Учетная политика как составить

Учетная политика организации

Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бух­галтерского учета – первичного наблюдения, стоимо­стного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятель­ности». К способам ведения бухгалтерского учета от­носятся методы группировки и оценки фактов хозяй­ственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентариза­ции, способы применения счетов бухгалтерского уче­та, системы учетных регистров, обработки информа­ции и др.

Выбор учетной политики зависит от специфики пред­приятия, особенностей организации управления, особен­ностей коммерческой деятельности, текущих и долго­срочных целей. На учетную политику влияют налого­вые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалифика­ция персонала и др.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

­ постоянство учетной политики в течение длитель­ного периода;

­ регламентация принципов учетной политики дей­ствующей нормативной базой;

­ извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Основой для разработки учетной политики на каж­дый отчетный год является ПБУ 1/2008 «Учетная по­литика организации», в котором указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером предпри­ятия и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.

Учетная политика действует с 1 января года, следу­ющего за годом ее утверждения. Вновь созданные орга­низации должны разработать и утвердить учетную по­литику в течение 90 дней с момента государственной регистрации.

Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:

­ полноту отражения в бухгалтерском учете всех хо­зяйственных операций за отчетный период;

­ большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;

­ отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйствен­ной деятельности исходя из правовой нормы и эко­номического содержания фактов и условий хозяй­ствования;

­ равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;

­ рациональное ведение бухгалтерского учета с уче­том хозяйственной деятельности и величины пред­приятия.

Изменения в учетной политике организации допус­каются при: реорганизации предприятия (слиянии, раз­делении, присоединении), смене собственников, измене­нии законодательства Российской Федерации и норма­тивного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета. Результаты изменений оценивают в стоимостном вы­ражении и сообщают пользователям финансовой от­четности.

Основные направления учетной политики, которую утверждают руководители предприятия, указаны в Фе­деральном законе «О бухгалтерском учете»:

­ рабочий план счетов бухгалтерского учета;

­ формы первичных документов, которые применяют­ся в организации;

­ правила документооборота и технология обработки учетной информации;

­ порядок осуществления контроля за хозяйственны­ ми операциями, а также другие решения, необходи­мые для организации бухгалтерского учета.

Особое место в учетной политике занимают ее мето­дические и организационные аспекты.

1. Порядок начисления амортизации по основным сред­ствам и нематериальным активам.

2. Порядок отражения на счетах операций приобрете­ния и заготовления материальных ценностей.

3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

4. Варианты учета затрат на производство и калькули­рование себестоимости продукции.

5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

6. Перечень резервов предстоящих расходов.

7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.

8. Сроки погашения расходов будущих периодов.

9. Варианты учета выпуска продукции.

10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

11. Варианты определения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг).

12. Сроки списания доходов будущих периодов.

13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

14. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

15. Порядок оценки кредиторской задолженности.

16. Формирование резервного капитала.

17. Метод распределения расходов на продажу.

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы в бухгалтерии.

3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетнос­ти и контроля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. 5 План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими службами.

Таким образом, при разработке учетной политики предприятия следует учитывать, что поскольку она ут­верждается приказом руководителя предприятия, то при­обретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приве­денный перечень является примерным, количество пун­ктов может изменяться в сторону увеличения или в сто­рону уменьшения в зависимости от направления хозяй­ственной деятельности и величины предприятия.

В последние годы произошли значительные измене­ния, дополнения и уточнения в системе ведения бух­галтерского учета в России. Поэтому при разработке учетной политики предприятие обязано исходить из Фе­дерального закона «О бухгалтерском учете», иных феде­ральных законов, указов президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций и писем Министерства финансов Российской Федерации и других нормативных документов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под организацией бухгалтерского учета?

2. Какие отделы включает структура аппарата бухгал­терии?

3. Каковы права и обязанности главного бухгалтера?

4. Основные аспекты учетной политики организации.

Главная Документы 1.3. Организация учетной политики предприятия

При применении следует учитывать, что в Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты, на основе которых издан данный документ, внесены многочисленные изменения, в связи с чем рекомендуем применять данный документ с учетом действующего законодательства.

“Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях” (утв. Минсельхозом)

1.3. Организация учетной политики предприятия

В Российской Федерации термин “учетная политика предприятия” <*> впервые был закреплен в 1992 году в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а широкое применение получил после выхода первого стандарта по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/94 (28.07.94 N 100).

<*> Вариант перевода с английского словосочетания “accountig policies”, применяемого в документах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Учетная политика организации – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающих первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Учетная политика должна обеспечивать:

– полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

– своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности (требование своевременности);

– большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

– отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

– рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета;

– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Например, налогоплательщики признают расходы для целей налогообложения либо по методу начисления, либо по кассовому методу. Порядок признания расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения прибыли. В случае если налогоплательщик не утвердил в учетной политике для целей налогообложения метод признания доходов и расходов, должен применяться общеустановленный метод – метод начисления. Один из методов признания доходов и расходов, принятый налогоплательщиками, применяется как к доходам, так и к расходам организации. Также необходимо иметь в виду, что кассовый метод могут применять не все налогоплательщики. Порядок и условия применения данных методов признания доходов и расходов установлен ст. 271 – 273 Налогового кодекса РФ ( Приложения 5 и 6 ).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны не реже одного раза в три года проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризации подлежит все имущество организации (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы) независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

Периодичность проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев обязательной инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

– при смене материально-ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи;

– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные в результате инвентаризации излишки приходуются, а неоправданные недостачи возмещаются в установленном порядке виновными лицами.

В Приложении 7 приведен общий порядок проведения инвентаризации на предприятии.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в соответствующем порядке. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

– изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

– разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

– существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении; указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.

Содержание приказа об учетной политике предприятия, а также требования и критерии ее формирования приведены в Приложении 8.

Открыть полный текст документа

Содержание и направление учетной политики должны максимально воздействовать на финансовые результаты деятельности предприятия и позволять избегать разногласий с налоговыми органами.

Требования к учетной политике в области бухгалтерского учета и отчетности регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н (Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н ).

Раскрытие учетной политики

Вопрос раскрытия (придания гласности) учетной политики рассматривается в главе 3 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

• способы амортизации основных средств;

• способы амортизации нематериальных и иных активов;

• способы оценки производственных запасов;

• способы оценки товаров;

• способы оценки незавершенного производства;

• способы оценки готовой продукции;

• способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

• другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности согласно законодательству Российской Федерации (Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ ). НК РФ (Налоговый кодекс ) ), в частности, относятся:

• учредители (участники) организации или собственники ее имущества;

• территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации; налоговые органы;

• вышестоящий орган (для бюджетных организаций);

• орган, уполномоченный управлять государственным имуществом (для государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Обязанность по раскрытию (приданию гласности) учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. Такая публикация может быть произведена:

• в соответствии с законодательством РФ (открытые акционерные общества, страховые организации, банки, биржи, инвестиционные фонды);

• в соответствии с учредительными документами;

• по собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие учетной политики не предусматривается.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Правовое регулирование отношений, связанных с формированием и применением учетной политики для целей бухгалтерского учета, осуществляется следующими нормативными документами:

• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н) (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н ) ;

• Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н) (Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н ).

Пунктом 2 ПБУ 1/98 закреплено понятие учетной политики организации. В соответствии с этим пунктом под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Данное положение распространяется на все российские организации, независимо от их организационно- правовых форм.

Под формированием учетной политики понимается совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающаяся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятии и утверждении.

Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:

1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:

• допущение имущественной обособленности;

• допущение непрерывности деятельности;

• допущение последовательности применения учетной политики;

• допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

3. Учетная политика должна содержать:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Учетная политика должна обеспечивать:

• полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

• своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

• отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

• рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

В статье использованы документы:

• Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”. В ред. от 18.09.06 (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н ).

• Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (принят ГД ФС РФ 23.02.96). В ред. от 03.11.06 (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ ).

• Приказ Минфина РФ от 09.12.98 №60н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98″. В ред. от 30.12.99 (Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н ).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где удобно. Будьте всегда в курсе главного!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

  • Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673)
    Документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, утвердившего новое Положение.
  • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) “О бухгалтерском учете” Документ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

PPT.RU – Власть. Право. Налоги. Бизнес

© 1997 – 2017 PPT.RU
Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.

Учётная политика

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/2008 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

  • допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;
  • допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Следует заметить, что присутствие в Законе N 129-ФЗ нормы о том, что первичный учётный документ является основой бухгалтерского учёта, не отвечало требованию приоритета содержания перед формой.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Важным новшеством является отсутствие в нём требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учётной документации, утверждённых Госкомстатом РФ.

Теперь используемые в организации формы первичных документов утверждает её руководитель.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

  • изменилось законодательство
  • вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта
  • происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ
  • Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  1. Рабочий план счетов.
  2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.
  3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
  4. Способ начисления амортизации :
    • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  5. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:
    • по средней себестоимости; по себестоимости единицы запасов; ФИФО.
  6. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:
    • в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
  7. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:
    • по покупным ценам (без учёта наценки);
  8. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:
    • доходы от обычных видов деятельности;
  9. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):
    • по мере готовности работы, услуги, продукции;
  10. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:
    • как материалы.

Учётная политика для целей налогового учёта

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:
    • метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
    • кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.
  2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:
    • по стоимости единицы запасов (товара);
    • по средней стоимости;
    • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 метод ЛИФО исключён из правил налогообложения.

  1. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:
  • линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  • нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

  1. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:
  • резерв по сомнительным долгам;
  • резерв по гарантийному ремонту;
  • резерв по ремонту основных средств;
  • резерв на оплату отпусков и вознаграждений;
  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
  • Метод исчисления налога на добавленную стоимость:
    • «по отгрузке» — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;
    • «по оплате» — по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.
  • Учетная политика является сводом правил отражения движения имущества, доходов, расходов и прочих операций, относящихся к бухгалтерскому и налоговому учету, которым постоянно и в обязательном порядке следует организация.

    Ее формирование является обязательным этапом ее деятельности не только в целях регламентации ведения бухгалтерского учета, но и для целей налогообложения.

    Разделы и приложения учетной политики

    Отечественным законодательством не обозначены определенные требования к составлению разделов учетной политики. Однако традиционно данной положение разделено на две части – бухгалтерскую и налоговую.

    Бухгалтерская учетная политика может включать следующие разделы:

    • Организационно-технический. Включает описание структуры бухгалтерии, формы учета (журнально-ордерной либо автоматизированной) и порядка инвентаризационного процесса.
    • Методологический. Включает указание способов ведения учета, а также используемый план счетов.

    Налоговая часть учетной политики может включать три раздела:

    1. Указание принципов ведения учета налогов.
    2. Приведение методов расчета тех или иных налогов.
    3. Приведение регистров налогового учета.

    Положение о политике может быть дополнено приложениями, конкретный перечень которых остается на усмотрении составителя Политики.

    Для методологической части Положения такие приложения могут включать перечни основных средств и нематериальных активов, по которым производится начисление амортизации теми либо иными способами, а также номенклатуры статей учета затрат и коммерческих расходов.

    Для организационно-технической части приложения могут состоять из:

    • положения о бухгалтерии;
    • должностных инструкций главного бухгалтера, бухгалтеров и кассира;
    • рабочего плана счетов;
    • форм документов первичного учета;
    • утвержденных форм налоговых учетных регистров;
    • графика документооборота;
    • номенклатуры дел бухгалтерии;
    • перечня лиц, обладающих правом подписи бухгалтерских документов и прочее.

    Принципы учетной политики

    Формирование Политики организации строится на основных принципах ведения учета. К ним относится принципы:

    • целостности и непрерывности ведения учета;
    • имущественной обособленности (от прочих организаций);
    • документирования всей деятельности;
    • количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности;
    • рациональности и непротиворечивости, а также прочие экономические принципы.

    Таким образом, можно отметить, что учетная политика является сводом правил и способов ведения бухгалтерского и налогового учета, которым постоянно и в обязательном порядке следует организация.

    Для целей налогообложения в Политике приведены правила, опираясь на которые организация систематизирует и обобщает информацию о собственных хозяйственных операциях в течение налогового периода для того, чтобы определить налогооблагаемую базу для конкретных налоговых вычетов.

    Для целей бух. учета Политика решает вопросы, связанные с составлением плана счетов, принятием форм документов и регистров, и составлением конкретных указаний по ведению учета.

    Составлением Положения занимается главный бухгалтер, после чего оно утверждается руководителем.

    Учетная политика разделена на две части – бухгалтерскую и налоговую, включающих методологический и организационно-технический разделы.

    Политика строится на основных принципах ведения учета, а составление Положения является обязательным для каждого хозяйствующего субъекта.

    Образец приказа об учетной политике

    Как составить учетную политику ООО?

    Цитата (Журнал «Упрощенка» 11.12.2014):Учетная политика по бухучету Учетная политика для ООО на УСН — это документ, в котором отражены все способы организации бухгалтерского учета компании (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
    В настоящее время правила формирования и раскрытия учетной политики организаций устанавливает ПБУ 1/2008. На основании данного документа при формировании учетной политики утверждаются (п. 4 ПБУ 1/2008):
    рабочий план счетов бухгалтерского учета.формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;способы оценки активов и обязательств;правила документооборота и технология обработки учетной информации;порядок контроля за хозяйственными операциями;другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации должна обеспечивать в том числе полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (п. 6 ПБУ 1/2008).
    Если организация, применяющая УСН, является субъектом малого предпринимательства, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).
    При упрощении ведения бухгалтерского учета организация должна отразить данную информацию в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
    Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна применяться последовательно из года в год с момента создания организации. Такие правила закреплены в части 5 статьи 8 Закона № 402-ФЗ.
    Основаниями для внесения изменений в учетную политику могут быть следующие события (ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008):
    1) изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
    2) разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    3) существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
    Изменения бухгалтерской учетной политики должны вводиться с начала финансового года, если иная дата не обусловлена самой причиной внесения изменений (п. 7 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008). Изменения в учетную политику должен утвердить руководитель организации путем издания соответствующего приказа или распоряжения (ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. п. 8, 11 ПБУ 1/2008).
    Не забывайте, что учетная политика должна быть утверждена руководителем до начала года, поэтому даже если вы на 2015 год делаете учетную политику только сейчас, утвердите ее все равно концом 2014 года.
    Приведем пример основных моментов, которые желательно отразить в учетной политике для бухгалтерского учета организациям, применяющим УСН в том числе и в 2015 году:
    1. Использовать сокращенное количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (Порядок упрощения способа ведения бухгалтерского учета представлен в Информации Минфина России № ПЗ-3/2012).

    Хозяйственные операции Общий счет  Счета, которые можно объединить
     Учет производственных запасов 10 «Материалы» 10 «Материалы»
    07 «Оборудование к установке»
    11 «Животные на выращивании и откорме»
    Учет затрат, связанных с производством и продажей продукции  20 «Основное производство
    44 «Расходы на продажу»
    20 «Основное производство»
    23 «Вспомогательное производство»
    25 «Общепроизводственные расходы»
    26 «Общехозяйственные расходы»
    28 «Брак в производстве»
    29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
     Учет готовой продукции и товаров  41 «Товары» 41 «Товары»
    43 «Готовая продукция»
    Учет дебиторской и кредиторской задолженности 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
    71 «Расчеты с подотчетными лицами»
    73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
    75 «Расчеты с учредителями»
    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
    79 «Внутрихозяйственные расчеты»
     Учет денежных средств в банках  51 «Расчетные счета» 51 «Расчетные счета»
    52 «Валютные счета»
    55 «Специальные счета в банках»
    57 «Переводы в пути»
    Учет капитала фирмы  80 «Уставный капитал» 80 «Уставный капитал»
    82 «Резервный капитал»
    83 «Добавочный капитал»
     Учет финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки» 90 «Продажи»
    91 «Прочие доходы и расходы»
    99 «Прибыли и убытки»

    2. Не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденных приказом Министерства финансов от 24.10.2008 № 116н.
    3. Не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).
    4. В случае отсутствия важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, включающем следующие формы:
    бухгалтерский баланс;отчет о финансовых результатах. Использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
    5. Включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям.
    6. Не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.
    7. Не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности.
    8. Не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.
    9. Отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
    10. Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета.
    11. Утвердить перечень первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций (с 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (кроме кассовых документов).
    Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов и перечень данных первичных документов должен содержаться в учетной политике (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
    1. ___________________________________________________________________;
    2. ___________________________________________________________________;
    3. ___________________________________________________________________.
    Образцы форм первичных учетных документов приведены в Приложении № ___ к настоящему Положению.
    Утвердить следующие формы регистров бухгалтерского учета, применяемых для оформления хозяйственных операций (для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы регистров бухгалтерского учета, разработанные организацией самостоятельно):
    1. ___________________________________________________________________;
    2. ___________________________________________________________________;
    3. ___________________________________________________________________.
    Образцы форм регистров бухгалтерского учета приведены в Приложении № ___ к настоящему Положению.
    Учетная политика ООО на 2015 год для малого предприятия, образец Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
    ПРИКАЗ № 56
    об утверждении учетной политики для целей бухучета
    г. Москва 30.12.2014
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить учетную политику для целей бухучета на 2015 год согласно приложению.
    2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.
    Директор А.В. Львов
    Приложение
    к приказу
    от 30.12.2014 № 56
    Учетная политика для целей бухучета
    Учетная политика для целей бухучета разработана в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
    Элементы и принципы учетной политики:
    1. Бухучет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.
    Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
    2. Бухучет ведется с применением двойной записи.
    Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
    3. Бухучет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.
    Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
    4. В бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики отражаются перспективно.
    Основание: пункт 15.1 ПБУ 1/2008.
    5. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.
    6. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные федеральными органами исполнительной власти РФ. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, приведен в приложении к настоящей учетной политике.
    Основание: часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
    7. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приложении 2.
    Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
    8. Бухучет ведется с применением единого регистра бухгалтерского учета – книги учета фактов хозяйственной деятельности, утвержденной в приложении к настоящей учетной политике.
    Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    9. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.
    Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.
    10. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.
    Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.
    11. Существенная ошибка, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской отчетности, исправляется записями за текущий период по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором выявлена ошибка, без ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности.
    Основание: пункты 9 и 14 ПБУ 22/2010.
    12. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухучета.
    Основание: часть 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
    13. Переоценка основных средств не производится.
    Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.
    14. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд.
    При этом должны одновременно соблюдаться условия:
    объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;
    организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
    стоимость объекта превышает 40 000 руб.
    Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.
    15. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
    Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
    16. Понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений основных средств не применяются.
    17. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.
    Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.
    18. Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.
    Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.
    19. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации
    отчетного периода, за исключением затрат на регулярные ремонты, осуществляемые по технологическим требованиям.
    Основание: пункт 27 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01.
    20. Все производственные запасы, учитываемые на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», могут быть отражены на обобщенном счете 10 «Материалы».
    Основание: подпункт «а» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    21. Для обобщения информации о готовой продукции и товарах используется счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»).
    Основание: подпункт «в» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    22. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный номер материального запаса.
    Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.
    23. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
    Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
    24. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по средней себестоимости.
    Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.
    25. Все виды материально-производственных запасов отражаются в учете по ценам их приобретения у поставщиков без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
    Основание: пункт 13 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), пункт 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
    26. Фактическая себестоимость товаров формируется с учетом транспортно-заготовительных расходов при их приобретении.
    Основание: пункт 6 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
    27. Переоценка нематериальных активов не производится.
    Основание: пункт 17 ПБУ 14/07.
    28. Обесценение нематериальных активов в бухучете не отражается.
    Основание: пункт 22 ПБУ 14/07.
    29. Амортизация по всем объектам нематериальных активов начисляется линейным способом.
    Основание: пункт 28 ПБУ 14/2007.
    30. Для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), используется счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу».
    Основание: подпункт «б» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    31. Для обобщения информации о дебиторской и кредиторской задолженности используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
    Основание: подпункт «г» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    32. Все расходы по займам признаются прочими расходами.
    Основание: пункт 7 ПБУ 15/2008.
    33. Для учета денежных средств в банках применяется счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).
    Основание: подпункт «а» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    34. Для учета капитала применяется счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»).
    Основание: подпункт «б» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    35. Выручка признается в бухучете по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах «а», «б», «в» и «д» пункта 12 ПБУ 9/99. Расходы признаются после погашения задолженности.
    Основание: пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99.
    36. Для учета финансовых результатов применяется счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).
    Основание: подпункт «в» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».
    37. Доходы и расходы по договору строительного подряда признаются без применения ПБУ 2/2008.
    Основание: пункт 2.1 ПБУ 2/2008.
    38. Единицей учета финансовых вложений является серия.
    Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.
    39. Затраты, связанные с приобретением финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 10 настоящей учетной политики, признаются прочими расходами.
    Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.
    40. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.
    Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.
    41. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухучете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
    Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.
    42. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.
    Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.
    43. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.
    Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.
    44. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
    Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.
    45. Резерв на предстоящую оплату отпусков сотрудникам не создается.
    Основание: пункт 3 ПБУ 8/2010.
    46. ПБУ 18/02 не применяется.
    Основание: пункт 2 ПБУ 18/02.
    47. ПБУ 11/2008 не применяется.
    Основание: пункт 3 ПБУ 11/2008.
    48. ПБУ 16/02 не применяется.
    Основание: пункт 3.1 ПБУ 16/02.
    49. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 3. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
    Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.
    50. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.
    Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
    51. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
    Основание: пункт 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
    52. Бухгалтерская отчетность представляется в сокращенном объеме. Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
    Основание: пункт 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
    Главный бухгалтер А.С. Глебова
    Налоговая учетная политика по УСН
    Налоговый учет ведут все «упрощенцы». Поэтому учетная политика для целей налогового учета нужна всем – организациям и индивидуальным предпринимателям на УСН.
    Напрямую Налоговый кодекс не обязывает оформлять учетную политику. Однако при проверке такой документ поможет вам обосновать принятый порядок учета.
    Учетная политика УСН должна быть утверждена приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Образец приказа об учетной политике при УСН на 2015 год смотрите ниже. Для вновь созданных организаций и предпринимателей Налоговым кодексом не установлен срок, в течении которого нужно принять данный документ. Однако в ваших интересах оформить налоговую политику как можно быстрее. Сделать это целесообразно одновременно с утверждением бухгалтерской учетной политики, то есть не позднее 90 дней со дня госрегистрации (п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Далее учетная политика предприятия применятся последовательно из года в год, и утверждать ее ежегодно не нужно. Однако не запрещено оформлять новую учетную политику на каждый год. В этом случае документ начинает действовать с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего приказа.
    При необходимости в действующую учетную политику вносятся изменения. Это возможно, если вы разработали новые способы ведения налогового учета (при условии, что налоговое законодательство предусматривает возможность выбора из нескольких вариантов). Обновление учетной политики обязательно, если меняется действующее законодательство. При этом изменения учетной политики оформляются приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). И «новшества» вступают в силу с начала следующего года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.
    Обратите внимание, если вы сразу не прописали необходимые способы учета или у вас появились новые виды деятельности, внесите дополнения в учетную политику. Дополнения не являются изменением учетной политики и могут вноситься в нее в любой момент. Все дополнения должны быть утверждены приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).
    Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь налоговым законодательством РФ.
    Отразите в документе порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых законодательством предусмотрено несколько вариантов учета. Например, метод оценки материалов при их списании, порядок нормирования процентов по заемным средствам.
    Также в учетной политике пропишите вопросы, не урегулированные налоговым законодательством. Например, порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к деятельности на УСН или ЕНВД (при совмещении этих режимов). В этом случае исходите из рекомендаций контролирующих органов, судебной практики.
    Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно.
    Обратите внимание, что отражать в учетной политике нужно только те способы учета, которые относятся к уже имеющимся активам и обязательствам, совершаемым операциям. Не нужно записывать способы учета абсолютно всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора либо не содержит правил. Так, если торговая деятельность не ведется, то нет смысла прописывать в учетной политике порядок оценки покупных товаров при их списании.
    Редакция журнала подготовила образцы учетной политики для целей налогообложения. Для компаний на УСН с объектом доходы. И предпринимателей с объектом доходы минус расходы.

    Кто должен разрабатывать

    Ответственность за формирование учетной политики организации несет непосредственно главный бухгалтер учреждения. Руководитель же отвечает за сам процесс организации бухучета, за соблюдение норм и правил действующего законодательства при исполнении финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (ст. 6 402-ФЗ от 06.12.2011).

    Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

    ВАЖНО! Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

    УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.