Учет библиотечного фонда

Учет библиотечного фонда в образовательных организациях

Для формирования библиотечного фонда в образовательном учреждении создается специальное подразделение — библиотека. Деятельность библиотек образовательных учреждений отличается от деятельности государственных и муниципальных библиотек, организованных как самостоятельные учреждения. Рассмотрим особенности учета библиотечного фонда в образовательном учреждении.

Библиотекой признается информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее — Закон N 78-ФЗ). Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Библиотечным фондом признается совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению, использованию в целях библиотечного обслуживания населения (обеспечения учебного процесса и (или) научной деятельности образовательного учреждения).

Учет библиотечного фонда в образовательных учреждениях ведется на основании следующих нормативных актов:

  • Закона N 78-ФЗ;
  • Инструкции об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Минкультуры России от 02.12.1998 N 590 (далее — Инструкция N 590);
  • Методических рекомендаций по применению Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений, утвержденных Приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2488 (далее — Методические рекомендации N 2488);
  • других нормативно-правовых актов.

Учетом библиотечного фонда занимаются работники библиотеки, которые осуществляют внутрибиблиотечный учет, и бухгалтерия образовательного учреждения, которая ведет в том числе и бухгалтерский учет.

Рассмотрим каждый из указанных видов учета.

Внутрибиблиотечный учет. Одной из особенностей организации библиотечной работы в образовательных учреждениях, как отмечено в Методических рекомендациях N 2488, является то, что для обеспечения учебного процесса ими приобретаются учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, индивидуальный учет которых осуществляется по методике безынвентарного учета.

Учет библиотечного фонда включает прием документов, маркировку, регистрацию при поступлении и перемещении, выбытие, а также проверку наличия документов в фонде, что следует из п. 2.3 Инструкции N 590.

Объектами учета библиотечного фонда являются документы, поступающие в библиотеку, выбывающие из нее, независимо от вида документа и его материальной основы. Об этом сказано в п. 4.1 Инструкции N 590. Заметим, что учету не подлежат, не включаются в фонд библиотеки материалы служебного назначения (программные продукты, являющиеся рабочим инструментом библиотечных работников и программистов, и материалы, приобретаемые для оформления библиотеки, других подсобных работ, не связанных с комплектованием библиотечного фонда).

При учете поступления документов в фонд они не делятся на документы постоянного и длительного хранения, на что указывает п. 6 Методических рекомендаций N 2488. Выделению из них подлежат только документы временного хранения отдельных видов изданий по объему и по характеру информации (ГОСТ 7.60-90), которые не ставятся на баланс. К ним относятся:

  • брошюры (объем — до 48 страниц);
  • листовки (объем — до 4 страниц);
  • календари;
  • плакаты;
  • методические разработки;
  • программы;
  • материалы, подлежащие после списания раздаче учащимся и педагогам. Заметим, что конкретный перечень документов библиотеки определяют самостоятельно.

Согласно п. 5.1.1 Инструкции N 590 учет поступающих и выбывающих из фонда документов в установленных единицах учета осуществляется библиотекой индивидуально и суммарно.

При этом суммарный учет всех видов документов, поступающих или выбывающих из фонда библиотеки, производится партиями по одному сопроводительному документу (лист государственной регистрации, счет-фактура, накладная, реестр, акт). Данное положение закреплено в п. 7.1 Инструкции N 590. В случае отсутствия сопроводительного документа составляется акт приема.

Формой суммарного учета является книга (журнал, листы суммарного учета библиотечного фонда) в традиционном или машиночитаемом виде (п. 7.2 Инструкции N 590).

Независимо от характера материального носителя учетной формы сведения о движении фонда фиксируются в трех частях Книги суммарного учета библиотечного фонда или другой форме суммарного учета:

  • ч. 1 «Поступление в фонд»;
  • ч. 2 «Выбытие из фонда»;
  • ч. 3 «Итоги движения фонда».

Заметим, что для библиотек высших, средних специальных учебных заведений, а также для библиотек общеобразовательных учреждений, как сказано в п. 7 Методических рекомендаций N 2488, рекомендуется использовать специально разработанные формы Книги суммарного учета библиотечного фонда, которые приведены в Приложениях 1, 2, 3 к Методическим рекомендациям N 2488.

Обратите внимание, что все периодические издания независимо от материальной основы носителя информации подлежат суммарному учету, что установлено п. 7.8.2 Инструкции N 590.

Индивидуальный учет каждого экземпляра документа или каждого названия документа в силу п. 8.1 Инструкции N 590 производится с помощью методов инвентаризации с присвоением документу инвентарного номера или регистрации документа без присвоения ему инвентарного номера. Индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки.

Индивидуальный учет многоэкземплярных документов (учебников, учебных пособий, справочников, словарей и других изданий), предназначенных для использования студентами и учащимися в учебном процессе, осуществляется безынвентарным способом. Об этом сказано в п. 8 Методических рекомендаций N 2488. При таком методе учета предусматривается суммарная запись документов по названиям, стоимость их относится на баланс библиотеки.

Отметим, что многоэкземплярными документами считаются документы, поступающие в количестве свыше 10 экземпляров. Два, три экземпляра издания записываются в инвентарные книги на общих основаниях. Конкретное количество документов, подлежащих записи в инвентарные книги и учету безынвентарным методом, определяется библиотекой.

Формами индивидуального учета документов на основании п. 8.2 Инструкции N 590 являются книжная (инвентарная книга), карточная (карточка учетного каталога), листовая (лист актового учета), регистрационная карточка на определенный вид издания (в том числе электронные или аудиовизуальные документы). При автоматизированной технологии создаются файлы, содержащие всю необходимую информацию для формирования любой из форм индивидуального учета.

Документами, которыми оформляется учет при безынвентарном методе, являются учетная карточка документа (издания) и регистрационная книга учетных карточек. Их формы приведены в Приложениях 4, 5 к Методическим рекомендациям N 2488.

Бухгалтерский учет. Образовательным учреждением признается юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

При этом государственные или муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь, могут быть автономными, бюджетными или казенными, что вытекает из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Рассмотрим бухгалтерский учет объектов библиотечного фонда, осуществляемый бюджетным образовательным учреждением.

В бюджетных образовательных учреждениях бухгалтерский учет ведется на основании:

  • Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
  • Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).

Согласно п. 53 Инструкции N 157н, п. 8 Инструкции N 174н библиотечный фонд относится к объектам основных средств и учитывается на счете 0 101 27 000 «Библиотечный фонд — особо ценное движимое имущество учреждения» или на счете 0 101 37 000 «Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения» в зависимости от вида объекта учета.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, объектам библиотечного фонда присвоен код 19 0001000.

К ним относятся:

  • книги и брошюры;
  • издания периодические;
  • издания продолжающиеся;
  • издания нотные;
  • издания картографические;
  • изоиздания;
  • издания листовые текстовые;
  • виды специальной научно-технической литературы и документации;
  • материалы неопубликованные;
  • рукописи;
  • рукописи и издания редкие и уникальные;
  • киноматериалы и документы в форме видеозаписи;
  • фотодокументы;
  • фонодокументы (звукозаписи);
  • кино-, фото-, фонодокументы редкие и уникальные.

В силу п. 23 Инструкции N 157н, п. 9 Инструкции N 174н объекты библиотечного фонда принимаются к учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов библиотечного фонда признается сумма фактических вложений в их приобретение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Фактическими вложениями учреждения при приобретении и (или) изготовлении объектов библиотечных фондов на основании п. 47 Инструкции N 157н являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (изготовлением) объекта библиотечного фонда;
  • суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект библиотечного фонда;
  • затраты по доставке объекта библиотечного фонда до места его использования;
  • суммы фактических затрат, связанных с изготовлением объекта библиотечного фонда: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков));
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (изготовлением) объекта библиотечного фонда;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и (или) изготовлением объекта библиотечного фонда.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и (или) изготовлением объекта библиотечного фонда.

Отметим, если объекты библиотечных фондов получены учреждением по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, то первоначальной (фактической) стоимостью таких объектов признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость объектов библиотечных фондов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты библиотечных фондов (п. 24 Инструкции N 157н).

Если же объекты библиотечных фондов получены учреждением по договору дарения, то их первоначальной стоимостью на основании п. 25 Инструкции N 157н признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

В бухгалтерском учете поступление объектов библиотечного фонда отражается следующими записями:

  • формирование первоначальной стоимости объектов библиотечного фонда:

Д-т сч. 0 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 0 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» К-т сч. 0 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»;

Д-т сч. 0 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 0 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» К-т 0 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам», сч. 0 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам», сч. 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» и т.д.;

  • принятие объектов библиотечного фонда к учету:

Д-т сч. 0 101 27 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 0 101 37 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения» К-т сч. 0 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 0 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения».

В случае принятия к учету подаренных (пожертвованных) объектов библиотечного фонда от резидентов РФ и физических лиц — нерезидентов РФ производятся следующие бухгалтерские записи:

  • формирование первоначальной стоимости подаренных (пожертвованных) объектов библиотечного фонда:

Д-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 2 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» К-т сч. 2 401 10 180 «Прочие доходы»;

Д-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 2 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам», сч. 2 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам», сч. 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» и т.д.;

  • принятие к учету подаренных (пожертвованных) объектов библиотечного фонда:

Д-т сч. 2 101 27 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 2 101 37 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения» К-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 2 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения».

В случае отсутствия дополнительных затрат, связанных с получением и приведением объекта, безвозмездно полученного по договору дарения, пожертвования, в состояние, пригодное для использования, принятие к учету этого объекта по первоначальной стоимости осуществляется следующим образом:

Д-т сч. 2 101 27 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 2 101 37 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения» К-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», сч. 2 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»;

Д-т сч. 2 101 27 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 2 101 37 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения» К-т сч. 2 401 10 180 «Прочие доходы».

Рассмотрим на примере приобретение объектов библиотечных фондов.

Пример. В примере использованы условные цифры. Для упрощения примера НДС не рассматривается.

Бюджетное образовательное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело специализированную литературу в количестве 20 шт. на сумму 9000 руб. Согласно нормативному акту учредителя объекты библиотечного фонда учитываются в составе особо ценного движимого имущества. Доставка литературы была осуществлена собственными силами учреждения, затраты составили 150 руб. По условиям договора оплата стоимости литературы поставщику производится после получения товара учреждением.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:

Д-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» К-т сч. 2 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — 9000 руб. — учтена стоимость литературы по цене, указанной в договоре;

Д-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам» — 150 руб. — учтены затраты по доставке специализированной литературы;

Д-т сч. 2 101 27 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения» К-т сч. 2 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» — 9150 руб. (9000 руб. + 150 руб.) — принята к учету специализированная литература по сформированной стоимости;

Д-т сч. 2 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» К-т сч. 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — 9000 руб. — оплачена стоимость специализированной литературы;

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам» К-т сч. 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — 150 руб. — оплачены транспортные расходы.

Согласно п. 9 Инструкции N 174н поступление и внутреннее перемещение объектов библиотечного фонда оформляются первичными документами. К ним относятся:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031);
  • Требование-накладная (форма 0315006);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма 0306032).

При выбытии объектов библиотечного фонда в учете на основании п. 12 Инструкции N 174н делаются следующие записи:

  • Д-т сч. 0 104 27 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 0 104 37 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения», сч. 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» К-т сч. 0 101 27 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 0 101 37 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения» — выбытие объекта библиотечного фонда помимо воли бюджетного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, фактах уничтожения основных средств при террористических актах).

Аналогичную запись бюджетные образовательные учреждения должны делать при принятии решения о списании по иным основаниям, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета;

  • Д-т сч. 0 104 27 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 0 104 37 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения», сч. 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» К-т сч. 0 101 27 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 0 101 37 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения» — при уничтожении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы).

Оформляется выбытие объектов библиотечного фонда Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144) с приложением списков исключенной литературы.

Заметим, что списание фондов из открытого доступа образовательные учреждения вправе производить в соответствии с п. 9 Методических рекомендаций N 2488 не более 0,1% от объема книговыдачи. При этом исключение документов из фондов библиотек общеобразовательных учреждений может производиться только по причине устарелости и не реже одного раза в 2 года (рекомендуемые сроки использования учебников и учебных пособий в общеобразовательных учреждениях в пределах 4 лет следует считать ориентировочными).

Следует сказать, что по объектам библиотечного фонда нужно начислять амортизацию.

В целях бухгалтерского учета амортизация на объекты библиотечного фонда в силу п. п. 92, 85 Инструкции N 157н начисляется в следующем порядке:

  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами ежемесячно линейным способом из расчета 1/12 годовой суммы амортизации, исходя из срока полезного использования этих объектов.

Срок полезного использования, согласно п. 44 Инструкции N 157н, определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, срок полезного использования объектов библиотечного фонда устанавливается в диапазоне от 15 до 20 лет (код 190001000, 7-я амортизационная группа), за исключением картографических изданий, которым устанавливается срок полезного использования от 7 до 10 лет включительно (код 190001115, 5-я амортизационная группа). Срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп.

Таким образом, для картографических изданий следует устанавливать срок полезного использования, равный 10 годам, для остальных объектов библиотечного фонда — 20 лет.

Обратите внимание, при поступлении (приобретении, получении) объектов библиотечного фонда, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется в указанном порядке с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта.

Начисление амортизации на объекты библиотечного фонда начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, что следует из п. 86 Инструкции N 157н.

В бухгалтерском учете начисление амортизации на объекты библиотечного фонда в образовательных учреждениях отражается согласно п. 26 Инструкции N 174н следующей записью:

Д-т сч. 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», сч. 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (сч. 0 109 60 271, 0 109 70 271, 0 109 80 271, 0 109 90 271) К-т сч. 0 104 27 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», сч. 0 104 37 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения».

Для комплектации библиотечного фонда образовательные учреждения нередко приобретают периодические издания.

Учет периодических изданий (газет, журналов и т.п.) ведется на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования». Об этом сказано в п. 377 Инструкции N 157н. На этом счете периодические издания учитываются в условной оценке: один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) — 1 руб.

Выбытие периодических изданий по любым основаниям отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (Актом приема-передачи, Актом на списание, иным актом).

Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции N 157н).

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ.
  3. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
  4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  5. Об утверждении «Инструкции об учете библиотечного фонда»: Приказ Минкультуры России от 02.12.1998 N 590.
  6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
  7. Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений: Приказ Минобразования России от 24.08.2000 N 2488.

В.В.Семенихин

Руководитель

«Экспертбюро Семенихина»

Правовое регулирование эксплуатации воздушных судов
Государственные задания как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов *

1. Виды учета успеваемости учащихся

Текущий учет – это вид учета, который обеспечивает своевременное усвоение и закрепление учебного материала на каждом этапе обучения. Переход к следующему этапу осуществляется при условии, если будет выполнено предыдущее задание. Учитель непрерывно ведет учет результатов, опираясь на регулярные текущие свои наблюдения за работой учащихся. Текущий учет способствует успешному решению задач правильного, основательного и своевременного усвоения знаний, развития познавательных способностей учащихся.

Текущий учет успеваемости учащихся включает наблюдение учителя за очередной их учебной работой и проверку им качества знаний, умений и навыков, которыми учащиеся овладевают на определенном этапе обучения. При проверке материала в порядке текущего повседневного учета проверяются в основном знания, которые связаны с изучением нового материала. В текущем учете осуществляется также проверка тех знаний и умений, на которые приходится часто опираться в дальнейшей учебной работе. Этот вид учета призван предупреждать забывание знаний, умений, регулирует учебную работу детей и учителя, вовремя помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и работе учителя и устранить их.

Тематический учет. Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Для этого вида учета особенно значимы повторительно-обобщающие тематические уроки. Закрепление знаний проводится все время, пока изучается тема, но здесь оно имеет итоговое значение: учащиеся обозревают тему в целом, уясняют ее структуру, систематизируют усвоение, устанавливают новые связи между знаниями, прослеживают развитие явлений, понятий, идей. Контрольные функции на таких уроках не приходится считать преобладающими, однако по некоторым темам в заключение целесообразно проводить и итоговую проверку (письменные и практические работы), и оценку знаний. В старших классах существует и еще одна форма учета успеваемости – это зачет. Зачеты предполагают самостоятельное развитие знаний и умений, т. е. сами учащиеся планируют и организуют свой процесс обучения. Но здесь есть и отрицательные стороны. Если в процессе обучения отсутствует текущий учет успеваемости, то часть учащихся прекращает вести систематическую самостоятельную работу, а предпочитает наспех готовиться к зачетам и экзаменам, что отрицательно сказывается на глубине и прочности знаний.

Периодический учет. Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Но когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнения, необходима специальная проверка знаний только этих учащихся.

Заключительный учет. Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Методы проверки знаний, умений и навыков – это когда учитель имеет все основания требовать от учащихся отчета в освоении изучаемого материала и оценивать уровень усвоенного у каждого ученика.

Различают несколько проверок знаний: устная, письменная и практическая.

Устная проверка. Еще не так давно в школе преобладающим методом проверки знаний был индивидуальный опрос, занимавший до 40 % времени на каждом уроке. Использование индивидуального опроса как универсального метода снижает обучающее и воспитательное значение урока, и здесь центр тяжести овладения знаниями переносится на домашнюю работу учащихся, так как индивидуальный опрос предполагает полные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса на эту тему, для подготовки которых требуется много времени. На уроке происходит следующая ситуация: на выслушивание ответов немногих учащихся в классе требуется очень много времени, нередко при этом снижается познавательная активность большинства учащихся. Но совсем отказываться от индивидуального опроса не стоит, так как такой опрос является важным средством развития устной речи, памяти, мышления. А если правильно организовать такой опрос и обеспечить активность всех учащихся, то результат будет положительный – слушая ответ товарища, другие критически его осмысливают, повторяя, углубляют знания.

Следовательно, пассивность учеников при индивидуальном опросе – результат несовершенной методики его проведения.

Кроме индивидуального опроса, устная проверка осуществляется в форме беседы учителя с классом. В этом случае на вопросы учителя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе участвуют значительное число учащихся и даже весь класс. Эту форму устной проверки можно назвать фрагментарной, так как здесь ответы являются как бы отрывочными, неполными, частичными. Когда такой опрос сосредоточивается в специально отведенное время и охватывает всех учащихся класса, он называется фронтальным: при устном счете, проверке знаний хронологических дат, географической номенклатуры, грамматических форм, различных определений, правил, формул, к которым часто приходится обращаться.

Письменная проверка. Главное назначение письменной (и графической) проверки – это выявление степени овладения учащимися умениями и навыками по данному предмету. Также она позволяет судить и о качестве знаний – их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике, дает возможность в короткий период одновременно проверить всех учащихся класса. К письменным и графическим работам относятся контрольные диктанты, изложения, сочинения, решение примеров и задач, выполнение рисунков, схем, чертежей и т. д. Главное назначение таких работ – это поверка и развитие письменной речи учащихся, умения связно, последовательно, логически стройно излагать на бумаге свои мысли.

В целях проверки знаний учащихся используются и краткие письменные, и графические работы, на которые отводится 10–15 минут.

Практическая проверка. Здесь проверяется умение учащихся применять теоретические знания на практике. Проверочные задания практического характера – это задания, требующие проведения опыта, измерения, трудовых операций.

Оценка результатов деятельности играет большую роль в различных сферах общественной и личной жизни людей.

В современной школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся, способствующая дифференцированному учету достижений учеников в учебной работе и облегчающая им восприятие значимости оценки. Уже в первой четверти первоклашки понимают, какому уровню успеваемости соответствуют баллы «5» и «3».

Прямые объекты оценки успеваемости – это знания, умения и навыки учащихся, их полнота, правильность, точность, прочность, связь с жизнью, умение применять их на практике, а также устная, письменная, графическая, практическая формы их выражения.

В отношении формы выражения знаний учитывается логическая последовательность, грамматическая и стилистическая грамотность, богатство и выразительность речи. В отношении различных умений и навыков учитывается их правильность, точность, тщательность выполнения.

Успех и знания каждого учащегося должны оцениваться правильно и справедливо. Неправильные оценки расхолаживают, демобилизуют детей. Правильная оценка исключает как занижение, так и завышение требований. Учитель может требовать только то, чему ученики уже могли научиться. Следовательно, ставить надо только такие баллы, которые соответствуют действительному уровню успеваемости учащиеся. Значит, если отличник ответил только удовлетворительно, то и балл за такой ответ надо ему поставить только «3»; если средний ученик неожиданно для учителя отвечал хорошо, то ему надо обязательно поставить «4». Хотя встречаются такие ученики, которые стараются изо всех сил, но успехи у них невелики. Тут необходимо какое-то время воздержаться от выставления им отрицательных баллов. Если таким ученикам оказывается помощь, то у них все-таки есть перспектива получения положительных отметок, что и побуждает к большей трудоспособности в отличие от «двойки». Поэтому политика оценки должна состоять не в том, чтобы не допускать ученика до более высоких баллов, а наоборот, искать возможности перехода его на более высокий уровень показателей успеваемости.

С конца 50-х гг. XX в. широкое распространение получили так называемые поурочные баллы. Они выставляются по результатам всех видов деятельности, имевшей место на уроке, и дают возможность определить уровень успеваемости учащихся. Порой краткий ответ с места, небольшое комментирование, маленькое письменное упражнение могут дать ясное представление о качестве знаний ученика. Поурочные баллы выставляются иногда пяти– шести ученикам в конце урока. Во многих случаях это повышает познавательную активность у учащихся.

Итоговые отметки за четверть, полугодие, за учебный год выводятся в соответствии с фактическим уровнем знаний, сложившимся к моменту выставления балла. Например, если ученик первого класса читал в первом полугодии на «3», в третьей четверти – на «4» и в четвертой – на «5», то ему за год по чтению выставляется балл «5», так как к концу учебного года он стал читать на «пять». Тот же принцип используется при выведении итоговых баллов за четверть, полугодие и за год по всем предметам.

На основании оценок решается вопрос о переводе учащихся в следующий класс.

ЛЕКЦИЯ № 13. Успеваемость и методы ее оценки | Теория обучения: конспект лекций | 2. Причины неуспеваемости

УЧЕТ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Действует Меню документа Разделы

  • Содержимое
  • Карта
  • Оглавление

Инструменты Навигация Присоединяйтесь! Зарегистрированных пользователей портала: 509 952. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто → Советник бухгалтера

Дата документа 01.01.2018
Метки Статья

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В начале года многие учреждения заключают договоры на приобретение периодических изданий. Периодические издания могут приобретаться для пополнения библиотечного фонда или других целей. В зависимости от целей приобретения учет периодических изданий имеет свои особенности.

Приобретение периодики

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Приобретение годового (полугодового) комплекта периодических изданий традиционно называют «подпиской». Данный термин установлен постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке». Однако данные правила распространяются только на отношения между редакциями, издателями, распространителями и подписчиками – физическими лицами, приобретающими периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, указанное постановление на договоры (контракты) учреждений не распространяется.
Приобретение периодических изданий учреждением регламентируется исключительно договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законодательством о закупках.
Периодические издания могут приобретаться как в традиционном, печатном виде, так и в электронном виде. В последнем случае договор можно рассматривать как договор возмездного оказания информационных услуг.
В самом договоре (контракте) о приобретении периодических изданий можно предусмотреть перечень документов, которые должны оформляться поставщиком (подрядчиком) в подтверждение факта поступления изданий в учреждение. Это могут быть:

накладная (формы ТОРГ-12 или другой) или универсальный передаточный документ – при приобретении бумажных изданий;
акт об оказании услуг при приобретении доступа к электронным изданиям.
Обратите внимание! Санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета при подписке на периодические печатные и электронные издания возможно в случае представления в установленном порядке в ОФК вместе с заявкой на кассовый расход счета или счета-фактуры (письмо Минфина России от 20.01.2016 №02-01-11/1758).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту. Цены — Правила — Сотрудничество — Проекты — Партнеры Google+ — Одноклассники — Instagram — Facebook — ВКонтакте — Twitter — Livejournal Правовая система «Референт» © 2019 119361, Россия, Москва, ул. Большая Очаковская, д.47а, стр.1 +7 (495) 780-71-81 portal@referent.ru

Ведется подготовка документа. Ожидайте

ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ФОНДА

Порядок проведения инвентаризации учреждение устанавливает самостоятельно. Для осуществления такого мониторинга необходимо создать инвентаризационную комиссию, что оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя библиотеки (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации, утверждённых приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49). Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель учреждения. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов проверки недействительными.

Члены комиссии рассматривают последние документы, проводят проверку наличия и состояния активов и обязательств. Сначала необходимо проверить инвентаризационные описи, которые составляются перед началом проверки (как правило, в день её проведения) в порядке, принятом в организации. В инвентаризационные описи (акты) наименования инвентаризируемых объектов заносятся с указанием номенклатуры (отличительных признаков) и единиц измерения, принятых в учёте (абз. 3 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации). Инвентаризационные описи (акты) составляются в двух экземплярах (один передаётся инвентаризационной комиссией в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй остаётся у материально ответственного лица. Комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы их устранения.

По результатам проведения инвентаризации формируются протокол заседания комиссии и ведомость учёта результатов, выявленных по результатам проверки.

На основании протокола руководитель принимает принципиальные решения. Как в случае выявления недостачи в библиотечном фонде, он может привлечь к ответственности виновных лиц, например в виде наложения дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение). Подобные дисциплинарные взыскания налагаются в течение месяца с момента выявления нарушения.

Что проверить?

При проведении инвентаризации необходимо проверить порядок ведения учёта. К основным требованиям относятся: полнота и достоверность учётной информации; оперативность; документированное оформление каждого поступления в фонд и каждого выбытия из него; совместимость приёмов и форм учёта, их надёжность при параллельном использовании традиционной и автоматизированной технологий учёта; соответствие номенклатуры показателей учёта фонда
аналогичным показателям государственной библиотечной статистики.

Следовательно, при обнаружении фактов недостоверности учётной информации или наличия ошибок в учёте эти факты должны быть выявлены и отражены.

Информация хранится в регистрах. Регистрами индивидуального учёта документов являются: регистрационная книга, карточка регистрации на определённый вид документа для газет, журналов, других видов документов. Допускается также регистрами индивидуального учёта считать топографическую опись (каталог), учётный каталог, учётный файл с выходными формами, формируемыми в порядке инвентарных или иных идентификационных номеров документов.

Регистры индивидуального учёта документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ с указанием сведений о его поступлении и выбытии из библиотечного фонда.

Независимо от вида учётного документа регистры суммарного учёта содержат три взаимосвязанные части: «Поступление документов в библиотечный фонд», «Выбытие документов из библиотечного фонда», «Итоги движения библиотечного фонда: итоговые данные на конец отчётного периода».

Основными единицами учёта документов библиотечного фонда являются экземпляр и название; для газет — годовой комплект и название. Дополнительными единицами учёта фонда являются годовой комплект, метрополка, подшивка (переплётная единица); для электронных документов — единица памяти данных.

Правила учёта

Необходимо проверить правильность учёта документов.

Как отдельный экземпляр и как отдельное название учитываются:

  • каждое отдельное издание (книга, брошюра);
  • каждое входящее в конволют издание;
  • каждый отдельный том (выпуск, часть) многотомного издания, имеющий индивидуальное заглавие;
  • каждая из брошюр, выпущенных в объединяющей их издательской папке, обложке, манжетке;
  • каждая книга или брошюра, входящая в книжную серию (нумерованную или ненумерованную);
  • отдельно изданные приложения к книгам и брошюрам, имеющие индивидуальное заглавие и самостоятельное значение (приказ Минкультуры России от 08.10.2012 г. № 1077).

Нужно проверить также правильность учёта и оформления различного рода печатной продукции. Журналы и продолжающиеся издания учитываются в экземплярах и названиях.

Экземпляром считаются номер, том, выпуск, изданные по отдельности, а также комплект номеров, томов, выпусков, переплетённых в один блок издательством.

Как одно название учитывается комплект номеров, томов, выпусков, образующих отдельную единицу с отличительным заглавием. При изменении заглавия новой учётной единицей считается издание, если изменение внесено в первые пять слов заглавия. Периодические приложения к журналам, выходящие самостоятельно, имеющие индивидуальное заглавие и собственную нумерацию, учитываются как отдельные экземпляры и отдельные названия.

Каждая серия продолжающегося издания, имеющая индивидуальное заглавие и собственную нумерацию выпусков, учитывается как отдельное название.

Каждый самостоятельный том (выпуск) продолжающегося издания также учитывается как отдельное название.

Газеты учитываются в годовых комплектах и названиях.

Как одно название учитывается комплект газет, образующих отдельную единицу с отличительным заглавием. При изменении заглавия новой учётной единицей считается издание, если изменение внесено в первые пять слов заглавия. Однодневные (разовые) газеты учитываются в экземплярах (номер, выпуск) и названиях.

Отдельно изданные периодические приложения к газетам, имеющие индивидуальное заглавие и собственную нумерацию, учитываются самостоятельно. Нормативно-технические и технические документы (патентные документы, типовые проекты и чертежи, каталоги промышленного оборудования и изделий, нормативные документы по стандартизации, технические условия, руководящие документы и правила) учитываются в экземплярах и названиях.

Как один экземпляр и одно название учитываются стандарты и каталоги промышленного оборудования и изделий, выпущенные в объединяющей их издательской папке (обложке), при наличии на папке общей цены, содержания всего издания, единых выходных данных. Как отдельный экземпляр и отдельное название учитываются стандарты и каталоги промышленного оборудования и изделий, другие специальные виды документов, выпущенные в виде отдельных листов, если каждый из них имеет свои выходные данные, цену, тираж, даже если они объединены одной издательской папкой (обложкой).

Неопубликованные документы учитываются в экземплярах и названиях.

Как один экземпляр и одно название учитываются:

  • депонированная научная работа (комплект, состоящий из двух экземпляров работы) и сопроводительные документы;
  • неопубликованные документы, сброшюрованные или содержащиеся в отдельной папке.

Для конструкторской документации единицей учёта является чертёж или полный комплект конструкторских документов, относящихся к одному изделию (объекту).

В настоящее время учёт ведётся в электронном виде, поэтому необходимо проверить соответствие электронных носителей фактическому наличию документов. Первичные данные инвентаризации оформляются в сличительных ведомостях. Последние составляют в двух экземплярах: один остаётся в бухгалтерии, второй передаётся работнику, ответственному за сохранность данного вида ценностей.

Ведомости хранят в архиве учреждения пять лет. Все несоответствия отражаются в акте инвентаризации.

Привлечение к ответственности

При проведении инвентаризации важно выявить и исправить ошибки. Однако в некоторых случаях можно обнаружить прямые факты хищений из библиотечных фондов. Что делать в такой ситуации? Конечно, в ряде случаев подобные факты могут привести и к уголовной ответственности. Но если ущерб есть, но он незначителен, то виновное лицо привлекается лишь к дисциплинарной ответственности. Основанием для привлечения к материальной ответственности являются результаты инвентаризации, установившей наличие ущерба.

При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок. Отмечу, что при исчислении средней заработной платы учитываются все выплаты, которые входят в систему оплаты труда: зарплата, премии, доплаты и т. д. (постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922).

Ограниченная материальная ответственность наступает во всех случаях порчи материальных ценностей. Чаще всего — при утере документов.

Но может наступить и полная материальная ответственность. К таким случаям относятся:

  1. недостача ценностей;
  2. умышленное причинение ущерба;
  3. порча материальных ценностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (требует документального подтверждения в виде медзаключения и акта об отстранении от работы);
  4. причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда, или в результате административного проступка;
  5. разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную);
  6. порча имущества работником не при исполнении им трудовых обязанностей. Возмещение ущерба в этом случае осуществляется в добровольном порядке или на основании принятия судом соответствующего решения.

В заключение необходимо отметить: поскольку отдельно порядок проведения инвентаризации библиотечного фонда законодательно не установлен, то необходимо самостоятельно разработать подобный порядок и закрепить его в локальном акте.

Сейтбекова Елизавета Владимировна , управляющая компании «Корн-Аудит»