Соглашение о двойном налогообложении
Содержание
- «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих на 01.01.2018»
- Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства
«Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих на 01.01.2018»
СПИСОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА 01.01.2018
N п/п | Государство | Название договора | Дата подписания | Дата вступления в силу | Применяется с |
1. | Австралия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 07.09.2000 | 17.12.2003 | 01.01.2004 |
2. | Австрия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 13.04.2000 | 30.12.2002 | 01.01.2003 |
3. | Азербайджан | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 03.07.1997 | 03.07.1998 | 01.01.1999 |
4. | Албания | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албания об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 11.04.1995 | 09.12.1997 | 01.01.1998 |
5. | Алжир | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 10.03.2006 | 18.12.2008 | 01.01.2009 |
6. | Аргентина | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 10.10.2001 | 16.10.2012 | 01.01.2013 |
7. | Армения | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество | 28.12.1996 | 17.03.1998 | 01.01.1999 |
Протокол к Соглашению | 24.10.2011 | 15.04.2013 | 01.01.2014 | ||
8. | Белоруссия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество | 21.04.1995 | 20.01.1997 | 01.01.1998 |
9. | Бельгия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 16.06.1995 | 26.06.2000 | 01.01.2001 |
10. | Болгария | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 08.06.1993 | 08.12.1995 | 01.01.1996 |
11. | Ботсвана | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 08.04.2003 | 23.12.2009 | 01.01.2010 |
12. | Бразилия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 22.11.2004 | 19.06.2017 | 01.01.2018 |
13. | Великобритания | Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества | 15.02.1994 | 18.04.1997 | 01.01.1998 |
14. | Венгрия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 01.04.1994 | 03.11.1997 | 01.01.1998 |
15. | Венесуэла | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 22.12.2003 | 19.01.2009 | 01.01.2010 |
16. | Вьетнам | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 27.05.1993 | 21.03.1996 | 01.01.1997 |
17. | Германия | Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 29.05.1996 | 30.12.1996 | 01.01.1997 |
Протокол к Соглашению | 15.10.2007 | 15.05.2009 | 01.01.2010 | ||
18. | Греция | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 26.06.2000 | 20.12.2007 | 01.01.2008 |
19. | Дания | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 08.02.1996 | 28.04.1997 | 01.01.1998 |
20. | Египет | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 23.09.1997 | 06.12.2000 | 01.01.2001 |
21. | Израиль | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 25.04.1994 | 07.12.2000 | 01.01.2001 |
22. | Индия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 25.03.1997 | 11.04.1998 | 01.01.1999 |
23. | Индонезия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы | 12.03.1999 | 17.12.2002 | 01.01.2003 |
24. | Иран | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 06.03.1998 | 05.04.2002 | 01.01.2003 |
25. | Ирландия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 29.04.1994 | 07.07.1995 | 01.01.1996 |
26. | Исландия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы | 26.11.1999 | 21.07.2003 | 01.01.2004 |
27. | Испания | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 16.12.1998 | 13.06.2000 | 01.01.2001 |
28. | Италия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения | 09.04.1996 | 30.11.1998 | 01.01.1999 |
Протокол к Конвенции | 13.06.2009 | 01.06.2012 | 01.06.2012 | ||
29. | Казахстан | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал | 18.10.1996 | 29.07.1997 | 01.01.1998 |
30. | Канада | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 05.10.1995 | 05.05.1997 | 01.01.1998 |
31. | Катар | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 20.04.1998 | 05.09.2000 | 01.01.2001 |
32. | Кипр | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 05.12.1998 | 17.08.1999 | 01.01.2000 |
Протокол к Соглашению | 07.10.2010 | 02.04.2012 | 01.01.2013 | ||
33. | Киргизия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы | 13.01.1999 | 06.09.2000 | 01.01.2001 |
34. | Китай | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 13.10.2014 | 09.04.2016 | 01.01.2017 |
Протокол к Соглашению | 08.05.2015 | 09.04.2016 | 01.01.2017 | ||
35 | САР Гонконг КНР | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 18.01.2016 | 29.07.2016 | 01.01.2017 |
36. | КНДР | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 26.09.1997 | 30.05.2000 | 01.01.2001 |
37. | Корея | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 19.11.1992 | 24.08.1995 | 01.01.1996 |
38. | Куба | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал | 14.12.2000 | 15.11.2010 | 01.01.2011 |
39. | Кувейт | Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 09.02.1999 | 03.01.2003 | 01.01.2004 |
40. | Латвия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 20.12.2010 | 06.11.2012 | 01.01.2013 |
41. | Ливан | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 07.04.1997 | 16.04.2000 | 01.01.2001 |
42. | Литва | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 29.06.1999 | 05.05.2005 | 01.01.2006 |
43. | Люксембург | Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 28.06.1993 | 07.05.1997 | 01.01.1998 |
Протокол к Соглашению | 21.11.2011 | 30.07.2013 | 01.01.2014 | ||
44. | Македония | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 21.10.1997 | 14.07.2000 | 01.01.2001 |
45. | Малайзия | Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 31.07.1987 | 04.07.1988 | 01.01.1989 |
46. | Мали | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мали об избежании двойного налогообложения и установлении правил оказания взаимной помощи в отношении налогов на доходы и имущество | 25.06.1996 | 13.09.1999 | 01.01.2000 |
47. | Мальта | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 24.04.2013 | 22.05.2014 | 01.01.2015 |
48. | Марокко | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 04.09.1997 | 31.08.1999 | 01.01.2000 |
49. | Мексика | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 07.06.2004 | 02.04.2008 | 01.01.2009 |
50. | Молдова | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов | 12.04.1996 | 06.06.1997 | 01.01.1998 |
51. | Монголия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 05.04.1995 | 22.05.1997 | 01.01.1998 |
52. | Намибия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Намибия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы | 31.03.1998 | 23.06.2000 | 01.01.2001 |
53. | Нидерланды | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 16.12.1996 | 27.08.1998 | 01.01.1999 |
54. | Новая Зеландия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 05.09.2000 | 04.07.2003 | 01.01.2004 |
55. | Норвегия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 26.03.1996 | 20.12.2002 | 01.01.2003 |
56. | ОАЭ | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений | 07.12.2011 | 23.06.2013 | 01.01.2014 |
57. | Польша | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества | 22.05.1992 | 22.02.1993 | 01.01.1994 |
58. | Португалия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы | 29.05.2000 | 11.12.2002 | 01.01.2003 |
59. | Румыния | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 27.09.1993 | 11.08.1995 | 01.01.1996 |
60. | Саудовская Аравия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал | 11.02.2007 | 01.02.2010 | 01.01.2011 |
61. | Сербия Черногория | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 12.10.1995 | 09.07.1997 | 01.01.1998 |
62. | Сингапур | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 09.09.2002 | 16.01.2009 | 01.01.2010 |
Протокол к Соглашению | 17.11.2015 | 25.11.2016 | 01.01.2017 | ||
63. | Сирия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 17.09.2000 | 31.07.2003 | 01.01.2004 |
64. | Словакия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об избежании двойного налогообложения доходов и имущества | 24.06.1994 | 01.05.1997 | 01.01.1998 |
65. | Словения | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 29.09.1995 | 20.04.1997 | 01.01.1998 |
66. | США | Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 17.06.1992 | 16.12.1993 | 01.01.1994 |
67. | Таджикистан | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал | 31.03.1997 | 26.04.2003 | 01.01.2004 |
68. | Таиланд | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 23.09.1999 | 15.01.2009 | 01.01.2010 |
69. | Туркменистан | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 14.01.1998 | 10.02.1999 | 01.01.2000 |
70. | Турция | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 15.12.1997 | 31.12.1999 | 01.01.2000 |
71. | Узбекистан | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества | 02.03.1994 | 27.07.1995 | 01.01.1996 |
72. | Украина | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов | 08.02.1995 | 03.08.1999 | 01.01.2000 |
73. | Филиппины | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 26.04.1995 | 12.09.1997 | 01.01.1998 |
74. | Финляндия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 04.05.1996 | 14.12.2002 | 01.01.2003 |
75. | Франция | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество | 26.11.1996 | 09.02.1999 | 01.01.2000 |
76. | Хорватия | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество | 02.10.1995 | 20.04.1997 | 01.01.1998 |
77. | Чехия | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 17.11.1995 | 18.07.1997 | 01.01.1998 |
Протокол к Конвенции | 27.04.2007 | 17.04.2009 | 01.01.2010 | ||
78. | Чили | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал | 19.11.2004 | 23.03.2012 | 01.01.2013 |
79. | Швейцария | Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал | 15.11.1995 | 18.04.1997 | 01.01.1998 |
Протокол к Соглашению | 25.09.2011 | 09.11.2012 | 01.01.2013 | ||
80. | Швеция | Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 14.06.1993 | 03.08.1995 | 01.01.1996 |
81. | Шри-Ланка | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы | 02.03.1999 | 29.12.2002 | 01.01.2003 |
82. | ЮАР | Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход | 27.11.1995 | 26.06.2000 | 01.01.2001 |
83. | Япония | Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы | 18.01.1986 | 27.11.1986 | 01.01.1987 |
Открыть полный текст документа
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная
часть налогового законодательства
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ «Интерком-Аудит»
07 июля 2005 г. 23:44 E-mail Об авторе статьи Архив ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.
В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.
Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.
Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.
Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.
Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.
Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.
Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.
Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.
Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.
Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.
Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.
Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:
1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;
2) имущества и доходов от реализации имущества;
3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;
4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).
Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:
1) подоходный налог с физических лиц;
2) налог на прибыль организаций;
3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).
Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:
1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);
2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;
3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:
— прибыль от коммерческой деятельности;
— дивиденды;
— проценты;
— роялти;
— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);
— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);
— других доходов;
4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);
5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).
Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.
В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.
В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:
1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;
2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.
Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.
Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.
К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:
а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;
б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);
в) доходы от работы по найму;
г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;
д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;
е) другие доходы.
Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.
Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.
В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.
В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.
При наличии соглашения прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство (постоянное представительство иностранной организации) и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается лишь прибыль, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Применение данного принципа международных соглашений обычно конкретизируется следующим образом: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим совершенно самостоятельно». Таким образом, с одной стороны, не относятся к прибыли представительства те виды прибыли, которые лицо получает из источников в данной стране независимо от деятельности указанного представительства, а с другой стороны, предотвращается возможное занижение объемов прибыли, получаемой лицом от деятельности своего постоянного представительства.
Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».
Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.
Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».
Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.
Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.
Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).
Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).
В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).
Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).
Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».
пора учиться!
- 15 января 2019 / Интернет «Международные стандарты в аудите», Квалификация «Специалист по международным стандартам в аудите» (IAPBE)
- 22 января 2019 / Интернет Налогообложение Российской Федерации
- 25 января 2019 / Интернет Дробление бизнеса: правовые проблемы, защита от претензий налоговых органов
- 29 января 2019 / Интернет Сертифицированный главный бухгалтер по МСФО (IAB). Январский набор
- 29 января 2019 / Интернет Как читать управленческую отчетность. Бесплатный вебинар.
- 06 февраля 2019 / Интернет Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства
- 11 февраля 2019 / Интернет Недобросовестные поставщики: как сохранить налоговые вычеты и не допустить нарушения законов
- 13 февраля 2019 / Интернет «Система управления бизнес-проектами», Квалификация «Project management» (IAPBE)
- 13 марта 2019 / Интернет Программа CIMA “Управление эффективностью операций”. Уровень Р1 (подготовка к майской сессии 2018 г.)
- 14 января 2019 / Санкт-Петербург Профессиональный внутренний аудитор: современная организация, управление и методическое обеспечение (по программе профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю» 5 уровень)
- 15 января 2019 / Москва Курс обучения “IPFM:МСФО.Базис”
- 15 января 2019 / Санкт-Петербург Последние изменения в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО)
Ещё семинары и курсы
Часть 1: Анализ всех соглашений об избежании двойного налогообложения России в отношении налога у источника при выплате дивидендов из России
05.08.2018
Долгие годы одной из самых популярных юрисдикций для регистрации иностранной компании среди русскоязычных клиентов был Кипр. Помимо вопросов обеспечения конфиденциальности Кипр был крайне популярен за простую схему применения соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Соглашение позволяло выплачивать дивиденды из России на Кипр с удержанием налога у источника всего лишь 5% (для сравнения НДФЛ при выплате дивидендов физическому лицу был 9% до 2015 года, сейчас — 13%).
Для использования соглашения достаточно, чтобы кипрская компания вложила в капитал российской компании не менее 100 000 USD или иной эквивалентной суммы. Однако, начавшаяся в конце 2014 года кампания по деофшоризации в России привела к множеству судебных разбирательств в России по правомочности применения соглашений при выплате дивидендов на Кипр по льготной ставке.
В Налоговый кодекс России была имплементирована статья 312, разрешающая использовать международные налоговые соглашения России только тогда, когда организация-получатель имеет фактическое право на доход. В случае если полученные иностранной организацией дивиденды подлежат только перераспределению реальному бенефициару структуры, то соглашение не может быть применено, и налог у источника должен быть удержан по той ставке, которая предусмотрена для той страны, резидентом которой является фактический получатель дохода. К примеру, российские суды признают ставку в размере 13%, если фактический получатель дохода — налоговый резидент России или 15%, если после кипрской компании стоит классический оффшор.
Таким образом, использование кипрских компаний становится гораздо более сложным и затратным с точки зрения администрирования бизнеса.
Рис.1: Популярная схема использования кипрских компаний
Цель настоящей публикации — рассмотреть все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией, на предмет их анализа в отношении ставок налога у источника при выплате дивидендов из России в адрес иностранной организации. Обращаем внимание, что настоящая публикация является исключительно теоретическим исследованием и не служит практическим пособием и руководством к действию при выборе юрисдикции в международном налоговом планировании.
Государство |
Вступило ли в силу соглашение? |
Налог у источника при выплате дивидендов из России (льготная ставка) |
Условия владения российской компанией для использования льготной ставки |
Условия инвестирования в российскую компанию для использования льготной ставки |
Иные условия для использования льготной ставки |
Ставка налога при невозможности использовать льготную ставку |
Австралия |
Да |
5% |
10% |
700 000 AUD |
Дивиденды должны выплачиваться из прибыли, которая обложена по нормальной ставке налога и дивиденды, выплачиваемые из России, должны быть освобождены от налога в Австралии. |
15% |
Австрия |
Да |
5% |
10% |
100 000 USD |
15% |
|
Австрия |
Нет (протокол подписан 05.06.18) |
5% |
10% |
15% |
||
Азербайджан |
Да |
10% |
10% |
|||
Албания |
Да |
10% |
10% |
|||
Алжир |
Да |
5% |
25% |
15% |
||
Аргентина |
Да |
10% |
25% |
15% |
||
Армения |
Да |
5% |
25% |
10% |
||
Белоруссия |
Да |
15% |
15% |
|||
Бельгия |
Да |
10% |
10% |
|||
Бельгия |
Нет (протокол подписан 19.05.15) |
5% |
10% |
80 000 EUR |
Непрерывное владение акциями компании не менее 12 месяцев подряд |
15% |
Болгария |
Да |
15% |
15% |
|||
Ботсвана |
Да |
5% |
25% |
10% |
||
Бразилия |
Да |
10% |
20% |
15% |
||
Великобритания |
Да |
10% |
10% |
|||
Венгрия |
Да |
10% |
10% |
|||
Венесуэла |
Да |
10% |
10% |
100 000 USD |
15% |
|
Вьетнам |
Да |
10% |
10 000 000 USD |
15% |
||
Германия |
Да |
5% |
10% |
80 000 EUR |
15% |
|
Гонконг |
Да |
5% |
15% |
10% |
||
Греция |
Да |
5% |
25% |
10% |
||
Грузия |
Нет (соглашение подписано 04.08.1999) |
10% |
15% |
|||
Дания |
Да |
10% |
10% |
|||
Египет |
Да |
10% |
10% |
|||
Израиль |
Да |
10% |
10% |
|||
Индия |
Да |
10% |
10% |
|||
Индонезия |
Да |
15% |
15% |
|||
Иран |
Да |
5% |
25% |
10% |
||
Ирландия |
Да |
10% |
10% |
|||
Исландия |
Да |
5% |
25% |
100 000 USD |
15% |
|
Испания |
Да |
5% |
100 000 EUR (100 000 ECU) |
Дивиденды должны быть освобождены от налога в Испании. Ставка 10% может применяться, если выполняется либо условие инвестирования в российскую компанию, либо условие освобождения дивидендов от налога в Испании. |
15% |
|
Италия |
Да |
5% |
10% |
100 000 USD |
10% |
|
Казахстан |
Да |
10% |
10% |
|||
Канада |
Да |
10% |
10% |
15% |
||
Катар |
Да |
5% |
5% |
|||
Кипр |
Да |
5% |
100 000 EUR |
10% |
||
Киргизия |
Да |
10% |
10% |
|||
Китай |
Да |
5% |
25% |
80 000 EUR |
10% |
|
КНДР |
Да |
10% |
10% |
|||
Корея |
Да |
5% |
30% |
100 000 USD |
10% |
|
Куба |
Да |
5% |
25% |
15% |
||
Кувейт |
Да |
5% |
5% |
|||
Лаос |
Нет (соглашение подписано 14.05.1999) |
10% |
10% |
|||
Латвия |
Да |
5% |
25% |
75 000 USD |
10% |
|
Ливан |
Да |
10% |
10% |
|||
Литва |
Да |
5% |
25% |
100 000 USD |
10% |
|
Люксембург |
Да |
5% |
10% |
80 000 EUR |
15% |
|
Маврикий |
Нет (соглашение подписано 25.01.2013) |
5% |
500 000 USD |
10% |
||
Македония |
Да |
10% |
10% |
|||
Малайзия |
Да |
15% |
15% |
|||
Мали |
Да |
10% |
152 449,02 EUR (1 000 000 FRF) |
15% |
||
Мальта |
Да |
5% |
25% |
100 000 EUR |
10% |
|
Марокко |
Да |
5% |
500 000 USD |
10% |
||
Мексика |
Да |
10% |
10% |
|||
Молдавия |
Да |
10% |
10% |
|||
Монголия |
Да |
10% |
10% |
|||
Намибия |
Да |
5% |
25% |
100 000 USD |
10% |
|
Нидерланды |
Да |
5% |
25% |
75 000 EUR (75 000 ECU) |
15% |
|
Новая Зеландия |
Да |
15% |
15% |
|||
Норвегия |
Да |
10% |
10% |
|||
ОАЭ |
Да |
15% |
15% |
|||
Оман |
Нет (соглашение подписано 26.11.2001) |
5% |
500 000 USD |
10% |
||
Польша |
Да |
10% |
10% |
|||
Португалия |
Да |
10% |
25% |
Владение акциями должны быть непрерывным в течение 2 лет |
15% |
|
Румыния |
Да |
15% |
15% |
|||
Саудовская Аравия |
Да |
5% |
5% |
|||
Сербия |
Да |
5% |
25% |
100 000 USD |
15% |
|
Сингапур |
Да |
5% |
15% |
10% |
||
Сирия |
Да |
15% |
15% |
|||
Словакия |
Да |
10% |
10% |
|||
Словения |
Да |
10% |
10% |
|||
США |
Да |
5% |
10% |
10% |
||
Таджикистан |
Да |
5% |
25% |
10% |
||
Таиланд |
Да |
15% |
15% |
|||
Туркменистан |
Да |
10% |
10% |
|||
Турция |
Да |
10% |
10% |
|||
Узбекистан |
Да |
10% |
10% |
|||
Украина |
Да |
5% |
50 000 USD |
15% |
||
Филиппины |
Да |
15% |
15% |
|||
Финляндия |
Да |
5% |
30% |
100 000 USD |
12% |
|
Франция |
Да |
5% |
76 224,51 EUR (500 000 FRF) |
Льготная ставка 5% может применяться, если фактическим получателем дивидендов является французская компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Франции, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов. Ставка 10% может применяться, если выполняется либо условие инвестирования в российскую компанию, либо условие освобождения дивидендов от налога во Франции. |
15% |
|
Хорватия |
Да |
5% |
25% |
100 000 USD |
10% |
|
Черногория |
Да |
5% |
25% |
100 000 USD |
15% |
|
Чехия |
Да |
10% |
10% |
|||
Чили |
Да |
5% |
25% |
10% |
||
Швейцария |
Да |
5% |
20% |
200 000 CHF |
15% |
|
Швеция |
Да |
5% |
100% |
100 000 USD |
Порог владения акциями для применения льготной ставки может быть снижен до 30%, если это совместное предприятие |
15% |
Шри-Ланка |
Да |
10% |
25% |
15% |
||
Эстония |
Нет (соглашение подписано 05.11.2002) |
5% |
25% |
75 000 USD |
10% |
|
Эфиопия |
Нет (соглашение подписано 26.11.1999) |
5% |
5% |
|||
ЮАР |
Да |
10% |
30% |
100 000 USD |
15% |
|
Япония |
Да |
15% |
15% |
|||
Япония |
Нет (протокол подписан 07.09.17) |
5% |
15% |
Непрерывное владение акциями 1 год |
10% |
Добавить комментарий