Сервитут

Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок?

13 июня 2017 22026 0 Поделиться

Публичный сервитут на земельный участок является одной из разновидностей обременения, которое налагается на земельный участок. Главная особенность публичного сервитута заключается в том, что он может быть установлен только по решению органа власти, но без изъятия земельного участка в пользу государства.

Публичный сервитут на земельный участок

Гражданский кодекс разрешает собственнику любого недвижимого имущества потребовать от владельца смежного земельного участка, а в некоторых случаях и любого другого земельного участка, предоставить ему возможность ограниченно пользоваться им.

То есть получается, что сервитут:

  • вещное право;
  • обременение;
  • может носить постоянный и временный характер.

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен только на основании:

  • акта субъекта РФ, носящего нормативный характер;
  • акта органа местного самоуправления, носящего нормативный характер;
  • акта Российской Федерации, носящего нормативный характер.

Сервитут на земельном участке ни в коем случае не должен мешать собственнику распоряжаться и пользоваться своим земельным участком.

Если собственник не может пользоваться своим наделом, то он вправе обратиться в соответствующий орган государственной власти с требованием, чтобы тот изъял земельный участок, в том числе, путем выкупа за разумную цену.

При этом орган государственной власти обязан возместить собственнику участка все причиненные ему убытки или предоставить взамен равноценный по стоимости и по размерам земельный участок.

Публичный сервитут может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.

Цели введения публичного сервитута на земельный участок:

  • проход/проезд через участок;
  • неограниченный доступ к прибрежным полосам;
  • проведение дренажных работ;
  • временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
  • для охоты или рыболовства;
  • прогон скота через участок и т.д.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.

1. Подача заявления. Подавать заявление могут органы государственной власти или местного самоуправления, физические и юридические лица.

Пробелом в законодательстве все еще остается вопрос, куда же идти с этим заявлением?

Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления – то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта – то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Например, в Пензенской области распоряжение об установлении сервитута выдает местное Правительство.

Еще одним интересным вопросом является то, каким именно актом будет устанавливаться сервитут: нормативным или индивидуальным?

Если исходить из логики законодателя, то сервитут является обременением для конкретного участка и для конкретного владельца; поэтому правильнее будет говорить об издании индивидуального акта.

Но, с другой стороны, речь идет о том, что через этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц – значит, акт все же должен носить нормативный характер.

В заявлении должно быть указано:

  • участок, на котором устанавливается сервитут;
  • цели установления обременения;
  • срок действия сервитута;
  • сведения о собственниках участка;
  • сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.

2. Рассмотрение заявления органом государственной власти. Нормативным актом субъекта определяется орган, который занимается вопросом установления сервитута.

В том же акте прописывается срок, в течение которого должны быть рассмотрены представленные документы. В федеральных актах такого требования нет.

3. Организация общественных слушаний и вынесение решения по итогам слушаний. Общественные слушания – это, по сути, одна из разновидностей участия общества в решении касающихся их вопросов.

На сегодняшний день такой формы общественного участия в законодательстве не закреплено. Но данные слушания можно приравнять к сходу граждан.

Основным документом, который должен быть по результатам слушания, является протокол. В нем отражается повестка схода, количественный состав и итоги слушаний.

Земельный кодекс предусматривает, что общественные слушания носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер в принятии решения о введении сервитута.

4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.

5. Сервитут начинает «действовать» только после того, как сведения о нем будут внесены в ЕГРП.

При этом следует помнить, что сервитут – это ограничение не земельный участок. Соответственно, чтобы это ограничение зарегистрировать, в ЕГРП должны содержаться сведения об участке.

Документы, необходимые для регистрации:

• заявление о регистрации;
• документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
• нормативный акт об установлении сервитута;
• доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
• план земельного участка.

Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?

Публичный сервитут как один из видов обременений участка в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане.

Для того чтобы такие сведения отразить, необходимо провести межевание земель – то есть установить границы публичного сервитута на земельный участок.

Возникает вопрос, какие границы сервитута следует отображать при межевании: те, которые уже установлены или которые планируется установить? Является ли отсутствие акта органа государственной власти препятствием для проведения межевания?

На практике это выглядит следующим образом. Если участок зарегистрирован и поставлен на учет в кадастровой палате, то дожидаемся акта органа государственной власти об установлении сервитута и проводим межевание.

А что если участок, на котором планируется расположение сервитута, не зарегистрирован?

Тогда будет проводиться «двойная» работа. Межевание при оформлении участка и межевание при установлении сервитута.

Но можно ли в данном случае сделать все одним разом, если владелец участка точно знает, в каком именно месте будет расположен сервитут?

Рассмотрим данный вопрос с юридической точки зрения. Проект межевания земельного участка не является основообразующим и правопорождающим документом. Он либо «фиксирует» состояние уже имеющегося земельного участка, либо с учетом требований «формирует» (но не утверждает) предложения по границам земельного участка.

В этом случае в плане межевания земельного участка должны быть отражены уже существующие сервитуты (то есть, в отношении которых имеются соответствующие документы).

Но, с другой стороны, Градостроительный кодекс не запрещает такие действия.

Учитывая всю сложность процедуры оформления публичного сервитута, лучше всего проводить межевание с определением границ после издания соответствующего правого акта.

SOS: как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?

Как мы знаем, публичный сервитут устанавливается только на основании соответствующего акта органа власти, носящего нормативный характер, если это необходимо для обеспечения государственных нужд.

В случае возникновения проблем при реализации прав, предусмотренных законодательством, владелец участка вправе обратиться за судебной защитой.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, рассмотрение таких дел относится к компетенции арбитражных судов.

Если собственник земельного участка заявил требования о том, что земельный участок должен быть у него изъят за плату или через предоставление аналогичного участка, а государственный орган отказывает ему в этом, то заявление также подается в арбитражный суд.

Согласно законодательству, публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний.

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

Земельным кодексом также предусмотрено право собственника земельного участка установить соразмерную плату за пользование сервитутом, если установление сервитута привело к затруднениям в пользовании участком. Причем размер такой платы должен быть соразмерным.

Судебная практика определяет следующий вариант установления такой платы: исходя из соотношения площади участка, который принадлежит на праве собственности и площади участка, занятого сервитутом.

ООО «Ижевские транспортные линии» обратилось в суд для установления размера платы за пользование сервитутом в размере 300 руб. Суд первой инстанции при вынесении решения изменил сумму ежемесячной платы на 1092 руб. Аргументация следующая: истец занимает 2,3% от всей площади земельного участка ответчика. Это составляет 7 кв.м.; стоимость 1 кв.м. – 130 руб. Соответственно, 7*130=910 руб. Суд увеличил данную сумму еще на 20% с учетом того, что владелец участка должен получить разумную прибыль и компенсировать себе все неудобства. Итого, сумма составила 1092 руб.

Но главное, что стоит запомнить: публичный сервитут не устанавливается на основании решения суда!

То есть мы можем защитить свои права, только подав исковое заявление на решение органа власти об отказе в установлении сервитута или на признание недействительным акта органа власти о введении сервитута.

Поделиться Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен Юридическая консультация После прочтения остались вопросы?
Звоните по номеру 8 800 350-83-53 и наши юристы проконсультируют Вас! Звонок бесплатный.

Статья 274 УК РФ. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

Текущая редакция ст. 274 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб, —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 274 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной объект — общественные отношения, направленные на обеспечение общественной безопасности в части, касающейся безопасного использования средств, предназначенных для хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования; дополнительный объект — экономические отношения (поскольку одним из последствий данного преступления является причинение крупного ущерба); непосредственный объект — общественные отношения, направленные на обеспечение правильной и безопасной эксплуатации средств, предназначенных для хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования;
2) объективная сторона: может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия путем нарушения правил, указанных в комментируемой статьи;
3) субъект: специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое имеет доступ и, соответственно, право использования средств, предназначенных для хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также обязано соблюдать вышеприведенные правила;
4) субъективная сторона: вина может иметь место, как в форме умысла (прямого или косвенного), так и в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности) в зависимости от наступивших последствий, а также действий или бездействий субъекта преступления.

Состав преступления является материальным, то есть преступление считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в комментируемой статье, то есть уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб либо тяжкие последствия или создание угрозы их наступления (ч.2 комментируемой статьи).

Квалифицирующим признаком являются тяжкие последствия или создание угрозы их наступления (ч.2 комментируемой статьи).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2 — понятие об информации, о доступе к информации; 16 — регулирование вопросов защиты информации);
2) ФЗ «О связи» (ст. 2 — понятие «оконечного оборудования»; Гл.2 — основы деятельности в области связи:
3) Указ Президента РФ от 17.03.2008 N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

Консультации и комментарии юристов по ст 274 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 274 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Юридическая компания «ЛИК» Юридическая компания «ЛИК» Юридическая компания «ЛИК»

СЕРВИТУТ. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН? ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Статья опубликована: 2017-03-13 09:44:36 +0300 MSK

В жизни и текущей хозяйственной деятельности нередки случаи «неразумного» и даже «хамского» использования соседом земельного участка либо помещения по отношению к Вам и другим лицам (хозяйствующим субъектам). Это выражается, например, в постановке забора перегораживающего дорогу общего пользования, ввиду чего не Вы не другие не могут попасть на свои земельные участки, склады иные помещения и площади. Для разрешения подобных ситуаций законодатель предусмотрел наложение сервитута на подобного рода «проблемное» имущество. Следует знать, что есть публичные земельные сервитуты, частные земельные сервитуты.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно положений статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) имеет право требовать от собственника земельного участка или от собственника соседнего участка право на ограниченное пользование чужим участком.

Помимо наложения сервитута на земельный участок, возможно в соответствии со статьей 277 ГК РФ также наложение такого обременения на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Для решения подобных вопросов рекомендуется обращаться к профессионалам — юридические компании, как пример — юридическая компания “ЛИК”, откуда грамотные юристы проведут юридическую консультацию по вопросам наложения земельного сервитута, правомочным пользованием земельным участком, а также окажут юридическую помощь по другим вопросам из области земельных отношений.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Причем, такое обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Исходя из части 2 статьи 275 ГК РФ, сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен, НО, согласно части 1 статьи 275 ГК РФ сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом.

Согласно части 4 статьи 23 ЗК РФ, сервитут может быть срочным или постоянным.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

  1. прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  3. размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  4. проведения дренажных работ на земельном участке;
  5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  8. использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Как установить сервитут на недвижимое имущество?

Оптимальное решение — обратиться к профессионалам — юристам юридической компании “ЛИК”, которые разрешат все юридические вопросы по Вашему недвижимому имущества, поддержат Вас во всех инстанциях, где требуется работа юристов, проведения юридических консультаций, отстаивания Ваших интересов в суде и другая посильная юридическая помощь.

Вы также можете самостоятельно решать подобные вопросы (что не рекомендуется ), они заключаются в следующих аспектах.

Процесс установления сервитута происходит по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Однако, в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Помимо изложенного, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Между прочим, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование его участком.

Исходя из положений статьи 52 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что:

  1. Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
  2. В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Как прекратить действие сервитута?

Статья 276 ГК РФ предусматривает порядок и основание прекращение действия сервитута, а именно:

  • По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
  • В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Сотрудники ООО Юридическая компания «ЛИК» (300028,РФ,г.Тула,ул.Седова,д.7,второй этаж, офис 206, https://www.yuristlic.ru, E-mail:info@yuristlic.ru Тел: +7 (4872) 33-74-65, +7 (930) 895-55-35, +7 (920) 797-00-70) окажут Вам полное содействие и помощь в разрешении данных непростых вопросов (от проведения консультации до полного юридического сопровождения, в том числе и в суде). Вопрос серьезный!!! Доверьтесь профессионалам!!!