Рсбу

Содержание

]]>]]>

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета в России

Copyright: фотобанк Лори

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ, предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

• минимально необходимые — в части правил по применению бухучета;

• допустимые — в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

• детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

• применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

• государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

• будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

• стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

ОСБУ действующие, и опубликованные проекты можно рассматривать, как две отдельные категории:

• общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

• специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

• для НФО – ОСБУ:

— операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

— резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;

— Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.

• для страховщиков – ОСБУ:

— «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;

— операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.

• для КФО – ОСБУ:

— вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;

— операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;

— ОС, НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.

Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.

Популярное

Бухгалтерская отчетность
Сроки сдачи отчетности в 2019 году: таблица

Выплаты персоналу
Пособие на погребение в 2019 году

НДФЛ
Справка 2-НДФЛ: новая форма 2019

Декретный отпуск
Выплаты по беременности в 2019 году

Статистическая отчетность
Статистическая отчетность

НДФЛ
Справка 2-НДФЛ: новая форма-2018

Экологические платежи
Сдача отчета МСП за 2018 год

Кадровое делопроизводство
Производственный календарь-2019 с праздниками и выходными

Страховые взносы ПФР
Образец заполнения СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

Страховые взносы ФСС
Подтверждение вида деятельности в ФСС 2019: сроки

Транспортный налог
Ставки транспортного налога по регионам 2018 (таблица)

Налоги и взносы
Календарь бухгалтера: 2019 год

Страховые взносы ПФР
ОДВ-1 – новая форма

Страховые взносы ПФР
Как узнать номер СНИЛС

Что такое РСБУ в бухгалтерии

Евдокимова Наталья
Автор PPT.RU 26 февраля 2018
0 комментариев Российские предприятия и компании обязаны отчитываться о показателях финансового и имущественного положения в первую очередь перед контролирующими госорганами. В связи с этим порядок составления и предоставления отчетности жестко регламентирован на законодательном уровне — утверждены специальные стандарты бухучета. В статье определим ключевые понятия, а также рассмотрим основные требования, предъявляемые к ведению бухучета и составлению отчетности.

В первую очередь определимся, как расшифровывается данная аббревиатура. РСБУ (расшифровка) — российские стандарты бухгалтерского учета. Следовательно, РС бухучета — это совокупность законодательных и нормативно-правовых актов, утвержденных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые устанавливают строгие правила ведения бухучета, а также составления отчетности. Основные требования, правила и способы ведения БУ разрабатывает Министерство финансов России.

Отметим, что российские стандарты применимы к организации и ведению бухучета практически во всех экономических субъектах. Исключением является организации банковской системы. Для банков и кредитно-финансовых компаний знание РСБУ необязательно, так как особенности учета и формирования бухотчетности для них устанавливает Центральный банк России. Однако, ЦБ РФ разрабатывает требования к ведению БУ на основании правил, которые утверждает Минфин РФ.

Правовые основы РСБУ

Рассмотрим состав нормативной базы, которая устанавливает требования и правила к ведению учета в российских организациях:

  1. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011.
  2. Единый план счетов БУ и инструкция к его применению.
  3. Положения по ведению БУ.
  4. Положения по составлению бухотчетности.
  5. Отраслевые НПА, методические рекомендации и пояснения.

Напомним, что каждый экономический субъект обязан разработать учетную политику. Данный локальный документ составляется с учетом действующего законодательства.

Особенности российских стандартов бухучета

Российский бухучет имеет ряд ключевых отличий, в сравнении с международными стандартами бухучета. Подробнее о МСБУ читайте в статье «Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета».

Определим особенности РСБУ:

  1. Бухгалтерский учет ведется в валюте страны, то есть в рублях. При совершении хозяйственных операций в иностранной валюте следует конвертировать их в рубли.
  2. Составление первичной документации, заполнение регистрационных журналов или журналов-ордеров, а также составление бухотчетности осуществляется исключительно на русском языке.
  3. При сотрудничестве с иностранными инвесторами, кредиторами и прочими бизнес-партнерами осуществляется построчный перевод отчетных форм, регистров и первичной документации.
  4. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов. Операции отражаются методом двойной записи. То есть сумма операции записывается одновременно по дебету одного счета и кредиту второго.
  5. Для РСБУ отчетным периодом является календарный год, однако предусмотрены исключения для вновь созданных экономических субъектов. Для некоторых категорий организаций установлены промежуточные периоды для формирования и предоставления бухотчетности.

Отчетность по РСБУ

Российские компании обязаны отчитываться по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина № 66н. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  1. Обязательная форма «Бухгалтерский баланс».
  2. Отчеты и финрезультаты деятельности, движения капитала и денежных средств.
  3. Унифицированные приложения к бухгалтерским формам отчетности.
  4. Пояснительные записки.
  5. Аудиторские заключения (для организаций, которым установлен обязательный аудиторский контроль).

Пользователей такой БО делят на внешних и внутренних. К внешним относят кредиторов, поставщиков, подрядчиков, контролирующие госорганы (ФНС, Росстат). К внутренним — руководство компании, учредителей, акционеров, собственников.

Сводная отчетность по РСБУ

Крупные отечественные компании, имеющие развитую филиальную сеть, обязаны составлять консолидированную отчетность по РСБУ. Консолидированной отчетностью признается бухотчетность, составленная не только по головной компании, но и с учетом финансовых и имущественных оборотов по всем филиалам, обособленным подразделениям и территориальным отделениям. Причем независимо от того, выделены ли филиалы на отдельный баланс.

Особенности формирования сводной отчетности закреплены в законе № 208-ФЗ от 27.07.2010. Данный НПА содержит ключевые требования и правила заполнения отчетных консолидированных форм. Сдавать такую отчетность следует в ЦБ РФ не позднее 3 месяцев после завершения отчетного периода.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её. Вам может быть интересно: БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ Подпишитесь на ежедневную рассылку Каждый будний день мы будем отправлять вам всё, что было опубликовано вчера
Вы ничего не пропустите! Подписаться

Словарь оценщика
Словарь автоэксперта Онлайн оценка износа авто
Словарь cтроительных терминов

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учёта) — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учёта. Применяются наряду с МСФО, GAAP США и другими бухгалтерскими стандартами деловой практики.

РСБУ обязательны к применению на территории Российской Федерации, и распространяются на небанковские коммерческие организации. Учёт банковской деятельности ведётся в соответствии с правилами, издаваемыми Центральным Банком России. Тем не менее, при разработке соответствующих нормативных актов Центральный банк ориентируется на ПБУ, выпущенные Министерством финансов РФ.

Федеральный закон о бухгалтерском учёте № 129-ФЗ подписан 21 ноября 1996 года. Последние изменения внесены 03.11.2006 года федеральным законом № 183-ФЗ.

Одним из принципиальных отличий российского бухгалтерского учёта от МСФО является жёсткая регламентация действий бухгалтера. В связи с этим российские бухгалтеры, не привыкшие к относительной свободе действий, сталкиваются со значительными трудностями при трансформации отчётности по МСФО.

В РСБУ существует единый план счетов, обязательный для применения.

РСБУ традиционно ориентируются на запросы регулирующих органов, в первую очередь, налоговых, в то время как МСФО ориентированы главным образом на пользователей, имеющих действительный или потенциальный финансовый интерес в субъекте отчётности: акционеров, инвесторов и контрагентов.

РСБУ не предусматривает консолидацию отчётности для холдинговых компаний, что существенно затрудняет их анализ, так как в отчёте отображена деятельность лишь головной компании и не отображена деятельность её дочек.

Другие термины на букву Р:
Разрешенное использование
Расходы будущих периодов
Расходы внепроизводственные
Расходы косвенные (накладные)
Расходы на замещение
Расходы переменные
Расходы постоянные
Расходы прямые
Реальная процентная ставка
Реверсия
Регистр недвижимости (property register)
Регистр поземельный (land register)
Регистрация недвижимости (property registration)
Реконструированный (гипотетический) отчет о доходах
Рента
Рентабельность
Реституция (от лат. restitutio)
Риск
Риэлтер (realtor) (США)
Роялти
Рынок недвижимости (market)
Рыночная арендная плата
Рыночная премия за риск
Рыночная стоимость
Рыночная цена
Рыночная экстракция

2.2. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: konspect.doc Скачиваний: 43 Добавлен: 28.02.2016 Размер: 548.35 Кб ☆

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам, утверждаются приказами Минфина РФ. Они регулируют об­щие и частные вопросы построения учета и формирова­ния учетной политики.

В настоящее время утверждены и действуют положения (стандарты), например:

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная поли­тика организации» (ПБУ 1/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иност­ранной валюте» (ПБУ 3/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97);

Положение по бухгалтерскому учету «События поле отчетной даты» (ПБУ 7/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Условные фак­ты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы орга­низации» (ПБУ 9/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы орга­низации» (ПБУ 10/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государ­ственной помощи» (ПБУ 13/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет немате­риальных активов» (ПБУ 14/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03);

Применение стандартов в повседневной практике по­зволяет бухгалтерам избежать ошибок при ведении уче­та и повышает его качество. В дополнение к учетным стандартам в соответствии с отраслевыми особенностя­ми Министерством финансов РФ и различными ведом­ствами разрабатываются инструкции, методические ре­комендации, указания.

2.3. Учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено Приказом МФ РФ от 09.12.98 г, № 60-н.

Данное Положение устанавливает основы формиро­вания и раскрытия учетной политики организации.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерско­го учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся: способы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимо­сти активов, организации документооборота, инвентари­зации; способы применения счетов бухгалтерского уче­та; системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы и приемы.

Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается ее руководителем.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;

  • формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;

  • порядок проведения инвентаризации активов обя­зательств организации;

  • методы оценки активов и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля за хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фак­тов хозяйственной деятельности;

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;

  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исхо­дя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующим приказом или распоряжением. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года. Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики организации может про­изводиться в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

  • существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, и т. п.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей документацией (приказом, распоряжением).

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

Соседние файлы в предмете

  • # 28.02.20161.05 Mб30Ispriavlenny_Dengi_i_kredit_Arutyunyan.doc
  • # 28.02.2016103.42 Кб20ISTORIYa.doc
  • # 28.02.20168.47 Mб33KERKYTHEA_TRANSLATE_RUS.pdf
  • # 28.02.2016387.07 Кб7Kniga_Politekonomia_Konovodchenko_ispravl.doc
  • # 28.02.20161.32 Mб4Komplex_rizik_z_7_st.doc
  • # 28.02.2016548.35 Кб43konspect.doc
  • # 28.02.20161.09 Mб96Konspekt_lektsiy_po_zagalni_mikrobiologiyi_1.doc
  • # 28.02.20161.04 Mб18Konspekt_lekts_y_-_1.doc
  • # 28.02.2016563.71 Кб7Konspekt_lekts_y_-_2.doc
  • # 28.02.2016265.22 Кб21Konsp_STOP1-4.doc
  • # 28.02.20161.81 Mб19Kucherenko_V_Karpov_V_Karpov_A.pdf

Бухгалтерский учет в современной России

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Бухучет и аудит Теория бухгалтерского учета
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

С распадом СССР и выделением России как нового государства в его экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета.

И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.

Тем не менее сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с ее происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из «пережитков» старой системы плохи, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают ее ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Роль и концепции бухгалтерского учета претерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Главное отличие все же продолжает сохраняться – основным потребителем бухгалтерской информации остается государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота – инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов – сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.с. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

Основой нормативной базы бухгалтерского учета в России являются законодательные акты, а также Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другие документы, издаваемые Минфином России, и другие подзаконные нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, ФНС России, а в некоторых случаях документы Банка России и государственных внебюджетных фондов.

В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») сформулированы следующие задачи:

  • – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • – предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в данном законе сформулированы и основные требования к его ведению:

  • – оценка имущества в рублях;
  • – раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;
  • – ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
  • – отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;
  • – раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения.

Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой на разные уровни управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

В марте 1998 г. Правительством РФ была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель этой Программы – приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Основные цели и задачи реформы охватывали:

  • – формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • – увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • – оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.

В конце 2000 г. Минфин России приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (далее – План счетов и Инструкция по его применению), а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоялся 1 января 2002 г.

В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности – когда организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам. Необходимость выделения указанных групп связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

Организации первой группы применяют международные стандарты финансовой отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

Во вторую группу входят организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные унитарные предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.

К третьей группе относятся остальные организации (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

С основными направлениями совершенствования нормативной базы была напрямую увязана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. (опубликована в профессиональной печати). В этой Концепции на основе проведенного скрупулезного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10–15 лет.

Концепция являлась основой построения системы бухгалтерского учета в стране и была призвана:

  • – обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
  • – служить фундаментом для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих актов по бухгалтерскому учету;
  • – стать основой принятия решения по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
  • – помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете № 402-ФЗ), который призван продолжить процесс гармонизации российского бухгалтерского учета со сложившейся международной практикой учета.

Его действие будет распространяться:

  • 1) на коммерческие и некоммерческие организации;
  • 2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3) Банк России;
  • 4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;
  • 5) находящиеся на территории России филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории России, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Новый закон будет применяться при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Он также будет применяться при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

Закон о бухучете № 402-ФЗ не будет применяться при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение указанного закона.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации по новому закону будут являться уполномоченный федеральный орган и Банк России.

Регулирование бухгалтерского учета в нашей стране могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган:

  • 1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном Законом о бухучете № 402-ФЗ;
  • 2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  • 3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • 4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • 5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  • 6) представляет Россию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 7) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Банк России в пределах его компетенции:

  • 1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  • 2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
  • 3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
  • 4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  • 5) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

  • 1) разрабатывают проекты федеральных стандартов, проводят публичное обсуждение этих проектов и представляют их в уполномоченный федеральный орган;
  • 2) участвуют в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • 3) участвуют в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • 4) обеспечивают соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
  • 5) разрабатывают и принимают рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • 6) разрабатывают предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
  • 7) участвуют в разработке международных стандартов.

Помимо реальной помощи в разработке проектов законов по бухгалтерскому учету и аудиту они оказывают большое содействие в разработке программ переподготовки специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту и подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров.

Ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие в разработке и соблюдении ее членами нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики, следить за качеством знаний и квалификацией своих членов, принимать участие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров, защищая права и профессиональную независимость бухгалтеров.

Принятие нового Федерального закона «О бухгалтерского учете» дает начало многотрудной и объемной работе по дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета в России.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Инвестиционная политика современной России

    Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс ориентированных на потребности национального хозяйства подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в…
    (Инвестиции)

  • Кризисные процессы советского периода как предпосылка социально-экономического кризиса в современной России

    Для рассмотрения достаточно обстоятельно кризисных явлений в советской экономике потребовалась бы отдельная книга. Другое дело — рассматривать эти явления под углом вызревания предпосылок экономического кризиса в современной России. Необходимо, во-первых, трезво, без предвзятости оценить советскую экономику…
    (Антикризисное управление)

  • Государственный бюджет современной России

    Государственный бюджет формируется в соответствии с уровнями власти в государстве. При этом каждый уровень власти опирается на свой финансовый фонд — бюджет. В современной России выделяются нижеследующие уровни государственного бюджета: — федеральный бюджет; — бюджеты субъектов Российской Федерации;…
    (Экономическая теория)

  • Основные тенденции и явления в культуре современной России

    Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период перестройки. Продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Переход к рыночным отношениям поставил представителей…
    (История России)

  • Общая характеристика налоговой системы современной России

    Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе были декларированы следующие основные принципы построения налоговой системы: ■ единый подход в вопросах налогообложения, включая…
    (Финансы, денежное обращение и кредит)

  • -study: семейные сети как фактор социально-психологической поддержки и экономической помощи в современной России

    «Основная масса работ, посвященных той роли, которую социальные, в том числе семейные, сети играют в России, приходится на середину 1990-х гг. Обращавшиеся к этой теме исследователи неизменно подчеркивали их значение как ресурса, жизненно необходимого для выживания и развития как в позднесоветский,…
    (Социология)

  • Три этапа маркетингового продвижения в современной России

    Первый этан можно назвать информационно-рекламным, основным лозунгом которого можно считать слова: «Мы есть!» Начало этого этапа положил переход страны на рыночную экономику в начале 1990-х гг. Рынок изначально предполагает конкуренцию, но на начальном этапе развития спрос все еще превышал…
    (Основы рекламы)

  • Рекламные агентства в современной России

    На рынке рекламы в России сегодня действуют как национальные агентства, так и крупные сетевые холдинги. Широко распространены также специализированные агентства, которые берутся только за отдельный вид рекламы и по заказу клиента-рекламодателя осуществляют данный вид работ или проект. На российском рекламном…
    (Основы рекламы)

  • Возрождение института оперативного судебного контроля в уголовном судопроизводстве современной России и его эволюция

    8 сентябре 1991 г. в Верховный суд РСФСР поступила жалоба адвоката Клигмана, в которой тот поставил вопрос об оперативной судебной проверке законности и обоснованности действий следователя по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Быстрова, 24 августа 1991 г. задержавшего первого заместителя…
    (Уголовное судопроизводство)

Популярные страницы
  • Инвестиционная политика современной России

    Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс…

  • Кризисные процессы советского периода как предпосылка социально-экономического кризиса в современной России

    Для рассмотрения достаточно обстоятельно кризисных явлений в советской экономике потребовалась бы отдельная книга. Другое дело — рассматривать эти явления…

  • Государственный бюджет современной России

    Государственный бюджет формируется в соответствии с уровнями власти в государстве. При этом каждый уровень власти опирается на свой финансовый фонд — бюджет….

  • Основные тенденции и явления в культуре современной России

    Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период перестройки. Продолжался процесс возвращения…

  • Общая характеристика налоговой системы современной России

    Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»….

  • -study: семейные сети как фактор социально-психологической поддержки и экономической помощи в современной России

    «Основная масса работ, посвященных той роли, которую социальные, в том числе семейные, сети играют в России, приходится на середину 1990-х гг. Обращавшиеся…

  • Три этапа маркетингового продвижения в современной России

    Первый этан можно назвать информационно-рекламным, основным лозунгом которого можно считать слова: «Мы есть!» Начало этого этапа положил переход…

  • Рекламные агентства в современной России

    На рынке рекламы в России сегодня действуют как национальные агентства, так и крупные сетевые холдинги. Широко распространены также специализированные…

  • Возрождение института оперативного судебного контроля в уголовном судопроизводстве современной России и его эволюция

    8 сентябре 1991 г. в Верховный суд РСФСР поступила жалоба адвоката Клигмана, в которой тот поставил вопрос об оперативной судебной проверке законности…