Трудовая инспекция штрафы для предприятий ООО

Содержание

За что трудовая инспекция штрафует юридических лиц

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ,
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ Горячая линия:
Москва: +7 (499) 455-00-61
Санкт-Петербург: +7 (812) 313-20-45
Все регионы: +8 (800) 550-53-87

Работодатель за нарушения трудовых прав и интересов своих работников привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, согласно действующему в 2016 году законодательству.
Такие нормы относятся не только к работодателям, но и к начальникам структурных подразделений и их заместителей, а также к работодателям – физическим лицам. Об этом говорится в ст. 362 ТК РФ.

К дисциплинарной ответственности руководители структурных подразделений, а также их заместители привлекаются в том случае, если на имя руководителя поступила жалоба от представительного органа работников. Работодатель обязан провести проверку по факту нарушения, описанного в жалобе. Если факт окажется достоверным, то работодатель обязан привлечь виновное лицо к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
Штрафовать работодатель не имеет права! Об этом говорится в ст. 195 ТК РФ.

Выписывать штрафы имеет право только трудовая инспекция, которая проводит проверку работодателя по заявлению его работников. Штрафные санкции указаны в ст. 5. 27 КоАП РФ и в ст. 5. 27. 1 КоАП РФ.

За что штрафует трудовая инспекция

Штрафы инспекции по труду с января 2016 года не выросли, за исключением штрафов за нарушения охраны труда.
Согласно ст. 5. 27 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства, а также нормативны актов, которые содержат нормы трудового права, работодатель привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа.
Работодатель, как должностное лицо, а также индивидуальный предприниматель, который имеет наёмных работников, может быть оштрафован на сумму от 1 до 5 тысячи рублей.
Работодатель, как юридическое лицо, штрафуется на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Если работодатель, допускает к работе лицо, которое не имеет на это право (например, который не прошёл обязательный медицинский осмотр), но, в случае обнаружения нарушения, отрицает этот факт, будет оштрафован и сам работодатель, и такой работник.
Работник штрафуется на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, а работодатель, как должностное лицо – на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

В случае, если работодатель уклоняется от заключения с работником трудового договора или гражданско-правового договора, который фактически регулирует трудовые отношения, или же ненадлежащим образом оформляет этот документ, то работник имеет право написать жалобу в трудовую инспекцию. При обнаружении нарушений, работодатель, как должностное лицо, будет оштрафован на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
Если работодатель является индивидуальным предпринимателем, то штраф будет от 5 до 10 тысяч рублей. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 50 до 100 тысяч рублей.

С 2016 года значительно возросли штрафы за нарушения требований по охране труда. Санкции по данным нарушениям указаны в ст. 5. 27. 1 КоАП РФ.
За нарушения требований по охране труда, на должностные лица возлагается административная ответственность в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей, на ИП – от 2 до 5 тысяч рублей, а на юридические лица – от 50 и до 80 тысяч рублей.

Если работодатель нарушил требования проведения специальной проверки, которые с 2016 года сильно ужесточились, то его «ожидает», как должностное лицо, штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Точно такой же штраф будет наложен и на ИП. А вот работодателю, как юридическому лицу, придётся заплатить от 60 до 80 тысяч рублей.

Прежде чем приступать к выполнению своих трудовых обязанностей, ответственное лицо должно провести инструктаж по охране труда на рабочем месте. Если к работе допущен сотрудник, который не прошёл такой инструктаж, то должностное лицо обязано будет заплатить штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей, а юридическое лицо – от 60 до 80 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель будет уплачивать штраф, как должностное лицо – от 15 до 25 тысяч рублей.

Если ответственное лицо не обеспечило работников индивидуальными средствами защиты, то оно будет оштрафовано трудовой инспекцией на сумму от 25 до 30 тысяч рублей, а сам работодатель, как юридическое лицо – на сумму от 130 до 150 тысяч рублей.

Штрафы от трудовой инспекции при повторных нарушениях

При совершении повторных правонарушений, штрафы для работодателей, как для юридических лиц, возрастают в несколько раз.
При повторном нарушении трудового законодательства или других нормативных актов, которые также содержат нормы трудового права, работодатель, как должностное лицо, будет уже оштрафован на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
Как альтернатива штрафу может быть рассмотрена дисквалификация на срок от 1 до 3-ёх лет.
Если такое правонарушение совершит повторно предприниматель, то штраф для него будет от 5 до 10 тысяч рублей. А вот юридическое лицо должно будет заплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

При обнаружении повторного факта допущения к работе лица, который на это не уполномочен работодателем, а также уклонение от заключения трудового договора или заведомо неправильное его составление приводит к наложению штрафа на самих граждан на сумму 5 тысяч рублей.
Должностные лица подлежат обязательной дисквалификации, индивидуальные предприниматели будут оштрафованы на сумму от 30 до 40 тысяч рублей.
Предприятие же, как юридическое лицо, обязано будет заплатить штраф на сумму от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторных нарушениях охраны труда, должностное лицо будет обязано выплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Альтернативой штрафу может быть назначена дисквалификация без права занимать аналогичную должность на срок от 1 года до 3-ёх лет. Юридическое лицо выплатит штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей или запрет на ведение деятельности на срок до 90 дней.

Качественная проверка отдела кадров

НОВОСТИ БИЗНЕСА 13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожникаУльяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем… 13.10.2008 «Евросеть» закрыла дочерние компании в ИндииКомпания «Евросеть», крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья… 27.09.2008 «АЗБУКА ВКУСА» запускает новый проект SHOP-IN-SHOPСеть премиальных городских супермаркетов «Азбука Вкуса» (24 магазина) объявляет о старте нового проекта «Вкусная Япония». В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате…

Проверяем документацию кадрового подразделения

Внимание Очередность отпусков персонала устанавливается с учетом мнения выборного органа (ст.372 ТК РФ) Журнал ознакомления персонала с нормативными документами ст.68 ТК РФ Трудовое соглашение (ст.56 ТК РФ) Документ составляется письменно в 2 экземплярах (один остается на предприятии, другой передается сотруднику). Подлежит подписанию обеими сторонами. Сотрудник проставляет на соглашении работодателя свою подпись, свидетельствующую о получении второго экземпляра (ст.67 ТК РФ) Штатное расписание Документ дает представление о структурных подразделениях, профессиях, количестве штатных единиц, надбавках, ежемесячном фонде заработной платы работников, процессах на производстве. Имеет стандартную форму (Постановление Госкомстата № 1 от 05.01.04) Табель фиксации рабочего времени ст.91 ТК РФ Личные карточки Содержит дублирование записей из трудовой книжки.

Кадровик обязан знать как провести кадровый аудит

Особое внимание уделяется хранению и оформлению трудовых книжек:

  1. Ответственное лицо назначается соответствующим приказом руководителя фирмы.
  2. В книге учета обязательно регистрируется приход и выбытие документов.
  3. Записи аккуратно, без сокращений, пастой синего/черного цвета вносятся на основании определенных приказов.
  4. Данные дублируются в личные карточки сотрудников.
  5. Книжки хранятся в несгораемом сейфе.

Когда проведена сверка наличия документов, проверяется их составление:

  • подписи руководителя и сотрудников на всех приказах;
  • нумерация всех листов книг учета и журналов;
  • опломбирование, заверение личной подписью руководителя соответствующих бланков;
  • заполнение всех граф;
  • отсутствие помарок, исправлений.

Помимо проверки документации производится анализ процедур.

Список кадровой документации: что необходимо подготовить для проверки

Когда итогом оценки стало нахождение многочисленных нарушений в отношении большинства работников, возникает необходимость провести проверку по другим трудящимся. Выборочный аудит Во время оценки состояния дел организации обращается внимание на вид выявленных нарушений и приводится несколько примеров. Метод неудобен, поскольку не дает полной картины нарушений, что не позволяет их быстро исправить.

Инфо Тем не менее, он менее затратный по финансам и времени. Полный аудит Заключение экспертов содержит указания на все расхождения с законодательной базой, перечисления всех бумаг с указанием реквизитов. Результат – возможность быстро исправить все недочеты, не тратя дополнительного времени на поиск ошибок.
Недостаток метода – связан с большими финансовыми затратами.

Проверка персонала

Важно Правовая база При проведении проверки кадровых документов рекомендуется принимать во внимание нормативные акты:

  1. Постановление Правительства № 225 от 16.04.03 «О трудовых книжках».
  2. Приказ Минкультуры № 558 от 25.08.10.
  3. Постановление Минтруда № 69 от 10.10.03.
  4. ФЗ № 152-ФЗ от 27.07.06.
  5. Постановление Госкомстата № 1 от 05.01.04.
  6. ГОСТ Р 6.30-2003.
  7. ТК РФ.

Помимо выше перечисленных документов делопроизводство, трудовые отношения регламентируются ведомственными нормативными актами. Все они подлежат изучению и применению. Законодательством не закреплены правила проведения внутренней оценки состояния дел на предприятии. Руководство свободно в определении объема, способов, оснований, объема внутренней проверки.

Кадровая проверка

  • Постановление Министерства труда России («Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»);
  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организации, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры РФ 25.08.2010 №558);

При анализе внутренних локальных нормативных актов необходимо обратить внимание на оформление, принятие, утверждение, содержание и ознакомления с ними работников.

Порядок проведения кадрового аудита организации

В список обязательных нормативно-правовых актов следует включить:

  • Трудовой кодекс РФ со всеми внесенными изменениями и дополнениями;
  • Унифицированные формы первичной учетной документации (постановление
  • Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»)
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках», в ред. от 19.05.2008г;
  • Инструкция по заполнению трудовых книжек (постановление Минтруда России от 10.10.2003г №69);
  • Положение о направлении в командировки (постановление Правительства РФ от 13.10.2008г №749);
  • Федеральный закон от 29.12.2006г №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред.

Закона N 90-ФЗ). Однако в письме Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2006 N 5140-17 разъяснено, что, поскольку законодатель не утвердил переходных положений относительно порядка ведения трудовых книжек работников, уже работающих у индивидуальных предпринимателей на момент вступления в силу Федерального закона N 90-ФЗ, в трудовую книжку работника в этом случае следует внести запись о приеме на работу работника со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника. Учет труда и заработной платы в организации основывается на первичных документах, формируемых в конкретной организации.

По окончании подготавливается экспертное заключение, которое должно содержать важные сведения:

  • основания проведения аудита;
  • поставленные задачи и цели;
  • уполномоченные лица;
  • метод оценки;
  • последовательность исследования предоставленной документации;
  • предписания в отношении оформления результатов;
  • выявленные нарушения;
  • способ исправления ошибок;
  • указание возможных рисков.

Как только экспертное заключение готово, оно передается на вычитку специалисту, который не участвовал в его составлении. Далее, с ним знакомится руководитель предприятия. Если надобность проведения проверки появилась в связи с увольнением специалиста кадровой службы, к заключению дополнительно прилагается акт приема-передачи ведения дел с перечнем трудовых книжек.
Путем проверки состояния дел на предприятии решаются следующие задачи:

  • получение объективной оценки положения дел в области кадрового делопроизводства;
  • выявление нарушений закона;
  • определение способности персонала работать в соответствии с выбранной стратегией;
  • обнаружение риска и ответственности;
  • законное устранение нарушений;
  • предупреждение возникновения конфликтных, спорных ситуаций путем восстановления недостающей документации;
  • оценивание сотрудничества руководства с наемными работниками организации;
  • минимизирование рисков.

Аудит кадрового делопроизводства проводится на основании важных принципов — профессионализм, достоверность, объективность, независимость, честность, сопоставимость с международными нормами права.
Причины инициации проведения проверки работы отдела кадров могут быть разные, например, смена кадровика или руководства, подготовка к проверке ГИТ. При этом сама процедура может быть проведена как сторонними фирмами или специалистами, так и своими силами. Если принято решение в пользу второго варианта, нужно изучить важные вопросы: какие материалы собрать, что проверять, и в целом как провести кадровый аудит.
Причём аудит должен быть проведён качественно, ведь за ошибки кадровика или делопроизводителя фирма отвечает деньгами, а значит, частью прибыли. Содержание статьи

  • 1 Основные вопросы
  • 2 С чего начать
  • 3 Подбираем методические материалы
  • 4 Проверяем документы делопроизводства
  • 5 Оформляем отчёт

Основные вопросы Проведение кадрового аудита – это оценка деятельности работы всего отдела кадров или конкретного участка.
расчетная ведомость (форма N Т-51)

  • платежная ведомость (форма N Т-53)
  • журнал регистрации платежных ведомостей (форма N Т-53а)
  • лицевой счет (форма N Т-54)
  • лицевой счет (свт) (форма N Т-54а)
  • записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-60)
  • записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма N Т-61)
  • акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма N Т-73)

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров распространяются на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, а по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда — на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, кроме бюджетных учреждений.

Плановые и неплановые проверки трудовой инспекции: основания, что проверяет инспекция труда и как подготовиться + штрафы и порядок проведения

Просмотров: 40869 Комменты: 0 16 Янв Автор статьи: Редакция сайта Авторский состав проекта.

Здравствуйте! Сегодня мы обсудим, что представляет собой проверка трудовой инспекцией, какие она выявляет нарушения, и что грозит нарушившему закон работодателю. Проверка от налоговой инспекции вторая по популярности после проверки налоговой.

Если у вас есть хотя бы один наемный сотрудник — будьте готовы, что вас будут проверять на предмет соблюдения трудового законодательства и норм охраны труда. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Нежелательных последствий можно избежать, если знать, когда, как будут проверять, и как можно подготовиться.

Порядок проведения проверки трудовой инспекцией

Весь процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Оповещение. О плановой выездной или документарной проверке инспекция уведомляет работодателя не позже чем за трое суток, посредством отправления ему под роспись копии распоряжения о проведении проверки. Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий. Даже о внеплановой проверке предпринимателя обязательно должны предупредить письмом за сутки до ее начала.
  2. Проверка документов, выездная проверка трудовой инспекцией. Обычно проверка начинается с запроса копий интересующих инспекцию документов, но бывает, что первой осуществляется проверка выездная. Начинать работу инспектор должен с предъявления индивидуального удостоверения и приказа о проверке, которое вы получали ранее в качестве уведомления. Законной будет только та инспекция, которую проводит лицо, указанное в распоряжении на проведение проверки.

Максимальная длительность проверки:

Филиалы

2 месяца

Малый бизнес

50 часов

Микропредприятия

15 часов

Остальные предприятия

20 дней

  1. По итогам инспекции составляется два экземпляра акта. В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.
  2. Если инспектор обнаружит нарушения (как не печально, но происходит это в большинстве случаев), то он выдаст предписание, содержащее:
  • Описание нарушения и дата его совершения;
  • Ссылка на соответствующий закон;
  • Сроки на устранение нарушений. Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать.

Границы дозволенного

На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций?

Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  1. Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
  2. Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
  3. Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
  4. Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
  5. Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
  6. В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
  7. Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

Инспекторы не могут:

  1. Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  2. Изымать оригиналы каких-либо документов.

Основания для проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.

Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.

Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:

  1. Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
  • Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
  • 3 года назад закончилась предыдущая проверка.

Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией.

График проверок на 2018 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.

  1. Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
  • Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
  • Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
  • Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
  • Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
  • Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
  • Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).

Что проверяет трудовая инспекция

Под проверку попадает соблюдение на предприятии любых норм трудового законодательства.

Инспектор труда вправе затребовать (и вы будете обязаны предоставить) следующие документы:

  1. Трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  2. Трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  3. Рабочий график и табель учета отработанных часов;
  4. Больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  5. График отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  6. Расчетные листы;
  7. Бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  8. Устав компании и правила внутреннего распорядка;
  9. Оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  10. Положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  11. Доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

Точный список документов для проверки трудовой инспекцией зависит от основания ее проведения.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) — они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц. При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков.

У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников.

Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов. Например:

  • В трудовом договоре не прописана ставка оплаты труда;
  • На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  • График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права. Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте. Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Прочие распространенные ошибки:

  • Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  • Заработная плата ниже МРОТ;
  • Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  • Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;
  • Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.

Штрафы от трудовой инспекции

Если инспектор труда выявил нарушения, то прежде всего работодателю будет предъявлено предписание. Неустранение всех пунктов предписания может грозить приостановлением деятельности или штрафом.

В зависимости от нарушения, штраф может быть предъявлен самой компании, ее руководителю, индивидуальному предпринимателю, или ответственным лицам (это могут быть начальник кадрового отдела или главный бухгалтер), если это предусмотрено правилами компании.

Наиболее распространенные штрафы от трудовой инспекции в 2017 году:

Нарушение

Штраф для должностного лица Штраф для ИП

Штраф для юридического лица

Нарушение трудового законодательства

1 000 — 5 000 рублей

30 000 — 50 000 рублей

Повторное нарушение трудового законодательства 10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не имеющего на это право (например, без санкнижки), при этом сотрудник это отрицает.

10 000 — 20 000 рублей для работодателя и 3 000 — 5 000 для сотрудника

Уклонение от заключения с работником трудового договора или его неверное оформление

10 000 — 20 000 рублей 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Повторное уклонение от заключения трудового договора, заведомо неверное его оформление или повторный допуск к работе не имеющего на это права сотрудника

Дисквалификация на срок до трех лет 30 000 — 40 000 рублей

100 000 — 200 000 рублей

Нарушение требований охраны труда

2 000 — 5 000 рублей

50 000 — 80 000 рублей

Повторное нарушение охраны труда

30 000 — 40 000 рублей или дисквалификация до трех лет

100 000 — 200 000 рублей или прекращение деятельности на срок до трех месяцев

Нарушение требований проведения специальной проверки

5 000 — 10 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не прошедшего инструктаж по охране труда

15 000 — 25 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (когда таковые требуются)

25 000 — 30 000 рублей 130 000 — 150 000 рублей

Административное расследование трудовой инспекцией

Трудовая инспекция навещает предприятие с проверкой, чтобы контролировать соблюдение закона, но если инспектор проводит работу по установлению и фиксированию факта нарушений со стороны работодателя и привлечению нарушителя к ответственности согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, то речь идет уже об административном расследовании.

Решение о начале расследования принимается самим сотрудником Роструда или сотрудником государственной инспекции труда.

Инициируется расследование в следующих случаях:

  1. В качестве итога проверки, выявившей нарушения. Но прежде чем приступать к расследованию, инспектор обязан получить объяснения подозреваемого в нарушении, показания свидетелей и потерпевших (если таковые имеются), затем официально запросить информацию для разрешения дела;
  2. В результате поступления жалобы на работодателя или сообщения, содержащего достаточно данных для подозрения работодателя в административном нарушении.

Документ о возбуждении расследования называется определение. В течение суток после его составления копия документа под расписку предоставляется работодателю и потерпевшему.

Текст определения содержит:

  1. Дата и место его составления;
  2. Ф.И.О., должность составителя;
  3. Повод возбуждения административного дела;
  4. Показания свидетелей и прочие возможные доказательства правонарушения;
  5. Соответствующая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  6. Запись о разъяснении участникам расследования их прав и обязанностей.

Длится расследование не более месяца с даты возбуждения дела, вести его может как инспектор, проводивший ранее проверку, так и другой государственный инспектор труда.

Дальнейшее развитие событий зависит от итогов расследования.

Если нарушение не подтвердилось — инспектор выносит постановление о прекращении дела.

Если факт нарушения был доказан — инспектор формирует протокол об административном правонарушении. В течение 15 дней дело будет рассмотрено государственной инспекцией труда, в редких случаях (как правило, если нарушение было повторным) инспектор передает дело в суд.

Завершением расследования будет вынесение инспекцией или судом постановления о назначении административного наказания или о прекращении дела.

Понравилась статья? Посоветуйте её своим друзьям! СТАТЬИ ПО ТЕМЕ Не нашли ответа на свой вопрос? Воспользоваться поиском или Задать вопрос Не нашли ответа на свой вопрос? Воспользоваться поиском или Задать вопрос

Какие документы проверяет трудовая инспекция?

27 декабря 2017 1879 Какие документы проверяет трудовая инспекция? При ответе на данный вопрос нужно учитывать объем ее полномочий и задачи проверки. В нашей статье тема рассматривается с учетом новейших изменений трудового законодательства и закона о проверках.

Какие документы нужны для предъявления проверяющим из трудовой инспекции: общая информация

Проверка документов на этапе формирования плана проверок

Получение документов по системам межведомственного взаимодействия

Пределы проверки документов трудинспекцией: возможности и ограничения

Документы для плановой или внеплановой проверки трудинспекции

Срок и порядок представления документов по запросу или требованию трудовой инспекции

Какие документы нужны для предъявления проверяющим из трудовой инспекции: общая информация

Трудинспекция действует на основании норм Трудового кодекса (ст. 354–365 и др.), закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ), а также подзаконных актов:

  • положения о федеральном государственном надзоре…, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — положение № 875);
  • административного регламента, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н (далее — адмрегламент) и др.

Документы для проверяющих из трудовой инспекции должны быть в наличии с учетом норм ТК РФ. В первую очередь это локальные нормативные акты (далее — ЛНА, ст. 8 ТК РФ), трудовые договоры и соглашения (ст. 9 ТК РФ). Более конкретные требования выработаны практикой, зачастую это отражено в нормах ТК РФ и разъяснениях Роструда.

Некоторые выводы о том, какие документы нужны для трудовой инспекции, можно сделать на основании вопросов из чек-листов (обиходное наименование) — проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (далее — приказ № 655). Об этом мы сообщали в материале Роструд утвердил 107 форм проверочных листов.

Цель проверки — оценка соответствия деятельности организации или индивидуального предпринимателя (ИП) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Непосредственно проверку проводят трудовые инспекторы государственных инспекций труда.

Проверки проводятся в одной из 2 форм (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ):

  • документарной (исследуются документы без выезда);
  • выездной (по месту нахождения проверяемого лица).

Документы изучаются не только во время самой проверки, но и задолго до нее. Рассмотрим виды сведений, изучаемых трудинспекцией на разных этапах.

Проверка документов на этапе формирования плана проверок

В зависимости от основания проведения проверки подразделяются (ст. 9, 10 закона № 294-ФЗ):

  • на плановые (проводятся на основании годового плана);
  • внеплановые (по заявлению, обращению и т. д.).

В плане проверок перечисляются лица, в отношении которых будут проводиться проверочные мероприятия, и сроки проведения проверки.

При его формировании учитываются:

  • 3-летний срок, прошедший с момента госрегистрации или последней проверки лица (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ);
  • наличие или отсутствие повышенного риска нарушений (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).

В соответствии с п. 31 адмрегламента анализ начинается в 3 квартале года с изучения:

  • материалов предыдущих проверок и их результатов, включая структуру и типологию нарушений трудового законодательства;
  • причин задолженности по зарплате;
  • сведений о работодателях, задерживающих выплату заработной платы;
  • состояния условий, охраны труда и травматизма и др. информации.

Эти сведения используются для реализации риск-ориентированного подхода. Уровень риска, в зависимости от которого устанавливается частота проверок, определяется по формуле, в которой весомая роль принадлежит индивидуальным коэффициентам, определяемым на основании (п. 10 положения № 875):

  • отчетности о результатах надзора за 3 предшествующих года;
  • сведений о травматизме за 3 года;
  • сведений о долгах по зарплате за предыдущий год.

Эти и некоторые другие сведения могут быть получены без направления запроса проверяемому лицу — по документам трудинспекции и других госорганов.

Получение документов по системам межведомственного взаимодействия

Приказом Минтруда РФ от 04.05.2017 № 412н адмрегламент дополнен п. 51(1), предусматривающим получение большого количества документов о работодателях по каналам межведомственного информационного взаимодействия от государственных и муниципальных органов и организаций, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, при проведении документарных проверок.

Это сведения:

  • о задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и некоторых др. реестров;
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • о среднесписочной численности работников;
  • регистрации физлиц по месту жительства и др.

Материалы, которые могут быть получены от других ведомств, запрещается запрашивать у проверяемых лиц. Это вытекает из абз. 28 п. 7 адмрегламента.

ВАЖНО! Проверяемое лицо вправе ознакомиться со всеми полученными по каналам межведомственного взаимодействия материалами на основании п. 7.1 ст. 18 закона № 294-ФЗ, абз. 17 п. 7 адмрегламента.

Пределы проверки документов трудинспекцией: возможности и ограничения

В соответствии с подп. «б» п. 13 положения № 875 инспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Таким образом, право получать материалы не является неограниченным.

Ограничения этого полномочия можно сгруппировать следующим образом:

  1. Ограничение по срокам. Право требовать представления каких-либо документов и сведений существует только в рамках проводимой проверки. Запрещается направлять запросы до начала проверки (абз. 29 п. 7 адмрегламента), а также превышать сроки проверки без соблюдения установленной процедуры продления (абз. 26 п. 7 адмрегламента).
  2. Ограничение по объему, основанное на целях проверки. Должностные лица Роструда не имеют права проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и требовать представления материалов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к ним, а также не вправе изымать оригиналы (абз. 22, 23 п. 7 адмрегламента).
  3. Ограничение по предмету (применимо только к плановой проверке).

ВАЖНО! Плановая проверка ограничивается перечнем вопросов, включенных в чек-листы (п. 8 положения № 875).

В соответствии с п. 7 Общих требований…, утв. постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177, формы проверочных листов могут быть использованы для создания сервисов по самопроверке соблюдения обязательных требований.

Документы для плановой или внеплановой проверки трудинспекции

Приказом № 655 утверждены для проверки темы:

  1. Общие (№ 1–37, 100): проверка порядка приема на работу (список вопросов № 1), содержание трудовых договоров (список № 2) и др. Под параметры проверки по этим темам подпадает большинство работодателей.
  2. Отраслевые (№ 38–107): охрана труда в ЖКХ (№ 38) и др. Эти списки посвящены в основном вопросам охраны труда по разным видам работ. Исключением является список № 107, содержащий вопросы по гарантиям медработникам. Можно предположить, что список будет дополнен, поскольку по некоторым видам работ и гарантиям имеются явные пробелы. Например, для проверки соблюдения гарантий для работников образования также возможна разработка отдельного чек-листа.

При подготовке к проверке необходимо учитывать, что по каждому из вопросов нужно будет представить документ, подтверждающий выполнение требования. Рассмотрим примеры.

Чек-лист № 1: прием на работу

Если ориентироваться строго по вопросам списка, нужно представить:

  • Трудовые договоры (об их содержании и основных требованиях вы узнаете из статьи на сайте Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ). К этой же категории относится договор с руководителем (см. статью Трудовой договор с генеральным директором (образец)). Информация о том, нужно ли представлять документы о продлении полномочий, отсутствует, однако целесообразно их также подготовить (подробности — в материале Как правильно оформить кадровые документы при продлении полномочий генерального директора).
  • ЛНА, предусматривающий прохождение медосмотров (при его наличии), договор с медицинской организацией, журнал учета выдачи направлений и др. документы, подтверждающие прохождение медосмотров (см. подробнее в статье Периодический медосмотр работников предприятия).
  • Гражданско-правовые договоры (ГПД).
  • Приказы о приеме на работу.
  • Листы (журналы) ознакомления с ЛНА (см. статью Лист ознакомления с ЛНА — образец).

Одна из сложнейших тем проверки — зарплата, вопросы ее начисления и выплаты.

Какие документы нужны трудовой инспекции для проверки начисления и выплаты зарплаты (чек-листы № 7, 17)

Для проверки по чек-листу № 7 нужно подготовить:

  • ЛНА по системе оплаты труда: положение об оплате труда, положение о премировании и др. (подробности — в статье Какие есть виды зарплаты и формы оплаты труда, Является ли премия составной частью зарплаты?).
  • Документы по расчетным листкам: приказ об утверждении, журнал выдачи (см. статью Когда выдается расчетный лист по зарплате?).
  • Документы по учету рабочего времени для установления переработок (см. статью Как составить график учета рабочего времени сотрудников?).
  • Документы по выплате зарплаты: трудовые договоры, ведомости по начислению зарплаты (расчетную ведомость по ф. Т-51, утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1, платежную ведомость по ф. Т-53, расчетно-платежную ведомость по ф. Т-49 и др. подтверждающие документы). Подробнее о подтверждаемых обстоятельствах читайте в статье Порядок выплаты зарплаты по ТК.
  • Приказы по удержаниям и приложения к ним (см. статью Какие существуют удержания из зарплаты?).

Кроме того, необходимо представить документы, подтверждающие дополнительные выплаты в пользу работников, причитающиеся по различным основаниям (см. подробнее в статье Надбавки к зарплате – доплаты и компенсации).

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудинспекции проводится по основаниям, перечисленным в ст. 360 ТК РФ. Перечень оснований закрытый, но может быть расширен (см. на нашем сайте сообщение о законопроекте): жалобы работников, сообщения и др.

Пределы внеплановой проверки законодательством не регламентированы. Ее цель — проверка доводов и фактов, изложенных в поступившем документе. Для выполнения этой задачи проверка может быть проведена в документарной либо выездной форме.

Срок и порядок представления документов по запросу или требованию трудовой инспекции

Порядок и сроки представления документов при документарной проверке регламентированы законом № 294-ФЗ и адмрегламентом:

  1. В течение 10 рабочих дней после получения запроса проверяемое лицо обязано представить в трудинспекцию запрошенные документы (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 52 адмрегламента).
  2. Запрос должен быть мотивированным (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ).
  3. Документы представляются только в виде копий, заверенных подписью и печатью (при наличии) проверяемого лица (п. 52 адмрегламента).
  4. При выявлении противоречий у проверяемого лица в таком же порядке запрашиваются объяснения (п. 8 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).

ВАЖНО! Непредставление запрашиваемых материалов в 10-дневный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и перехода к выездной проверке проверяемого лица.

При выявлении признаков нарушений руководитель трудинспекции вправе назначить выездную проверку в отношении этого же лица (п. 10 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).

При выездной проверке инспектор вправе знакомиться с любыми документами, связанными с целями, задачами и предметом данной проверки (п. 5 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

***

Итак, в настоящее время проверка трудовой инспекции ограничена как во временных пределах, так и по объему. При этом исследуются документы, в которых можно найти ответы на вопросы из чек-листов (в плановом порядке) либо подтверждение фактов или доводов из поступившего обращения (при внеплановой проверке). Перечни таких документов отсутствуют. Документы по запросу трудовой инспекции представляются только в виде заверенных копий.

RusЮрист Читайте по теме 17 августа 2018 158 0 17 августа 2018 501 0 Все новое и интересное для юриста — в нашей e-mail рассылке! Юрист? Присоединяйся, обсуждай, спрашивай — в наших группах!