Списание федерального имущества
Содержание
- Списание федерального имущества: обязательные условия
- Организационная структура управления публичным имуществом
- Атипичные полномочия Росимущества
- Содержание компетенции федеральных органов исполнительной власти по управлению публичным имуществом
- Процедуры управления публичным имуществом
- Специальные процедуры учета публичного имущества
- Атипичные полномочия Минэкономразвития
- Атипичные полномочия федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минэкономразвития
- Система и компетенция федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность Российской Федерации
- Компетенция федеральных органов исполнительной власти
- Процедуры управления публичным имуществом
- Специальные процедуры учета публичного имущества
- Атипичные полномочия Минэкономразвития
- Атипичные полномочия федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минэкономразвития
- Система и компетенция федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность Российской Федерации
- Компетенция федеральных органов исполнительной власти
- Интересные статьи:
Списание федерального имущества: обязательные условия
- 31 августа 2011
- 3137
Цылев С.О. начальник отдела организационного и информационно-аналитического обеспечения Территориального управления Росимущества в г. Москве
Как показывает практика, процедура списания федерального имущества является для госучреждений весьма болезненной. Необходимо подготовить и согласовать внушительный пакет документов, а также учесть все требования актуального законодательства. Как при этом избежать нарушений и на что обратить особое внимание?
Сергей Олегович, в последнее время вышло несколько важных нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок списания федерального имущества. Расскажите о них поподробнее.
– Основной документ — это Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.
Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов РФ и другими организациями.
Решение о списании принимается в отношении:
1) движимого имущества, за исключением особо ценного, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, — организацией самостоятельно;
2) недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного данным учреждением за счет целевых средств, выделенных его учредителем, — организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), в ведении которого оно находится.
…Пакет документов при подготовке имущества к списанию устанавливается ФОИВ индивидуально и может отличаться у различных учреждений…
Также существует совместный приказ от 10.03.2011 Минфина России № 30н и Минэкономразвития России № 96н.
Данный приказ издан в развитие Положения № 834 и является документом общего характера, устанавливающим порядок представления учреждениями документов в курирующий ФОИВ для согласования решения о списании имущества. К сожалению, приказ не содержит исчерпывающего перечня (обязательного минимума) документов, достаточных для согласования списания имущества с учетом специфики мероприятий. Такие перечни утверждаются ФОИВ индивидуально в соответствии с подп. «г» п. 6 Положения.
Целесообразнее было бы определить в совместном приказе Минфина России и Минэкономразвития России общий перечень необходимых документов для списания федерального имущества, в то время как ФОИВ дополняли бы этот список в соответствии со своими отраслевыми особенностями.
Какие виды федерального имущества подлежат списанию?
– Списано может быть имущество (основные средства), которое находится на балансе организации, кроме ограничений, налагаемых Положением № 834. Так, не подлежит списанию федеральное имущество, изъятое из оборота, музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также имущество, расположенное за пределами Российской Федерации. В остальном никаких ограничений к виду имущества нет.
Что входит в пакет документов при подготовке имущества к списанию? Где могут возникнуть проблемы и на что обратить особое внимание?
– Пакет документов при подготовке имущества к списанию устанавливается ФОИВ индивидуально и может отличаться у различных учреждений, в зависимости от требований конкретного госоргана.
Необходимым минимумом документов является:
1) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная не ранее чем за один месяц и содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации, в т. ч. на земельный участок, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления федеральной организации на объект недвижимого имущества;
2) инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6) либо инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а);
3) выписка из реестра федерального имущества, выданная в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (п. 6) в случае, если первоначальная стоимость имущества превышает 500 тысяч рублей.
Невнесение имущества, предполагаемого к списанию, в реестр федерального имущества является нарушением действующего законодательства.
Обратите внимание на то, что в соответствии с п. 11 Положения № 834 списание имущества возможно только после утверждения акта о списании. Таким образом, списание недвижимого имущества, например, после его сноса невозможно.
При списании имущества, пришедшего в негодное состояние либо утраченного в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т. п.), должны быть представлены документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства (копии актов, справок соответствующих учреждений).
В случае списания имущества в результате дорожно-транспортного происшествия также представляются подтверждающие документы.
Каким образом осуществляется процедура списания имущества?
– В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения. Комиссия подготавливает акт о списании, в зависимости от вида имущества, по форме, установленной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 (формы № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств», № ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»), и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым ФОИВ, в ведении которого находится организация.
…Общим обязательным условием списания федерального имущества является его наличие в реестре федерального имущества.
Далее акт о списании движимого имущества утверждается руководителем организации и при необходимости направляется с пакетом документов на согласование в курирующий ФОИВ.
Указанные выше перечни документов в настоящее время находятся в стадии разработки, за исключением перечней, установленных Министерством транспорта РФ, Федеральным агентством воздушного транспорта и Федеральным космическим агентством.
Общим обязательным условием списания имущества является его наличие в реестре федерального имущества.
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный акт, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением № 447, направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) для исключения сведений о списанном имуществе из реестра.
Порядок списания федерального имущества организаций, находящихся непосредственно в ведении Правительства РФ и Президента РФ, а также федерального имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, в настоящее время не определен.
Ранее (до вступления в силу Постановления № 834) мероприятия по согласованию списания федерального имущества осуществлялись Росимуществом, в т. ч. через его территориальные органы. Были утверждены четкие перечни документов, представляемых организациями, наработана обширная практика, имелись специалисты соответствующего профиля. При этом распорядительным актом о списании имущества являлось распоряжение территориального органа Росимущества, в котором в т. ч. прописывались все последующие действия организаций.
Последствия децентрализации списания федерального имущества в настоящий момент не могут быть однозначно оценены ввиду отсутствия единого госоргана, отвечающего за процесс. Следует отметить, что отраслевые министерства и ведомства нацелены в первую очередь на решение своих, профильных задач и не «заточены» на управление федеральным имуществом. Процесс списания федерального имущества в данный момент несколько «подвис», и остается надеяться, что Российскую Федерацию не захлестнет волна несогласованных списаний имущества, в т. ч. в результате умышленной его порчи. Ведь самый простой способ освободить земельный участок для последующего строительства давно известен.
Каковы особенности списания недвижимого имущества?
– Необходимым с точки зрения законодательства условием списания федерального недвижимого имущества должно быть наличие выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве РФ на земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, планируемый к списанию. На это указывает п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, который устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
…Списание имущества возможно только после утверждения акта о списании.
Списание федерального недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на который не зарегистрировано право собственности, может повлечь за собой утрату данного участка из собственности РФ.
Однако Росимущество как представитель собственника федерального имущества не имеет необходимых полномочий для осуществления контроля за внесением такого пункта в перечни всех ФОИВ. Следовательно, руководителям ФОИВ необходимо усилить контроль за включением данного пункта в разрабатываемые ими перечни.
Рекомендации по теме
Организационная структура управления публичным имуществом
|
|
Добавить комментарий