Ст 46 212 ФЗ

Глава 6. Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение (ст.ст. 40 — 52)

  • ДОКУМЕНТ
  • Главная
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  • Глава 6. Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение (ст.ст. 40 — 52)

Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 5 мая 2010 г. N 120р

См. схему «Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах»

  • Статья 40. Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его совершение
  • Статья 41. Лица, подлежащие ответственности за совершение правонарушений
  • Статья 42. Формы вины при совершении правонарушения
  • Статья 43. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения
  • Статья 44. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения
  • Статья 45. Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения
  • Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам
  • Статья 46.1. Нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке
  • Статья 47. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов
  • Статья 48. Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов
  • Статья 49. Несообщение банком сведений о счете плательщика страховых взносов
  • Статья 50. Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов
  • Статья 51. Неисполнение банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов
  • Статья 51.1. Порядок взыскания штрафов с банков за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах
  • Статья 52. Зачисление взысканных штрафов в бюджеты государственных внебюджетных фондов
<< Статья 39.
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки
Статья 40. >>
Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его…
Содержание
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального…

Новости

МЫ НА ПОРТАЛЕ
ПОСТАВЩИКОВ

13 Фев 2018

Привлечение к ответственности за непредставление в срок расчёта пенсионных взносов возможно по утратившей силу статье 46 Закона №212-ФЗ

Многочисленные вопросы в данном деле возникли не только у субъекта, привлечённого к ответственности, но и у опытных судей Арбитражного суда г. Москвы, рассматривающих заявление компании о признании решения ПФР о наложении штрафа незаконным. Фирма и АС обратились за разъяснения в Конституционной суд России.

Суть спора

13 января 2017 года Пенсионным фондом было вынесено Решение о наложении штрафа по ч.1 ст.46 Закона №212-ФЗ на фирму, перечислившую страховые взносы вовремя в полном объёме, за непредоставление в срок расчёта страховых взносов за периоды до 01.01.2017.

Между тем, законодательный акт от 24.07.2009 №212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 года. В настоящее время ответственность за просрочку подачи расчётов установлена статьёй 119 НК России. По мнению заявителя, Решение ПФР, вынесенное после утраты силы статьёй 46, является незаконным, и в данном случае после 01.01.2017 к субъекту могут применяться только нормы Налогового Кодекса.

Перед Арбитражным судом г. Москвы, рассматривающий данное дело, возник вопрос о конституционности статьи 46 Закона №212-ФЗ и статьи 20 Закона от 03.07.2016, вносящим изменения в ряд актов ввиду наделения налоговых органов полномочиями по администрированию пенсионных платежей.

Разъяснения КС РФ

Рассмотрев дело по объединённым в одно производство заявлениям компании и Арбитражного суда, КС России 18 января 2018 года вынес Постановление №3-П, в котором дал следующие разъяснения.

Компания была привлечена к ответственности за просрочку подачи сведений за периоды до 01.01.2017. На тот момент Закон №212-ФЗ не утратил силы.

В соответствии со ст.54 Конституции, акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Кто-либо не должен быть наказан за деяние, которое в период его совершения не считалось противоправным. И напротив, если ответственность по новому законодательству устраняется или смягчается, действует новый закон.

Наказание за непредоставление расчётов предусматривалось и ранее статьёй 46 Закона «О страховых взносах…», теперь это же деяние также считается правонарушением, ответственность за которое установлена НК РФ (ст.119).

Таким образом, ст. 46 и ст.20 не противоречат Конституции. Норма утратившего силу Закона может применяться к отношениям, возникшим до отмены закона, если ответственность по старой статье мягче.

Вместе с тем, Конституционный суд воздержался от комментариев по поводу того, какое же наказание является более мягким в данном случае: предусмотренное ФЗ «О страховых

взносах…» или Налоговым Кодексом. КС рекомендовал гос. органам подробно изучать каждое конкретное дело и выносить решение о наказании за непредоставление расчёта страховых платежей (за период до 01.01.2017) с учётом положений ст.54 Конституции.

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Возврат к списку

Получите бесплатную консультацию

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных

Штраф ст46 фз 212-фз

admin | 19.06.2018 — 13:43 |19.06.2018 Статьи

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

Комментарий к статье 46 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

Ответственность, предусмотренная указанной статьей, совпадает с ответственностью, предусмотренной законодательством о налогах и сборах за аналогичное правонарушение.
На основании ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Следовательно, минимальная сумма штрафа за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 100 руб.
Согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Законом N 212-ФЗ срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.
Положения ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в отличие от положений НК РФ определяют минимальную сумму штрафа в случае задержки представления обязательных документов более 180 дней.
Орган контроля за уплатой страховых взносов не может привлечь к ответственности одновременно и на основании ч. 1 и 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
Актуальная проблема.
Плательщик может столкнуться с ситуацией, когда он не получает прибыли. У плательщика может возникнуть вопрос, правомерно ли начисление штрафа в сумме 100 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Таким образом, исходя из ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, приходим к выводу о правомерности начисления штрафа в сумме 100 руб., если просрочка составляет менее 180 дней.
Здесь следует учитывать выработанные у судов подходы в отношении применения аналогичной нормы НК РФ.
В информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ» указано, что «отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах».
Вместе с тем, если сумма взносов, подлежащая уплате на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, равная нулю, является заниженной, то плательщик должен быть привлечен к ответственности — сумма штрафа и пени считаются от фактической суммы взносов, которые должны быть правильно исчислены и уплачены плательщиком в бюджет.
Актуальная проблема.
Плательщик может столкнуться с ситуацией, когда после завершения периода меняются формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Закон N 212-ФЗ не содержит ответа на вопрос, на каких бланках сдавать расчет (на старых или новых).
Обратимся к правоприменительной практике в сфере законодательства о налогах и сборах.
В письме Управления ФНС России по г. Москве от 06.06.2005 N 09-10/39710 указано, что, если налогоплательщик представит в налоговый орган в качестве налоговой декларации документ не по установленной форме, обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган декларации следует считать неисполненной.
Следовательно, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе применить к указанному плательщику меры ответственности, установленные Законом N 212-ФЗ.
Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. Арбитражные суды в такой ситуации указывают, что законодательством установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Данная статья не предусматривает налоговую ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной (старой) форме. Такая позиция высказывалась, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1990/2005(10068-А27-23), Северо-Западного округа от 16.11.2004 N А56-18597/04, от 02.11.2004 N А56-18734/04.

Правомерность двух штрафов за просрочку сдачи расчета

В августе 2015 года организация не отчиталась в установленные сроки в ПФР, не сдала отчет РСВ-1 за шесть месяцев (сдала его позже срока). В сентябре 2015 года были выписаны протокол об административном правонарушении и штраф на должностное лицо (руководителя). В ноябре 2015 года из ПФР пришел акт о правонарушении и был выписан штраф уже на организацию. Правомерны ли действия ПФР в отношении организации?

Штраф является мерой ответственности, к которой плательщики страховых взносов могут привлекаться в случае совершения ими правонарушений (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)).

Так, непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Организация должна ежеквартально представлять в ПФР по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по форме РСВ-1 ПФР (форма РСВ-1, утв. Приложением № 1 к пост. Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п; п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, — для расчета, представляемого на бумажном носителе;
  • не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, если расчет представляется в форме электронного документа (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Привлечение к ответственности за нарушение сроков представления расчетов РСВ-1 осуществляется органом контроля (в данном случае ПФР) (ст. 3, ч. 2 ст. 40 Закона № 212-ФЗ) по результатам проведенных им камеральных или выездных проверок (ст. 33, 38, 39Закона № 212-ФЗ; п. 2.1 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР, утв. распоряжениемПравления ПФР от 05.05.2010 № 120р). Основанием для уплаты штрафа организацией является требование, направляемое на основании решения о привлечении плательщика к ответственности, вынесенного в ходе проведения контрольных мероприятий (ч. 14 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Вместе с тем прямо установлено, что привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством (ч. 4 ст. 40 Закона № 212-ФЗ).

В свою очередь, предусмотрено, что нарушение установленных сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Таким образом, одновременное наложение штрафа на компанию (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ) и административного штрафа на должностное лицо — руководителя компании (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ) в случае представления организацией расчета РСВ-1 с нарушением установленных сроков является правомерным.

Законом также установлена ответственность страхователей в том числе за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС сведений в виде финансовых санкций — взыскание 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки сведения (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ)).

Однако с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета РСВ-1 (п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ; п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

В связи с чем, по мнению Минтруда России, за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 года к плательщикам страховых взносов применяют только санкции, предусмотренные Законом № 212-ФЗ (письмо Минтруда России от 04.04.2014 № 17-3/В-138; ст. 46 Закона № 212-ФЗ). А указанные в Законе № 27-ФЗ штрафные санкции применяют за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 года, когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР (ст. 17 Закона № 27-ФЗ; письмо ПФР от 24.07.2015 № ЛЧ-08-26/9960).

ПФР может штрафовать по Закону № 212-ФЗ, которого уже нет

Пенсионный фонд оштрафовал компанию за нарушение на 4 дня срока подачи РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года. Штраф назначили 23 января 2017 года на основании ч. 1 ст. 46 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ о страховых взносах. Сумма санкций составила более 1 млн рублей.

С нарушением срока представления отчета компания не спорила. Однако посчитала незаконным штраф, поскольку он был назначен по Закону № 212-ФЗ, который с 2017 года прекратил свое действие и не мог применяться к фирме при принятии решения от 23.01.2017.

Суды первых двух инстанции одобрили эту логику и признали решение ПФР недействительным.

Однако Арбитражный суд Московского округа с ними не согласился.

Действительно, часть 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ утратила силу с 1 января 2017 года (п. 5 ст. 18 и ст. 24 Закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). Вместе с тем фонды продолжают ее применять к отношениям, возникшим до 2017 года. Иное толкование норм действующего законодательства фактически лишает государство возможности применять меры ответственности в спорный период времени к плательщику за виновно совершенное им противоправное деяние.

Ответственность за неподачу в срок РСВ-1 в виде штрафа, которая была предусмотрена ч. 1 ст. 46 Закона с 1 января 2017 года, то есть без временного разрыва, установлена п. 1 ст. 119 НК РФ.
Следовательно, существо противоправного деяния осталось неизменным, равно как и волеизъявление законодателя о его наказуемости.

Важным критерием с учетом указанных законоположений при применении ответственности к плательщику страховых взносов, которые должны учитывать органы ПФР, это определение способа исчисления штрафа за указанное правонарушение.

Данный подход соответствует позиции КС РФ в Постановлении от 17.01.2018 № 3-П.

В итоге решения судов первых двух инстанций были отменены и дело отправлено на новое рассмотрение.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Штрафы ПФР

Добрый день, коллеги!

Все чаще Пенсионный Фонд Российской Федерации штрафует плательщиков страховых взносов по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

Штрафуют, соответственно, за следующее:

непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.

В том числе участились случаи наложения штрафных санкций при своевременном представлении отчетности, однако непринятия ее Управлением ПФР в связи с наличием ошибок или по иным причинам, в том числе и сбоям в системе телекоммуникационной передачи данных.

Штрафные санкции в данном случае накладываются Управлением ПФР в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Позиция Управления ПФР в отношении того, что своевременно представленная, но не принятая отделением Пенсионного фонда, отчетность не является представленной в установленные законодательством сроки незаконна и необоснованна, поскольку противоречит правовым нормам, сложившейся судебной практике при решении споров такого рода, и непосредственно самой же позиции Пенсионного Фонда Российской Федерации, выраженной в Письме от 18 августа 2014 г.

Какими доказательствами в данном случае необходимо оперировать в судебном процессе.

Во-первых — Норма права.

ч. 1 ст. 46 Федерального Закона № 212-ФЗ четко регламентирует ответственность за непредставление отчетности. В статье нет указания на взыскание штрафа в связи с предоставлением отчетности с ошибками.

Во-вторых — Позиция Пенсионного Фонда РФ

Письмо от 18 августа 2014 г. Пенсионного Фонда РФ — № 14-20/10448

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в

Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — Расчет) представляется плательщиками страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок Расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого Расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Согласно части 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ при представлении Расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику подтверждение приема указанных Расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Результатом приема и регистрации Расчета, представленного в форме электронного документа, является формирование территориальным органом ПФР уведомления о подтверждении приема Расчета в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н (зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2013 N 28050), в случае если при проверке файл Расчета не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета и ее причинах.

Таким образом, в случае представления плательщиком Расчета в установленный Законом N 212-ФЗ срок наличие ошибок при проведении форматно-логического контроля не может являться основанием для применения штрафных санкций.

В-третьих – судебная практика

Решение Арбитражного суда МО от 11 декабря 2014 г. по делу № А41-63480/2014

Как усматривается из материалов дела, общество направило расчет за 1-й квартал 2014 г. по телекоммуникационным каналам связи 15.05.2014 и получило уведомление о принятии направленных в электронной форме документов управлением.

То обстоятельство, что в представленном обществом расчете содержались ошибки и расхождения, не влияет на определение момента его представления в орган по контролю за уплатой страховых взносов. Закон о страховых взносах устанавливает ответственность только за непредставление расчета в срок, а не за допущенные при этом ошибки и расхождения.

Довод заинтересованного лица о возможности не принимать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в случае выявления в нем ошибок не основан на положениях законодательства о страховых взносах, вследствие чего подлежит отклонению.

Изложенная в оспариваемом решении и в отзыве заинтересованного лица ссылка на п. 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н, не может быть принята арбитражным судом, поскольку не является актом законодательства, регулирующим отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Получение обществом 20.05.2014 отрицательного протокола проверки отчетности не может свидетельствовать о нарушении заявителем срока представления отчетности.

Статьей 46 Закона о страховых взносах предусмотрена ответственность лишь за факт непредставления плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета. Оформление расчета с ошибкой не образует состава правонарушения, указанного в названной норме закона.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2011 N Ф03-4160/2011 по делу N А59-138/2011

В рассматриваемом случае расчет страховых взносов миграционной службы за 1 квартал 2010 года должен быть представлен не позднее 30.04.2010.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа за непредставление плательщиком в орган контроля расчета страховых взносов в срок, установленный настоящим Федеральным законом. Статья 61 этого же Закона предусматривает представление расчетов по страховым взносам по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью.

Между государственным учреждением — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (Управление АПФР) и Управлением Федеральной миграционной службы по Сахалинской области (Абонент системы) заключено соглашения от 22.04.2010 N 68 «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи», согласно которому Управление ПФР и Абонент системы осуществляют обмен документами в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно указанному Соглашению полученные электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью уполномоченных лиц, юридически эквивалентны документам на бумажных носителях, заверенным соответствующими подписями и оттиском печатей сторон.

Фактом доставки электронного документа является формирование принимающей стороной квитанции о доставке электронного документа уполномоченных лиц. При возникновении споров, связанных с принятием или непринятием и (или) с исполнением или неисполнением электронного документа, стороны обязаны соблюдать порядок согласования разногласий в соответствии с Порядком обмена электронными документами с СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Установив, что расчет по страховым взносам за 1 квартал 2010 года отправлен миграционной службой по электронным каналам связи в пенсионный фонд 30.04.2010, что подтверждается квитанцией из пенсионного фонда о доставке с указанием регистрационных номеров отправителя и получателя, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что указанный расчет своевременно направлен в адрес пенсионного фонда.

Исследовав отрицательный протокол обработки отчетности, направленный миграционной службе 04.05.2010, суд установил, что основанием для его направления явилось указание в наименовании файла регистрационного номера 074-001-002134, присвоенного ранее Федеральной миграционной службе Сахалинской области, тогда как, Управление Федеральной Миграционной службы Сахалинской области имеет регистрационный номер 074-001-095226.

Поскольку после отправления отчетности за 1 квартал 2010 года миграционная служба получила документ (квитанцию) о доставке отчетности в пенсионный фонд 30.04.2010, то суд сделал правильный вывод о том, что миграционная служба представила расчет страховых взносов за 1 квартал 2010 года 30.04.2010, а не 13.09.2010, как это считает пенсионный фонд.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ наказуемым является факт непредставления расчета. Оформление расчета с ошибкой (неверным указанием регистрационного номера страхователя) не образует состава правонарушения, указанного в названной норме Федерального закона N 212-ФЗ»

Определение ВАС РФ от 09.08.2012 N ВАС-10725/12 по делу N А14-4788/2011

Основанием привлечения общества к ответственности явился вывод фонда о том, что общество направило в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год с нарушением срока на шестнадцать календарных дней (09.03.2011). По мнению фонда в установленный законом срок (до 15.02.2011) общество в адрес фонда направило корректирующую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года, а спорный расчет представило только 09.03.2011.

Суды, оценив представленные доказательства, в том числе, расписку фонда от 15.02.2011 N 28/1402-2011 с датой приема документов от общества 15.02.2011, установили, что отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление отчетности, так как фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств, опровергающих факт своевременного направления обществом спорного расчета. Судами учтено, что последующее представление обществом спорного расчета не исключает и не опровергает первоначальное представление этого расчета своевременно.

Резюмируя все выше сказанное, решение, принятое Управлением ПФР о привлечении организации к ответственности по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ при условии своевременно представленной отчетности, но наличия отрицательного протокола ее принятия, незаконно, и вполне может быть обжаловано в судебные органы.

Ответственность за нарушение пенсионного и социального законодательства (таблица штрафов)

Нарушение страхователем срока регистрации в ПФР (для лиц, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц):
а) до истечения 90 дней с момента истечения срока

б) по истечении 90 дней

а) в размере 5000 рублей

б) в размере 10 000 рублей.

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов

1)Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок Расчета по месту учета

2)Несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде

1)в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2)в размере 200 рублей.

Неуплата (неполная уплата) сумм страховых взносов:

1) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия)

2)Те же деяния, совершенные умышленно

1) в размере 20% от неуплаченных сумм

2) в размере 40% от неуплаченных сумм

Нарушение срока регистрации в качестве страхователя:(для лиц, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)

а) до истечения 90 дней

б) более 90 дней

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия):

а) по неосторожности

а) 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов

б) 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Непредставление страхователем в установленный законом срок установленной отчетности страховщику:

а) в течение до 180 дней

б) в течение свыше 180 дней

а) в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.

б) в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

Важно! Привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.