Списание пени по 44 ФЗ
Содержание
- Новые правила списания неустоек для заказчиков по 44-ФЗ
- Списание неустоек по 44-ФЗ в 2016 году
- Интересные разъяснения специалистов Минэкономразвития РФ
- Как отразить в учете неустойку по контракту (Артемова И.В.)
- Как списать неустойку по 44-ФЗ: инструкция и калькулятор
- Расчет неустойки поставщику по 44-фз, которую можно списать
- Когда нельзя проводить списание неустойки по контрактам 2015-2016 гг.
- Как списывать неустойку поставщику
- Вложенные файлы
Новые правила списания неустоек для заказчиков по 44-ФЗ
Мои вебинары и курсы Школа электронных торгов, 1 декабря 2016
Одна из антикризисных мер правительства на 2016 год – списание неустоек. То есть, начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Подробности — в статье.
В 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Списание неустоек по 44-ФЗ в 2016 году
Порядок списания заказчиками в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам утвержден приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н «О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (вступил в силу 6 июня 2016 года).
В рамках июня и последующих месяцев заказчик на законных основаниях может списать суммы или предоставить поставщику отсрочку уплаты штрафов, пеней, неустоек.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 г. отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Срок действия нового Постановления ограничен 01.01.2017. Документ действовал в 2015 г. (Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты…» уточняется, на какую задолженность распространяется списание начисленных сумм.
Случаи, когда можно списать задолженность:
- если общая сумма неуплаченной задолженностине превышает 5% цены контракта;
- если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20 % цены контракта, и до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50% задолженности.
Подробнее изменения и условия, при которых можно списать суммы, комментирует эксперт Станислав Грузин, ведущий вебинара «Изменения в Контрактной системе. Обзор за II квартал 2016 года»:
Интересные разъяснения специалистов Минэкономразвития РФ
Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.) (Письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815). Хотя Письма выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ N 196, но остаются актуальными и в отношении 2016 года.
Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).
К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются (Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764). Из этого письма следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 г. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 гг.
Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).
В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 N Д28и-2553). Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:
- принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
- не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).
Выводы:
- Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 гг., он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.
- Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.
- В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.
Как отразить в учете неустойку по контракту (Артемова И.В.)
Отрасли права Аналитический портал
- Главная
- Новости
- Отрасли права
- Статьи
- Контакты
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 703-47-96 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 309-56-72 - Федеральный номер
8 (800) 555-67-55 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Последние новости: 09.01.2019
Законопроектом вносятся изменения в ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», предусматривающие исключение ссылки на минимальный размер оплаты труда, в соответствии с которым номинальная стоимость одной акции и минимальный размер уставного капитала народного предприятия устанавливаются в их абсолютном размере.
31.12.2018
В целях устранения правовой неопределенности в ст. 157 Жилищного кодекса РФ предлагается установить положения уточняющие порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в соответствии с которым при наличии общедомового прибора учета и индивидуального прибора учета расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен осуществляться на основании указанных приборов учета.
18.12.2018
Из процессуального законодательства исключается термин «подведомственность» как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Исходя из этого законопроектом предлагается п. 1 ст. 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, указав, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Последние статьи:
Реестр недобросовестных поставщиков: поддержка недобросовестных участников закупок и борьба с ними в законодательстве о контрактной системе и практике его применения (Тасалов Ф.А.)
Дата размещения статьи: 09.01.2019
Особенности налогообложения операций с электронными денежными средствами в Российской Федерации (Бабина К.И., Бабаян З.М.)
Дата размещения статьи: 09.01.2019
Ответственность банковских организаций перед вкладчиками за нарушение положений договора банковского вклада с учетом вносимых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (Катвицкая М.Ю.)
Дата размещения статьи: 09.01.2019
Все статьи Как отразить в учете неустойку по контракту (Артемова И.В.)
Дата размещения статьи: 09.10.2017
При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору учреждение-заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафов, пени). Задолженность по неустойке может быть погашена поставщиком путем перечисления денежных средств, а также удержанием неустойки из суммы, подлежащей выплате. В ряде случаев неустойку приходится уменьшать или списывать. Все эти операции имеют свои особенности отражения в учете.
Ответственность поставщика
Если поставщик или подрядчик нарушил условия договора, учреждение-заказчик вынуждено защищать свои права по данному договору. Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем взыскания неустойки.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В заключаемый контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных им (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе; далее — Закон N 44-ФЗ). Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Примечание. Если контракт выполнен не в полном объеме
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил работы, предусмотренные контрактом, не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1555).
Если все же просрочка исполнения обязательств (в том числе гарантийных) по вине поставщика имела место, то заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, направление требования об уплате неустоек является обязанностью, а не правом учреждения-заказчика.
Неустойка делится на штраф и пени.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа рассчитывается по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
За ненадлежащее исполнение обязательств по контракту поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (за исключением просрочки исполнения ими обязательств по контракту) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
б) 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб.;
в) 1% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
г) 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн руб.
За ненадлежащее исполнение обязательств по контракту заказчиком (опять же за исключением просрочки исполнения) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
б) 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб.;
в) 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
г) 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн руб.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока его исполнения. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141 стороны договора вправе установить, что расчеты по договору, а также уплата неустойки и иных денежных сумм, являющихся мерами ответственности за его нарушение, осуществляются посредством платежных требований без предварительного акцепта плательщика.
Примечание. Сроки оплаты исполненного контракта
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (работы, услуги). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ.
Таким образом, заказчик при окончательном расчете по контракту вправе уменьшить сумму платежа на размер начисленной по этому же контракту неустойки.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). При этом в контракте по соглашению сторон могут содержаться и другие основания освобождения от ответственности.
Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ч. 2 ст. 330 ГК РФ).
Списание неустоек
В отдельных случаях возможна ситуация, когда ранее начисленную неустойку учреждение-заказчик должно списать.
Так, например, в рамках антикризисных мер, принятых Правительством РФ, была предусмотрена обязанность учреждений при определенных условиях списывать задолженность поставщиков (подрядчиков) по неустойкам, пени и штрафам. Напомним, что нормативной основой такого списания были утратившие в настоящее время Постановления Правительства РФ:
— от 05.03.2015 N 196 «О порядке предоставления в 2015 году отсрочки уплаты и списания неустоек (штрафов и пеней)» (далее — Постановление N 196);
— от 14.03.2016 N 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — Постановление N 190) <1>.
———————————
<1> Указанные Постановления в 2017 году утратили силу. Однако соответствующего постановления Правительства РФ на 2017 год пока не принято.
Оба Постановления распространялись на закупочную деятельность в рамках Закона N 44-ФЗ и предусматривали, что заказчики предоставляли отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляли списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 — 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех предусмотренных контрактом обязательств, за исключением гарантийных. При этом подобное списание задолженности было обязанностью, а не правом учреждения.
Если закупка осуществляется в рамках Закона N 223-ФЗ, стороны вправе в контракте предусмотреть случаи и условия списания ранее начисленной неустойки. Также неустойка может быть списана, если поставщик документально подтвердил свою невиновность в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств (например, вследствие обстоятельств чрезвычайной силы). Также ранее начисленная неустойка может быть списана в соответствии с решением суда.
Минфин разъясняет
В письме Минфина России от 30.12.2016 N 09-04-08/80112 были рассмотрены отдельные вопросы о начислении и списании неустоек государственным (муниципальным) заказчиком — получателем бюджетных средств.
На основании статьи 313 ГК РФ контрактом может быть предусмотрено условие о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств государственный (муниципальный) заказчик начисляет задолженность поставщика на основании требований об уплате неустойки и осуществляет ее оплату за него из средств, подлежащих выплате поставщику.
В этом случае государственный (муниципальный) заказчик — получатель бюджетных средств принимает к учету обязательства:
— перед поставщиком по оплате произведенной поставки;
— по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту.
Обязательства принимаются на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства поставщиком, требования об уплате неустойки, а также положений контракта, предусматривающих оплату заказчиком неустойки за поставщика.
Оплата контракта в этом случае осуществляется путем выплаты поставщику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), которая перечисляется в установленном порядке в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
До 2017 года действовала ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в 2015 и 2016 годах заказчики предоставляли отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляли списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в порядке, предусмотренном Постановлениями N 190, 196. В соответствии с указанными Постановлениями к списанию принимается исключительно неуплаченная поставщиком (подрядчиком, исполнителем) задолженность. Отметим, что для предоставления отсрочек и списания неустоек в 2017 году Правительством РФ должно быть принято соответствующее постановление.
В случае если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений), указанная задолженность, по мнению Минфина России, рассматривается как добровольно уплачиваемая и, соответственно, списанию не подлежит.
Бухгалтерский учет
В учете учреждений неустойка относится к суммам принудительного изъятия (КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия»).
Начисление неустойки отражается в учете записью:
Дебет счета 0 20940 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит счета 0 40110 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».
Для своевременного и правильного отражения в учете начисленных неустоек, пени, штрафов у бухгалтера, производящего начисление, должен быть документ, в котором указаны все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать поставщика, подрядчика, допустившего просрочку, сумма претензий и дата их начисления. Кроме того, если просрочка со стороны поставщика продолжается, неустойка должна начисляться неоднократно. Соответственно, каждый факт предъявления поставщику претензий должен отражаться документально и документ должен передаваться в бухгалтерию.
Документом-основанием может служить сама претензия, направляемая поставщику, так как в ней содержатся сведения о дате и сумме предъявленных к уплате санкций. Также документом-основанием может служить приказ руководителя учреждения.
Обратите внимание! В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 09.10.2012 N 02-04-12/4178).
Поступление неустойки отражается так:
Дебет счета 0 20111 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»,
или Дебет счета 0 20121 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),
или Дебет счета 1 21002 140 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет сумм принудительного изъятия»
Кредит счета 0 20940 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия».
Одновременно — увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» (для бюджетных и автономных учреждений)
— поступила неустойка на счет учреждения.
Если неустойку получило бюджетное или автономное учреждение, оно поступает в распоряжение учреждения. Однако потратить эту сумму можно будет только с учетом требований законодательства о закупках.
Взыскание неустойки указанными учреждениями может осуществляться путем удержания из причитающейся поставщику суммы задолженности:
Дебет счета 2 30200 000 «Расчеты по принятым обязательствам»
Кредит счета 2 20940 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— отражен зачет неустойки в счет обязательств учреждения перед поставщиком (подрядчиком) по контракту.
Если неустойка получена казенным учреждением, оно обязано перечислить его в доход бюджета. Это отражается в учете так:
Дебет счета 1 30404 140 «Внутриведомственные расчеты по доходам по суммам принудительного изъятия»
Кредит счета 1 30305 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена задолженность учреждения перед бюджетом на сумму неустойки;
Дебет счета 1 30305 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит счета 1 20490 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— зачислен доход от неустойки в бюджет.
Если поставщик документально подтвердит свою невиновность, в учете должно быть отражено уменьшение начисленной неустойки, пени, штрафов. Нередко уменьшение неустойки в учете осуществляется на основании судебного решения.
В случае когда денежные взыскания подлежат уменьшению в соответствии с законодательством РФ, суммы недополученных доходов признаются выпадающими доходами учреждения. Это отражается в учете записью:
Дебет счета 0 40110 174 «Выпадающие доходы»
Кредит счета 0 20940 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— списана часть неустойки.
Все расчеты по начислению и уменьшению неустойки, пени, штрафов должны отражаться в сверках с поставщиками и подрядчиками.
Налогообложение неустойки
Согласно п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационным доходом, облагаемым налогом на прибыль, является сумма штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Таким образом, в момент предъявления неустойки поставщику или подрядчику и отражения ее в учете налоговой базы еще нет, а в случае, если должник признал неустойку (подписал акт сверки, написал гарантийное письмо, уплатил часть задолженности), необходимо начислить налог на прибыль:
Дебет счета 0 40110 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»
Кредит счета 0 30303 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль с сумм неустойки в бюджетном или автономном учреждении.
Если неустойка впоследствии была уменьшена или списана, учреждение вправе скорректировать налоговую базу в общем порядке, то есть путем внесения изменений в налоговую декларацию того налогового периода, когда неустойка была начислена.
У казенного учреждения облагаемого дохода от неустойки не возникает. Средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, признаются доходами Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 НК РФ. Соответствующее разъяснение приведено в письме Минфина России от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745.
Планирование доходов от неустоек
Неустойка и План ФХД
Все планируемые поступления бюджетного и автономного учреждений должны быть указаны в плане его финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД).
Кроме того, согласно письму Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-1648 при планировании срока, на который будет заключен контракт, бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться показателями Плана ФХД.
Ведомство напомнило, что в соответствии с ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
План ФХД государственного (муниципального) учреждения составляется и утверждается в порядке, определенном Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования N 81н).
В пункте 10 Требований N 81н указано, в разрезе каких плановых показателей по поступлениям формируется учреждением План ФХД. Одним из видов поступлений являются поступления от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности. Так как начисленные неустойки являются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности, они должны быть включены в план ФХД по указанному виду поступлений.
Суммы предполагаемых поступлений от приносящей доход деятельности учреждение должно планировать самостоятельно (п. 10 Требований N 81н).
Требованиями N 81н, а также другими документами не регламентируется, в какой момент необходимо вносить изменения в План ФХД в связи с начислением неустойки. В частности, учреждение может это делать в момент предъявления неустойки должнику либо по факту признания должником неустойки. Решение по данному вопросу учреждение вправе отразить в своей учетной политике.
При необходимости следует внести новые поступления в План ФХД: он утверждается с учетом планирующихся изменений. План бюджетного учреждения с учетом изменений утверждается руководителем бюджетного учреждения, если иное не установлено учредителем (п. 22 Требований N 81н).
План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения (п. 21 Требований N 81н).
Так как бюджетное и автономное учреждения вправе самостоятельно распоряжаться доходами от неустоек, в План ФХД также необходимо включить выплаты, которые планируется осуществить за счет данных доходов.
Списание неустойки поставщика фактически приводит к тому, что учреждение лишается части своих начисленных доходов. На эти доходы учреждение могло рассчитывать и запланировать на них приобретение товаров, работ и услуг.
Для того чтобы бюджетное учреждение могло осуществить закупку согласно Закону N 44-ФЗ, она должна быть внесена в план-график. Соответственно, при уменьшении сметных (плановых) назначений учреждение должно внести изменения в план-график закупок в части уменьшения объема закупаемых товаров, работ и услуг или отмены закупки.
Внесение таких изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, учреждению, планировавшему приобретение товаров, работ, услуг за счет сумм неустоек, необходимо при наличии оснований для списания неустойки или ее части учесть сроки внесения изменений в план-график и заблаговременно его скорректировать.
Неустойка и бюджетная смета
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (ч. 2 ст. 161 БК РФ).
В бюджетной смете не отражаются начисленные доходы учреждения, и, соответственно, по факту начисления неустойки менять смету не нужно. Однако главный распорядитель вправе довести до казенного учреждения дополнительное финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств на сумму полученных доходов от неустойки. В этом случае изменить смету придется.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее — Требования N 112н).
Согласно пункту 11 Требований N 112н внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс» и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус», в том числе в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств.
Изменения в смету утверждаются в том же порядке, в котором утверждается сама смета (п. 13 Требований N 112н).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Как списать неустойку по 44-ФЗ: инструкция и калькулятор
- 10 октября 2018
- 119
Когда поставщик нарушает условия контракта или задерживает исполнение, ему начисляют неустойку. Штрафы начисляют за нарушение любые условий, кроме сроков, а пени – за нарушение сроков. Неустойка – это штрафы и пени вместе взятые. По новому постановлению Правительства от 04.07.2018 № 783 часть неустоек можно списать. Но только при определенных условиях. Что это за условия – читайте ниже.
Расчет неустойки поставщику по 44-фз, которую можно списать
Итак, по новому постановлению Правительства № 783 от 04.07.2018, которое вступило в силу 13 июля, можно списать часть неустоек поставщикам. Это касается только тех контрактов, которые исполнили в полном объеме в 2015, 2016 годах. Но это не единственное условие. Важен размер неустойки. Можно полностью списать неустойку поставщику, если ее размер укладывается в 5 процентный порог от цены контракта.
Например, цена контракта 100 000 рублей. Его полностью исполнили в 2016 году, но с нарушениями. Поставщик просрочил сдачу работ на несколько недель. Общая сумма неустойки по контракту составляла 3 000 руб. Неустойка составляет всего 3 процента от цены контракта. Эта сумма укладывается в 5–ти процентный порог из постановления № 783, а значит, такую неустойку можно списать поставщику в полном объеме.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Если сумма неустойки поставщика превышает 5 процентов, ее можно списать частично. Но только в случае, если ее предел не перешагивает за 20-ти процентный порог цена контракта. Если сумма неустойки находится в диапазоне от 5 до 20 процентов от цены контракта — можно списать половину суммы. Но только при условии, что поставщик уже оплатил половину начисленной неустойки до 1 января 2017 года.
Например, цена контракта составляет 1 000 000 руб. Контракт полностью исполнили в 2016 году. Сумма неустойки, которую заказчик начислил поставщику, составляет 180 000 рублей. 90 000 рублей поставщик оплатил в ноябре 2016. Общая сумму неустойки больше 5-ти процентной отметки, но не превышает 20–ти процентного порога. Половину начисленной неустойки поставщик оплатил до 1 января 2017 года. А значит можно списать поставщику половину, которая осталась не оплачена, а именно – 90 000 рублей. Используйте калькулятор для расчета неустойки по 44-ФЗ
Инструкция, как списать неустойки поставщикам в 5 этапов
Ожидание оплаты может длиться годами, причина проста — поставщик не хочет терять деньги и всеми силами будет доказывать, что опоздал не по своей вине. А вас теперь дергает контролер — неустойка начислена, а почему она не уплачена? Проверит, как вы провели претензионную работу и спросит, что мешает взыскать деньги по суду. Придется провести и досудебную работу и сходить в суд. Но теперь правительство сделало вашу работу немного проще — теперь вы можете списать часть долгов своих поставщиков за 2015–2016 год, а не судиться с ними. Читайте, какие долги можно простить и как это сделать в пять этапов.
Смотреть инструкцию
Когда нельзя проводить списание неустойки по контрактам 2015-2016 гг.
Еще одно условие, без которого нельзя списать поставщику неустойку: поставщик должен быть с этой неустойкой согласен. То есть, если поставщик на момент, когда можно было бы списать неустойку, находится в судебных разбирательствах с заказчиком или не признает, что исполнил обязательства по контракту с нарушениями, такому поставщику нельзя списывать неустойки.
Если нет документа, в котором обе стороны контракта признавали бы наличие неустойки – списывать неустойку нельзя. Если сумма составляет больше 20 процентов от цены контракт – неустойку списывать нельзя. Если контракт заключили, но обязательства по нему исполнили не в полном объеме – также нельзя списывать. Если по контракту менялись условия и заключались допсоглашения по цене, количеству или срокам – неустойку списывать нельзя.
☆ На каком этапе закупки заказчик должен помнить о неустойке поставщика?
☆ Кто должен платить первым — сначала заказчик по контракту или сначала поставщик неустойку?
☆ Можно ли удержать неустойку из обеспечения исполнения контракта?
☆ Допустимо ли кроме неустойки взыскать с подрядчика убытки, которые причинили заказчику нарушения по контракту?
Узнать ответы на вопросы
Как списывать неустойку поставщику
Чтоб списать неустойку – создайте специальную комиссии по поступлению и выбытию активов. На собрании комиссии определите, сколько и кому из поставщиков вы намерены списать. Примите коллегиальное решение. Зафиксируйте его в документальной форме. Назовите документ «решение о списании неустойки».
После того, как вы решили, кому и столько списать – передайте сведения исполнителям в бухгалтерию. Они должны сделать необходимые проводки в бухгалтерской программе, которой пользуются. Сделать это нужно в течение пяти дней с даты, как комиссия приняла решение.
После того, как техническая часть позади – нужно обрадовать поставщика тем, что часть его долгов простили. Для этого направьте ему уведомление. Укажите, сколько списали, реквизиты контракта, по которому прошло списание. Письмо – уведомление нужно направить в течение 20 дней со дня, как приняли решение о списании. Форму уведомления смотрите в приложении к постановлению от 04.07.2018 № 783. О факте списания сообщите администратору доходов бюджета, если только вы сами не являетесь администратором.
Решение о списании неустойки в виде протокола Скачать шаблон Приказ о создании специальной комиссии по поступлению и выбытию активов Скачать образец Приказ о списании неустойки Скачать шаблон
Вложенные файлы
Рекомендации по теме
Добавить комментарий