Списание федерального имущества

Содержание

Списание федерального имущества: обязательные условия

  • 31 августа 2011
  • 3137

Цылев С.О. начальник отдела организационного и информационно-аналитического обеспечения Территориального управления Росимущества в г. Москве

Как показывает практика, процедура списания федерального имущества является для госучреждений весьма болезненной. Необходимо подготовить и согласовать внушительный пакет документов, а также учесть все требования актуального законодательства. Как при этом избежать нарушений и на что обратить особое внимание?

Сергей Олегович, в последнее время вышло несколько важных нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок списания федерального имущества. Расскажите о них поподробнее.

– Основной документ — это Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов РФ и другими организациями.

Решение о списании принимается в отношении:

1) движимого имущества, за исключением особо ценного, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, — организацией самостоятельно;

2) недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного данным учреждением за счет целевых средств, выделенных его учредителем, — организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), в ведении которого оно находится.

…Пакет документов при подготовке имущества к списанию устанавливается ФОИВ индивидуально и может отличаться у различных учреждений…

Также существует совместный приказ от 10.03.2011 Минфина России № 30н и Минэкономразвития России № 96н.

Данный приказ издан в развитие Положения № 834 и является документом общего характера, устанавливающим порядок представления учреждениями документов в курирующий ФОИВ для согласования решения о списании имущества. К сожалению, приказ не содержит исчерпывающего перечня (обязательного минимума) документов, достаточных для согласования списания имущества с учетом специфики мероприятий. Такие перечни утверждаются ФОИВ индивидуально в соответствии с подп. «г» п. 6 Положения.

Целесообразнее было бы определить в совместном приказе Минфина России и Минэкономразвития России общий перечень необходимых документов для списания федерального имущества, в то время как ФОИВ дополняли бы этот список в соответствии со своими отраслевыми особенностями.

Какие виды федерального имущества подлежат списанию?

– Списано может быть имущество (основные средства), которое находится на балансе организации, кроме ограничений, налагаемых Положением № 834. Так, не подлежит списанию федеральное имущество, изъятое из оборота, музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также имущество, расположенное за пределами Российской Федерации. В остальном никаких ограничений к виду имущества нет.

Что входит в пакет документов при подготовке имущества к списанию? Где могут возникнуть проблемы и на что обратить особое внимание?

– Пакет документов при подготовке имущества к списанию устанавливается ФОИВ индивидуально и может отличаться у различных учреждений, в зависимости от требований конкретного госоргана.

Необходимым минимумом документов является:

1) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная не ранее чем за один месяц и содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации, в т. ч. на земельный участок, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления федеральной организации на объект недвижимого имущества;

2) инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6) либо инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а);

3) выписка из реестра федерального имущества, выданная в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (п. 6) в случае, если первоначальная стоимость имущества превышает 500 тысяч рублей.

Невнесение имущества, предполагаемого к списанию, в реестр федерального имущества является нарушением действующего законодательства.

Обратите внимание на то, что в соответствии с п. 11 Положения № 834 списание имущества возможно только после утверждения акта о списании. Таким образом, списание недвижимого имущества, например, после его сноса невозможно.

При списании имущества, пришедшего в негодное состояние либо утраченного в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т. п.), должны быть представлены документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства (копии актов, справок соответствующих учреждений).

В случае списания имущества в результате дорожно-транспортного происшествия также представляются подтверждающие документы.

Каким образом осуществляется процедура списания имущества?

– В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения. Комиссия подготавливает акт о списании, в зависимости от вида имущества, по форме, установленной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 (формы № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств», № ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»), и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым ФОИВ, в ведении которого находится организация.

…Общим обязательным условием списания федерального имущества является его наличие в реестре федерального имущества.

Далее акт о списании движимого имущества утверждается руководителем организации и при необходимости направляется с пакетом документов на согласование в курирующий ФОИВ.

Указанные выше перечни документов в настоящее время находятся в стадии разработки, за исключением перечней, установленных Министерством транспорта РФ, Федеральным агентством воздушного транспорта и Федеральным космическим агентством.

Общим обязательным условием списания имущества является его наличие в реестре федерального имущества.

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный акт, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением № 447, направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) для исключения сведений о списанном имуществе из реестра.

Порядок списания федерального имущества организаций, находящихся непосредственно в ведении Правительства РФ и Президента РФ, а также федерального имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, в настоящее время не определен.

Ранее (до вступления в силу Постановления № 834) мероприятия по согласованию списания федерального имущества осуществлялись Росимуществом, в т. ч. через его территориальные органы. Были утверждены четкие перечни документов, представляемых организациями, наработана обширная практика, имелись специалисты соответствующего профиля. При этом распорядительным актом о списании имущества являлось распоряжение территориального органа Росимущества, в котором в т. ч. прописывались все последующие действия организаций.

Последствия децентрализации списания федерального имущества в настоящий момент не могут быть однозначно оценены ввиду отсутствия единого госоргана, отвечающего за процесс. Следует отметить, что отраслевые министерства и ведомства нацелены в первую очередь на решение своих, профильных задач и не «заточены» на управление федеральным имуществом. Процесс списания федерального имущества в данный момент несколько «подвис», и остается надеяться, что Российскую Федерацию не захлестнет волна несогласованных списаний имущества, в т. ч. в результате умышленной его порчи. Ведь самый простой способ освободить земельный участок для последующего строительства давно известен.

Каковы особенности списания недвижимого имущества?

– Необходимым с точки зрения законодательства условием списания федерального недвижимого имущества должно быть наличие выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве РФ на земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, планируемый к списанию. На это указывает п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, который устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

…Списание имущества возможно только после утверждения акта о списании.

Списание федерального недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на который не зарегистрировано право собственности, может повлечь за собой утрату данного участка из собственности РФ.

Однако Росимущество как представитель собственника федерального имущества не имеет необходимых полномочий для осуществления контроля за внесением такого пункта в перечни всех ФОИВ. Следовательно, руководителям ФОИВ необходимо усилить контроль за включением данного пункта в разрабатываемые ими перечни.

Рекомендации по теме

Организационная структура управления публичным имуществом

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Право Административное право
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Атипичные полномочия Росимущества

Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по управлению публичным имуществом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подчиненное Минэкономразвития. Росимущество относится к органам специальной компетенции: этот орган наделен полномочиями, осуществляемыми федеральными министерствами и федеральными службами.

В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Росимущество наделено значительным объемом правомочий в сфере владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом. Ему переданы функции упраздненного специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. Таким образом, Росимущество наделено особыми правомочиями по управлению федеральным имуществом, несоизмеримыми с имущественными правомочиями других федеральных органов исполнительной власти. К специальным полномочиям Росимущества относятся: полномочия по контролю и надзору; полномочия публичного санкционирования (т.е. разрешительные полномочия); полномочия системного управления.

Росимущество осуществляет публичный имущественный контроль, проводит выездные и камеральные проверки деятельности органов исполнительной власти по использованию объектов недвижимости (в том числе земельных участков), переданных таким органам для осуществления их полномочий (подп. 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 (далее – Положение о Росимуществе)).

В сфере публичного санкционирования Росимущество наделено релятивными разрешительными функциями; к его ведению отнесено согласование сделок с недвижимым имуществом, совершенных федеральными государственными унитарными предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. При реализации специальных полномочий, обусловленных «золотой акцией», Росимущество принимает письменные директивы, обязывающие орган управления акционерным обществом действовать в общегосударственных интересах (в том числе и директивы, обеспечивающие фискальные потребности).

Росимущество согласовывает заключение договоров аренды публичных земельных участков (санкционирует их легитимное заключение), а также осуществляет регистрационные полномочия.

Все вышеуказанные полномочия относятся к атипичным и реализуются в отношении не подчиненных Росимуществу публичных организаций.

Росимущество оказывает публичные услуги в сфере государственной контрактации, а также консультационные услуги гражданам и юридическим лицам.

В систему Росимущества входят центральный аппарат, подведомственные ему организации и территориальные органы.

Росимущество осуществляет функции специального публичного учета объектов недвижимости, обладает правомочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения функций федеральных органов исполнительной власти в сферах землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственного мониторинга земель. Росимущество наделено такими же имущественными правомочиями в отношении подчиненных ему публичных коммерческих организаций (унитарных предприятий) и учреждений.

Содержание компетенции федеральных органов исполнительной власти по управлению публичным имуществом

Министерства, федеральные службы и федеральные агентства, как правило, управляют имущественными объектами, входящими в их системы. Имущественные правомочия федерального органа исполнительной власти обусловлены предоставленным ему правом оперативного управления соответствующим объектом недвижимости. Пользование или распоряжение недвижимостью осуществляется министерством независимо от наличия подчиненного ему федерального агентства. Например, Минобороны осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, управляет и распоряжается жилищным фондом министерства. Соответствующие имущественные правомочия предоставлены также Спецстрою России, подчиненному Минобороны России, эксклюзивные полномочия которого по управлению публичным имуществом обусловлены статусом федерального агентства. Функции управления недвижимостью осуществляются МЧС, МВД России, МИДом и другими федеральными министерствами.

Содержание имущественных правомочий федеральных министерств устанавливается в зависимости от их подчиненности указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Как правило, такие правомочия осуществляются министерством по праву оперативного управления, однако в редких случаях министерства непосредственно заключают сделки с недвижимостью. Например, МИД по поручению Правительства РФ приобретает в федеральную собственность объекты недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений.

Федеральные агентства и федеральные службы, находящиеся в ведении Президента РФ, наделены бо́льшим объемом имущественных прав в сравнении с федеральными ведомствами, непосредственно подчиненными Правительству РФ. Например, ФСБ и ФСКП непосредственно управляют недвижимостью образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений своей системы, при этом ФСБ осуществляет все правомочия собственника (право владения, пользования и распоряжения) применительно к недвижимому и движимому имуществу, а также заключает сделки в отношении этого имущества, находящегося в государственной или частной собственности.

  • См. подп. 5.15.6, 5.15.7 Положения о Росимуществе.
  • Росимущество принимает меры для осуществления бюджетных обязательств акционерных обществ (применительно к публичным акциям).
  • Росимущество выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности РФ на публичное недвижимое имущество и сделок с ним. (см. п. 5.40 Положения о Росимуществе).
  • См. подп. 68, 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082.
  • Об объектах недвижимости системы МЧС, в том числе военных городков войск гражданской обороны и других объектов собственного строительства системы МЧС, см. подп. 25 п. 12 Положения о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.
  • См. подп. 39 п. 6 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Процедуры управления публичным имуществом

    В результате изучения данной главы учащийся должен: • знать о публичном предназначении реализации процедур управления публичным имуществом; • уметь оперировать публичным законодательством и отграничивать лигитимную деятельность в сфере управления публичным имуществом от противоправной;…
    (Административное право)

  • Специальные процедуры учета публичного имущества

    В содержании административных процедур учета публичного имущества необходимо отличать процедуры аккумуляции и аналитической обработки документированной информации, полученной от правообладателей (т.е. собственно учетные процедуры), от информационных процедур, связанных с предоставлением информации…
    (Административное право)

  • Атипичные полномочия Минэкономразвития

    Минэкономразвития наделено значительным объемом имущественных правомочий, реализуемых опосредованно, при осуществлении нормативно-правового регулирования либо в процессе текущего администрирования. Полномочия в сфере имущественного регулирования презюмируются п. 1 Положения о Минэкономразвития…
    (Административное право)

  • Атипичные полномочия федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минэкономразвития

    Имущественные правомочия Роспатента, Росаккредитации, Росреестра обусловлены их полномочиями бюджетного регулирования См. подп. 5.14, 5.15 Положения о Роспатенте, подп. 5.2 Положения о Росаккредитации, подп. 5.13, 5.14, 5.19 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра…
    (Административное право)

  • Система и компетенция федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность Российской Федерации

    В соответствии с федеральными законами безопасность Российской Федерации как государства обеспечивают следующие виды органов исполнительной власти: 1) органы федеральной службы безопасности; 2) органы внешней разведки; 3) федеральные органы государственной охраны; 4) органы федеральной фельдъегерской…
    (Административное право)

  • Компетенция федеральных органов исполнительной власти

    Федеральные органы исполнительной власти различаются по содержанию компетенции, т.е. по объему функций и полномочий, отнесенных к их ведению. Функции могут быть эксклюзивными и унифицированными, эксклюзивные функции вправе осуществлять только орган исполнительной власти данного вида. Унифицированные…
    (Административное право)

Популярные страницы
  • Процедуры управления публичным имуществом

    В результате изучения данной главы учащийся должен: • знать о публичном предназначении реализации процедур управления публичным имуществом; • уметь…

  • Специальные процедуры учета публичного имущества

    В содержании административных процедур учета публичного имущества необходимо отличать процедуры аккумуляции и аналитической обработки документированной…

  • Атипичные полномочия Минэкономразвития

    Минэкономразвития наделено значительным объемом имущественных правомочий, реализуемых опосредованно, при осуществлении нормативно-правового регулирования…

  • Атипичные полномочия федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минэкономразвития

    Имущественные правомочия Роспатента, Росаккредитации, Росреестра обусловлены их полномочиями бюджетного регулирования См. подп. 5.14, 5.15 Положения…

  • Система и компетенция федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность Российской Федерации

    В соответствии с федеральными законами безопасность Российской Федерации как государства обеспечивают следующие виды органов исполнительной власти: 1)…

  • Компетенция федеральных органов исполнительной власти

    Федеральные органы исполнительной власти различаются по содержанию компетенции, т.е. по объему функций и полномочий, отнесенных к их ведению. Функции…