Урегулирование налоговых споров

Досудебный претензионный порядок разрешения споров

До 2016 года соблюдать претензионный порядок разрешения спора требовалось лишь в двух случаях:

  • если этого требовал закон;
  • если он был установлен сторонами в договоре.

В иных случаях обратиться в суд можно было без предварительной переписки.

Кардинально ситуация изменилась в 2016 году. Внесенные в закон поправки обязывают соблюдать досудебный претензионный порядок.

Пренебрежение этим правилом чревато, иск либо вернут, либо оставят без рассмотрения. Остались и исключения, но касаются они специфических производств, таких как банкротство, корпоративные споры, вопросы исполнения решений третейских судов и некоторые другие. Эти дела не требуют соблюдение претензионного порядка.Принятие подобных мер продиктовано стремлением снизить нагрузку на суды, сократив количество рассматриваемых дел, а также подтолкнуть хозяйствующих субъектов к применению альтернативных способов решения споров.

Теперь по порядку.

Сроки

По общему правилу срок ответа на претензию составляет 30 календарных дней, а направляется она в письменном виде по юридическому адресу контрагента. Но, законодатель предусмотрел и исключение из этого правила, предоставив сторонам самостоятельно решать вопросы сроков и порядка претензионной работы.

Проще говоря, на этапе заключения договора вы можете предусмотреть:

  • иной срок рассмотрения претензий, он может быть больше или, наоборот меньше указанного;
  • иной порядок направления претензий, например: по факсу, электронной почте и т.д.

Форма

По форме, претензия ничем не отличается от делового письма или искового заявления. Она состоит из:

  • вводной части;
  • описательно-мотивировочной;
  • просительной или заключительной.

Вводная часть. Оформление претензии начинается стандартно, с указания адресатов — от кого и кому она направляется. Указывать следует полные данные: наименование сторон, адреса, контактные телефоны, контактное лицо и т.д.

Описательно-мотивировочная. Самая важная часть – сердцевина претензии. Здесь вы должны четко и ясно указать следующие сведения: ссылку на обязательства, в чем выразилось нарушение, какие последствия повлекло, сумму задолженности и т.д. Информация излагается лаконично, не следует «лить воду» или ограничиваться одной простой фразой «вы нам должны — заплатите».

Начинаете с указания на обязательства. Например: такого-то числа между нашими организациями был заключен договор поставки (подряда, перевозки, ……), согласно условиям которого, ваша организация приняла обязанности принять и оплатить товар (выполнить работы, осуществить перевозку, …..), а наша организация поставить товар (принять результат работ, ……). Сразу будет видно о чем, идет речь.

Также четко и, по возможности кратко, указываете допущенные нарушения. Например, в нарушение условий договора (можно указать конкретные пункты) вами не произведена оплата за поставленный товар (не выполнены работы, …..). Указать необходимо все допущенные стороной нарушения, даже если из много (чаще всего такая ситуация складывается по договорам подряда).

После этого переходите непосредственно к мотивировке. Указываете ссылки на нормы закона, лучше использовать конкретные выдержки из статей законов. К этой части претензии нужно отнестись с особой ответственностью, если необходимо обратиться к специалистам. От качества мотивировки по большей части и будет зависеть результативность претензионной переписки. Прочитав эту часть, сторона должна осознать, что своими действиями действительно нарушает закон, ей придется нести за это меры ответственности и добровольное решение спора будет выгодней. Даже если сторона не отреагирует на претензию, у вас уже будет хорошая заготовка для иска.

Просительная часть. Здесь все просто, указываете свои требования. Например: прошу произвести оплату (устранить нарушения, выплатить неустойку, заменить товар, ………).

Если в вашей ситуации доводы подкрепляются какими-либо документами, то их обязательно нужно приложить к претензии. После просительной части включаете в претензию раздел «Приложения» и перечисляете прилагаемые документы.

Теперь остается произвести отправку претензии. Если иное не было установлено договором, то претензию и приложенные к ней документы, направляются по юридическому адресу стороны. При этом, направлять письмо лучше с описью вложения. Останется только выждать установленный срок.

В заключении отметим, что претензионный порядок является очень важной процедурой. Большинство проблемных ситуаций действительно можно решить миром и для этого достаточно простого обращения к контрагенту. Благодаря досудебному урегулированию спора можно существенно сократить сроки решения проблемы, решить ее альтернативным способом, который удовлетворит интересы обеих сторон, сэкономить на судебных расходах (пошлинах, услугах юристов и т.д.), да и просто сберечь собственные нервы.

Александр Пертулесов

ООО «ЮриКом»

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Виды досудебного разбирательства в гражданской области права

Решить спорный вопрос в досудебном порядке можно несколькими способами. Порядок предусматривает следующие варианты.

Направление претензии

Это способ, предусматривающий документальное заявление о нарушении прав. Направляется документ лицу, которое не исполняет свои обязательства. Актуален он в следующих случаях:

  • когда контрагент отказывается добровольно исполнять обязательство, в этом случае претензию можно направить именно тогда, когда это посчитает нужным пострадавшая сторона;
  • если данные действия предусмотрены договором;
  • согласно законодательным предписаниям. Например, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, право на обращение в Арбитражный суд возникает у стороны обязательства по истечении 30-ти календарных дней с момента направления претензии.

Договорное урегулирование

Досудебное решение вопроса возможно в результате ведения переговоров и заключения мирного соглашения. В результате договорного процесса могут быть скорректированы условия договора, изменены сроки исполнения обязательств. Такие решения обязательно находят свое отражение на бумаге, путем заключения дополнительного соглашения. При этом дополнительное соглашение должно быть оформлено, так же как и основной договор. Если это был нотариально заверенный документ, дополнительное соглашение также необходимо заверить у нотариуса.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ ДОЛГА – ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ДОКУМЕНТЫ, ОСОБЕННОСТИ

Альтернативные решения

Досудебный порядок решения споров предусматривает и нестандартные ходы. Например, определенная сумма задолженности может быть погашена за счёт имущества заемщика, или долг может быть переведен на другое лицо, тогда уже ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательства переходит на другое лицо.

В любом случае, выше приведенные примеры это типовые способы решения юридических вопросов. Каждый конкретный случай требует детального рассмотрения юристами, поэтому не медлите и вовремя обращайтесь в компанию РосКо. Мы предоставим не только грамотную консультацию, но и сопровождение во всех ваших спорных делах.

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Какую информацию несет в себе досудебная претензия

Претензионный досудебный порядок урегулирования споров невозможен без грамотной поддержки юриста. Во-первых, досудебная претензия – это специфический документ, от правильности составления которого зависит разрешение спора. Во-вторых, только юрист сможет подобрать нужные слова, чтобы мирным путем добиться от противоположной стороны решения проблемного вопроса.


Юристы компании РосКо для каждого конкретного случая помогут вам составить претензию. Претензия должна содержать следующие элементы:

  • В первом разделе должны быть указаны точные данные заявителя и оппонента.

  • После шапки должна быть указана общая сумма денег, по поводу которой существует спор.

  • Основная часть содержит описание сложившейся ситуации, со ссылкой на договор, который был заключен ранее.

  • Далее идет важная часть, в которой нужно доступно описать суть нарушения ваших прав. Подкрепляя слова пунктами договора.

  • Завершают претензию требования автора с обязательным сроком удовлетворения изложенной претензии.

  • Личная подпись и дата – это обязательный атрибут документа, который подтверждает подлинность претензии.

СРОК ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Не лишним будет предоставление копии договора, с конкретными пунктами, которые нарушил ответчик. А также детальный расчет суммы долга. Если задолженность перечисляется на банковский счет, не лишним будет продублировать действующие реквизиты в банке, чтобы после не было проблем с перечислением денег.

Виды досудебного урегулирования споров

Обязательность досудебного улаживания подавляющего большинства гражданских споров (за некоторым исключением) введена ФЗ №47 2016/02/03 редакция 2016/23/06 ст.1 п.1б.

Таким образом, процедура досудебного урегулирование спора в гражданском процессе может носить характер:

  • принудительный (он же узаконенный);
  • добровольный.

Учитывая вероятные пути урегулирования конфликта, закреплённые правовыми актами и/или положениями договора, можно выделить:

  • претензионное урегулирование;
  • договорное урегулирование.

При составлении и подписании исходного договора стороны нередко прописывают вариант(ы) разрешения спорных ситуаций, которые возникают в процессе сотрудничества.

Не всегда ситуация спровоцирована умышленными действиями или бездействием партнёра, а потому участники заранее пресекают развитие конфликта уведомлениями, перепиской и за столом переговоров. Подобный пункт договора указывает на добросовестность и прозорливость партнёров, намеренных не доводить дело до разборок в зале судебных заседаний.

С уведомления/предупреждения партнёра о произошедших нарушениях и ущемлении прав должен начинаться процесс исправления-примирения.

По факту игнорирования предупредительного послания «обиженная сторона» осуществляет действия, предписанные законом.

Документы в подтверждение предпринятой попытки урегулировать вопрос без вмешательства суда должны быть приложены к исковому заявлению (ГПК стт.131, 132; АПК стт.125, 126). В противном случае иску не будет дан ход или же рассмотрение не состоится.

Специальными федеральными законами, профессиональными уставами и кодексами устанавливаются сроки и последовательность внесудебного улаживания отношений, не допуская переноса дела в зал заседаний (ГК стт. 797, 621, 684, 716, 452, 284-286; НК ст.104; ВК стт.124-126; УЖДТ ст.120; Постановление Пленума ВАС №30 2005/06/10; Закон о связи ст.55; Приказ МПС №42 2003/18/06; Письмо ВАС №С5-7/УЗ-886 2003/05/08).

Что такое досудебная претензия и как она составляется?

Рассмотрим, что такое досудебный претензионный порядок урегулирования споров.

Претензия, или требование, является основным пунктом порядка досудебного урегулирования возникшего спора.

Претензия составляется письменно пострадавшей стороной и выражает требование принять меры к устранению выявленных нарушений.

Претензионное разрешение вопроса предполагает ряд шагов, включая компенсационные выплаты, которые должны восстановить справедливость, покрыть ущерб и устроить обе стороны конфликта. Досудебные меры претензионного или иного порядка считают успешными, если удалось достичь соглашения без судебного вмешательства.

Претензия не имеет стандартной формы, но обязательно должна содержать:

  • наименование адресата – в шапке (если претензия предъявляется юрлицу, то адресатом выступает руководитель организации);
  • ФИО и контактные данные обратившегося;
  • суть претензии с указанием случившихся последствий невыполнения обязательств виновной стороной;
  • требования ущемлённого лица с ссылкой на статьи законодательства и/или пункты договора;
  • предложения по урегулированию конфликта;
  • сумма компенсации с приведением расчётов;
  • список документов в подтверждение обоснованности и объективности выдвигаемых требований;
  • число и роспись с расшифровкой.

Претензию формируют в двух экземплярах, один из которых отсылается заказным отправлением с уведомлением о вручении, а второй сохраняется в доказательство предпринятых мер при подаче заявления в суд.

Время реакции на претензию определено целым рядом федеральных законов (АПК, КАС, НК, ГК, ФЗ №№212, 311, 129, 40, 18, 259, 87, 176 и др., ЖК и СК) и разнится от 5 дней (услуги связи и ОСАГО) до 1 месяца. По умолчанию ожидание ответа лимитировано 1 месяцем. При отсутствии положительной динамики в течение 30 дней имеются все основания для обращения в суд (ФЗ №47; АПК ст.4).

Законами установлены рекомендательные сроки для рассмотрения претензий, если время реакции не прописано в претензии.

Указание срока в письменном требовании должно базироваться на разумном расчёте количества дней к исполнению (к примеру, адресат, как минимум, должен получить послание, что напрямую зависит от «скорострельности» Почты России).

Преимущества процедуры

Урегулирование конфликтной ситуации без стороннего судебного вмешательства имеет несомненные преимущества:

  1. Относительное быстрое разрешение вопроса. Исходя из того, что ожидаемая ответная реакция на выставленную претензию ограничена 30 днями, а судебные разборки могут длиться годами, преимущество цивилизованного урегулирования не обсуждается.
  2. Процесс экономически выгоден обеим сторонам. Траты, связанные с подачей заявления в судебную инстанцию (пошлина, копирование бумаг, юридические услуги и пр.), исключаются за ненадобностью.
  3. Отсутствие нервной и ответственной работы по составлению иска. Малейшее отклонение от требований или упущение деталей в исковом заявлении приведёт к тому, что ему не будет дан ход. Использование же профессиональной помощи приведёт к дополнительным издержкам.
  4. Досудебное урегулирование позволяет «сохранить лицо» сторонам спора, убедиться в порядочности и профессионализме друг друга и рассматривать возможность продолжения деловых отношений. Досудебное улаживание спора приводит к соглашению, устраивающему обе стороны.

Даже если попытка досудебного урегулирования обернётся неудачей, сам факт её использования является аргументом в пользу истца.

Какие этапы включает урегулирование споров в досудебном порядке?

На основе анализа ситуации и по факту нарушения прав пострадавшая сторона уведомляет о происшедшем партнёра (если имеется договор с включенным в него пунктом урегулирования конфликта) или сразу направляет претензию с изложением сути дела и выставленными требованиями. В некоторых случаях не лишним будет отправить копии претензии по всем адресам, которые известны.

При положительном решении в ответе указывается сумма, признанная нарушителем, даты и номера платёжных документов и пр.

Возможно предложение альтернативных вариантов разрешения конфликта.

При отрицательном решении указывают мотивы отказа со ссылкой на статьи закона, а также доказательства обоснованности отказа.

Конкретные документы прилагаются как к претензии, так и к ответному письму. Оба письма подлежат заказной уведомительной пересылке почтой.

В случае частичного признания претензий сторонам спора предстоит встреча за столом переговоров, если переписка не приносит удовлетворения либо ведёт к патовой ситуации.

В случае невозможности достичь соглашения готовится пакет документов для суда.

Досудебное урегулирование спора при любых обстоятельствах окажется правильным шагом – даже если в конкретном деле того не требует законодательство. В случае категорического отказа контрагента или его нежелания мирного урегулировать вопрос суду будут представлены неоспоримые доказательства предпринятых истцом попыток разрешения спорной ситуации.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

«Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru», 2014

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Пример. Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах:

— нарушение сроков исчисления имущественного налога;

— неправомерное выставление требования об уплате налогов;

— отказ в предоставлении налоговых вычетов;

— вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

— отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с тем что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Сроки обжалования решений налогового органа,
действий или бездействия его должностных лиц

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Закон и порядок. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Обратите внимание! Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

Обратите внимание! В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Порядок обжалования решений налогового органа,
действий или бездействия его должностных лиц

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

+—————————+ +—————————+ | Территориальный налоговый | | Вышестоящий налоговый | | орган | | орган | +—————————+ +—————————+ +—————————+ +—————————+ |Инспекции ФНС России по | | | |-|районам, районам в городах,|—>| | | |городам без районного | | | | |деления | |Управление ФНС России по | | +—————————+ |соответствующему субъекту | Местный | +—————————+ | | уровень | | | |межрайонного уровня | | | | +—————————+ +—————————+ | +—————————+ +—————————+ | |Инспекция ФНС России по | |Управление ФНС России по | |-|городу и космодрому |—>|Московской области | |Байконур | | | +—————————+ +—————————+ +—————————+ +—————————+ |Управления ФНС России по |—>| | |-|субъектам | | | | +—————————+ | | | +—————————+ | | | |Межрегиональные инспекции | | | Региональный | |ФНС России по крупнейшим |—>| | уровень | | |ценообразованию для целей | | | |налогообложения | | | +—————————+ +—————————+

С учетом того что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Содержание, оформление и правила подачи жалобы

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Закон и порядок. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

— лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

— по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Обратите внимание! Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Закон и порядок. В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

Обратите внимание! Образцы жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлены на страницах 18 и 19 брошюры, образец жалобы на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц — на странице 20.

________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Апелляционная жалоба на решение от ____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения _____________________________________ в отношении _________________________ Наименование налогового органа Наименование лица, в ___________________________________________________________________________ отношении которого принято решение о привлечении (об отказе в привлечении) ___________________________________________________________________________ к ответственности за совершение налогового правонарушения проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам (камеральная, выездная) которой вынесено решение от _____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Считаю, что _______________________________________________________________ указываются доводы о причинах несогласия с решением ___________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу отменить решение от _______________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью (или в части _______________ в случае ___________________________________________________________________________ обжалования решения в части указывается, в какой части решение подлежит отмене Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата ________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Жалоба на решение от ____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения _____________________________________ в отношении _________________________ Наименование налогового органа Наименование лица, в ___________________________________________________________________________ отношении которого принято решение о привлечении (об отказе в привлечении) ___________________________________________________________________________ к ответственности за совершение налогового правонарушения проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам (камеральная, выездная) которой вынесено решение от _____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Считаю, что _______________________________________________________________ указываются доводы о причинах несогласия с решением ___________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу отменить решение от _______________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью (или в части _______________ в случае ___________________________________________________________________________ обжалования решения в части указывается, в какой части решение подлежит отмене Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата ________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Жалоба на ________________________________________________________________________ (действия (бездействие) должностных лиц конкретного налогового органа либо название и реквизиты обжалуемого акта и наименование налогового органа, его принявшего) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (излагаются обстоятельства, способствовавшие, по мнению заявителя, нарушению его прав и законных интересов со стороны должностных лиц налогового органа либо в случае обжалования конкретного акта налогового органа, излагаются доводы заявителя в свою защиту со ссылкой на нормы законодательства, документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства) В связи с изложенным прошу: ___________________________________________________________________________ (излагается просьба заявителя разобраться в сложившейся ситуации в случае обжалования действий (бездействия) должностных лиц налогового органа и признать действия или бездействие должностных лиц незаконным либо отменить обжалуемый акт налогового органа) Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Обратите внимание! Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Этап 2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Этап 3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Обратите внимание! Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Закон и порядок. Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Этап 4. Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Этап 5. Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, так и в Федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru.

+————++—————————++——————————-+ | ||Не вступившее в силу ||Вступившее в силу решение, | | Предмет ||решение налогового органа, ||вынесенное по результатам | |обжалования||вынесенное по результатам ||налоговой проверки, иные акты | | ||налоговой проверки ||налогового органа, действия или| | || ||бездействие его должностных лиц| +————++—————————++——————————-+ \|/ \|/ +————++—————————++——————————-+ | ||Подготовка и подача ||Подготовка и подача жалобы, | | ||апелляционной жалобы ||рассматриваемой в общем | | ||в течение одного месяца со ||порядке, в течение одного года | | ||дня вручения обжалуемого ||со дня вынесения обжалуемого | | Этап 1 ||решения о привлечении или ||решения | | ||об отказе в привлечении к || | | ||ответственности за || | | ||совершение налогового || | | ||правонарушения || | +————++—————————++——————————-+ ——————————— \|/ +————++————————————————————+ | ||Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в | | Этап 2 ||вышестоящий налоговый орган | | ||в течение 3 рабочих дней с момента поступления в налоговый | | ||орган решения, действие или бездействие которого обжалуется | +————++————————————————————+ \|/ +————++————————————————————+ | ||Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим | | ||налоговым органом | | ||жалоба (апелляционная жалоба) на решение, вынесенное по | | ||результатам налоговой проверки, подлежит рассмотрению в | | Этап 3 ||течение одного месяца со дня ее получения (с возможностью | | ||продления срока рассмотрения жалобы на 1 месяц); | | ||иные жалобы подлежат рассмотрению в течение 15 дней со дня | | ||их получения (с возможностью продления срока рассмотрения | | ||жалобы на 15 рабочих дней) | +————++————————————————————+ \|/ +————++————————————————————+ | ||Уведомление лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), о| | Этап 4 ||принятом решении | | ||направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия | | ||решения по жалобе (апелляционной жалобе) | +————++————————————————————+ —— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — \|/ \|/ \|/ +————++—————++ — — — — — — — — — — -+ + — — — — — — — — -+ | ||Исполнение | Обжалование принятого | Обжалование | ||принятого ||вышестоящим органом |принятого решения | | ||вышестоящим | решения в ФНС России в| в судебном порядке | ||органом решения||общем порядке >|в соответствии с | | Этап 5 ||по жалобе | в течение 3 месяцев со| процессуальным | ||(апелляционной ||дня принятия решения |законодательством | | ||жалобе) | по жалобе | | || ||(апелляционной жалобе) | | +————++—————++ — — — — — — — — — — -+ + — — — — — — — — -+