Валютный контроль при импорте товаров

§ 3. Валютный контроль при импорте товаров

Валютный контроль при осуществлении импортных операций в целом осуществляется по такой же схеме, как и экспортный валютный контроль. Модель деятельности предприятия-импортера выглядит так: заключение импортного внешнеторгового контракта — перечисление денежных средств в счет оплаты — ввоз товара в страну.

Валютный контроль при применении режима выпуска для внутреннего потребления преследует цель возведения барьеров на пути утечки капитала за рубеж, которая негативно воздействует на денежно- кредитную систему России. Масштабность валютного контроля при ввозе товаров на территорию России очевидна, так как число предприятий-импортеров значительно превосходит количество субъектов внешнеэкономической деятельности, занимающихся экспортом грузов.

Валютный контроль при импорте применяется при помещении товаров под следующие таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

По каждому заключенному внешнеторговому контракту импортер составляет паспорт импортной сделки. Он содержит сведения из договора, предусматривающего оплату в валюте или валютных ценностях (например, в векселях) ввозимых на таможенную территорию Россий’ ской Федерации товаров. Банк импортера осуществляет платежи контракту только после подписания им паспорта импортной сделки* Уполномоченный банк может отказать в таком подписании в случаях, если:

данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки, >

паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством (например, в контракте предусмотрена оплата товара наличными денежными средствами),

; импортером представлен не весь пакет необходимых документов необходимы два экземпляра паспорта сделки, внешнеторговый кон- гракт, разрешение на осуществление валютных операций, если такие >азрешения требуются)161.

С подписанием паспорта сделки импортер принимает на себя ответственность перед агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в этом документе, условиям внешнеторгового контракта, в том числе за поставку в Россию импортных товаров в установленные сроки или за возврат суммы, перечисленной в сачестве предоплаты или аванса по договору. Достаточность и надеж- юсть обеспечения соблюдения таких условий оцениваются уполно- юченным банком самостоятельно на свой страх и риск.

Импортная операция предполагает, как правило, предваритель- іую оплату товара, что выражается в списании со своего счета, от- срытого в уполномоченном баИке, денежных средств. Для того чтобы )беспечить последующее поступление в страну товаров, в соответст- іии со ст. 16 Закона о валютном регулировании применяется такая іера, как резервирование, т.е. предварительное внесение резидентом ши нерезидентом, инициирующим проведение валютной операции, іа специальный счет в уполномоченном банке денежной суммы заранее установленного размера на соответствующий срок. Таким обра- іом, государство пытается сделать малопривлекательными для участников валютных отношений те валютное операции, которые невы- одны ему. Возврат суммы резервирования производится при ыполнении субъектом внешнеэкономической деятельности обяза- ельства по ввозу товаров на территорию России. Порядок резерви- ования при осуществлении валютных операций устанавливается (ентральным банком РФ162. J

При импорте товаров велика вероятность оттока валютных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации. Поэтому в расчетных отношениях при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15 календарных дней, сумму, равную в эквиваленте 10% определенной надень резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления163.

При невозможности ввоза товаров на территорию России субъект внешнеэкономической деятельности должен обеспечить возврат денежных средств, отправленных за границу. В противном случае он привлекается к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП. Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию России товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и комиссий.

Вместе с тем, если товары ввезены в Россию с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором, но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП, отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков данного административного правонарушения.

Вина импортеры-резидента в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства164.

§ 4. Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций

Встречная торговля признается международной практикой и используется различными государствами при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Содержание встречной торговли состоит в обмене товарами между партнерами. При этом, как правило, денежные средства через границу не перемещаются, хотя товар имеет стоимостную оценку. I

Наиболее распространенной формой встречной торговли является Дартер, под которым традиционно понимают обмен одного товара на иругой, равный по стоимости. Валютный контроль за бартерными операциями отличается спецификой. В области таможенного дела бартер — это прямой обмен товарами, работами, услугами, производящийся между двумя государствами. К бартерным не относятся сделки, ^предусматривающие использование при их осуществлении денежных шли иных платежных средств. Иными словами, бартерные сделки не Опосредуются валютными расчетами. Заключение договора такого рода обусловливается главным образом нехваткой иностранной валюты, колебаниями валютных курсов, нестабильностью национальной денежной единицы. Существенное условие договора о товарообменных операциях — оценка товаров (услуг), необходимая для эквива- іентности (равнозначности) обмена.

І В развитии встречной торговли чаще всего заинтересованы пред- іриниматели из развивающихся стран. Для них характерно стремле- ше включить в список поставляемых товаров ту продукцию, которую )ни не могут выгодно реализовать на внутреннем рынке. Встречная торговля может быть также использована в качестве механизма финансирования в тех случаях, когда выручка, полученная от экспорта това- Юв в рамках соглашения по встречной торговле, предназначается для финансирования централизованного импорта. Экономическое развитие любой страны первоначально основывается на глобальных поставках продукции, ввозимой из-за рубежа. Эта практика особенно характерна для развивающихся стран, сталкивающихся с проблемой нехватки иностранной конвертируемой валюты для оплаты импорта товаров.

Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» бартерные операции отнесены к разновидности договора мены. Данным нормативным актом установлены обязательные требования к оформлению товарообменных (бартерных) контрактов. Они совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который должен соответствовать следующим параметрам: 1)

договор должен иметь дату и номер; 2)

договор должен быть оформлен в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, — в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки); 3)

в договоре должны быть определены:

номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;

перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

Полномочия таможенных органов в данной области правоотношений осуществляются в процессе непосредственного проведения таможенного оформления и таможенного контроля и ограничиваются следующим:

обеспечение контроля за выполнением российскими лицами требований законодательства в части регулирования бартерных сделок;

осуществление автоматизированного учета и контроля бартерных сделок на основе паспортов и информации таможенных органов Российской Федерации о перемещении через таможенную границу России товаров в счет исполнения бартерных сделок;

проведение проверок таможенными органами Российской Федерации предполагаемых фактов неисполнения норм действующего законодательства и применение мер воздействия к нарушителям;

обмен информацией с иными органами и агентами валютного контроля.

Согласно ст.

44 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешняя торговля товарами с использованием бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими договорами предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами. Если же обмен неравноценен, то одна из сторон обязана оплатить другой стороне разницу в стоимости перемещаемых товаров.

Базовым документом валютного контроля при осуществлении товарообменных операций является паспорт бартерной сделки, основанный на сведениях внешнеторгового контракта165. Он подписывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Бартерный характер сделки выражается в том, что экспортер берет на себя обязательство закупить товаров на сумму, эквивалентную стоимости его собственных поставок. Следует отметить, что ст. 45 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» допускает и такое совершение товарообменных операций, при которых возможна частичная оплата товара. При этом, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств, в паспорте сделки указываются сведения о платежах с использованием таких средств. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, условиям, заявленным в грузовой таможенной декларации, внешнеторговом контракте и иных документах. Выпуск товаров не может быть произведен при установлении следующих обстоятельств:

несоответствие сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, указанным в паспорте сделки; г представление договора мены, оформленного с нарушением требований, установленных действующим законодательством;

представление паспорта сделки и иных документов, используемых при осуществлении контроля за исполнением бартерных сделок, оформленных с нарушениями установленных требований.

Ввоз товаров на территорию страны должен быть осуществлен в срок, установленный законодательством Российской Федерации для осуществления текущих валютных операций и исчисляемый с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами российской таможенной границы. Превышение этого срока допускается при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством России,

При изменении условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, на свои счета в уполномоченных банках.

Федеральная таможенная служба формирует общий массив сведений о перемещении через таможенную границу РФ товаров, работ, услуг в счет исполнения условий бартерных договоров, обеспечивает централизованную обработку информации, полученной от таможенных органов на местах, проводит ее анализ. В бухгалтерском учете бартерная операция отражается как экспортная и импортная операции. Производится зачет взаимных требований поставщика и покупателя.

В чем же состоят особенности валютного контроля при совершении внешнеторговых бартерных операций? Во-первых, обязательным условием бартерного договора является равнозначность экспортируемых и импортируемых предметов сделки. Деятельность таможенных органов в этой связи нацелена на проверку соблюдения эквивалентности ввоза товаров, работ, услуг взамен фактического вывоза товаров, работ, услуг. В идеале валюта и валютные ценности через таможенную границу перемещаться не должны. Во-вторых, в механизме осуществления валютного контроля за бартерными операциями в качестве активных субъектов выступают лишь таможенные органы. Отсутствие в таких правоотношениях денежных средств предопределяет невозможность участия в них уполномоченных банков. В-третьих, невыполнение сторонами бартерного договора требований законода тельства (в частности, неэквивалентность обмена) превращает данный вид контроля в валютный контроль за экспортом или импортом. Такая трансформация предполагает возврат денежных средств на счета в уполномоченных банках. Если же при этом будут выявлены нарушения законодательных норм, субъекты внешнеэкономической деятельности привлекаются к ответственности.

Итак, в современных условиях система валютного контроля является необходимой и оправданной. Она дает возможность решить такие задачи, как укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие бегству капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление национальной валюты. Дальнейшие позитивные преобразования в экономике помогут решить проблему либерализации валютного контроля, расширения свободы внешнеэкономических связей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.

В чем заключается сущность валютной политики государства? 2.

Назовите основные признаки валютного контроля в области таможенного дела. 3.

Что такое валютный контроль в областй~таможенного дела? 4.

На каких принципах строится валютный контроль в области таможенного дела? 5.

Какие направления валютного контроля в области таможенного дела вы знаете? 6.

Каковы правовые основы валютного контроля при экспорте товаров? 7.

Назовите субъектов валютного контроля в области таможенного дела. 8.

Какова цель валютного контроля при экспорте товаров? 9.

Какие документы используются в процессе валютного контроля при экспорте товаров? 10.

Каковы полномочия должностных лиц таможенных органов при осуществлении валютного контроля? 11.

В каких случаях субъекты внешнеэкономической деятельности могут не зачислять на свои счета валютную выручку? 12.

При выборе каких специальных таможенных режимов применяется валютный контроль при импорте товаров? 13.

Дайте краткую характеристику паспорта импортной сделки. 14.

Какова сущность резервирования? 15.

Что общего и в чем различие в процедуре валютного контроля за экспортом и импортом? 16.

Какие требования установлены Указом Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» к оформлению товарообменных контрактов? 17.

Может ли перемещаться через таможенную границу Российской Федерации валюта при совершении бартерных сделок? 18.

Что предполагает эквивалентность при бартерных операциях? 19.

Каковы особенности осуществления валютного контроля при совершении бартерных сделок?

Еще по теме § 3. Валютный контроль при импорте товаров:

  1. 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ
  2. § 2. Осуществление валютного контроля при экспорте товаров
  3. 5.9. Особенности валютного контроля при экспорте товаров в Республику Беларусь
  4. 5. Организация таможенного контроля над ввозом и вывозом валюты и валютных ценностей и за проведением валютно-финансовых операций.
  5. 5.3. Органы валютного регулирования и валютного контроля
  6. ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ
  7. § а. Импорт товаров через комиссионера или агента
  8. ИМПОРТ ТОВАРОВ
  9. 19.3. Импорт товаров
  10. Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2005г. №32
  11. Глава 11. ИМПОРТ ТОВАРОВ
  12. Глава 8. ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА
  13. Докажем оплату при импорте
  14. 12.2. Таможенные платежи при экспорте и импорте
  15. Формы валютного контроля
  16. 6.4. ВАЛЮТНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
  17. 3. Валютный контроль
  18. 1. РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Какие документы представляют для валютного контроля?

Налог-налог 01 марта 2017 18601

Документы для валютного контроля в банке могут запрашиваться банком и представляться его клиентами по разным поводам и основаниям. По каким и когда — расскажем в этом материале.

Какие документы и когда нужны для валютного контроля в банке

Паспорт сделки и сопутствующая информация

Справка о валютных операциях

Подтверждение по сделке: наименование документа и что в нем писать

Товарные документы для банка

Итоги

Какие документы и когда нужны для валютного контроля в банке

В ходе осуществления внешнеторговой сделки и расчетов по ней в банк на всем протяжении этого процесса поэтапно представляются определенные документы. В общих чертах набор документов, которые подаются в банк, выглядит так:

1. Паспорт сделки. Оформляется при возникновении у российского резидента прав и/или обязательств по международному контракту (договору). В паспорте подлежит указанию вся существенная информация по контракту, включая порядок расчетов и номера счетов в российских и зарубежных банках, по которым будут проходить транзакции в рамках расчетов по контракту.

ВАЖНО! При оформлении паспорта сделки в банк всегда представляется и сам контракт (договор), в отношении которого формируется паспорт.

2. Справка о валютных операциях. Оформляется по каждой фактически произошедшей валютной транзакции и является дополнительным подтверждением и источником информации для валютного контроля конкретно по прошедшей транзакции. По общему правилу оформляется:

  • при списании средств (направлении их за рубеж) — в день операции;
  • при зачислении средств (поступлении из-за рубежа) — в течение максимум 15 дней со дня зачисления.

3. Подтверждение по сделке. Это тоже документ для банковского контроля. Бывает нескольких типов:

  • подтверждение, которое формирует и представляет клиент по условиям договора с банком — форму такого подтверждения обычно сам банк и дает;
  • подтверждение, которое направляет российскому банку зарубежная финансовая структура: банк или депозитарий (при конверсионных операциях или операциях с ценными бумагами соответственно) — такое подтверждение обычно направляется по каналам SWIFT в установленной форме (например, МТ600 или МТ545).

4. Товарные документы. Представляются по сделкам, расчеты по которым по контракту идут с применением форм оплаты по аккредитиву, тратте и т. п.

Рассмотрим каждый из основных случаев представления документов для валютного контроля более подробно.

Паспорт сделки и сопутствующая информация

При заключении валютным резидентом РФ сделки с зарубежным партнером резидент должен обратиться в свой банк для того, чтобы создать там паспорт этой сделки.

В отношении сроков оформления паспорта действуют жесткие правила. В расчет берутся следующие возможные обстоятельства:

  • по сделке произошло движение денежных средств (т. е. надо готовить справку о валютной операции);
  • банк получил подтверждение о совершении операций по сделке по SWIFT или подтверждение по сделке от клиента по условиям договора;
  • оформлены и представлены в банк товарные документы по сделке.

Из всех обстоятельств выбирается то, что должно произойти раньше всех. Дата этого самого раннего события и будет крайней точкой отсчета, до которой должен быть оформлен паспорт сделки.

Детально о порядке оформления паспорта смотрите: «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям?».

ВАЖНО! Есть еще одна ситуация, при которой понадобится пройти процедуру паспортизации сделки: если в силу каких-то причин резидент — сторона по контракту меняет российский уполномоченный банк. В таких случаях в новом банке потребуется переоформление паспорта сделки.

К заполненному паспорту сделки при его оформлении прилагается довольно большое количество документов и дополнительных сведений. Это связано с тем, что банк обязан проверить получаемую информацию и вынести свое суждение: законна ли данная сделка, нет ли признаков легализации доходов от преступной деятельности, признаков вывода средств из РФ без репатриации и т. д. Поэтому следует внимательно подойти как к заполнению паспорта, так и к подбору прилагаемых данных.

Как минимум понадобятся:

  • контракт или выписка из контракта, подтверждающая все сведения, которые попали в паспорт;
  • подробные пояснения о том, как будут проходить транзакции по сделке: примерные даты, условия платежей, счета в банках, которые будут задействованы;
  • если в рамках сделки расчеты будут проходить через зарубежные счета, то в документы нужно добавить информацию об открытии этих счетов и об уведомлении российской ИФНС об открытии;
  • иные документы и сведения, которые может запросить банк, — с учетом требований инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.

Справка о валютных операциях

Справка о валютных операциях — своего рода форма отчетности клиента-резидента по валютным транзакциям перед уполномоченным банком. Форма, порядок подготовки и представления определены Банком России в инструкции № 138-И.

В справку включаются сведения:

  • о предприятии-резиденте;
  • уполномоченном банке резидента;
  • документах, являющихся основанием для начисления или списания валютных средств;
  • номере счета, коде операции, сумме, коде валюты;
  • выдержки из паспорта сделки и контракта, касающиеся конкретной транзакции;
  • иные сведения по требованию банка.

Заверяется справка как платежка: печатью и подписями лиц, уполномоченных совершать банковские операции от лица предприятия-резидента.

Иногда, если такое условие внесено в договор банковского обслуживания, справку может составлять банк. В остальных случаях клиент-юрлицо подает справку в 2 экземплярах — один остается в банке, а второй возвращается клиенту с отметкой банка.

С помощью справки банк проводит проверку конкретной международной транзакции между резидентом и нерезидентом.

Подтверждение по сделке: наименование документа и что в нем писать

Как уже говорили выше, подобное подтверждение требуется для сделок на финансовых рынках. Как правило, уполномоченный банк имеет в отношении таких сделок свои правила и инструкции. В общих чертах оформление подтверждения сделки происходит таким образом:

1. Клиент-резидент заключает с банком дополнительный договор в рамках осуществления деятельности на финансовом рынке. При этом банк выступает одной стороной договора, а клиент — другой. Такой договор обычно предусматривает и порядок подтверждения совершенных сделок, и примерные формы документов, которые должны использоваться.
2. Стандартный порядок подтверждения сделки проходит в 2 этапа:

  • одна (любая) из сторон направляет подтверждение второй стороне — такое подтверждение считается офертой;
  • вторая сторона направляет первой такое же подтверждение — после этого второе подтверждение считается акцептом.

Сделка считается заключенной после фактического получения первой стороной второго (ответного) подтверждения.

3. По общим правилам, в отношении оформления подтверждения действуют такие нюансы:

  • сам документ обычно так и называется: «Подтверждение по сделке»;
  • после заголовка может идти дополнительная расшифровка, для каких именно типов сделок предназначена данная форма, — например, «валютно-процентный своп»;
  • в преамбуле дается ссылка на основной договор (соглашение) с банком и указывается, что данное подтверждение дополняет этот договор и является его частью;
  • далее описываются все существенные условия сделки: суть, цена, порядок платежей, валюта расчетов и т. п.;
  • как правило, в последних абзацах подтверждения, после описания условий, дается юридическое дополнение следующего содержания: «Настоящее подтверждение аннулирует и заменяет собой любую предшествующую информацию, которой стороны обменялись по данной сделке». Это делается для того, чтобы не возникало путаницы между самим документом-подтверждением и возможной предшествующей перепиской между сторонами.

Товарные документы для банка

Товарные документы представляются в банк по сделкам, по которым банк должен произвести транзакцию (например, списание средств по инкассо) после получения подтверждения о том, что получатель средств выполнил свою часть требований по контракту (например, поставил товар). В таких случаях документы на перемещение товаров по контракту будут входить в пакет документов, представляемых в банк.

Перечень документов устанавливается банком и сторонами контракта по каждой сделке. То, что оплата обусловлена, — прописывается в контракте.

Несмотря на то что банк как агент валютного контроля выполняет проверки и по таким сделкам и документам, в общем случае товарная документация анализируется в целях валютного контроля по несколько иной схеме. В частности, банки взаимодействуют с органами ФТС.

Подробнее об этом читайте: «В чем суть валютного контроля в таможенных органах?».

Итоги

Непосредственно документами для валютного контроля в банке являются паспорт сделки и справка о валютных операциях. Их формирование, представление и дальнейшие действия с ними банка предусмотрены инструкцией № 138-И. В случаях когда это определено видом совершаемой международной сделки или специальными условиями расчетов, в банк также представляются подтверждение по сделке или документация, подтверждающая выполнение сторонами обязательств в натуре (передачу товаров, оказание услуг).

Документы валютного контроля при импорте товаров

Импортными товарами торгует огромное количество фирм. А многие из них эти товары ввозят самостоятельно. Естественно, что такие операции связаны с расчетами в иностранной валюте и таможенным оформлением. Рассмотрим, какие документы и по каким правилам оформляются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Органы и агенты валютного контроля

Основная цель валютного контроля — обеспечить соблюдение валютного законодательства при проведении операций, связанных с иностранной валютой. Согласно Закону РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» N 3615-1 (далее — Закон N 3615-1) валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля (см. схему валютного контроля).

Схема валютного контроля

————————¬ ——————-¬
¦ Валютный контроль +————->¦ Правительство РФ ¦
L——T—————T— L——————-
¦ L——————————¬
/ /
—————————-¬ —————————-¬
¦ Органы валютного контроля ¦ ¦ Агенты валютного контроля ¦
L—-T—————-T—-T- L—T——————T——
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
/ ¦ / ¦ /
——————¬ ¦ ————¬ ¦ —————¬
¦ Федеральные ¦ ¦ ¦Центральный¦ ¦ ¦ ¦
¦ органы ¦ ¦ ¦ банк РФ ¦ ¦ ¦Организации, ¦
¦ исполнительной ¦ ¦ L———— ¦ ¦подотчетные ¦
¦ власти, в ¦ ¦ ¦ ¦федеральным ¦
¦ компетенцию ¦ / / ¦органам ¦
¦ которых входят ¦ —————¬ ————-¬ ¦исполнитель- ¦
¦ обязанности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной власти в ¦
¦ осуществлению ¦ ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦ ¦соответствии ¦
¦ валютного ¦ ¦ орган ¦ ¦Уполномочен-¦ ¦с ¦
¦ контроля на ¦ ¦исполнительной¦ ¦ные ¦ ¦законодатель-¦
¦ основании ¦ ¦ власти, ¦ ¦банки, ¦ ¦ством РФ ¦
¦ действующего ¦ ¦уполномоченный¦ ¦подотчетные ¦ ¦(Таможенные ¦
¦законодательства¦ ¦Правительством¦ ¦Центральному¦ ¦органы, ¦
¦(Государственный¦ ¦ РФ (Минфин ¦ ¦банку РФ ¦ ¦подотчетные ¦
¦ таможенный ¦ ¦ России) ¦ ¦ ¦ ¦ГТК) ¦
¦ комитет) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————— L————— L————- L—————

Основными органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

Центральный банк РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж (п.4 ст.11 Закона N 3615-1).

Таможенные органы РФ следят за перемещением через таможенную границу РФ валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей. Кроме того, они контролируют валютные операции, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств (ст.199 Таможенного кодекса РФ, утвержденного ВС РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1).

Правительство РФ разграничивает функции и обеспечивает взаимодействие между органами валютного контроля (п.6 ст.11 Закона N 3615-1).

Права и функции по организации и проведению валютного контроля были возложены на Минфин России Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».

Органам валютного контроля разрешено издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, а также устанавливать порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов Российской Федерации (ст.12 Закона N 3615-1).

Агенты и органы валютного контроля должны прежде всего определить, соответствует ли проводимая валютная операция действующему законодательству, имеются ли необходимые лицензии и разрешения. Кроме того, они проверяют, как организации-резиденты выполняют обязательства в иностранной валюте перед государством, следят за продажей валюты на внутреннем рынке России и за обоснованностью платежей в валюте иностранным партнерам.

Валютный контроль при импорте товаров

Под импортом понимается ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе (ст.2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ.

Организации-резиденты, которые заключили импортный контракт и перевели по нему денежные средства за границу, должны в течение 90 календарных дней со дня перевода ввезти на территорию РФ товары. Причем стоимость ввезенных товаров должна быть эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств. Если же товары организация-импортер не ввезла, то она обязана обеспечить возврат денежных средств, перечисленных иностранным контрагентам ранее.

Возможна и другая ситуация, когда организация оплачивает импортные товары уже после их получения. Для проведения расчетов импортер должен подтвердить, что товары действительно пересекли границу и прошли таможенное оформление.

Для контроля за проведением операций по импорту товаров Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет разработали совместную Инструкцию ЦБ РФ N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортных контрактов» (далее — Инструкция N 91-И/01-11/28644).

Основным принципом этой Инструкции является обмен данными между таможней и банками в электронном виде по телекоммуникационной сети. На практике он происходит постоянно через Главный научно-информационный вычислительный центр Таможенного комитета. Таким образом, таможенники оказываются в курсе всех расчетов организации, а банки — в курсе передвижения товаров через границу.

Паспорт импортной сделки

По каждому контракту, который заключила российская организация с иностранным поставщиком, оформляется паспорт импортной сделки (ПСи). Этот документ содержит сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, которые необходимы для проведения валютного контроля. ПСи составляется не только при расчетах между импортером и поставщиком в иностранной валюте. Оформлять этот документ придется и в том случае, если в контракте предусмотрена оплата импортных товаров валютой РФ, а также векселями, как в иностранной валюте, так и в валюте РФ.

Паспорт импортной сделки оформляется в соответствии с разд.3 Инструкции N 91-И/01-11/28644. Обязанность по оформлению этого документа лежит на импортере, то есть на российской организации. Форма бланка ПСи приведена в Приложении 1 к этой же Инструкции.

Для проведения расчетов по импортной сделке организация-импортер должна представить копию контракта и два экземпляра ПСи в тот банк, в котором у нее открыт валютный счет. Это связано с тем, что расчеты с нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам могут производиться только через счета той организации, от имени которой он заключен.

Если проведение валютной операции требует специального разрешения, то к указанным документам нужно приложить и копию полученного разрешения Банка России.

Один экземпляр ПСи, подписанный работником банка и заверенный печатью банка, возвращается организации. Второй экземпляр вместе с копией контракта и копией разрешения Банка России помещается в специальное досье по импортной сделке. Это досье формируется банком по каждому ПСи и используется им для контроля за обоснованностью оплаты импортных товаров.

В некоторых случаях банк может и отказать в подписании ПСи. Например, если импортер:

  • заключил контракт, который противоречит валютному законодательству РФ;
  • не указал в контракте порядок ввоза товаров на таможенную территорию РФ;
  • неправильно заполнил ПСи;
  • указал в ПСи данные, которые не соответствуют импортному контракту;
  • представил не все документы, необходимые для оформления ПСи банком.

В течение 10 календарных дней с момента подписания ПСи банк направляет электронную копию ПСи в ГТК России.

Ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную печатью банка и подписью его ответственного лица, организация должна представить в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией (ГТД). Причем в ГТД надо указать дату и номер ПСи.

При последующих поставках товара по этому же ПСи организация может представлять на таможню ксерокопии ПСи, заверенные самой организацией.

Если в контракт внесены изменения или дополнения, паспорт сделки необходимо переоформить. Для этого нужно представить в банк:

  • два экземпляра ПСи, заполненные с учетом изменений и дополнений, внесенных в контракт;
  • копию изменений и дополнений к контракту;
  • копии разрешений на проведение валютных операций, заверенные в установленном порядке, когда такие разрешения необходимы.

Ксерокопию нового паспорта импортной сделки, заверенную печатью банка и подписью его ответственного лица, организация должна представить в таможенный орган.

Грузовая таможенная декларация

Правила представления, приема и проверки ГТД утверждены Приказом ГТК России от 29 ноября 2002 г. N 1284. Этот документ вступил в силу с 11 марта 2003 г. С этого дня ГТД представляются по новым правилам.

При ввозе товаров в Россию грузовую таможенную декларацию надо подать в течение 15 дней после их представления таможенникам. Этот срок можно продлить, но не более чем на два месяца. Для этого фирма должна написать заявление с просьбой о продлении срока подачи декларации. Оно составляется в произвольной форме, но должно содержать сведения о наименовании товара, его коде в соответствии с ТН ВЭД, количестве, стоимости и сумме уплаченных таможенных платежей с указанием даты и номера платежных документов.

Все документы, которые необходимо представить в таможенный орган, условно подразделяются на две группы: документы, необходимые для принятия ГТД и для начала ее проверки (см. схему «Документы»).

Документы

————————————————¬
¦ Пакет документов, необходимый для таможенного ¦
¦ оформления импортных товаров ¦
L———T—————————-T———
/ /
——————————-¬ ——————————-¬
¦ Документы, необходимые для ¦ ¦ Документы, необходимые для ¦
¦ принятия ГТД таможенными ¦ ¦ начала проверки ГТД ¦
¦ органами ¦ ¦ таможенными органами ¦
L—-T———T—T——T—— L—-T———-T———T——
/ ¦ ¦ / / ¦ /
————¬ ¦ ¦ ————¬ ————-¬ ¦ ————¬
¦Платежные ¦ ¦ ¦ ¦Копии ¦ ¦Копии ¦ ¦ ¦ Копия ¦
¦поручения,¦ ¦ ¦ ¦лицензий ¦ ¦транспортных¦ ¦ ¦ контракта ¦
¦подтверж- ¦ ¦ ¦ ¦или ¦ ¦или ¦ ¦ ¦ или ¦
¦дающие ¦ ¦ ¦ ¦разреше- ¦ ¦товаросопро-¦ ¦ ¦ договора с¦
¦уплату ¦ ¦ ¦ ¦ний, если ¦ ¦водительных ¦ ¦ ¦иностранным¦
¦таможенных¦ ¦ ¦ ¦они ¦ ¦документов. ¦ ¦ ¦ партнером ¦
¦платежей ¦ ¦ ¦ ¦требуются ¦ ¦Например, ¦ / L————
L———— ¦ ¦ ¦для ¦ ¦счета на ¦ ———¬
¦ ¦ ¦пересече- ¦ ¦оплату ¦ ¦ Копия ¦
—— ¦ ¦ния ¦ ¦товаров ¦ ¦паспорта¦
¦ ¦ ¦границы ¦ ¦(инвойсы), ¦ ¦ сделки ¦
/ /L———— ¦счета- ¦ L———
————-¬ ————-¬ ¦фактуры, ¦
¦ Электронная¦ ¦ Электронная¦ ¦счета- ¦
¦ копия ГТД ¦ ¦ копия ГТД ¦ ¦проформы, ¦
¦(на дискете)¦ ¦(на дискете)¦ ¦товарно- ¦
L————- L————- ¦транспортные¦
¦накладные, ¦
¦упаковочные ¦
¦листы и ¦
¦т.д. ¦
L————-

Таможенники проверяют, соответствуют ли сведения, внесенные в ГТД, условиям контракта и сведениям, указанным в ПСи, а также проверяют подлинность печати Банка России. Ксерокопия ПСи, заверенная таможенным работником вместе с экземпляром ГТД, остается в делах таможенного органа.

В ходе проверки таможенные органы могут попросить организацию представить им дополнительные документы. Для этого они направляют в организацию запрос. В нем указывается перечень этих документов, а также срок, в течение которого организация должна представить перечисленные документы. Этот срок отсчитывается с момента фактического получения фирмой запроса от таможни и не может быть меньше:

  • 3 рабочих дней, если документы могут быть подготовлены самой организацией;
  • 5 рабочих дней, если их надо запрашивать у других организаций.

После того как проверка декларации будет завершена, третий лист ГТД (возвратный экземпляр декларанта) и его ксерокопия с отметками таможни о выпуске товаров передаются представителю фирмы. Это означает, что выпуск товара разрешен.

Ксерокопию третьего листа ГТД, заверенную оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа, организация должна представить в свой банк. Для этого ей отведен срок — 15 календарных дней. Этот документ также помещается в специальное досье.

Учетная карточка

На каждую поставку товаров по представленному паспорту сделки таможенные органы оформляют не только ГТД, но и формируют учетную карточку импортных товаров (УКи). В ней указываются сведения из ГТД об общей фактурной стоимости импортированных товаров. Составляется учетная карточка в соответствии с порядком и по форме, установленным Приложением 3 к Инструкции N 91-И/01-11/28644.

Карточка составляется в электронном виде и передается банку организации-импортера в течение 20 календарных дней с момента принятия решения о выпуске товаров. Банк сверяет сведения, указанные в учетной карточке с копией ГТД. А затем возвращает их обратно в таможню не позднее контрольного срока, который указан в карточке.

Банк может и сам сформировать учетные карточки импортных товаров на основании копии ГТД, которую представила организация-импортер, и направить их в таможенный орган. Тогда контрольный срок для передачи этих карточек в ГТК России рассчитывается специальной программой.

Вполне возможно, что после передачи УКи в таможенные органы банк внес в эти документы какие-либо изменения или дополнения. В этом случае в течение 10 дней с момента внесения изменений и дополнений банк должен повторно направить УКи в таможню.

После того как банк отправил все учетные карточки, имеющиеся в банке по какому-либо паспорту импортной сделки, досье по этому ПСи закрывается и сдается в архив банка.

Карточка платежа

При осуществлении платежей иностранному поставщику или при передаче ему векселя в счет оплаты в течение 7 дней банк формирует карточку платежа.

Карточка платежа заполняется по каждому виду оплаты, связанному с импортом товаров по контракту. Причем банк заполняет отдельную карточку платежа также и в том случае, если на счет организации-импортера поступили денежные средства, ранее переведенные в оплату импортируемых товаров или же в оплату неустойки, возмещения убытков.

В эту карточку заносятся данные как о платежах в иностранной валюте или в валюте РФ, так и о передаче нерезиденту векселя в счет оплаты. При этом вексель может быть номинирован как в иностранной валюте, так и в валюте РФ.

Каждый платеж должен быть соотнесен с поставками товаров. В течение 10 дней после их формирования карточки платежа направляются банком в ГТК России.

Оплата услуг банка за выполнение функций валютного контроля

За выполнение функций валютного контроля уполномоченные банки взимают с организаций-импортеров плату. Предельный размер этой платы установлен в п.6 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163. Ее размер не может превышать 0,15 процента от суммы сделки.

В бухгалтерском учете плата банкам за выполнение ими функций валютного контроля учитывается по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» и включается в состав операционных расходов (п.11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).

В налоговом учете эти затраты следует отнести к внереализационным расходам на основании пп.15 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ. На сумму оплаты услуг банка по проведению валютного контроля можно уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль.

НДС и книга покупок

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ под таможенным режимом выпуска для свободного обращения уплачивается НДС (пп.1 п.1 ст.151 Налогового кодекса РФ). Ставка НДС применяется та же, что и при реализации таких товаров внутри страны.

Основой для начисления НДС по ввозимым товарам является их таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину, а по подакцизным товарам — еще и на сумму акциза. Это установлено п.1 ст.160 Налогового кодекса РФ.

Уплаченные на таможне суммы НДС можно принять к налоговому вычету, если:

  • товары приобретены для осуществления операций, которые признаются объектами налогообложения или же для перепродажи (п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ);
  • ввезенные материальные ценности приняты к учету в соответствии с первичными документами (п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ).

При импорте товаров порядок оформления документов для принятия НДС к вычету несколько иной, чем при операциях внутри страны. Он установлен п.10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.

Оформлять счета-фактуры организация-импортер не должна. Вместо них используются грузовые таможенные декларации или их копии, заверенные в установленном порядке. ГТД и копии платежного поручения на перечисление НДС таможенному органу подшиваются в журнал учета полученных счетов-фактур.

Таким образом, НДС можно принять к вычету в том налоговом периоде, в котором импортные товары были оприходованы. При этом не имеет значения, расплатилась ли организация с поставщиком или нет. Нужно только зарегистрировать ГТД в книге покупок.

В книге покупок организация обязана регистрировать все грузовые таможенные декларации. Поэтому если товар освобожден от налога на добавленную стоимость, то в книге покупок эта декларация все равно регистрируется, но с отметкой «Без НДС».

Ответственность

Самым серьезным нарушением валютного контроля является нарушение срока ввоза оплаченных импортных товаров (или возврата ранее уплаченных денежных средств за неввезенные товары). Ранее сумма штрафа за это нарушение равнялась полной сумме не возвращенных из-за границы валютных средств, а теперь определяется в соответствии с КоАП РФ.

Итак, санкции за невыполнение требований валютного контроля установлены ст.15.25 КоАП РФ, а именно:

  • за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию России товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенных за них денежных средств — административный штраф на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 суммы незаконной валютной операции;
  • за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов — административный штраф на должностных лиц от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

О.А.Курбангалеева

Аудитор

Инвентаризация товаров
Работники торговли: санитарные правила и требования