Уплата утилизационного сбора

Наверх

Рост числа автовладельцев напрямую влияет на качество окружающей среды. Особенно вред наносят авто со сроком эксплуатации десять и более лет. Решением проблемы является утилизация старых ТС.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Сбор средств на утилизацию осуществляется в России с 2012 года. Это одноразовая фиксированная выплата в бюджет определенного фонда, средства которого в дальнейшем тратятся на:

  • уничтожение изношенных автомобилей способом, наносящим минимальный вред окружающей среде;
  • внедрение программ по охране здоровья населения.

Взимание сбора регулируется:

  • ФЗ «Об отходах производства…» от 24 июня 1998 года.
  • Постановлением органа исполнительной власти РФ под номером 1291 от 26.12.2013.

Как рассчитать?

Утилизационный сбор рассчитывается по формуле S = B * К, где

  • S – сумма к уплате;
  • В – базовая ставка (для легковых авто — 20000 руб.);
  • К – величина, зависящая от объема двигателя, года производства и т.д.

Значение K для легковых автомобилей:

Новые ТС

ТС, с момента выпуска которых прошло более 3 лет

Авто с электродвигателем 1,42 5,3
Объем двигателя не более 2 тыс. куб. см 2,21 8,26
Объем двигателя от 2 до 3 тыс. куб. см 4,22 16,12
Объем двигателя от 3 до 3,5 тыс. куб. см 3,47 28,5
Объем двигателя от 3,5 тыс. куб. см и более 5,73 35,01
ТС, ввозимые физическими лицами для личной эксплуатации 0,17 0,26

Важно: базовая ставка для грузовых автомобилей и автобусов равна 150 тыс. рублей.

Значение K для грузовых машин:

Грузовой автомобиль, m (тонн)

Новое ТС

ТС, с момента выпуска которых прошло более 3 лет

до 2,5 0,83 0,88
2,5-3,5 1,32 2,06
3,5-5 1,65 2,64
5-8 1,82 4,56
8-12 2,21 6,91
12-20 2,43 10,06
20 и более 4,79 11,8

Кто обязан платить?

Утилизационный сбор на автомобили взимается с:

  • Иностранных ТС, приобретенных за границей и ввезенных на территорию РФ для личного использования.
  • Использованных авто, приобретенных у продавцов, освобожденных от уплаты утилизационного взноса.
  • ТС, бывшие владельцы которых незаконно уклонялись от уплаты сбора.
  • Производителей, если автомобиль является отечественной сборки.

При ввозе иномарки взимание платежей возложено на таможенные службы.

Кто освобождается?

От уплаты сбора освобождаются:

  • Собственник ТС, срок эксплуатации которого более 30 лет, при условии, что:
    1. машина приобретается для личного использования;
    2. установлены оригинальные детали: двигатель, рама и кузов.
  • Дипломаты, консулы и иные лица по профессии, обязанные находиться на территории РФ.
  • Иностранцы, переехавшие в Россию на постоянное место жительства.
  • Лица, купившие за границей прицепы и полуприцепы массой не менее 10 тонн.

До 2014 года также были освобождены от платежа:

  • Производители ТС, взявшие обязательство по осуществлению безопасного обращения с отходами от производства.
  • Лица, купившие автомобили в странах-участницах Таможенного союза.
  • Лица, купившие ТС в государствах, включенных в свободную таможенную зону.

Последствия неуплаты

За саму неуплату утилизационного сбора не предусмотрена ответственность. Однако без отметки об этом в ПТС автомобиль нельзя будет зарегистрировать. За езду без данного штампа, в соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность. Виды наказаний:

  • При совершении правонарушения в первый раз – взыскание в размере от 500 до 800 рублей.
  • При повторном – штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение права на вождение авто на срок от 30 дней до 3 месяцев.

Утилизационный сбор в ПТС — о чем нужно знать ?

Утилизационный сбор не относится к налоговым платежам. После расчета необходимо сформировать платежное поручение, в котором указывается код бюджетной классификации. После оплаты утилизационного сбора в ПТС ставится отметка. О наличии отметки могут не беспокоиться лица:

  • Получившие ПТС до начала сентября 2012 года на машину отечественного производства.
  • Купившие ТС за границей до 1 сентября 2012 года.
  • Освобожденные от уплаты сбора по закону.

Во всех остальных случаях обязанность, установленная законодательством, должна быть исполнена. Без отметки об уплате взноса сотрудники ГИБДД автомобиль не зарегистрируют.

Можно ли вернуть утилизационный сбор и как это сделать?

Плата за утилизацию осуществляется один раз. В случае ошибочного платежа или переплаты деньги можно вернуть.

Алгоритм действий:

  • Составить заявление на возврат уплаченных денежных средств.
  • Собрать необходимые документы (копии квитанции, паспорта, ПТС).
  • Подать собранные бумаги в уполномоченный орган.

Решение принимается в течение 30 дней. С просьбой о возврате денег можно обратиться в трехлетний срок с момента внесения платежа.

Утилизационный сбор взимается один раз с определенных категорий граждан и организаций, установленных законодательством. Без отметки о платеже в ПТС автомобиль нельзя зарегистрировать.

Сохраните статью в 2 клика:

Утилизационный сбор на автомобили в 2018 году

Онлайн-сервис

Калькулятор растаможки авто позволяет вычислить таможенный и утилизационный сбор, пошлину, и другие платежи при растаможке автомобилей.

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта — важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться калькулятором растаможки авто. Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Виды и категории транспортных средств 2

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 3

новые авто4

старше
3 лет 4

на базе шасси
2017 года 8

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории 5

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

1,63

6,1

1,42

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

1,65

6,15

1,42

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

4,2

15,69

2,21

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

6,3

24,01

4,22

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

5,73

28,5

5,73

свыше 3500 куб. сантиметров

9,08

35,01

9,08

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

0,17

0,26

0,17

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий 6

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

0,95

1,01

0,83

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

2,88

1,32

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

1,9

3,04

1,65

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

2,09

5,24

1,82

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

2,54

7,95

2,21

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 7

2,79

11,57

2,43

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

3,4

23,13

2,43

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

2,43

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

2,79

11,57

2,43

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7

5,5

13,57

4,79

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7

5,5

13,57

4,79

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7

5,5

13,57

4,79

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

4,79

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G 6

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

1,9

11,5

1,65

18. Автобетоносмесители

5,69

14,95

4,95

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий 6

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

1,14

1,15

0,99

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

1,14

1,15

0,99

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

2,28

3,45

1,98

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

3,04

5,06

2,64

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

3,8

5,98

3,3

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M3 6

24. Шасси колесных транспортных средств категории N1 полной массой не более 3,5 тонны

1,52

2,37

1,32

25. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

1,9

3,04

1,65

26. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

2,09

5,24

1,82

27. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

2,54

7,95

2,21

28. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

2,43

29. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

4,79

30. Шасси колесных транспортных средств категории M2 полной массой не более 5 тонн

3,04

5,06

2,64

31. Шасси колесных транспортных средств категории M3 полной массой свыше 5 тонн

3,8

5,98

3,3

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории 6

32. Полные прицепы

0,5

8,05

23. Полуприцепы

0,5

8,05

24. Прицепы с центральной осью

0,5

8,05

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

2 Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

3 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

4 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

5 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

6 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

7 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25.»

8 Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

2. Примечание к перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденному указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«Примечание. Категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств.».

Статья 24.1. Утилизационный сбор

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 278-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье — транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта. (абзац введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание. Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных ТС (шасси) и прицепов, самоходных машин и прицепов в электронной форме, см. Приказы ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ и от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@. 4. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. 5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки. (абзац введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ) 7. Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза. (п. 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8. За счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Кто уплачивает утилизационный сбор?

В отношении транспортных средств, ввозимых в РФ или произведенных, изготовленных в РФ, введен утилизационный сбор, гарантирующий их владельцам безвозмездную утилизацию. Под транспортными средствами понимаются колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины и прицепы к ним. Однако утилизационный сбор в отношении самоходных машин, а также прицепов к колесным транспортным средствам и самоходным машинам взимается с 10.02.2016 (п. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; Письмо ФНС России от 28.03.2016 N СД-4-3/5250@; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81; п. 2 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ N 81).

В большинстве случаев при приобретении автомобиля в РФ вам не потребуется уплачивать утилизационный сбор самостоятельно. Его плательщиками, как правило, являются импортеры автомобилей в РФ либо российские автопроизводители.

Информация об уплате утилизационного сбора указывается в паспорте транспортного средства (ПТС). Если сбор в отношении транспортного средства не уплачивается, то это также отражается в ПТС. Отметка об уплате сбора не проставляется в ПТС, выданных на колесные транспортные средства до 01.09.2012, так как на них требования об уплате сбора не распространяются (п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ; п. 2 ст. 3 Закона от 28.07.2012 N 128-ФЗ; п. п. 7, 8, 12, 18 Правил N 1291; п. п. 7, 8, 13, 20 Правил N 81).

Ситуации, когда утилизационный сбор не уплачивается

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ; Письмо N СД-4-3/5250@; п. 2 Изменений N 81; Письмо Минпромторга России от 11.05.2016 N МА-28246/20):

1) ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физлицами, являющимися участниками Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными беженцами или вынужденными переселенцами;

2) с года выпуска которых прошло 30 и более лет и которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния;

3) не указанных в Перечне транспортных средств, а также прицепов к колесным транспортным средствам, выпущенных в обращение до 10.02.2016;

4) не указанных в Перечне самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых сбор уплачивается, а также самоходных машин и прицепов к ним, выпущенных в обращение до 10.02.2016.

Ситуации, когда нужно заплатить утилизационный сбор самостоятельно

Уплатить сбор нужно в следующих случаях (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

1) при приобретении транспортного средства за границей и ввозе его на территорию РФ;

2) при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);

3) при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого.

Также вам необходимо будет подать в налоговый орган расчет суммы утилизационного сбора по установленной форме. В случае ввоза транспортного средства на территорию РФ расчет представляется в таможенный орган в течение 15 дней с момента ввоза (п. п. 11, 11(2) Правил N 1291; п. 11 Правил N 81).

Риски неуплаты утилизационного сбора

В случае непредставления в таможенный орган в течение 15 дней с момента ввоза транспортного средства документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, вам начислят пени за его неуплату. Размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки его уплаты, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения указанного срока (п. 11(2) Правил N 1291).

Справка. Ставка рефинансирования

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

Кроме того, ГИБДД откажет в постановке на учет транспортного средства, если в отношении него должен был быть уплачен утилизационный сбор, но это не было сделано.

В связи с этим при покупке автомобиля рекомендуем обращать внимание на графу «Особые отметки» в ПТС, выданном после 31.08.2012:

1) в графе должна быть отметка об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты). Если такой отметки нет, то лучше отказаться от сделки;

2) если в графе стоит отметка об освобождении от уплаты утилизационного сбора, то нужно самостоятельно рассчитать и уплатить этот сбор.

Если ПТС выдан до 01.09.2012, то отметки об утилизационном сборе не будет (п. 2 ст. 3 Закона N 128-ФЗ). Такой ПТС действителен и уплачивать по нему утилизационный сбор не нужно.

Обратите внимание!

Если в течение трех лет с момента ввоза автомобиля на территорию РФ после уплаты утилизационного сбора/проставления соответствующей отметки в ПТС (внесения сведений в электронный ПТС) установлен факт неуплаты или неполной его уплаты, таможенные органы в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения данного факта информируют плательщика о необходимости уплаты соответствующей суммы сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. В случае неуплаты сбора в течение 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма сбора взыскивается в судебном порядке (п. 15(1) Правил N 1291; п. 17 Правил N 81).

Размер и порядок уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобиля из-за границы

Размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора. В отношении легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 000 руб., а коэффициент для новых автомобилей и автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ввозимых физическими лицами для личного пользования, соответственно 0,17 и 0,26. Таким образом, если автомобиль новый, вам придется уплатить 3400 руб., если автомобиль старше трех лет — 5 200 руб. (Перечень N 1291).

Базовая ставка в отношении самоходных машин (например, квадроцикла) равна 150 000 руб., а коэффициент для нового квадроцикла и квадроцикла, с даты выпуска которого прошло более трех лет, ввозимых физическими лицами для личного пользования (с объемом двигателя не более 299 куб. см.), соответственно 0,4 и 0,7. Таким образом, если квадроцикл новый, вам придется уплатить 60 000 руб., а если старше трех лет — 105 000 руб. (Перечень N 81).

Уплатить утилизационный сбор, взимаемый Федеральной таможенной службой, можно с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы) (п. 11(1) Правил N 1291; п. 12 Правил N 81).

После уплаты сбора вам необходимо представить в таможенный орган определенные документы, в частности заполненный и подписанный вами расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате сбора (п. 11 Правил N 1291; п. 11 Правил N 81).

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его уплаты в ПТС вносятся данные о его уплате и таможенный орган выдает плательщику или его представителю приходный ордер (п. п. 12, 13 Правил N 1291; п. п. 13, 14 Правил N 81).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Банка России — www.cbr.ru

722 Полезные сервисы

  • Производственный календарь — 2019