Совместные торги

Партнеры

Поиск по сайту
Расширенный поиск по извещениям
Свежий номер

Для рекламодателей:
+7 (495) 357-20-10
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полезные кнопки


Свежий номер

Земельно-имущественные торги, процедуры банкротства, отчеты кредитных организаций

Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии
Для рекламодателей:
+7 (495) 609-42-09
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Партнеры

Особенности проведения совместных закупок по ФЗ-44

В продолжение разговора о новшествах в сфере государственных закупок, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о КС), сегодня мы расскажем о том, как отражены в данном законе вопросы проведения совместных конкурсов и аукционов.
Теме совместных конкурсов и аукционов посвящена ст. 25 Закона о КС. Она состоит из следующих пяти частей:
1. При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:
1) информацию о сторонах соглашения;
2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;
3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;
4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
10) срок действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.
5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из содержания означенной статьи следует, что проведение совместных торгов происходит, когда у двух и более заказчиков существуют потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах и такие заказчики объединяются для проведения совместного конкурса или аукциона, заключая для этого соответствующее соглашение (ч. 1 ст. 25 Закона о КС). Организатором таких торгов выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких торгов (ч. 2 ст. 25 Закона о КС).
Как это было
Хотя, на федеральном законодательном уровне впервые упоминание о совместных торгах появилось в Федеральном законе № 94-ФЗ (ч. 6 ст. 10 ФЗ-94), попытки проводить совместные торги были и до принятия 94-го. В один из последних годов действия Федерального закона от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» было проведено некоторое количество совместных торгов, в основном среди силовых ведомств. Однако в силу несовершенства действующего в ту пору законодательства, недостаточной квалификации заказчиков и ряда других причин, как объективных, так и субъективных, подобная практика не только не прижилась, но и, в ряде случаев, приводила просто к казусам. Например, как своеобразную легенду, описывали случай, когда два силовых ведомства договорились провести совместные торги на поставку армейских пайков в весьма больших масштабах. Не вникая в сложности подобных мероприятий, эти ведомства выбрали «ведущего» и «ведомого», да и разделили конкурс на два лота, каждый из которых был равен потребности каждого из ведомств соответственно. На каждый из лотов было подано по две заявки, причем от одних и тех же фирм. Конечно, в независимых, на первый взгляд компаниях угадывалось нечто общее. Был ли тогда сговор или нет, никому доподлинно неизвестно, но итоги конкурса обескуражили – по обоим лотам победителем была признана одна из фирм, но цена единицы продукции (пайка) по лоту для ведомства Х была в разы выше, нежели цена, предложенная ведомству Y. Учитывая общий объем закупки, фирма запросто могла «подарить» один лот, при этом все равно оставшись в сверхвыигрыше. Увидев результаты таких совместных торгов, ведомство Х наотрез отказалась заключать контракт. Чем закончился этот опыт проведения совместных торгов, история умалчивает, но факт остается фактом, что следующий всплеск интереса к совместным торгам возник уже лишь в те времена, когда Федеральный закон № 94-ФЗ уже полноценно действовал.
В развитие этой нормы 94-го было издано постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов». Поскольку Федеральный закон № 94-ФЗ предоставлял заказчикам такое право лишь при осуществлении размещения заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, то эта норма 94-го послужила отправной точкой для появления приказа Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (зарегистрирован в Минюсте 15.07.2011 г. № 21367).
Проблема невостребованности
Однако интерес к совместным торгам угас так же стремительно, как и появился. Почему? Ведь, на первый взгляд, этот инструмент был бы весьма эффективным при закупках одноименных товаров, работ, услуг, ведь во многих из них есть потребность, практически, у всех заказчиков. Ну, действительно, посудите сами, канцелярскую продукцию все заказчики используют одинаковую, машины ремонтируют одинаково и т.д. Большие объемы закупок, свойственные совместным торгам, несомненно, вызвали бы повышенный интерес со стороны крупных компаний. Те, в свою очередь, за счет мощностей, будут способны предложить более выгодную цену, да и, в конце концов, крупная компания в состоянии внести обеспечения заявки и контракта, или вообще не отвлекая оборотные средства или привлечь их на условиях, более благоприятных для себя, нежели маленькая и не слишком известная фирма. Наконец, у объединившихся заказчиков в разы должен снижаться объем работы, ведь «одна голова хорошо, а две (три, восемь) лучше». Но, совместных торгов, как, практически, не проводились, так и не проводятся. Так в чем проблема? Во многом. Попробуем смоделировать ситуацию.
Для того чтобы провести совместные торги, заказчики должны, как минимум договориться о предмете, сроках, исполнителе мероприятия (организаторе) и об очень многом другом, заключить соглашение. Часть 2 статьи 25 Закона о КС регулирует содержание подобного соглашения.
Но тут же заказчики могут столкнуться с непреодолимыми подчас трудностями. Например, заказчику X лимиты бюджетных обязательств доведут в январе, а заказчику Y в марте. Получается, что заказчик X должен будет ждать до марта, ведь, несмотря на отсутствие в законодательстве преград для проведения торгов даже в отсутствие необходимых финансов, во многих ведомствах действует, если не официальный, то негласный запрет на проведение торгов до доведения лимитов.
Допустим, оба заказчика одинаково любимы финансовыми органами и имеют на счетах необходимые средства. Теперь им нужно заняться проработкой технических вопросов и тут опять возникает непонимание. Юридические службы начинают «войну» из-за содержания извещения или документации. Бухгалтерии исповедуют различный подход к правилам оформления платежных поручений. «IT-подразделение» вообще ничего не хочет слышать о пожеланиях коллег из информационно-технического отдела другого заказчика. Руководители, вынужденные ежедневно выслушивать обвинения в адрес сотрудников «соратника», просто самоустраняются от проблемы, проклиная тот момент, когда идея о совместных торгах пришла инициатору в голову.
Но, даже если заказчики обо всем договорились, на «ведущего» (организато¬ра совместных¬ торгов), как правило, обрушивается весь пласт проблем, связанных с реализаций замысла: осуществление разработки¬ и утверждени¬я документац¬ии, подготовка и направление разъяснений, формирование протоколов и пр.
Кроме того, особенно в свете последних веяний, заказчики практически наверняка попадают под пристальный взор различных контролирующих органов, ведь при размещении заказа путем проведения совместных торгов организатор торгов устанавливает начальную (максимальную цену) для каждого из заключаемых контрактов, а также указывает общую цену таких контрактов, которая подлежит снижению в результате проведения торгов. Было бы терпимо, если бы заказчики находились в равной весовой категории, располагались в одном географическом пространстве, им доводились одинаковые лимиты, они выполняли сходные функции и пр.
Таким образом, приходится признать, что далеко не новая идея о проведении совместных торгов, как и прежде, пока остается лишь теоретической разработкой, которая в силу различных объективных и субъективных причин пока не может применяться в нашей системе госзаказа в той мере, в которой ее задумывали.
О комиссии и распределении расходов
Часть 3 статьи 25 Закона о КС содержит новшества в части формирования комиссии. Установлено, что в утверждаемый организатором состав комиссии подлежат включению представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком. Однако тут же статья содержит норму права, имеющую иную форму реализации – использования, а именно, предусмотрено, что стороны могут предусмотреть в соглашении иной порядок формирования комиссии. Новой эта норма является по отношению к предшественнику (Федеральный закон № 94-ФЗ), но она присутствует в подзаконном акте (Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631).
Часть 4 статьи 25 Закона о КС, говорящая о распределении расходов на проведение совместных торгов между заказчиками, вновь практически дословно повторяет норму упомянутого постановления (№ 631), а именно она устанавливает, что расходы на проведение совместных торгов распределяются между сторонами пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов.
Частью 5 статьи 25 Закона о КС Правительству РФ делегированы полномочия по установлению порядка проведения совместных конкурсов и аукционов.

Александр Строганов