Целевое использование бюджетных средств
Содержание
- Решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 28.01.2016 N 230 «О Порядке дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных переданных государственных полномочий»
- Нецелевое расходование бюджетных средств
- Кто должен быть получателем?
- Наказание
- Обзор судебной практики по спорным вопросам при нецелевом использовании бюджетных средств
- I. Основные положения о нецелевом использовании бюджетных средств
- II. Выводы судов по вопросам нецелевого использования бюджетных средств
- Что вы получите:
Решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 28.01.2016 N 230 «О Порядке дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных переданных государственных полномочий»
Текст документа по состоянию на июль 2016 года В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 8 Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края Собрание депутатов Ванинского муниципального района решило: 1. Утвердить прилагаемый Порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий. 2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Ванинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vanino.org). 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, налогам и имущественным отношениям. 4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава района Н.С.Ожаровский
Председатель Собрания депутатов А.К.Куренщиков
УТВЕРЖДЕН Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 28 января 2016 г. N 230
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕДАННЫХ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 8 Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края и определяет случаи и порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с: 1) Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (полномочия делегированы Законом Хабаровского края от 29 сентября 2005 г. N 301 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния»); 2) законами Хабаровского края: — от 19 января 2005 г. N 248 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»; — от 29 сентября 2005 г. N 301 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния»; — от 26 октября 2005 г. N 306 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; — от 24 ноября 2010 г. N 49 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях»; — от 31 октября 2007 г. N 143 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» (в части полномочий по администрированию); — от 31 октября 2007 г. N 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (в части полномочий по администрированию); — от 14 ноября 2007 г. N 154 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» (в части полномочий по администрированию); — от 25 ноября 2009 г. N 276 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по государственному управлению охраной труда»; — от 23 ноября 2011 г. N 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» (в части полномочий по администрированию); — от 23 апреля 2014 г. N 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (в части полномочий по администрированию). 2. Предложения о дополнительном использовании собственных финансовых средств Ванинского муниципального района (далее — собственные финансовые средства) для осуществления отдельных, переданных органам местного самоуправления, государственных полномочий (далее — переданные полномочия), вносятся главой Ванинского муниципального района в Собрание депутатов Ванинского муниципального района (далее — Собрание депутатов) вместе с внесением на рассмотрение проекта бюджета Ванинского муниципального района на очередной финансовый год либо в течение текущего финансового года. Вносимое предложение должно содержать направления использования собственных финансовых средств, расчет их объема, источники финансирования либо перечень материальных ресурсов, необходимых для осуществления переданных полномочий. 3. При внесении предложения о дополнительном использовании собственных финансовых средств для осуществления переданных полномочий вместе с внесением на рассмотрение проекта бюджета Ванинского муниципального района на очередной финансовый год Собрание депутатов рассматривает и принимает решение по данному вопросу в рамках процедуры принятия бюджета Ванинского муниципального района на очередной финансовый год. При внесении предложения о дополнительном использовании собственных финансовых средств для осуществления переданных полномочий в течение текущего финансового года Собрание депутатов рассматривает и принимает положительное или отрицательное решение по данному вопросу на ближайшем заседании. В случае принятия решения о дополнительном использовании собственных финансовых средств для осуществления переданных полномочий в течение текущего финансового года в решение о районном бюджете должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения. 4. Дополнительные собственные финансовые средства на исполнение переданных полномочий используются в целях обеспечения исполнения переданных полномочий надлежащим образом, в полном объеме, с соблюдением норм законодательства, социальных гарантий. 5. Дополнительные собственные финансовые средства используются в случае недостаточности финансовых средств, предусмотренных законом Хабаровского края о краевом бюджете в виде субвенции на обеспечение переданных полномочий на текущий финансовый год. 6. Дополнительные собственные финансовые средства используются на: 1) предоставление социальных гарантий и компенсаций муниципальным служащим, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом Ванинского муниципального района Хабаровского края, муниципальными правовыми актами Ванинского муниципального района; 2) оплату услуг почтовой связи, услуг телефонно-телеграфной связи для исполнения отдельных государственных полномочий; 3) оплату проезда в служебные командировки лиц, осуществляющих исполнение отдельных государственных полномочий; 4) подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих, исполняющих отдельные государственные полномочия. 7. Дополнительные материальные ресурсы используются на: 1) обеспечение лиц, осуществляющих исполнение переданных полномочий, канцелярскими принадлежностями, картриджами, другими расходными материалами; 2) обеспечение работоспособности технических средств, переданных в безвозмездное пользование или приобретенных за счет средств субвенций на осуществление переданных полномочий. 8. Дополнительное использование финансовых средств для осуществления переданных полномочий допускается только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов). 9. Дополнительные собственные финансовые средства предоставляются получателям бюджетных средств Ванинского муниципального района на основании предоставленных в финансовое управление администрации Ванинского муниципального района до 1-го числа текущего месяца заявок на получение указанных средств с обоснованием расходов. 10. Объем собственных финансовых средств, выделяемых на исполнение переданных полномочий, не может превышать 10% общего объема средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. 11. Собственные финансовые средства для осуществления переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Заместитель главы администрации района О.А.Савватеева
Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2019 году.
Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.
Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.
Нецелевое расходование бюджетных средств
Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.
Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:
- решение о бюджете;
- сводная бюджетная роспись;
- бюджетная роспись;
- бюджетная смета;
- договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».
Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).
Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.
Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:
- расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
- использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
- расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
- использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
- расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
- использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
- использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.
Кто должен быть получателем?
Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.
Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.
Таким образом, получателем могут выступать:
- управление внебюджетных государственных фондов;
- органы государственной власти;
- органы местного управления;
- муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
- казенные учреждения.
Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.
При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.
При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.
Наказание
Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.
Административная ответственность
В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.
Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.
Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.
Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.
Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.
Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.
Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:
- для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
- для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.
Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).
Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.
Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).
Уголовная ответственность
Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.
В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:
- арест на срок до 6 месяцев;
- принудительные работы, сроком до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 2 лет.
В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
- осуждение, сроком до 5 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет.
Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.
Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.
Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.
Обзор судебной практики по спорным вопросам при нецелевом использовании бюджетных средств
- Текст документа
- Статус
Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.
I. Основные положения о нецелевом использовании бюджетных средств
I. Основные положения о нецелевом использовании бюджетных средств
Бюджетные средства в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, а любые действия, приводящие к нарушению адресности либо к направлению бюджетных средств на цели, не названные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются незаконными.
Так, пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ (ранее данное правонарушение регулировалось положениями статьи 289 БК РФ) установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Указанная статья, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает бюджетные меры принуждения — взыскание бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Данные меры не являются административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вследствие чего при их применении нормы этого Кодекса не применяются.
Порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 1 статьи 306.2 БК РФ).
При этом применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (в частности, административной и уголовной ответственности).
Так, статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Объектом данного административного правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективной стороной этого правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Субъектами указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации — получатели бюджетных средств.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.
При рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде взыскания в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 306.4 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 КоАП РФ, необходимо детально анализировать объективную сторону рассматриваемого правонарушения, исключая возможность привлечения к ответственности за действия, которые не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.
Так, для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе классификация операций сектора государственного управления (статьи 18, 19 БК РФ).
Если будет установлено, что исходя из содержания наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорным вопросам, возникающим при нецелевом использовании бюджетных средств, а именно:
— квалификация действий как нецелевое использование бюджетных средств;
— действия, не подпадающие под нецелевое использование бюджетных средств;
— спорные вопросы применения бюджетных мер принуждения;
— административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
II. Выводы судов по вопросам нецелевого использования бюджетных средств
1. Квалификация действий как нецелевое использование бюджетных средств
1.1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.10.2015 N Ф01-4151/2015 по делу N А31-11366/2014
Исковые требования:
ООО «ЗУБиК» (получатель средств бюджета) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными принятых Территориальным фондом обязательного медицинского страхования субъекта РФ (Фондом) акта комплексной проверки и требования о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Решение суда:
В удовлетворении заявления отказано.
Позиция суда:
Установив, что по заключенному Фондом и ООО «ЗУБиК» (получателем средств бюджета) договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию последнее обязалось расходовать средства обязательного медицинского страхования, поступившие в медицинскую организацию, в соответствии со структурой тарифа, установленного Тарифным соглашением об оплате медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта РФ в соответствии с Базовой программой обязательного медицинского страхования, при этом в соответствии с названным Тарифным соглашением при распределении средств на заработную плату работников медицинской организации не учитывается и в структуру тарифа не входит оплата труда специалистов с высшим и средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением на медицинскую деятельность (лицензией), и (или) не имеющих действующих сертификатов по соответствующей специальности, тогда как по результатам проведенной Фондом проверки ООО «ЗУБиК» установлено использование средств обязательного медицинского страхования на выплату в 2013, 2014 годах заработной платы медицинскому персоналу при отсутствии у них действующих сертификатов специалистов, суд пришел к выводу о том, что выплата заработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
1.2. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.07.2015 N Ф02-3421/2015 по делу N А58-7126/2014
Исковые требования:
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.
- Заказать демонстрацию Бесплатно, у вас в офисе
- Купить документ Всего за 49 руб.
Что вы получите:
После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.
При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru
Примеры
аналогичных документов, доступных с полным текстом:
- Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
- Судебная практика по вопросам применения упрощенной системы налогообложения. Декабрь 2013 год
Название документа: | Обзор судебной практики по спорным вопросам при нецелевом использовании бюджетных средств |
Вид документа: | Обзор судебной практики |
Опубликован: | Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт |
Дата принятия: | 17 декабря 2015 |
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт» Узнать больше о системах
Добавить комментарий