Реорганизация в форме выделения

Содержание

Реорганизация юридического лица в виде разделения и выделения

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Право Понятие и правовая природа реорганизации
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

В настоящее время реорганизация юридических лиц на практике получила огромное практическое применение не только для создания крупных корпораций, но и для того, чтобы «разбить» их на более мелкие общества, которые отвечают всем требованиям, предусмотренным законом при их создании на основе уже существующих обществ. Именно для этих целей ст. 57 Гражданского Кодекса предусматривает такие формы, как разделение и выделение, нацеленные на разукрупнение юридических лиц.

Разделением называется процедура перехода прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. То есть под разделением подразумевается прекращение существования юридического лица и передача всех активов и пассивов новым учреждениям, возникшим по решению учредителей и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс — это основание для определения имущественного и обязательного комплекса, переходящего к новым учреждениям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей. Разделительный баланс утверждается соответствующим органом управления. Для ООО — это общее собрание участников, для АО — акционеров. Когда эта процедура не предоставляет возможности для выявления правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Разделение характеризуется тем, что на основе имущества одной корпорации создаются две или несколько других, в свою очередь реорганизуемая организация больше не является субъектом права.

Осуществляя реорганизацию путем разделения, необходимо помнить, что существует возможность «смешанной» реорганизации. Под «смешанной» реорганизацией понимается разделение юридического лица одной организационно-правовой формы на несколько юридических лиц другой организационно-правовой формы. Например, ООО разделяется на два ЗАО. Законодательство такую реорганизацию не предусматривает, но и не содержат норм, запрещающих такое разделение. На практике такая процедура экономит время и средства юридических реорганизуемых лиц.

Необходимым условием осуществления разделения является уведомление антимонопольного органа, которое осуществляется в случаях, если это определяет создание некоммерческой организации, в состав которой входят две и более коммерческие организации; если общая сумма активов учредителей превышает 20 млн. рублей; если при разделении существует вероятность появления на рынке товаров и услуг хозяйствующего субъекта, доля которого превышает 35 процентов, кроме случаев, когда процедура осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

При разделении также нужно помнить в соответствующем уведомлении кредиторов и публикация в периодическом издании, которое должно состояться в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Кредиторы в свою очередь вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков.

Выделение — форма реорганизации юридического лица, при которой его существование юридического лица не прекращается, а на его базе создается одно или несколько обществ, происходит передача прав и обязанностей вновь возникшим субъектам права. Имущество, закрепленное за существовавшим ранее обществом, уставный капитал уменьшаются. Весь имущественный состав определяется разделительным балансом. Выделение характеризуется сингулярным правопреемством, при котором, правопреемник занимает место предшественника только в некоторых правоотношениях. Рассматривая процедуру правопреемства при выделении, М.Н. Илюшина указывает, на то, что сингулярное правопреемство позволяет сохранить реорганизованному лицу часть прав и обязанностей, в свою очередь выделяемая организация получает определенную как прав, так и обязанностей.

Реорганизация в виде выделения — это способ возникновения новых юридических лиц, в отличии от разделения. Поскольку реорганизуемое общество не прекращает свое существование.

Практическое применение норм законодательства по вопросам процедуры реорганизации в форме выделении можно наблюдать на примере выделения акционерных обществах.

Закон «Об акционерных обществах» в п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 49 определяет право о принятии решения о выделение на обсуждение общего собрания акционеров, которое определяет порядок и условия проведения процесса, возможность конвертации акций, утверждение разделительного баланса. О принятом решении уведомляется регистрирующий орган — федеральная налоговая служба, процедура находит отражение ЕГРЮЛ. О реорганизации уведомляются также кредиторы. Извещение происходит путем опубликования информации в «Вестнике государственной регистрации» и путем рассылки заказных писем, поскольку в данном случае необходимо соблюдать нормы, касающиеся прав кредиторов в части досрочного исполнения обязательств по договорам, заключенным до принятия решения о начале реорганизации общества. Предъявление требований должно осуществиться в срок 60 дней, в отличии от кредиторов общества с ограниченной ответственностью, где срок составляет 30 дней после принятия решения.

Решение о реорганизации общества может содержать в себе следующую информацию:

  • 1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации;
  • 2) порядок и условия процедуры реорганизации;
  • 3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
  • 4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре;
  • 5) указание о единоличном или коллегиальном исполнительном органе;
  • 6) указание об утверждении разделительного баланса;

Вопрос конвертации акций общества рассматривается в п. 2.1 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных постановлением ФКЦБ, и определяет полномочия для совета директоров. Стандарты допускают, что все или часть акций нового юридического лица могут принадлежать реорганизованному обществу. Учредителем образуемого юридического лица может быть само реорганизуемое общество. Законом также предусмотрено, что полное или частичное количество акций выделенного общества могут принадлежать реорганизованной коммерческой организации. Учредителем образуемого в порядке выделения юридического лица может быть само реорганизуемое общество.

Процедура перехода прав и обязанностей вновь реорганизуемому обществу осуществляется путем составления разделительного баланса, содержащего пообъектную расшифровку, положение о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Выделение подразумевает переход определенной части прав и обязанностей реорганизованного общества, остальные права и обязанности за реорганизованным обществом.

Отсутствие баланса, равно как и отсутствие положений о правопреемстве является причиной отказа государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Закон предусматривает утверждение разделительного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о выделении. Если решение принято на общем собрании акционеров, то и баланс утверждается собранием. Содержание разделительного баланса включает в себя сведения по отчетности бухгалтерского характера, составляемого за отчетный период — квартал или год, на последнюю отчетную дату с учетом проведения комплексной инвентаризации. В результате чего уставный капитал может быть уменьшен на сумму, меньшую. Чем уставный капитал созданного общества.

Процедура заканчивается моментом внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Акционерные общества также должны зарегистрироваться эмиссию акций.

Налоговое законодательство также предусматривает отдельные нормы, регулирующие процедуру выделения. П. 8 ст. 50 НК РФ раскрывает, что «при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов не возникает». Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики сообщают о реорганизации в налоговый орган по месту учета в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником.

При реорганизации общества с ограниченной ответственностью нередко возникают моменты, связанные с распределением между правопреемниками излишне уплаченных сумм налогов. П. 2 ст. 78 НК РФ предусматривает зачет или возврат излишне уплаченных налогов на основе письменного заявления правопреемника.

Таким образом, проведя анализ норм законодательства, касающихся разделения и выделения юридического лица, можно сделать вывод, что обе процедуры имеют сходства и различия. При проведении реорганизации в форме разделения одна организация прекращает свою деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Проведение реорганизации в форме выделения и разделения характеризуется наличием универсального правопреемства.

Объем передаваемых прав и обязательств реорганизуемых юридических лиц определяется на основании разделительного баланса, который также должен определять наличие правопреемника по всем его обязательствам.

Основными документами при проведении реорганизации в форме разделения и выделения являются: решение компетентного органа о реорганизации, разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения в учредительные документы существующих или новая редакция таких документов, акт государственной регистрации.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Реорганизация ООО в форме выделения

Процедура, в результате которой происходит фактическая ликвидация юридического лица с последующим образованием одной или нескольких фирм на основе правопреемства, носит название реорганизации ООО.

Необходимость в реорганизации может возникнуть при создании совместной компании, при расширении бизнеса или при поглощении фирмы (у которой плохое финансовое состояние).

В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим формы реорганизации обществ с ограниченной ответственностью, и расскажем о том, как выполняется реорганизация ООО в форме выделения в 2018 году.

Формы реорганизации ООО

Для юридических лиц законодательством РФ предусмотрены такие формы реорганизации общества с ограниченной ответственностью:

  • слияние;
  • преобразование;
  • выделение;
  • разделение;
  • присоединение;
  • комбинированная форма (состоит из слияния и присоединения или из разделения и выделения).

Реорганизация ООО через слияние представляет собой процесс создания нового юридического лица, принимающего на себя все права и обязанности предприятий, которые участвуют в этой процедуре. В результате фирмы-участники прекращают существование. Сведения о них исключаются ЕГРЮЛ. Эта форма реорганизации ООО актуальна для ликвидации компании.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования — это способ смены обществом с ограниченной ответственностью организационно-правовой формы (к примеру, ООО становится ЗАО).

Реорганизация ООО через выделение состоит в том, что общество, которое является донором, не подлежит ликвидации и продолжает существовать. К такой форме прибегают в случае наличия в ООО нескольких владельцев, которые не могут продолжать совместную деятельность из-за разногласий.

Реорганизация юридического лица через разделение — это создание нескольких юр. лиц, которые наделены своими правами и обязанностями (из одного ООО). После реорганизации общество-донор перестает существовать. Данные о нем из ЕГРЮЛ исключаются.

Реорганизация ООО присоединением представляет собой объединение нескольких юр. лиц с существующей компанией. Эта форма реорганизации применяется при поглощении крупной фирмой более мелких компаний или при объединении нескольких компаний в холдинг (которые занимаются одним видом деятельности). Все обязанности и права обществ, которые присоединяются, передаются работающему предприятию.

Проведение реорганизации ООО: основные этапы

Процесс реорганизации общества с ограниченной ответственностью (вне зависимости от формы ее проведения), состоит из следующих этапов:

  1. Решение о реорганизации.
  2. Оповещение регистрирующего органа о начале процесса реорганизации.
  3. Внесение отметки о начале процедуры реорганизации ООО в ЕГРЮЛ.
  4. Публикация объявления в СМИ (сведения об участниках процесса, с указанием сроков и данных о порядке предъявления претензий кредиторами).
  5. Оповещение кредиторов каждым из участников процедуры.
  6. Подача пакета документов на реорганизацию ООО.
  7. Получение готовых документов, которые подтверждают окончание процесса реорганизации.

Перечень документов на регистрацию и порядок их подачи зависит от выбранной формы реорганизации ООО.

Реорганизация ООО в форме выделения: пошаговая инструкция

Как уже отмечалось, реорганизация ООО через выделение предполагает создание одного (нескольких) обществ, с передачей ему (им) прав и обязанностей общества, которое реорганизуется. Кроме того, форму выделения общества используют для ликвидации компании.

Причины реорганизации ООО в форме выделения следующие:

  • необходимость урегулировать спор между учредителями;
  • необходимость финансово оздоровить предприятие (в результате отделения убыточных форм).

Процедура реорганизации общества с ограниченной ответственностью путем выделения состоит из нескольких этапов:

Этап № 1: Проведение общего собрания участников

На собрании принимают постановление о реорганизации ООО. Кроме того, между участниками распределяются обязательства, определяются сроки проведения процесса реорганизации. Решается вопрос о разделе капитала. После этого все действия заносят в Протокол ООО о выделении.

Этап № 2: Проведение инвентаризации

В процессе проведения инвентаризации, проводят оценку общей стоимости имущества ООО для процедуры выделения.

Этап № 3: Создание разделительного баланса

Разделительный баланс — это бухгалтерский документ, с помощью которого разделяют между выделяемыми и реорганизуемыми обществами:

  • активы;
  • финансы;
  • права.

Этап № 4: Уведомление ФНС о начале процедуры реорганизации общества

Сообщить о начале преобразования нужно не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации ООО.

Этап № 5: Предоставление сведений о реорганизации кредиторам. Погашение задолженности

Необходимо отправить письменное уведомление не позже пяти рабочих дней с момента подачи уведомления в ФНС.

Этап № 6: Подача объявления о проведении реорганизации в форме выделения

Объявление должно быть подано в «Вестник государственной регистрации». Объявление должно быть опубликованным 60 дней.

Этап № 7: Утверждение устава для каждого выделенного юридического лица

Помимо утверждения устава для каждого из обществ, необходимо назначить органы их контроля и управления.

Этап № 8: Государственная регистрация выделенных компаний

На этом этапе также должны вноситься изменения в уставные документы.

Этап № 10: Получение кодов статистики, изготовление печати и открытие расчетного счета в банке

Как правило, проведение выделения занимает от 2 до 3 месяцев. Со дня государственной регистрации выделенных юридических лиц процесс выделения считается завершенным.

Реорганизация ООО в форме выделения может быть осложнена некоторыми проблемами, которые связаны с судебными спорами, которые возникают из-за раздела собственности или разделения кредиторских обязательств. Возможно принудительное выделение в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Документы для реорганизации в форме выделения

Для проведения процедуры реорганизации ООО в форме выделения, в ФНС нужно предоставить такой пакт документов:

  1. Заявление.
  2. Изменения в учредительных документах (в том числе — в уставе).
  3. Протокол ООО о выделении.
  4. Разделительный баланс.
  5. Подтверждение уведомления кредиторов о реорганизации общества.

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, которое образовалось в результате выделения, необходимо подать:

  1. Заявление.
  2. Устав.
  3. Протоколы общих собраний и реорганизуемого и образовавшегося общества с ограниченной ответственностью.
  4. Разделительный баланс.
  5. Подтверждение публикации объявления в СМИ (о выделении).
  6. Подтверждение уведомления кредиторов.

В завершении отметим, что процедура реорганизации ООО в форме выделения стала довольно популярной в последние годы. Этот процесс позволяет добиться стабильности и значительно повысить эффективность бизнеса.

тоже интересно:

  • Смена учредителя ООО
  • Ответственность генерального директора ООО
  • Смена генерального директора ООО

Полезная информация? Поделитесь ей со своими друзьями!

Реорганизация в форме выделения

  • Регфорум
    • О Регфоруме
    • Реклама
    • Правила
    • Помощь
  • Посты
  • Форум
  • События
    • Ближайшие
    • 30/01 — Бесплатный вебинар: «Внешний финансовый директор – оптимальное решение для малого и среднего бизнеса
    • 14/02 — Выездная налоговая проверка: остаться в живых и без потерь
    • 06/03 — Необоснованная налоговая выгода. Поправки в НК РФ
    • 03/04 — Курс семинаров «Финансовая и налоговая грамотность для юриста»
  • Услуги
    • Услуги участников Регфорума
    • Сервис подбора юридических адресов
    • Спрос
    • Добавить свою компанию
  • Поиск
    • Везде
      • везде
      • публикации
      • форум
      • файлы
      • участники

      Найти

  • Наш канал в Telegram
    • Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram

      @regforum

      Больше 400 подписчиков. Ежедневно публикуем ссылки на интересные посты и темы форума.

    • ОКВЭД 2
    • Подготовка документов для регистрации онлайн
    • Конструктор печатей и штампов
    • Калькулятор расчета долей участников ООО

× Юрист регистратор Посты 2 Лайки 73

  • 27 ноября 2013 в 13:33
  • 127214
  • 45

План действий для тех, кто решил реорганизовать свою компанию в форме выделения.

Под выделением мы понимаем создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения деятельности последнего (п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом часть прав и обязанностей реорганизуемой организации остается за ней.

Государственной регистрации при выделении общества подлежит вновь созданное в результате выделения общество. Что касается общества, из которого выделилось одно или несколько новых обществ, то в его устав вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Статья 55 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) регулирует порядок осуществления добровольного выделения общества по решению его участников.

Пункт 2 ст. 55 Закона № 14-ФЗ определяет перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания участников реорганизуемого в форме выделения общества.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Доля в уставном капитале ООО «Ромашка» принадлежит одному учредителю — физическому лицу, уставный капитал сформирован в размере 20000 рублей. На балансе ООО «Ромашка» находится недвижимое имущество — два нежилых помещения.

ООО «Ромашка» принимает решение о реорганизации в форме выделения одного юридического лица. В решении указывается порядок выделения, информация о создании нового общества (ООО «Новая Ромашка»), об утверждении разделительного баланса, о внесении в устав ООО «Ромашка» изменений, предусмотренных решением о выделении, например, об уменьшении уставного капитала.

Разделительный баланс. В силу п. 1 ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать, прежде всего, положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Таким образом, разделительный баланс не должен сводиться исключительно к разделению уставного капитала реорганизуемого общества, а предполагает также и передачу его имущества, в нашем случае два нежилых помещения.

Уставный капитал в разделительном балансе распределяется таким образом:

  • ООО «Ромашка» — 10000 рублей;
  • ООО «Новая Ромашка» — 10000 рублей.

ООО «Новая Ромашка» получает по разделительному балансу недвижимое имущество в виде одного здания. Единственным участником ООО «Новая Ромашка» становится участник ООО «Ромашка».

О принятом решении в течение трех рабочих дней ООО «Ромашка» извещает регистрирующий орган по форме Р12003 (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон «О государственной регистрации»).

Кроме того, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации, необходимо уведомить фонды ПФР, ФСС (пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ; пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Примечание. Подпункт 4 пункта 2 статьи 23 НК РФ, которым была установлена обязанность организаций, находящихся в процессе реорганизации и ликвидации, сообщать в налоговый орган, признан утратившим силу с 24 августа 2013 года (№-248-ФЗ от 23.07.2013г.).

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, ООО «Ромашка» дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона «О государственной регистрации», ст. 60 ГК РФ). В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».

В соответствии с п. 2 ст. 13.1 Закона «О государственной регистрации» в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, необходимо известить всех известных кредиторов в письменной форме. С учетом положений п. 2 ст. 60 ГК РФ, составить письмо-уведомление о начале процедуры регистрации и отправить по почте (лучше всего с описью и уведомлением о получении).

Всю процедуру выделения условно можно разделить на несколько этапов.

Подготовительный этап. Принятие решения о выделении

На этом этапе получился такой комплект документов:

  1. Решение ООО «Ромашка» о реорганизации.
  2. Заявление в налоговую инспекцию по форме Р12003.
  3. Разделительный баланс.
  4. Уведомительные письма кредиторам.
  5. 2 экземпляра журнала «Вестник государственной регистрации».
  6. Сообщение ПФР (простая письменная форма).
  7. Сообщение ФСС (простая письменная форма).

Комментарии к первому этапу: в процессе «подготовительного этапа», желая избежать ошибок, решили спросить у регистрирующего органа какой пакет документов надо предоставить с формой Р12003. Нам ответили – решение ООО о реорганизации и госпошлину (!). Заплатили, в итоге выяснилось, что напрасно заплатили.

Первый этап можно завершить за 1,5 – 2 месяца, мы потратили почти 3 месяца, очень долго и болезненно проходило согласование документов с учредителем и генеральным директором в одном лице ООО «Ромашка».

Регистрационный этап. Регистрируем выделяемое ООО

Для второго этапа готовим следующий пакет документов:

Для ООО «Новая Ромашка»:

  1. Форма Р12001.
  2. Решение ООО «Ромашка» о реорганизации.
  3. Устав ООО «Новая Ромашка» (2 экземпляра).
  4. Разделительный баланс.
  5. Заявление на упрощенную систему налогообложения (если общество решило применять УСН).
  6. Копия страницы с публикацией в Вестнике государственной регистрации (1-й экземпляр журнала).
  7. Копия страницы с публикацией в Вестнике государственной регистрации (2-й экземпляр журнала).
  8. Копия писем кредиторам с уведомлениями.
  9. Документ об уплате госпошлины (4000 рублей).
  10. Гарантийное письмо.

Для ООО «Ромашка»:

  1. Форма Р13001.
  2. Решение об утверждении Устава в новой редакции.
  3. Новый устав ООО «Ромашка».
  4. Копия договора аренды по месту нахождения ООО «Ромашка».
  5. Документ об уплате госпошлины (800 рублей).

Комментарии по второму этапу:

  • заявление на упрощенную систему налогообложения можно подавать в течение 30 календарных дней (п. 2 ст. 346.13 НК РФ), по желанию клиента заполнили и подали вместе со всеми документами.
  • Кроме того, регистрирующий орган иногда требует гарантийные письма на аренду помещения или договор аренды, решили перестраховаться и подготовить такое письмо для ООО «Новая Ромашка», к комплекту документов ООО «Ромашка» приложили копию договора аренды, так как компания была зарегистрирована не по месту нахождения собственного недвижимого имущества.

«Вестник государственной регистрации» — еженедельный журнал, подать заявку можно на сайте www.vestnik-gosreg.ru. Для регистрирующего органа достаточно будет копии страницы с публикацией вашего сообщения. Факт наличия такой публикации будет обязательно проверен регистрирующим органом перед проведением государственной регистрации реорганизации юридического лица.

Второй этап – регистрация в налоговом органе 5 рабочих дней. Документы подаются одновременно, одним пакетом, перечисленный пакет документом можно подготовить заранее. После получения результата из налогового органа, открываем расчетный счет в банке для ООО «Новая Ромашка», уведомляем фонды и налоговую инспекцию об открытии счета.

Недвижимое имущество

Право собственности на объект недвижимого имущества перешло от ООО «Ромашка» к ООО «Новая Ромашка» в порядке правопреемства (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ). В силу ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица. Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица. Согласно данному подходу, ООО «Новая Ромашка» может не регистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Однако, генеральный директор ООО «Новая Ромашка» принимает решение получить новое свидетельство о собственности на объект недвижимого имущества на свою компанию.

Регистрация права собственности на недвижимость производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Для регистрации права собственности на недвижимое имущество необходимо заполнить заявление о регистрации права собственности недвижимого имущества, уплатить госпошлину и собрать пакет документов. Бланк заявления и квитанция об уплате госпошлины есть на сайте Росреестра.

Подаем следующий пакет документов:

  1. Заявление о регистрации права собственности недвижимого имущества;
  2. Документ об уплате госпошлины (7500 рублей);
  3. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (копию заверить нотариусом);
  4. Свидетельство на объект недвижимого имущества, выданный ранее ООО «Ромашка»;
  5. Разделительный баланс, который содержит описание объекта недвижимости;
  6. Нотариально удостоверенная доверенность на заявителя (заявитель, лицо, уполномоченное генеральным директором).

Примечание. В соответствие с пунктом 3 ст. 13 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

  • до 30.07.2012г. проводилась в 30 календарных дней;
  • с 30.07.2012г. – 20 календарных дней;
  • с 01.10.2013г. проводится в течение 18 календарных дней.

Несмотря на изменение сроков, регистрация права собственности прошла за месяц. Заявление о регистрации права собственности скачали с сайта и заполнили. При подаче документов выяснилось что неправильно, пришлось заполнять на месте. Потом выяснилось, что принесли не весь комплект документов, донесли план БТИ, экспликацию. Ждали с трепетом, но вообще, все прошло нормально.

Файлы

  • Решение о реорганизации ООО
  • сообщение публикация
  • Уведомление
  • РБ
  • Приложение к РБ

45 Добавить в закладки Поделиться с друзьями Поделиться Твитнуть Мне нравится Юрист регистратор

Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит По теме Читайте все материалы (230) по теме «Реорганизация юридических лиц: процедура, оформление, бухучет и налогообложение» подписаться. Есть обновление (+15), в том числе:

  • КС: ликвидирующиеся фирмы должны платить повышенные выходные пособия
  • После преобразования фирма теряет право на льготы при амортизации ОС

03 октября 2018 г. 14:08 E-mail Об авторе статьи Архив

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Реорганизация в форме выделения — уникальный инструмент. Его «соль» кроется в особенностях правопреемства.

Во-первых, по общему правилу, выделенное юридическое лицо не является правопреемником реорганизуемого по налоговым обязательствам.

Во-вторых, не возникает универсального правопреемства по гражданским требованиям, то есть переход всех прав и всех обязанностей от старой компании к новой не происходит. Решение, что передать, а что оставить принимают участники реорганизуемого юридического лица.

Обе особенности позволяют использовать «выделение» для обособления активов бизнеса, посредством передачи новому субъекту. Важно, что такое обособление не влечёт возникновения налоговых последствий ни у передающей, ни у принимающей стороны.

Кроме того, выделение позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Это защищает в будущем самостоятельные бизнес-направления от рисков друг друга.

В результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может применять любую систему налогообложения, в том числе УСН. Таким образом, появляется возможность уплачивать налог с доходов по пониженной ставке.

Полагаем, никого не удивит, что наличие таких приятных бонусов вызывает пристальный интерес контролирующих органов к процедурам выделения.

Восстановление НДС и разумная хозяйственная цель

Основные претензии налоговых органов, преследующие выделение, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН. Напомним, Налоговый кодекс в п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 прямо указывает на отсутствие необходимости восстанавливать НДС в такой ситуации.

С данной нормой, в целом, никто не спорит, к самой реорганизации претензий нет. Вопросы возникают по поводу передачи имущества на спец. режим. Налоговые органы видят в таких действиях схему, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованно полученных вычетов по НДС.

Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит1. Итого — бюджет в убытке. Неудивительно, что налогоплательщикам доначисляют налоги.

Результат оспаривания решения ИФНС в приведённой ситуации во многом зависит от наличия разумной хозяйственной (деловой) цели2 в действиях налогоплательщика. Если таковая отсутствует, велика вероятность победы инспекции в споре.

Судебная практика3 даёт следующий, мягко говоря, «сухой», комментарий по поводу деловой цели реорганизации: «целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица». Очевидно, что данный тезис требует расшифровки. Рассмотрим пример из судебной практики4.

Дано: общество строит торгово-развлекательный центр, заявляя при этом вычеты по НДС. По окончанию строительства общество объявляет реорганизацию в форме выделения двух юридических лиц. К правопреемникам, в том числе, переходят права собственности на построенный ТРЦ. При этом, один из правопреемников через 2 месяца переходит на УСН. Здание ТРЦ в дальнейшем сдаётся в аренду третьим лицам без НДС.

Вывод налогового органа: согласованность действий по последовательной реорганизации юридических лиц в целях уклонения от обязанности по восстановлению НДС в связи с переходом на УСН.

Налогоплательщик вывод опроверг, указав, что реорганизация была направлена на разделение деятельности по направлениям: аренда и эксплуатация и содержание сетей5. Важно, что разделение было необходимо, в первую очередь, ввиду того, что деятельность на рынке энергетики подлежит регулированию, а согласование тарифов на передачу энергии требует раздельного учёта затрат по указанному виду деятельности в обществе, что при наличии в том числе учёта по операциям, связанным со строительством торгово-развлекательного центра — было практически невозможно.

Примечательно, что такой довод устроил суды трёх инстанций, в связи с чем налогоплательщику удалось избежать доначисления в размере порядка 24 миллионов рублей, а также уплаты штрафа.

Ошибки реорганизации

Если декларируемая деловая цель едва уловима, то претензии налоговых органов могут получить поддержку в суде. Снова проиллюстрируем на примере6.

Дано: две компании ООО «Хранитель активов» на ОСН и ООО «Операционная компания» на УСН. Первая владеет имуществом — рестораном. Вторая это имущество арендует и использует по назначению. Важно, что само помещение приобретено совсем недавно и в налоговом периоде, предшествовавшем описанным далее событиям, получено возмещение НДС из бюджета.

У собственников бизнеса возник нехитрый план: перевести активы на УСН, избежав восстановления НДС. Для этого собственник принял решение о реорганизации в форме выделения.
Далее события развивались следующим образом:
(1) Выделение ООО «Промежуток» с передачей ему недвижимости. Напомним, что решение о выделении было принято в следующем квартале после подтверждения вычета по НДС и получение возмещения из бюджета;

(2) После регистрации ООО «Промежуток» применяет ОСН, а вот с 1 января следующего года переходит на УСН. Одновременно такое же заявление подает исходная компания — «Хранитель», которая избавилась от ценного имущества;

(3) Спустя несколько месяцев начинается процедура присоединения ООО «Промежуток» к «Операционной компании» (ресторану).

Налоговому органу такие действия не понравились. По его мнению, ООО «Промежуток» должен был восстановить НДС. А поскольку к моменту предъявления требования присоединение было завершено, под удар попала Операционная компания.

Рассмотрим ошибки налогоплательщика, которые привели к описанному результату:

Во-первых, реорганизацию объявили сразу после получения вычета по НДС. При этом собственник имущества самостоятельную деятельность не вёл, а значит НДС с реализации в бюджет не уплачивал. Вывод — имущество приобреталось для получения вычета. Очевидно, что допустить такое налоговый орган просто не мог.

Во-вторых, при выделении не был соблюдён баланс распределения прав и обязанностей с правопреемником. В данном случае по разделительному балансу новое Общество получило ресторанный комплекс, а вот какие-либо обязательства к нему не перешли.

В-третьих, деловая цель реорганизации. В данном деле налогоплательщик пытался доказать, что все предпринятые им действия были направлены исключительно на сокращение расходов операционной компании по уплате аренды. В обоснование заявленной деловой цели даже представили аудиторское заключение.

Однако, такая цель на фоне взаимозависимости реорганизуемых субъектов и иных ошибок налогоплательщика суды не устроила.

В-четвёртых, несмотря на то, что дело связано с реорганизацией, претензии налогового органа основаны на следующем шаге — переходе на УСН.

Суды прямо указали, что сама по себе реорганизация не вызывает необходимости восстановить НДС. Однако, цель выделения в данном случае — уклонение от обязанности восстановить НДС в связи с последующим переходом налогоплательщика на спец. режим. Иными словами, налогоплательщик предварительно провёл реорганизацию, чтобы вывести имущество и создать формальную возможность не восстанавливать принятый к вычету налог.

Выводы из дела очевидны. Во избежание неблагоприятных налоговых последствий:

  • нельзя проводить реорганизацию с передачей основных средств сразу же после получения вычетов. Выждите существенный срок. Спустя несколько лет после приобретения имущества, у налогового органа не будет оснований ссылаться на отсутствие намерения вести облагаемую НДС деятельность;

  • нельзя проводить реорганизацию без понятной деловой цели. Не стоит воспринимать выделение как способ возместить НДС и не платить его с деятельности в будущем. Реорганизация в первую очередь служит инструментом оптимизации бизнеса;

  • нельзя переводить реорганизованную компанию на упрощённую систему налогообложения. Несмотря на то, что она уже не владеет имуществом, налоговый орган попросит восстановить НДС;

  • нужно планировать заранее. Не провоцируйте налоговый орган последующим переходом новой компании на УСН. Выделенное юр. лицо должно применять спец. режим с момента создания.

«Добрый» совет

Анализ сложившейся судебной практики позволяет вывести ряд дополнительных правил. Безусловно, решение следовать им или нет — выбор самостоятельный, но мы рекомендуем прислушаться.

Не совершайте резких телодвижений после окончания выделения

Результат реорганизации в форме выделения должен быть самодостаточным и конечным. Если это один из «подготовительных этапов» к чему-то, то деловую цель выделения обосновать не получится.

Например, продажа имущества правоопреемником на УСН сразу после реорганизации7 поставит справедливый вопрос, что единственной целью выделения была уплата налога при продаже по пониженным ставкам. Намерения вести самостоятельную деятельность не было.

К аналогичному выводу придут налоговая и суд в случае проведения повторной реорганизации после покупки очередного объекта и принятия НДС к вычету. То есть нельзя проводить выделение регулярно.

Правопреемник должен вести самостоятельную деятельность

При этом передача имущества в аренду от выделенной (новой) организации в компанию, из которой она и была выделена — не поможет. Важны другие контрагенты, денежные потоки и наличие сотрудников. Соответственно, если у компании один арендатор и один сотрудник, а арендная плата не выплачивается регулярно, доказать, что всё это дело — реальный бизнес не получится8.

Экономическая эффективность реорганизации

Позицию налогоплательщика усилит достижение экономического эффекта от проведенной реорганизации. Например, повышение рентабельности после обособления самостоятельного бизнес-направления. И, напротив, явное ухудшение «экономики» сыграет не в пользу налогоплательщика9:

  • после передачи правопреемнику основных средств налогоплательщик берет их в аренду. При этом сумма арендной платы многократно превышает амортизационные отчисления;

  • все расходы по содержанию имущества при этом несет по-прежнему налогоплательщик как арендатор;

  • денежные средства в виде завышенной арендной платы, перечисленные арендодателю, затем вновь перечисляются налогоплательщику (арендатору) или иным взаимозависимым компаниям в виде займов.

В данном деле суд решил, что единственной целью выделения было завышение расходов прежнего собственника в виде арендных платежей. Фактические бизнес-процессы при этом не изменились, компания продолжала пользоваться «своим» имуществом.

Солидарная ответственность «новой» компании

Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность10.

В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от уплаты налогов. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.

Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.

Налоговые обязательства

Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам — исполнителям. Последние, в свою очередь, устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.

Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам11 или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.

Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.

Требования прочих кредиторов

Привлечение выделенной компаний к солидарной ответственности по гражданским делам зависит от наличия одного из двух вышеназванных условий. При этом на практике решение вопроса имеет массу особенностей. Вот некоторые выводы из судебной практики:

(1) В части недобросовестного распределения

  • для определения добросовестности распределения активов суды назначают экспертизу, в ходе которой должна быть дана оценка не только формальному разделению активов и пассивов, исходя из данных бухгалтерского баланса и передаточного акта. Данных документов недостаточно. Эксперты должны дать оценку финансовому состоянию юр. лиц, участвовавших в реорганизации, в том числе и на основании оборотно-сальдовых ведомостей, регистров бухгалтерского учёта, договоров с контрагентами и прочих документов12;

  • суд исследует, что за активы передавались в ходе реорганизации. Важно, что наличие формальной возможности удовлетворить требования кредиторов не освобождает от привлечения к солидарной ответственности13. Иными словами, передать на новую компанию все реально ценные активы и оставить на реорганизуемом юр. лице неликвидный балласт — не получится. Вернее, сделать так, конечно же, можно, но сохранить актив это не поможет;

  • если реорганизованное юр. лицо продолжает деятельность, исполняет (хотя бы частично) свои обязательства перед кредиторами, а передаточный акт распределил активы и обязательства добросовестно и справедливо, суд отказывает в удовлетворении требований о привлечении правопреемника к солидарной ответственности14.

Важно подходить к данной особенности разумно, то есть исполнение обязательства должно быть адекватным. Очевидно, что перечисление кредитору 100 рублей раз в месяц картину не изменит.

(2) С невозможностью определения правопреемника по передаточному акту, в целом, всё понятно: если обязательство в акте не фигурирует — отвечают оба. Однако, нюансы есть и в этой части.

Во-первых, к подготовке передаточного акта необходимо подойти скрупулёзно. Так, например, желательно поименовать контрагентов и сделать отсылку на конкретные обязательства, в том числе указать реквизиты договоров и сальдо на период составления акта.

На практике часто встречаются обобщения, например: «…то, что не указано в акте остаётся за реорганизуемым юридическим лицом…». В целом, такое указание допустимо, хотя бы потому что в соответствии с частью 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен устанавливать порядок определения правопреемства на случай возникновения, изменения или прекращения обязательств реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты утверждения передаточного акта.

Во-вторых, особняком стоят ситуации, касающиеся обязательств, возникших после реорганизации. В этом случае необходимо проанализировать сущность отношений должника и кредитора.

Так, исполнение обязательств, возникших после реорганизации, но вытекающих из отношений, сложившихся до её начала, могут быть возложены на выделенную (новую) компанию, в случае несправедливого распределения активов и пассивов. Пример такой ситуации — взыскание неустойки по кредитному договору15.

С другой стороны, после окончания процедуры выделения и подписания передаточного акта реорганизуемая компания продолжает свою деятельность, в ходе которой самостоятельно принимает решения и вступает в новые отношения с третьими лицами. Соответственно, выделенная компания не может быть правопреемником по обязательствам, возникшим после реорганизации16.

В завершение дадим главный совет — не злоупотребляйте. Он касается как применения инструмента в целом, так и использования его отдельных особенностей. Реорганизацию в форме выделения придумали не для оптимизации налогов, и уж тем более это не способ «простить всем, кому должен». В первую очередь — это возможность оптимизировать бизнес, решить предпринимательские задачи.

Повторим типичные ошибки реорганизации, которые позволят налоговому органу или иному кредитору усомниться в искренности намерений:

  • у реорганизуемых компаний отсутствует понятная деловая цель, они сдают все имущество в аренду «обратно»;

  • имущество передаётся сразу же после получения вычета по НДС;

  • реорганизуемая компания переходит на специальный налоговый режим после выделения;

  • новая компания создаётся на общем режиме и переходит на специальный в последствии;

  • правопреемник на УСН продаёт имущество сразу же после реорганизации;

  • резкое увеличение расходов старой компании на аренду имущества у своего же правопреемника;

  • иные факты, в основе которых отсутствует прозрачная экономическая логика, кроме желания снизить налоги.

1. См. письмо Минфин РФ от 30 июля 2010 г. № 03-07-11/323, а также письмо ФНС России от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270@

2. То есть основной целью операции не должна являться экономия на налогах.

3. См. постановление Президиума ВАС РФ № 16246/12 от 28 мая 2013 года.

4. См., например, дело № А10-3798/2016.

5. Один из правопреемников получил активы, обеспечивающие передачу (транзит) электроэнергии.

6. См. дело № А32-2471/2015. Схожие выводы были сделаны в рамках дела № А27-15970/2016

7. См. дело № А47-10141/2015

8. См. дело № А02-553/2017

9. См.дело № А05-9428/2016

10. Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.

Реорганизация юридического лица в форме выделения

20 апреля 2016 7116 Реорганизация в форме выделения — один из видов реорганизации, при котором остается первоначальная компания и появляется одна или несколько новых. Рассмотрим некоторые нюансы реорганизации в форме выделения подробнее. Фото:

Особенность процесса выделения

Этапы реорганизации

Выделение со сменой организационно-правовой формы

Выделение по решению государственного органа

Налоговые обязательства при выделении

Правопреемство и публичные правоотношения

Регистрация выделения

Особенность процесса выделения

Главной особенностью реорганизации компании, производимой в форме выделения из нее другой компании, является то, что во время этого процесса не происходит ликвидации. При реорганизации во всех остальных формах какое-либо из реорганизованных лиц заканчивает свое функционирование.

Реорганизация в форме выделения также сопровождается передачей созданной компании части прав и обязанностей первоначального предприятия. Как правило, решение о подобной реорганизации принимается уполномоченным органом предприятия, если:

  • требуется разделить или расширить сферы деятельности;
  • необходимо упростить систему налогообложения;
  • нужно разделить бизнес между собственниками;
  • в каких-либо других ситуациях.

При этом передачу прав и обязанностей по передаточному акту следует производить справедливо; передаваемые обязательства должны соответствовать и обеспечиваться передаваемыми активами (см. определение ВС РФ от 02.07.2015 № 301-ЭС15-7649 по делу № А43-16145/2012).

Более того, передаточный акт должен четко определять правопреемников. Эти требования обусловлены защитой прав кредиторов. В случае если вышеуказанный принцип распределения не будет соблюден, то к ответственности в солидарном порядке может быть привлечена начальная организация (постановление пленума «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» ВАС РФ от 18.11.2003 № 19).

Этапы реорганизации

Прежде чем начинать реорганизацию компании, необходимо понять, какие действия потребуется произвести. В целом операция по реорганизации в форме выделения схожа с остальными видами реорганизации. Для прохождения этой процедуры потребуется совершить следующие действия:

  1. Уполномоченному органу необходимо принять решение о проведении инвентаризации имущества путем создания инвентаризационной комиссии. Это необходимо для понимания того, сколько у реорганизуемого лица имеется имущества, задолженностей, прав и обязанностей.
  2. По результатам инвентаризации составляется передаточный акт, в котором должно быть отражено, какие права и обязанности остаются у первоначального предприятия, а что переходит новоиспеченной компании.
  3. Уполномоченный орган фирмы должен принять соответствующее решение о выделении (в зависимости от организационного вида фирмы этим органом может быть конференция, члены союза, общее собрание учредителей или акционеров, собственник имущества, государственный орган и т. п.).
  4. Далее следует сообщить о реорганизации в регистрационный орган, кредиторам, опубликовать сообщение в СМИ. Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ публикация должна быть произведена дважды, временной промежуток между публикациями должен составлять 1 месяц.
  5. Затем нужно согласовать передаточный акт, произвести регистрацию в уполномоченном госоргане.

Перечисленные этапы лишь в общих чертах характеризуют операцию по реорганизации в форме выделения. На практике она может быть осложнена какими-то дополнительными условиями.

Выделение со сменой организационно-правовой формы

Законодательством не запрещено проводить выделение, в результате которого компании одной организационной формы могут создать совершенно иной вид. Однако здесь следует быть внимательнее к законам, регулирующим деятельность организаций того или иного вида.

К примеру, п. 1 ст. 56 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — ФЗ об ООО) разрешает такому обществу проводить реорганизацию в виде преобразования в хозяйственное общество или товарищество, а также в производственный кооператив. Следовательно, во время реорганизации в форме выделения из ООО возможно образование нового предприятия другой организационной формы, например, АО. Это будет считаться смешанной реорганизацией, когда будут задействованы 2 формы — выделение и преобразование.

Выделение по решению государственного органа

Законодательством РФ предусмотрена возможность принудительной реорганизации в форме выделения на основе постановления уполномоченного государственного органа и суда. Специальный нормативный акт, обуславливающий эту возможность, — федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Так, ст. 38 этого закона предусматривает, что, если организация, которая занимает доминирующее положение, постоянно осуществляет монополистическую деятельность, антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском. По результатам рассмотрения такого искового заявления суд может утвердить решение о выделении из состава такой организации одного или более новых предприятий.

Подобное ограничение прав обуславливается целью развития конкурентных отношений на рынке. Суд способен принять акт о реорганизации коммерческого предприятия в форме выделения, если имеются одновременно следующие условия:

  1. Структурные подразделения реорганизовываемого лица обособлены или их можно сделать обособленными.
  2. Организации, сформированные в результате выделения, смогут самостоятельно функционировать на определенном рынке продукции.
  3. Между структурными подразделениями реорганизовываемого юридического лица отсутствует взаимосвязь в технологическом плане.

Решение суда подлежит исполнению собственником имущества предприятия, при этом срок для исполнения не должен быть меньше 6 месяцев.

Налоговые обязательства при выделении

Обязанности в сфере уплаты налогов компании, которая подлежит реорганизации, предопределяются ст. 50 Налогового кодекса РФ (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Указанная норма гласит, что эти обязанности возлагаются на правопреемников, причем независимо от того, знали они или нет о наличии неисполненных обязательств, штрафов или пени.

Примечательно, что процесс реорганизации предприятия не оказывает никакого влияния на течение сроков, в которые правопреемник обязан исполнить эти обязательства.

ВАЖНО! Вышеописанные условия правопреемства являются общим правилом и не распространяются на реорганизацию, проводимую способом выделения, которая в рамках налогового права является своего рода исключением.

Так, согласно налоговому законодательству, при выделении новое юридическое лицо не делается правопреемником реорганизованного. Последнее, в свою очередь, продолжает нести обязанности по уплате налогов. Вместе с тем если в результате этой процедуры реорганизованная компания не сможет исполнить свои обязательства перед налоговой службой и если будет доказано, что реорганизация была произведена с целью уйти от такого исполнения, то суд может обязать выделившиеся компании исполнить обязательство солидарно с первоначальной организацией.

Правопреемство и публичные правоотношения

Общее правило правопреемства, установленное гражданским правом, распространяется также на права и обязанности, которые появляются из публичных правоотношений. Каких-либо норм, исключающих такую возможность, законодатель не установил.

Соответственно, реорганизация в форме выделения не может быть причиной для того, чтобы возникшие из публичных правоотношений права и обязанности были прекращены. Они продолжают существовать у выделенной компании в том объеме, который определен передаточным актом.

Такая позиция всецело поддерживается Верховным судом. В частности, определением ВС РФ от 03.09.2014 № 41-АПГ14-6 высший судебный орган посчитал, что правопреемство при выделении также распространяется и на тарифное регулирование.

Регистрация выделения

Ст. 5 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон о регистрации) содержит перечень данных, которые должны быть в государственном реестре (ЕГРЮЛ). В том числе это информация:

  • о способе образования компании — путем реорганизации или создания;
  • о правопреемниках при реорганизации;
  • о том, что предприятие пребывает в процессе реорганизации.

Именно этим объясняется требование законов предупреждать регистрирующий орган о начале реорганизации. Ст. 13.1 Закона о регистрации устанавливает, что уведомление должно быть направлено в уполномоченный орган не позже 3 рабочих дней с момента принятия соответствующим органом компании решения о реорганизации.

Для регистрации организации, создаваемой путем выделения, в уполномоченный орган потребуется представить следующие бумаги:

  1. Заявление по установленной форме по количеству новых организаций.
  2. Учредительные документы образованного лица.
  3. Передаточный акт.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.
  5. Если новое лицо образовывается в форме АО — справку, свидетельствующую о присвоении регистрационного номера выпускам акций.

Завершается реорганизация в форме выделения после того, как последнее выделяемое предприятие пройдет процесс государственной регистрации.

Реорганизация в форме выделения, как и другие виды, регламентируется множеством нормативно-правовых актов. В зависимости от организационной формы компании, которая планирует провести выделение, следует применять и специальные нормативные документы, регулирующие деятельность того или иного вида юридического лица.

Среди этих актов следует отметить федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ и другие. В этих документах можно найти нюансы реорганизации предприятия определенного вида.

RusЮрист Вперед Читайте по теме 23 октября 2018 125 0 20 сентября 2018 420 0 Все новое и интересное для юриста — в нашей e-mail рассылке! Юрист? Присоединяйся, обсуждай, спрашивай — в наших группах!