Сколько человек в отделе
Содержание
помогите нам, пожалуйста, по следующему вопросу: нигде не можем найти, есть ли в каком либо документе четкая информация по…
- 12 августа 2018
- 478
Вопрос
помогите нам, пожалуйста, по следующему вопросу: нигде не можем найти, есть ли в каком либо документе четкая информация по таким: сколько человек должно быть в отделе (от какого количества начинается отдел), в группе, в департаменте.
Ответ
Ответ на вопрос:
Для коммерческих организаций такой норматив не установлен.
Для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5. Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти).
Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 № 1094 О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, постановление ПФР от 05.10.2016 № 900п О структуре территориальных органов ПФР определяют численность работающих, при которой возможно создание управления, отдела, группы.
Аналогичный подход отражен в Письме Минобразования России от 17.11.2003 № 38-06-11 Об органах управления образованием
В приказе Генпрокуратуры России от 03.07.2013 N 261 указано, что «при проведении организационно-штатных мероприятий следует исходить из того, что, как правило, главное управление состоит из двух и более управлений с общей штатной численностью не менее 70 единиц, управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации — из двух и более отделов с общей штатной численностью не менее 18 единиц, управление в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах — не менее 14 единиц. Штатная численность отдела органа прокуратуры не может быть менее 4 единиц, а факультета, кафедры, лаборатории и отдела организации прокуратуры (его структурного подразделения) — менее 2 единиц (при рекомендуемых 4 единицах)»
В отношении коммерческих организаций нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы создания структурных подразделений, нет. Можно, скорее всего, говорить о сложившейся практике, анализ которой и приведен далее в ответе.
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство, др.), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).
На законодательном уровне классификации структурных подразделений не представлено, поэтому ниже будут приведены лишь рекомендации, следовать которым или нет – это Ваше право.
Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:
1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);
2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.
3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;
4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;
5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.
Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации;
6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).
Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.
Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:
а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;
б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);
в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного сотрудника
Закон не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, например отдел, участок, которые состоят только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, которые работают в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение, отдел из одного сотрудника не рекомендуют.
Подробнее о мотивации сотрудника, который единолично обеспечивает то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017
…
2. Ситуация: При какой численности отдела можно вводить должность заместителя начальника отдела
Ответ на этот вопрос зависит от того, является организация коммерческой или бюджетной.
Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденнымпостановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должностиначальника отдела.
В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводят, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников (Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).
Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017
…
3. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела
Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, например отдел, который состоит только из одного сотрудника, в частности руководителя данного структурного подразделения.
Вместе с тем, по общему правилу должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей – начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.
При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот, например досрочную пенсию, дополнительный отпуск, или устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности – соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.
Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, который единолично обеспечивает то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, который состоит только из начальника этого отдела, можно ввести в штатное расписание должность заместителя руководителя организации по персоналу.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017
…
4. Ситуация:Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения
Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.
По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию.
При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, которые установлены президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).
В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывают необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.
Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты на объем работы за год, ч | : | Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч | × | Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п. |
Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимают за 2000 часов.
Такой порядок содержит пункт 2.1 Рекомендаций.
Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, который приведен в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.
Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут использовать при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для сотрудников:
юридической службы (постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10 июля 1990 г. № 273/К-14-440/11-41);
бухгалтерии и финансовых служб (постановление Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56);
службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10);
военно-учетного стола (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719);
прачечных (постановление Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20);
котельных (приложение 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65) и т. д.
Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.
Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения
Организация оказывает услуги в области прачечных и открывает новое структурное подразделение – прачечную. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20.
Планируемые показатели по работе новой прачечной определены следующим образом:
количество обрабатываемого белья в смену – 12 000 кг;
режим работы прачечной – односменный.
Оптимальное количество сотрудников для новой прачечной специалист отдела кадров определил так:
Численность сотрудников прачечной согласно таблице 3 Нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20, составляет 1,7, то есть 2 человека.
См. также пример расчета численности сотрудников кадровой службы.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
сектор или отдел?
В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера. RSS Рубрика: Профессия
Ответов: 30
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
» Первая ← Пред.1 2 3 4 След. → Последняя (4) »
![]() ![]() irtiva@mail.ru Беларусь, Минск Написал 277 сообщений Написать личное сообщение Репутация: ![]() ![]() |
|
![]() ![]() Слоним Написал 1744 сообщения |
|
Ирина irtiva@mail.ru Беларусь, Минск Написал 277 сообщений Написать личное сообщение Репутация: 0 |
|
m-olja m-olja@yandex.ru Беларусь, Минск Написал 1231 сообщение Написать личное сообщение Репутация: 386 |
|
|||||
ВячеслаВ
Беларусь, Витебск Написал 9686 сообщений |
|
Светлана ggn@tut.by Беларусь, Минск Написал 33 сообщения Написать личное сообщение Репутация: 0 |
|
Леся
Минск Написал 5860 сообщений |
|
|||||
от тяжелой работы еще никто не умирал.Это верно. Но зачем рисковать? |
Светлана ggn@tut.by Беларусь, Минск Написал 33 сообщения Написать личное сообщение Репутация: 0 |
|
Леся
Минск Написал 5860 сообщений |
|
|||||
от тяжелой работы еще никто не умирал.Это верно. Но зачем рисковать? |
Люсьен kudryavtseva@tut.by Беларусь, Минск Написал 165 сообщений Написать личное сообщение Репутация: 18 |
|
» Первая ← Пред.1 2 3 4 След. → Последняя (4) »
Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.
Порталы для специалистов
Уведомления Разделы
- Профессия (3744)
- Трудовое законодательство (28963)
- Охрана труда (1649)
- Делопроизводство (7327)
- Управление персоналом (290)
- Пенсионное обеспечение (162)
- Отчетность (122)
- Вакансии/резюме (61)
- Обучение (455)
- Свободное общение (975)
- Комментарии к НПА (115)
- Юридические вопросы (6975)
- Обсуждаем вопрос (416)
- Штатное расписание и зарплата (1569)
Голосование Считаете ли вы себя счастливым сотрудником? Работа для вас это… Может ли работа сделать человека счастливым? Статистика форума Дни рождения
Сегодня свой день рождения празднуют 111 пользователей.
Посмотреть все
Погода Ближайшие праздники
Штатная численность сотрудников
- 11 марта 2016
- 1631
Существует ли зависимость между количеством работников у ИП и обязательным количеством бригадиров, мастеров. Или это зависит от количества объектов, на которых проводятся работы.
Нет, такой зависимости нет.
Коммерческая организация или ИП самостоятельно определяет необходимо количество сотрудников.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
Рекомендация: Как составить штатное расписание
«Расчет штатной численности
Вопрос из практики: как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения
Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.
По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию*.
При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).
В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.
Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты на объем работы за год, ч | : | Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч | × | Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п. |
Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.
Такой порядок содержится в пункте 2.1 Рекомендаций.
Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, приведенный в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.
Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут быть использованы при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для:
- сотрудников юридической службы (постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10 июля 1990 г. № 273/К-14-440/11-41);
- сотрудников бухгалтерии и финансовых служб (постановление Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56);
- сотрудников службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10);
- сотрудников военно-учетного стола (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719);
- сотрудников прачечных (постановление Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20);
- сотрудников котельных (Приложение 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65);
- и др.
Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.
Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения
Организация оказывает услуги в области прачечных и открывает новое структурное подразделение – прачечную. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20.
Планируемые показатели по работе новой прачечной определены следующим образом:
- Количество обрабатываемого белья в смену – 12 000 кг;
- режим работы прачечной – 1-сменный.
Оптимальное количество сотрудников для новой прачечной специалист отдела кадров определил так:
Численность сотрудников прачечной согласно таблице 3 Нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20, равна 1,7, то есть 2 человека.
Формирование отделов
Вопрос из практики: как распределить должности сотрудников по отделам внутри организации
По общему правилу вопрос о распределении должностей по отделам решается по усмотрению руководства организации.
Коммерческие организации вправе самостоятельно решать, как именно распределять должности сотрудников по отделам или иным структурным подразделениям. Наименование должностей сотрудников и их распределение должны соответствовать исполняемой конкретным сотрудником трудовой функции* (ст. 57 ТК РФ). При этом необходимо помнить о запрете дискриминации в сфере труда и необходимости равной оплаты за труд равной ценности (ст. 3, 22 ТК РФ). Для распределения должностей внутри структурных подразделений можно воспользоваться и рекомендациями по определению численности, например, сотрудников кадровой службы.
В отношении бюджетных учреждений распределение должностей внутри структурных подразделений также происходит по решению руководства, но с учетом ряда ограничений. Так, в федеральных госорганах распределение должностей по отделам происходит с учетом предельной утвержденной численности сотрудников и бюджета учреждения (см., например, п. 10.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395, п. 9.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400). В федеральных казенных учреждениях – с учетом предельной утвержденной для них численности.
Вопрос из практики: при какой численности отдела можно вводить должность заместителя начальника отдела
Ответ на этот вопрос зависит от того, является организация коммерческой или бюджетной.
Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от соответствующей должности, в частности, начальника отдела.
В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводятся, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников (Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).
Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.
Норма управляемости
Вопрос из практики: как определить норму управляемости
Норма управляемости представляет собой количество сотрудников, которыми непосредственно управляет один руководитель и которые находятся в его непосредственном подчинении*.
Нормы управляемости применяют при построении организационной структуры организации. С их помощью можно рассчитать численность руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.
Данный показатель чаще всего определяют опытным путем, и конкретная норма зависит от следующих факторов:
- профиля деятельности организации;
- типа организационной структуры;
- объема необходимой информации;
- уровня автоматизации деятельности;
- квалификации работников*.
В настоящее время единого документа по определению норм управляемости не существует. Ранее в СССР существовали рекомендации по определению численности сотрудников, в том числе управленческого состава на производственных предприятиях различных видов и сфер деятельности. Данные рекомендации по нормированию труда были получены на основании анализа промышленных процессов тех времен (т. е. учитывали технологии, виды оборудования и прочие факторы того времени).
В то же время для государственных структур отдельными подзаконными актами утверждены методики расчета численности работников, в том числе руководящего состава. Так, например, такие методики в отношении работников государственных архивов содержат Методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утвержденные приказом Росархива от 14 января 2004 г. № 9. В отношении работников бюджетных организаций – Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденные Росздравом.
Работодатели иных сфер деятельности с учетом специфики собственной деятельности вправе использовать подобные акты для определения норм управляемости, закрепив соответствующие методики и правила расчета количества подчиненных работников на одного руководителя локальным актом (ст. 8 ТК РФ).
Исходя из практики были выработаны общие рекомендации к определению норм управляемости с учетом уровня руководителя и характера задач, выполняемых его подчиненными.
Так, если опираться на характер работ, то в качестве ориентира для руководящих должностей это могут быть следующие значения:
- в подразделениях со значительным объемом нестандартных работ, требующих высокой квалификации сотрудников, а также при частых отклонениях от заранее намеченной технологии процесса – 5–7 сотрудников;
- в подразделениях с устоявшимся характером работ, что обусловлено стандартными процессами, – 10–12 сотрудников;
- в подразделениях с типовыми стандартизированными работами, например в рабочих цехах, – 15–17 сотрудников в подчинении.
Если опираться на уровень руководителя без учета характера задач, то применяют следующий подход. Рекомендуемая численность сотрудников либо подразделений, напрямую подчиняющихся руководителю высшего уровня (директору организации либо его заместителям), составляет 5 ± 2. Для руководителя среднего звена нормой считается 7 ± 2 подчиненных».
Добавить комментарий