ТКС в налоговой

ТКС – что это?

ТКС расшифровывается как телекоммуникационный канал связи. Он позволяет передавать большие объемы информации на любые расстояния в сжатые сроки. Такой формат взаимодействия характерен для отношений между налогоплательщиками и ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими структурами. Обмен данными может производиться посредством использования специализированного программного обеспечения, устанавливаемого на ПК, или через онлайн-сервисы официальных сайтов госструктур.

Участниками электронного документооборота являются три стороны:

  • субъект хозяйствования;

  • посредник – оператор ТКС;

  • контролирующий орган.

Документы могут отправляться в обе стороны – например, как налогоплательщиком в ФНС, так и от ФНС в адрес субъекта предпринимательства. При использовании ТКС личный кабинет создается на каждого налогоплательщика. Доступ к нему осуществляется через индивидуальный логин и пароль, пересылаемые документы визируются при помощи электронной цифровой подписи. Отправленные отчетные документы обычно не надо дублировать на бумаге и пересылать почтой или относить в контролирующий орган лично — подписанные ЭЦП электронные формы приравниваются к бумажным аналогам. Документация может составляться непосредственно в программе на электронных бланках или формироваться из скан-копий.

Операторы ТКС

Оператор ТКС должен соответствовать параметрам, обозначенным в приложении к Приказу ФНС от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76@:

  • в роли оператора может выступать только российское предприятие, у которого имеются актуальные лицензии, выданные ФСБ РФ, для осуществления деятельности по разработке, производству и реализации автоматических средств шифровки и передачи данных, для проведения мероприятий в рамках услуг по шифровке информации, обслуживанию специализированных криптографических средств;

  • наличие лицензии на оказание услуг по передаче данных по ТКС;

  • документально подтвержден факт обладания сертифицированными программными средствами, через которые осуществляется электронный документооборот;

  • наличие сертифицированных средств подписи электронных форм документов;

  • технические устройства и телекоммуникационные сети, используемые в основной деятельности, расположены на территории РФ;

  • у оператора должен быть круглосуточный доступ в интернет и действующий договор с налоговым органом.

При возникновении спорных вопросов по факту предоставления либо непредоставления документов или отчетов оператор по ТКС может выступать в качестве свидетеля, который удостоверяет факт передачи данных или опровергает его. В число задач оператора ТКС входит обеспечение конфиденциальности данных и постоянная актуализация отчетных форм.

Налоги в инфобизнесе

Кажется, что вопрос это простой и никаких сложностей возникнуть здесь не должно. На практике же бывают разные ситуации, разрешение которых требует детального рассмотрения проблемы. В частности:

1.Кто имеет право кроме руководителя подписывать налоговые декларации и как проставлять подпись:

  • в качестве налогоплательщика;
  • в качестве представителя.

В статье 80 НК РФ, пункт 5 читаем:

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кто же может подписывать налоговые декларации без доверенности, т.е. как налогоплательщик, налоговый агент или же плательщик сбора?

Все зависит от того, какая организационно-правовая форма ведения бизнеса используется в каждом конкретном случае:

Если Вы зарегистрировали ИП, то без доверенности подписывать налоговую декларацию можете только Вы сами и больше никто.

Если же налоговую декларацию представляет юридическое лицо, то без доверенности ее может подписать только законный представитель компании.

Законный представитель организации — это физическое лицо, которое представляет эту организацию в соответствии с законодательством РФ или на основании учредительных документов. Такой представитель имеет право действовать от имени организации без доверенности, в частности представлять все ее интересы (в том числе и в налоговой инспекции), совершать различные сделки, подписывать договора, соглашения и другие документы компании.

В большинстве случаях, законным представителем является непосредственный руководитель организации (директор, генеральный директор, президент, председатель и т.п.).

Например:

  • для ООО и акционерных обществ — их единоличный исполнительный орган. Как правило, это генеральный директор, директор, президент или другое лицо (статья 40 ФЗ от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ, статья 69 ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ);
  • для товарищества собственников жилья (ТСЖ) — председатель правления товарищества (статья 149, пункта 2 Жилищного кодекса РФ);
  • для полного товарищества — каждый его участник, за исключением тех случаев, когда в учредительном договоре установлено, что все участники товарищества ведут дела совместно, либо управление делами передано отдельным участникам (статья 72 ГК РФ);
  • для производственного кооператива — его председатель (статья 17 ФЗ от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ).

Права и полномочия законного представителя компании подтверждают документы, которые удостоверяют его служебное положение (протокол собрания, приказ о назначении на должность, решение единственного участника общества, устав и другие учредительные документы).

Все остальные должностные лица: замы директоров, главные бухгалтера, и.о. директора или ген. директора, руководители представительств и филиалов организации и т.д. могут являться лишь уполномоченными представителями компании. Подписывать налоговые декларации они могут только на основании доверенности.

Доверенность от лица организации выдает и подписывает ее законный представитель. Нотариально заверять ее не надо. Уполномоченный представитель не может передавать свои полномочия, за исключением тех случаев, когда такое право оговорено в доверенности.

В отличие от организаций индивидуальный предприниматель может оформить доверенность на уполномоченного представителя только через нотариуса.

Подписание налоговой декларации уполномоченным представителем имеет свои особенности. Кроме самой подписи, на титульном листе в соответствующих графах необходимо указать документ, который подтверждает его полномочия. Также необходимо приложить копию данного документа.

Можно ли использовать факсимильные подписи для подписания налоговой декларации?

Прямого запрета или разрешения на использование факсимильной подписи для заверения налоговой декларации в законе нет. Но судебная практика не на стороне тех организаций и ИП, которые использовали факсимиле для подписания налоговых деклараций. Поэтому мой совет: воздержитесь от проставления факсимильных подписей на налоговых декларациях.

Кто может подписывать налоговые декларации, если учет ведет аутсорсинговая компания?

Уполномоченным представителем может быть (см. в статье 29, пункте 1 НК РФ):

  • физическое лицо:
  • физическое лицо как ИП;
  • юридическое лицо.

Поэтому организация или ИП имеют право передать полномочия по заверению налоговых деклараций подписью руководителю аутсорсинговой компании — директору или индивидуальному предпринимателю.

Тот в свою очередь может передать эти полномочия сотруднику своей компании. При этом должны быть соблюдены 2 правила:

  • в доверенности на руководителя или индивидуального предпринимателя аутсорсинговой компании должен быть внесен пункт о том, что указанные полномочия можно передоверить другому лицу;
  • в этом случае доверенность на сотрудника, которому передаются полномочия, должна быть заверена нотариально.

При двойном передоверении к декларации прикладываются уже обе доверенности. Чиновники Минфина России сообщили об этом в письме от 31.01.2011 г. № 03-02-07/1-28.

Конечно, необязательно передавать полномочия на подписание налоговой декларации представителям аутсорсинговой компании. Декларацию может подписать и сам налогоплательщик, и его представитель (например, его заместитель). Как правило, такие нюансы прописываются в договоре с аутсорсинговой компанией.

Может ли налоговая отказать в приеме декларации, когда ее сдает курьер, не имеющий права подписи?

И вправе ли налоговики требовать, чтобы декларация была подписана именно тем человеком, который ее представил в налоговый орган, а не самим руководителем.

Согласно пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация может быть передана не только лично налогоплательщиком, но и его представителем. При этом организация или индивидуальный предприниматель вправе сами определять границы полномочий такого представителя. И они должны быть четко прописаны в доверенности, выдаваемой данному лицу.

Вы можете поручить представителю и более широкий спектр полномочий, а можете его сузить, например, до сдачи конкретной налоговой декларации. Или же выдать доверенность на год для подачи любой налоговой отчетности в ИФНС.

При этом закон не ограничивает количество уполномоченных представителей ни для ЮЛ, ни для ИП. Вы также вправе разным представителям дать отличные друг от друга полномочия.

Например:

Заместителю директора разрешить подписывать налоговые декларации, а секретарю – их сдавать в налоговую инспекцию. В этом случае необходимо выдать две доверенности, в которых четко прописаны полномочия этих представителей. И обе эти доверенности приложить к налоговой декларации.

Как видите, вопрос: «Кто должен подписывать налоговые декларации?» не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд.

Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков по представлению налоговой отчетности в электронном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи)1. Как осуществляется сдача налоговых деклараций по ТКС?

Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком непосредственно в налоговые органы или через специализированного оператора связи.
В настоящее время налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (зарегистрированном в Минюсте России 16.05.2002 № 3437). Настоящий приказ действует в части, не противоречащей пункту 3 статьи 80 Кодекса.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статья 80 Кодекса).
Представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа.

2. Каковы преимущества подключения к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС?

Подключение к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:
Экономия рабочего времени
Отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций. Вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика.
Отсутствие дублирования
Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях.
Избежание ошибок
При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность ее подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.
Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде
В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности, налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде.
Возможность получения информационной выписки
Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи.
Оперативное информирование
Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п.
Подтверждение доставки отчетности
После отправки информации в налоговый орган, налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.
Конфиденциальность
Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки.
Повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок
Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам.

3. Как решены вопросы безопасности?

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Это комплекс аппаратно-программных средств (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.
Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа и СКЗИ обеспечивает:
– сохранение конфиденциальности переписки;
– однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;
– защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.
Применяемые в системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.

4. Как можно подключиться к системе электронной сдачи отчетности по ТКС?

Чтобы подключиться к системе представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, необходимо:
– получить информацию о возможности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в территориальной налоговой инспекции по месту учета или на Интернет – сайте УФНС России по субъекту Российской Федерации, а также в средствах массовой информации;
– ознакомиться с Порядком представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и с Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705;
– выбрать удостоверяющий центр, который обеспечивает электронной цифровой подписью и/или специализированного оператора связи, из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра, заключить с ним соответствующие договоры и приобрести электронную цифровую подпись; (Список специализированных операторов связи, договор с которыми заключило Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, представляет соответствующее Управление)
Приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, налоговых органов, установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено специализированным оператором связи.

5. Как выбрать оператора связи?

Налогоплательщик может воспользоваться услугами любого специализированного оператора связи из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра. К примеру, на территории Кабардино-Балкарии работают следующие операторы связи:
ООО «Удостоверяющий центр «Аском» (представитель в г. Нальчике – ООО «Центр «Бухгалтерия на компьютере», по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, тел.: (866-2) 40-82-10, 47-07-45);
– ЗАО ПФ «СКБ Контур-Экстерн» (представитель в г. Нальчике – ООО «Асай», по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Мечникова, 130 а, 3 этаж, кабинет 18, тел.: (866-2) 77-33-16;
– ООО «Такском» (г. Москва), представитель в г. Нальчике – ООО «Центр бухгалтерия на компьютере»;
– ЗАО «Удостоверяющий центр» (г. Нижний Новгород), представитель в г. Нальчике – сервисный центр ООО «Классик GSM», по адресу: г. Нальчик, ул. Ногмова, 77, тел. 44-34-88.
– ООО РСЦ «Инфо-Бухгалтер», по адресу: г. Нальчик, пр. Кулиева 28а, тел. 8 (8662) 40-54-10.
При выборе специализированного оператора связи налогоплательщику в первую очередь необходимо удостовериться в том, что:
– данный специализированный оператор связи удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в пункте 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
– программное обеспечение, предлагаемое налогоплательщику для представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи включает в себя услугу по доступу к своим персонифицированным данным, а так же обеспечивает получение в электронном виде от налогового органа информацию об изменениях действующего законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
– специализированный оператор связи исполняет функции удостоверяющего центра.
Если все в порядке, можно смело заключать договор с выбранным оператором связи.

6. Какие требования предъявляются ФНС России к операторам связи?

Деятельность специализированного оператора связи регулируется: Федеральным законом от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи»; Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральным законом от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; другими федеральными законами; «Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169; «Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 642; «Положением о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (положение ПКЗ-99)», утвержденным приказом ФАПСИ от 23.09.1999 № 158, зарегистрированным в Минюсте России 28.12.1999, № 2029; «Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», утвержденной приказом ФАПСИ от 13.06.2001 № 152, зарегистрированной в Минюсте России 06.08.2001, № 2848; «Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@, а также другими нормативными актами.

7. Сколько времени может потребоваться на подключение к ТКС?

Переход на представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи связан с определенными временными затратами на проведение организационных мероприятий (приобретение необходимых технических и программных средств; выбор специализированного оператора связи, заключение договора с ним о совместных действиях (при необходимости), получение сертификата ключа подписи, получение ЭЦП налогоплательщика, обучение персонала и т.д.).

8. Где можно получить дополнительную информацию о подключении к ТКС?

Информацию об участниках информационного обмена, о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Вы можете получить как непосредственно в инспекции ФНС России по месту учета, так и на Интернет-сайте Управления ФНС России субъекта Российской Федерации.

9. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а при отправке использовать другой? Может ли бухгалтер сдавать отчетности нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Порядок подготовки и представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи определяется программным обеспечением на стороне налогоплательщика.
Налоговый орган при приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи контролирует формат, в котором представлена налоговая декларация (расчет) за данный отчетный период и электронную цифровую подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, которые имеют права подтверждать полноту и достоверность представленной налоговой декларации (расчета).

10. Каков порядок выдачи, смены, уничтожения криптографических ключей? Может ли получить ключ не руководитель или главный бухгалтер, а уполномоченное лицо?

Для получения сертификата ключа подписи, отзыва сертификата ключа подписи, приостановления/возобновления действия сертификата ключа подписи налогоплательщик должен обращаться либо к специализированному оператору связи, исполняющему функции Удостоверяющего центра, либо в Доверенный Удостоверяющий центр, который выдал ему электронную цифровую подпись.
В соответствии со статьей 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно положению статьи 27 Налогового кодекса РФ, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

11. В каких случаях налогоплательщик должен получить новый криптографический ключ у оператора связи?

Замена сертификата ключа требуется в случае смены руководства предприятия или реквизитов налогоплательщика. Порядок замены и уничтожения «старых» (замененных) сертификатов ключей определяет Удостоверяющий центр, который выдает их налогоплательщику в соответствии с действующим законодательством.

12. Как исправить ошибку в декларации, если она обнаружена после замены криптографического ключа?

При обнаружении ошибки в налоговой декларации (расчете) отправленной в налоговый орган, налогоплательщик, согласно статьи 81 Налогового кодекса РФ, обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация (расчет), представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме (формату), действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Уточненные налоговые декларации (расчеты) подписываются действующей на данный момент электронной цифровой подписью, принадлежащей руководителю организации или уполномоченному представителю.

13. Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?

Если налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и в течение суток с момента отправки налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправки, налогоплательщик должен, во-первых, обратиться к специализированному оператору связи и, во-вторых, заявить о данном факте в налоговый орган.
При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов) для принятия решения при возникшей форс-мажорной ситуации (налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена, но в налоговый орган не поступила) создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Комиссия определяет причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной налоговой декларации (расчета) и фиксирует его в Акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика в части представления налоговой декларации (расчета) в установленный срок. Кроме этого в решение определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета) и подтверждения о дате представления.

14. В чем особенности сдачи электронной отчетности без посредничества операторов связи?

В марте 2007 года в России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества операторов связи. Данный эксперимент был начат в четырех регионах (Москва, Тверская область, Кемеровская область, Республика Татарстан) в целях реализации с 1 января 2008 года положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации согласно приказу ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-3-13/848@.
Была проведена опытная эксплуатация унифицированного программного обеспечение приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) (ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион»), которое предназначено для:
– взаимодействия между налоговыми органами для доставки налоговых деклараций (расчетов) из Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, где налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации;
– приема от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в том числе и отнесенных к категории крупнейших, которые с 01.01.2008 года должны будут представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;
В настоящее время ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион» внедряются в промышленную эксплуатацию во всех регионах и Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам согласно приказу ФНС России от 04.04.2007 № ММ-3-25/194@, и проводится дооснащение регионов техническими средствами.
На последующих этапах, по мере готовности программного обеспечения специализированных операторов связи к взаимодействию с ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион», будет осуществляться переход на использование в налоговых органах только унифицированного программного обеспечения приема налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», с прекращением эксплуатации на стороне налогового органа программного обеспечения специализированных операторов связи. Для этого специализированным операторам связи необходимо доработать программное обеспечение в соответствии с унифицированным форматом транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 08.08.2007 № ММ-3-13/469@.
До завершения процесса перехода в налоговых органах параллельно используется программное обеспечение специализированных операторов связи.
Процесс перехода на один унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не отразится на налогоплательщике, который пользуется услугами специализированного оператора связи для представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган.

15. Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении, которое налогоплательщик получает от оператора связи. Если отчетность будет направляться напрямую в инспекцию, кто будет подтверждать дату отправки отчетности?

Учитывая ответ на предыдущий вопрос ничего нового по порядку представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не появилось. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора в порядке, утвержденном приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (зарегистрированном в Минюсте России 16.05.2002 № 3437). Этот; приказ действует в части, не противоречащей пункту 3 статьи 80 Кодекса, впредь до утверждения порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде Минфином России.
При представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует принимать во внимание также Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

Отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по КБР.