Валютный контроль при экспорте товаров

Тема 20. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О ва-лютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами (рис. 19).

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Валютные биржи — юридические лица, созданные в со-ответствии с законодательством РФ, одним из видов дея-

Рис. 19. Субъекты валютного контроля

тельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций ре-зидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с ЦБ РФ..

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не яв-ляющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Органы и агенты валютного контроля и ихдолжностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и не-резидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

осуществлять проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, устанавливается Правительством РФ, а порядок представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

документы, удостоверяющие личность физического лица;

документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с законодательством РФ;

документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллек-туальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

паспорт сделки;

документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Агенты валютного контроля вправе требовать представ-ления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от госу-дарственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае не-представления лицом указанных выше документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии ин-формации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место го-сударственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения: указание нарушенного нормативного правового акта, даты совершения и суммы незаконной валютной операции;

в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

На практике часто возникает вопрос о разграничении полномочий между органами валютного контроля. По данному вопросу разъяснение было дано письмом ГТК России от 23.12.1999 № 11-15/32225 «О разграничении компетенции органов валютного контроля», утратившее силу в связи с вступлением в силу Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Однако следует отметить, что акт подобного рода в настоящее время не принят, поэтому принципы разграничения компетенции, заложенные в названном письме ГТК России, остаются в основе деятельности названных органов.

Так, ФНСРоссииобеспечивает валютныйконтроль:

внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);

обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;

полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль:

за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу РФ;

валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с ЦБ РФ:

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет:

межведомственную координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля;

выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в целях предотвращения утечки капитала за рубеж;

целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства РФ (в территориальном и отраслевом разрезах);

обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров;

создание единой системы учета валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:

представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; — выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Например, ст. 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на СБ (ШЮ) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли!

Еще по теме Тема 20. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

  1. Основные направления валютного контроля в Российской Федерации
  2. 3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. Тема 19. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. ТЕМА 17. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
  5. Тема 6. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ
  6. ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. ТЕМА 17. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
  8. ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. Глава 24. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля § 1. Понятие валюты и валютных ценностей
  10. Глава 4. Особенности валютного рынка российской федерации
  11. 2. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  12. Правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации
  13. § 12. Валютное регулирование и валютный контроль, как функция Банка России
  14. 3. Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.
  15. 2.3. Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
  16. Конспект лекции 29 Валютное регулирование и валютный контроль
  17. 2.2. Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации
  18. Глава 27. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
  19. Раздел VI. Правовые основы банковского кредитования, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля

Вопрос 16. Экспорт. Валютный контроль по экспорту

В настоящее время широко распространены внешнеэкономические сделки между субъектами предпринимательской деятельности.
Экспорт — вывоз, товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
Существуют два основных режима проведения денежных расчетов в иностранной валюте при исполнении внешнеторговых сделок. Текущие и специально названные валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами без ограничений. Остальные валютные операции, связанные с движением капитала, проводятся в порядке, установленном Банком России. Переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней, являются текущими валютными операциями и выполняются без каких-либо ограничений. Таким образом, российские резиденты могут заниматься экспортом услуг свободно, без получения каких-либо разрешений и создания препятствий со стороны государственных органов. Единственным условием является получение оплаты за услуги в срок, не превышающий 90 дней с момента их оказания, — хотя на практике это не всегда выполняется.
После экспорта товара экспортер обязан зачислить выручку на свой рублевый или валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России.
Паспорт сделки — документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Он оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним банком, где открыт счет экспортера, на который должна поступить от нерезидента выручка за экспортируемые по данному контракту товары. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах.
Экспортер одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого он был составлен. В случае, если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, экспортер представляет в банк копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке.
Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру вместе с оригиналом контракта.
Второй экземпляр служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается наряду с другими документами, поступающими в Банк в связи с операциями, проводимыми в рамках контракта.
Досье — формируемая по каждому паспорту сделки подборка документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары, т. е. денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, в котором открыт счет экспортера, на который должна поступить выручка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки.
Экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать на основании контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) при неисполнении условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров, а также осуществлять переводы в случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из ведения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При этом платежи должны осуществляться со счета экспортера в банке. При неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке.
Отказ банка от подписания паспорта сделки возможен в следующих случаях:
• несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;
• несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;
• оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
• отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;
• представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;
• непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в установленном порядке. При отказе банк возвращает экспортеру представленные документы.
Экспортер обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации представить в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемых товаров, ксерокопию с хранящегося у него оригинала паспорта сделки.
Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии паспорта сделки, сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля. Экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк оформленную ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая используется банком для формирования ведомости и помещается в досье.
При поступлении денежных средств (иностранной валюты или валюты Российской Федерации) на счет экспортера от нерезидента банк не Позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера в порядке, устанавливаемом банком. При поступлении в банк денежных средств по контракту экспортер в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, представить в последний информацию о реквизитах паспорта сделки (номер и дата), по которому поступили денежные средства, о виде полученного платежа, о распределении суммы полученной выручки. Сведения о поступлении (переводе) денежных средств по контракту должны быть отражены банком в ведомости в первый рабочий день, следующий за днем получения от экспортера информации. Банк обязан обеспечить регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства. Все вышеперечисленные действия не распространяются на:
• сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, по которым не предусмотрено проведения расчетов за эти товары в иностранных валютах или в валюте Российской Федерации (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.);
• сделки, не предусматривающие перехода права собственности на вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары (в том числе по договорам аренды, лизинга (за исключением случаев приобретения нерезидентом предмета аренды, лизинга по остаточной стоимости) и т. п.);
• экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
При наличии у собственника товара договора комиссии (агентского договора) с внешнеторговым посредником (комиссионером; агентом, действующим от своего имени) — резидентом Российской Федерации, предусматривающего экспорт товара за счет его собственника (комитента, принципала), но oт имени комиссионера (агента), паспорт сделки подписывается комиссионером (агентом), который в этом случае является экспортером и отвечает за своевременное поступление выручки в полном объеме на свой счет в уполномоченном банке. Для таможенного оформления товаров используются копии паспорта сделки, заверенные комиссионером (агентом) в установленном порядке.
Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который должен соответствовать следующим требованиям: договор должен иметь дату и номер; оформляется он в виде одного документа; в договоре должны быть определены номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров; перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора. Российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.
Превышение указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.
Экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. В случае изменения условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.
Понятие «услуга» подразумевает предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Применительно к услуге как к деятельности, результат которой не имеет материального воплощения, вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации возможен в том случае, если услуга оказана на территории Российской Федерации, но ее полезные свойства (экономические результаты) использованы за пределами этой территории. Это уже будет экспорт услуги. В случае оказания и использования услуги на территории Российской Федерации отсутствует признак вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, а следовательно, экспорт услуги. При международном коммерческом сотрудничестве услуга продается и покупается наравне с обычным товаром.
Экспорт услуг представляет собой их вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг, а вот при экспорте товаров он определяется моментом пересечения товаром таможенной границы.
Вывоз услуги с таможенной территории Российской Федерации констатируется в силу самого факта передачи резидентом услуги нерезиденту и не требует дополнительного подтверждения этого обстоятельства документами, исходящими от компетентных государственных органов. Если российским участником внешнеторговой деятельности резидентом предоставлены услуги в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности нерезидента, а следовательно, удовлетворены потребности последнего, то имеет место экспорт. Услуга переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к иному лицу, чья гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства. Правило об отсутствии у нерезидента обязательства об обратном ввозе услуги при этом соблюдается. Предоставленную услугу вернуть уже нельзя.
Исполнение обязательств по оказанию услуг является необратимым. Удовлетворение потребностей нерезидента происходит тогда, когда услуга им получена и может быть использована к собственной выгоде. Причем важно не то, где применяются результаты услуг, а то, чьи потребности в услугах были удовлетворены. Для некоторых видов услуг вообще невозможно определить, где, кем и когда будут использованы их результаты. Поскольку законодатель связывает факт экспорта только с моментом предоставления услуги и фактом ее оказания резидентом нерезиденту, то не имеет правового значения, где на самом деле были оказаны услуги, на территории какой страны использованы их полезные свойства или составлен акт о выполнении обязательств. Указанные обстоятельства не являются квалифицирующими признаками экспорта услуги и не должны приниматься во внимание судами при рассмотрении конкретных дел.

Еще по теме Вопрос 16. Экспорт. Валютный контроль по экспорту:

  1. 1.5.3. Валютный контроль за экспортом
  2. Влияние валютного курса на чистый экспорт
  3. Экспорт
  4. Стимулирование экспорта –
  5. ЭКСПОРТ
  6. Чистый экспорт Хп –
  7. Косвенный экспорт
  8. Изменение чистого экспорта (NX)
  9. Оформление заказов по экспорту.
  10. Косвенный экспорт
  11. 3. Эффективность экспорта товаров
  12. Процентные ставки и чистый экспорт
  13. ЭКСПОРТ
  14. Программы финансирования экспорта
  15. 22.5.. Учет реализации товаров на экспорт
  16. 2. Накладные расходы по экспорту товаров
  17. DDE и экспорт котировок