Учет драгоценных металлов

Учет драгоценных металлов основных средств, списание, утилизация, хранение лома и отходов

16 августа 2010

Д.Д. ХЕНКЕЕВА,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Бюджетным учреждением приобретается основное средство — компьютер. В статье рассказано, каким образом определить находятся ли в нем драгоценные металлы и если в объекте ОС содержатся драгоценные металлы — какие действия необходимо выполнить при его списании.
Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция 148н).
Особо подчеркнем, что работа по учету содержания драгоценных металлов должна начинаться в бюджетном учреждении уже на этапе поступления основных средств. Установленные соответствующей комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные металлы.
Порядок учета драгоценных металлов при поступлении основных средств. Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. При этом любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 20 Закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ) драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее — Правила N 731).
Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует также руководствоваться Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее — Инструкция N 68н).
Напомним, что в соответствии с положениями п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.
Таким образом, сведения о содержащихся в используемой бюджетной организацией оргтехнике драгоценных металлах необходимо указывать еще при постановке данного оборудования на бюджетный учет. Такая информация отражается в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (форма 0504031). Отметим, что в соответствии с положениями Приложения N 2 к приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н в случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и т.д. имеются драгоценные металлы, при заполнении инвентарной карточки указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанные в паспорте.
Еще раз подчеркнем, что уже при принятии основных средств к бюджетному учету соответствующие должностные лица обязаны определить содержание драгоценных металлов (возможность содержания драгоценных металлов) в конкретных объектах учета. Обычно такая работа возлагается на специально созданную в бюджетном учреждении комиссию.
В соответствии с положениями п. 6.3 Инструкции N 68н данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в оргтехнике, отражаются в первичной учетной документации (инвентарной карточке) на основании:
1. Сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках);
2. Данных изготовителей оргтехники;
3. Данных разработчиков оргтехники;
4. Решения соответствующей комиссии, принятого с использованием сведений по аналогичным объектам оргтехники;
5. Решения соответствующей комиссии, принятого с использованием расчетов, произведенных специализированными организациями.
Следовательно, при принятии к учету оргтехники соответствующая комиссия должна изучить техническую документацию, а при необходимости — и запросить (использовать) дополнительную информацию в порядке, изложенном выше.
Отметим, что отдельные показатели содержания драгоценных металлов в различных видах оргтехники могут доводиться до бюджетного учреждения вышестоящей организацией. При этом, например, используются:
— перечень импортной техники, составленный на основании комиссионных данных НПО «Центрсистем» о содержании драгоценных металлов в единице продукции;
— информация о содержании серебра в малогабаритных источниках тока (процент от массы батарейки) по данным химических анализов, проведенных Белорусской Государственной Политехнической Академией;
— иные расчетные данные, полученные от специализированных организаций установленным порядком.
Если соответствующая комиссия бюджетного учреждения, проведя все процедуры, указанные выше, приходит к выводу, что определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно, то в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации (Примечание к п. 6.3 Инструкции N 68н).
Списание основных средств, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с п. 1 Порядка списания, передачи и реализации объектов основных средств, закрепленных за территориальными органами и федеральными государственными учреждениями ФМБА России на праве оперативного управления (Приложение N 3 к приказу ФМБА России от 01.12.2006 N 367) при списании основных средств соответствующая комиссия, в частности, должна:
— установить возможность использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств;
— осуществлять контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов основных средств.
Сведения о содержащихся в списываемых основных средствах драгоценных металлах отражаются при списании оргтехники в Акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003), оформляемом согласно п. 22 Инструкции N 148н. При этом в момент выбытия основных средств должны быть оприходованы элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы. В акте на списание объекта основных средств в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» необходимо указать информацию о содержании в нем драгоценных металлов, а в разделе, содержащем сведения о поступивших после его списания материальных ценностей, — данные поступающих в результате списания основного средства материальных ценностях, в том числе содержащих драгоценные металлы.
Детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость материалов определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции N 148н).
Если определить содержание драгоценных металлов в отдельных деталях оргтехники было невозможно, то они должны быть приняты к учету по рыночной стоимости, установленной соответствующей комиссией, а содержание драгоценных металлов в них будет отражено в бюджетном учете учреждения по данным специализированной организации. При этом могут приходоваться такие наименования, как монитор, системный блок и т.д.
Порядок утилизации оргтехники. Если материальные ценности (запасные части), поступающие в результате списания оргтехники, не могут быть использованы в деятельности бюджетного учреждения, то их утилизация должна быть организована в установленном порядке. При этом из запасных частей должны быть извлечены драгоценные металлы.
Бюджетное учреждение может утилизировать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы:
— самостоятельно;
— с помощью специализированной организации.
При отсутствии в организации структурного подразделения, на которое могут быть возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, за оказанием таких услуг обращаются к сторонним организациям, которые извлекают детали, содержащие драгоценные металлы, и либо самостоятельно производят аффинаж, либо передают их аффинажной организации. В этом случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и указано содержание в нем драгоценных металлов (по данным учета организации). Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода. Списание объектов материальных ценностей будет производиться на основании акта аффинажной организации.
Отметим, что в бюджетных организациях не всегда есть возможность самостоятельно провести утилизацию оргтехники и изъять детали, содержащие драгоценные металлы (Инструкцией N 68н установлен довольно сложный и трудоемкий порядок проведения и оформления данных операций). Поэтому бюджетные учреждения, как правило, планируют расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
Кроме того, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой оргтехники невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). А мониторы, например, могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В этих случаях законодательство запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26.08.2006 N 524). А поскольку определение наличия вредных отходов в списываемой оргтехнике практически невозможно, по нашему мнению, целесообразно заключение договоров со специализированными организациями.
Хранение лома и отходов с содержанием драгоценных металлов. В соответствии с п. 6.19 Инструкции N 68н детали, содержащие драгоценные металлы, до их передачи на аффинаж учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.7 Инструкции N 68н учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.
Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее; в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса. Форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и утверждается в учетной политике.
Хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должно осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции N 68н).
Собранные детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются специализированной организации для последующей передачи на аффинаж). Порядок сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней утвержден постановлением Правительства РФ от 25.06.1992 N 431. Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции N 68н аффинаж драгоценных металлов — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.
При этом такая передача оформляется актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса, как в лигатуре, так и в чистом виде. После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого отражается в учете выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгоценный металл. В случае расхождения данных о массе полученного драгоценного металла п. 6.20 Инструкции N 68н допускает исправление первоначальных учетных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.
Бюджетный учет. В бюджетном учете учреждения рассматриваемые операции могут быть отражены следующими проводками:
Дебет КРБ 010506340 Кредит КДБ 040101172
— приняты к учету по фактической стоимости детали, содержащие драгоценные металлы;
Дебет КРБ 010506340 Кредит КРБ 010506340
— переданы по акту детали аффинажной организации;
Дебет КДБ 040101172 Кредит КРБ 010506440
— списана стоимость деталей, содержащих драгоценные металлы (при реализации содержавшихся в них драгоценных металлов);
Дебет КДБ 020509560 Кредит КДБ 040101172
— начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании документов аффинажной организации.
В заключение напомним, что после зачисления средств на лицевой счет учреждения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации драгоценных металлов, после уплаты налогов, предусмотренных НК РФ.

Список литературы

1. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
2. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 29.08.2001 N 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»> («Налоговый вестник», 2002, N 4)

«Налоговый вестник», N 4, 2002

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.08.2001 N 68Н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА

И ХРАНЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ,

ПРОДУКЦИИ ИЗ НИХ И ВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

ПРИ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОБРАЩЕНИИ»>

Вступил в действие Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», зарегистрированный в Минюсте России 22.10.2001 N 2986. Этим Приказом отменена ранее действовавшая Инструкция Минфина России от 04.08.1992 N 67 «О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях» (далее — Инструкция N 67).

Вопрос о разработке новой инструкции, посвященной данной тематике, назрел давно. Со времени выхода Инструкции N 67 введен в действие ряд нормативных правовых актов, меняющих ситуацию в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. И, наконец, 26 марта 1998 г. был утвержден базовый документ — Федеральный закон N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ), установивший правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) на современном этапе экономического развития России.

Положениями ст.11 Закона N 41-ФЗ установление порядка учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядка отчетности об этих ценностях отнесено к прерогативе Правительства РФ, которое в свою очередь Постановлением от 28.09.2000 N 731 (далее по тексту — Постановление N 731) поручило Минфину России разработать и утвердить ряд инструкций, в том числе и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Этот документ (далее по тексту — Инструкция N 68н) разработан в первоочередном порядке.

Нормы Закона N 41-ФЗ заметно либерализовали правила функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении либерализованы весьма незначительно.

Основополагающим положением Инструкции N 68н является тезис разд.6 (п.6.2): «Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

достоверность данных в составляемых формах отчетности».

Из этого тезиса вытекает необходимость ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их извлечением, использованием и обращением, в том числе осуществление нормирования расхода этих ценностей, что предписывалось и положениями Инструкции N 67.

Структура Инструкции N 68н соответствует структуре построения Инструкции N 67, что облегчает сравнение положений обоих нормативных актов.

1. Общие положения

В этом разделе Инструкции N 68н приведены только те дефиниции, которые установлены Законом N 41-ФЗ. При этом дефиниция «аффинаж драгоценных металлов» дополнена в соответствии с поправкой к Закону N 41-ФЗ, принятой Государственной Думой, следующим образом: «…соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы», что позволило устранить неопределенность критериев соответствия.

Дефиниция «драгоценные камни» Инструкции N 68н (как и Закона N 41-ФЗ) не позволяет относить к драгоценным камням отдельные ограненные самоцветные камни и минералогические образцы, относящиеся к ценностям Госфонда России. Вместе с тем к драгоценным камням стали относиться уникальные янтарные образования, порядок отнесения к которым определен Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8.

Необходимо отметить, что Инструкцией N 68н определен ряд важных понятий, отсутствующих в Законе N 41-ФЗ, необходимых для установления не только порядка учета ценностей, но и порядка их использования:

лом драгоценных металлов;

отходы драгоценных металлов;

заготовка лома и отходов драгоценных металлов;

первичная обработка лома и отходов драгоценных металлов;

переработка лома и отходов драгоценных металлов;

обратимые и возвратные отходы;

отходы драгоценных камней.

Следует обратить внимание на общие требования к субъектам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, изложенные в п.1.8 Инструкции N 68н. Первое из перечисленных требований — необходимость наличия у хозяйствующих субъектов лицензий на все виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действующим законодательством (Закон N 41-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 17.04.2001 N 302, от 21.05.2001 N N 395, 396, 397, 398 и 399, от 07.06.2001 N N 443, 445 и 445). Однако в феврале 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому все виды деятельности, осуществляемые с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, лицензированию не подлежат. Более того, до вступления в действие указанного Федерального закона согласно межведомственному Письму Минфина России и Минэкономразвития России от 07.06.2001 N 23-03-03/796/ИМ-1047 достаточным основанием для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, а также экспорта этих ценностей считается наличие ранее выданных временных регистрационных удостоверений государственных инспекций пробирного надзора. Таким образом, в тексте Инструкции N 68н содержится требование, не подлежащее выполнению.

Для организаций, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 18.01.1999 N 64 в качестве объектов постоянного контроля за ведением ими деятельности по добыче, производству, переработке, использованию драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за учетом и хранением этих ценностей, предусмотрены дополнительные требования (например, предоставление металлургических балансов).

Вместе с тем из текста Инструкции N 68н исключено требование об экономии драгоценных металлов и драгоценных камней, имевшееся в Инструкции N 67, которое вступило в противоречие с нормами поздних правовых актов, в частности с положениями Закона N 41-ФЗ и нормами п.2 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этим нормам собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Положения Закона N 41-ФЗ не устанавливают при этом каких-либо ограничений (качественных и количественных) на использование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Следует отметить, что требование разработки организациями собственных инструкций, основанных на положениях Инструкций Минфина России и учитывающих специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, содержится в положениях обеих Инструкций.

Вопросы разд.2 «Порядок получения драгоценных металлов и драгоценных камней» Инструкции N 67 не включены в текст Инструкции N 68н, поскольку базировались на не легитимном в настоящее время тезисе о безусловном отнесении драгоценных металлов и драгоценных камней к централизованно распределяемым и лимитируемым материальным ресурсам (п.2.1).

Следует отметить, что положениями ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена возможность приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней любыми юридическими и физическими лицами у субъектов их добычи и производства, а также возможность использования этих ценностей в собственном производстве с соблюдением порядка, установленного этим Законом.

2. Организация учета расходования драгоценных

металлов и драгоценных камней

В этом разделе изложены общие принципы нормирования расхода драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в процессе производства.

Из требований к порядку нормирования расхода указанных ценностей исключены требования технической и экономической обоснованности, а также прогрессивности норм расхода, установленные Инструкцией N 67 (п.п.3.1, 3.3).

Для обеспечения выполнения указанных требований к нормированию расхода драгоценных металлов и драгоценных камней положениями Инструкции N 67 предусматривалось функционирование системы организаций, уполномоченных разрабатывать методики и инструкции по разработке норм расхода этих ценностей и проводить экспертизу таких норм, разработанных на предприятиях (п.3.2).

Согласно новому порядку нормирование расхода драгоценных металлов и драгоценных камней служит только целям их оперативного учета.

В качестве единственного требования к качеству норм расхода установлена необходимость обеспечения выявления отклонений фактического расхода ценностей от нормативного по всем составляющим (на изделие, отходы и потери).

Согласно положениям Инструкции N 68н не требуется экспертиза норм расхода никакими сторонними организациями. Не предусматривается также необходимость использования каких-либо методик, нормативов и рекомендаций при разработке этих норм. Исключение сделано для государственных предприятий, работающих в подчинении вышестоящих организаций и выполняющих требования этих организаций.

В этом же разделе подтверждено право организаций на реализацию не использованных в процессе производства ценностей (принадлежащих им на законных основаниях).

3. Учет лома, отходов драгоценных металлов и драгоценных

камней при их использовании и обращении

В этом разделе содержится несколько новых определений, в том числе «обратимые и возвратные отходы драгоценных металлов» (п.3.3). Введение последних дефиниций позволило устранить возможную неоднозначность трактовки положений п.4 ст.22 Закона N 41-ФЗ, которыми устанавливаются два варианта возможного использования собранных лома и отходов драгоценных металлов: вторичное использование и реализация этих лома и отходов для дальнейшего производства и аффинажа. При этом порядок вторичного использования был неопределенным, поскольку положениями п.1 ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена обязательность аффинажа при переработке драгоценных металлов. Использование в Инструкции N 68н новых дефиниций позволило четко определить порядок вторичного использования лома и отходов драгоценных металлов, в том числе условия безаффинажной переработки таких отходов.

Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы согласно положениям Инструкции N 68н устанавливается на договорной (а не директивной, как ранее) основе (п.3.4).

Согласно Инструкции N 68н право (и обязанность) по определению классификации видов вторичного сырья и установлению нормативов извлечения драгоценных металлов при их переработке по этим видам делегировано организациям — переработчикам лома и отходов драгоценных металлов.

4. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней

В Инструкции N 68н подробно определены порядок и условия хранения ценностей для обеспечения их сохранности.

С учетом современных реалий перечислены все возможные виды охраны:

собственная охранная служба организаций;

охрана организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности;

вневедомственная охрана при органах внутренних дел;

охрана внутренними войсками МВД России по решению Правительства РФ;

ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти (п.4.6).

В Инструкции N 68н не указываются, как это было ранее, номера государственных стандартов на весоизмерительные приборы, правила их поверки, установки и пр., однако подробно определены требования к точности измерения.

5. Инвентаризация драгоценных металлов и

драгоценных камней

Согласно положениям Инструкции N 67 инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах должны были проводиться два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июня. В Инструкции N 68н сроки проведения обязательных инвентаризаций драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах, образующихся при их использовании, не изменились. Однако инвентаризации попутно извлекаемых драгоценных металлов, а также содержащихся в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства и аффинажа, подлежат обязательному проведению один раз в год по состоянию на 1 января. Это положение очень важно для добывающих и перерабатывающих организаций.

В этом разделе детально прописан порядок проведения инвентаризаций, обеспечивающий строгий контроль за наличием ценностей.

6. Учет и отчетность по драгоценным металлам и

драгоценным камням

В этом разделе детализирован порядок ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе содержащихся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, в зависимости от их видов и состояний.

В Инструкции N 68н определен порядок учета драгоценных металлов в изделиях при их предполагаемом наличии и невозможности определения содержания этих металлов (в том числе и по аналогам). В такой ситуации предписывается сделать запись о возможном наличии драгоценных металлов, а количество этих металлов поставить на учет после списания и утилизации изделий, которые эти металлы содержат (п.6.3). Положениями Инструкции N 67 устанавливалась обязательность количественной оценки содержания драгоценных металлов, что в рассматриваемой ситуации делало учет неадекватным.

При передаче или реализации изделий, в том числе лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, отправитель должен теперь указать способ определения содержания этих металлов (п.6.3). Выполнение этого требования позволит установить степень достоверности информации о содержании драгоценных металлов в изделиях / ломе и отходах при их передаче или реализации.

Положениями Инструкции N 68н определен порядок внесения изменений в сведения учетной и отчетной документации о драгоценных металлах, содержащихся в ломе и отходах, после их переработки (аффинажа) — по данным перерабатывающих предприятий (п.6.20).

Для организаций, в которых установлен постоянный государственный контроль за переработкой и использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, в Инструкции N 68н приведен список нормативных документов, подлежащих согласованию с соответствующим органом государственного контроля (п.6.23).

Следует обратить внимание на п.6.24 Инструкции N 68н, в котором в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 21.05.2001 N 36 перечислены подлежащие заполнению формы государственной статистической отчетности.

В ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена необходимость ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней по массе и качеству при их добыче, производстве, использовании и обращении (п.2). Нормами Постановления N 731 установлено, что для ведения такого учета используются сведения о движении драгоценных металлов и драгоценных камней, представляемые по формам федерального государственного наблюдения, утвержденным Госкомстатом России по представлению Минфина России, в сроки и адреса, предусмотренные в этих формах (п.19).

Таким образом, в рассматриваемом пункте Инструкции N 68н перечислены все формы отчетности, по которым должны представляться сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях для ведения их учета (в вышестоящие и контролирующие организации). Это формы статистической отчетности. Иные формы отчетности (для ведения их учета) не предусматриваются (кроме организаций, в которых установлен постоянный государственный контроль — п.6.25).

7. Заключительные положения

В п.7.2 Инструкции N 68н перечень оснований для несения административной ответственности (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) должностными лицами организаций дополнен (по сравнению с Инструкцией N 67) непредставлением в установленные сроки или недостоверностью представленных сведений государственного статистического наблюдения.

Подписано в печать М.Б.Гришина

15.03.2002 Начальник отдела планирования

закупок и отпуска драгоценных металлов

Гохрана России

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

еще:
Вопрос: Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) образован отраслевой внебюджетный фонд НИОКР. Каков порядок применения ст.262 НК РФ, а именно, включаются ли в состав налоговых вычетов суммы, перечисленные организациями — членами Ассоциации во внебюджетный фонд НИОКР для финансирования работ, выполняемых по заданию АПСРТ в интересах своих членов?.. («Налоговый вестник», 2002, N 4)
Статья: Об изменениях, внесенных в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Окончание) («Налоговый вестник», 2002, N 4)

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Приказ

Добавить ЗаконПрост! в закладки | Помощь Четверг, 10 января 2019 год

все документы федеральное законодательство региональное законодательство рекомендации информация ФНС формы документов все документы

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Действует Редакция от 2002-02-11 Наименование документа:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н (ред. от 11.02.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ПРОДУКЦИИ ИЗ НИХ И ВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОБРАЩЕНИИ»

Вид документа

  • инструкция
  • приказ

Принявший орган

  • МИНФИН РФ

Номер документа 68Н Дата принятия Дата редакции 2002-02-11 Номер регистрации в Минюсте 2986 Дата регистрации в Минюсте 2001-10-22 Статус Действует Публикация

  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 29.08.2001 — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 44, 29.10.2001;
  • «Российская газета», N 213, 31.10.2001;
  • «Налоговый вестник», N 4, 2002)

размер шрифта ПРИКАЗ Минфина РФ от 29-08-2001 68н (ред от 11-02-2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ… Актуально в 2018 году

(в ред. Письма Минфина РФ от 11.02.2002 N 23-04-04/132)

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4077) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

2. Признать утратившей силу Инструкцию о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях от 4 августа 1992 г. N 67 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 1992 г., регистрационный номер 35).

И.о. Министра
С.М.ИГНАТЬЕВ

Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.08.2001 N 68н

Скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 29-08-2001 68н (ред от 11-02-2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ… Актуально в 2018 году

Особенности бухгалтерского учета торговли ювелирными изделиями

Бухгалтерский учет продажи ювелирных изделий имеет отличительные особенности, которые обусловлены спецификой товара, а также процессом реализации.

Продукция ювелирной промышленности может реализовываться через магазины розничной торговли, также по договору комиссии. При учете продажи ювелирных изделий возникают особенности в возврате товара покупателям.

Ювелирные изделия — особый товар. Их оборот контролируется государством с целью защиты прав изготовителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, потребителей, а также государственных интересов в этой сфере.

Торговля ювелирными изделиями имеет свою специфику:

  1. Количественный учет ведется в двух разрезах: количества (штуки) и веса (граммы).
  2. Товар одного артикула (при одинаковых параметрах) может различаться по весу и по размеру. Фактически в случае розничной торговли каждое ювелирное изделие уникально.
  3. Ювелирные изделия имеют большое количество параметров (вид, металл, проба, вид камня, вес камня, вид огранки и т.д.), что делает трудоемким описание номенклатурных позиций.

В период СССР специальный научно-исследовательский институт разрабатывал правила учета и нормативы для ювелирной отрасли. Вплоть до 1991 г. предприятия-изготовители самостоятельно устанавливали цены на изделия из драгметаллов с использованием драгоценных камней. Составлялся акт-калькуляция, в котором значились: ценность камней, масса благородного металла, уровень ювелирного мастерства, а также производственные затраты и налог с оборота.

Эти параметры указывались на этикетке, которую вместе с пломбой прикрепляли к украшению ниткой.

В настоящее время ювелирные изделия из драгоценных металлов, реализуемые в розничной торговле, должны соответствовать требованиям, установленным ОСТ 117-32-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» (введен 1 января 1996 г.). Особенности торговли этим видом продукции изложены в разд. VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее — Правил N 55).

Организации и индивидуальные предприниматели, решившие заниматься реализацией золотых изделий, должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию, в соответствии с Инструкцией о порядке ведения специального учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н.

Основное требование, предъявляемое к торговле ювелирными изделиями, заключается в наличии на них оттиска пробирного клейма (пробы). Для ювелирной продукции российских предприятий необходимо также еще и наличие именника производителя. Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии сертификата на каждый камень или партию.

Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой. На ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм изделия без вставок.

Покупатель ювелирной продукции может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие. На приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Ювелирные изделия для дальнейшей перепродажи приобретают непосредственно у производителей и перепродавцов. Продавец выписывает накладную, а если он является плательщиком НДС, то еще и счет-фактуру на данные изделия, на основании которых их приходует покупатель.

Фактическую стоимость ювелирных изделий и антиквариата формируют с учетом требований ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Отличительной особенностью торговли этими изделиями является метод списания себестоимости. Из-за уникальности каждого изделия используется метод списания по себестоимости каждой единицы (п. 17 ПБУ 5/01).

Пример 1. Ювелирный магазин ЗАО «Золотой Орел» в феврале 2007 г. приобрел у ОАО «СапфирМ» золотые кольца с драгоценными камнями в количестве 7 штук. Доставка колец в магазин осуществляется ОАО «СапфирМ» и входит в стоимость товара.

Торговая наценка на кольца установлена в размере 50%. В течение марта 2007 г. было продано 4 кольца (по артикулам). В соответствии с учетной политикой ювелирного магазина ЗАО «Золотой Орел» учет товаров ведется по фактической стоимости их приобретения, то есть по покупной стоимости без применения счета 42 «Торговая наценка». Информация о поступивших на предприятие ювелирных изделиях приведена в таблице 1.

Таблица 1

Ведомость аналитического учета поступивших ювелирных изделий по счету 41 «Товары»

Артикул Наименование Количество,
шт.
Цена,
руб.
Сумма,
руб.
НДС, 18% Всего
с НДС
17082 Кольцо
с рубином
1 4 000 4 000 720 4 720
17045 Кольцо
с рубином
1 4 100 4 100 738 4 838
17036 Кольцо
с изумрудом
1 4 180 4 180 752-40 4 932-40
16453 Кольцо
с изумрудом
1 4 120 4 120 741-60 4 861-60
16454 Кольцо
с изумрудом
1 3 800 3 800 684 4 484
17042 Кольцо
с изумрудом
1 3 750 3 750 675 4 425
17453 Кольцо
с изумрудом
1 4 050 4 050 729 4 779
Итого 7 28 000 5 040 33 040

На основании данных, представленных в таблице 1, приведем расчет цены реализации приобретенных ювелирных изделий. Расчет представим в виде данных, сведенных в аналитическую таблицу 2.

Таблица 2

Ведомость учета реализованной ювелирной продукции на счете 90 «Продажи»

Дата Артикул Наименование Цена
реализации,
руб.
НДС, 18% Себестоимость,
руб.
02.04.2007 17082 Кольцо
с рубином
4000 + 50% =
6000
1 080 4 000
10.04.2007 17036 Кольцо
с изумрудом
4180 + 50% =
6270
1 128-60 4 180
24.04.2007 17042 Кольцо
с изумрудом
3750 + 50% =
5625
1 012-50 3 750
27.04.2007 17453 Кольцо
с изумрудом
4050 + 50% =
6075
1 093-50 4 050
Итого 23 970 4 314-60 15 980

В бухгалтерском учете ЗАО «Золотой Орел» приобретение и реализация ювелирных изделий были отражены следующим образом:

  1. Оприходованы золотые кольца:

дебет 41 «Товары»

кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 28 000 руб.

  1. Учтен НДС по приобретенным ювелирным изделиям:

дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

кредит 60 5040 руб.

  1. С расчетного счета оплачена стоимость приобретенных золотых колец:

дебет 60

кредит 51 «Расчетные счета» 33 040 руб.

  1. Принят к вычету из бюджета НДС по приобретенным золотым изделиям:

дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

кредит 19 5040 руб.

  1. Отражена выручка от продажи золотых колец:

дебет 50 «Касса»

кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» 23 970 руб.

  1. Списаны реализованные золотые кольца по покупной стоимости единицы товара:

дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж»

кредит 41 15 980 руб.

  1. Начислен НДС с выручки от продажи ювелирных изделий:

дебет 90, субсчет «НДС»

кредит 68 4314-60 руб.

  1. Определен финансовый результат (прибыль):

дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

кредит 99 «Прибыли и убытки» 3675-40 руб.

Ювелирные магазины могут приобретать ювелирные изделия, а также лом таких изделий у населения. Приобретение у физических лиц ювелирных изделий относится к скупочной деятельности, которая регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444.

Золотые украшения принимаются в скупку независимо от наличия на них именников изготовителей и проб, а памятные и юбилейные (именные) медали — при предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения ими. Это предусмотрено в п. 7 Правил N 444. При покупке изделий у населения выдаются квитанции. Порядок их оформления установлен в п. п. 12 и 13 указанных Правил.

Правилами N 55 установлено, что ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, предназначенные для продажи, должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Изделия представляются на опробование и клеймение в государственные инспекции пробирного надзора их изготовителями, включая организации, осуществляющие реставрацию, а ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи — организацией или индивидуальным предпринимателем, которые ввезли эти изделия.

Приемка приобретенных у населения ювелирных изделий отражается в учете так же, как и покупка аналогичных товаров у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Поскольку физические лица не являются плательщиками НДС, «входной» НДС в случае скупки у них ювелирных изделий не отражается.

Ювелирные магазины могут не приобретать ювелирные изделия в собственность, а принимать их на комиссию.

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Их прием оформляют унифицированными формами документов, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. В этом случае выручкой магазина считается комиссионное вознаграждение.

Остальная сумма, полученная от покупателей, причитается собственнику — лицу, сдавшему ювелирные изделия на комиссию (комитенту).

Пример 2. Бочарова Е.Г. передала золотые часы магазину ООО «Золотой» по договору комиссии, в соответствии с которым они должны быть реализованы по цене не ниже 15 000 руб., а комиссионное вознаграждение магазина составит 10% от продажной цены украшений. Магазин «Золотой» реализовал украшение за 17 300 руб.

В бухгалтерском учете магазина были составлены следующие проводки:

  1. Приняты на комиссию золотые часы:

дебет 004 «Товары, принятые на комиссию» 15 000 руб.

  1. Отражена выручка от продажи сданных на комиссию золотых часов:

дебет 50

кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчет «Расчеты с комитентом» 16 300 руб.

  1. Списаны проданные золотые часы, принятые на комиссию от Бочаровой Е.Г.:

кредит 004 15 000 руб.

  1. Отражено комиссионное вознаграждение магазина:

дебет 76, субсчет «Расчеты с комитентом»

кредит 90, субсчет «Выручка» (16 300 x 10%) 1630 руб.

  1. Из кассы выданы денежные средства Бочаровой Е.Г. за проданные золотые часы:

дебет 50

кредит 76, субсчет «Расчеты с комитентом»
(16 300 — 1630) 14 670 руб.

  1. Начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения:

дебет 90, субсчет «НДС»

кредит 68 (1630 x 18/118) 248-64 руб.

  1. Определен финансовый результат (прибыль):

дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

кредит 99 1381-36 руб.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Перечню товаров длительного пользования продукция ювелирной промышленности не относится к товарам, на которые изготовитель обязан устанавливать гарантийный срок. Изготовитель лишь имеет право устанавливать гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка он обязан удовлетворить требования покупателя, установленные в ст. 18 данного Закона.

В соответствии с п. 31 Правил N 55, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки. Также это можно сделать в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

Если обнаруженные недостатки товара нельзя устранить, покупатель может по своему выбору потребовать его замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного ремонта или возврата уплаченной суммы.

Продавец ювелирных изделий обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах недостатков магазин обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет.

В соответствии с п. 9 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, изделия из драгоценных металлов, изделия с драгоценными камнями, изделия из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, не имеющие недостатков, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, то есть если покупатель решит вернуть ювелирное изделие просто потому, что его не устраивает размер или фасон, то магазин может ему отказать.

Т.А.Головина

Нормативное регулирование и учетные основы оказания платных медицинских услуг медицинскими учреждениями
Особенности реализации товара через посредника: учет и налогообложение у комиссионера