Счет дебиторская задолженность

LiveInternetLiveInternet

Gera_cl все записи автора Согласно п. 339 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в случае признания дебиторов неплатежеспособными (с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством, безнадежной, нереальной ко взысканию) дебиторская задолженность одновременно:
— списывается с балансового учета;
— отражается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок документального оформления государственными (муниципальными) учреждениями операций по переводу нереальной ко взысканию дебиторской задолженности с балансового на забалансовый учет. Следовательно, такой порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики. При этом должны учитываться соответствующие требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
При списании с баланса нереальной ко взысканию дебиторской задолженности могут оформляться, например, следующие документы:
1) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (например постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства);
2) решение инвентаризационной комиссии;
3) письменное обоснование решения о списании задолженности;
4) приказ (распоряжение) руководителя госучреждения о списании дебиторской задолженности;
5) Справка (форма 0504833).
В аналогичном порядке может оформляться и списание задолженности с забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Такое списание осуществляется:
— по истечении срока наблюдения (пяти лет или иного срока, установленного законодательством);
— при возобновлении процедуры взыскания задолженности (то есть в случае возобновления учета задолженности на балансе);
— при поступлении средств в погашение задолженности.
Согласно Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее — Инструкция N 183н), отражение в учете списания дебиторской задолженности, признанной в установленном порядке нереальной ко взысканию, осуществляется исходя из характера ее возникновения.
Так, подобная задолженность, возникшая в рамках доходных операций, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».
Соответственно, при возникновении задолженности в рамках расходных операций списание осуществляется в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».
С забалансового учета задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается путем уменьшения показателя счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Вашим автономным учреждением могут применяться следующие корреспонденции:
1. Дебет 0 401 10 173 Кредит 0 205 30 000,
Увеличение по забалансовому счету 04
— с балансового учета списана задолженность неплатежеспособных дебиторов;
2. Уменьшение по забалансовому счету 04
— с забалансового учета списана задолженность неплатежеспособных дебиторов;
3. Дебет 0 205 30 000 Кредит 0 401 10 173,
Уменьшение по забалансовому счету 04
— восстановлена дебиторская задолженность.
Списание задолженности, невостребованной кредиторами
Списание невостребованной кредиторами задолженности осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения (п. 371 Инструкции N 157н).
Задолженность, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами».
Под такой задолженностью понимаются:
— суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договоров, контрактов;
— суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами.
Перечень документов, которые должны быть оформлены для списания невостребованной кредиторами задолженности с балансового и забалансового учета, может быть установлен учредителем. В частности, могут применяться документы, перечисленные выше и применяемые в целях обоснования списания дебиторской задолженности (инвентаризационные описи, приказы, обоснования и т.д.).
Списание задолженности с забалансового счета 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами» осуществляется:
— по истечении установленных в учреждении сроков забалансового учета задолженности;
— при предъявлении кредиторами соответствующих требований и возобновлении учета задолженности на балансе.
По общему правилу согласно Инструкции N 183н кредиторская задолженность списывается в кредит счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отражением по забалансовому счету 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами» в связи с отсутствием требований кредиторов в период срока исковой давности. При этом в случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности отражение на забалансовом счете не производится.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Вашим автономным учреждением могут применяться следующие корреспонденции:
1. Дебет 0 205 30 000 Кредит 0 401 10 173,
Увеличение по забалансовому счету 20
— с балансового учета списана задолженность, невостребованная кредиторами;
2. Уменьшение по забалансовому счету 20
— с забалансового учета списана задолженность, невостребованная кредиторами;

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросам учета задолженности на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и списания задолженности, учтенной на данном счете.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе тем, Департамент считает необходимым сообщить.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора финансовых активов, операций, их изменяющих, на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция 157н).

Согласно положениям пункта 339 Инструкции 157н счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

При отсутствии согласно законодательству Российской Федерации возможности возобновления процедуры взыскания задолженности, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.

При этом Инструкция 157н не регламентирует срок прекращения права требования налогоплательщиком возврата переплаты, произведенной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок признания задолженности нереальной к взысканию. Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства, и признание ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.

Согласно пункту 5 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Исходя из положений пунктов 3 и 4 статьи 47.2 БК РФ, решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 47.2 БК РФ в соответствии с порядком принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, определенным главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» находится на внутреннем согласовании в Минфине России.

До принятия вышеуказанного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Департамент считает некорректным принимать решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет администраторами доходов бюджетов.

Директор Департамента бюджетной методологии С.В. Романов

* С учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 16н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

18.4. Задолженность неплатежеспособных дебиторов (счет 04)

На забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» учитывается списанная с баланса задолженность неплатежеспособных должников (таблица 173). Указанная задолженность учитывается на счете 04 в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) с момента ее списания с балансового учета учреждения с целью наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Если процедура взыскания задолженности дебитора возобновляется или если поступили средства для погашения задолженности неплатежеспособных дебиторов, то на дату возобновления взысканий или на дату зачисления на счета учреждений указанных поступлений задолженность списывается с забалансового счета 04.

Порядок списания задолженности с забалансового счета 04 ввиду невозможности ее востребования устанавливается в рамках учетной политики учреждения,.

Отметим, что в случае установления администратором доходов бюджета в ходе осуществления взыскания оснований невозможности реализации предъявления требований к должнику задолженность указанного должника ввиду невозможности возобновления ее взыскания может быть списана учреждением с забалансового счета 04. По данному вопросу см. письма Минфина России от 01.11.2014 № 02-06-10/56150, от 18.02.2014 № 02-06-10/6776.

Аналитический учет задолженности неплатежеспособных дебиторов ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с указанием фамилии, имени и отчества должника, полных наименований юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Аналитический учет по счету организуется в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов.

Отражение суммы задолженности неплатежеспособных дебиторов по забалансовому счету 04 производится при списании сумм указанной задолженности с балансового учета.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

Таблица 173

Бухгалтерские записи по учету

задолженности неплатежеспособных дебиторов

№ п/п

Забалансовый учет списанной дебиторской задолженности

Рассмотрим порядок забалансового учета списанной дебиторской задолженности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, в отношении которых в соответствии с положениями ч. 15, 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета (бюджетные учреждения нового типа).

Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности с 01.01.2011 ведется бюджетными учреждениями на основании Приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н). Этот Приказ базируется на положениях Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В результате изменений с 01.01.2011 в организации и ведении учета бюджетных учреждений увеличился перечень активов и обязательств, подлежащих учету за их балансом. Как и ранее, на забалансовых счетах учреждения учитываются:

  • ценности, находящиеся у учреждения в пользовании, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления <1> (например, арендованные объекты основных средств);
  • материальные ценности, учет которых согласно Инструкции N 174н предусмотрен вне балансовых счетов (например, введенные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 3000 руб., бланки строгой отчетности, имущество для награждения (дарения), оплаченные по централизованному снабжению, специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ и пр.);
  • обязательства, ожидающие исполнения;
  • дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности <2>.

<1> По мнению автора, включение в текст новых Инструкций термина «право оперативного управления» может привести к возникновению проблем в учете, так как согласно требованиям ГК РФ и Закона N 83-ФЗ в оперативном управлении учреждений планируется оставить только особо ценное государственное имущество, полученное или приобретенное за счет бюджетных средств.
<2> Ранее, в Инструкции N 148н, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, присутствовала трактовка: «дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности».

В перечень забалансовых счетов нового Плана счетов добавлены следующие счета:

  • 24 «Имущество, переданное в доверительное управление»;
  • 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
  • 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Таким образом, в забалансовом учете реализована возможность отделения имущества, переданного в пользование сторонним организациям, от имущества, находящегося в распоряжении самого учреждения.

Инструкция N 174н насчитывает 26 забалансовых счетов: с 01 по 26. Однако их число может быть и больше, так как учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Учет на забалансовых счетах ведется по простой (униграфической) системе. Забалансовый счет либо дебетуется при постановке на учет активов и обязательств, либо кредитуется при списании их с учета.

Остановимся на порядке забалансового учета списанной дебиторской задолженности бюджетных учреждений.

Несвоевременное списание безнадежной дебиторской задолженности приводит к искажению данных отчетности бюджетного учреждения, а следовательно, к их недостоверности. Помимо этого дебиторская задолженность, отраженная в балансе бюджетного учреждения, не в последнюю очередь характеризует его финансовое состояние. Исходя из этого, бухгалтеру учреждения необходимо своевременно списывать дебиторскую задолженность по нормам действующего законодательства. Иначе учреждение могут ожидать санкции за искажение бухгалтерской отчетности, в частности административная ответственность — ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Инициатором рассмотрения вопросов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и последующего согласования ее списания должно выступать бюджетное учреждение. Безнадежная дебиторская задолженность выявляется по результатам инвентаризации, как правило, по результатам ежегодной обязательной инвентаризации расчетов (п. 3 ст. 1 и ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Инвентаризационная комиссия, проверяя документы о состоянии расчетов, должна установить:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В соответствии с Приложением N 3 к Приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» с 2011 г. сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, включая дебиторскую (кредиторскую) задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

По результатам инвентаризации в части расчетов с дебиторами руководитель учреждения в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности, основанием для которого служит бухгалтерская справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, в которой указываются:

  • наименование, адрес, ИНН должника;
  • сумма задолженности;
  • основание, по которому образовалась дебиторская задолженность;
  • дата образования задолженности;
  • первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты;
  • документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты.

Обратимся к правовому аспекту вопроса возникновения и исполнения задолженности. Заключая договор, каждая из сторон выступает не только в качестве должника, но и в роли кредитора, который имеет право требовать встречного действия от другой стороны. Обязательства могут возникнуть как из договора, так и по иным основаниям, например вследствие причинения ущерба — п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Дебиторская задолженность дает учреждению право предъявлять требования к третьим лицам по неисполненным ими обязательствам, а кредиторская, наоборот, вменяет выполнение обязательств. В состав дебиторской задолженности включаются:

  • выданные поставщикам и подрядчикам авансы;
  • задолженность персонала по подотчетным суммам;
  • не погашенные виновными лицами суммы потерь и недостач;
  • суммы переплаты по налогам и сборам.

По общему правилу возникшие обязательства прекращаются их исполнением. Если это не представляется возможным, прекратить обязательство можно по следующим обстоятельствам:

  • соглашение сторон: исполнение отступного, замена другим обязательством (новация);
  • решение одной стороны, например зачет встречного однородного требования;
  • не зависящие от сторон обстоятельства: вследствие невозможности исполнения обязательства, на основании акта государственного органа и в силу ликвидации юридического лица.

Бухгалтеру следует обратить внимание на все указанные случаи, в каждом из которых прекращение обязательства является основанием для списания ее с учета. Если ни один из этих случаев не наступил, а обязательство не исполнено, то согласно Инструкции N 174н списание задолженности дебиторов с балансового учета должно производиться при условии признания ее безнадежной в силу невозможности ее взыскания по причинам юридического, экономического или социального характера.

Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из перечисленных условий, приведенных в ГК РФ:

  • истек срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ);
  • обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Если есть несколько оснований признать долг безнадежным, то он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований, что было разъяснено в Письме Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Дело обстоит сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим п. 2 ст. 314 ГК РФ, согласно которому обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной). Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Гражданский кодекс РФ также устанавливает основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности. В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ). Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бюджетного учета. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается в случае:

  • предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается);
  • совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.

К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться:

  • претензии;
  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • изменение договора, из которого следует, что должник признает наличие долга;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга;
  • подписание акта сверки задолженности, т.е. письменное подтверждение признания наличия задолженности, и т.п.

Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, т.е. срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается. Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило перечисленные действия, и без какого-либо ограничения.

Основанием для признания правомерности действий учреждения (кредитора) по списанию задолженности являются документы, подтверждающие невозможность погашения задолженности в силу указанных обстоятельств:

  • документы, подтверждающие факт осуществления хозяйственной операции (договоры, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ и др.);
  • акты сверки взаимных расчетов, если дебитор — юридическое лицо;
  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
  • приказы (распоряжения) руководителя учреждения о списании задолженности в качестве безнадежного долга, по которому истек срок исковой давности;
  • документы, подтверждающие нереальность взыскания долга, если долг списывается до истечения срока давности:
  • выписки из ЕГРЮЛ о том, что организация-должник ликвидирована;
  • акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа;
  • другие документы, подтверждающие невозможность взыскания долга;
  • разрешение органа, осуществляющего в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.

Следует отметить, что в случае, если у кредитора имеется встречная задолженность в сумме, превышающей дебиторскую задолженность, допускается погашение дебиторской задолженности путем проведения зачета встречных требований по заявлению.

Ошибочно считать, что после истечения срока исковой давности кредитор не может потребовать исполнения обязательства (ведь срок исковой давности его не прекращает). Такое право у кредитора есть, но реализовать его можно только во внесудебном порядке. Обоснованно предполагать, что в этом случае шансов взыскать задолженность значительно меньше. Поэтому учреждению-кредитору следует принимать меры по взысканию задолженности до истечения срока исковой давности.

Также в деятельности бюджетных учреждений следует учитывать, что кредитору не обязательно ждать, пока у должника появятся средства и он погасит свою задолженность. Если принятые меры не принесли результата, он вправе:

  • уступить право требования долга другому лицу. Для этого не требуется согласия должника, его достаточно только уведомить, после чего все документы, удостоверяющие право требования, нужно передать новому кредитору (п. 2 ст. 382 ГК РФ);
  • предъявить иск и взыскать задолженность в судебном порядке.

Понятно, что в некоторых случаях подобные действия потребуют наличия разрешения органа, осуществляющего в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.

Для учета нереальной к взысканию задолженности дебиторов предназначен забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». В Инструкции N 174н нет разъяснений по организации и ведению учета на забалансовых счетах, в том числе и на счете 04, поэтому обратимся к положениям Инструкции N 157н.

Нереальная к взысканию задолженность дебиторов учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с целью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Для ведения раздельного учета по основаниям возникновения и видам долгов, по мнению автора, следует ввести субсчета к данному счету.

Кроме того, на счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» также должен быть организован аналитический учет списанной задолженности в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности. Синтетическим регистром учета может являться журнал операций по забалансовым счетам (номер журнала присваивается в учреждении на основании приказа об учетной политике).

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета учреждений указанных поступлений задолженность списывается с забалансового учета.

Списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности производится:

  • по истечении срока (пять лет);
  • по каждому обязательству;
  • на основании приказа (распоряжения) руководителя образовательного учреждения о решении списания безнадежной дебиторской задолженности.

При наличии соответствующих документов с забалансового учета дебиторская задолженность списывается с кредита счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Формируется бухгалтерская справка (ф. 0504833) раздельно по кодам видов финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения.

Перечень кодов видов финансового обеспечения (18 разряд номера счета) с 2011 г. расширен с трех до девяти позиций, охватывающих потребность всех видов государственных (муниципальных) учреждений:

  • 1 — бюджетная деятельность;
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — бюджетные инвестиции;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию (для отражения финансовыми органами и органами Федерального казначейства соответствующих операций бюджетных, автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, не являющихся с 01.01.2011 участниками бюджетного процесса, в рамках их кассового обслуживания);
  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Для рассматриваемых в данной статье бюджетных учреждений код 18 разряда номера счета может принимать значения 2, 3, 4, 5 и 6 (код 1 не применяется, так как целевого бюджетного финансирования эти учреждения не получают) <3>.

<3> В приведенных далее корреспонденциях счетов 18 разряд номера счета представлен цифрой «0».

Кроме того, Инструкция N 157н предписывает при ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражать на счетах, содержащих в 24 — 26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в зависимости от экономического содержания отражаемой хозяйственной операции.

В соответствии с Инструкцией N 174н в бухгалтерском учете бюджетных учреждений операции по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности представлены в таблице.

Корреспонденция счетов по учету дебиторской задолженности (отражено списание в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию дебиторской задолженности на основании подтверждающих документов)

N
п/п
Дебет Кредит
1 Балансовый учет —
в части задолженности
по доходам
Счет 040101173
«Чрезвычайные
доходы от операций
с активами»
Соответствующих счетов
аналитического учета счета
020500000 «Расчеты по
доходам»
(020521660 — 020541660,
020552660, 020553660,
020571660 — 020575660,
020581660)
2 Балансовый учет —
в части задолженности
по предоставленным
займам (ссудам)
Счет 040110173
«Чрезвычайные
доходы от операций
с активами»
Счет 220714640
«Уменьшение задолженности
дебиторов по займам, ссудам»
3 Балансовый учет —
в части задолженности
по произведенным
авансовым платежам
Счет 040120273
«Чрезвычайные
расходы по
операциям
с активами»
Соответствующих счетов
аналитического учета счета
020600000 «Расчеты по
выданным авансам»
(020621660 — 020626660,
020631660 — 020634660,
020641660, 020642660,
020652660, 020653660,
020662660, 020663660,
020691660)
4 Балансовый учет —
в части задолженности
подотчетных лиц
Счет 040120273
«Чрезвычайные
расходы по
операциям
с активами»
Соответствующих счетов
аналитического учета счета
020800000 «Расчеты
с подотчетными лицами»
(020811660 — 020813660,
020821660 — 020826660,
020831660, 020832660,
020834660, 020862660,
020863660, 020881660)
5 Балансовый учет —
в части задолженности
дебиторов по
выявленным
недостачам,
хищениям, потерям
Счет 040120273
«Чрезвычайные
расходы по
операциям
с активами»
Соответствующих счетов
аналитического учета счета
020900000 «Расчеты по ущербу
имуществу»
(020971660 — 020974660,
020981660, 020982660)
6 Забалансовый учет Счет 04

Что касается принятия на балансовый учет бюджетного учреждения списанной дебиторской задолженности в случае возобновления процедуры ее взыскания, то Инструкция N 174н содержит указания (проводки) только по восстановлению задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям. Схема записей выглядит следующим образом:

Д-т соответствующих счетов аналитического учета счета 020900000 «Расчеты по ущербу имуществу» (020971560 — 020974560, 020981560, 020982560)

К-т сч. 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Одновременно производится списание восстановленной задолженности с забалансового счета 04:

К-т сч. 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

В Инструкции N 157н указаний по восстановлению на учет ранее списанной с баланса дебиторской задолженности также не содержится.

Обоснованно предположить, что указанная схема бухгалтерских записей может быть применена при постановке на балансовый учет бюджетного учреждения прочей дебиторской задолженности (отличной от задолженности по недостачам и потерям) в случае возобновления процедуры ее взыскания.

Кроме того, п. 4 Инструкции N 174н прямо устанавливает право бюджетных учреждений самостоятельно определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций корреспонденцию счетов в случае, если такая корреспонденция отсутствует в Инструкции N 174н (по согласованию с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя).

Для забалансового учета действует общее правило проведения инвентаризации и учета ее результатов. В п. 332 Инструкции N 157н указано, что все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Инвентаризации забалансовых показателей учреждения, как правило, уделяется не такое пристальное внимание, как проверке балансовых активов и обязательств. Однако пренебрегать ревизией забалансового учета не стоит, так как достоверность финансовой отчетности складывается из всех ее показателей — как балансовых, так и забалансовых.

В соответствии с п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств осуществляется бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России. Следовательно, при проведении инвентаризации учреждениям следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Кроме того, порядок отражения результатов инвентаризации в учете бюджетных учреждений определен в Инструкции N 174н. В дальнейшем следует ожидать разъяснений по порядку проведения инвентаризации, документальному оформлению и учету ее результатов в отраслевых нормативных документах. При этом п. 6 Инструкции N 157н предусматривает раскрытие порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств учреждения в приказе (положении) по его учетной политике.

Что касается периодичности проведения инвентаризации забалансовой задолженности, то, по мнению автора, следует руководствоваться п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей нужно проводить как минимум один раз в год перед составлением годовой отчетности. Основная задача при проведении инвентаризации учтенной за балансом дебиторской задолженности состоит в том, чтобы удостовериться, насколько правильны и обоснованны суммы такой задолженности, а также проверить вероятность взыскания списанного долга.

Сведения о списанных с баланса задолженностях указывают в бюджетной отчетности — в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. В ней по строке 040 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов, всего» отражают остатки забалансового счета 04. Справка входит в состав баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130). Отчетные формы приведены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н. В эту Инструкцию начиная с годовой отчетности за 2010 г. Приказом Минфина России от 10.12.2010 N 164н внесены изменения.

Сведения о задолженностях, числящихся на балансовых счетах бюджетного учреждения, приводятся в Приложении к балансу — форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности». Порядок ее заполнения установлен п. 151 Инструкции N 128н. Приложение представляют один раз в год в составе годовой отчетности.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
  6. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
  7. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина России от 13.11.2008 N 128н.
  8. О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденную Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н: Приказ Минфина России от 10.12.2010 N 164н.
  9. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.

И.А.Варпаева

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Нижегородский коммерческий институт

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность — денежные средства, которые юрлицу или предпринимателю должны контрагенты.

Ниже указаны основные случаи возникновения дебиторки и счета ее учета согласно Плану счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2001 № 94н):

Ситуация

Счет бухучета

Поставщик получил аванс, но не отгрузил ТМЦ или не выполнил оговоренные услуги

76, 60

Покупатель не заплатил за поставленные ценности или полученные услуги

76, 62

Заемщик не вернул полученный заем

73, 76, 58

Сотрудник не отчитался по подотчетным суммам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Мы рассматриваем нюансы учета и списания дебиторки у юрлиц. Предприниматели не обязаны вести бухучет на основании норм ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, но они могут по собственному желанию отражать дебиторку по правилам бухучета.

Законодательная база учета дебиторской задолженности представлена нормами:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • положения по ведению бухучета и бухотчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение № 34н);

К сожалению, контрагенты не всегда спешат закрывать свои долги. Поэтому в ряде ситуаций дебиторская задолженность признается безнадежной к взысканию и списывается.

Какую дебиторскую задолженность можно списать?

В бухучете дебиторку можно списать в следующих случаях:

  • по истечении срока исковой давности;
  • задолженность стала нереальной к получению (п. 77 положения № 34н).

По общему правилу срок исковой давности — 3 года. Если срок исполнения обязательства определен, то срок исковой давности отсчитывают от окончания срока исполнения обязательства. Если таковой срок не определен или установлен как «момент востребования» — то 3 года надо считать со дня предъявления требования исполнить обязательство (ст. 196, 200 ГК РФ).

Однако в порядке определения срока исковой давности для ликвидации дебиторки есть множество нюансов.

Во-первых, срок исковой давности может прерываться — если контрагент признает долг (ст. 203 ГК РФ). Признание долга может быть в виде:

  • частичного перечисления дебиторки;
  • уплаты процентов за просрочку;
  • просьбы отсрочить платеж;
  • передачи заявления о проведении взаимозачета;
  • подписания акта сверки;
  • признания претензии с одновременным признанием долга;
  • изменения договора — с указанием признания наличия долга (п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 43).

Если контрагент признал долг, то срок исковой давности надо пересчитывать заново с момента признания. Включать истекшее до признания время в новый срок нельзя.

ВАЖНО! Исковая давность не прерывается из-за бездействия дебитора: если он не оспорил безакцептное списание у него денег с расчетного счета, это еще не означает автоматическое признание долга (п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 43).

Во-вторых, если срок исковой давности истек, а должник внезапно признал имеющуюся за ним задолженность — отсчет срока давности начинается заново (ст. 206 ГК РФ).

ВАЖНО! Даже если срок исковой давности несколько раз прерывался, он не может быть больше 10 лет с момента непосредственного неисполнения обязательства контрагентом (ст. 181 ГК РФ).

В-третьих, если в договоре указано, что обязательство исполняется по частям, а должник признал одну из этих частей, то по другим частям срок исковой давности не прерывается (п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 43).

Второй критерий для признания дебиторки безнадежной — доказанная невозможность исполнить дебитором обязательство в случае:

  • ликвидации должника (ст. 417 ГК РФ);
  • исключения дебитора из ЕГРЮЛ после 01.09.2014, что приравнивается к ликвидации фирмы;
  • форс-мажора, ЧС (ст. 416 ГК РФ);
  • вынесения судом постановления о невозможности взыскать долг либо в случае отсутствия у должника имущества для взыскания (ст. 266 НК РФ).

ВАЖНО! Если деньги юрлицу или ИП должен другой ИП, то считать дебиторку безнадежной только потому, что должник-ИП исключен из реестра, нельзя — коммерсанты отвечают по долгам всем своим имуществом даже после окончания предпринимательской деятельности (письмо Минфина РФ от 16.09.2015 № 03-03-06/53157). Списать долг предпринимателя можно на общих основаниях либо в случае его смерти или по завершении процедуры банкротства.

Закрытый перечень критериев признания долга безнадежным установлен ст. 266 НК РФ и расширению для целей налогового учета не подлежит.

А вот в бухучете списать задолженность можно еще по одной причине — невозможность взыскания по мнению самого кредитора. Пользоваться этим способом стоит только в том случае, если фирма исчерпала все способы получить деньги от должника без помощи суда, а предполагаемые расходы на судебное разбирательство превысят взыскиваемую сумму дебиторки.

Как документально оформить списание дебиторской задолженности?

Прежде чем списывать просроченную дебиторку, надо убедиться, что есть документы, подтверждающие сам факт задолженности. В противном случае списывать долг на расходы рискованно (письмо ФНС РФ от 06.12.2010 № ШС-37-3/16955).

У компании или ИП должны быть:

  • договоры;
  • акты сверок;
  • первичка, подтверждающая факт отгрузки ТМЦ или оказания услуг, либо документы, подтверждающие, что был перечислен аванс контрагенту.

Рекомендуем также хранить выставленные контрагенту претензии и ответы на них — для подтверждения того, что для взыскания долга были приняты меры, а сам должник знал о своем долге фирме.

Если деньги компании должен сотрудник, то проверьте документы, подтверждающие выдачу подотчетных сумм, с помощью нашего материала «Налоговая проверка расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Кроме того, нужно провести инвентаризацию дебиторки и отразить результаты в акте по форме ИНВ-17.

Бухгалтер составляет бухсправку, в которой указывает информацию о размере дебиторки, причины ее возникновения и списания, приводит ссылку на ИНВ-17. Затем руководитель издает приказ на списание дебиторской задолженности.

Списание дебиторской задолженности за баланс

Списывать долги в бухучете следует за счет средств резерва по сомнительным долгам. Его обязаны создавать все предприятия, за исключением предпринимателей (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, ст. 2 положения № 34н). Если сумм резерва не хватает для покрытия дебиторки, то сумма превышения относится к числу прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам и списанию дебиторской задолженности:

Дебет

Кредит

Создан резерв по сомнительным долгам

62, 76

Списана безнадежная дебиторская задолженность за счет резерва

62, 76

Списана дебиторка сверх резерва по сомнительным долгам

60, 62, 76, 73, 58

Списана вся сумма безнадежной дебиторки в прочие расходы — если компания не создавала по данной задолженности резерв.

ВАЖНО! Только для целей бухучета. Для расчета налогов в расходы принимаются только суммы, исчисленные по правилам ст. 266 НК РФ.

Отражены подотчетные суммы, не возвращенные сотрудником в срок

Списаны безнадежные к взысканию подотчетные суммы

Но это не всё: списанная безнадежная дебиторка должна еще 5 лет с момента списания учитываться за балансом. Для этого предназначен сч. 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Организация обязана в течение 5 лет отслеживать возможность все-таки получить долг от дебитора (п. 77 положения № 34н). Списание дебиторки за баланс отражается по дебету сч. 007. Если прошло 5 лет, а деньги так и не удалось получить, дебиторка окончательно списывается проводкой по кредиту сч. 007.

Если же в течение 5 лет появилась возможность взыскать долг и контрагент перечислил деньги, то в учете следует сделать записи:

Дебет

Кредит