Учет шин в бюджетных учреждениях

Содержание

Учет шин в бюджетных учреждениях

3. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

автотранспортных средств

3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 — 3.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

Hi = H x K1 x K2,

где:

H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл.

Service Temporarily Unavailable

4);

K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

Приказ о норме расхода автошин. Нормы списания зимней резины

Как списать автошины в бухучете

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются.

Страница не найдена

Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090.

В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы. Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы, субсчет «Запчасти в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы и «Прочие материалы в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы, субсчет 6 «Прочие материалы К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы. Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Норма пробега автошин

Нормы пробега автомобильных шин, установленные Минтрансом России, используются в коммерческих учреждениях, владеющих собственным автопарком.

Указанные нормы используют корпоративные владельцы автомобилей для списания отслуживших покрышек. Это могут быть предприятия, принадлежащие государству и частным лицам. Разница в том, что для первых установленные стандарты являются обязательными. Частные компании имеют возможность менять шины на транспорте раньше срока, указанного в нормативных документах.

Нормы пробега различных автошин

Государственными стандартами установлены различные нормы пробега авторезины для транспорта разной грузоподъемности:

  • легковые и легкогрузовые машины, имеющие грузоподъемность до 2 т — 45 000 км
  • грузовые транспортные средства с грузоподъемностью 2-4 тонны — 60 000 км
  • тяжелые грузовики с грузоподъемностью, превышающей 4 тонны — 65-70 000 км
  • автобусы — 90-95 000 км

Расчет нормы пробега производится по установленным значениям и корректирующим коэффициентам. Коэффициенты применяют для автошин, используемых в экстремальных условиях. Между установленными российским и европейскими законодателями нормами существует большая разница. Например, минимальное значение пробега в Европе равняется 30 000 км, а максимальное устанавливается на отметке 120 000 км.

Нормы пробега и характеристики резины

Нормы пробега автомобильных шин устанавливаются в соответствии с прогнозируемым износом покрышек. Для определения этих стандартов использованы следующие характеристики авторезины:

  • качественный показатель, который в основном зависит от применяемых в производстве технологий
  • состав резиновой смеси, содержание в ней компонентов, увеличивающих эластичность и устойчивость к износу (каучук, силика)
  • индивидуальные показатели автошины: размер, сезонность, тип

Также учитываются условия эксплуатации резины и автомобиля. Необходимо делать поправку на содержание покрышек в необходимых условиях, регулярность диагностики и обслуживания автомобиля, стиль вождения, соблюдение водителем скоростного режима.

Производители шин самостоятельно устанавливают нормы пробега для своих покрышек. В первую очередь рекомендуется руководствоваться уровнем износа протектора. Для этого можно использовать специальные приспособления, измерять высоту протектора линейкой или ориентироваться на установленные производителем отметки.

Нормы пробега для автошин по ГОСТУ носят обязательный характер только для государственных учреждений и не всегда соответствуют реальной возможности использовать одни покрышки в течение указанного срока.

Приказ о норме расхода автошин

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета. Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9 Временных норм , можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы.

УЧЕТ АВТОШИН: зимней, сезонной, изношенной

Категория: Бланки на списание шин. Учет шин, авторезины. Замена и Учет сезонных, всесезонных, изношенных шин. Авторезина. Бухгалтерский и налоговый учет авторезины.

Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 распоряжение Минтранс РФ от 21.01.2004 АК-9р РД 3112199-1085-02 Учет авторезины, шин. «Автомобильная резина в запасе; «Автомобильная резина в обороте; «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению.

Приказ о норме расхода автошин

При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Также конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией.

Последующий учет ГСМ осуществляется в программе для расчета расхода топлива, используемой организацией или ручным учетом.

Удобная программа для ведение путевых листов и расчета расхода ГСМ.

Демосервер и тестовый период.

Попробуйте и вам понравится.

РД 3112199-1085-02 Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

5. Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей (категории N1, N2 ,N3) 6. Среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов (категории М2 и М3) 7.

Поправочные коэффициенты (К1) в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств 8. Поправочные коэффициенты (К2) в зависимости от условий работы автотранспортных средств

Учет сезонных автомобильных шин (Коршунова Н

Поэтому советуем раздельно учитывать находящиеся на складе шины (новые, сезонные, отремонтированные).

Для этого можно открыть дополнительные субсчета третьего порядка к субсчету «Автошины в запасе. В бухгалтерском учете приобретение шин отражается следующими проводками: — перечислены денежные средства за шины; Дебет 10, субсчет «Запасные части, «Автошины в запасе, «Новые шины, Кредит 60 — отражена задолженность за приобретаемые шины; — отражен НДС, предъявленный продавцом;

Нормы пробега автомобильных шин Минтранс 2018

Автомобили отечественного производства и стран — членов СНГ

Автомобили зарубежного производства

©Все права защищены «Green Rain 2018 — 2018 гг.

Расчет потребности в автомобильных шинах

км.; радиальные шины с металлокордовым брекером – 70 тыс. км.; — для шин грузовых автомобилей с регулируемым давление воздуха – 30…35 тыс.

км. Эти нормативы должны уточняться для каждого конкретного типа и модели современной автомобильной шины. В целом для радиальных шин гарантийный пробег может быть выше на 20…30% по сравнению с диагональными.

Шины хранятся в вертикальном положении на стеллажах либо на полу или подставках методом вертикального складирования (одна на другую плашмя) в числом рядов не более 6…7 для легковых автомобилей и 4…5 для грузовых автомобилей.

Учет расходов на шины и диски зимой

18 января 2011

Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.

Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.

Основное средство?

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, бухгалтер включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда. Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств3 — в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 «Материалы» в составе запасных частей на субсчете 10-54.
Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.
Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство5 и списывают единовременно в полном объеме6. Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов7.
Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.
Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад. В этом случае пункт 112 Методических указаний8 рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа. Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета 10 в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.

Определяем износ шин

До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России9. Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения. На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета — документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.
До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин10 по формуле:

Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.
На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России11 сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов. С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой — отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения.
При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.
Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль. При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков. Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.

Пример
Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51
– 19 360 руб. — поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с предоплаты»
– 2953 руб. — принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины» КРЕДИТ 60
– 16 407 руб. (19 360 – 2953) — оприходовано колесо в сборе;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2953 руб. — учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»
– 19 360 руб. — зачет аванса;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 2953 руб. — принят к вычету НДС по колесу в сборе;
ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с предоплаты» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 2953 руб. — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины»
– 16 407 руб. — списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию.
Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ.
Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2380 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Колесные диски» КРЕДИТ 60
– 13 220 руб. (15 600 – 2380) — отражен расход по приобретению дисков;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 2380 руб. — принят к зачету НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 15 600 руб. — поставщику оплачены колесные диски;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Колесные диски»
– 13 220 руб. — списаны колесные диски в производство.

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне. Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 «Материалы» с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу. Записи отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 20 до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.

Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон — 7000 км).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 40 000 км; фактический пробег за летний сезон — 15 000 км).
Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб. (15 000 км : : 40 000 км x 10 424 руб.).
Бухгалтер отразит это проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат летних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20
– 6515 руб. (10 424 – 3909) — возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа.
Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км : 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат зимних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20
– 12 579 руб. (16 407 – 3828) — возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 «Материалы». На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.

Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.).
Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины. Проводки будут выглядеть следующим образом:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 10 424 руб. — возврат летних шин на склад по окончании сезона;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе»
– 16 407 руб. — установка зимних шин на автомобиль;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 10 424 руб. — списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 16 407 руб. — списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.


Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании «Реал-аудит»

Приобретенные диски должны быть классифицированы в бухгалтерском учете как запасные части и учитываться в составе МПЗ независимо от стоимости единицы на субсчете 10.5. Они не могут быть признаны основными средствами, так как не соответствуют определению инвентарного объекта по пункту 6 ПБУ 6/01.
В налоговом учете диски также не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда и, следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса.
Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Автор статьи:
И.С. Гривцова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

1 подп. 4 п. 1 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
2 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
3 утв. пост. Правительства России от 01.01.2002 № 1
4 приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5 п. 2 ст. 272 НК РФ
6 п. 2 ст. 318 НК РФ
7 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н
9 утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9р
10 утв. Минтрансом России от 04.04.2002 РД 3112199-1085-02
11 письмо Минтранса России от 11.05.2010 № 03-03/08-269пс

Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Списание автошин по пробегу образец

ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; • сумма расхода может быть определена; • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Кроме этого замену шин, приобретенных вместо непригодной авторезины, поступившей в составе автомобиля, можно считать ремонтом машины, следовательно, на основании п. 27 ПБУ 6/01 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором ремонт завершен. На основании вышеизложенного применение данного варианта учета шин можно считать обоснованным.

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Инфо Методических указаний по учету МПЗ стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся.
Кроме этого, для бухгалтеров крупных транспортных компаний списание стоимости шин на затраты в момент их ввода в эксплуатацию может существенно повлиять на показатель прибыли. Таким образом, применение данного варианта учета стоимости шин и их списания является наиболее оптимальным (см.

Нормы списания автошин

Внимание Списанные шины, использование которых возможно в хозяйственных целях или которые подлежат сдаче в виде отходов (подлежат утилизации), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей (п. 129 Указаний по учету материально-производственных запасов). Остающиеся от списания шин отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации. Согласно Плану счетов наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитываются на счете 10, субсчет 6 «Прочие материалы», как отходы.

Учет автомобильных шин в казенном учреждении

Нормативные акты: Нормы списания автошин «РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств»(утв. Минтрансом РФ 04.04.2002)(вместе с «Классификацией автотранспортных средств»)(с изм.

от 07.12.2006) Утверждаю Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нормы списания автошин Тематический выпуск: Автомобиль в организации(Климова М.А.)(«Экономико-правовой бюллетень», 2015, N 1) Имеется еще один обязательный к применению всеми эксплуатантами автотранспорта руководящий документ — Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002 (Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394 сообщается, что данный документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов).

Особенности акта на списание запчастей автомобиля в россии

То есть все списываемые детали должны идентифицироваться максимально подробно, чтобы исключить вероятность ошибочного списания иных объектов. Это же касается и стоимости списываемых запчастей. Списывается сумма, потраченная на приобретение нужной детали, а не остаточная стоимость изношенной запчасти. Списание запчастей требует соблюдения некоторых предварительных процедур.

Так акт на списание запчастей может составляться только по окончании процесса по выявлению дефектов и установления объема работ. А изначально необходим надлежащий приказ руководителя. Формирование приказа по транспортному средству Для формирования приказа по транспортному средству изначально требуется техническое заключение о выходе автомобиля из строя по причине физического износа деталей.

Сообщество oboznik.ru

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле: Hi= H x K1х К2, где:H – среднестатистический пробег шины, тыс. км (величина приведена в приложении к учетной политике);K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70R14 автомобиля марки Toyota – 50 000 км.В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности.

Важно Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле: Иш =(Вн — Вф)х 100 %. (Вн — Вдоп) Износ шин, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм – для легковых автомобилей, 20 мм – для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной шины равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость шины, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой шины. Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный.

По этой причине случаются такие нарушения как: Списание запчастей при выдаче со склада прямым расходом А не посредством акта. В этой ситуации необоснованной остается причина передачи запчастей, поскольку не обоснована необходимость осуществления ремонта и замены запчастей. Нужно использовать образец акта списания запчастей на ремонт автомобиля Запчасти списываются Без подтверждения установки их на автомобиль Отсутствие в документе Подтверждающем списание запчастей, наименований должностей и фамилий лиц, подписавших документ Списание приобретенных запчастей Без предварительного оприходования таковых Что касается самого акта списания запчастей на автомобиль, то действительность документа признается лишь при соблюдении основных требований.
Таких как наличие обязательных реквизитов и точность данных.

Это уменьшит давление на дорогу и ухудшит сцепление с дорогой. Частично это можно компенсировать применением более мягкой модели резины. 4 Обращайте внимание на коэффициент сцепления и соответствие этой характеристики вашим целям. Требуемый коэффициент сцепления зависит от веса машины.
Коэффициент сцепления всегда обозначается цифрой в названии, например, BRIDGESTONE «DMZ-3». Цифра 3 обозначает, что это самая мягкая резина в этом модельном ряду и обладает максимальным коэффициентом сцепления. Они идеально подходят для тяжелых машин с небольшими колесами, например, микроавтобусов, таких как Mitsubishi «Delica и аналогичных.

Существуют покрышки и для диаметрально противоположных целей, например, Nokian «Hakkapelliita-5». Такие покрышки идеально подойдут для легкой машины с большими колесами, таких как Suzuki «Escudo» или Toyota «RAV-4» или аналогичных.

Списание автошин по пробегу образец в бюджетных учреждениях

Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость использовать субсчета второго порядка, например 10-5-1 «Шины в запасе, 10-5-2 «Шины в обороте». Тогда при приемке шин со склада в эксплуатацию оформляется бухгалтерская запись: Дт10-5-1 — Кт10-5-2, а при списании шин с учета по причине непригодности к эксплуатации: Дт20, 23, 25, 26 — Кт10-5-2. Однако при использовании такого варианта нарушается методология бухгалтерского учета, и вот почему.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 №106н) учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). При списании шин вследствие их непригодности к эксплуатации данное требование не соблюдается.

Как правильно организовать учет автошин?

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила № АЭ 001-04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение(Инструкция № 162н*)Бюджетное учреждение(Инструкция № 174н**)Автономное учреждение(Инструкция № 183н***)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Отражены расчеты по приобретению автошин…
…в безналичном порядке
1) без авансирования по контракту
1 302 34 830 1 304 05 340 0 302 34 830 0 201 11 610 0 302 34 000 0 201 11 000
2) при авансировании по контракту
1 206 34 5601 302 34 830 1 304 05 3401 206 34 660 0 206 34 5600 302 34 830 0 201 11 6100 206 34 660 0 206 34 0000 302 34 000 0 201 11 0000 206 34 000
…наличными деньгами
1 208 34 560 1 201 34 610 0 208 34 560 0 201 34 610 0 208 34 000 0 201 34 000
Сформирована фактическая стоимость автошин, приобретенных…
…у поставщика
1 106 34 340 1 302 хх 730 0 106 34 340 0 302 хх 730 0 106 34 000 0 302 хх 000
…через подотчетное лицо
1 106 34 340 1 208 хх 660 0 106 34 340 0 208 хх 660 0 106 34 000 0 208 хх 000
Приняты к учету автошины…
…по фактической стоимости
1 105 36 340 1 106 34 340 0 105 36 340 0 106 34 340 0 105 36 000 0 106 34 000
…по стоимости приобретения (при отсутствии дополнительных расходов)
1 105 36 340 1 302 34 7301 208 34 660 0 105 36 340 0 302 34 7300 208 34 660 0 105 36 000 0 302 34 0000 208 34 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Отражаем в учете замену шин

Акценты этой статьи:

  • чем является замена шин на автомобиле – ремонтом или техобслуживанием;
  • как отражается в учете операция по замене шин.

Когда можно заменить шины

Шины на автомобиле можно заменить в следующих случаях:

1. В случае окончания срока эксплуатации. Срок использования шины зависит от ее фактического пробега (ресурса) и высоты рисунка протектора. Предельные значения высоты рисунка протектора пневматических шин приведены в приложении 6 к Нормам, утвержденным приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488 (далее – Приказ № 488, Нормы № 488).

Средний срок эксплуатации шин исчисляется по алгоритмам с поправкой на коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации (например, климатические условия, тип дорожного покрытия, грузоподъемность автомобиля и др.).

Однако если производителем шин установлены другие нормы их эксплуатации (например, это может указываться в договоре купли-продажи, в эксплуатационной документации и т. п.), то предприятие должно применять эти нормы, а не те, что утверждены Приказом № 488.

Если же нормы эксплуатации для приобретенных шин не указаны ни в Нормах № 488, ни в документах производителя – тогда предприятию нужно заказать разработку временных норм в ведущей организации по таким вопросам (п. 3.7, 5.1 Норм № 488).

2. В случае фактического износа. Шины могут списываться не только по окончании срока эксплуатации, повод для их списания может наступить и раньше. Например, если будут обнаружены эксплуатационные или производственные дефекты, которые не подлежат ремонту или их ремонт является экономически нецелесообразным (п. 3.2 Норм № 488).

3. Сезонная замена. Замена летних шин на зимние и наоборот. Эта операция не зависит от выработки ресурса шины.

Замена шин: ремонт или техобслуживание?

Порядок техобслуживания (далее – ТО) и ремонтов автомобиля регламентируется Положением, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее – Положение № 102). Это же Положение содержит и определение терминов (п. 1.3), в частности:

ТО – это операции по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля во время его эксплуатации, хранения, транспортировки;

текущий ремонт – работы, в ходе которых происходит замена и/или обновление отдельных изношенных частей, выполняемые для обес- печения или восстановления работоспособности транспортного средства (далее – ТС);

капитальный ремонт – замена или обновление любых частей ТС (в т. ч. и основных) с целью восстановить исправность и полный или близкий к полному ресурс такого ТС.

Из этих определений можно сделать вывод, что операцию по замене шин нельзя считать ремонтом, она является частью ТО.

И пусть вас не смущает тот факт, что операция по замене шин не упоминается в перечнях операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102) и ТО-2 (приложение Б к Положению № 102) и в приложении В, где указаны виды сезонного ТО.

Ведь в этих приложениях прямо сказано, что перечень работ, приведенный в них, является примерным. Поэтому рекомендуем вам разработать и утвердить приказом по предприятию перечень операций, которые относятся к ТО, куда включить и замену шин.

Документальное оформление замены шин

Текущие эксплуатационные характеристики шины отражаются в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины по форме, приведенной в приложении 5 к п. 7.1 Норм № 488 (далее – карточка).

В карточке отражается, в частности, фактический пробег и технические характеристики шины на дату ее установки на автомобиль и на дату снятия с автомобиля, остаточная высота рисунка протектора, причины изъятия шины из эксплуатации (в т. ч.

и в случае сезонной замены).

При отпуске шин со склада и при передаче на склад оформляется Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Отражение замены шин в учете

Бухгалтерский учет

Учет шин зависит от способа их поступления.

1. Если шины приобретаются вместе с автомобилем (т. е. их цена входит в стоимость автомобиля), то их стоимость числится на субсчете 105 «Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля. То есть замена шин и их списание в этом случае отражается только в аналитическом учете предприятия.

2. Если шины приобретаются и приходуются отдельно, тогда они относятся к запасам и учитываются на субсчете 207 «Запасные части». В этом случае при передаче шин в эксплуатацию можно выделить два варианта учета:

Вариант 1. Стоимость шин при передаче в эксплуатацию списывается на расходы – в зависимости от направления использования ТС: Дт 23, 91–93 – Кт 207.

При возврате шин из эксплуатации (например, в случае сезонной замены) они приходуются на баланс по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9) проводкой Дт 207 – Кт 719.

При следующей передаче шин в эксплуатацию их стоимость снова списывается с баланса.

При использовании этого варианта стоимость шин в периоде их эксплуатации на бухгалтерских счетах не отражается, учет шин ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Вариант 2. При передаче в эксплуатацию шины учитываются по первоначальной стоимости. Шины учитываются по первоначальной стоимости до момента их фактического списания. К субсче- ту 207 открывают счета второго порядка (например, 20711 «Шины на складе», 20712 «Шины в эксплуатации»).

Отметим, что недостатком этого варианта является завышенная стоимость шин в учете. Ведь, согласно п. 24 П(С)БУ 9, запасы должны отражаться в бухучете по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации.

А поскольку при эксплуатации шин их стоимость снижается, то получается, что реальная стоимость активов предприятия завышена, а это влияет на достоверность финансовой отчетности.

Правда, такое влияние будет значительным только в случае, если стоимость шин является существенной по сравнению со стоимостью других активов предприятия.

Плюс этого варианта в том, что оборот шин можно отследить на бухгалтерских субсчетах.

Какой из двух вариантов выбрать, бухгалтер предприятия решает сам, опираясь на свое профессиональное суждение. Выбранный вариант учета шин рекомендуем закрепить в приказе об учетной политике предприятия.

Налоговый учет

Учет по налогу на прибыль ведется согласно данным бухучета. То есть эксплуатация шин не приводит к возникновению разниц между результатами налогового и бухгалтерского учета.

Исключение из этого правила – случай, когда шины оприходованы в составе автомобиля непроизводственного назначения, поскольку тогда расходы на амортизацию и ремонт не учитываются при определении базы налогообложения (пп. 138.3.2 Налогового кодекса). То есть финрезультат до налогообложения в этом случае будет увеличен на сумму амортизации, начисленной в бухучете.

Суммы НДС, уплаченные (начисленные) при осуществлении расходов на замену шин, включаются в состав налогового кредита отчетного периода – при наличии надлежащим образом оформленной и своевременно зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Пример

Предприятием были приобретены зимние шины для автомобиля, который используется в административных целях. Стоимость услуг СТО по замене шин составила 240 грн. (в т. ч. НДС – 40 грн.).

В таблице приведем учет шин по двум вышеприведенным вариантам.

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/11665-0

№ п/п операции Первичные документы Бухгалтерский учет
Дт Кт Сумма
1 2 3 4 5 6
Вариант 1
1 Оприходованы на склад зимние шины Накладная типовой формы М-12* 2071 631 3 700
2 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 740
3 Установлены зимние шины на автомобиль Типовая форма № М-11, карточка 92 2071 3 700
4 Отражены услуги СТО по замене шин Акт выполненных услуг 92 631 200
5 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 40
6 Поступили на склад летние шины, снятые с автомобиля Типовые формы № М-11, № М-12 2071 719 2 300
Вариант 2
1 Оприходованы на склад зимние шины Накладная типовой формы М-12* 20711 631 3 700
2 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 740
3 Установлены зимние шины на автомобиль Типовая форма № М-11, карточка 20712 20711 3 700
4 Отражены услуги СТО по замене шин Акт выполненных услуг 92 631 200
5 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 40
6 Поступили на склад летние шины, снятые с автомобиля Типовые формы № М-11, № М-12 20711 20712 2 300
* Утверждена Приказом № 193.

Отражение шин в бухучете зависит от способа их поступления на предприятие и допускает два варианта:

  • либо стоимость шин списывается в состав расходов при передаче их в эксплуатацию (например, при сезонной замене),
  • либо шины учитываются по первоначальной

Можно ли в бухгалтерском учете едновременно списать приобретенные шины

Шины переданы в эксплуатацию: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» — 25 000 руб.

Обоснованием равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, являются положения Методических указаний по учету материально-производственных запасов, предусматривающие зачисление на счет учета расходов будущих периодов стоимости материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Кроме того, такой подход позволяет соблюдать требование ПБУ 10/99 о соответствии доходов и расходов. Порядок равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, в настоящее время законодательно никак не закреплен. Каждое предприятие вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок такого списания.

Поэтому правила оформления операций, связанных с их поступлением и вводом в эксплуатацию, аналогичны общему порядку оформления поступающих и списываемых материалов. Поскольку момент списания стоимости автомобильных шин не совпадает с моментом их полного износа, организация должна обеспечить их сохранность и контроль за использованием.

Внимание

Документы, которые могут подтвердить обоснованность расходов по замене шин, законодательно не установлены. Однако заводить подобные документы для отражения всей информации об эксплуатации автомобильной шины целесообразно.

До 1 января 2008 года организации могли использовать бланк карточки, утвержденной распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р.

Учет шин, приобретенных отдельно от автомобиля Итак, в том случае, когда автомобильные шины приобретены вместе с автомобилем, они учитываются на счете 01 «Основные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля. Практика эксплуатации автомобиля свидетельствует о том, что автомобильные шины приходят в негодность гораздо быстрее, чем автомобиль, вместе с которым они были приобретены.

Обратимся к нормативным актам в части порядка ведения бухгалтерского учета. Начнем с констатации факта, что автомобильная шина не является объектом основных средств.

Учет автомобильных шин

При приобретении шин: Дебет 10-5 Кредит 60 – оприходованы автомобильные шины (на основании товаросопроводительных документов от поставщика); Дебет 20 Кредит 10-5 – введены шины в эксплуатацию (установлены на автомобиль).

При списании шин до истечения срока их нормативного использования: Дебет 10-5 Кредит 20 – отражена стоимость шин с учетом пробега (например, на основании требования-накладной); Дебет 91-2 Кредит 10-5 – отражены сверхнормативные расходы.

Организация вправе самостоятельно выбрать один из вариантов учета. При этом сделанный выбор не окажет влияния на расчет налогов (налога на прибыль, НДС, единого налога при упрощенке, ЕНВД).

Для целей налогообложения поступление и установка шин отражается как приобретение и замена запчастей в автомобиле. Сезонная замена шин При сезонной замене шин технические характеристики автомобиля не восстанавливаются.

Консультантплюс:форумы

Важно

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования в состав амортизируемого имущества они не включаются. Это объясняется следующим. Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство и включать его в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ). Во-вторых, автомобильные шины не поименованы в качестве отдельной позиции ни в Общероссийском классификаторе основных фондов, ни в разработанной на его основе Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.
№ 1. Однако определять срок полезного использования амортизируемого имущества нужно в соответствии с этими документами (п. 1 ст.

Статья

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению. Из буквального прочтения нормы п. 6 ст.

254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами.

Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Порядок учета норм списания и срока службы автомобильных шин

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7