того, какой объект подлежит ревизии, выделяют:

  • аудит с ориентировкой на процесс;
  • на продукцию;
  • на систему.

Первый предназначается для оценивания качества выполненных работ. Цель его – проверить способности системы и обеспечить надлежащее качество деятельности.

Задачами при этом являются:

  • проверка соблюдения требований к процедуре;
  • оценка параметров производительности и качества;
  • определение проблемных этапов;
  • проверка на соответствие процесса разработанным схемам, нормативным актам и законам;
  • проверка действенности документов;
  • контроль качества продукции;
  • проверка на соответствие продукции результатам процедуры.

Аудит с ориентацией на систему предназначается для оценивания работы системы качества в целом. Задачи:

  • проверить, насколько внедрены требования, каким образом осуществляется работа;
  • выявить несоответствия в деятельности;
  • тренинговые работы сотрудников – выполняют ли они требования.

В испытательной лаборатории

Внутренний аудит является наиболее действенным инструментом, который позволяет выявить возможность увеличения эффективности деятельности испытательной лаборатории.

При его проведении проверяется документация, типы деятельности и проводимые лабораторией процессы. Аудиторов должно быть несколько – специалисты, которые прошли обучение.

К испытательной лаборатории выдвигают следующие требования:

Должна быть независимой от тех Кто осуществляет ревизию
Не должна принимать участие В создании, изготовлении и ремонте тех объектов, испытания которых проводит
Нельзя осуществлять деятельность Которая может повлиять на итоги проверки
Недопустимо оказывать давление На сотрудников лаборатории

Отличие от внутреннего контроля ↑

Предметом проверки внутреннего контроля являются процессы организации, связанные с расходованием бюджетных средств. Такой тип контроля является обязательным в учреждениях.

Как ведется учет кассовых операций денежных документов и переводов в пути узнайте из статьи: учет кассовых операций.

Как проводится контроль прохождения по расчетно-кассовым банковским операциям, .

Все про расчетно-кассовые операции в иностранной валюте, .

Внутренний аудит и внутренний контроль являются дополнением друг друга. Имеются между ними и отличительные черты. Цель контроля – обнаружить ошибки в операциях хозяйственного типа, оформлении документации и прочей отчетности.

Аудит направлен на оценку серьезности выявленных ошибок, а также на выработку рекомендаций по их устранению.

Таким образом, аудит внутри организации – обязательный процесс. Необходим он для контроля правильной деятельности, выявления возможных нарушений.

Проводится аудиторами. Они должны иметь четкое представление о процедуре и обладать необходимыми знаниями в данной сфере.

Аудит и контроль являются дополнением друг друга и способствуют полному достижению поставленных целей, а также выявлению ошибок и нарушений при ведении хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит на предприятии

Главная → Бухгалтерские консультации → Аудит

Обновление: 2 августа 2017 г.

Успешность компании, уровень ее рентабельности, качество ее активов во многом зависят от наличия системы управления в компании. Важным и необходимым элементом системы управления является повседневный внутренний контроль. Одной из форм такого контроля является внутренний аудит.

Документы, регламентирующие внутренний аудит

Деятельность внутри организации специальных сотрудников, направленная прежде всего на контроль различных аспектов деятельности компании в целях представления в дальнейшем по результатам контроля полной и достоверной информации органам управления (общему собранию участников, совету директоров, исполнительному органу), и есть суть деятельности внутреннего аудита.

Документов, строго регламентирующих проведение аудита на предприятии, нет. Однако необходимо ориентироваться на следующие предписывающие документы. Прежде всего деятельность внутренних аудиторов, порядок работы, цели и задачи описаны в международных стандартах внутренних аудиторов, а также в национальных стандартах аудиторской деятельности. Кроме этого, необходимо ориентироваться и на Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Особенность данной процедуры состоит в том, что непосредственно порядок ее организации, процессы проверки, методология должны быть определены регламентами самой организации. Именно внутренняя регламентация позволит определить конкретные цели проверки для определенной компании. Персональные внутрифирменные стандарты проведения внутреннего аудита могут быть детализированными и сильно отличаться от правил общепринятых стандартов, но не должны им противоречить.

Принципы внутреннего аудита

К основным принципам внутреннего аудита относятся:

  • системность;
  • объективность;
  • независимость;
  • открытая и полная документальность;
  • предупредительность.

Рассмотрим подробнее указанные принципы. Системность предполагает организацию и проведение внутреннего аудита комплексно и планомерно в рамках всей компании. Принцип объективности означает, что требования внутреннего аудита одинаковы и распространяются на все подразделения организации без исключения. Принцип независимости внутреннего аудитора означает прежде всего исключение конфликта интересов при принятии им решения в отношении выводов в рамках своей деятельности. Внутренний аудитор — это независимая должность. Принцип независимости тесно связан с принципом объективности. Только независимый внутренний аудитор может делать объективные выводы о состоянии дел внутри компании. Открытость внутреннего аудита предполагает, что полученная аудитором при проведении проверки информация не скрывается от органов управления и в полном объеме предоставляется им для анализа и принятия управленческих решений. Документальность означает, что каждый выявленный факт нарушения или замечание должны подтверждаться документами. Ну и принцип предупредительности означает, что аудитор должен предлагать способы и методы устранения выявленных нарушений.

Преимущества и недостатки внутреннего аудита

К преимуществам внутреннего аудита однозначно можно отнести:

  • возможность проведения проверки всех систем внутреннего контроля организации в постоянном режиме;
  • возможность более глубокого и детального погружения аудитора в проблемы и суть проверяемых участков, так как он работает внутри организации и знает все слабые и сильные стороны.

К недостаткам внутреннего аудита можно отнести:

  • принцип независимости внутреннего аудитора всегда можно поставить под сомнение, так как он в любом случае — сотрудник компании;
  • разовый внешний аудит может быть дешевле, чем постоянные затраты на содержание в штате внутреннего аудитора.

Внутренний аудит компании является способным выявлять недочеты и оценивать общую эффективность деятельности компании. Функции и виды внутреннего аудита могут различаться в зависимости от масштаба компании, ее вида деятельности, однако все они направлены на одно — снижение рисков деятельности и увеличение эффективности конкретной организации.

Поделиться: Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен ИНДЕКСЫ Ваше местоположение определено правильно?, изменить Москва Индекс
потребительских
цен

Используется
для индексации зарплаты

0.5% ноябрь 2018 г. МРОТ
по регионам

Используется для
регулирования зарплаты

18 781

Примечание

История

Ставка
рефинансирования

Используется для
расчёта отдельных показателей

7.75%

История

РАБОЧИЙ СТОЛ БУХГАЛТЕРА ОПРОС Хотели бы вы открыть свое дело?

Нет, свой бизнес – это слишком рискованно
Да, но мне не хватает знаний
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав организацию
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав ИП
Хочу открыть свое дело, но как самозанятый
У меня уже свое дело

«ГЛАВНАЯ КНИГА»
РЕКОМЕНДУЕТ БЛИЖАЙШИЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Информации о мероприятиях в данный момент нет

Как проводится внутренний аудит на предприятии

1723

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Теги: аудит, бизнес, ведение бизнеса Сохранить: Скопировать урл:

  • Редактор Мария Власова 9 января 2019 в 13:24 Весь декрет делится на 2 периода:
    1. отпуск по беременности и родам (по больничному листу) — 140 дней. Рассчитывается…

    Перенос года на начисления пособий

  • lyudmila 9 января 2019 в 12:28 Почему нельзя, я же проработала год и оклад другой сравнению 2013 ,2014 Перенос года на начисления пособий
  • Редактор Мария Власова 8 января 2019 в 21:00 Часовая или дневная производительность определяется как количество продукции, произведенной в… Производительность труда
  • levseverov 8 января 2019 в 12:09 Мы дарили косметику, коллектив мужской .
    Подарки партнерам на НГ
  • Григорий Б. 6 января 2019 в 15:26 Вопрос-то в чём? Тарифные ставки горнорабочих подземных в Кузбассе на 2019 год
  • Редактор Мария Власова 5 января 2019 в 12:25 Вы можете опираться на ст. 72.1 ТК РФ, а именно «По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может… Не дают уведомления о переходе на другую работу

Ассистентус — электронный журнал для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков

  • Производительность труда8 января
  • Тарифные ставки горнорабочих подземных в Кузбассе на 2019 год6 января
  • Закупка через ИП — есть смысл?2 января

Задать вопрос на форуме Акты, Ведомости, Заявления, Доверенности, Должностные инструкции, Журналы, Отчёты, Письма, Приказы, Протоколы, Справки, Уведомления и другие. Всего 784 документа.

  • Калькулятор страхового стажа и еще 8 калькуляторов.
  • Производственный календарь 2019 и еще 3 для регионов.
  • МРОТ, прожиточный минимум, КБК, ОКВЭД и другое.