Транспортно заготовительные расходы
Содержание
Состав транспортно-заготовительных расходов
К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:
- оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
- погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
- возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
- величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.
КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.
В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:
- Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
- Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:
- применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
- путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
- отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).
ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.
В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
- при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
- при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.
Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.
Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:
- прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
- обособленное отражение операций по доставке.
В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:
ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).
Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.
Счета, типовые корреспонденции
Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.
ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.
Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.
Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:
- Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
- Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
- Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
- Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.
Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:
- Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
- Д19 – К60 – принят к учету НДС;
- Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
- Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
- Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.
При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.
Любая организация, занимающаяся покупкой готовой продукции для перепродажи или материалов для изготовления товаров, сталкивается с понятием «транспортно-заготовительные расходы» и необходимостью их учета. Ответственные лица должны быть знакомы не только со спецификой таких затрат, но и всеми возможными вариантами их расчета и последующего распределения.
Перечень ТЗР
Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:
- погрузкой и разгрузкой материалов;
- транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
- содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
- содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
- оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
- пересечением таможенных границ;
- издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
- командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
- появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).
Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.
Формулы для налогового учета ТЗР
Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.
Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:
- Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:
К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:
- К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
- ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
- ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
- Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
- Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
- Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТРост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
- Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТРост.
Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.
Добавить комментарий