Способом взимания акцизов является

Акцизы и порядок их взимания

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

РЕФЕРАТ

Акцизы и порядок их взимания

Выполнила:

Студентка 2 го курса

Группы Д141У

Хабибулина А.Р. (Фаизова)

Проверила: Моисеева Ю.Н.

г. Казань, 2015 г.

акциз налоговый ставка экономический

Введение

1. Экономическая сущность акцизов, исторические аспекты их развития в России

1.1 Исторические аспекты развития акцизов в России

1.2 Экономическая сущность акцизов

2. Теоретические аспекты акцизов и понятийный аппарат: понятие акцизов, плательщики, объекты налогообложения, ставки. Определение налоговой базы

3. Порядок исчисления и уплаты акцизов. Налоговые вычеты и их применение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

В России акцизы определяет 22 (статьи 179-206) НК РФ.

Акциз (фр. accise,от лат. Accido-обрезаю) косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

По принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.

По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;

По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;

По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;

По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

В первой главе рассмотрены исторические аспекты развития акцизов, а также раскрыта их экономическая сущность. Во второй главе рассмотрен понятийный аппарат акцизов, раскрыты теоретические аспекты акцизов. В третьей главе определен порядок расчёта и уплаты акцизов, а также существующие льготы.

1. Экономическая сущность акцизов, исторические аспекты их развития

1.1 Исторические аспекты развития акцизов в России

Акцизы, как и НДС, введены в России с 1992 года.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV — XVI вв.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак «на откупу», при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял «на вере» выборный либо назначаемый кабацким головой «целовальник». На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары — они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

В конце XIX — начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 — 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах — губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак — в зависимости от сорта — от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин — от 30 до 40 коп. за пуд, на спички — полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII — XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 — 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась «Положением о казенной продаже питей» (1894 — 1909).

В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование.

1.2 Экономическая сущность акцизов

Виды подакцизных товаров Акцизы — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. Акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер. Взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов. Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, реальная оценка фискальной значимости, а также фискального потенциала акцизов неразрывно связана с рассмотрением круга подакцизных товаров и всех составных элементов механизма исчисления и уплаты акцизов.

2. Теоретические аспекты акцизов и понятийный аппарат: понятие акцизов, плательщики, объекты налогообложения, ставки. Определение налоговой базы

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателями подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакцизных товаров: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с); автомобильный бензин; дизельное топливо; прямогонный бензин; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров:

1. Реализация:

· на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или инновации. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

· лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государственную и (или) муниципальную собственность.

2. Передача:

· на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

· в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

· на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

· на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

· на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

· произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

3. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

4. Получение (оприходование):

· денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного спирта в собственность;

· прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Налоговая база

Твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения)

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении

Адвалорные (в процентах) налоговые ставки

· стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза труда, НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам. Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен;

· стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета акциза труда, НДС;

· в аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

Комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки

3. Порядок исчисления и уплаты акцизов. Налоговые вычеты и их применение

Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке:

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Порядок исчисления суммы акцизы:

Твердые (специфические) налоговые ставки

Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Адвалорные (в процентах) налоговые ставки

Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок

Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налоговая база определяться применительно к каждой налоговой ставке.

В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ).

Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствующих подакцизных товаров.

При передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов), датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации- подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определены приказом Минфина России.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что совершенствование содержания гл. 22 «Акцизы» НК РФ в процессе проведения современной налоговой реформы, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению качественного уровня правового регулирования применения акцизов в Российской Федерации, что имеет важное значение для полного использования государством фискального потенциала этого налога. По-видимому, фискальные возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.

Список использованной литературы

1. «Об акцизах» Федеральный закон от 06.12.91 №1993-1

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

3. Адамов НА., Козенкова ТА. Пути оптимизации системы налогообложения / Н.А. Адамов // Все о налогах. — 2008. — N° 4.

4. Беликова Т.Н. Все о налогах / Т.Н. Беликова. — СПб.: Питер, 2014.

5. Евстигнеев Е.И. Налоги и налогообложение / Е.И. Евстигнеев. — 5-е изд.. — СПб: Питер, 2013.

6. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.Р. Захарьин. — М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2012.

7. Кашин В А. Налоги и налогообложение: Курс минимум: учеб. пособие / В.А. Кашин — М.: Магистр, 2008.

8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.И. Мамрукова.— 7-е изд. перераб. — М.: Изд-во Омега-Л, 2008.

9. Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Л. И. Гончаренко — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

10. Малис Н.И. Единый налог на вмененный доход // Налоговая политика и практика. — 2005. — № 3.

11. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.В. Качур. — М.: КНОРУС, 2007.

12. Налоги: учебник / Н.Н. Селезнева и др.; под ред. Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, А Н. Литвиненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

13. Налоги и налогообложение: учебник / под. ред. Б.Х. Алиева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2009.

14. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под общ. ред. Д.И. Ряховского. —М.: Эксмо, 2013.

15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. — М.: МЦФЭР, 2008.

16. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. —М.: Финансы и статистика, 2005.

17. Петров МЛ. Налоговая система и налогообложение в России: учеб. пособие / М.А. Петров. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.

18. Рагимов СМ., Волкова М.В. Еще один дебют упрощенной системы // Финансы. — 2004. — № 1.

19. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В. Скрипниченко. — СПб.: Питер — М. Издат. Дом. БИНФА, 2008.

20. Соколов М.М. Основные направления налоговых реформ России и их результаты // Все о налогах. — 2008. — № 5.

21. Федеральные налоги и сборы с организаций: учебник / под ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко. — М.: «Статус Кво 97», 2005.

22. Хорее А.И., Рукин Б.П., Булавина Е.В. Значение налоговой нагрузки в формировании доходов промышленных организаций / А.И. Хореев и др. // Налоговая политики и практика. — Май 2007. — № 5 (53).

23. Чиненое М.В. О Российской налоговой системе / М.В. Чиненов // Все о налогах. — 2007. — № 1.

Размещено на Allbest.ru

налоги тест

  1. Под обоснованными расходами понимаются :

  • экономические оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

  1. ИП- по ЕСН рассчитываются:

  • сумма налога, уплачивается в ФБ

  • сумма налога, уплачивается в ФСС

  1. НДС принадлежит к группе :

  • косвенных

  1. Носителем акциза является;

    • покупатель товара

    • конечный потребитель

    • продавец товара

    • владелец товара

  1. НБ транспортного налога определяется:

  • по совокупной вместимости двигателей

  • отдельно по каждому транспортному средству

  • по совокупной мощности двигателей транспортных средств

  1. Представительские расходы учитываются при расчете НБ на налог на прибыль в :

    • фактических документов подтв. суммах определенных видов затрат в пределах 4% на оплату труда.

  1. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организации исчисляется по итогам :

  • 1-го квартала, полугодие , 9-ти месяцев

  • каждого квартала

  • полугодия

  • календарного месяца

  1. Соответствие налоговых ставок НБ по налогу на прибыль организации:

    1. доходы по дивидендам, полученным иностранными организациями от российских организаций. (15%).

    2. доходы по дивидендам, полученным рос. орг-ями от российских орг. (9%).

    3. доходы за вычетом прибыли (24%).

    4. доходы иностранных организаций, полученных от сдачи в аренду транспортных средств. (10%).

  1. Упрощенную систему н/обл. не вправе применять :

  • организации имеющие филиалы

  • ИПзанимающиеся игорные бизнесом

  1. Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если:

  • в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации ТРУ без учета НДС и налога с продаж не превысила 2 млн.руб. за каждый квартал.

  1. НБ по ЕНВД зависит от :

    • корректирующих коэффициентов

    • величины физического показателя

    • базовой доходности

  1. Конкретные ставки транспортного налога в пределах, предусмотренными НК РФ, устанавливается:

  • законодательными органами субъектов РФ.

  1. Выручка от реализации определяется исходя:

  • из всех поступлений связанных с расчетами за реализацию ТРУ или имущ. права, выраженных в денежной и натуральной форме.

  1. Ставка ЕНВД соответствует ставке:

  • Налогу на прибыль в части отд. видов доходов.

  1. При определении НБ имущество , признаваемое объектом н\обл, учитывается:

  • по остаточной стоимости , сформированное в соответствии с установл. порядков ведения б\у.

  1. Н\пл могут быть:

  • организации

  • физические лица

  1. Расходы включенные во ВНР для целей н\обл прибыли:

  • представительские расходы

  • Р на обязательное и добровольное страхование работников

  • Р на орг. выпуска ценных бумаг.

18. Н\пл хранит данные используемые для исчисления и уплаты налогов в течении:

  • 4-х лет

  1. Размер имущественного налогового вычета при продаже имущества физ.лицом зависит от:

  • вида недвижимого имущества и времени.

  1. На каждую единицу обложения определ. фиксированный размер налога, если налоговая ставка:

  • Твердая

  1. Соответствие между налоговыми платежами и их характеристикой:

  • Налог на имущество физ.лица. (прямой личный налог)

  • Налог на прибыль орг. ( прямой реальный налог)

  • Акцизы ( косвенный налог)

  1. Объектом н\обл. по транспортному налогу явл. :

  • воздушно транспортн. средства находящ. в собственности физ.лица.

  1. Право об уклонении срока уплаты по большинству федеральных налог предоставлено:

  • правительству РФ

  1. Объктом н\обл. по налогу на имущество учитываемое на балансе российск.орг.:

  • ОС

  1. Налоговый период при УСН:

  • календарный год.

  1. НДС по налоговой ставке 0% исчисляется при след. ТРУ:

  • РУ по сопровождению ,транспортирован., погрузки и перегрузки, экспортируем. РФ товаров.

  • Т, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы тер.РФ.

  1. Ставки НДФЛ:

  • 9%

  • 30%

  • 13%

  • 35%

  1. Объект он\обл по ЕСН:

  • выплаты начисленные физ.лицам по трудовому договору.

  • выплаты по авторским договорам

  1. Налоговый период по ЕНВД:

  • квартал

  1. Налоговый период ЕСН:

  • календарный год

  1. Н\пл ЕСН признаются:

  • ИП производящие выплаты физ. лицам.

  • ИП

  • Физ.лица-не ИП

  1. Транспортный налог вводится:

  • законами субъектов РФ в соотв. с НК РФ.

  1. Порядок формирования обязательств по ЕСН ставка налога:

  • НБ больше и ставка ниже.

  • Н\ставка зависит от величины НБ, опред. нарастающ итогом с начала года.

  1. Налоговый период НДФЛ:

  • календарный год

  1. Не подлежит обложению ЕСН суммы:

  • оплата расходов по повышению проф. уровня работника

  1. В соответствии с НК РФ установлено 4 специальных налоговых режима.

  1. Продолжительность налоговой проверки в исключительных случаях может увеличиваться до 6 месяцев.

  1. Местные налоги:

  • налог на имущество

  • земельный налог

  1. Технические приемы внесения н\пл. –ом или его агентом суммы налога в соответствии бюджетных или внебюджетных фондов- это порядок уплатыналогов м сборов.

  1. Налоговый период по транспортному налогу:

  • календарный год.

  1. Адвалорные ставки акцизов по подакцизным товарам устанавлива-ся:

  • в % к стоимости товаров с учетом ст.40 без учета акцизов и НДС.

  1. Сумма акциза уплаченная по подакцизу…..

  • на издержки

  1. Н\ставка в размере 13% применима к доходам российск. н\плательщиков:

  • от реализации недвижимого имущества в РФ и за пределами РФ

  • в виде материальной выгоды , полученной от приобретения ценных бумаг

  1. От уплаты ЕСН освобождается:

  • орг. любых орг-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждении не превышающих в теч. н\перида 100 000 руб. на каждого работника явл. инвалидом 1.2.3 группы

  1. Для расчета единого налога при применении УСН учитываются:

  • ВНД

  • Д от реализации

  1. НБ по НДС у н\пл. комиссионера:

  • комиссионное вознаграждение

  1. Принудительный переход с УСН на общий режим н\обл.если:

  • превышение опред размера Д

  • превышение опред размера численности работников.

  • превышение опред. размера ОС и НМА.

  1. Объектом н\обл. для российских орг. По налогу на имущество признается:

  • Движимое и недвижимое имущество , учитываемое на базисе в качестве объектов ОС в соотв. .с установл. Порядком ведения б/у.

  1. Н/вычеты по НДС –это сумма НДС:

  • Предъявленные н/плательщику при приобретении Т и имущественных прав.

  • Уплаченные н/пл. при ввозе Т на таможенную территорию РФ.

  1. НДС:

  • Косвенный

  • Федеральный и общий

  • Уплачивается в Федеральный бюджет

  1. Налоговым правонарушение является:

  • Нарушением привал составления н/декларации.

  1. Виды предпринимательской деятельности при применении ЕНВД уст-ся:

  • Законодательством РФ

  1. В отношении уплаченных поставщиками сумм НДС по приобретению ОС правомерно отнесение на :

  • Р, учитываемые при расчете Н.прибыли.

  1. Признание ЕСН орг. …вычету подлежит:

  • Взносы на обязательное пенсионное страхование

  1. Соответствие товаров группам:

    1. моторные масла для автомобил. Двигателей. (нефтепродукты)

    2. с. Этилового спирта крепостью 15% ( спиртосодержащая продукция)

    3. рижский бальзам ( алкогольная продукция)

  1. ЕСН не облагается:

  • Суммы единовременной материальной помощи при определенных условиях.

  • Суммы страх. Платежей по обязат. Страх. Работн.

  • Пособие по временной нетрудоспособностью.

  1. Доходы от реализации в целях н/обл. прибыли вкл.

  • Товаров в денеж. И натур. Форме.

  • Товаров собств. Пр-ва и ранее приобретенных.

  • Имущественных прав.

  1. Объект н/обл. по НДС;

  • Передача на территории РФ товаров для собствен. Нужд.

  • Ввоз товаров на таможенную границу РФ

  • Выполнение СМР для собственного потреб.

  • Реализация товаров на территории РФ в т.ч. после реализации предметов залога.

  1. Группа расходов по производству и реализации для целей н/обл. прибыли:

  • Суммы начисленной

  • Материальные расходы

  • Р на освоение природ. Ресурсов

  • Р на научн исследование и опытно- конструкторские разработки.

  • Р на обязательное и добворольное страхование

  • Р по оплате труда

  • Прочие расходы.

  1. Расходы не учитываемые при определение НБ по налогу на прибыль :

  • Взносы в УК

60. Организации, уплачивающие ЕНВД не платят:

  • Налог на прибыль

  • Налог на имущество

  • НДС при возе т на тамож. Тер. РФ.

  1. Не признается реализация ТРУ в целях исчисления НДС:

  • Передача ОС при реорганизация предприятия.

  • Изъятия имущества путем конфискации

  1. К ВНР при определении прибыли относится :

  • Р в виде % по долговым обязательствам

  • Судебные расходы и арбитражные сборы

  • Р на услуги банков

  1. Формы на изменение срока уплаты налога и сбора:

  • Инвестиц. Налог. Кредит

  • Рассрочка

  • Отсрочка

  1. Соц. Налоговый вычет по НДФЛ :

  • Налоговым органам

  • По окончанию н/периода

  1. Заявление о постановке на учет орг. По месту нахождения обособл. Подразделения подается в налогов. Органы:

  • По месту нахождения структурного подразделения.

  1. ЕНВД вводится:

  • Нормативно-правовыми актами представительных органов муниц. Регионов и городских округов.

  • Законами отдельных субъектов РФ

  1. Порядок возникновения налогов начиная с н.:

  1. акцизы

  2. таможенные пошлины

  3. НДС

  4. Налог на прибыль организации

  1. При уплате единого налога орг. Применяющую упрощенную систему н/обл. учитывают:

  • Выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств орг-ии работодателя в определенном размере.

  • Выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС

  • Выплаты пособий по временной нетруд. Работников.

  1. Расходы для целей н/обл. прибыли, учитываемые в пределах норматива:

Представительские р

  • Р на рекламу

  • Р на формирование резерва по сомнительным долгам

  • Р на отд. Виды рекламы

  • Компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях

  1. ЕСН подлежит обложению суммы

  • Вознаграждений работникам по найму

  1. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:

  • Пеня

  • Залог имущества

  • Штрафные санкции

  1. Обособленные подразделения орг. Имеющие отд. Баланс и расч. Счет:

  • Исполняют обязанности организации по предоставлению расчетов и н/декларац по ЕСН.

  • Исполняют иные обязанности орг. По ЕСН.

  1. Законодательный органы субъектов РФ определяют по налогу на имущество орг.:

  • н/период

  • порядок и сроки уплаты

  • н/ставку

  1. Налоговые агенты

Несут ответственность за неисполнение обязательств

Наделены иными правами чем н/пл.

Участники налоговых отношений

  1. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации



В данной статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования взимания НДС и акцизов в Российской Федерации, а также документы регулирующие взаимоотношения в сфере косвенных налогов со странами-участницами ЕАЭС. Документы, регулирующие косвенное налогообложение, были проанализированы на двух уровнях: национальном и наднациональном.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, НДС, акцизы, наднациональный уровень, национальный уровень, евразийский экономический союз, единый таможенные тариф.

Взимание НДС осуществлялось на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и их конечного потребления. Объектом налогообложения являлась добавленная стоимость — разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Система нормативно-правовых актов таможенной деятельности имеет довольно четкую иерархическую структуру, порядок которой регулирует указания по правоприменению таможенных формальностей. Систему нормативно-правовых актов, регулирующую формальности таможенной деятельности, подразделяют на правовые акты наднационального и национального уровня. Для выявления системы нормативно-правовых актов, применяемой непосредственно к косвенному налогообложению необходимо раскрыть каждый элемент общей системы.

А) Наднациональный уровень

Нормативно-правовые акты, входящие в этот уровень, распространяются на всех участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и занимают приоритетную позицию в процессе их таможенной деятельности. Основной функцией наднациональных нормативно-правовых актов, является установление общего порядка таможенных процессов внутри Таможенного союза. К таким актам относятся:

1.Таможенный кодекс ЕАЭС:

– Глава 9, статья 70. Таможенные платежи;

  1. Международные договоры стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС, в том числе различные Конвенции:

– Договор о Евразийском экономическом союзе;

  1. Международные Соглашения:

– «Международные соглашения РФ об избежание двойного налогообложения» заключенные с 83 странами;

  1. Решения Евразийской экономической комиссии (Решения ЕЭК), в том числе Протоколы:

– Решение № 128 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О Консультативном комитете по налоговой политике и администрированию»;

Б) Национальный уровень

Этот уровень включает в себя нормативно-правовую базу, которая принимается страной-участницей ЕАЭС самостоятельно и применяется внутри принявшего её государства. Этот уровень закрепляет и уточняет те принципы и условия, которые не регулируются наднациональными нормативно-правовыми актами. Стоит отметить, что данные акты не могут им противоречить или как-либо отменять. Их задачей является установление особенностей и частных случаев применения таможенного законодательства. Система нормативно-правовых актов национального уровня Российской Федерации включает в:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации:

– Глава 21. Налог на добавленную стоимость;

– Глава 22. Акцизы;

  1. Федеральные законы:

– ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

– ФЗ № 98 «О ратификации протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;

  1. Указы Президента РФ;
  2. Постановления правительства РФ;
  3. Приказы ФТС.

В современных условиях растет значимость наднационального регулирования. Процесс экономической интеграции независимых государств обуславливает потребность в унификации и гармонизации национального законодательства, которые выступают в качестве средств «установления единообразного правового регулирования. Налоговая политика рассматриваемых государств-членов ЕАЭС подлежит определенной гармонизации.

Наиболее полное представление о гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС можно сформулировать, обратившись к методике гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств-членов ЕАЭС. В этом документе закреплены основные принципы гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС:

– Согласованность правового регулирования

– Синхронность принятия актов

– Последовательность этапов

– Приоритет общепризнанных норм и принципов международного права над актами национального законодательства

Гармонизация является поэтапным процессом, для осуществления которого необходимы как время, так и усилия, Он предполагает наличие следующих этапов:

– Определение отраслей законодательства, требующих гармонизации

– Выделение сфер и проблемных вопросов в рамках отдельной отрасли

– Проведение сравнительно-правового анализа национальных налоговых законодательств

– Согласование перечня национальных законодательств и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации

– Синхронное принятие гармонизированных актов налогового законодательства

– Осуществление контроля над реализацией решений по вопросам гармонизации

В связи с растущим значением гармонизации налогового законодательства некоторые ученые говорят о новой отрасли права — налоговом праве ЕАЭС, которое представляет собой отрасль интеграционного права Сообщества, формирующуюся на стыке национальных правовых систем и международной правовой системы. Предметом данной отрасли являются налоговые отношения, унификация и гармонизация которых предусмотрена международными договорами, заключенными в рамках ЕАЭС. На сегодня, по мнению ученых рано говорить о налоговом праве ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы изучить нормативную правовую базу регулирования косвенного налогообложения, недостаточно изучить международные обязательства, которые взяли на себя государства-участники ЕАЭС, проанализировать соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Таможенного союза и иных актов таможенного и налогового законодательства. Необходимо также знание национального законодательства всех членов ЕАЭС. Национальные системы таможенных органов в государствах-членах ЕАЭС имеют законодательное закрепление: в Кыргызской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Российской Федерации она устанавливается нормами законов о таможенном регулировании, в Республике Казахстан — Кодекса «О таможенном деле».

Литература:

  1. Агузарова Л. А., Агузарова М. Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 году // Научные Известия. — 2017. — № 4. — С. 25–28;
  2. Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.
  3. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебник.-М.:Инфра- М,2013 г..46с;
  4. Шахмаметьев А. А. Международное налого- вое право. — М.: Международные отношения, 2014. — С. 626.

Правовое регулирование акцизов: налогоплательщики, основные элементы налога. Обязанности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными являются товары:

    • монопольно производимые государством;
    • пользующиеся наибольшим спросом;
    • дефицитные.

Общие правила правового регулирования акцизов установлены главой 22 НК РФ. При установлении и взимании акцизов следует учитывать, что при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ данный вид налога применяется с учетом особенностей его правового режима, установленного таможенным законодательством РФ. Значительные особенности имеет правовое регулирование взимания акциза по товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления: если в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ. Также Правительством РФ устанавливается порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию иностранных государств, с которыми у РФ заключены международные договоры об отмене таможенного контроля и таможенного оформления.

Плательщики акцизов

Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):

    1. организации;
    2. индивидуальные предприниматели;
    3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Подакцизными товарами признаются:

    • этиловый спирт;
    • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (за исключением лекарственных средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, разлитые в емкости не более 100 мл, виноматериалов, виноградного сусла, иного фруктового сусла, пивного сусла);
    • алкогольная продукция, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;
    • табачная продукция;
    • автомобили легковые;
    • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
    • автомобильный бензин;
    • дизельное топливо;
    • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
    • прямогонный бензин (бензиновые фракции);
    • топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Объект налогообложения акцизов

Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 182 НК РФ):

    1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
    2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
    3. передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
    4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
    5. передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
    6. передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
    7. передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);
    8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
    9. ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
    10. получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
    11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
    12. передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Налоговая база акцизов

Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров регламентировано в статье 187 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

    1. как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
    2. как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
    3. как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
    4. как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

style=»text-align: justify;»>Налоговый период

В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц.

style=»text-align: justify;»>Налоговые ставки

Налоговые ставки определены в ст. 193 НК РФ.

Обязанности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза определены в ст. 185 НК РФ.

При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:

    1. при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме;
    2. при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
    3. при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;
    4. при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
    5. при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

При вывозе подакцизных товаров с территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:

    1. при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории РФ акциз не уплачивается с учетом статьи 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в порядке, предусмотренном НК РФ. Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
    2. при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории РФ уплаченные при ввозе на территорию РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
    3. при вывозе с территории РФ товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.

При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

1.2 Акцизы и особенности их взимания

Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица – организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

1) в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;

2) в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Ставки акцизов пересматриваются и утверждаются Правительством Российской Федерации. Подакцизными товарами в РФ являются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

  • пиво;

  • табачная продукция;

  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

  • автомобильный бензин;

  • дизельное топливо;

  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

  • прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации

2) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций.

6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;

10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);

13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

14) первичная реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь;

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» порядке.

3) реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» порядке.

4) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

5) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Способы взимания акцизов

Акциз является косвенным налогом (устанавливаемый в форме надбавки к тарифу или цене), что оказывает влияние на способы его взимания. Одним из самых распространенных способов взимания акцизов является декларационный, обладающий следующими отличительными признаками:

  • регулярность (декларация по акцизам оформляется налогоплательщиком ежемесячно);
  • возможность уменьшения начисленных к уплате акцизов на сумму вычетов, а также право плательщика акцизов на последующий возврат или зачет налога (если «акцизный» вычет превышает начисленную сумму налоговых обязательств);
  • подконтрольность налоговикам — декларация представляется в налоговые органы, которые осуществляют контроль достоверности указанной в ней информации, а также своевременности и полной уплаты акцизов в бюджет.

Для данной схемы характерно условие оплаты акциза после отражения соответствующих доходов и расходов в учете плательщика акцизов.

При этом существует «авансовый» алгоритм взимания акцизов — например, «акцизный» аванс подлежит уплате при ввозе на территорию РФ с территории государств — членов Таможенного союза этилового спирта-сырца. Характерная особенность данной «акцизной» схемы — акциз уплачивается до ввоза указанного сырья и рассчитывается исходя:

  • из объема ввозимого спирта;
  • ставки акциза в соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ (абз. 5 п. 8 ст. 194 НК РФ).

В целом взимание акцизов при пересечении подакцизными товарами (ПТ) границы РФ также имеет свои особенности — об этом расскажем в следующем разделе.

Взимание акцизов при ввозе иностранных подакцизных товаров

При ввозе импортных ПТ на территорию РФ акциз взимается по следующей схеме:

  • акциз уплачивается на таможне — ст. 205 НК РФ, ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза (кроме нижеуказанных случаев);
  • акциз при ввозе не подлежащих обязательной маркировке ПТ уплачивается в налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика (п. 1 ст. 186 НК РФ).

Таким образом, схема взимания акцизов в ситуации импорта ПТ зависит от требования обязательности их маркировки. Остановимся на этом подробнее.

Маркировка обязательна

В РФ подлежат обязательной маркировке 2 вида ПТ:

  • табачная продукция — приобретение акцизных марок производится на таможне по месту госрегистрации (ст. 4 регламента на табачную продукцию, утв. законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ);
  • алкогольная продукция (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) — акцизные марки приобретаются на таможне и должны соответствовать требованиям, указанным в Постановлении РФ от 21.12.2005 № 786 об «алкогольных» акцизных марках.

С нюансами алкогольной торговли вас познакомят размещенные на нашем портале статьи:

  • «Журнал учета объема розничной продажи алкогольной продукции»;
  • «Применение режима ЕНВД при реализации пива и алкоголя».

Схема взимания акцизов:

  • определяется налоговая база — на момент отражения ПТ на сч. 41 «Товары»;
  • акциз уплачивается на таможне (п. 1 ст. 186 НК РФ);
  • ввоз ПТ декларируется — требуется сдать таможенную декларацию (ст. 179, 180 Таможенного кодекса ТС) и представить комплект документов (заявление, сертификаты и др.).

Маркировка не обязательна

В основе алгоритма взимания акциза — приложение 18 к договору о Евразийском экономическом союзе (далее — П18).

Акциз по не подлежащим обязательной маркировке ПТ взимается по следующей схеме:

  • определение налоговой базы — она определяется на момент принятия на учет ввезенных ПТ (п. 16 П18);
  • для расчета суммы акциза применяется российская «акцизная» ставка (п. 17 П18);
  • используются только твердые (специфические) ставки;
  • формула для расчета «импортного» акциза (А):

А = Кпт × СА,

где:

Кпт —количество (объем) ввозимых ПТ;

СА — ставка акциза;

  • уплата акциза в бюджет;
  • подача декларации с приложением комплекта документов (заявление о ввозе, выписка банка об уплате акцизов, счета-фактуры, договоры и др.) — пп. 16, 19, 20 П18.

Каких последствий ожидать от взимания акцизов при повышении ставок в 2017 году

Акцизы за последние годы имеют тенденцию к неуклонному росту. Последствия этого процесса неоднозначно сказываются на наполняемости бюджета РФ. Например, в части обложения акцизами алкогольной продукции:

  • при росте акцизов на алкоголь бюджет в прошедшем году недополучил несколько десятков миллиардов рублей из-за роста объемов теневого алкорынка (при соответствующем сокращении объемов легально произведенного алкоголя);
  • дальнейшее продолжение процесса акцизного роста в «алкогольной» сфере может привести к негативным последствиям: криминализации изготовления крепкого горячительного и стимулированию покупателей к покупке контрафакта.

Депутаты Госдумы выступают с предложением о пересмотре акцизов на алкоголь в сторону снижения. При этом Минфин против этого и настаивает на том, что в условиях бюджетного дефицита «алкоакцизы» требуется проиндексировать исходя из прогнозируемого уровня инфляции.

По мнению экспертов, помочь в решении данного вопроса может применение дифференцированного подхода к акцизам на алкоголь, что позволит при снижении акциза значительно увеличить объем легального производства водки и дополнительно пополнить бюджет.