Учет нефинансовых активов

Оформление Акта о списании объектов нефинансовых активов стоимостью до 3000 руб.

Оформление Акта о списании объектов нефинансовых активов стоимостью до 3000 руб.

Если из документа «Списание ОС в оперативном учете» сформировать печатную форму «Акт о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104)», то в колонках «Отметка бухгалтерии о списании» в колонке «Остаточная стоимость» выводится стоимость ОС.

Это ошибка?

Согласно пункту 373 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету. При этом конкретная форма акта, которую следует использовать, в Инструкции № 157н не приведена.

Согласно пункту 10 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) и Методических указаний по применению форм первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, отражается на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). При этом стоимость объектов ОС списывается со счета 101 00 «Основные средства» и ставится на учет на забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

В Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) нет упоминания про амортизацию, поскольку на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно амортизация не начисляется.

Форма Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, не зависят от вида счета, на котором учитывается объект основных средств, – балансовый или забалансовый.

В форме 0504104 предусмотрены графы 13-15 для указания суммы и бухгалтерской записи по списанию остаточной стоимости. Если амортизация на объект не начислялась, остаточная стоимость равна балансовой. Поэтому по объектам ОС, списываемых со счета 21, сумма списания отражается в графе 13.

Для списания однородных объектов основных средств — хозяйственного инвентаря приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н предусмотрена форма 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря». Эта форма успешно применяется в бюджетных учреждениях на протяжении многих лет.

По нашему мнению, для ОС в оперативном учете целесообразно применять форму 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря», так как в ней не требуется указывать амортизацию, балансовую и остаточную стоимость. Поэтому в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в документе «Списание ОС в оперативном учете» по умолчанию установлено формирование формы 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря».

Материал подготовлен сотрудникам телефонной линии консультации компании «Микос» на основе материалов фирмы 1С!
Сотрудники нашей телефонной линии консультации — ежедневно помогают в работе сотням бухгалтеров!
Хотите получать оперативную помощь по 1С? Заключите договор сопровождения с нашей компанией.
Хотите получать полезные советы по 1С от нашей линии консультации? Подпишитесь на рассылку на сайте прямо сейчас!
Звоните по телефону: 8 (351) 222-00-22 Или отправьте заявку на reklama@mikos.ru Получите консультацию наших менеджеров с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45.

В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье.

Выявляем неиспользуемое имущество

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н).

Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н). Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения. Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации). Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Создаем комиссию по списанию имущества

Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления необходимой документации на его списание (выбытие) с баланса учреждения приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия. Как правило, в состав комиссии включаются:

  • заместитель руководителя учреждения (председатель комиссии);
  • начальники соответствующих структурных подразделений (служб);
  • специалисты экономических служб (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера (бухгалтер));
  • специалисты технических служб (инженер, техник и т. д.);
  • представители иных служб.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты.

Лица, чьи обязанности связаны с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества, не могут быть привлечены в качестве экспертов для участия в заседаниях комиссии.

В компетенцию комиссии по списанию имущества входит:

  • осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества по причине нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • установление возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего имущества, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • организация физического уничтожения неоприходованных составных частей списанного имущества и их утилизация;
  • оформление актов обследования имущества;
  • подготовка акта о списании имущества и формирование пакета документов для согласования списания имущества в соответствии с перечнем, утверждаемым вышестоящим органом власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение.

Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

Согласуем списание имущества

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

– Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;

– Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения направляет (сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения) в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, следующие документы (п. 1, 2 Порядка № 96/30н):

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию. В нем указываются:

  • номер по порядку;
  • наименование объекта федерального имущества;
  • инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;
  • год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;
  • балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  • остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  • срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о комиссии и об ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые или в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.

Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей.

В большинстве случаев на рассмотрение комплекта документов уходит не больше месяца, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение. На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Отражаем списание имущества в бюджетном учете

Пришедшее в негодность имущество списывается с учета на основании следующих первичных учетных документов, утвержденных Приказом Минфина РФ № 52н:

Объекты учета Наименование первичного документа
Основные средства, нематериальные активы, иные материальные ценности (кроме транспортных средств, сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением) Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)
Транспортные средства Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Объекты библиотечных фондов Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)
Материальные запасы Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)
Мягкий инвентарь, посуда, однородные предметы хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно за единицу Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Учет операций по выбытию имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 55, 69, 120 Инструкции № 157н).

Выбытие основных средств по причине их морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления отражается в бюджетном учете по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), пре­дусмотренных при принятии решения о списании объектов (п. 51 Инструкции № 157н). Вместе со списанием с балансового учета стоимости объекта основных средств списанию подлежит сумма накопленных амортизационных отчислений по этому объекту.

Операции по списанию пришедших в негодность основных средств отразятся в бюджетном учете следующими проводками (п. 10 Инструкции № 162н):

Дебет Кредит
Списана сумма начисленной амортизации на объекты основных средств:
– недвижимого имущества 1 104 1х 410 1 101 1х 410
– движимого имущества 1 104 3х 410 1 101 3х 410
Списана остаточная стоимость объектов основных средств:
– недвижимого имущества 1 401 10 172 1 101 1х 410
– движимого имущества 1 401 10 172 1 101 3х 410

Одновременно списанные объекты основных средств принимаются к учету на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (в условной оценке: один объект – один рубль) до момента их демонтажа и (или) утилизации (п. 335 Инструкции № 157н, п. 10 Инструкции № 162н).

Выбытие нематериальных активов может производиться в случае прекращения их использования вследствие морального износа (п. 65 Инструкции № 157н). Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов нематериальных активов подлежит списанию с учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим активам.

Списание с учета пришедших в негодность нематериальных активов отразится в бюджетном учете так (п. 13 Инструкции № 162н):

Дебет Кредит
Списаны нематериальные активы:
– в сумме начисленной амортизации 1 104 39 420 1 102 30 420
– в сумме остаточной стоимости 1 401 10 172 1 102 30 420

После утверждения в установленном порядке акта о списании основных средств, нематериальных активов в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) делается отметка о выбытии объекта (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 52н).

Выбытие материальных запасов вследствие полной или частичной утраты ими потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). Применение одного из указанных способов должно быть закреплено в учетной политике учреждения. При этом установленный порядок определения стоимости не может быть изменен в течение финансового года.

Операции по списанию с учета пришедших в негодность материальных запасов отразятся в бюджетном учете следующим образом (п. 26 Инструкции № 162н):

Дебет Кредит
Списаны материальные запасы 1 401 20 272 1 105 3х 440

Материальные ценности, полученные в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, подлежат оприходованию. Их стоимость определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие к учету указанных материальных запасов отразится на основании акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) следующей бухгалтерской записью (п. 23 Инструкции № 162н):

НФА расширяет состав операторов облигационного фиксинга

СРО НФА расширяет состав операторов облигационного фиксинга (MIRP). Об этом говорится в сообщении НФА.

В состав уполномоченных операторов Фиксинга НФА (MIRP) вошел банк «ФК Открытие».Соответствующее соглашение подписано между ассоциацией и банком. С сегодняшнего дня котировки банка «ФК Открытие» — одного из ведущих участников биржевых и внебиржевых торгов по ценным бумагам, в том числе операций РЕПО — начнут учитываться в системе расчета Фиксинга НФА по согласованному перечню бумаг.

Облигационный Фиксинг НФА (MIRP) — система определения цен на базе котировок операторов по неликвидным облигациям, которая действует с 2005 года. Особенно полезно проявила себя в кризисные периоды, в первую очередь, 2008-2009 годы, обеспечивая рынок справедливыми ценами. Цены Фиксинга НФА используются Банком России, Московской Биржей, НРД, участниками рынка.

В настоящее время в рамках Фиксинга НФА ведется расчет цен по 208 инструментам (облигациям и депозитарным распискам). В состав уполномоченных операторов входят такие значимые организации как Сбербанк России, Банк ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Банк ВТБ-24, МДМ-Банк, Металлинвестбанк, ИК «Ронин», Промсвязьбанк, АТОН, Ренессанс Капитал.

СРО «Национальная фондовая ассоциация» — ведущее профессиональное объединение, включающее 216 профучастников, преимущественно кредитных организаций, из 27 регионов России. Учреждена в январе 1996 года крупнейшими участниками рынка госбумаг при содействии МФ РФ и Банка России. В настоящее время является СРО на фондовом рынке (без ограничения видов профессиональной деятельности). Среди главных проектов ассоциации по развитию финансового рынка — развитие РЕПО и системы рефинансирования в целом, развитие финансовой инфраструктуры, инструментов финансового рынка, снижение регулятивной нагрузки.

Ассоциация является членом Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и представляет интересы российских участников во взаимодействии с ней, а также членом Европейской федерации финансовых рынков.

Информация по товарному знаку РФ — НФА ФИКСИНГ-MIRP (№2016726868)

Индексы Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков:

Кл. 36 : агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; агентства по операциям с недвижимым имуществом; анализ финансовый; аренда квартир; аренда недвижимого имущества; аренда офисов ; аренда ферм и сельскохозяйственных предприятий; аренда финансовая; банки сберегательные; бюро квартирные ; взыскание арендной платы; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование; информация по вопросам страхования; информация финансовая; клиринг; консультирование по вопросам задолженности; консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; котировки биржевые; кредитование под залог; ликвидация торговопромышленной деятельности ; маклерство; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание банковское удаленное; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции факторные; организация сбора денег и подписей; оценка антиквариата; оценка драгоценностей; оценка леса на корню финансовая; оценка марок; оценка недвижимого имущества; оценка предметов нумизматики; оценка произведений искусства; оценка шерсти финансовая; оценки финансовые ; оценки финансовые стоимости ремонта; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство; посредничество биржевое; посредничество при операциях с недвижимостью; посредничество при реализации углеродных кредитов; посредничество при страховании; предоставление ссуд ; предоставление ссуд под залог; проверка подлинности чеков; сбор благотворительных средств; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров; управление жилым фондом; управление недвижимостью; услуги актуариев; услуги банковские; услуги брокерские; услуги по выплате пенсий; услуги попечительские; услуги резервных фондов; услуги сберегательных фондов; услуги таможенных брокеров; учреждение взаимофондов; финансирование; хранение в сейфах; хранение ценностей; экспертиза налоговая.

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».