Система Платон для большегрузов

Что такое система «Платон» и как она действует?

С 15-го ноября 2015-го года в России стартовала система «Платон». Она предполагает взимание платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения. Платить обязаны только те грузовые транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн.

Основная причина внедрения системы — необходимость возместить ущерб, который «большегрузы» наносят дорожному полотну: средства от сборов должны идти на ремонт и строительство автомобильных дорог и развитие инфраструктуры. Однако подспудно «Платон» выполняет и другую «миссию» — выводит из «тени» перевозчиков, работающих по «серым» схемам. Таковых на рынке, кстати, по самым приблизительным подсчетам, больше половины.

Размер и порядок начисления сборов

Хотя само название «Платон» образовалось при слиянии словосочетания «плата за тонну», система не предусматривает дифференцированного подхода, учитывающего вес транспортного средства и/или количество осей. Для всех грузовиков массой свыше 12 тонн установлен единый тариф — 3,73 руб. за километр.

Правда, пока этот тариф не действует — к нему планируют прийти постепенно. Так, с момента запуска «Платона» и по 29-е февраля 2016 года (на то время, когда система еще обкатывалась, устранялись ошибки и недочеты) применялся льготный размер оплаты — 1,53 руб. за километр.

С 1-го марта 2016 года тариф собирались увеличить в два раза — до 3,06 руб. за километр, однако из-за недовольства и протестов перевозчиков правительство несколько раз меняло свои планы и откладывало повышение. Только с 15-го апреля 2017 года установился новый размер оплаты.

Сейчас он составляет 1,90 руб. за километр.

Как происходит оплата?

Есть два способа оплаты — использование бортового устройства или составление маршрутной карты.

Маршрутная карта, как уже видно по названию, содержит маршрут предстоящей грузоперевозки. Перевозчик указывает пункты отправления и назначения, если необходимо — еще несколько (от одной до десяти) промежуточных точек. На основании этих данных высчитывается, сколько километров по федеральным дорогам проедет автомобиль и в какую сумму обойдется эта поездка.

Кроме того, для составления маршрутной карты обязательно нужно указать точную дату и время начала движения, а также, естественно, государственный регистрационный знак транспортного средства и номер свидетельства о его регистрации.

Оформить маршрутную карту можно как самостоятельно — через соответствующее мобильное приложение или в личном кабинете на сайте http://platon.ru, так и с помощью сотрудников Центров информационной поддержки пользователей.

Оплатить поездку нужно заранее, еще перед выездом машины на маршрут, в течение 24 часов после оформления карты и получения ее номера. Сделать это можно несколькими способами:

  • через мобильное приложение или в личном кабинете;
  • в Центре информационной поддержки пользователей, где также расположены терминалы самообслуживания «Платон»;
  • через электронный кошелек Qiwi, интернет-банк, мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»;
  • в агентских терминалах партнеров — Qiwi и Сбербанк (правда, в этом случае придется еще заплатить комиссию).

Кроме того, средства могут быть списаны с расчетной записи владельца транспортного средства. Такая запись присваивается после регистрации в Реестре пользователей «Платон» и пополняется при помощи банковских и топливных карт, а также наличными посредством описанных выше способов.

И хотя маршрутная карта обеспечивает прозрачность процесса оплаты: можно увидеть, как проходит маршрут, сколько километров федеральных дорог он затрагивает, и проверить, верно ли рассчитана конечная стоимость, — она все равно несколько неудобна в пользовании. Водитель, осуществляющий перевозку по маршрутной карте, не имеет возможности изменить план движения: он должен строго следовать по намеченному пути, иначе — штраф. Чтобы скорректировать маршрут и при этом избежать административного взыскания, необходимо снова оформлять маршрутную карту.

И уж точно маршрутные карты не очень подходят для крупных перевозчиков с большим автопарком. Ведь документ необходимо составлять отдельно на каждую грузоперевозку, что при частых регулярных заказах — ощутимая трата времени и ресурсов. В таком случае лучше использовать бортовое устройство.

Бортовое устройство устанавливается на ветровом стекле в кабине грузового автомобиля. Оснащенное системой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, оно автоматически считывает данные о маршруте движения, а затем на основании этих данных так же автоматически происходит списание средств с расчетной записи.

Чтобы получить бортовое устройство, необходимо зарегистрироваться в системе «Платон» и заключить договор с оператором о безвозмездном пользовании.

Однако при его эксплуатации важно помнить о том, что, во-первых, прибор закрепляется за каждым конкретным транспортным средством: его нельзя отдать/продать/передарить или использовать сразу для нескольких автомобилей.

Во-вторых, так как система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, а списание средств происходит автоматически, необходимо постоянно следить за тем, чтобы расчетная запись не пустовала и на ней находилось достаточное количество денег для прохождения всего маршрута. В противном случае проезд будет считаться неоплаченным и перевозчик получит штраф. Кстати, чтобы облегчить контроль, можно просто настроить в личном кабинете получение уведомлений о достижении определенного порога баланса — и не волноваться.

Правда, есть возможность ездить с отсрочкой и платить уже по факту состоявшейся грузоперевозки. Но для того чтобы получить такую возможность, необходимо:

  • быть зарегистрированным в системе «Платон» не менее двух месяцев;
  • являться резидентом РФ;
  • пользоваться бортовым устройством;
  • не иметь неоплаченных штрафов за движение по федеральным дорогам без внесения платы и просроченной (непрерывно в течение полугода) задолженности.

Все ли должны платить за проезд по федеральным дорогам?

Да, все автомобили, чья масса превышает 12 тонн. Исключения составляют только:

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов);
  • машины, использующиеся специальными службами — пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийно-спасательными службами, военной автомобильной инспекцией;
  • транспортные средства, перевозящие вооружение и военную технику.

Почему перевозчики недовольны «Платоном»?

В принципе, платный проезд по автомобильным дорогам — вполне обычная практика для многих стран мира, причем в странах ЕС установленный тариф на порядок выше, чем в России, а платить должны транспортные средства с массой, меньшей 12 тонн, — например, 3,5-тонники и даже легковые автомобили.

Так почему же российские перевозчики никак не могут смириться с системой платных дорог и уже неоднократно выходили на протесты?

Дело, скорее, даже не столько в самом «Платоне», сколько в том неудачном времени, когда он был внедрен. После обмена санкциями между Россией и странами Запада в стране ухудшилась как общая экономическая ситуация, так и положение на рынке грузоперевозок.

Из-за того, что сократился объем автомобильных перевозок со странами ЕС, многие перевозчики были вынуждены уйти на внутренний рынок. Как следствие, рынок оказался перенасыщенным и между его игроками обострилась конкуренция, которая привела к снижению тарифов. И это тогда, когда из-за инфляции и падения курса рубля резко возросли траты на ремонт и техническое облуживание транспортных средств, увеличились выплаты по кредитам и лизингу, уменьшился вес перевозок (компании стали предпочитать покупать товар небольшими партиями), сократились доходы во всех отраслях.

Если крупные перевозчики еще могли позволить себе, пусть это и нелегко, не поднимать ставки с учетом всех возросших расходов, то мелкие существенно теряли в прибыли, а осуществляемые ими перевозки зачастую не окупали себя.

А тут вдобавок «Платон» — и издержки при необходимости тормозить увеличение тарифов возросли еще больше!

Впрочем, внедрением системы «Платон» недовольны как мелкие, так и крупные перевозчики. Однако если первые настаивают на полной ее отмене, то вторые готовы смириться с нововведением. Правда, с условием устранения всех недочетов и ошибок в системе, разработки справедливого принципа оплаты и обеспечения прозрачности освоения собранных средств.

Ведь «Платон», во-первых, учитывает только пройденное грузовым автомобилем расстояние, но никак не его массу (единственное — платить должны транспортные средства, которые весят больше 12 тонн). И получается, что 12-тонник и 20-тонник за один и тот же километраж платят одинаковую сумму, хотя нагрузка, которую последний оказывает на дорожное полотно, а соответственно, и причиненный вред (а ведь именно его возмещают!), больше.

Кроме того, перевозчикам так четко и не объяснили, как именно рассчитывали, какой ущерб грузовые автомобили наносят дорогам. Официальные лица то и дело ссылаются на разные данные и цифры, а потому возникает вопрос: имеет ли вообще «Платон» под собой исследовательскую базу?

Во-вторых, перевозчики уже платят топливные акцизы и транспортный налог. С внедрением «Платона», на их взгляд, выплаты становятся избыточными, а при этом, например, не понятно, как формируется топливный акциз и куда идут средства, собранные от транспортного налога.

Впрочем, в деле выплаты транспортного налога Правительство все-таки пошло навстречу владельцам грузовых автотранспортных средств массой свыше 12 тонн. В соответствии с Федеральным Законом №249 от 03.07.2016 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» им предоставлены существенные льготы.

Так, если сумма, выплаченная по «Платону», больше начисленного транспортного налога (или равняется ему), то транспортный налог в таком случае вообще не взимается. Если же платежи по «Платону» меньше, послабления все равно остаются: владелец транспортного средства доплачивает только разницу — между суммой транспортного налога и общей суммой сборов за проезд по платным дорогам.

Что важно, льготы предоставляются лишь в том случае, если транспортное средство зарегистрировано в системе «Платон», а плательщиком дорожных сборов и транспортного налога является одно и то же лицо.

Последнее необходимо учитывать тем, чьи автомобили находятся в лизинге. Ведь в таком случае плательщик транспортного налога — владелец автомобиля (то бишь лизингодатель), а плательщик дорожных сборов — тот, кто этим транспортом непосредственно пользуется (лизингополучатель). А значит, никаких вычетов и прочих льгот ни для кого из них не предусмотрено.

Решить, кстати, это противоречие можно с помощью Федерального Закона №164 от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»: в соответствии с ним транспортное средство, взятое в лизинг, может быть зарегистрировано как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя.

А вот чтобы обосновать свое право на льготы, до недавнего времени необходимо было предоставлять в налоговую инспекцию документы, содержащие сведения о:

  • владельце транспортного средства;
  • самом транспортном средстве;
  • сумме уплаченных сборов.

Теперь же дополнительные заявления от перевозчиков не потребуются: сведения из реестра «Платон» и без того ежегодно до 15-го февраля будут передаваться в Федеральную налоговую службу.

Если же продолжать говорить о недовольстве системой «Платон», то, в-третьих, перевозчики требуют ее прозрачности. Они хотят контролировать расход тех миллиардов рублей, которые посредством «Платона» внесли в Дорожный фонд, самим решать, какие мосты и дороги ремонтировать в первую очередь, и регулярно получать отчеты о ходе строительных и ремонтных работ.

Плюс, само состояние дорог и их качество. Необходимо изменить принцип и технологию строительства. Многие дороги, которые были введены в эксплуатацию несколько десятилетий назад, изначально были рассчитаны на меньшую нагрузку. Если их просто «залатать», то уже через год они вновь «зарастут» ямами, а значит, никакого смысла в возмещении ущерба нет, равно как и целесообразности в таком подходе.

В-четвертых, следует устранить все технические неисправности в системе. Потому что до сих пор нередки случаи, когда за рейс начисляется сумма больше той, на которую наездил автомобиль.

Каковы перспективы?

Насколько будут удовлетворены требования перевозчиков, неизвестно, но о том, что правительство их все-таки слышит, свидетельствуют хотя бы факты снижения суммы тарифа от изначально запланированной и предоставления налоговых льгот.

Правда, саму систему вряд ли отменят. Впрочем, перевозчики уже привыкают к новым условиям работы и даже начинают постепенно увеличивать ставки на грузоперевозки с учетом дорожного сбора.

Тем более что только за год действия «Платона» на собранные средства, по данным Росавтодора, удалось отремонтировать более 1 000 автодорог, 28 мостов и 3 путепровода.

В планах же у правительства — распространение принципа оплаты за причиненный дорогам ущерб и на грузовые автомобили меньшей массы, вплоть до 3,5-тонников. По крайней мере, слухи о подготовке такого нововведения постоянно циркулируют в прессе. Само правительство, правда, пока эту информацию отрицает и считает подобные меры преждевременными.

Транспортный налог для грузовых ТС с массой более 12 тонн в 2019 году

3 июля 2017 года в Налоговый кодекс РФ была внесена статья 361.1, которая устанавливает льготы на оплату автоналога для владельцев грузовых автомобилей с максимальной массой более 12 тонн, состоящих в системе Платон.

Однако с 1 января 2019 года эта льгота перестала действовать.

Данная норма была предусмотрена статьей 361.1 НК РФ, пунктами 1 и 2 в соответствии с которой льгота действует до 31 декабря 2018 года включительно. Никаких законопроектов о продлении льготы рассмотрено не было, поэтому ее срок не был продлен.

Положения… пунктов 1 и 2 статьи 361.1… Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют до 31 декабря 2018 года включительно.

П.4 ст. 2 федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. от 30.09.2017)

Право на льготу имеют также и грузовые автомобили, участвующие в сельхозработах. Подробнее о том, какие ТС не облагаются налогом, читайте в отдельной статье.

Давайте подытожим:

  • ТН для грузовых ТС начисляется по тем же правилам, что и для легковых.

  • Автоналог = (Мощность двигателя грузового авто в л.с.) х (Налоговая ставка для ТС в регионе) х (Количество полных месяцев владения авто/12).

  • Владельцы большегрузов, которые совершают взносы по Платону больше не освобождаются от уплаты налога.

  • Автоналог не оплачивают владельцы ТС, участвующих в сельскохозяйственных работах.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Дата обновления: 17 января 2019 г. 0 из 10 Проголосовало 0 Анна Георгиевна

Помощник главного юриста, активный практикующий юрист и постоянный член нашей команды. Высшее профессиональное образование (юриспруденция). Активный консультант службы поддержки по телефону. Специализация — гражданское право.

Какие факторы влияют

Основным документов, на основании которого производятся все вычисления, является именно Паспорт технического средства. В таковом указывается мощность двигателя автомобиля.

На основании данного показателя, как правило, обычно и осуществляется расчет величины транспортного налога.

Но важно отметить, что помимо мощности двигателя существует ряд дополнительных факторов — которые также будут сказываться на величине налога на автомобиль.

К таковым дополнительным моментам относится следующее:

  • место постановки на учет конкретного автомобиля;
  • категория самого транспортного средства (это может быть автомобиль грузовой либо легковой, а также всевозможный самоходный транспорт);
  • мощность транспортного средства — учитываются лошадиные силы, отраженные в ПТС;
  • возраст автомобиля либо иного ТС;
  • сколько по времени в сумме транспортное средство находится в собственности конкретного гражданина.

Существует специальный нормативный документ, согласно которому величина транспортного налога определяется в соответствии с некоторыми дополнительными факторами.

Основным таковым является как раз возраст. Фиксируется вопрос таковой в Письме Министерства Финансов №03-05-05-04/01 от 18.01.12 г.

Возраст автомобиля с момента выпуска конвейера обязательно влияет на размер налоговой ставки. Сумма лет определяется на 1 число января года, следующего за годом выпуска автомобиля.

В зависимости от мощности автомобиля изменяется и налоговая ставка. Причем чем больше таковая мощность — тем существеннее будет налог.

В некоторых случаях, когда мощность двигателя составит более 150-200 л.с. размер налогового сбора будет составлять более 10 и даже 20 тыс. рублей. Важным моментом является как раз место постановки автомобиля на учет в ГИБДД.

Согласно законодательным нормам местные власти вольны самостоятельно устанавливать налоговую ставку. Но в определенных пределах.

Именно поэтому одним из способов существенной экономии на налоговом сборе является постановка авто на учет в регионе, где ставка будет минимальной.

Уже достаточно давно более нет необходимости осуществлять регистрацию транспортного средства по месту постоянного проживания, регистрации нового собственника.

Проще всего разобраться с зависимостью размера налогового сбора от ставки, а также ряда дополнительных факторов на простом примере. На данный момент для вычислений используется достаточно простая формула.

Она выглядит следующим образом:

размер налоговой ставки в регионе × мощность автомобиля × срок владения транспортным средством

Например, в собственности имеется автомобиль, приобретенный ещё в феврале 2013 года. Причем снят с регистрации таковой был в последствии в августе того же года.

При этом мощность двигателя его составляет 89 л.с. Оплатить налоговый имущественный сбор по таковому авто нужно будет до 01.10.15 г. В таковом случае сумма налогового сбора будет составлять:

12 рублей (размер региональной ставки) × 89 л.с. (мощность двигателя) — 7/12 мес.

В результате будет получен налог в размере 623 рублей. Возможно без большого труда осуществлять все расчеты полностью самостоятельно. Но важно учесть, что процесс вычисления может осуществляться разными способами.

Также на официальном сайте ФНС присутствует специальный онлайн калькулятор. В него достаточно ввести все базовые данные. После чего будет осуществлен расчет — вероятность его точности близка к 100%.

Если гражданин считает, что права его были нарушены и налоговый сбор посчитан неверно — то ему нужно будет обратиться с жалобой в ФНС либо иные контролирующие работы подобных учреждений органы.

Размер транспортного налога для грузовых автомобилей по регионам России

Ставка транспортного налога на грузовые автомобили зависит непосредственно от региона регистрации. Важно отметить, что авто старше 10 лет обойдутся несколько дороже.

Аналогичным образом обстоять дело будет и на машины, грузоподъемность которых составляет свыше 12 тонн. В то же время если автомобиль с полной нагрузкой весит менее этого показателя — то процесс расчета несколько упрощается.

Если самостоятельный опыт в этой сфере по какой-то причине отсутствует — то стоит попросту обратиться к квалифицированному бухгалтеру.

Особенно если дело касается оплаты налога лицами юридическими. На данный момент установлено, что таковые не только обязаны осуществлять самостоятельно расчет величины налогового сбора, но также производить авансовые платежи.

Опять же налоговое законодательство в каждом регионе будет несколько отличаться. Таковой момент нужно заранее проработать.

Особенно если это касается авто до 12 тонн. Сегодня транспортный налог на грузовые автомобили в Москве обойдется дороже всего.

Дела по регионам России касательно ставки транспортного налога обстоят следующим образом:

Мощность двигателя грузового автомобиля, л.с. Размер ставки в соответствии с НК РФ Размер налоговой ставки за 1 л.с. в г. Кемерово Максимальный налоговый сбор за 1 л.с.
До 100 2.5 8 6
100-150 3.5 14 10
150-200 5 45 30 — если менее 5 лет
200-250 7.5 65 22.5 — от 5 до 10 лет
15 — если более 10 лет
Более 250 150 — если менее 5 лет
112.5 — 5-10 лет
75 — в случае если более 10 лет
15 60 — не более 5 лет
45 — если от 5 до 10 лет
30 — больше 10 лет

Важно отметить, что в данной таблице видно — ставки, определенные НК РФ, существенно отличаются от тех, которые установлены законодательством субъектов.

Положение ст. №358 НК РФ определяет вопрос расчета транспортного налога для грузовых автомобилей. В данном нормативном документе обозначен перечень транспортных средств, которые каким-либо образом подлежат налогообложению.

На данный момент размер транспортного налога в следующих регионах более приемлемый:

Наименование региона Стоимость для авто мощностью 100 л.с., рублей
Чечня 200
Ингушетия 500
Красноярский Край 600
Чукотская АО 500
Забайкальский Край 1 000

Наиболее в этом плане дорогие регионы:

Наименование Стоимость, рублей
Приморский край 2 500
Кемеровская область 2 500
Ленинградская область 2 500
Санкт-Петербург 2 500

Для автобусов сам процесс вычисления несколько будет отличаться. Все зависит опять же от ряда достаточно специфических факторов.

Важно отметить, что для физических лиц процесс расчета обычно не доставляет каких-либо существенных сложностей. В то же время лица юридические сталкиваются порой с большими проблемами.

Как платят юридические лица

В случае с лицами физическими расчет налога и сам процесс его оплаты обычно сложностей не вызывает.

Все необходимые процедуры, включая расчет и составление специальных платежных квитанций берет на себя сама налоговая служба.

Физическим лицам заранее приходит платежный документ, в котором обозначаются соответствующие моменты по поводу оплаты.

В свою очередь процесс оплаты лицами юридическими выглядит несколько иначе:

  • формируется отчетная документация;
  • рассчитывается размер налогового сбора с учетом всех факторов (мощности двигателя, типа автомобиля и его грузоподъемности);
  • далее заполняется специальная декларация;
  • в первом полугодии либо иным образом производится перечисление аванса;
  • в конце года осуществляется полная оплата налогового сбора.

Особенно внимательными юридическим лицам нужно быть в случае, когда имеет место оплата нескольких авансов. Согласно законодательству местные власти имеют право самостоятельно устанавливать режим всех начислений.

Соответственно, сроки оплаты транспортного налога в разных регионах будут отличаться более чем существенно.

Этот вопрос нужно проработать предварительно. Причем законодательные нормативы могут отличаться год от года достаточно существенно.

Ответственность за неуплату

Ответственность за неуплату налога для лиц физических — только лишь пеня в размере ставки, определенной Центробанком РФ. Несколько все серьёзнее для физических лиц.

Данный момент лучше всего будет разобраться заблаговременно. Только так можно не допустить многих сложностей, проблемных моментов. Со всеми тонкостями нужно будет предварительно ознакомиться.

За неуплату транспортного налога предполагается штраф следующей величины для юридических лиц:

В размере 20% от неуплаченной суммы если таковой прецедент возник случайно
В размере 40% от неуплаченной суммы если таковой прецедент имеет место в силу преднамеренного уклонения от уплаты налоговых сборов на территории нашей страны

Также помимо штрафа начисляется для юридических лиц также и пени. Величина его устанавливается в каждом случае в индивидуальном порядке, но в соответствии со статьями Налогового кодекса РФ.

Знание законодательных норм по этому поводу позволит не допустить многих сложностей, а также самостоятельно, без помощи посторонних осуществить процесс защиты собственных прав.

Вопрос начисления налоговых сборов на транспортные средства осуществляется разными способами. Важно предварительно разобраться со всеми тонкостями, которые имеют отношение к ведению расчетов.

Не стоит допускать ситуации с неуплатой налога — так как помимо пени в ряде случаев также назначается и штраф существенной величины.

Осенью 2015 года начала функционировать система Платон. В соответствии с Федеральным законом №257-ФЗ от 08.11.2007 владельцы многотоннажных автомобилей должны выплачивать в пользу государства компенсацию за причинение вреда российским федеральным дорогам. Стали часто появляться вопросы после внедрения системы Платон – какие машины под нее попадают, а какие транспортные средства освобождаются от «платы за тонны».

Критерии отнесения автомобилей к системе Платон

Федеральный закон четко устанавливает, что транспортные средства, максимально допустимая масса которых составляет больше 12 тонн, в обязательном порядке должны быть внесены в Реестр системы Платон. Владельцы таких автомобилей должны пройти процедуру регистрации и верификации, а после оплачивать проезд этих машин по федеральным трассам.

Под максимально допустимой массой транспортного средства понимается масса снаряженного автомобиля вместе с водителем, его пассажирами и перевозимым грузом. Этот параметр указывается сразу в нескольких документах:

  • ПТС машины;
  • ОТТС (выдается в момент сертификации авто и подтверждает соответствие установленным нормам);
  • свидетельство о БКТС (подтверждает безопасность эксплуатации машины и ее соответствие установленным законодательством нормам).

Технический регламент предусматривает отнесение таких многотоннажных фур к особой категории грузовых машин – N3. Такое же определение используется и в ГИБДД для учета и составления статистических данных.

Какие типы средств не подпадают под систему Платон?

Федеральный закон очень четко определяет, что в системе Платон должны быть зарегистрированы грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой в 12 тонн. Перечень таких транспортных средств огромен. В него входят автомобили отечественного и зарубежного производства. Неважно, КамАЗ ли это, МАЗ, Renault, Man или Daf.

Фирма никак не влияет на соотнесение автомобилей к системе. Был разработан Платон для грузовиков, серьезно воздействующих на качество дорожного покрытия вследствие большой массы. Владельцы некоторых типов транспортных средств были все же освобождены от необходимости вносить плату. Речь идет о следующих машинах:

  • военный транспорт, принадлежащий государству;
  • самоходные машины, имеющие вооружение на борту;
  • специализированный транспорт, позволяющий перемещать вооружение;
  • военная боевая техника и имущество;
  • автомобили, эксплуатируемые для перемещения людей (исключением из этой категории являются фургоны, которые можно использовать для транспортировки различных грузов и пассажиров);
  • машины, используемые специализированными службами (полицией, пожарными, работниками медицинских учреждений, оказывающих скорую помощь, и некоторыми другими – все они имеют на борту устройства, позволяющие подавать сигналы участникам дорожного движения при помощи звука и света).

В большей степени система Платон коснулась дальнобойщиков и грузоперевозчиков. Но если и в любой другой организации есть грузовой транспорт, имеющий максимально допустимую массу больше 12 тонн, то владелец такого транспортного средства должен вносить плату за передвижение по федеральным трассам.