Валютный резидент РФ

Содержание

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.

Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

В случаях, когда отметки о пересечении границы в паспортах не проставляются, в качестве таких документов выступают сведения из табеля учета рабочего времени, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС России от 19.12.2014г. №ОА-4-17/26338).

— справки работодателей, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени;

— квитанции о проживании в гостинице;

— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации, например, справка из учебного заведения, справка, полученная по месту проживания в Российской Федерации. Указанные разъяснения следуют из Писем ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@, Минфина России от 13.01.2015г. №03-04-05/69536, Минфина России от 26.04.2012г. №03-04-05/6-557, ФНС России по г. Москва от 13.05.2011г. №20-14/04697@.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют. Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше. Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Обратите внимание! При определении налогового статуса физического лица гражданство и место прописки значения не имеют. Физическое лицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физического лица на этот статус не влияет (Письмо ФНС России от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@. Исключение — лица, отдельно упомянутые в ст. 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим при получении дохода от продажи имущества на территории РФ для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, получит доход от продажи имущества в России, то обложение НДФЛ полученного дохода подлежит по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом налоговый нерезидент воспользоваться не может (Письмо ФНС России от 27.09.2017 № ГД-3-11/6410@). В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом.

В случае нахождения физического лица в Российской Федерации более 183 дней в налоговом периоде такое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации и к доходам от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут применяться положения статей 208, 217, 220,224 НК РФ.

Обратите внимание! Согласно п.17.1 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения.

В редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших до 1 января 2016 года, в соответствии с п.17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

То есть применение п.4 ст.217.1 НК РФ, в котором установлен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества — пять лет (за исключением случаев, предусмотренных п.3 статьи 217.1 НК РФ, согласно которой минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества) распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2016 г.

Таким образом, если на момент получения дохода от продажи квартиры физическое лицо будет признано налоговым резидентом и период владения реализованным недвижимым имуществом составит три года и более (в случае приобретения до 01.01.2016г.), либо пять и более (в случае приобретения после 01.01.2016г.), то такой доход освобождается от налогообложения, и соответственно отсутствует обязанность его декларировать (п.1 ст.229 НК РФ).

Валютный резидент

Понятия резидента и нерезидента даны в пунктах 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту Закон №173-ФЗ).

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (Указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

К резидентам относятся физические лица:

а) являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года (пп. «а» в ред. Федерального закона от 06.12.2011 №406-ФЗ);

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

Соответственно, к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ст. 1 Закона №173-ФЗ.

Обратите внимание! Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев). Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.

Таким образом, «валютными» резидентами признаются граждане РФ, кроме постоянно проживающих за границей не менее одного года либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей/учебной визы.

Статус нерезидента для граждан РФ начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина РФ возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан РФ за пределами территории РФ не прерывался.

Таким образом, наличие права долговременного пребывания за рубежом само по себе не является основанием для признания гражданина РФ валютным нерезидентом.

Такое право должно подтверждаться документами, свидетельствующими о непрерывном пребывании за пределами РФ в течение одного года.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.

Валютный резидент обязан уведомлять налоговые органы Российской Федерации:

1) об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках;

2) о закрытии счетов (вкладов) в иностранных банках;

3) об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках;

4) о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках;

Резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов)(ч.1, 2 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

Обратите внимание! Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. Непредставление такого уведомления влечет административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ч.2, 2.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Валютный резидент обязан представлять налоговые органы Российской Федерации отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.

Резидент обязан представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей (ч.7 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (пп.2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015г. №1365).

Обратите внимание! За несоблюдение физическими лицами– резидентами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3 000 руб. (ч.6, 6.1 – 6.3 ст.15.25 КоАП РФ).

Таким образом, за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность – ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ. Уголовная ответственность за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей не предусмотрена.

То есть, за неуведомление о наличии счета в иностранном банке или за отсутствие отчета о движении средств по нему необходимо было уплатить штраф и учесть на будущее.

Однако в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@налоговая служба высказала иную позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (то есть даже если такие операции Законом № 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).

При этом, стоит отметить, что ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Новый подход, изложенный в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@, влечет совершенно иные последствия:

1) штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ),

2) штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Данная позиция ранее в правоприменительной и праворазъяснительной практике не встречалась.

Кроме того, данная позиция налогового органа при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определение Конституционного суда РФ от 07.12.2010 №1570, от 16.07.2013 №1076-О, от 17.07.2014 №1651-О-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 23.09.2014 №24-П, Определение от 29.01.2015 №185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.

Кроме того, в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, незаконность или запрещенность операции налоговым органам нужно устанавливать и доказывать отдельно.

Валютные резиденты РФ могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов, а также не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.

То есть валютных резидентов РФ физических лиц (граждан) могут привлечь:

— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);

— за представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 3 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, к предупреждению или штрафу от 300 до 500 руб. (часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за аналогичное п.6.1 КоАП нарушение, но более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за аналогичное п.6.1 и п.6.2 КоАП нарушение, более чем на тридцать дней, к штрафу от 2 500 до 3 000 руб. (часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.;

— за повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.

Обращаем внимание! Федеральным законом от 14.11.2017 №325-ФЗ внесены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП. Изменения больше коснулись индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начнут действовать с 14 мая 2018 года. Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Незаконные валютные операции

В Федеральном законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятия «незаконных» или «запрещенных» валютных операций нет. Эти понятия содержатся в статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), пункт 1 которой гласит, что осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (часть 1 ст.15.25 КоАП РФ).

С 14.05.2018 г. ч.1 ст.15.25 КоАП РФ будет действовать в следующей редакции:

— влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб.

Таким образом, с точки зрения наложения административного штрафа 75% — 100% от суммы операции по статье 15.25 КоАП для более точного понимания норм валютного законодательства нужно иметь в виду следующие виды операций и правонарушений:

1. Незаконные валютные операции:

— валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ

— валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ

2. Осуществление валютных операций в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

При этом за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов установлена уголовная ответственность по статье 200.1 УК РФ, согласно которой:

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) в особо крупном размере;

б) группой лиц, — наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.

За проведение незаконных валютных операций установлена уголовная ответственность на основании ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193 УК РФ, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер не зачисленных средств превысил 9 млн. руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Налоговый и валютный резидент/нерезидент

Налоговый резидент и нерезидент

Понятие налогового резидента закреплено в ст. 207 НК РФ. В соответствии с этой статьей, налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Из определения следует, что статус налогового резидента может быть присвоен не только гражданам РФ, но гражданам иностранного государства. Также возможна и обратная ситуация, когда гражданин РФ может потерять статус резидента.

Как получить статус налогового резидента?

Итак, кто и как получает статус налогового резидента:

1. Граждане России получают статус налогового резидента по умолчанию, если не будет доказано обратное (что данное лицо не проживало на территории РФ более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев по причине выезда в другую страну).

2. Иностранные граждане могут получить статус налогового резидента, если докажут факт проживания на территории РФ более 183 дней. По умолчанию они — налоговые нерезиденты.

Стандартно для подтверждения статуса налогового резидента можно предоставить налоговому агенту следующие документы:

  • копию (заграничного) паспорта с отметками о пересечении границы РФ
  • миграционную карту

Важно: вид на жительство не является основанием для присвоения статуса налогового резидента!

В некоторых случаях доказать факт нахождения 183 дней на территории РФ стандартным комплектом документов невозможно, например, это касается граждан Белорусии. Отметок о пересечении границы в паспорте у таких граждан не будет. Выход — предоставить иное подтверждение нахождения на территории РФ, например — через работодателя (табель учета рабочего времени).

Предоставлять документы необходимо перед выводом денег и ценных бумаг с брокерского счета, а также на конец отчетного периода (конец года), т.е. перед каждым расчетом и удержанием НДФЛ.

Валютные резиденты/нерезиденты

Кроме понятий налоговый резидент/нерезидент в российском законодательстве есть еще понятие валютного резидента/нерезидента. Данное понятие устанавливается Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и определяет перечень операций, которые может осуществлять данное лицо с российской и иностранной валютой на территории РФ.

К валютным резидентам относятся:

  • граждане РФ
  • лица, имеющие вид на жительство в РФ
  • юридические лица, зарегистрированные на территории РФ
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования

Под валютными нерезидентами понимают иностранных физических и юридических лиц.

Законом наложены ограничения на банковские операции валютных резидентов и нерезидентов.

Налогообложение резидентов и нерезидентов

Налогообложение дохода, полученного от операций с ценными бумагами

  • 13% для физических лиц — налоговых резидентов
  • 30% для физических лиц — налоговых нерезидентов
  • 20% для юридических лиц – резидентов.
  • 20% для юридических лиц – нерезидентов

Налогообложение дивидендов:

  • 13% для резидентов
  • 15% для нерезидентов

Определение и статус

Резидент – физическое, юридическое лицо, зарегистрированное в государственных органах по месту проживания, нахождения и в связи с этим обязующееся подчиняться действующему законодательству.

Нерезидент – физическое, юридическое лицо, выполняющее определенного рода действия на территории одного государства, но при этом отвечающее за совершенные поступки перед законодательством другого государства, избранного им в качестве места своего постоянного проживания.

Данный статус также обретают организации, действующие на территории РФ на основании законодательства иностранного государства. К таким организациям обычно относят международные представительства, филиалы иностранных фирм.

Резидентами и нерезидентами становятся в ходе выполнения физическим, или юридическим лицом определенного рода условий:

  • присутствия на территории страны определенное время;
  • регулярное присутствие в стране (безвыездно, или же с кратковременными выездами);
  • приобретения документа, дающего право жить и работать на территории иностранного государства (вид на жительство, рабочая, учебная виза);
  • выполнения иных указанных в законодательстве пунктов.

Указанные термины присутствуют в законодательстве большинства государств мира, потому умение их отличать и использовать себе на благо, в значительной мере скрасит пребывание иностранца на территории чужого ему государства.

Это же касается и граждан, не владеющих информацией о законодательных нормах собственной страны и потому попадающих в неприятные ситуации, связанные с неуплатой налогов, или же невозможностью осуществить необходимую банковскую процедуру.

Законодательство

Чтобы разобраться с рассматриваемыми терминами необходимо глубокое изучение валютного и налогового законодательства РФ.

Акты

Для определения упомянутого выше статуса используются следующие законодательные акты:

  • №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом в 2003 году;
  • Налоговый кодекс РФ (ст.207).

Следует отметить, что смысл рассматриваемых терминов для каждого законодательного акта определен в соответствие с действующими нормами права. В связи с этим перед попыткой получения одного из указанных статусов необходимо определиться с тем, в какой области планируется осуществлять конкретные действия.

Обмен валют, денежные переводы, открытие счета в банке (депозит) – все это отсылка к валютному законодательству. Оплата налогов с доходов и имущества и получение в соответствие с этим более льготного статуса, относится к ведению Налогового кодекса.

Валютное

На основании №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными резидентами являются:

  • все граждане РФ, за исключением тех, кто из них, кто проживает в иностранном государстве более 1 года, при этом наличию или отсутствию визы значения не придается;
  • иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства какого-либо государства, при условии наличия у них желания постоянно жить на территории РФ (таким гражданам выдается вид на жительство).

Все граждане, не относящиеся к указанным категориям, являются нерезидентами. Ряд граждан, не сталкивавшихся с необходимостью открытия банковского счета, совершения валютных операций, связанных с обменом денег, получением или отправкой денежных переводов, а также иными банковскими услугами в валютной области, могут не придавать значения важности представленного определения.

Для резидентов и нерезидентов РФ действуют совершенно разные условия осуществления описанных операций с валютой.

Пример: Резидент РФ вправе передавать валютные ценности, дарить, завещать их, приобретать и отчуждать коллекционные денежные знаки, открывать счета в иностранной валюте в любом банке. В то же время нерезиденты РФ такого права не имеют, все открытые ими счета находятся в ведении одного или нескольких уполномоченных банков. Это же правило действует в отношении перечисления иностранной валюты. Деньги могут быть перечислены со счета на счет, открытый исключительно в уполномоченном банке.

Налоговое

Чтобы определить статус, а также положение резидентов и нерезидентов в налоговом законодательстве используется ст. 207 НК РФ. В соответствие с обозначенным законодательным актом статус резидента РФ в налоговой области предоставляется:

  • гражданам РФ, иностранцам и лицам, не имеющим гражданства при условии их постоянного проживания на территории страны в течение 183 дней ежегодно (допускаются 6-ти месячные перерывы в проживании при выезде за пределы страны для обучения, отдыха, лечения);
  • военнослужащим, государственным служащим, служащим органов местного самоуправления, находящимся на территории иностранного государства в качестве командированных работников (время нахождения в иностранном государстве — не повод для потери ими статуса резидента РФ с точки зрения налоговых органов).

Граждане, проживающие на территории страны менее 6 месяцев в год (нерезиденты), такого статуса не имеют, они вынуждены оплачивать больше налогов по завышенным процентам. Следует также отметить, что лица, находящиеся вне пределов России свыше указанного срока в силу выполнения ими обязанностей торгового представителя, также подпадают под данное определение.

Пример: налог на доход резидентов РФ составляет 13%. Этот же налог, взимаемый с нерезидентов, возрастает до 30% от общей суммы доходов. Так, граждане, использующие территорию РФ в качестве места для поиска работы, и при этом проживающие в стране менее 6 месяцев, трудятся в куда менее выгодных условиях, нежели иностранцы, сумевшие получить рассматриваемый статус.

Вместе с тем, для получения его иностранцем достаточно иметь обычную рабочую, или учебную визу, сроком не менее 1 года. Гражданам РФ достаточно просто находиться на территории страны в течение определенного законом срока. Для исчисления времени пребывания на территории России можно воспользоваться отметками в паспорте, проставленными российской пограничной службой при выезде за границу.

Отличия

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ налоговое и валютное законодательство — совершено разные отрасли права, использующие два принципиально разные понятия терминов «резидент» и «нерезидент», озвученные ранее.

Так, в НК РФ отмечается, что гражданство физических лиц и статус налогового резидента не сопряжены между собой. Граждане РФ могут не быть налоговыми резидентами, а иностранцы быть ими. В п.2 ст. 207 НК РФ четко оговорены сроки пребывания граждан на территории России, позволяющие им достичь статуса резидента (183 дня на протяжении 12 следующих подряд месяцев).

В итоге складывается ситуация, при которой граждане России, проживающие на территории страны менее указанных 183 дней, уплачивают налог в размере 30% от суммы дохода, а иностранцы, проживающие более полугода, оплачивают всего 13%.

Валютное законодательство предоставят статус резидента всем гражданам России. Исключение – граждане РФ, постоянно проживающие на территории иностранного государства в течение 1 года, получившие вид на жительства, рабочую или студенческую визу.

Кроме того, данный статус приобретают иностранные граждане и лица, гражданства не имеющие, в случае их постоянного проживания на территории страны ввиду предоставления им вида на жительство.

Все остальные категории лиц, не относящиеся к упомянутым пунктам, резидентами не являются и приобретают при совершении валютных сделок статус «нерезидент». Валютное законодательство позволяет резидентам страны не иметь ограничений на открытие банковского счета в любой иностранной валюте. Размер и продолжительность вклада значения не имеют. Нерезиденты РФ данной привилегии лишены.

Суть обнаруженных в налоговом и валютном законодательствах отличий сводится к следующему:

  • резидент в налоговой сфере – любое физическое или юридическое лицо, находящееся в РФ не менее 183 дней ежегодно;
  • резидент в валютной области – гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства, получившие вид на жительство;
  • налоговый резидент теряет свой статус при отсутствии его в стране проживания свыше 6 месяцев в году (исключение граждане, посланные в командировки, на обучение, или же для прохождения лечения);
  • валютный резидент теряет свой статус при проживании в иностранном государстве 1 год и более, вне зависимости от рода деятельности и причины отсутствия у него возможности посетить страну;
  • иностранцы могут действовать как валютные резиденты только после оформления ими вида на жительство;
  • чтобы стать резидентом с точки зрения налогового законодательства иностранцу достаточно проживать на территории РФ не менее полугода, при этом остальные 6 месяцев он может находиться вне ее пределов.

Как проходят расчеты с нерезидентом, можно узнать из данного видео.

Общая характеристика понятия

Налоговый резидент Российской Федерации – физическое, либо юридическое лицо, подлежащее налогообложению в пределах РФ на основании установленных законом признаков.

Согласно положениям Налогового кодекса, резидентство РФ присваивается:

  1. Физ. лицам, находящимся в пределах РФ не менее полугода (суммарно 183 дня в течение 1 года);
  2. Юр. лицам, относящимся к налоговой системе РФ по установленным признакам.

Условия признания физ. лиц

Согласно законодательству РФ, условие признания физ. лица налоговым резидентом РФ – проживание на территории РФ в течение вышеозначенного срока. Гражданам РФ рассматриваемый статус присваивается автоматически (если не доказано обратное).

Иностранцы же (как граждане, так и апатриды) по умолчанию считаются нерезидентами – но лишь при условии отсутствия доказательств соответствия вышеозначенному критерию. Наличие ВНЖ не считается достаточным основанием для присвоения статуса.

Вышеозначенный срок пребывания не обязательно должен быть непрерывным. Однако данный срок не должен прерываться выездами за рубеж с целями обучения и/или лечения, либо работы на добыче нефтепродуктов, на морских месторождениях. Следующие ситуации не являются поводами для перевода физ. лица в категорию нерезидентов:

  • Отсутствие в России в связи с исполнением трудовых контрактных обязательств;
  • Несение воинской, либо государственной гражданской службы за рубежом;
  • Иные обстоятельства, установленные требованиями действующих международных договоров, определяющих порядок присвоения и аннулирования рассматриваемого статуса.

Условия признания юрлиц

Основной критерий признания юрлица резидентом РФ – принадлежность к российской налоговой системе, т.е. состояние юрлица на учете в ФНС РФ, а также своевременное исполнение своих налоговых обязательств.

Принадлежность же юрлица к означенной системе обуславливается территориальным принципом, т.е. местами:

  1. Регистрации организации;
  2. Расположения управляющего органа (например, центрального офиса);
  3. Осуществления целевой деятельности.

Т.о., налоговыми резидентами РФ являются:

  • Все организации, зарегистрированные на территории РФ;
  • Иностранные организации, фактически управляемые из РФ;
  • Организации, зарегистрированные вне РФ, но считающиеся налоговыми резидентами РФ на основании требований международных договоров.

Правовое регулирование

Среди НПА, регламентирующих налоговое резидентство РФ (условия присвоения и отзыва, права и обязанности физ- и юрлиц, относящихся к данной категории) выделяются:

  1. НК РФ (ст. 207, 209, 210, 224, 246.2);
  2. Федеральный закон «О валютном регулировании» № 173-ФЗ (ч. 1 ст. 14);
  3. Приказ ФНС РФ № ММВ-7-17/837@ от 07.11.2017.

Отличия статусов резидентов и нерезидентов РФ

Ключевые различия данных статусов заключаются в:

  • Размерах ставок налогов на доход и прибыль (для физ- и юрлиц соответственно);
  • Перечне объектов налогообложения;
  • Порядке определения налоговой базы;
  • Возможности предоставления налоговых вычетов;
  • Порядке исчисления налога на доход или прибыль.

Размеры ставок

Для резидентов (физ- и юрлиц) ставка ограничена значениями в 13 и 20 % соответственно. Для нерезидентов обеих означенных категорий значение ставки составляет 30 %. Однако в отдельных случаях для нерезидентов размер ставки может снизиться.

Условиями для этого являются:

  1. Принадлежность к определенной категории налогоплательщиков, среди которых: члены экипажей морских судов, переселенцы, беженцы, работники по трудовому патенту, обладатели статуса ВКС, граждане ЕАЭС. Значение НДФЛ для означенных лиц составляет 13 %;
  2. Осуществление инвестиционной деятельности. Налоговая ставка на доход, полученный в результате вложения средств в российские организации, может быть понижена до 15 %.

Объекты налогообложения

Резиденты обязаны декларировать и уплачивать налоги на все доходы, в т.ч. поступившие из-за границы. Объект налогообложения для нерезидентов – только доходы, полученные в РФ.

Налоговая база

Для резидентов налоговая база исчисляется нарастающим итогом с последовательным ежемесячным начислением по всем полученным доходам. Для нерезидентов – определяется лишь суммой доходов, полученных за прошедший месяц.

Предоставление вычетов

Резидентам, при условии наличия на то законодательно установленных оснований, может быть предоставлен определенный налоговый вычет. Для нерезидентов данная возможность отсутствует.

Порядок исчисления

Для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала календарного года, с нарастанием общего итога по результатам каждого прошедшего месяца. Для нерезидентов данная сумма рассчитывается по каждой отдельной сумме полученного дохода.

Варианты подтверждения статуса

Согласно тексту вышеупомянутого Приказа ФНС, статус налогового резидента РФ подтверждается соответствующим документом (форма КНД 1120008), выдаваемым уполномоченным подразделением ФНС по запросу налогоплательщика.

Форма КНД 1120008 Данный документ охватывает годичный налоговый период, либо предшествовавший обращению заявителя, либо – текущий календарный год. В последнем случае подавать запрос на выдачу подтверждения следует не ранее, чем 03.07 текущего года. Т.о., согласно вышеозначенному Приказу, процедура получения подтверждения включает следующие этапы:

  1. Составление заявления на предоставление подтверждения налогового статуса просителя (будь то физ- или юрлицо);
  2. Направление означенного заявления налогоплательщиком, либо его законным представителем в адрес уполномоченного органа;
  3. Получение заявителем подтверждения наличия (либо справки об отсутствии) статуса по итогам рассмотрения уполномоченным органом полученного запроса.

Предельный срок рассмотрения подобных заявлений – 40 календарных дней с момента получения в ФНС. Подтверждение выдается по каждому задекларированному источнику дохода и/или объекту имущества. Форма подтверждения – бумажный, либо электронный документ.

Подтверждение (либо справка об отсутствии) рассматриваемого статуса направляется заявителю по почте или через интернет. Желаемый способ доставки указывается в заявлении.

Варианты подтверждения

Первый возможный вариант получения рассматриваемого подтверждения – подача прошения (форма 1111048) в адрес территориального отделения ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Если подтверждение требуется за текущий год, заявителю достаточно подать лишь прошение – лично, либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Форма 1111048

Бланк заполняется от руки печатными буквами, сведения приводятся в соответствии с экономическим статусом налогоплательщика (ИП, физ- или юрлицо) и подтверждающими это документами.

Если действие подтверждения должно охватывать период ранее трех лет, предшествовавших текущему (на момент подачи) году, то заявление также должно укомплектовываться иными документами (точный перечень зависит от конкретной ситуации, требующей наличия формы КНД 1120008):

  • Для юрлиц и ИП: банковские выписки и погашенные платежные поручения, копии налоговых деклараций, мемориальные ордера, регистры налогового учета, либо иные документы (в т.ч. устанавливающие необходимость получения рассматриваемого подтверждения);
  • Для физ. лиц: копии деклараций (по форме 3-НДФЛ) с отметками ФНС, либо иных документов, подтверждающих факты уплаты налогов по иным финансовым операциям, осуществленным за учетный период.

Второй возможный вариант – направление запроса через интернет. С начала 2019 года налогоплательщик может запросить подтверждение собственного налогового статуса онлайн – через сайт service.nalog.ru.

Для этого нужно:

  1. Зарегистрироваться на данном сайте (можно создать новую учетную запись, использовать уже имеющиеся аккаунты сайтов ФНС или Госуслуги, либо электронную подпись) и заполнить профиль пользователя;
  2. Заполнить электронную форму предоставления подтверждения, аналогичную означенной выше (в данном случае отправка каких-либо дополнительных документов заявителем не требуется);
  3. Зарегистрировать и отправить запрос.

Заявитель может отслеживать статус обработки запроса. Результат может быть направлен заявителю как в электронном виде (документ в формате PDF), так и на бумажном носителе. Общий порядок рассмотрения запроса и направления заявителю подтверждения полностью аналогичен вышеозначенному.

Пример изменения условий налогообложения после изменения статуса

Условия:

  • Оклад сотрудника – 20 тыс. руб.;
  • С 01.01 по 31.07 отчетного года сотрудник не являлся налоговым резидентом (следовательно, ставка НДФЛ за данный период – 30 %):
  • С 01.08 сотрудник получил статус резидента (что означает снижение ставки до 13 %).

Т.о., за семимесячный период суммарный доход сотрудника – 140 тыс. руб. При этом суммарный налог с его дохода – 42 тыс. руб. (140 × 30 %).

После получения сотрудником статуса резидента налог, вычтенный работодателем за означенный семимесячный период, подлежит пересчету (поскольку для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала года и с нарастанием общего итога).

По новой ставке суммарный размер налога составит 18,2 тыс. руб. (140 × 13 %). Следовательно, налоговая переплата за означенный период составляет 23,8 тыс. руб. (42 – 18,2).

Т.о., работодатель обязан компенсировать сотруднику переплату, поскольку до конца года его (сотрудника) статус поменяться не может (183 дня за отчетный период уже проведены в РФ).

Часть компенсации переплаты может быть перечислена работодателем в счет уплаты последующих налоговых платежей за оставшиеся 5 месяцев (с 01.08 по 31.12, при этом сумма налога – 13 тыс. руб.). Остаток же по переплате составит 10,8 тыс. руб. (23,8 – 13), получить которые сотрудник сможет обратившись в территориальное отделение ФНС с соответствующими подтверждающими документами.

Наличие, равно как и отсутствие статуса налогового резидента РФ имеет для налогоплательщика как положительные, так и отрицательные стороны. Однако состояние в данном статусе поможет избежать многих нежелательных ситуаций, связанных с уплатой налогов на доход.

Понятие и особенности

Налоговое резидентство физических лиц — термин, обозначающий статус субъекта экономических отношений, то есть принадлежность лица к системе налогообложения конкретного государства.

Происхождение термина берет начало с латинского языка — «residens», что означает «сидит» или «остается на месте».

В иммиграционном законодательстве понятие резидентства используется для идентификации наличия разрешения (вида) на проживание в стране лиц, имеющих постоянное место жительства и регистрации, а также иностранцев и людей с неопределенным гражданством, подчиняющихся законам государства.

Нередки случаи, когда федерациям и республикам выгодно устанавливать такие критерии, чтобы как можно больше лиц признавались резидентами, а значит выплачивали процент на все свои доходы.

Некоторые либеральные критерии приводят к отсутствию полных обязательств ни в одной из стран, в которых лица проживают и ведут активную деятельность. Поэтому, важно знать — что такое налоговое резидентство.

В налоговом праве резидент — это человек или компания, стоящие на учете в государственном органе выбранной страны и делающие необходимые отчисления, согласно принятым нормам закона.

То есть можно иметь разрешение на проживание в одном государстве, но являться резидентом другого, при этом выплачивая налоги в казну выбранного места, где это наиболее выгодно.

И наоборот — являясь налоговым подданным, можно не иметь вид на жительство, то есть не являться гражданином в миграционном понимании.

Объектами, с которых снимают средства, являются:

  • стипендии;
  • зарплаты;
  • пенсионные обеспечения;
  • прибыль от компании.

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Во избежание двойного налогообложения, в случае, когда организация зарегистрирована в одной стране, а деятельность осуществляет в нескольких, составляется интернациональный договор. В нем определяются критерии налогообложения доходов, и в договорной форме урегулируется конфликт интересов.

У Российской Федерации с большинством других стран существует международное соглашение, которое освобождает юридические лица от налога за рубежом, в случае подачи декларации на территории РФ.
Дополнительно стоит отметить, что сбор происходит не только с той прибыли, которая получена на территории России, но и в зарубежных странах.

Налоговое резидентство физического лица

Налоговый резидент в статусе физического лица — это гражданин государства, иностранец или апатрид, который выполняет обязательства перед контролирующим органом государства, согласно действующего национального законодательства.

Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.

Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:

  • безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
  • иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
  • иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
  • военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.

Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.

Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.

Статус физического лица Ставка налога, %
Резидент 13
Нерезидент 30
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов 15
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов 13

Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.

Также, как и в случае с компаниями, обычный человек может считаться налоговым подданным нескольких стран, это тоже регулируется путем заключения договорных соглашений, во избежание двойного налогообложения.

Кроме этого распространенного статуса, часто используется термин «домициль». Это понятие, позволяющие конкретизировать привязку плательщика к зоне юрисдикции, как правило, характеризует место жительства или регистрации.

Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента

Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.

В обратном случае (при отсутствии такого соглашения) дальнейшая тактика сбора средств в пользу страну зависит от идентификации бенефициара (фактического получателя прибыли). Если он является резидентом государства, которая подписала соглашения с РФ, то проценты удерживаются согласно договоренности.

Если бенефициар — резидент России, то пошлины у источника не изымается, при этом ФНС уведомляется о причине не удержания.

Если бенефициар не установлен, то налогообложение осуществляется в соответствии с нормами НК, а именно: статьи 284 п.3 (30% — ставка нерезидента на прибыль, 15% — на дивиденды, 20% — на проценты, роялти).

При выборе страны для выплат необходимо учитывать и планировать наиболее выгодные варианты, наличие льгот (фиксированного паушального налога, возможности передвижения по некоторым странам Европы) и то, насколько подходят основные требования государства для стабильного роста и процветания делопроизводства предпринимателя.