Ст 318 НК

Учет расходов при отсутствии реализации

Вопрос: В отчетном периоде не было реализации. Были только расходы общехозяйственного характера. Куда их списывать в бухгалтерском и налоговом учетах?

1. Бухгалтерский учет.

Чтобы определиться с порядком списания расходов, необходимо их правильно классифицировать. В бухгалтерском учете (п.4 ПБУ 10/99) расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы. Основой такой классификации является связь расходов с доходами (полученными, или планируемыми к получению в будущем), т.е. направленность расходов.

Какие же расходы связаны с доходами? Очевидно, что это расходы, необходимые для осуществления нормального процесса производства или торговли и реализации продукции, товаров, работ, услуг. Для классификации более важна связь с производственной деятельностью, а не конкретное содержание расходов.

Общехозяйственные по своему содержанию расходы связаны с доходами, если они осуществляются в рамках производственного процесса, т.е. деятельности, направленной на получение доходов. Если в организации в отчетном периоде осуществлялся производственные процесс, то независимо от наличия или отсутствия реализации подобные расходы следует учитывать на соответствующих счетах расходов — 26 (или на счете 44 для торговых организаций) и списывать в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой. Согласно Инструкции к плану счетов, возможны два варианта списания общехозяйственных расходов в конце отчетного периода (месяца). Первый вариант — списание в дебет счета 20 «Основное производство» (в некоторых случаях — в дебет счетов 23, 29) , второй вариант — в качестве условно-постоянных списывать в дебет счета 90 «Продажи». Выбор одного из этих вариантов осуществляется при составлении учетной политики.

Рекомендуем утвердить второй вариант списания общехозяйственных расходов — в дебет счета 90 как более простой и поэтому рациональный. Конечно, этот вариант не позволяет калькулировать полную себестоимость продукции, но при необходимости ее можно рассчитать внесистемно. Для большинства целей анализа вполне достаточно иметь данные о производственной себестоимости. Кроме того, списание в дебет счета 20 предполагает предварительное распределение по видам продукции. И, если базой для распределения выбрана выручка от реализации различных видов продукции, то при отсутствии реализации распределить расходы невозможно. Поэтому лучше в качестве базы выбирать заработную плату производственных рабочих, занятых производством определенной продукции.

Если в учетной политике выбран вариант списания в дебет сч.20, то при отсутствии реализации общехозяйственные расходы увеличивают стоимость незавершенного производства в балансе и не отражаются в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Если общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 90, то установленный учетной политикой порядок сохраняется независимо от наличия или отсутствия реализации в отчетном периоде. Списанные общехозяйственные расходы в этом случае отражаются по строке «Управленческие расходы» формы 2.

Списание счета 44 в бухгалтерском учете производится либо с расчетом распределения транспортных расходов на остаток товаров (если есть транспортные расходы и они учитываются отдельно, а не в стоимости товаров), либо без расчета в полной сумме накопленных за отчетный период расходов.

Все вышесказанное справедливо только в том случае, если организация осуществляла в отчетном периоде производственную деятельность, т.е. в отношении расходов по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99). Еще раз повторим, что содержание таких расходов — будут ли это арендные платежи, заработная плата управленцам и бухгалтерам — не может служить единственным основанием для учета тех или иных расходов в составе общехозяйственных.

Поэтому если организация не осуществляет деятельность, направленную на получение доходов (связанную с доходами), то классифицировать понесенные расходы как общехозяйственные (т.е. реализационные) недопустимо. В этом случае любые расходы, независимо от их содержания следует учитывать в составе внереализационных расходов. Внереализационные расходы собираются по дебету счета 91.2. В конце отчетного периода синтетический счет 91 закрывается с образованием убытка.

Еще раз отметим, что при отсутствии деятельности, направленной на получение доходов, все расходы, как внереализационные, нужно сразу учитывать по счету 91.2. Предварительное накопление таких расходов на счетах 26 или 44 по нашему мнению является ошибкой и требует исправительной проводки Д 91.2 — К 26 (44) по списанию таких расходов.

В отдельных комментариях рекомендуется накопленные в периоде отсутствия реализации расходы учитывать на счет 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в периоде реализации. Для вывода о целесообразности такого способа учета кратко проанализируем особенности учета расходов на счете 97 (полный обзор приведен в отдельной статье). Счет 97 используется или для учета расходов, прямо или косвенно связанных с будущими доходами (подготовительных расходов), или как способ распределения, «сглаживания» отдельных (текущих) расходов для равномерного их списания по отчетным периодам.

Могут ли общехозяйственные расходы быть тем или иным образом связаны с будущими доходами? Во-первых, некоторые общехозяйственные расходы можно считать подготовительными расходами, например, расходы, связанные с заключением договоров. В соответствии с п.12 ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденного приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167, расходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов. По нашему мнению, этот же подход может быть распространен и на расходы, связанные с заключением других видов договоров.

Как расходы будущих периодов могут быть учтены и периодические или длящиеся расходы, например, стоимость лицензии на вид деятельности, оплата страховки, оплата права пользования программным обеспечением, переданного на ограниченный срок и т.п. Учет периодических расходов на счете 97 с последующим равномерным списанием позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учеты.

Но можно ли использовать счет 97 для перераспределения, «сглаживания» накопленных в одном периоде иных общехозяйственных расходов на другие периоды? По нашему мнению использование счета 97 для перераспределения расходов по периодам допустимо, но нецелесообразно, поскольку приводит к возникновению разниц между бухгалтерским и налоговым учетами..

Кроме того, остаток по счету 97 должен соответствовать реальному, а не фиктивному активу. Общехозяйственные расходы, не связанные с будущими доходами не могут быть классифицированы как актив. Поэтому использование в этом случае счета 97 снижает достоверность отчетности.

Еще один интересный вопрос: можно ли общехозяйственные расходы вновь созданной организации считать расходы на подготовку и освоение новых производств (и учитывать на счете 97 как подготовительные)? По своему экономическому содержанию расходы на подготовку и освоение новых производств — это расходы на пуско-наладочные работы, связанные с опробованием под нагрузкой основных средств или их комплексов после ввода этих объектов в эксплуатацию. Это не общехозяйственные расходы. Поэтому расширительно истолковывать термин «расходы на подготовку новых производств» недопустимо. Например, расходы вновь созданной консультационной или торговой организации не являются расходами на освоение нового производства.

Выводы:

Отсутствие в отчетном периоде реализации никак не влияет на бухгалтерский учет общехозяйственных по своему содержанию расходов организации. Выбор того или иного способа учета зависит не только от содержания расходов, а прежде всего — от их направленности на получение доходов в будущем. Наличие или отсутствие связи расходов с будущим получением доходов — это предмет профессионального суждения бухгалтера и основа классификации расходов.

Если понесенные расходы могут быть признаны направленными на получение доходов, то они учитываются в соответствие со своим экономическим содержанием как общехозяйственные и списываются в конце отчетного периода либо в дебет счета 20, увеличивая стоимость незавершенного производства, либо в дебет счета 90 как условно-постоянные. Выбор способа списания должен быть утвержден в учетной политике. Мы рекомендуем утвердить второй вариант списания (в дебет счета 90) как более рациональный.

Общехозяйственные расходы подготовительного характера, прямо связанные с заключением хозяйственных договоров, а также периодические расходы могут быть учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в соответствии с порядком, утвержденным в учетной политике организации.

Если расходы не связаны с будущим получением доходов, то независимо от их содержания они должны сразу учитываться в составе внереализационных расходов (счет 91.2).

2. Налоговый учет

Общехозяйственные по содержанию расходы в налоговом учете классифицируются как косвенные (ст.318 НК). Они в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, если удовлетворяют общим требованиям признания расходов (ст.252 НК) — расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение доходов. Расходы, учтенные в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов (за исключением периодических или длящихся расходов) в налоговом учете списываются единовременно как расходы текущего периода. Периодические или длящиеся расходы в налоговом учете списываются равномерно в течение срока, указанного в договоре или срока лицензии.

Если же расходы не имеют направленность на получение доходов, т.е. фактически произведены не в рамках предпринимательской деятельности (например, деятельность не велась, была приостановлена), то такие расходы не могут быть признаны в налоговом учете. Поэтому в некоторых случаях отсутствие в отчетном периоде реализации может вызвать разногласия с налоговыми органами по правомерности признания в налоговом учете тех или иных расходов (см. например, письмо УМНС по г. Москве от 23.10.03 № 26-12/60058).

Ярослав Кулибаба ООО «РЕАЛ-АУДИТ» (Москва) E-mail: inf-real@spacenet.ru

— суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

— суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями, как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям;

— начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— расходы на оплату труда работников — доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

— расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско — правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско — правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

— предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

— доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором;

в) амортизационные отчисления, определяемые:

— по основным средствам (а не по любому имуществу). В практике возник вопрос: могут ли быть отнесены к прямым расходам амортизационные отчисления на нематериальные активы, учитывая, что законодатель (для целей налогообложения налогом на прибыль организаций) в ст. 258 НК приравнивает нематериальные активы к амортизируемому имуществу? Систематическое толкование ст. 257, 258 НК (см. коммент. к ним) и ст. 318 не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. Дело в том, что законодатель различает амортизируемые основные средства и иные виды амортизируемого имущества;

— лишь по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг) (а не по основным средствам, используемым при реализации товаров (работ, услуг)), в качестве офисных помещений и т.п.;

— в порядке, предусмотренном в ст. 256 — 259 НК (см. коммент. к ним);

2) косвенные расходы. К последним относятся все иные расходы, которые не отнесены нормами ст. 318 к числу прямых, и в частности расходы на приобретение:

а) материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса, для контроля, содержания, эксплуатации основных средств, для установки и иной подготовки производимых и реализуемых товаров;

б) запчастей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и т.п.;

в) комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, воды, энергии, работ и услуг производственного характера и т.п.;

г) прочие расходы (см. коммент. к ст. 254, 264 НК).

При этом речь идет о косвенных расходах, реально осуществленных налогоплательщиком налога на прибыль организаций по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря включительно.

3. Характеризуя правила п. 2 ст. 318, нужно обратить внимание на то, что:

а) они предписывают налогоплательщикам налога на прибыль организаций относить на уменьшение доходов (т.е. вычитать из суммы доходов), полученных в течение того или иного отчетного (налогового) периода, всю сумму косвенных расходов на производство и реализацию, которые налогоплательщик произвел в том же отчетном (налоговом) периоде.

В практике возникли вопросы:

а если сумма косвенных расходов превышает сумму полученных доходов, подлежат ли применению правила п. 2 ст. 318 НК? Да, подлежат: законодатель не делает для этого случая никаких исключений;

как относить убыток, возникший вследствие превышения суммы косвенных расходов отчетного периода над суммой доходов этого же отчетного периода? В общем порядке, предусмотренном в ст. 283 НК (см. коммент. к ней);

б) сумма прямых расходов, осуществленных в том или ином отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации (но не внереализационные доходы), полученные в том же отчетном (налоговом) периоде. Но это общее правило. Нельзя уменьшить сумму доходов от реализации в случаях, когда:

— расходы распределяются на остатки незавершенного производства (см. коммент. к п. 1 ст. 319 НК);

— расходы распределяются на остатки готовой продукции, находящейся на складе налогоплательщика налога на прибыль организаций (т.е. еще не отгруженной покупателю, см. коммент. к п. 2 ст. 319 НК);

— расходы распределяются на остатки отгруженной продавцу продукции, но еще не реализованной в данном отчетном (налоговом) периоде. См. коммент. к п. 3 ст. 319 НК.

О порядке определения расходов по торговым операциям см. коммент. к ст. 320 НК. О порядке ведения налогового учета расходов: