Унитарное предприятие

Унитарное предприятие

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: ShPOR_s_1_po_55.doc Скачиваний: 204 Добавлен: 24.03.2016 Размер: 1.99 Mб ☆

Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях <1>).

Таким образом, оно не является ни корпорацией, ни собственником своего имущества, а действует на имущественной базе чужой (публичной) собственности. На имущество учредителя предприятие получает лишь ограниченное вещное право, что и позволяет говорить о наличии у него определенной имущественной обособленности — главного признака юридического лица.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками. Ведь эти последние не участвуют в образовании имущества своего предприятия и не несут имущественной ответственности по долгам, связанным с его использованием, а потому и не должны иметь на это имущество каких-либо прав. В силу этого юридическим лицом признается именно предприятие, а не его трудовой коллектив, вообще не являющийся субъектом гражданских правоотношений <1>.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещном праве имуществом учредителя. С другой стороны, унитарное предприятие не отвечает этим своим имуществом по долгам своего учредителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, обратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиарном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК, п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о целях, предмете и видах его деятельности. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).

Подавляющее большинство сделок по распоряжению своим имуществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. ст. 6 и 18 Закона об унитарных предприятиях). Некоторые из них требуют еще и регистрации в финансовых органах (п. 2 ст. 118 Бюджетного кодекса). Более того, любым своим имуществом такое предприятие распоряжается «только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совершенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следовательно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен каждый раз удостоверяться, во-первых, в наличии разрешения собственника-учредителя на ее совершение и, во-вторых, в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.

Мало того, собственнику имущества унитарного предприятия предоставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Тем самым, защищая интересы публичного собственника, Закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е. всех других участников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступали ни в какие правоотношения.

В результате ограничения правоспособности данной коммерческой организации всесторонне защищают имущественные интересы ее учредителя — публичного собственника, но далеко не всегда соответствуют интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности <1>. Такой подход мог бы быть как-то оправдан применительно к некоммерческим организациям, для которых эпизодическое участие в имущественных отношениях не является основным видом деятельности. Для коммерческих организаций, постоянно участвующих в имущественном обороте, перечисленные ограничения создают лишь препятствия, вновь подтверждающие несоответствие данной конструкции рыночным условиям хозяйствования.

Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь одним публичным собственником — Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием. Создание унитарных предприятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества (учредителя).

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие отраслевые органы исполнительной власти). Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом). Кроме сведений, обычно предусматриваемых в уставе юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны также содержаться сведения о предмете его деятельности; органе, осуществляющем полномочия собственника его имущества; перечень и порядок формирования и использования фондов, на которые делится имущество предприятия, а также направления использования полученной им прибыли (доходов) (п. п. 3 — 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). Ведь унитарное предприятие, не будучи собственником своего имущества, не свободно и в определении порядка его использования.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (единоличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Руководитель унитарного предприятия согласно закону организует выполнение решений собственника-учредителя, волю которого он призван исполнять. Поэтому никаких иных (волеобразующих) органов унитарного предприятия, в том числе собраний трудового коллектива, закон не предусматривает <1>.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда для государственного предприятия и одной тысячи — для муниципального предприятия (п. 3 ст. 114 ГК, п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях). При этом уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован учредителем в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется прежде всего его учредителем. В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие может быть обязано публиковать отчетность о своей деятельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Решение об этом принимает собственник предприятия. При этом слияние и присоединение унитарных предприятий допускается лишь в случае, когда их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). Не является реорганизацией предприятия переход его в статус казенного предприятия (и наоборот) либо передача его имущества другому публичному собственнику.

Следует, однако, иметь в виду, что преобразование предприятий в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций — собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ. Закон об унитарных предприятиях в ст. 34 допускает преобразование унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение — некоммерческую организацию.

Соседние файлы в предмете Гражданское право

  • # 24.03.201644.19 Кб34Grazhdanskoe_pravo.docx
  • # 24.03.20161.19 Mб74Grazhdanskoe_pravo_kurs_lektsiy_1ch.doc
  • # 24.03.2016213.56 Кб50Lektsii_po_Grazhdanskomu_pravu_chast_2.docx
  • # 24.03.2016209.74 Кб82Lektsii_po_Grazhdanskomu_pravu_chast_2.docx
  • # 24.03.2016882.18 Кб167Otvety_GP.doc
  • # 24.03.20161.99 Mб204ShPOR_s_1_po_55.doc
  • # 24.03.20162.93 Mб112ShPOR_s_56_po_105.doc
  • # 24.03.2016273.66 Кб56shproty_po_grazhdanke.docx
  • # 24.03.2016254.74 Кб111граж экзамен.docx
  • # 24.03.201669.12 Кб4Гражд право (вопр 12-17).DOC
  • # 24.03.201661.95 Кб3Гражд право (вопр 19-24).DOC

Уставной фонд унитарного предприятия

ЕГЭ 2019 Интересные тесты
Главная » Предпринимателю » Уставной фонд унитарного предприятия


Вернуться назад на Унитарное предприятие
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни-ципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитар-ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.
Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.
Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.
Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
Имущество, передаваемое унитарным предприятиям, принадлежит им на праве хозяй-ственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Для учета операций по формированию уставного фонда унитарного предприятия также, применяется субсчет 75–1 к счету 75 «Расчеты с учредителями», который применительно к унитарным предприятиям именуется как субсчет 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
На этом субсчете унитарные предприятия учитывают расчеты с государственным орга-ном или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Регистрация уставного фонда унитарного предприятия отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Учетные записи по субсчету 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Определено имущество, причитающееся унитарному предприятию от государственного (муниципального) органа в соответствии с учредительными документами

Отражена стоимость объекта основных средств, полученного унитарным предприятием от государственного (муниципального) органа

Далее: принят к учету объект основных средств, полу­ченный от государственного (муниципального) органа

То же, при получении объекта нематериальных активов

Отражена стоимость оборудования к установке, полу­ченного унитарным предприятием от государственного (муниципального) органа

То же, при получении сырья и материалов

То же, при получении животных на выращивании и откорме

То же, при получении товаров

То же, при получении денежных средств в кассу, на расчетный или валютный счет

50, 51, 52


Если передача имущества (например, объекта основных средств) в хозяйственное ведение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарного предприятия, определенного учредительными документами, то такая операция отражается в бухгалтерском учете следующими проводками (приведенные проводки применяются в том случае, когда уставный фонд унитарного предприятия не был увеличен в установленном законодательством порядке):

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Отражена стоимость объекта основных средств, подле­жащая получению унитарным предприятием сверх сум­мы уставного фонда, определенного учредительными документами

Отражена стоимость объекта основных средств, полу­ченного унитарным предприятием сверх суммы установ­ленного уставного фонда

Принят к учету объект основных средств, полученный от государственного (муниципального) органа сверх суммы установленного уставного фонда


По решению государственного (муниципального) органа уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен или уменьшен.
Увеличение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа.
Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному унитарному предприятию недвижимого и иного имущества.
Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества или за счет доходов, полученных им в результате своей деятельности.
Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
В то же время размер уставного фонда государственного или муниципального пред-приятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
Увеличение уставного фонда предприятия за счет дополнительной передачи ему иму-щества отражается в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установлен-ном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании.
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия за счет изъятия государствен-ным (муниципальным) органом имущества отражается в учете по дебету счета 80 «Уставный капитал» и кредиту субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу». Непосредственное изъятие имущества у унитарного предприятия отражается по дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» и кредиту счетов учета денежных средств и имущества.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Уменьшен уставный фонд унитарного предприятия на сумму денежных средств и/или имущества, изъятого государственным (муниципальным) органом

Отражено изъятие объекта основных средств государст­венным (муниципальным) органом

То же, при изъятии объекта нематериальных активов

То же, при изъятии оборудования к установке

То же, при изъятии сырья и материалов

То же, при изъятии животных на выращивании или от­корме

То же, при изъятии товаров

То же, при изъятии денежных средств

50, 51, 52


Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда унитарного предприятия, отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше указанного выше минимального размера уставного фонда.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного (муниципального) предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия определя-ется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
В заключение отметим, что в пассиве баланса по разделу «Капитал и резервы» (строка 410 «Уставный капитал») показывается в соответствии с учредительными документами величина уставного (складочного) капитала организации, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям — величина их уставного фонда (сальдо счета 80).
В этом же разделе после строки 410 по статье «Собственные акции, выкупленные у ак-ционеров» показываются фактические затраты организации по выкупу собственных акций и долей (сальдо счета 81).

Некоммерческие организации
Цели компании
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Реструктуризация промышленного предприятия
Управление инновационной деятельностью предприятия
Управление качеством продукции на предприятии

| | Вверх

Руководитель унитарного предприятия

ЕГЭ 2019 Интересные тесты
Главная » Предпринимателю » Руководитель унитарного предприятия


Вернуться назад на Унитарное предприятие
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Кроме того, унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества. Совершение сделок по распоряжению вкладом (доли) без согласия собственника имущества не допускается. Такие сделки могут быть признаны ничтожными (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Северо-Западного округа делу №А66-6753-03).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий: муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Согласно статье 21 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Частью 2 статьи 21 Закона об унитарных предприятиях установлены ограничения для руководителя предприятия. Руководитель предприятия не вправе:
— быть учредителем (участником) юридического лица;
— занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
— заниматься предпринимательской деятельностью;
— быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
— принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
Порядок проведения аттестации руководителя унитарного предприятия устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.
Руководители предприятий, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.
Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
В соответствии со статьей 25 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
Согласно статье 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель предприятия несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель предприятия возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Статьей 25 Закона об унитарных предприятиях установлено, что руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Как ранее отмечалось, муниципальные унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые определены в уставе предприятия. Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ устав предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия.
Кроме того, нормативными актами могут быть установлены отдельные виды деятельности, которыми унитарные предприятия не вправе осуществлять. Так, статьей 1 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что кредитные организации могут быть созданы только в форме хозяйственных обществ. Унитарные предприятия не относятся к хозяйственным обществам.
Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Таким образом, Законом об унитарных предприятиях установлено три ограничения для унитарных предприятий: цель, предмет и вид деятельности. Сделки, совершаемые унитарным предприятием помимо того, что должны соответствовать целям и входить в сферу предмета деятельности предприятия, также должны являться формой осуществления вида деятельности, закрепленного в уставе предприятия.
Собственник имущества унитарного предприятия обладает рядом правомочий по контролю за совершением сделок унитарным предприятием:
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
Отсутствие согласия собственника имущества предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение сделок предприятием, выходящих за рамки специальной правоспособности предприятия (даже при условии одобрения такой сделки собственником имущества предприятия) может повлечь неблагоприятные последствия в виде признания таких сделок недействительными (Постановление ФАС Поволжского округа по делу №А72-9071/04-24/481).
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Статьей 17 Федерального закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень лицензируемых видов деятельности. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности устанавливается соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 22 Закона об унитарных предприятиях, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
— в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.
В целях реализации указанных положений, руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:
— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;
— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных статьей 22 Закона об унитарных предприятиях, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 23 Закона об унитарных предприятиях, решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.
Крупная сделка, совершенная без согласия собственника имущества унитарного предприятия является недействительной.

Некоммерческие организации
Цели компании
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Реструктуризация промышленного предприятия
Управление инновационной деятельностью предприятия
Управление качеством продукции на предприятии

| | Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2018; проверки требует 1 правка.

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в ст. 113 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП),
  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено законом № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления.

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ»О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ — утратила силу).

ФГУП, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «Связь-безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 530 000 рублей (25 % от чистой прибыли предприятия за 2015 г.).

На основании статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций.

СНГ

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 04 сентября 2015 года.

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Примеры

  • ФГУП «Связь-безопасность»
  • ФГУП «Почта России»
  • ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД РФ
  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ»
  • ФГУП «Охрана»
  • ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»»
  • ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»
  • ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»
  • ГУП «Мосгортранс»
  • ГУП «Московский метрополитен»

См. также

  • Федеральное казённое предприятие
  • Гражданский кодекс РФ

Примечания

  1. ↑ Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 4. Викитека.
  2. ↑ ФЗ-131, статья 17 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  3. ↑ ОГУП — областное государственное унитарное предприятие; КГУП — краевое государственное унитарное предприятие; РГУП — республиканское государственное унитарное предприятие
  4. ↑ п.3 ст.48 ГК РФ
  5. ↑ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/f30ed7af83b3fa090173e8cc13246b47837c98f2/Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 8. Учреждение унитарного предприятия п. 2
  6. ↑ п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  7. ↑ Протокол заседания Комиссии по анализу эффективности деятельности ФГУП, подведомственных Минкомсвязи от 26.04.2016 (ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность»)
  8. ↑ Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях