Сведения о юридических лицах в отношении которых

Содержание

ФНС против «однодневок»: кто победит

  • Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» июнь 2006
  • Рубрика Взаимоотношения с госорганами
  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 42081 просмотр
  • Мужичкова Н.С. | эксперт журнала

По мнению многих контролирующих органов, «однодневки» требуют пристального внимания. Правительство внесло в Госдуму несколько законопроектов, касающихся лжефирм. Минэкономразвития разрабатывает базу данных утерянных паспортов, чтобы при открытии фирмы сверять эту информацию со сведениями учредителей. Федеральная служба по финансовому мониторингу пытается усилить контроль над компаниями, подозреваемыми в отмывании денег, «заморозив» их счета. Налоговая служба составляет инструкции по борьбе с «однодневками», а также списки подозрительных организаций, в которые попали многие законопослушные фирмы. В статье автор рассказал, какие меры по закрытию «однодневок» уже приняты, а какие могут грозить российскому бизнесу.

С начала года налоговые органы прилагают все усилия по борьбе с фирмами-«однодневками». Совет Федерации подготовил соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Пока законопроект находится в стадии рассмотрения, а меры по противодействию нелегальным фирмам уже принимают во всероссийском масштабе. В списки подозреваемых попали самые казалось бы законопослушные организации. Не случайно ли?

Откуда пошли «однодневки»

Фирмы-«однодневки» давно являются одним из серьезных недостатков в системе российской экономики. Но особенно сильно они стали заметны в преддверии вступления России в ВТО.

«Однодневки» начали появляться после развала СССР в 90-х годах. И если сначала их использовали для мошенничества, когда отчетность в налоговые инспекции не сдавали и быстро ликвидировали (за что они и получили прозвище «однодневки»), то сейчас подобные организации прочно закрепились на российском рынке. Они существуют уже не месяц, а в среднем около года, формально отчитываются перед налоговиками и имеют номинальных учредителей и директоров.

Самая распространенная цель «однодневок» — уход от налогов, хищение из бюджета и отмывание крупных сумм денег. При помощи так называемых системных фирм предприниматели обычно возмещают НДС, обналичивают средства и перераспределяют акции.

Почему «однодневки» так популярны

Ответов здесь несколько. Во-первых, лжефирмам законной альтернативы по сокращению налоговых платежей нет. Благодаря системной фирме можно сэкономить на НДФЛ, налоге на прибыль и НДС.

Статистика показывает, что больше половины организаций в России (60%) находятся в «тени». В основном это малый и средний бизнес. Они готовы идти на риск и работать в секторе системных фирм, потому что не в состоянии применять сложные схемы оптимизации налогообложения, им не по карману услуги высококвалифицированных юристов и аналитиков.

Крупные же фирмы широко используют «липовые» компании для финансовых махинаций и «отмывания» денег. Например, партнеры лжефирм могут проводить схемы с фиктивными затратами и при этом бесконтрольно обналичивать большие суммы. С помощью однодневок контролируются финансовые потоки между компаниями. Скажем, в рамках одного холдинга. Здесь, как и в случае со средним бизнесом, расчеты с «однодневками» оптимизируют налог на прибыли и НДС.

Вторая веская причина — конкуренция. Если организация ведет «белую» бухгалтерию, значит, отдает большую часть своих доходов в казну, чем менее добросовестные конкуренты. Чтобы удержаться на плаву, ей приходится повышать цену на свой товар или услугу. Контрагенты становятся перед выбором: либо заплатить больше, либо сотрудничать с «однодневкой». Работать в убыток мало кто хочет, и зачастую выбирают второе.

ФНС против

Федеральная налоговая служба всерьез озаботилась таким положением дел в экономике. По этому вопросу даже выступил в Государственной Думе с докладом руководитель ФНС Анатолий Сердюков.

Мнение

Анатолий Сердюков, руководитель Федеральной налоговой службы:

В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день. Из практики работы Службы видно, что более 50 процентов организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения.

В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении фирм-«однодневок» могут только приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не улучшают ситуацию в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения уже подготовлены совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой.

Как нам стало известно, уже сейчас приняты решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц более 120 тысяч организаций. К концу года, по сведениям ФНС России, число принудительно закрытых организаций составит уже 600 тысяч.

План борьбы с «однодневками»

Для уничтожения лжефирм налоговая служба решила действовать с нескольких сторон. Для начала ФНС планирует увеличить минимальный размер уставного капитала организаций до европейских стандартов: для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ — до 25 тысяч евро, для открытых акционерных обществ — до 100 тысяч евро.

Мнение

Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России:

Эта норма не повлияет на процедуру создания производственных кооперативов, полных товариществ и товариществ на вере. В производственных кооперативах размер вклада может быть 1‑2 копейки, в товариществах — то же самое. Но там есть ограничение: нужно нести полную материальную ответственность. Если ты не накопил денег на компанию с ограниченной ответственностью, создавай кооператив, товарищество или становись индивидуальным предпринимателем.

Также Федеральная налоговая служба предложила составить перечень объектов, которые можно внести в уставный капитал и ограничить его день­гами, ценными бумагами, недвижимостью и транспортными средствами. Сейчас этот список законодателем практически не ограничен.

Более того, в целях выявления «однодневок» налоговая служба разработала для своих сотрудников служебную инструкцию.

Самой первой в борьбу с такими фирмами включилась Москва. В столице раньше остальных городов был выпущен регламент действий для ИФНС № 46, так как именно она занимается регистрацией всех городских организаций. В документе даются подробные указания по борьбе с нелегальными фирмами на всех этапах регистрации: от момента, когда руководитель принес документы на регистрацию, до ее проверки перед внесением в реестр.

Фрагмент документа

Регламент действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования фирм-«однодневок». Раздел II «Комплекс мер, осуществляемых Межрайонной Инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве», пункт 4

На этапе анализа документов, представленных на государственную регистрацию юридического лица при создании, сотрудник юридического отдела, принявший документы по реестру из отдела приема документов, отбирает документы, поступившие на государственную регистрацию и имеющие отметку о наличии у организации признаков фирмы «однодневки» и передает их сотрудникам, осуществляющим непосредственную работу с данной категорией документов. При осуществлении проверки достоверности сведений, указанных в представленных на государственную регистрацию документах, и в случае выявления недостоверности сведений выносится решение об отказе в государственной регистрации:

  • при выявлении совпадений по адресу «массовой» регистрации и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника адреса «массовой» регистрации о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;
  • при выявлении недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;
  • при выявлении недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица;
  • при выявлении в документах данных недействительного либо «старого» паспорта.

Одновременно с принятием решения об отказе в государственной регистрации сотрудник, ответственный за проведение контрольных мероприятий, подготавливает необходимые документы для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации принимается решение о государственной регистрации юридического лица. В случае подтверждения Управлением ГУВД г. Москвы информации о «массовом» заявителе документы передаются сотруднику, ответственному за проведение контрольных мероприятий, для принятия соответствующих мер (административная ответственность ч. 3, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

На пятый день Решения об отказе в государственной регистрации передаются по отдельным реестрам для выдачи заявителю и составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Первым делом налоговые органы составили списки адресов массовой регистрации, то есть те, по которым уже «прописано» больше десяти организаций. Теперь, если при проверке документов новой фирмы выявляется такой адрес, предприятию отказывают в регистрации. Кроме того, параллельно с адресом по другому «черному» списку инспекторы сверяют и личность руководителя.

При совпадении имени или адреса инспектор вызывает заявителя для составления протокола об административном правонарушении по статье 14.25 Кодекса об административных правонарушениях. Список полученных от заявителя документов распечатывается в четырех экземплярах, на них ставится отметка о наличии признаков фирмы-«однодневки». Копии инспектор передает сотрудникам службы безопасности инспекции и Управления ГУВД по г. Москве для проведения мероприятий в рамках своей компетенции (раздел II, п. 3 «Регламента действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования фирм-«однодневок»).

Директоров-номиналов, на которых уже «висит» десяток организаций, имеют право дисквалифицировать на основании пункта 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях до трех лет, а саму «однодневку» исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как считает начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России Сергей Дуканов, такие меры будут способствовать законной ликвидации фирм.

Мнение

Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России 1 :

Многие компании просят, чтобы их закрыли в административном порядке. Ведь в этом случае учредители ликвидируемой компании освобождаются от бремени нести расходы по ликвидации, государство само несет эти расходы. Поэтому мы предлагаем внести в законодательство изменения, согласно которым учредители ликвидируемых компаний на три года будут лишены права быть учредителями других организаций.

Норма будет работать по принципу: либо ликвидируешь организацию сам, либо лишаешься права быть учредителем на три года. Эта норма будет стимулировать законную ликвидацию юридических лиц, расчеты с кредиторами, выплату зарплаты, составление всех отчетов и так далее.

Однако Москва в своем стремлении очистить госреестр от лжефирм оказалась не единственной. Инициативу центра подхватилЗападно-Сибирский федеральный округ.Вслед за столицей в Новосибирске налоговые органы приступили к массовой проверке юридических адресов. Если фирмы не оказывалось на месте, счета подозрительной организации и ее контрагентов моментально блокировались до выяснения обстоятельств.

Отметим также, что московский регламент расширяет полномочия отдела камеральных проверок. Теперь их обязали проверять все без исключения столичные фирмы с нулевой отчетностью.В таком случае инспектор должен связаться с банком, чтобы получить информацию о денежных операциях на счетах клиента.

Кроме того, налоговая служба предлагает усложнить саму смену юридического адреса организации. Скажем, при переезде фирмы проводить камеральную проверку.

Минэкономразвития России разделяет точку зрения налоговиков о необходимости жесткой борьбы с фиктивными фирмами и собирается представить по этому вопросу свои разработки. В министерстве занимаются созданием базы данных украденных или потерянных паспортов, на которые могут быть зарегистрированы лжефирмы. Планируется, что эта база данных будет доступна не только налоговым органам, но и предпринимателям. Таким образом, любой бизнесмен сможет проверить своего контрагента. Кроме того, они хотят ужесточить уголовную ответственность учредителей. Однако, в отличие от силовых ведомств и Минфина, Минэкономразвития не согласно с ужесточением самой процедуры регистрации организаций.

На борьбу с «однодневками» вышла также Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), предложив свои меры по уменьшению их числа. Предполагается, что служба усилит контроль над компаниями, подозреваемыми в отмывании денег, заморозив счета лжефирм.

«Черные» списки

Как мы отмечали выше, основной причиной для исключения организаций из реестра и отказа в регистрации является совпадение ее данных с «черными» списками. Цель ФНС — составить их по всем российским городам. Началось составление базы данных с перечня подозрительных столичных организаций. По регламенту, УФНС г. Москвы занялось составлением следующих реестров:

  • адресов массовой регистрации (от 10-ти организаций по одному адресу и более);
  • лиц, сдающих документы на государственную регистрацию по доверенности курьерами (от 10-ти организаций и более);
  • учредителей-руководителей, которые являются таковыми в ряде уже созданных юридических лиц (от 10-ти организаций и более);
  • учредителей, являющихся таковыми в ряде уже созданных юридических лиц (от 10-ти организаций и более) (раздел I п. 1 Регламента УФНС Москвы по борьбе с «однодневками»).

Для определения реальности юридического адреса сотрудники отдела государственной регистрации и учета налогоплательщиков инспекции обязаны провести осмотр помещения по месту нахождения организации, который указан в учредительных документах. Это необходимо сделать для того, чтобы установить, соответствует ли информация действительности. Если не соответствует, то инспектор составляет акт, на основании которого ИФНС привлечет руководителя к ответственности за предоставление недостоверной информации о месте нахождения юридического лица, что предусмотрено частью 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

После чего налоговый орган направит в адрес организации уведомление о вызове должностного лица в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении. К тому же регистрирующий орган обязан проводить опросы руководителей организаций, представляющих помещения в аренду таким налогоплательщикам (раздел III п. 2 Регламента УФНС Москвы по борьбе с однодневками).

В столице первый вариант «черных» списков уже готов. В нем примерно восемь тысяч адресов и около трех тысяч фамилий. В рамках выполнения Регламента и, как указано в сопроводительном письме, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», списки уже разосланы по столичным банкам. Налоговая служба настойчиво рекомендует не открывать счета указанным в них компаниям.

Думаем, что списки будут скорректированы. Причин этому несколько:

  1. По умолчанию в списки «подозреваемых» попали все адреса, по которым зарегистрировано более десяти организаций. Но составители списков при этом упустили из виду ряд крупных зданий, например, бизнес-центров, помещения в которых арендуют сотни компаний. К примеру, в списки попали ОАО РЖД, ВВЦ и другие крупные центры.
  2. В перечень директоров-номиналов угодили такие известные бизнесмены, как совладелец сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь, совладелец «Mercury» Леонид Фридлянд и даже губернатор Калининградской области Георгий Боос. Кроме того, в «зоне риска» оказались те руководители, на имя которых были открыты региональные представительства и филиалы.
  3. Есть еще одна причина, хотя и не такая серьезная, как первые две, но от этого не менее неприятная. Изначально восемь тысяч адресов и более трех тысяч фамилий были представлены и разосланы в бумажном виде. А это занимает в общей сложности 117 листов А4. Банкирам понадобилась уйма времени, чтобы составить из них электронную базу данных.
  4. Кроме того, под удар Федеральной налоговой службы попали все регистраторские фирмы. Теперь их деятельность считается незаконной. Привело ли это к закрытию подобных организаций? Нет. В результате они просто повысили цену на свои услуги. По проверенным данным, сейчас тарифы столичных регистраторов выросли в 4 раза и варьируются в пределах 400–500 долларов США.

На данном этапе главной задачей любой компании стала необходимость избежать попадания в черные списки. А ведь это не так-то просто. Если же это случилось, налоговые органы вынесут организации предписание об исправлении нарушения (то есть ненахождения по месту «прописки»). Отреагировать на эту официальную бумагу нужно в течение месяца: либо переехать, либо сменить юридический адрес. Тем, кто не исправится, грозит сначала штраф в размере пяти тысяч рублей, а позже и приостановление деятельности. Это значит, что организация сможет лишь платить налоги и зарплату, а вот принимать участие в сделках ей будет запрещено. Даже временное приостановление деятельности будет фиксироваться в государственном реестре.

Банки в ответе за тех, кого приручили

Неожиданно между «молотом и наковальней» в борьбе за чистоту реестров оказались банкиры, получившие письма из ФНС с «черными» списками и рекомендациями не открывать подозреваемым счета. Если кредитные учреждения примут соответствующие меры и откажут организации в открытии счета, то руководитель имеет право на основании пункта 2 статьи 846 и пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса оспорить это решение в суде. Получается, что письмо УФНС приведет к дополнительным и ненужным разбирательствам между фирмами и банками.

Если же банки откроют счет организации из списка, то ФНС грозит применить санкции через Росфинмониторинг и Центробанк. В этом случае кредитное учреждение может быть оштрафовано на крупную сумму или даже лишено лицензии.

Из двух зол банки должны выбрать меньшее. Например, уже сейчас как минимум пять столичных банков применяют в работе «черные» списки, отказывая фирмам в открытии счета. Причем предпочитают делать это неофициально. Служба безопасности встречается «за чашкой чая» с клиентом и настойчиво рекомендует ему отозвать свое заявление об открытии счета в их банке.

Банкиры недоумевают, почему налоговая служба сначала регистрирует фиктивные компании, а потом принудительно перекладывает на кредитные организации заботу по борьбе с «однодневками» и вынуждает их искать обходные пути.

Мнение

Из высказываний на банковских форумах:

  • ФНС хочет наказывать банки за открытие счетов, скоро за выдачу кредитов наказывать будут.
  • То есть ФНС их зарегистрировать может, а банк счет открыть права не имеет? Это сильно смущает. Логично было, если бы ФНС сразу отметала фирмы-«однодневки» при регистрации. Однако это незаконно. Так пусть банки «отстреливаются», пусть они будут между двух огней. Откроете счет — платите штраф, не откроете — welcome в суд и платите штраф. Опять получается «ползучее перекладывание» обязанностей…
  • Если клиент в списке и не дай бог снимал наличку, то вся эта сумма ложится в формулировку понятия «при валюте баланса 1 млн. руб. оборот по кассе 100 млн. руб.». А вчера закрыли шестой банк за этот год. Учитывая излюбленные формулировки ЦБ «при валюте баланса 1 млн. руб. оборот по кассе 100 млн. руб.» и понимая, как он считает эти 100 миллионов, приходится самому бороться за чистоту реестра (не по 115-ФЗ, а по «понятиям»).
  • А вот фирма с «левым» директором может и по реальному адресу сидеть (теоретически). И что тогда делать?

Получается, что это письмо из ФНС без изменений в законе порождает массу вопросов, на которые ответов нет. И принуждает банки искать обходные пути.

Что получилось на деле

Руководители и учредители организаций отнеслись к спискам негативно и настороженно. Они видят в этом угрозу роста коррупции. Например, в список будут «заказывать» неугодных конкурентов. Или сложно будет сменить инспекцию. Ведь бывают ситуации, когда организация не уживается со своим инспектором и предпочитает сменить юридический адрес. А теперь они опасаются, что при попытке переехать им будет грозить обязательная налоговая проверка с участием инспекции. Получается замкнутый круг.

Хотим также отметить, что подобная база данных была заведена еще в налоговой полиции, которой давно уже не существует. Однако не заметно, что она помогла решить проблему фирм-«однодневок».

Фрагмент документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 г. № 14–1–04/253. Подпункт 4 пункт 1

При заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица. В случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление — оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным.

Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т.п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления.

Как видим, ФНС и до введения «черных» списков имела право отказать в получении регистрации фирмы при неправильном указании ее адреса на основании закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Напомним, что форма заявления для регистрации организации утверждена постановлением Правительства № 439 от 19.06.2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

На сегодня существует много схем, как обойти закон. Например, одна из них, когда предприниматель открывает несколько «однодневок» по реальным адресам и с реальными учредителями. Через них происходит отмывание денег, различные финансовые махинации и черная бухгалтерия. В итоге все средства стекаются в одну большую «белую» компанию с «чистыми» директорами и учредителями. А «однодневки» благополучно ликвидируют. Конечно, риск попасться здесь есть, но сумма поделена между несколькими фирмами так, что потеря одной из них будет не фатальной. Предприниматели уверены, что при такой схеме вариант с «черными» списками ФНС бесполезен.

Повышение уставного капитала также не приведет к желаемой победе над лжефирмами, а будет только лишним препятствием для сектора малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. Для многих региональных предпринимателей порог в 25 тысяч евро, скорее всего, окажется непреодолимым. А мошенников он все равно не остановит, потому что всю эту сумму можно перевести на другой счет практически на следующий день после регистрации.

Лишней головной болью для бизнесменов обернулся и контроль со стороны ФНС местонахождения по юридическому адресу. На бухгалтерских форумах в Интернете за последние месяцы стали появляться подобные объявления: «В связи с «черными» списками адресов массовой регистрации ищем новый адрес, по которому можно зарегистрировать новый юридический адрес нашего ООО».

Они вызваны волной «писем счастья» от ФНС. Уже сейчас их стали получать руководители многих фирм. Вот типичный пример текста такого письма:

Пример

Вызов для дачи объяснений

Межрайонная Инспекция ФНС № 46 сообщает, что при проведении конт­рольных мероприятий установлено: Ваше ООО «Летоюнь» не располагается по адресу местонахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

С целью контроля за достоверностью сведений, представленных для государственной регистрации, осуществляемого Инспекцией на основании статьи 25 Федерального закона № 128-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предлагаем Вам явиться лично в Межрайонную Инспекцию ФНС России, расположенную по адресу: Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. 1.

Просим Вас с собой иметь следующие документы:

1) паспорт;

2) документ, подтверждающий правомерность использования адреса местонахождения организации, указанного в учредительных документах общества (копии свидетельства на право собственности или договор аренды, субаренды нежилого помещения);

3) учредительные документы.

Мнение

Главбух «пострадавшей» фирмы:

Нам необходимо, чтобы по адресу, кроме нашей организации, было зарегистрировано не более трех юридических лиц. И чтобы одна компания постоянно находилась в офисе, получала и перенаправляла нам корреспонденцию. Лучше всего оформить эти отношения по схеме «совместная деятельность». Мы готовы платить до 400 долларов за «беспокойство» с последующей ежемесячной абонентской платой.

По данным ФНС, почти 80 процентов российских фирм расположены не по своему юридическому адресу, указанному при регистрации. Среди них есть и весьма известные и благонадежные компании.

Чаще всего крупные компании адрес не меняют. Например, при переезде. Вызвано это сложностью процедуры. А мелкие фирмы вообще не обращают на адрес никакого внимания. Поэтому случайно могут совпасть по одному адресу несколько организаций. Естественно, что меры налоговой службы вызвали ажиотаж среди организаций, которые начали менять адреса, чтобы не попасть в «черные» списки.

Но есть и те, кто не впадает в панику, а предпочитает защиту своих прав в суде. Юристы советуют в таких случаях предоставить в качестве доказательств на разбирательство почтовые письма, извещения. В общем, любые документы, подтверждающее нахождение кого-то из представителей фирмы по юридическому адресу. При решении вопроса в пользу предпринимателей, государству придется потратить крупные суммы на компенсации морального вреда. Средний размер подобного иска 10 000–20 000 рублей. Несложно подсчитать, что в случае восстановления репутации всех бизнесменов из «черного» списка инициатива ФНС обойдется бюджету в 63 миллиона рублей.

Налоговая инспекция также пока не имеет права отказать организации в регистрации на основании того, что указанный в заявлении юридический адрес находится под «подозрением». Потому что все эти меры борьбы с лжефирмами зафиксированы пока лишь на уровне подзаконных нормативных актов в городах и не приняты на законодательном уровне (поправок в Налоговый кодекс до сих пор не внесено). ФНС не может вносить изменения в федеральные законы своими внутренними распоряжениями.

Депутаты считают, что добиться подобных изменений в законодательстве налоговикам будет сложно. Равно как и предложения Федеральной службы финансового мониторинга по замораживанию счетов фирм. Дума займется рассмотрением этих предложений в ближайшее время, но, скорее всего, отвергнет такие поправки. Потому что они могут повлечь серьезные изменения в законодательстве и потребуют очень тщательной и детальной разработки.

Регистрация без ошибок

Пока меры борьбы с «однодневками» обсуждаются, части проблем можно избежать уже при приобретении или регистрации фирмы. В консалтинговых фирмах советуют придерживаться нескольких несложных правил:

  1. Регистрировать фирму нужно по реальному месту нахождения офиса и желательно с возможностью почтового обслуживания.
  2. Рассчитать примерный годовой оборот будущего предприятия. По возможности использовать упрощенную систему налогообложения.
  3. Внимательно проверять учредительные документы, предоставленные руководителю на подпись.

1 Здесь и далее – из интервью, опубликованного на сайте

Право

Формулировки «массовые адреса» и «массовые руководители» обозначают не запрещенные, но неоднозначные приемы, используемые при регистрации предприятий.

Массовые адреса регистрации юридических лиц

Адрес, по которому зарегистрировано от десяти юридических лиц, по терминологии ФНС, считается массовым. Настоящее местонахождение фирм по указанным в документах координатам маловероятно. Когда в базе о зарегистрированных предприятиях налоговой службы появляется информация о том, что в одном офисе зарегистрировалось много компаний, к таким предприятиям возникает естественное подозрение у контролирующих органов.

Пример массового адреса. 1179 организаций в жилом доме

Проверить юридический адрес на массовость:

Для проверки будущих компаньонов по бизнесу и адреса при регистрации новой компании рекомендуется пользоваться специальным сервисом ФНС: service.nalog.ru/addrfind.do. Чтобы узнать информацию о массовой регистрации, точное количество привязанных к одному адресу компаний, создан реестр. Данные постоянно обновляются, что гарантирует их актуальность.

Информация, размещенная на других ресурсах, может оказаться устаревшей или ошибочной. Пользование сервисом необходимо начинать с посещения сайта налоговой инспекции. В открывшемся диалоговом окне вводится каталожный номер региона. Название улицы, номер дома, офиса вводятся вручную. Откроется информация об интересующем вас адресе.

Проверка массовых адресов

Критерии попадания в реестр массовых адресатов

С юридической точки зрения запрещать одновременную регистрацию по одному адресу нескольких субъектов хозяйственной деятельности нет оснований. В законах понятие «массовый адрес» не обозначено. Его использует налоговая служба в своих распоряжениях при выявлении недобросовестных налогоплательщиков. Чтобы признать массовый адрес неблагонадежным, требуется доказать, что по нему зарегистрировано от десяти юридических лиц, и связь с ними по указанному адресу невозможна.

Для офиса площадью в тысячу квадратных метров будет нормальным показателем наличие и 50 юридических лиц. Если возникают проблемы с регистрацией компании в налоговой инспекции, можно предоставить письмо от собственника недвижимости о том, что фирма действительно пользуется этим адресом.

Чем грозит попадание в базу с массовым адресом регистрации

Массовый адрес автоматически относится к основным признакам идентификации фирм-однодневок. Поэтому возникает вероятность получения отказа в регистрации юрлица или запрета на внесение поправок в учредительные документы. Если сумма налоговых отчислений меньше, чем полпроцента от оборота, деятельность фирмы будет приостановлена.

Предприятию, попавшему в реестр массовых адресов, следует ожидать частых проверок со стороны налоговой инспекции, приостановку операций по счетам без предупреждений. Банки чаще всего отказывают в открытии счетов именно таким клиентам, потому что они рискуют получить санкции от финансового регулятора.

Компания с массовым адресом получит отказ в сотрудничестве с государственными органами, когда подаст заявку на участие в аукционах и тендерах. Информация о массовых адресах и нарушениях, связанных с ними, сохраняется в базе ФНС. Это причина для отказа учредителям в создании новых фирм, если налоговая служба посчитает, что действия были умышленными.

Предприятие с массовым адресом чаще всего становится жертвой действий мошенников, которые пользуются неопределенным положением. Они подают иск на компанию в арбитражный суд, использовав для этого поддельные документы. Процедура рассмотрения дела пройдет в упрощенном порядке, когда присутствие сторон не обязательно. В адрес компании уведомления будут отправлены почтой, но нет гарантии, что они будут получены. В результате, на основании исполнительного предписания, со счета фирмы будут списаны средства.

Для подтверждения действительности массового адреса важно контролировать почтовое обслуживание. Если предприятие следит за получением почтовых отправлений, это значит, что ее деятельность основывается на реальном сотрудничестве. Если в налоговой службе станет известно, что фирма не получает почту, это причина, по которой инициируется проверка. В некоторых случаях фирмы создают формальные рабочие места по адресу регистрации, чтобы доказать соответствие фактического и юридического месторасположения.

Стоит ли доверять организациям с массовым адресом

Возможностью зарегистрировать предприятие с использованием массового адреса юридических лиц пользуются не только те, кто хочет создать фирму-однодневку. Это может быть вынужденной мерой, чтобы сэкономить на таком адресе. Он стоит намного дешевле, а для начинающих предпринимателей это имеет серьезное мотивационное значение.

Взаимодействовать с организациями с массовым адресом можно, но начинать работу придется с более тщательного присмотра к будущему компаньону. В первую очередь следует обратить внимание на срок фактической деятельности, когда компания не просто существовала, а действительно работала.

Массовые директора и учредители

Массовый директор – это физическое лицо, формально являющееся единоличным исполнителем руководящих обязанностей в нескольких организациях. Термин используется налоговой службой для обозначения директоров, занимающих должность более чем в пяти фирмах. Смысл формулировки «массовый руководитель» сводится к признанию вероятной фиктивной деятельности предприятий для ухода от налогов.

Проверить директора на массовость:

Ресурс, на котором проверяют директора предприятия на массовость, разработан налоговым ведомством, регулярно обновляется и предоставляет достоверную информацию: service.nalog.ru/mru.do. Пользоваться следует только этим источником. Помимо проверки на массовость, показываются следующие сведения:

  • Организации с массовыми адресами.
  • В каких исполнительных органах числятся дисквалифицированные физические и юридические лица.
  • Информация о лицах, в отношении действий которых принимались решения судебными органами.
  • О юридических лицах, с которыми отсутствует связь по зарегистрированному адресу.
  • Об организациях с налоговыми задолженностями.
  • О юридических лицах, которые больше года не сдавали отчетность.

Проверка директора на массовость

Введя в поисковом окне необходимый запрос, получите информацию в режиме онлайн в достаточном объеме, чтобы не стать жертвой действий аферистов и защитить свой бизнес.

Критерии попадания физического лица в список массовых директоров

Само по себе понятие массовости не запрещено и не наказывается, если такое явление не ведет к нарушениям законов. Но если одно лицо одновременно оказывается массовым учредителем или руководителем нескольких десятков фирм, это без внимания фискальной службы не останется.

Если по решению суда окажется, что создание юридического лица было незаконным, осуществлялось через подставных лиц, за нарушение предусмотрена уголовная ответственность по УК РФ, статья 173.1п.1. Сам факт попадания в базу риска автоматически приведет к пристальным контрольным проверкам.

Чем чревато попадание в список массовых учредителей/директоров

Если фискальная служба выявляет высокую деловую активность у физических лиц, которая им несвойственна, первое, что она предпримет, это откажет в приеме документов на регистрацию следующего предприятия. Если заявитель будет настаивать, он получит письменно подтвержденный отказ в регистрации, а предприятия ожидают тщательные проверки.

Если будет доказано, что компания и ее деятельность являются фиктивными, информация попадет в ЕГРЮЛ и станет доступной для всех потенциальных партнеров. Для банков попадание в реестр массовых учредителей также является предупреждением, реакцией на которое будет затягивание с открытием счета или выдача отказа в предоставлении такой услуги.

Сотрудничество с организацией с массовым директором

Для контрагента, который не проявил достаточной предусмотрительности, сотрудничество с фирмами-однодневками грозит перекладыванием на них налоговых обязательств, отказе в вычете НДС, признании налоговых расходов. Претензии налоговиков будут основываться на фактах неправомерного вычета по контрагентам, которые не осуществляли реальных хозяйственных действий. Такие факты нарушений станут очевидными в результате проверок на достоверность проведенных сделок.

Интересуясь контрагентом, следует обращать внимание на:

  • Корректность регистрационных данных.
  • Не состоит ли в процессе ликвидации или реорганизации предприятия.
  • Нет ли заявки на изменение уставного капитала.
  • Не запущен ли процесс банкротства.
  • Наличие долгов перед налоговой или другими организациями.
  • Действительность почтового адреса.

Вывод

Факт массовости адреса или руководителя не дает оснований для подозрений в благонадежности фирмы. Но проверка данной информации является необходимой для проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Созданная ФНС база проверки помогает предпринимателям разобраться в том, насколько правдивой является информация о контрагенте, и стоит ли с ним сотрудничать.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нас в Facebook:

Полезные сервисы для проверки контрагентов

«Планово-экономический отдел» №10 2017 / Руководство к действию

Деловые взаимоотношения предприятия с различными контрагентами всегда связаны с рисками, которые во многом определяются финансовой стабильностью и надежностью партнеров. Чтобы избежать сотрудничества с сомнительными, неблагонадежными, неплатежеспособными компаниями, нужно владеть комплексной информацией о контрагентах. По итогам сбора и анализа информации можно проверить деловую репутацию, правоспособность, финансовую состоятельность контрагента, оценить уровень риска работы с тем или иным юридическим лицом.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ

Многие предприятия подключены к специализированным платным сервисам и программам проверки контрагентов. Такие сервисы собирают информацию, используя бесплатные общедоступные базы данных, группируют ее и продают как коммерческий продукт. Если специалисты предприятия знают, где взять информацию, то необходимость использовать платные сервисы отпадает.

В настоящее время основными открытыми источниками информации о контрагентах являются:

  • Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);
  • Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат);
  • Федеральная служба судебных приставов РФ (ФССП России);
  • федеральные арбитражные суды РФ;
  • прочие федеральные и межведомственные службы.

С помощью специальных сервисов, предоставленных на официальных интернет-сайтах государственных структур, можно получить всю основную информацию о любом контрагенте. В данном случае нужны следующие данные:

  • наименование контрагента;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

Федеральная налоговая служба РФ (https://www.nalog.ru)

Данная служба предоставляет наибольшее количество сервисов с информацией. Рассмотрим основные:

  1. Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) или ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств) (далее — выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

НА ЗАМЕТКУ

Сведения размещаются в соответствии с положениями п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Приказом Минфина России от 05.12.2013 № 115н «Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения».

База данных размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы: https://egrul.nalog.ru. Ссылка на сервис находится на главной странице ФНС под наименованием «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Данные в сервисе обновляют ежедневно.

Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержат следующие основные сведения:

Выписка из ЕГРЮЛ

Выписка из ЕГРИП

Полное и сокращенное наименование юридического лица

Фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя

Организационно-правовая форма юридического лица и место его нахождения

Дата и место рождения предпринимателя

Способ и время образования юридического лица

Место прописки

Учредители и размеры их долей в уставном капитале

Дата государственной регистрации

Сведения об учредительных документах и имеющихся изменениях

Виды деятельности, которыми занимается предприниматель

Виды деятельности, которыми юридическое лицо имеет право заниматься

Информация о наличии финансовых средств и банковских счетов

Размер уставного капитала и данные о лицензиях

Данные о лицензиях

Сведения, содержащиеся в выписке из государственных реестров, крайне важны при ведении предпринимательской деятельности, заключении договоров, представлении интересов в суде. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП подтверждает факт существования юридического лица и индивидуального предпринимателя, доказывает его правоспособность и дееспособность.

2. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации (https://service.nalog.ru/uwsfind.do). Этот сервис позволит получить информацию о характере изменений в ЕГРЮЛ. Базу данных обновляют ежедневно.

3. Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке (http://service.nalog.ru/svl.do). Обновление ежедневное.

4. Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица (http://service.nalog.ru/disfind.do). С помощью этого сервиса можно определить, не дисквалифицировано ли лицо, которое входит в состав исполнительных органов контрагента и намеревается подписать документы по сделке. Сведения обновляются один раз в неделю.

5. Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (http://service.nalog.ru/addrfind.do). Сервис позволит проверить, не числится ли контрагент по адресу массовой регистрации. Сведения обновляются один раз в неделю.

6. Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr). Данный сервис позволит увидеть сообщения о принятии решений о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83). С помощью этого сервиса можно увидеть сообщения о принятии решений об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Как видим, сервисы ФНС предоставляют важную информацию о контрагенте, его учредителях, генеральном директоре. Финансовую информацию можно получить, воспользовавшись сервисами Федеральной службы государственной статистики.

Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru)

Согласно последним изменениям в области открытия данных государственные органы статистики обязаны предоставлять данные годовой бухгалтерской отчетности по запросам пользователей. В частности, электронный сервис «Предоставление годовой бухгалтерской отчетности» на сайте Росстата (http://www.gks.ru/accounting_report) позволяет получить отчетность, начиная с 2012 г.

В состав годовой бухгалтерской отчетности входит:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет об изменении капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Отличительной особенностью сервиса является то, что в связи с большим объемом вносимой информации данные за предыдущий год появляются до 1 сентября.

Чтобы ускорить получение годовой бухгалтерской отчетности, пользователь имеет право сделать письменный запрос в органы статистики и в течение 30 дней получить отчетность на бумажном носителе или на адрес электронной почты.

Федеральные арбитражные суды РФ (http://www.arbitr.ru)

Данный источник дает возможность проследить всю историю по арбитражным делам контрагента (http://kad.arbitr.ru) как в качестве истца, так и в качестве ответчика. Сервис находится на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ и называется «Картотека арбитражных дел».

Чтобы воспользоваться сервисом, нужен только ИНН или наименование контрагента. Сервис покажет всю историю арбитражных дел по контрагенту с указанием суммы иска, предметов спора и т. д. Эта информация позволит сформировать портрет контрагента с точки зрения надежности.

Федеральная служба судебных приставов РФ (http://fssprus.ru)

Сервис (http://fssprus.ru/iss/ip), расположенный на главной странице службы, позволяет увидеть неоплаченные суммы, взыскание которых было передано в ФССП. В эту базу данных попадают споры, которые не удалось урегулировать в досудебном и судебном порядке.

Данный электронный сервис показывает суммы удержаний по исполнительным производствам. Здесь есть номера телефонов контактных лиц из службы судебных приставов, у которых можно уточнить/прояснить ситуацию.

Прочие федеральные и межведомственные службы

1. Отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков). Сервис расположен на сайте единой информационной системы в сфере закупок (https://goо.gl/gHCce2). Отсутствие вашего контрагента в этом списке ни о чем не говорит, но если он в списке есть, то нужно подумать, стоит ли работать с контрагентом на условиях отсрочки платежа или предоплаты.

2. Действительность паспортных данных руководства контрагента. Данный электронный сервис находится на сайте главного управления по вопросам миграции МВД России (https://goо.gl/nLuxL7).

Важный момент: на сайте управления указано, что данный сервис информационный, предоставляемая информация не является юридически значимой.

Источник сервиса — ежедневно обновляемый список недействительных паспортов. Его может использовать любое заинтересованное лицо или организация, деятельность которой связана с необходимостью проверки действительности паспорта. Список размещен в формате открытых данных, но обезличен, чтобы не нарушать действующее законодательство в области персональных данных.

Здесь по номеру и серии паспорта руководителя контрагента можно проверить, действует ли паспорт лица, уполномоченного на подпись документов. Если паспорт недействующий, это повод задуматься о том, не мошенники ли ваши возможные партнеры.

Кроме перечисленных электронных сервисов есть различные межведомственные и отраслевые сервисы, к которым можно и нужно обращаться в зависимости от отрасли деятельности. Примеры таких сервисов:

  • для участников алкогольного рынка на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) есть сервис «Реестры» для проверки лицензий и сроков их действия; в отдельный реестр выведены контрагенты, у которых действие лицензий приостановлено;
  • для участников рынка добычи и пользования недрами на сайте Федерального агентства по недропользованию «Роснедра» выделен сервис по поиску лицензий в сводном Государственном реестре участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей.

СВОДНАЯ ПАМЯТКА

Контрагентов нужно проверять не один раз в начале сотрудничества, а постоянно (с определенной периодичностью). Проверяя контрагентов, мы минимизируем риски, убережем свое предприятие от возможных проблем. Рекомендуем использовать в работе сводную памятку, которая содержит основные общедоступные электронные сервисы и базы данных проверки контрагентов:

Основные общедоступные электронные сервисы и базы данных проверки контрагентов

Что проверяем

Где проверяем

Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ

http://egrul.nalog.ru/

Сведения о юридических лицах и предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации

http://service.nalog.ru/uwsfind.do

Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/

Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», по принятым решениям о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ http://service.nalog.ru/uwsfind.do

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/

Отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков)

https://goо.gl/gHCce2

Действительность паспортных данных руководства контрагента

https://goо.gl/nLuxL7

Отсутствие руководителей контрагента в реестре лиц, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке http://service.nalog.ru/svl.do

http://service.nalog.ru/svl.do

Не дисквалифицировано ли лицо, которое входит в состав исполнительных органов контрагента и намеревается подписать документы по сделке

http://service.nalog.ru/disfind.do

Не числится ли контрагент по адресу массовой регистрации

http://service.nalog.ru/addrfind.do

Не указан ли контрагент в базе юридических лиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует

http://service.nalog.ru/baddr.do

Годовая бухгалтерская отчетность контрагента

http://www.gks.ru/accounting_report

История по арбитражной практике контрагента

http://kad.arbitr.ru/

Исполнительные производства в отношении контрагента

http://fssprus.ru/iss/ip

Н. Н. Родин, заместитель финансового директора ООО «БСП»

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Блог

  • В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19,3 трлн рублей – это на 24 %, или на 3,7 трлн рублей, больше соответствующего периода 2017 года.

  • Главным новшеством 2019 года для большинства бухгалтеров станет рост основной ставки НДС.

  • Ведомства уже сейчас размещают на своих интернет-порталах собственные программы контрольных мероприятий.

Все МФО, выдающие займы с черным списком

С ростом популярности банковского кредитования повышается и количество просроченных задолженностей. Попадание в «черный список» сильно затрудняет взаимодействие должника с кредитными организациями. Даже если человек в конце-концов погасит старый долг, взять новый кредит в банке ему будет крайне сложно.

На финансовом рейтинге отрицательно сказывается даже самая маленькая просрочка при оплате кредита. Наличие же задолженностей сроком более 30 дней приводит к попаданию должника в пресловутый blacklist, с которыми не хочет сотрудничать ни один банк.

Что такое «черный список» должников?

Этим термином принято называть перечень неблагонадежных клиентов, которые по разным причинам не выполнили свои обязательства перед кредитором. Единого перечня злостных неплательщиков в России не существует. В каждой финансовой организации есть собственный стоп-лист, куда вносится информация обо всех недобросовестных заемщиках.

Сведения о просроченных задолженностях отражаются в кредитной истории заемщика, которая хранится в одном из БКИ. Доступ к этой информации имеют все участники финансового рынка. Они в обязательном порядке запрашивают эти данные при рассмотрении заявок пользователей.

Если в КИ отражены факты текущих или ранее непогашенных (погашенных не вовремя) задолженностей, кредитор с большой долей вероятности вынесет отрицательное решение. На основании этой информации каждая организация формирует собственный blacklist клиентов, которым не рекомендуется выдавать кредиты и предоставлять другие финансовые услуги.

Помимо БКИ, банки запрашивают сведения в ФССП и проверяют списки должников в партнерских коллекторских агентствах. Если в отношении заявителя когда-либо возбуждалось исполнительное производство или принимались меры по досудебному взысканию задолженности, это сильно снижает его шансы на принятие положительного решения по заявке.

Единичные, случайные просрочки до 30 дней практически не оказывают влияния на финансовый рейтинг заемщика.

  1. Систематические нарушения и просрочки сроком до 1 месяца отрицательно сказываются на скоринговой оценке.
  2. При просрочках от 30 до 59 суток пользователь сталкивается с ограничениями при попытках оформить кредит или займ. Ему могут оказаться недоступны некоторые тарифные планы, а вероятность одобрения заявки падает.
  3. Просрочки от 60 до 89 суток считаются грубым нарушением финансовой дисциплины. С такими должниками соглашается работать лишь небольшое число кредиторов, причем на персональных условиях, с соблюдением строгих ограничений по сумме и сроку займа.
  4. Заемщики с просрочками от 90 суток считаются злостными неплательщиками, именно они в первую очередь оказываются в блэк-листе. С такими гражданами отказываются работать подавляющее большинство МФО, взять кредит или микрозайм им практически невозможно.

Сведения, внесенные в финансовое досье, хранятся там в течение 10 лет, убрать их оттуда невозможно. Исправить испорченную финансовую репутацию можно, только если внести в досье новые положительные записи. Для этого нужно вовремя погашать новые кредиты, но если банки отказываются их выдавать, должник попадает в замкнутый круг, выйти из которого бывает очень сложно.

В большинстве своем кредитные организации не желают брать на себя повышенные риски, и отказываются сотрудничать с гражданами, имеющими низкую финансовую дисциплину. В этой ситуации должнику целесообразнее сначала обратиться в одну из МФО, выдающих займы с черным списком, чтобы исправить финансовый рейтинг и восстановить доверие кредитного сообщества.

Требования к заемщикам

Микрофинансовые компании гораздо более лояльны к заемщикам, чем крупные банки. Они выдают микрозаймы практически без ограничений всем желающим:

  • лицам без официального трудоустройства;
  • студентам и пенсионерам;
  • заемщикам, не имеющим сформированной кредитной истории;
  • при наличии у гражданина открытых задолженностей перед другими банками и МФО.

Свои риски эти организации компенсируют увеличенными процентными ставками, поэтому многие клиенты, помещенные в блэк-листы банков, могут брать микрозаймы с открытыми просрочками. Главное, чтобы заемщик своевременно исполнял свои обязательства по текущим займам, и не допускал новых задолженностей.

При наличии непогашенных долгов в других МФО выдача микрокредита возможна, если просрочка не превышает 30 дней.

Заявки обрабатываются автоматической программой экспресс-скоринга, которая при проведении анализа учитывает комплекс данных о заявителе. КИ тоже учитывается, но не играет здесь основной роли. На основании скоринга программа принимает решение о предоставлении денежных средств, либо об отказе в выдаче микрокредита.

Стать заемщиком микрофинансовой организации может любой совершеннолетний гражданин РФ, при наличии у него действующего паспорта и постоянной прописки на территории страны.

Достаточно соответствовать минимальным требованиям, которые МФО предъявляют к клиентам:

  • доступ в интернет;
  • мобильный телефон для связи;
  • постоянный доход (не требуется подтверждения).

Для получения микрокредита нужен только паспорт. Оформить срочный займ возможно через интернет – на сайте выбранной МФО. Для получения денег клиенту даже не придется выходить из дома и общаться с кредитными менеджерами. Все оформление производится в удаленном режиме, заемные средства перечисляются на банковскую карточку, виртуальный кошелек или на личный счет в банке.

Условия кредитования

МФО не только предоставляют круглосуточные займы лицам из блэк-листа, но и дают своим пользователям возможность повысить скоринговый балл, чтобы в будущем они смогли рассчитывать на более выгодные условия кредитования.

Большинство микрофинансовых компаний разрабатывают специальные поэтапные программы восстановления финансового рейтинга должников. Микрозаймы по ним выдаются при соблюдении целого ряда ограничений:

  • сниженный лимит (до 3000-5000 руб);
  • повышенные ставки (2-2,2% в день);
  • короткий срок погашения (5-20 дней).

На большую сумму займа при таком раскладе рассчитывать не стоит. Для начала пользователям, внесенным в стоп-лист, придется доказать свое добросовестное отношение к кредитным обязательствам, и погасить от одного до трех срочных займов на сумму от 1000 до 3000 руб. После этого кредитный лимит постепенно будет повышаться, а срок займа – увеличиваться.

Каждый своевременно погашенный микрокредит повышает кредитный рейтинг должника.

Аналогичные программы есть не только в МФО, но и в некоторых банках – в частности, в Совкомбанке проблемным заемщикам предлагают восстановить рейтинг, воспользовавшись программой «Кредитный доктор». После успешного прохождения всех этапов клиенту гарантируется одобрение кредита в этом финансовом учреждении.

Бесплатно получить отчет из кредитной истории при оформлении займа предлагает новым клиентам МФО «Платиза» – в других банках и микрофинансовых компаниях эта услуга оказывается за отдельную плату.

Услуги кредитного брокера

При плохой репутации в банках и МФО гражданин вправе обратиться за помощью к финансовому брокеру. Этот специалист оказывает посреднические услуги между банками и их клиентами, и добивается одобрения за определенный процент от суммы кредита:

  • подбирает оптимальные предложения;
  • подготавливает пакет необходимых документов;
  • консультирует клиента;
  • ведет переговоры с кредитным менеджером;
  • обеспечивает правовое сопровождение сделки.

Помощь профессионала ускоряет рассмотрение заявки и повышает шансы должника на получение нужной суммы.

Займы под залог имущества

Получить микрокредит гражданин с плохой кредитной репутацией также сможет, если предоставит в МФО имущественный залог. Такие микрокредиты оформляются непосредственно в офисе компании. Удаленно оформить займ под залог дома или автомобиля не получится.

Максимальная сумма микрокредита в этом случае не может превышать 50-70% рыночной цены имущества. Оценка проводится непосредственно в МФО. Также пользователь может самостоятельно обратиться в независимое оценочное агентство и подойти в отделение МФО с уже заполненным актом оценки.

Залогом может выступать любое имущество заявителя:

  • автомобиль, мото- и спецтехника;
  • жилая и коммерческая недвижимость.

Одновременно с договором займа оформляется договор залога. Само имущество остается в распоряжении владельца, но на него накладывается ограничение. Заемщик не сможет повторно заложить или продать свою собственность до тех пор, пока полностью не рассчитается с кредитором.

Если клиент откажется погашать долг, МФО через суд получает право продать залоговое имущество на торгах, чтобы возместить свои затраты.

Почему клиенты оказываются в стоп-листе?

Оказаться в блэк-листе заемщики могут, если:

  • недобросовестно относятся к исполнению своих кредитных обязательств и систематически допускают просрочки при оплате кредита;
  • предоставляют поддельные документы о подтверждении дохода или пытаются оформить кредит по документам другого лица;
  • ранее получали многочисленные отказы при попытке оформить кредит или займ.

Такая ситуация возможна, если клиент одновременно подает заявки в несколько банков или МФО, чтобы повысить шансы на одобрение. Массовую отправку заявок кредиторы оценивают как сомнительное действие, свидетельствующее о неплатежеспособности или попытке мошенничества, и указывающее на неуверенность потребителя в одобрении заявки.

К внесению заемщика в стоп-лист одной из финансовых компаний также может привести неподобающее или неадекватное поведение заявителя, обращение в финансовое учреждение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если заемщик оказался в черном списке одного из банков, он сможет подавать заявки в другие финансовые учреждения и рассчитывать на одобрение.

В федеральной базе нежелательных банковских клиентов оказываются граждане, подозреваемые:

  • в ведении экстремистской или террористической деятельности на территории РФ;
  • в отмывании денежных средств, полученных незаконным путем, и в сокрытии доходов от налогообложения.

Попадание в такие списки не только перекрывает гражданам доступ к получению банковских кредитов во всех финансовых учреждениях, но и сводит к нулю использование любых аспектов финансовой деятельности.

Лишь в крайне редких случаях граждане оказываются в блэк-листе в результате банковской ошибки – в этом случае восстановить справедливость можно, подав исковое заявление в суд и доказав свою правоту в ходе судебных разбирательств.

На этой странице перечислены все МФО, выдающие займы с черным списком. Рекомендованные компании ведут свою деятельность легально, с соблюдением всех требований законодательства. Обращаясь в любую из этих организаций, клиент может не опасаться мошенничества и утечки конфиденциальной информации.

Подайте заявку на получение микрокредита прямо сейчас. Уже через 10-15 минут узнаете предварительное решение, и получите займ на выгодных условиях.

Лучшие предложения по займам

  • Предыдущая записьНеизвестные МКК с займом на карту
  • Следующая записьЗаймы в редких МФО на карту

4 Комментария

  • Sanez says: 27.09.2018 в 16:01

    Простой и быстрый способ найти срочно небольшую сумму в долг – взять микро кредит в Манго Мани. Из документов спрашивают только паспорт. Подтверждать доходы и занятость никто не требует. Первую заявку рассматривают несколько часов, постоянным клиентам одобряют в течение получаса. Обычно оформляю займы через Контакт, чтобы карту не светить.

  • Гоген says: 13.08.2018 в 17:10

    Уже пару лет являюсь постоянным клиентом МФО Кредит плюс. Деньги иногда приходилось ждать по 2-4 часа, но обычно они приходят на карту практически моментально. Если понимал, что не смогу вовремя вернуть, пользовался автопродлением, это удобно, только проценты нужно погашать.

  • KatyaN says: 13.08.2018 в 17:05

    Много раз обращалась в Микрозайм, а тут раз – и отказали, и не объяснили даже почему. Разбираться с ними собираюсь, конечно. Просто перейду в компанию, если для этой я недостаточно хороша. Обидно только, что до этого все было нормально, и займы здесь брала со скидкой, а сейчас придется с начала зарабатывать рейтинг .

  • Захар Карев says: 05.07.2018 в 17:57

    беру займы под 1% в Микроклад – условия очень привлекательные, особенно нравится, что регистрация через Госуслуги, удобно и безопасно. Сервисом пользуюсь не часто, по мере необходимости, пока все устраивает