Спецоценка условий труда

Содержание

Судебная практика по специальной оценке условий труда

  • 25 июля 2016
  • 4347

Ключевые проблемы: • Споры по поводу процедуры спецоценки • Конфликты из-за предоставленных компенсаций • Роль трудовой инспекции в спорах по поводу результатов спецоценки

Введенная с начала 2014 года процедура специальной оценки условий труда до сих пор вызывает немало вопросов – некоторые аспекты ее проведения четко не урегулированы, отсутствуют или противоречивы разъяснения Минтруда России, Роструда, других государственных органов.

Поэтому в процессе спецоценки, а также по ее результатам нередко возникают конфликтные ситуации между работником и работодателем, работодателем и организацией, проводящей спецоценку. В основном споры работников и работодателей связаны с результатами специальной оценки в части занижения класса (подкласса) условий труда. Причиной тому становятся нарушения процедуры проведения спецоценки и непредоставление причитающихся работникам компенсаций. В настоящей статье будут рассмотрены примеры судебных споров по указанным вопросам и выявлены некоторые основные проблемы, с которыми на практике сталкиваются работники и работодатели.

Споры по поводу процедуры спецоценки

С 1 января 2014 года появились основания для дифференциации гарантий и компенсаций по разным классам/подклассам условий труда. При этом в силу закона у некоторых работодателей, предоставлявших гарантии по результатам аттестации рабочих мест, возникла необходимость гарантировать работникам больший объем компенсаций, чем предполагает текущий законодательный минимум.

Алексей СУТЯГИН,

главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Не только работники и работодатели ошибаются по поводу предоставления льгот по результатам спецоценки. Случается, и инспекторы Государственной трудовой инспекции неверно толкуют закон. Так, на одном из рудников Магаданской области по результатам спецоценки работникам не предоставили сокращенную рабочую неделю. Хотя условия труда не изменились и до спецоценки продолжительность недели составляла 36 часов. Трудовой инспектор оформил работодателю предписание об устранении закона, считая, что длительность рабочей недели не могла быть увеличена. Но работодатель обратился в суд и доказал, что с 1 января 2014 года данная льгота не может быть предоставлена работникам, поскольку условия труда, отнесенные к подклассу 3.2, ее не предусматривают.

Правоприменительная практика показывает, что снизить объем предоставляемых работнику компенсаций допустимо лишь в случае фактического улучшения условий труда. Причем улучшение должно быть подтверждено результатами очередной или внеплановой спецоценки. Поэтому работодатели при первоначальном проведении спецоценки (если ранее не проводилась аттестация) стали прилагать усилия к тому, чтобы по ее результатам класс (подкласс) условий труда был как можно ниже. На этом фоне работники нередко оспаривают результаты спецоценки, ссылаясь на занижение класса условий труда. Однако не всегда причиной спора является вина работодателя.

Так, работники, занимающие должности водителей, оспорили результаты специальной оценки условий труда, по итогам которой им был установлен подкласс вредности 3.1. Свои требования они обосновали тем, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, выявившая итоговый подкласс вредности 3.3. Никаких технических улучшений в промежуток времени между аттестацией и спецоценкой (прошло всего семь месяцев) не последовало. Вибрационные и шумовые нагрузки остались на прежнем уровне, не изменилась напряженность трудового процесса. Работники ссылались на то, что не присутствовали при оценке своих рабочих мест. Они считали, что выводы, указанные в картах специальной оценки условий труда, основаны на неверных сведениях. Суд удовлетворил заявленные требования, указав на ряд ошибок, которые стали причиной конфликта.

  1. Нарушено право работников присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на их рабочих местах, гарантированное пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  2. Расчет времени воздействия вредных факторов на работников дан в отношении двух рабочих мест. При этом пробы воздуха сделаны и зафиксированы в отношении только одного автомобиля.
  3. Специалистом организации, проводившей специальную оценку условий труда, не проводился хронометраж рабочего времени.
  4. Лист обследования рабочего места не содержит подписи специалиста организации, проводившей специальную оценку условий труда, поэтому не является допустимым доказательством позиции работодателя.
  5. Не представлено доказательств того, что комиссия по проведению специальной оценки условий труда утвердила перечень рабочих мест, в том числе с указанием аналогичных мест, на которых будет проводиться спецоценка, и др.

Большая часть вышеуказанных проблем могла быть решена, если бы к процессу были привлечены более квалифицированные специалисты оценивающей организации. Однако в любом случае обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на работодателя. Суд, разрешая спор, не примет во внимание тот факт, что ошибки были допущены не самим работодателем.

Таким образом, даже действуя добросовестно, привлекая специализированную организацию, работодателю следует обеспечить четкое соблюдение требований законодательства.

Если суд признает, что спецоценка или аттестация рабочих мест (пока они еще действуют) проведена с нарушениями процедуры, ее результаты будут признаны незаконными. В таком случае компенсации могут предоставляться работнику с учетом результатов предыдущей спецоценки (аттестации), если таковая проводилась.

Так, работник оспорил результаты действующей карты аттестации рабочего места 2011 года, которой установлен класс условий труда 2. Суд признал последнюю незаконной, указав, что гарантии и компенсации должны предоставляться на основании результатов аттестации рабочих мест 2007 года, которая установила работнику класс условий труда 3.2.

Конфликты из-за предоставленных компенсаций

Споры по поводу гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда происходят наиболее часто. Нередко их причиной становится ошибочная отмена работодателем предоставляемых гарантий со ссылкой на изменившийся законодательный минимум компенсаций либо на отсутствие по новым требованиям закона необходимости их предоставлять.

Так, на рабочем месте слесаря-ремонтника по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2013 году, установлен класс вредности 3.2. Поэтому сотруднику должны были установить продолжительность рабочей недели 36 часов. Однако этого сделано не было. Работодатель сослался на то, что с 1 января 2014 года уже действовала новая редакция статьи 92 Трудового кодекса. Она предусматривает сокращенную продолжительность рабочей недели только для подклассов вредности 3.3, 3.4 и класса 4, установленную по результатам спецоценки.

Суд указал, что спецоценка условий труда работодателем в связи с изменением законодательства не проводилась. Доказательств того, что степень вредности условий труда в 2014 году уменьшилась по сравнению с условиями труда в 2013 году, не представлено. Поэтому объем гарантий, которые должны быть предоставлены, в 2014 году не может быть снижен.

С другой стороны, стоит иметь в виду, что необходимость сохранения объема компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена лишь для работников, принятых на работу до 2014 года. Если же работник принят, например, в 2015 году на ранее аттестованное рабочее место, результаты аттестации могут быть использованы до проведения спецоценки. Однако компенсации будут предоставлены уже в соответствии с новым законодательством.

Причины оспаривания работниками результатов спецоценки часто связаны с неверным толкованием сотрудниками положений законодательства. Работник может посчитать, что отдельные аспекты его работы не были учтены в ходе спецоценки, и потребовать больший объем гарантий. Например, в одном из споров, рассмотренных Мосгорсудом, в течение жарких месяцев лета 2014 года температура на рабочем месте недовольного работника превышала нормы гигиенических требований к микроклимату производственных помещений. По данному критерию условия труда подпадали под вредные. При этом ранее рабочему месту в ходе аттестации рабочих мест был установлен 2-й класс вредности и компенсации не предоставлялись.

Суд разрешил спор в пользу работодателя. Он указал, что временное отклонение от нормы одного из показателей факторов производственной среды и трудового процесса ввиду погодных условий не является достаточным основанием для предоставления компенсаций за вредность.

Дополнительными факторами, провоцирующими конфликты, являются разные критерии оценки одних и тех же производственных факторов в законодательстве о спецоценке и санитарно-гигиенических нормах.

Роль трудовой инспекции в спорах по поводу результатов спецоценки

Государственная инспекция труда обязана выявлять нарушения трудового законодательства, но не имеет полномочий по разрешению трудовых споров, так как не может подменять собой суд. Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Если трудовая инспекция превысит свои полномочия и фактически будет определять, кто прав в споре между работником и работодателем о результатах спецоценки, работодатель вправе обратиться в суд.

Так, по жалобе работника Государственная инспекция труда провела внеплановую проверку и вынесла предписание. Инспекторы требовали установить работнику дополнительный отпуск и повышенную оплату труда в связи с работой во вредных условиях труда первой степени. Суд указал, что в ходе проверки государственный инспектор труда выдает предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Оспариваемый документ вынесен по спорным вопросам, не относящимся к его компетенции. Таким образом, предписание является незаконным в указанной части. Данная спорная ситуация должна быть рассмотрена либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом (ст. 381 ТК РФ).

Примером нарушения, которое может рассматриваться как очевидное, является несоблюдение работодателем срока проведения спецоценки. Например, спецоценка проведена по прошествии шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.

На практике некоторые государственные инспекторы, помимо прочего, рассматривают вопросы качества проведения самой спецоценки. Особенно часто это происходит, когда проверка проводится по жалобе работника, не согласного с результатами спецоценки. Однако это также не относится к компетенции трудинспекции.

Например, в акте внеплановой проверки, проведенной на основании обращений работников, Гострудинспекция указала, что спецоценка проведена с нарушениями, в том числе в части достоверности замеров. Работодатель обратился в суд с требованием признать предписание Гострудинспекции незаконным. Суд, рассматривая спор, сослался на приказ Роструда от 2 июня 2014 г. № 199. Пункт 5 данного приказа устанавливает запрет для государственных инспекций труда на проверку качества проведенной спецоценки в процессе контрольных меоприятий. Представители Фемиды сочли возможным применить положения приказа в данном споре по аналогии закона. Таким образом, данное положение может быть применимо при проверке государственными инспекторами труда любых организаций, где была проведена спецоценкa.

Качество спецоценки и обоснованность предоставленных работникам гарантий и компенсаций могут быть проверены в ходе государственной экспертизы условий труда.

Запомните главное

  1. Большая часть проблем, которые вызывают конфликт, может быть решена, если для проведения спецоценки будут привлечены более квалифицированные специалисты оценивающей организации.
  2. Даже действуя добросовестно, привлекая специализированную организацию, работодателю следует обеспечить четкое соблюдение требований законодательства.
  3. Если суд признает, что спецоценка или аттестация рабочих мест (пока она еще действует) проведена с нарушениями, ее результаты будут признаны незаконными.
  4. Сохранять объем компенсаций, установленных ранее действовавшим законодательством, необходимо только для работников, принятых на работу до 2014 года. В остальных случаях компенсации будут предоставлены уже по новым правилам.
  5. Временное отклонение от нормы одного из показателей факторов производственной среды и трудового процесса ввиду погодных условий не является достаточным основанием для предоставления компенсаций за вредность.
  6. Качество спецоценки и обоснованность предоставленных работникам гарантий и компенсаций могут быть проверены в ходе государственной экспертизы условий труда, но не в ходе проверки ГИТ по жалобе работника или другому основанию.
  7. Чтобы снизить риск возникновения споров по поводу установления или отмены компенсаций за вредные условия труда, необходимо проводить консультирование работников по данным вопросам. Поручить данную работу можно специалисту по охране труда.

Рекомендации по теме

Внеплановая Специальная Оценка Условий Труда! Минтруд Разъясняет!

Антон Хабиров 30.11.2016 Нет комментариев

Приветствую, уважаемые друзья! Какая она, внеплановая специальная оценка условий труда в случаях реорганизации работодателя? В каких случаях проводится внеплановая СОУТ? На эти вопросы даёт разъяснения батюшка-Минтруд.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Так, в двух не противоречивых друг другу письмах, Минтруд в лице заместителя директора Департамента условий и охраны труда Сергеев Пётр Сергеевич поясняет следующие:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.

Полагаем, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.

С учётом положений статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.

Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом.

При этом работники, вновь принимаемые на работу, должны быть под роспись в карте специальной оценки условий труда ознакомлены с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда на их рабочем месте и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Источники: Письмо Минтруда России от 2 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3847 и Письмо Минтруда России от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913

Обратите внимание на даты ответов 🙂 Работают в поте лица.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Рекомендую ознакомиться с актуальной заметкой на тему — Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда!

Также дополнительные материалы на тему специальной оценки условий труда можно найти с помощью Поиска на Блоге.

На этом всё. Если данная информация была полезной, то ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за участие!

Пройти обучение по охране труда

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Что случилось?

С 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Основные вопрос по СОУТ мы разобрали с партнером выпуска — компанией ЭкоСтар

Обязаны ли все организации и индивидуальные предприниматели проводить специальную оценку? Касается ли данная процедура офисных работников?

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации. Исключение составляют надомники, дистанционные работники, а также работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП.

В отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих проведение специальной оценки регулируется законами и иными НПА о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, в отношении условий труда всех остальных рабочих мест, в том числе офисных работников, должна проводиться специальная оценка.

Какие санкции могут быть за не проведение специальной оценки?

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ не проведение работодателем специальной оценки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа.

А что делать, если в 2013 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда? Нужна ли в таком случае специальная оценка?

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е. до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 Порядка проведения аттестации считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Специальная оценка и аттестация в организации не проводились. Законом предусмотрено, что специальная оценка может проводиться поэтапно до 31 декабря 2018 года. Какие санкции могут быть в случае проверки трудовой инспекцией?

Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 426-ФЗ специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Исключением являются рабочие места так называемых «списочных» профессий, рабочие места, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные (опасные) условия труда, а также рабочие места, на которых по ранее проведенной аттестации или специальной оценке были установлены вредные (опасные) условия труда (часть 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в трудовом договоре помимо прочего указываются условия труда на рабочем месте. Условия труда на рабочих местах определяются по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест. В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа.

Провели специальную оценку, по результатам вредных условий труда нет. Какие дальнейшие действия? Как и куда подать декларацию?

Если по результатам проведения специальной оценки на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2), то в этом случае работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ.

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).

Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.

С классификацией по условиям труда вроде понятно, а что такое классы рабочих мест?

Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться. Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия .

Как провести специальную оценку у ИП, если его офис находится в квартире?

В отношении условий труда надомников специальная оценка не проводится.

При введении в штатное расписание новой должности, в какой срок нужно провести специальную оценку? В случае переезда организации в другое помещение нужно ли проводить специальную оценку повторно?

Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ).

По результатам специальной оценки электрогазосварщику положена доплата к окладу в размере 4%, но этот сотрудник не все дни работает на сварке. Каким образом в данном случае платится доплата? Исходя из времени, проведенного во вредных условиях?

Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда. Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда.

В июне получаем результат специальной оценки. Имеются работники по доп. тарифу. С какого периода надо начислять доп. тариф: с июня или можно раньше?

Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

А как произвести оценку: можно сделать это самостоятельно или необходимо обращаться в специализированные компании?

Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп. и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда. Компания ЭкоСтар, партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под порядковым номером 429