Сущность страхового взноса

Страховые взносы во внебюджетные фонды. 1. Экономическая сущность страховых взносов, их плательщики

1. Экономическая сущность страховых взносов, их плательщики.

2. Объект налогообложения, налоговая база и ставки для работодателей.

3. Шкала налогообложения.

С 01.01.2010 глава 24 НК РФ «Единый социальный налог» утратила силу. Вместо ЕСН работодатели будут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок исчисления и уплаты, а также контроль за страховыми взносами в ПФР, Фонды обязательного медицинского страхования и ФСС регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В таблице приведены отличия в начислении и уплате страховых взносов от ЕСН

Плательщики страховых взносов Плательщиками страховых взносов являются страхователи. Они подразделяются на две категории: -производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); — уплачивающие взносы со своих доходов (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) (ст. 5 Закона № 212-ФЗ)
Объект обложения Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц: — по трудовым договорам; — гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг; — договорам авторского заказа; — договорам на отчуждение исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства; — издательским лицензионным договорам; — договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства; — выплаты и вознаграждения, которые не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 7 Закона № 212-ФЗ)
База для начисления Сумма выплат и вознаграждений, входящих в объект обложения страховыми взносами, кроме необлагаемых выплат. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, непревышающей 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Выплаты, не облагаемые страховыми взносами Не облагаются: — материальная помощь работникам в сумме, не превышающей 4 000 руб. на каждого работника; а также выплаченная в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью, матпомощь – пострадавшим от терактов на территории РФ; работнику в связи со смертью члена его семьи; работнику (родителю, усыновителю, опекуну) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, если такая матпомощь выплачивается в течение первого года после рождения (усыновления или удочерения) и не превышает 50 000 руб. на ребенка; — платежи по долгосрочным (на срок не менее 1 года) договорам с медицинскими организациями на оказание медуслуг работникам; — суммы пенсионных взносов, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения за работников; — суммы выплат временно пребывающим в РФ иностранцам. Облагаются: — компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении; выплаты за тяжелые, вредные и/или опасные условия труда (кроме компенсаций за молоко и другие равноценные пищевые про" дукты) (ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

Ттарифы страховых взносов на 2011 год. Организации, не относящихся к числу льготных категорий, начисляют страховые взносы:

— в Пенсионный фонд Российской Федерации по ставке 26 процентов;

— в Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 процента;

— в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,1 процента;

— в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,0 процента.

Принимая на работу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, все организации применяют по отношению к выплатам, произведенным в пользу указанных лиц, следующие ставки:

— в Пенсионный фонд Российской Федерации — 16 процентов;

— в Фонд социального страхования Российской Федерации — 1,9 процента;

— в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1 процента;

— в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 1,2 процента.

Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды

Надобность внесения изменений в пенсионную систему вызвана демографическими процессами, а именно старением населения. Действующий ныне так называемый принцип солидарности поколений, то есть, когда работающее население обеспечиваеть пенсию неработающему, перестает быть эффективным. Количество пенсионеров с каждым годом растет, процент трудоспособного населения уменьшается, средств на выплату пенсий попросту не хватает. Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12,5%. На одного пенсионера приходитсяь всего 1,7 работающих. Население страны стареет, за период 1989 — 2014 гг. средний возраст россиянина вырос на 5 лет, до 39 лет (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Сpeдний вoзрaст нaсeлeния Рoccии и рaзвитых стран Европы

И выполнение принципа — «сегодняшний» рабочий содержит «вчерашнего» работника — становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы.

Единственный выход из складывающейся ситуации, по мнению правительства, это отказ от финансирования пенсий государством и передача этой обязанности самим будущим пенсионерам. Иначе говоря, переход к накопительному формированию пенсий. Государство в свою очередь станет проверять, чтобы граждане копили финансы на старость (платили требуемые взносы) и передавали их в управляющую компанию. Эти реформаторские идеи с самого начала не нашли поддержки основных экономических министерствь — Минфина и Минэкономразвития.

Но отказ не стал поводом дляь отступления от задуманного, и подготовку проектов передали социальному ведомству — Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пакет законопроектов, вносящих изменения в пенсионное законодательство был принят Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ (ред. от 04.06.2014г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В государствах, которые как правило называются развитыми, пенсионные выплаты производятся на основе сочетания двух принципов (способов, порядков) пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Первый предполагает выплату гарантированного государством минимума, а второй — формирование пенсионных выплат в зависимости от заработнойь платы и стажа трудовой деятельности (по правилам накопительного страхования).То есть минимум снабжается государственным бюджетом, а остальная часть пенсии формируется по принципу накопительного страхования.

Страховые взносы в большинстве развитых стран уплачиваются работодателем и работником в различных пропорциях, что повышает заинтересованность работника в легализацииь его заработной платы, а также снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов.

Страховые взносы не зависят от налога на прибыль

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 5/2010

Лектор семинара: Л. А. Котова
заместитель начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

План семинара:

1. Для компании теперь не имеет значения, из прибыли ли идет выплата.

2. Облагаются ли взносами компенсации за вредные условия.

3. Матпомощь при рождении ребенка ограничена временем.

4. Нужно ли платить фондам за временно пребывающих иностранцев.

5. Сроки сдачи отчетности в ПФР и ФСС РФ.

Больше нет зависимости от источника выплат.

Хотя на семинаре мы будем говорить о новом Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, который ввел с 1 января 2010 года страховые взносы в государственные внебюджетные фонды взамен ЕСН, я все же проведу параллели с уже отмененной главой 24 Налогового кодекса. Тем более что основные положения закона № 212-ФЗ схожи с основными положениями упомянутой главы НК РФ.

Если в соответствии с НК РФ объектом по ЕСН являлись выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, то и в законе № 212-ФЗ изменений в объекте обложения страховыми взносами не произошло. Статья 7 закона практически полностью повторяет статью 236 НК РФ. Важно, что никакие выплаты в пользу тех лиц, с которыми нет договорных отношений, к страховым взносам отношения не имеют. То есть выплаты в пользу, например, бывших работников или членов их семей или благотворительные выплаты – это не объект для исчисления страховых взносов. Выплаты в рамках вышеупомянутых договоров, еще раз подчеркну, – основа самого принципа начисления страховых взносов.

По-моему, самое революционное изменение в том, что в законе № 212-ФЗ не говорится про связь с источником выплат. В главе 24 Налогового кодекса предусматривалось, что выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, не облагаются ЕСН. С 2010 года, то есть с введением страховых взносов, все выплаты по договорам, которые я уже упоминала, вне зависимости от источника являются объектом обложения страховыми взносами.

Такое новшество в принципе отвечает международной практике. Во всем мире выплаты в пользу работников в рамках договорных отношений подпадают под объект уплаты тех или иных социальных отчислений вне зависимости от источника их выплаты. Раньше у нас была неувязка с тем, что компании на спецрежимах, которые не формировали базу по налогу на прибыль, при выплате, например, матпомощи к отпуску облагали ее ЕСН. А те, кто был на общем режиме, за подобную материальную помощь налог не платили. Теперь же по новому закону абсолютно все без исключения компании имеют одинаковую базу для обложения страховыми взносами.

С компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении надо платить взносы.

В статье 9 закона № 212-ФЗ приведен перечень выплат, на которые страховые взносы начислять не надо. Опять же перечень выплат из этой статьи практически полностью повторяет тот, который был предусмотрен для ЕСН статьей 238 НК РФ. Но есть и ряд изменений. В частности, речь пойдет о выплатах, установленных законодательством РФ, а именно Трудовым кодексом, которые ранее не облагались ЕСН, а с 2010 года облагаются страховыми взносами в фонды.

Первое исключение – это компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, установленная статьей 127 ТК РФ*. ( Подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 9 закона от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ)

Теперь это объект для взносов. Раньше при увольнении работника, который по каким-либо причинам несколько лет не ходил в отпуск, вся порою внушительная сумма компенсации не облагалась ЕСН. Теперь факт увольнения не важен. Эта норма появилась из-за того, что раньше был простор для схем ухода от уплаты ЕСН. Например, сотрудника, который несколько лет не ходил в отпуск (нарушение ТК РФ), 31-го числа увольняли, а уже 1-го брали опять на работу. И с выплаченной компенсации налог не перечисляли. С введением страховых взносов эту схему использовать уже не имеет смысла.

ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Вторая компенсация, которая стала объектом обложения, – это выплаты за вредные, опасные, тяжелые условия труда, установленная статьей 219 ТК РФ помимо доплаты за вредность на основании статей 146 и 147 Трудового кодекса РФ*. Решение ввести такую норму тоже связано с желанием законодателей исключить возможность злоупотреблений со стороны компаний. Ведь на практике получается, что почти любое рабочее место можно причислить к вредному или тяжелому. Для этого надо определить вредные факторы на основании гигиенических сертификатов. А в этих сертификатах существуют и такие вредные факторы, как психоэмоциальные нагрузки и т. д. Поэтому при желании «вредность» можно обнаружить даже и у секретаря. ( Подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 закона от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ)

С 2010 года, конечно, никто не запрещает выплачивать компенсации своим работникам за вредные или опасные условия труда. Тем более это установлено Трудовым кодексом РФ. Главное не забыть уплатить с таких компенсаций страховые взносы в фонды. Правда, в статье 9 закона № 212-ФЗ есть исключение: взносами не надо облагать компенсации, если они выплачиваются как денежный эквивалент молока или иных равноценных пищевых продуктов.

Не начислять взносы можно на четыре вида матпомощи.

В новом законе сделано пять исключений для материальной помощи, по которым страховые взносы не начисляются. Четыре вида относятся к единовременной материальной помощи. Так, не облагается матпомощь работнику при смерти членов его семьи. На основании подпункта «б» пункта 3 части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ.

Не является объектом для взносов материальная помощь работнику в связи с терактом, а также в связи со стихийным бедствием или чрезвычайным обстоятельством. (Подпункт «а» пункта 3 части 1 статьи 9 закона от 24 июля 2009 г № 12-ФЗ)

Вот тут важно не забывать, что для подтверждения чрезвычайного обстоятельства, которое произошло у работника, необходимы справки из компетентных органов, владеющих информацией по данному конкретному вопросу.

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

Следующий вид материальной помощи, с которого не уплачиваются страховые взносы, связан с приятным событием в жизни работника. (Подпункт «в» пункта 3 части 1 статьи 9 закона от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ)

Это рождение, усыновление или удочерение детей. Правда, здесь есть два ограничения. Необлагаемая сумма не может превышать 50 тыс. руб., и ее обязательно надо выплатить в течение первого года после рождения, усыновления, удочерения. Раньше ограничений по срокам выплаты не было. И если сотрудница собирается уходить в декретный отпуск, ее обязательно надо сориентировать, чтобы она принесла заявление на получение материальной помощи в течение первого года после рождения ребенка. Иначе, если срок будет пропущен, работнику придется с материальной помощи заплатить налог на доходы физических лиц, а компании – страховые взносы.

ДО 4 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Не облагается страховыми взносами и материальная помощь в размере до 4 тыс. руб. в год. (Пункт 11 части 1 статьи 9 закона от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ)

Стало проще и дешевле страховать сотрудников.

Важные, на мой взгляд, изменения произошли в части заключения договора страхования на сотрудников. Как и раньше с ЕСН, по платежам по договорам на ДМС, заключаемым на срок более года, договорам страхования жизни на случай смерти и на случай причинения вреда здоровью взносы платить не надо. Но закон № 212-ФЗ добавил еще два вида договоров, платежи по которым тоже не будут объектами для страховых взносов.

Первое новшество связано с договорами, заключаемыми непосредственно с медицинским учреждением. Платить взносы с них не надо. Это сделано для того, чтобы у работодателей появился выбор: заключать договор со страховой компанией или сразу с медучреждением, оказывающим медицинские услуги работникам.

Второй вид освобожденных от страховых взносов платежей – это платежи по договорам негосударственного пенсионного страхования (обеспечения).

Трудоустраивать иностранцев стало выгоднее.

Отдельно я хочу остановиться на вопросах перечисления страховых взносов за иностранных работников. Подпункт 15 статьи 9 закона № 212-ФЗ ввел серьезное новшество: все выплаты и вознаграждения в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не облагаются страховыми взносами.

Но бухгалтеру важно знать, как именно определить статус иностранного работника. Федеральный закон от 25 июля 2007 г. № 115-ФЗ – это главный документ, по которому можно установить правовое положение иностранных граждан в нашей стране. Этот закон делит иностранцев на три категории: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие. Последние две категории в нашей стране считаются застрахованными лицами. Это значит, что с выплат в их пользу нужно обязательно перечислять страховые взносы. Временно пребывающие иностранцы не являются застрахованными лицами в РФ. Именно поэтому с выплат в их пользу взносы в фонды платить не надо. На эту тему можно посмотреть статью 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, а также статью 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

ВАЖНО

В завершение разговора про объекты обложения я бы хотела добавить про два важных вида выплат. Если компания оплачивает обучение работников или помогает им возмещать проценты по договорам займа или кредитам на жилье, то теперь эти затраты можно оплачивать из любого источника: не важно, из прибыли или нет. Они не облагаются страховыми взносами. (Пункты 12, 13 части 1 статьи 9 закона от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ)

Такие выплаты как раньше не облагались единым социальным налогом, так и теперь не облагаются страховыми взносами. Но если раньше по Налоговому кодексу была увязка их с отнесением в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, то теперь такого нет. И компания вольна решать, из каких источников производить выплаты – по ним не надо платить взносы.

Каковы сроки сдачи отчетности в фонды.

СРОКИ ДЛЯ ПФР

Пункт 1 части 9 статьи 15 закона № 212-ФЗ предусматривает, что сдать отчетность в ПФР надо «до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом». То есть расчет за полугодие следует сдать до 1 августа. Предельный срок – это 31 июля.

СРОКИ ДЛЯ ФСС РФ

С формулировками по срокам вообще надо быть максимально внимательным. Слово «до» в отличие от «не позднее» означает, что обозначенная в пункте дата не включается в предусмотренный срок. В пункте 2 части 9 статьи 15 закона № 212-ФЗ говорится о том, что отчитаться в ФСС РФ надо «до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом». Получается, что крайний срок – 14-е число, а не, как многие до сих пор думают, 15-е. То есть за полугодие – это 14 июля.

ШТРАФЫ

Отчетных периодов – четыре: квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. По ЕСН из-за того, что в НК РФ предусматривались авансовые платежи, три раза сдавались расчеты за квартал, полугодие и девять месяцев и только по году – декларация. А вот в законе № 212-ФЗ нет ни слова про авансовые платежи. Теперь по итогам всех четырех периодов страхователи уплачивают именно фактические платежи. Чем это может грозить компаниям? Раньше и по авансам, уплаченным не в срок, пени тоже начислялись. Зато оштрафовать компанию при обнаружении налогового правонарушения налоговики могли только после того, как была сдана декларация за год, то есть когда должна была быть выполнена полностью обязанность по уплате ЕСН. Сейчас не стоит удивляться, если фонды выставят штраф по итогам квартала в случае обнаружения нарушения законодательства о фондах, не дожидаясь конца всего календарного года.

О СЕМИНАРЕ

Место проведения: г. Москва

Тема: «Исчисление и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 2010 года»

Длительность: 2 часа

Количество участников: 136 человек

Стоимость: 1900 рублей

Компания-организатор: «Бухгалтерия Онлайн»,

Сущность и структура Страховых взносов.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.
Жизнь любого серьезного финансового учреждения, а тем более такого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федера­ции утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсион­ный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей в России пенсион­ной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

· мужчины, достигшие возраста 60 лет;

· женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правление Пенсионного фонда Отделение по субъектам

Председатель Правления Руководство в том числе:

Первый заместитель Председателя Управляющий отделением

Заместители Председателя Заместитель управляющего

Представители общественных, Специалист по кадрам

религиозных организаций, Группа по защите информации

действия, которых связаны с Юридический отдел

защитой интересов пенсионеров, Бухгалтерия

инвалидов. Экономический отдел

Отдел по погашению просроченной задолженности

Отдел по организации персонифицированного учёта

Межрегиональный пункты персонифицированного учёта

Отдел учёта поступления и расходования средств

Контрольно – ревизионный отдел

Отдел координации деятельности уполномоченных

Административно – хозяйственный отдел
Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации

В соответствии с рисунком организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:
Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально — государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов — по направлениям.

Виды страховых взносов

Современная налоговая политика в стране разделяет страховые взносы на следующие виды:

  • Пенсионные – фиксированная ставка 22% от размера базы в ПФР;

  • Медицинские – фиксированная ставка 5,1% от размера базы в ФОМС;

  • Страховые – ставка 2,9% в Фонд социального страхования;

  • Страховые от несчастных случаев и профзаболеваний – размер ставки варьируется от 0,2% до 8,2% от базы в зависимости от степени опасности условий труда.

Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей состоят из двух частей. Первая обязательная рассчитывается по МРОТ, которая составляет 6204 рубля. Таким образом, ИП выплачивает обязательную выплату, 22% на страховую часть пенсии, а остальное – на накопительную во внебюджетные фонды. Можно также отправить 26% дополнительно в страховую часть. Не стоит забывать про отчисления в ФОМС и соцстрах.

Вторая часть страховых взносов для предпринимателей касается тех, чей доход превышает 300 тыс. руб. в год. ИП данной категории уплачивают 1% от заработка в налоговую. Причем если предприниматель использует упрощенную систему налогообложения, то он рассчитывает со всей выручки, а если ЕНВД – то с прибыли. При отсутствии работников ИП может уменьшить сумму страховых взносов до нуля, а при наличии сотрудников – только на половину суммы.