Срок давности по НДС

Поговорим о сроках давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Тема уже многократно «избитая», но, в преддверии очередной премии, налоговики постоянно пытаются «изыскать резервы», пользуясь тем, что многие налогоплательщики все еще ведутся на запугивание.

Статья 113 НК РФ гласит, что: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года».

Таким образом, истекли три года — всего доброго. 2014 год, например, уже налоговикам неподвластен. Если только у вас не хватит энтузиазма сдать уточненки за этот период — тогда вы автоматически получаете приз в виде камералки, а то и чего повеселее. Даже в этом случае у вас остается ускользающая возможность отбрить налоговиков — камералить они могут что угодно, а вот доначислить или оштрафовать — уже нет. Но это не точно.

Лучше не рисковать и не придумывать себе новых проблем. Разъяснения налоговиков, опубликованные на сайте ФНС еще в 2016, содержат много воды, но, если разобраться, суть та же — «срок давности исчисляется после окончания налогового периода». То есть, правонарушение «неуплата или неполная уплата налога» может быть для нас чревато только до тех пор, пока не истекут три года.

Есть и тут тонкости. Например: срок уплаты транспортного налога за 2014 год — 1 апреля 2015 года, вы оплатили 25 марта 2017 года, соответственно, максимальный срок применения санкций за неполную или несвоевременную уплату сами себе продлили до 25 марта 2020 года, то есть — в таком случае срок отсчитывается с даты «несвоевременной уплаты».

На сдачу деклараций, если налог был уплачен вовремя, эта фишка уже не распространяется. Если декларация за 2014 сдана своевременно, то с 01.01.2018 что-то по ней предъявлять вам уже не могут. В случае игнорирования налоговиками этих норм, смело жалуйтесь в вышестоящие органы и, скорее всего, выиграете.

Проходит несколько лет с момента сдачи декларации, но налоговики продолжают копаться в старом… материале, и предъявлять какие-то требования. Очередной бред налоговой.

Фискалы, в очередной леденящий душу раз, изображают бурную деятельность, на этот раз — путем рассылки уведомлений, в которых «настоятельно рекомендуют» внести уточнения декларации по налогу на прибыль за 2014 и 2015 годы, в связи с тем, что они «произвели анализ» наших показателей и сравнили декларации и бухгалтерскую отчетность. Тут есть пара интересных моментов:

  • Сроки камералки? — Нет, не слышали.
  • 2014-й год ушел туда же, куда и сроки давности по нему.
  • Ссылаясь на 31 НК РФ, устанавливают сроки сдачи уточнений — пять рабочих дней, но в этой статье нет таких сроков. Срок взят с потолка.
  • Санкции по статье 76 НК РФ «Приостановление операций по счету», за непредоставление налоговикам квитанции о приеме требования, нам не грозят, потому что это было уведомление.
  • Штрафы за непредоставление ответа и документов — тоже мимо, по тем же причинам — штрафовать не за что.

Нашествие стажеров: история из практики

Рассказывает наш знакомый бухгалтер: «На этой неделе возникла у нас на работе ситуация типа «нарочно не придумаешь».

Заявились три девицы, назвались налоговыми инспекторами и начали втирать нам какую-то дичь.

Далее — пошагово.

Итак, в дверь вваливаются три распальцованные фифы и зычным голосом возвещают: «Налоговая инспекция, осмотр помещения, предоставьте доступ!».

Дальше ресепшена не проводим, присесть не предлагаем, требуем постановление о проведении осмотра и удостоверения. Предъявляют постановление, нам экземпляр не выдают — не положено.

Особо не настаиваем, но и не расписываемся в их бумажках о получении или ознакомлении. Пока они недовольно пыхтят и пыжатся, читаем постановление.

Основанием проведения осмотра помещения является «Камеральная налоговая проверка бухгалтерского баланса за 3 квартал 2016 года». Вежливо замечаем, что обязательные квартальные балансы давно отменены, налоговая проверка бухгалтерии — это что-то новенькое, а срок камералки по декларации с 3 квартала 2016 давно истек. О чем у нас уже был разговор с ИФНС. Требуем постановление на «дополнительные мероприятия», которого у них конечно нет. Напоминаем о том, что удостоверения так и не предъявлены, а члены этой импровизированной «комиссии» не указаны в постановлении. О том, что они и не должны быть там перечислены, эти «вундеркинды» даже не подозревают. Две из трех девиц удостоверения предъявляют.

Демонстративно переписываем ФИО, серии и номера удостоверений.

Третья, у которой «корочки» нет, заявляет, что она «понятая и, так как она наш налоговый инспектор, удостоверение предъявлять не обязана». «Понятая» выгоняется на мороз.

У оставшихся двоих интересуемся целью визита. «Ну, мы на самом деле пришли, потому что не получили ответа на наш запрос по предоставлению документов за 2013-2014 годы».

Стоит ли напоминать о том, что срок проверки за эти периоды истек 3 года назад? 113 НК РФ Срок исчисляется со следующего дня, после окончания налогового периода, времени у них было — с 01.01.2015 по 31.12.2017.

«Мы вызывали на допрос вашего директора, но она не явилась, поэтому мы не нарушаем закон являясь к вам». Есть ли у них подпись руководителя о получении вызова? Нет. «Все равно директора вызовем!». Все равно придет не директор, а бухгалтер с доверенностью.

«Долго ли мы будем ждать, когда приступать к осмотру?». Напоминаем, что собственником помещения является частное лицо, а мы всего лишь арендаторы, и собственник в любой момент может погнать их той самой метлой.

«Делаем постановление об отказе в предоставлении документов, для выемки и привлечении вас к ответственности!». Прекрасно. Будет обжаловано, плюс подана жалоба на ваши незаконные визиты.

Аккурат перед вашей премией за первый квартал, ага.

Что было дальше? Девушки просили не подавать на них жалобу, а взамен обещали оставить нас в покое. На следующий день был контрольный звонок: «Мы обещаем, что мероприятий по вашему предприятию не будет». Вот такая она, молодая поросль российской фискальщины — малограмотная, путающаяся в «показаниях» и терминах, не знающая собственных нормативов и пугливая.

Возможно ли применение срока исковой давности по налоговым нарушениям?

Согласно статье 195 ГК РФ, исковая давность определяется как срок, в течение которого субъект, чьи права нарушены, имеет право обратиться за их защитой. Пропуск данного срока без уважительных причин приводит к ситуации, когда защита своего нарушенного права становится фактически невозможной при заявлении об этом другой стороны (статья 199 ГК).

Стандартный срок для защиты своих прав составляет 3 года, согласно статье 196 ГК РФ. При этом статья 197 ГК указывает на возможность применения более коротких или продолжительных сроков защиты своих прав, а статья 208 перечисляет исключительные случаи, на которые подобный срок вообще не распространяется.

Следует помнить, что понятие «исковая давность» исключительно гражданско-правовое, поэтому не может применяться к административным правоотношениям, что вытекает из части 1 статьи 1 ГК РФ. Аналогичную трактовку данного вопроса предлагает и НК РФ, который не содержит термина «исковая давность».

Однако же отсутствие исковой давности по взысканию налоговой задолженности не означает, что налоговая инспекция вправе взыскивать налоги в любое время и за любой период. Нормы статей 46, 47, 48, 89, 113 и 115 НК РФ содержат ряд ограничений по взысканию налогов, штрафов, пеней, а также привлечению к ответственности за налоговые нарушения.

Срок давности по налоговым проверкам

Согласно положениям статьи 87 НК РФ, существует 2 вида проверок:

  1. Камеральные.
  2. Выездные.

Камеральная проверка, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ, проводится исключительно на основании документов (декларации, отчетов), которые представлены налогоплательщиком. При этом пункт 7 статьи 88 НК указывает, что у проверяемого лица допускает требовать только те документы, которые необходимо представить совместно с текущей отчетностью.

Пункт 1 статьи 55 НК РФ определяет, что продолжительность налогового периода, за который необходимо отчитываться субъекту хозяйственной деятельности, составляет 1 год (если только по отдельным видам налогов не определено иное). Таким образом, максимальный период, который может быть охвачен камеральной проверкой, — 1 календарный год, отчетность за который и направляется в налоговую инспекцию.

При выездной проверке, в отличие от камеральной, налоговые органы, согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ, не вправе проверять отчетность и помещения налогоплательщика за период свыше 3 лет. При этом данный срок исчисляется начиная с 1 января года, в котором было принято решение о проведении проверки. То есть, к примеру, если решение о проведении проверки было принято 5 сентября 2017 года, налоговый орган вправе требовать отчетность за период с 1 января 2014 года до момента окончания процедуры, максимальный срок которой может составлять 6 месяцев.

Таким образом, максимальный период проведения проверок ограничивается 3 календарными годами, предшествующими принятию решения о проведении проверки.

Сроки взыскания налогов

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, в случае если плательщик своевременно не рассчитался по налоговой задолженности, которая определяется исходя из имеющейся отчетности (может корректироваться по результатам проверок), его обязанность исполняется принудительно посредством обращения взыскания на его средства, находящиеся на банковских счетах.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Срок давности взыскания определяется пунктом 3 статьи 46 НК РФ, согласно которому у налогового органа имеется 2 месяца, которые исчисляются с момента окончания периода для исполнения требования об уплате налогов, на принятие решения о принудительном взыскании. После принятия оно направляется налогоплательщику, а также в банки, где имеются счета должника.

Пропуск двухмесячного срока влечет недействительность решения и дальнейшую невозможность взыскания средств в административном порядке, что не лишает налоговую инспекцию права обратиться для взыскания тех же платежей в суд (т. е. уже в судебном порядке). На обращение в суд у налогового органа, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, имеется 6 месяцев, которые также исчисляются со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налогов. Пропуск и этого срока без возможности восстановления приводит к невозможности принудительного взыскания.

В том случае, если на счетах организации недостаточно средств, взыскание, согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ, обращается на иное имущество плательщика. В этом случае действует аналогичный административный или судебный порядок — с той лишь разницей, что на принятие решения налоговым органам отводится 12 месяцев, на возможность обращения в суд — 2 года, которые исчисляются с момента окончания периода, указанного в требовании об уплате налогов.

Давность взыскания налогов с граждан

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, с граждан неуплаченные налоги взыскиваются только в судебном порядке. При этом для обращения в суд необходимо, чтобы общая сумма задолженности превышала 3 тыс. руб. На подачу заявления налоговой инспекции отводится 6 месяцев.

Если сумма задолженности менее 3 тыс. руб., то пунктом 2 статьи 48 определен следующий срок для обращения взыскания:

  • при достижении общего размера задолженности в течение 3 лет суммы более 3 тыс. руб. срок обращения в суд ограничивается 6 месяцами со дня накопления 3 тыс. руб.;
  • если в течение 3 лет сумма задолженности не превысила 3 тыс. руб., то 6 месяцев для обращения в суд начнут отсчитываться по истечении 3 лет с момента первой неуплаты.

Практикам необходимо помнить, что налог на недвижимость и транспортные средства в силу требований пункта 2 статьи 52 НК РФ исчисляется только за 3 последних налоговых периода. Исчислить налог и направить уведомление о его уплате за более ранние периоды налоговая инспекция не вправе.

Сроки для привлечения к ответственности

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:

  • статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
  • статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.

Давность привлечения к иной ответственности

Практикам следует помнить, что помимо применения налоговых санкций виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности при наличии признаков соответствующих правонарушений. В этом случае должны применяться нормы о давности привлечения к ответственности, установленные КоАП и УК РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по административному правонарушению в области бухгалтерского учета и сфере налогов и сборов может быть вынесено в течение 2 лет со дня его совершения.

В УК РФ порядок исчисления сроков давности за совершение налоговых преступлений определяется частью 1 статьи 78 и зависит от тяжести деяний. При этом срок исчисляется с момента совершения преступления до момента вступления в силу судебного приговора.

Таким образом, НК РФ установлен целый ряд сроков давности: для проведения проверок, взыскания налогов и привлечения к ответственности. В предложенной нами статье приведено их подробное описание и разграничение, что будет удобно для практических работников.

Налоговые правонарушения (понятие и сущность)

Согласно ст. 106 НК РФ под налоговым правонарушением в НК понимается действие или бездействие физического либо юридического лица, нарушающее действующее законодательство, за которое к нему могут быть применены определенные санкции. При этом виды таких нарушений, а также ответственность, возникающую вследствие их совершения, определяет гл. 16 НК.

К правонарушениям такого рода могут быть отнесены:

  1. Несоблюдение правил регистрации в территориальном отделении ФНС (ст. 116).
  2. Непредставление отчетных документов в территориальное отделение ведомства (ст. 119).
  3. Несоответствие способа, которым была представлена декларация, законодательно установленным требованиям (ст. 119.1).
  4. Несоблюдение правил налогового учета понесенных организацией расходов и полученных доходов (ст. 120).
  5. Неуплата (полная или частичная) налога (ст. 122).
  6. Неисполнение налоговым агентом обязанности по сбору налоговых платежей с налогоплательщиков и последующему перечислению полученных денег в бюджет (ст. 126).

Если налогоплательщик работает с одновременным применением разных налоговых режимов, причиной нарушения им действующих законодательных норм нередко становится банальная невнимательность. Проще говоря, недоимка может возникнуть из-за применения неправильной налоговой ставки при определении размера обязательного платежа.

При этом важно знать, что имеются и обстоятельства, при которых налогоплательщик (налоговый агент) освобождается от ответственности за допущенное им нарушение закона (ст. 109 НК РФ). В частности п. 4 указанной статьи относит к ним истечение срока давности.

Сколько составляет срок исковой давности по налоговым правонарушениям по общему правилу?

Понятия «срок исковой давности» действующий НК РФ не регламентирует, однако во многих источниках (в том числе и в этой статье) оно применяется наряду с зафиксированным в ст. 113 НК понятием «срок давности привлечения к ответственности».

Срок давности — это продолжительность времени, на протяжении которого налоговики могут наложить на налогоплательщика взыскание за не исполненные им обязанности по внесению денег в бюджет. По истечении этого срока привлечь нарушителя к ответственности не получится.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ, лицо не может быть наказано за такой проступок, если решение о возложении на него ответственности было принято более чем через 3 года после:

  • дня, наступившего после завершения налогового периода, в котором произошло нарушение законодательных норм (правило действует в отношении действий/бездействий, установленных ст. 120 и 122 НК РФ);
  • дня нарушения закона (правило действует в отношении всех остальных налоговых нарушений).

Для физлиц, не имеющих статуса предпринимателя, срок давности является сокращенным. Так, задолженность с физлица, в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, может быть взыскана в течение полугода со дня окончания срока, отведенного законодателем на исполнение обязанности по уплате налога.

Если же за 3 года, прошедшие с момента окончания указанного срока, сумма непогашенной задолженности превысит отметку в 3 тыс. руб., налоговики могут подать заявление в суд в течение полугода с момента образования долга в указанном размере. Если за 3 года суммарный размер задолженности не превысит 3 тыс. руб., то ФНС может привлечь суд к решению проблемы в течение полугода со дня завершения трехлетнего срока.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Определение срока давности за совершение налогового правонарушения в особых случаях

На практике немало вопросов вызывает необходимость определения срока давности по нарушениям, определенным ст. 122 НК. Согласно нормам этой статьи, нарушением является неуплата (полная или частичная) налогов по причине:

  • умышленного занижения размера налоговой базы, используемой при определении размера обязательного платежа;
  • возникновения иных ошибок, ведущих к искажению размера налога;
  • иных манипуляций, совершенных налогоплательщиком.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ расчет продолжительности срока давности по этой статье начинается сразу же после того, как закончится период, в котором налогоплательщиком была допущена неуплата. Именно этим правилом руководствуются налогоплательщики при определении срока, в течение которого налоговый орган может применить к ним санкции.

Однако плательщики должны уплатить налог в течение определенного времени после того, как закончится период, в котором он был начислен. Срок, отведенный для уплаты, устанавливается индивидуально для каждого вида налога. Правонарушение, если оно будет совершено, может быть зафиксировано только после того, как пройдет срок, отведенный законодателем на его уплату.

Именно такой подход должен быть использован при определении срока давности для нарушителей, своевременно не внесших в бюджет налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, он должен быть уплачен не позднее 28 марта года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика сформировалось обязательство по его уплате. О нарушении определенного законодателем срока, согласно абз. 13 п. 2 ст. 11 НК РФ, можно говорить лишь после наступления указанной даты. Это значит, что срок давности по налогу на прибыль, внести который необходимо до 28.03.2017 включительно, исчисляется с 29.03.2017.

Определение срока давности для разных правонарушений, совершенных одновременно

Определяя срок давности по налоговым правонарушениям, зафиксированным в ст. 120 и 122 НК РФ, стоит помнить, что периоды времени, отведенные для погашения задолженности, для различных категорий платежей могут быть различными. Следовательно, даже если нарушение по различным видам обязательных платежей произошло в одно и то же время, начало течения срока давности по каждому из них также будет различаться.

Например, если компания не зафиксировала в отчетности облагаемую НДС выручку, полученную от реализации товаров, допустив тем самым нарушение, установленное ст. 120 НК РФ, ФНС имеет право на обращение в суд с иском о наложении на нарушителя взыскания в размере, установленном законом. Однако из-за того, что налоговые периоды по налогу на прибыль и НДС предприятия являются разными, сроки давности также не будут совпадать.

Налоговым периодом по первому виду налога, как было указано выше, является 1 год, поэтому расчет размера этого платежа должен быть отражен в отчетности, составленной по его итогам. Налоговым периодом по второму виду налога является, в соответствии со ст. 163 НК РФ, квартал, а это значит, что внести информацию о нем нужно в квартальную отчетность.

Таким образом, если выручка, не отраженная в отчетности, была получена в августе 2017 года, привлечь нарушителя к ответственности налоговики могут:

  • в части уплаты налога на прибыль — с 01.01.2018 по 31.12.2021;
  • в части уплаты НДС — с 01.10.2017 по 30.09.2020.

Основания для приостановления течения срока давности

Согласно п. 1.1 ст. 113 НК РФ течение срока давности может быть приостановлено, если нарушитель создавал непреодолимые препятствия для выполнения действий, необходимых для проведения выездной проверки, и активно препятствовал работе представителей ФНС, которые ее осуществляли. Как правило, такие действия приводят к невозможности получения налоговиками всей необходимой информации, позволяющей определить объем обязательств, возникших у налогоплательщика.

Однако законодатель не уточняет, какое именно противодействие работе налоговиков может быть признано активным и какие препятствия — непреодолимыми, поэтому суды при рассмотрении подобных дел руководствуются положениями абз. 2 п. 1.1 ст. 113 НК РФ. Согласно этой статье исчисление срока давности приостанавливается с момента составления акта о непредоставлении должностным лицам доступа на территорию налогоплательщика, повлекшее за собой невозможность осуществления выездной проверки. Это значит, что именно запрет на допуск проверяющих к документам, хранящимся в организации налогоплательщика, признается активным противодействием их работе, влекущим за собой возникновение непреодолимых препятствий.

Исчисление срока возобновляется сразу после устранения обстоятельств, не позволяющих провести проверку. При этом уполномоченные должностные лица должны документально оформить решение о возобновлении процедуры проведения проверки.