Транспортный налог на прицеп

Нужно ли платить транспортный налог на прицеп

Актуально на: 10 января 2019 г.

Если организация владеет транспортными средствами (ТС), она признается налогоплательщиком транспортного налога (стат. 357 НК). Но нередко в собственности компании находятся не только автомобили, но и различные прицепы и полуприцепы. По законодательным требованиям относятся ли подобные средства передвижения к объектам налогообложения автосбором? Иными словами, платится ли транспортный налог с прицепа или нет? Разберемся в нормативных нюансах.

Кто обязан уплачивать транспортный налог

В соответствии со стат. 357 налогоплательщиками ТН признаются те лица, на которые в общеустановленном порядке зарегистрированы транспортные средства. Точный перечень облагаемых объектов налогообложения приведен в стат. 358 НК. Здесь же указаны те виды транспорта, на которые не нужно начислять автосбор в бюджет.

Виды ТС, облагаемых транспортным налогом (п. 1 стат. 358):

  • Автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры, а также все прочие наземные самоходные ТС.

  • Воздушный транспорт – вертолеты, самолеты и пр.

  • Водный транспорт – катера, мотолодки, гидроциклы, парусники, яхты, теплоходы, мотосани, буксируемые несамоходные суда и пр.

Виды ТС, не облагаемые транспортным налогом (п. 2 стат. 358):

  • Мото- и весельные лодки с максимальной мощностью движка до 5 л. с.

  • Легковые авто, оборудованные специально для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

  • Легковые авто до 100 л. с., полученные в законную собственность через соцзащиту.

  • Суда промыслового типа.

  • Суда, предназначенные для осуществления деятельности перевозчиков.

  • Самоходные комбайны, спецмашины, тракторы, используемые в сельхоздеятельности сельхозпроизводителей.

  • ТС в розыске.

  • Другие объекты по п. 2 стат. 358.

Исходя из законодательных требований глав. 28, начисляется ли транспортный налог на прицепы? Обязаны ли владельцы подобных объектов перечислять автосбор в бюджет своего региона? Разберемся далее.

Нужно ли платить транспортный налог на прицеп?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, выясним, что такое прицепы или полуприцепы. Это такой вид имущества, который не может иметь водителя и не способен передвигаться самостоятельно. Для осуществления движения необходимо наличие основного ТС. Получается, что транспортный налог на прицеп платить не нужно.

С другой стороны, подобные механизмы тоже подлежат госрегистрации в ГИБДД, техосмотрам и страхованию. После прохождения регистрационной процедуры собственник получает документацию на объект. Тем не менее транспортный налог на прицепы и полуприцепы не начисляется и не уплачивается. Разъяснения содержатся в Приказе МНС № БГ-3-21/177 от 09.04.03 г., где в п. 12 разд. IV ясно сказано, что в перечень облагаемых автоналогом ТС не входят прицепы, а также полуприцепы и все прочие несамоходные объекты. Подобные средства следует учитывать в составе основных фондов предприятия, с установлением соответствующего Классификации ОС срока полезного использования.

Это утверждение распространяется на любые полуприцепы/прицепы вне зависимости от их массы, целевого предназначения, года выпуска и объема. Если же компания все-таки получила требование из ИФНС об уплате ТН на прицепы, необходимо подготовить письменные возражения со ссылками на законодательные нормы и направить письмо в вышестоящую инстанцию для разбирательств. Обосновать свою позицию можно с учетом приведенных в нашей статье разъяснений налоговых органов в Приказе № БГ-3-21/177 от 09.04.03 г.

Налог на имущество организаций и транспортный налог: когда и как признавать в учете? (Вронская Л., Богатый И.)

Отрасли права Аналитический портал

  • Главная
  • Новости
  • Отрасли права
  • Статьи
  • Контакты

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости: 09.01.2019

Законопроектом вносятся изменения в ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», предусматривающие исключение ссылки на минимальный размер оплаты труда, в соответствии с которым номинальная стоимость одной акции и минимальный размер уставного капитала народного предприятия устанавливаются в их абсолютном размере.

31.12.2018

В целях устранения правовой неопределенности в ст. 157 Жилищного кодекса РФ предлагается установить положения уточняющие порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в соответствии с которым при наличии общедомового прибора учета и индивидуального прибора учета расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен осуществляться на основании указанных приборов учета.

18.12.2018

Из процессуального законодательства исключается термин «подведомственность» как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Исходя из этого законопроектом предлагается п. 1 ст. 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, указав, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Последние статьи:
Реестр недобросовестных поставщиков: поддержка недобросовестных участников закупок и борьба с ними в законодательстве о контрактной системе и практике его применения (Тасалов Ф.А.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Особенности налогообложения операций с электронными денежными средствами в Российской Федерации (Бабина К.И., Бабаян З.М.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Ответственность банковских организаций перед вкладчиками за нарушение положений договора банковского вклада с учетом вносимых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (Катвицкая М.Ю.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Все статьи Налог на имущество организаций и транспортный налог: когда и как признавать в учете? (Вронская Л., Богатый И.)

Дата размещения статьи: 28.01.2017

(Комментарий к Письму Минфина России от 12.09.2016

N 03-03-06/2/53182 <О дате признания сумм налога

на имущество организаций и транспортного налога в целях

учета в составе расходов при определении налоговой базы по

налогу на прибыль>)

Учету сумм налогов, таможенных пошлин и сборов, обязательных страховых взносов в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций посвящен пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Из него следует, что перечисленные платежи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В этой категории расходов отражаются суммы налогов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. Как видим, в рассматриваемой норме дословно речь идет о суммах начисленных налогов. Но если в субъекте РФ установлены отчетные периоды, то для налога на имущество организаций ст. 382 НК РФ (п. п. 2, 4) предусмотрена уплата авансовых платежей. Авансовый порядок уплаты предусмотрен и ст. 362 НК РФ (п. 2) для транспортного налога. У налогоплательщика, имеющего объекты обложения данными налогами, возник вопрос: правомерно ли в течение года учитывать в расходах авансовые платежи по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, и если да, то на какую дату такие платежи признавать расходами при использовании метода начисления?

Минфин России ответил на этот вопрос в комментируемом Письме от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53182.

Учет от Минфина без подробностей

Отвечая на вопрос налогоплательщика, финансисты в основном ограничились цитированием норм НК РФ.

Для начала они сослались на уже упомянутую нами норму пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, устанавливающую порядок признания сумм налогов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Пересказывать ее еще раз мы не будем.

Далее финансисты обратились к нормам ст. 272 НК РФ, определяющей порядок признания расходов при методе начисления. Согласно п. 1 этой статьи расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. А из пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ следует, что датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. От этой нормы стало «теплее», как от подсказки в детской игре «холодно-горячо», поскольку в этой норме уже упомянуты авансовые платежи по налогу. И, наконец, финансисты добавили от себя, что датой начисления налогов следует считать последний день отчетного (налогового) периода.

В порядок и сроки уплаты рассматриваемых налогов и авансовых платежей по ним составители письма тоже вдаваться не стали. Они лаконично отослали налогоплательщика к соответствующим нормам НК РФ — ст. 383 (по налогу на имущество организаций) и ст. 362 (по транспортному налогу).

Различия между налогом и авансовым платежом

Как бы ни приравнивался авансовый платеж к налогу, отличия все же есть. На это указано в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Обращаясь к положениям п. 3 ст. 58 НК РФ, Суд отмечает, что из этой нормы вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Это важно для понимания налоговых последствий несвоевременного представления налоговой инспекции расчета по авансовым платежам.

Напомним, что в упомянутом п. 3 ст. 58 НК РФ сказано, что обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном уплате налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

В то же время нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Это следует из взаимосвязанного толкования норм п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ. Эти нормы разграничивают два самостоятельных документа — налоговую декларацию, представляемую по итогам налогового периода, и расчет авансового платежа, представляемый по итогам отчетного периода.

Установленная ст. 119 НК РФ ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации не охватывает деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей (вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ) (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Немного деталей о порядке расчета и уплаты

— налога на имущество организаций

Плательщиком налога на имущество является организация, имеющая движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 374 НК РФ) <*>. Перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения, приведен в п. 4 ст. 374 НК РФ.

<*> Для упрощения комментария в нем не рассматривается такая категория налогоплательщиков, как иностранные организации, которые не имеют в России постоянного представительства (их имущество может быть объектом налогообложения).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) основные средства организации отражаются в бухгалтерском учете на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ с 1 января 2015 г. от налогообложения освобождаются объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), независимо от того, когда такие активы приняты на учет.

Кроме того, с 1 января 2015 г. от налогообложения освобождаются организации в отношении движимого имущества, которое было принято на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. Исключение сделано для объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Об этом сказано в п. 25 ст. 381 НК РФ, который был введен ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Российские организации самостоятельно исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода.

Налоговая база определяется на основе:

— среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ);

— кадастровой стоимости — для отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ. Такие объекты при расчете среднегодовой стоимости имущества не учитываются (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ), а отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, отчетными периодами признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ).

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но в тех регионах, где они установлены, налогоплательщики платят авансовые платежи.

По истечении каждого отчетного периода налогоплательщики рассчитывают налоговую базу из средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. В этот расчет не включается недвижимое имущество, налоговая база по которому определяется в особом порядке, исходя из его кадастровой стоимости.

Отдельно рассчитывают налоговую базу, в частности, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также недвижимого имущества, которое расположено вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс). Если недвижимость организации находится на территориях разных субъектов РФ, налоговую базу по ней также нужно считать отдельно. При исчислении налога в соответствующем субъекте РФ она принимается в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ. Отдельно определяют налоговую базу по имуществу, облагаемому по разным ставкам.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ. Рассчитывается эта величина как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Согласно п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. В соответствии с п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. С учетом этих положений средняя стоимость имущества для целей налогообложения определяется исходя из остаточной стоимости имущества на начало первого дня (на 00:00 часов) каждого месяца отчетного периода.

Пример 1. Организация имеет основные средства, не относящиеся к объектам недвижимости. В регионе, где находятся организация и ее имущество, установлены отчетные периоды. Ставка налога на имущество составляет 2,2%.

Льготируемых объектов нет.

Остаточная стоимость основных средств, по данным бухгалтерского учета, составляет:

на 01.01.2016 — 800 000 руб.;

на 01.02.2016 — 760 000 руб.;

на 01.03.2016 — 740 000 руб.;

на 01.04.2016 — 770 000 руб.;

на 01.05.2016 — 720 000 руб.;

на 01.06.2016 — 580 000 руб.;

на 01.07.2016 — 530 000 руб.;

на 01.08.2016 — 500 000 руб.;

на 01.09.2016 — 470 000 руб.;

на 01.10.2016 — 440 000 руб.

Средняя стоимость имущества за девять месяцев 2016 г. составила 631 000 руб. ((800 000 руб. + 760 000 руб. + 740 000 руб. + 770 000 руб. + 720 000 руб. + 580 000 руб. + 530 000 руб. + 500 000 руб. + 470 000 руб. + 440 000 руб.) : (9 мес. + 1)). Сумма авансового платежа по налогу на имущество за девять месяцев 2016 г. равна 3471 руб. (3470,5 руб. ((631 000 руб. x 2,2%) : 4)).

В бухгалтерском учете суммы авансовых платежей по налогу на имущество признаются организацией в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Суммы авансовых платежей на последний день отчетного периода — 30 сентября 2016 г. — отражены в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 26 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на имущество организаций,

— 3471 руб. — отражено начисление авансового платежа по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2016 г.

После перечисления авансового платежа согласно выписке банка в учете делается запись:

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на имущество организаций», Кредит 51

— 3471 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на имущество организаций.

— транспортного налога

Транспортный налог является региональным налогом. Он вводится в действие законом субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют:

— налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога — в отношении налогоплательщиков-организаций.

Законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). Объектом же налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке:

— наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;

— воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;

— водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах (п. 4 ст. 85 НК РФ):

— в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также

— ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года.

Управления ФНС России при этом проводят сверку сведений, полученных из подразделений ГИБДД, со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах налоговых органов.

При изменении места нахождения организации она продолжает находиться на учете в налоговом органе в качестве плательщика транспортного налога до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. При этом, если на дату снятия с учета налогоплательщика сальдо расчетов с бюджетом по данному налогу имеет отрицательное или положительное значение, соответствующая карточка расчетов с бюджетом (КРБ) передается в налоговый орган по новому месту его нахождения. Налоговый орган по новому месту нахождения открывает КРБ со своим ОКТМО.

Изменение места государственной регистрации юридического лица в пределах одного субъекта РФ не приводит к снятию с регистрационного учета транспортных средств. В этом случае по заявлению собственника (владельца) регистрационно-учетные данные передаются в регистрационное подразделение по новому месту нахождения юридического лица и одновременно об этом информируются налоговые органы (п. 31 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (в прежней ред.) (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001)).

Организация самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки:

Н = НБ x Ст,

где Н — сумма налога, НБ — размер налоговой базы, Ст — ставка налога.

Выше приводилось, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. Ставки по транспортному налогу приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Законами субъектов РФ указанные в этом пункте значения могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 НК РФ). Следовательно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, вправе были уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л. с. в том числе до нуля.

Законодатель предоставил право законодательным (представительным) органам субъектов РФ устанавливать налоговые ставки дифференцированно в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года их выпуска, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, в этом случае определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ).

В части дорогих легковых автомобилей, стоимость которых превышает 3 000 000 руб., п. 2 ст. 362 НК РФ введены повышающие коэффициенты (значения коэффициентов приведены в таблице). С учетом этого приведенное выше выражение для исчисления суммы транспортного налога приобретает следующий вид:

Н = НБ x Ст x КД,

где КД — повышающий коэффициент.

Стоимость, млн руб.

Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска легкового автомобиля (КД)

до 1 года

от 1 до 2 лет

от 2 до 3 лет

до 5 лет

до 10 лет

до 20 лет

От 3 до 5

1,5

1,3

1,1

От 5 до 10

От 10 до 15

От 15

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ):

АВПл = 1/4 x НБ x Ст x КД.

Отчетными периодами по транспортному налогу признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей), как было сказано выше, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Если отчетные периоды не установлены (к примеру, Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге»), то транспортный налог уплачивается один раз в год.

Если же отчетные периоды установлены (например, в Московской области ст. 2 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области»), то за первый, второй и третий кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. Все тот же Закон Московской области N 129/2002-ОЗ предлагает уплатить их не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Сумма же налога, которую необходимо будет уплатить по итогам года (НУПл), определяется как разница между величиной транспортного налога, рассчитанной за год, и совокупностью авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ):

НУПл = Н — (АВПл1 + АВПл2 + АВПл3),

где АВПл1, АВПл2, АВПл3 — суммы исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу за первый, второй и третий кварталы.

При определении срока уплаты транспортного налога (авансового платежа) следует руководствоваться региональным законом. При этом существуют некоторые ограничения по установлению срока уплаты налога. Для организаций срок уплаты для годовой суммы транспортного налога, установленный региональным законодательством, не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Так, упомянутым Законом г. Москвы N 33 для организаций срок уплаты транспортного налога установлен не позднее 5 февраля.

Исчисление транспортного налога осуществляется на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность транспортного средства в лошадиных силах.

Мощность двигателя указывается в регистрационных документах по данным технической документации на соответствующее транспортное средство. Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в киловаттах, соответствующий пересчет в лошадиные силы осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент: 1 кВт = 1,35962 л. с.). При пересчете в лошадиные силы округление производится с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177)).

Не столь уж редко транспортное средство находится у его владельца не полный календарный год. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).

При регистрации транспортного средства до 15-го числа соответствующего месяца включительно или при снятии транспортного средства с регистрации (снятии с учета, исключении из Государственного судового реестра и т.д.) после 15-го числа соответствующего месяца за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если же регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из Государственного судового реестра и т.д.) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента.

Расчет транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и при этом изменилась его мощность, производится с учетом таких изменений (п. 31 Методических рекомендаций). Собственник при этом должен сообщить в регистрирующий орган о необходимости внесения изменений в техническую документацию. С учетом этих данных им и исчисляется транспортный налог.

В свое время Инструкцией по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу (утв. Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724) предлагалось в случае замены двигателя у транспортного средства и изменения его мощности в течение налогового периода заполнять два листа разд. 2 налоговой декларации по указанному транспортному средству. При этом в каждом листе по соответствующей строке предписывалось указывать количество полных месяцев владения транспортным средством исходя из показателя мощности двигателя (п. 4.8.1 Инструкции).

В настоящее время вполне логично последовать приведенным рекомендациям. При этом месяц, в котором зафиксировано в технических документах на транспортное средство изменение мощности двигателя, следует отнести в период использования старого или нового двигателя в зависимости от даты регистрации изменений в ГИБДД.

Пример 2. Организация в августе 2016 г. заменила двигатель на автомобиле, мощность снятого — 180 л. с., установленного — 210 л. с., регистрация изменений в технической документации осуществлена отделением ГИБДД 24 августа.

При исчислении транспортного налога за 2016 г. за первые восемь месяцев (с января по август) налоговая база определяется мощностью двигателя 180 л. с., за оставшиеся четыре месяца года (с сентября по декабрь) ее размер возрос до 210 л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах — указывается по строке 070 разд. 2 налоговой декларации (утв. Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724). Поскольку в течение отчетного периода по рассматриваемому транспортному средству произошло изменение величины налоговой базы, то необходимо оформить два листа разд. 2, указав по строкам:

070 (налоговая база) — в первом случае 180 л. с., во втором — 210 л. с.;

110 (количество полных месяцев владения транспортным средством) — 8 и 4;

130 (коэффициент Кв) — 0,6667 и 0,3333.

ноября прошлого года движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стало платным.

В связи с этим Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в гл. 28 НК РФ были внесены изменения, затронувшие ст. ст. 362 и 363, и введена новая ст. 361.1 (п. п. 4, 5, 6 ст. 1 Закона N 249-ФЗ).

Пункт 2 ст. 362 НК РФ дополнен тремя абзацами (п. 5 ст. 1 Закона N 249-ФЗ).

Первая норма позволяет налогоплательщикам-организациям в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, уменьшить сумму транспортного налога, исчисленную по итогам налогового периода, на размер платы, уплаченной в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае если при применении налогового вычета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, ее величина принимается равной нулю.

Введенный в п. 2 ст. 363 НК РФ абзац разрешает налогоплательщикам-организациям в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, не уплачивать исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу.

Закон N 249-ФЗ вступил в силу с 3 июля 2016 г. Действие введенных норм распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 249-ФЗ). Следовательно, налогоплательщики-организации в отношении зарегистрированных в реестре большегрузных транспортных средств могли не уплачивать исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу за второй и третий кварталы текущего года.

В бухгалтерском учете организаций расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по транспортному налогу». Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в учете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

Начисление и уплата транспортного налога сопровождаются следующими проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»,

— начислена сумма транспортного налога (авансового платежа по налогу);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу», Кредит 51,

— перечислены денежные средства в уплату транспортного налога (авансового платежа по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации (например, передано по договору аренды при условии, что этот вид деятельности не является основным), сумма транспортного налога учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»,

— начислена сумма транспортного налога.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Транспортный налог на прицепы и полуприцепы

Транспортный налог – это обязательная мера для каждого хозяина транспортного средства.

Сразу после получения права собственности на транспорт, в следствии появляется и обязанность уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты, его величину, налоговые послабления, а также формы отчетности доверено устанавливать региональным властям субъектов Российской Федерации.

Наряду с этим, многих автовладельцев интересует вопрос: существует ли налог на прицеп к легковому автомобилю в 2019 году?

Общие сведения

Прицеп – это транспортное средство, которое не имеет двигателя, он предназначен для движения в составе транспортного средства, оборудованного двигателем для перевозки дополнительного груза или багажа.

Этот термин распространяется также на прицепы-роспуски и полуприцепы (глава 1 ПДД РФ). По целевому использованию прицепы для легковых автомобилей разделяют на грузовые, специализированные прицепы для транспортировки различной техники, прицепы-дачи.

Прицепы для легковых авто разделяют на две категории по грузоподъемности:

  1. Первая О1 – прицепы, максимально возможная масса которых до 750 кг.
  2. Вторая О2 – прицепы, максимально возможная масса которых больше 750 кг, но не достигает 3500 кг.

Главные элементы конструкции прицепа: кузов, рама, дышло и подвеска. Дышло — это I-образный (или A-образный) горизонтальный рычаг, который крепится на передней части рамы прицепа.

В него входит узел сцепки для присоединения к тягово-сцепному устройству машины, страховочные тросы, а некоторые модели прицепов дополнительно оснащены складной или колесной подставкой.

Прицеп может иметь как одну, так две и более осей. Для прицепов легковых автомобилей используют следующие виды подвесок: пружинно зависимая, рычажно-пружинная независимая, торсионная независимая, резино-жгутовая независимая, рессорная зависимая.

Прицепы легковых авто также могут оборудоваться тормозной системой, а некоторые модели стояночными и аварийными тормозами.

Для управления транспортным средством, оснащенным прицепом, нужно иметь права с категорией “В” (по действующему законодательству), если максимальная масса груженого прицепа не более 750 кг, или если максимальная масса прицепа и автомобиля не превышает вес 3 500 кг.

В том случае, когда прицеп более 750 кг или авто с прицепом превышают массу 3500 кг, для управления таким составом транспортного средства необходимо иметь права с открытой категорией “Е”.

Что касается прицепного соединения, или в быту — фаркопа, то, технически, им можно оборудовать любой автомобиль.

Поэтому если ваш автомобиль не имеет прицепного узла, тогда, чтобы использовать прицеп, необходимо дооборудовать автомобиль, установив фаркоп, а также вывести дополнительную электропроводку для обязательных световых приборов (стоп-сигналов, габаритов, сигналов поворота) прицепа.

Элемент налогообложения

К транспортным средствам, которые облагаются транспортным налогом, относятся следующие:

  • автотранспортные средства – мотоциклы, автомобили, мотороллеры, снегоходы, автобусы, другие самоходные механизмы и машины на пневматическом или гусеничном ходу;
  • воздушные транспортные средства – вертолеты, самолеты и другие.
  • водные транспортные средства – яхты, гидроциклы, катера, теплоходы моторные лодки.

От оплаты транспортного налога освобождаются некоторые виды транспорта, а также определенные категории граждан.

В частности, от транспортного налога освобождены:

  • весельные, моторные лодки с мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые авто для инвалидов;
  • комбайны, тракторы, другие специальные автомашины, которые используют сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • транспортные средства, которые находятся в розыске в результате угона, кражи;
  • некоторые другие.

Отсюда вытекает логичный и закономерный вопрос: есть ли налог на прицеп для легкового автомобиля?

Транспортный налог на прицепы и полуприцепы к легковым автомобилям в 2019 году не предусмотрен, поскольку на текущий момент он не включен в список наземных транспортных средств, которые государство отнесло к налогооблагаемым.

Поэтому на вопрос: сколько стоит налог на прицеп, можно смело ответить – это бесплатно.

Важно

Груз в прицепе должен не выступать за его габариты сзади больше чем на 2 метра, в ширину – не больше 2.55 метра. Высота прицепа совместно с грузом должна быть в пределах 4 метров от поверхности дороги.

При этом груз, выступающий за габариты автомобиля или другого транспортного средства сзади и спереди больше чем на 1 метр (или сбоку больше чем на 0.4 метра от внешнего края), необходимо обозначить знаком опознавательным “Крупногабаритный груз”.

Кроме того, при условии недостаточной видимости или в темное время суток следует спереди прикрепить фонарь или светоотражатель белого цвета, а сзади – фонарь или светоотражатель красного цвета.

Согласно законодательству, в прицепе запрещено перевозить людей (также в прицепе-даче). Также не допускается перевозка взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ. К таким предметам относятся канистра с бензином, а также бытовой газовый баллон.

Конечно, стоит признать, что их возят практически все, а инспекторы ГИБДД к этому претензий не имеют. Но если будет обнаружено в прицепе весь склад ГСМ, то инспектор может задержать Вас на законных основаниях.

Кроме того, согласно предписаниям ПДД РФ, груз не должен мешать управлению, ограничивать обзор, нарушать устойчивость автомобиля, закрывать внешние светоотражатели и световые приборы, опознавательные и регистрационные знаки, также не препятствовать обозрению сигналов, подаваемых рукой.

Груз не должен пылить, создавать шум, загрязнять дорогу или окружающую среду. Если бы все автомобилисты страны неукоснительно придерживались этих несложных правил, кажется, обстановка на дорогах была бы гораздо менее напряженной.

В этой статье мы узнали ответ на вопрос: начисляется ли транспортный налог на прицепы? К радости многих автомобилистов, нет!

Также мы обсудили некоторые предписания ПДД РФ о применении прицепов, которые призваны обезопасить дорожное движение.