Реализация макулатуры проводки
Содержание
- Отражение в учете средств от реализации макулатуры
- Налоговый учет операций по реализации макулатуры Налог на добавленную стоимость
- Налог на прибыль
- Бухгалтерский учет
- Порядок отражения операций по реализации макулатуры
- Почему сбор вторичного сырья затратная операция?
- Dekster214
- Списание имущества
- Металлолом
- Макулатура
- Стеклотара
- Макулатура в свете налогового и бухгалтерского учета
- Собираем и оприходуем макулатуру
- Продаем макулатуру
- Учет и контроль списания металла в заготовительном цехе машиностроительного предприятия
- Отпуск металла со склада
- Порезка на заготовки
- Эффективность расхода
- Разрешение на замену
- Блог
Отражение в учете средств от реализации макулатуры
Учреждения здравоохранения, которые имеют библиотечный фонд, списывают его отдельные экземпляры по причине их физического или морального износа. Образовавшаяся в результате этой операции макулатура сдается в организации, которые осуществляют сбор вторичного сырья. В данной статье рассмотрим порядок отражения операций по приходованию и реализации макулатуры в бухгалтерском и налоговом учете.
Выбытие экземпляров библиотечного фонда по причине их морального и физического износа оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144), который утверждается руководителем учреждения, с приложением списков исключенной литературы в двух экземплярах. При этом первый экземпляр акта с приложением списка (списков) с указанием причин исключения из библиотеки литературы передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.
В каждом акте фиксируются сведения о документах, исключаемых по одной из причин: ветхость (физический износ), дефектность, устарелость по содержанию, дублетность, непрофильность и т.д. (п. 9.1 Инструкции N 590 <1>). Иными словами, по каждой причине выбытия экземпляров библиотечного фонда составляется отдельный акт.
<1> Приказ Минкультуры России от 02.12.1998 N 590 «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда».
Следует ли согласовывать списание литературы с вышестоящей организацией и обязательно ли сдавать ее в макулатуру?
Согласно п. 1 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Следовательно, выбытие литературы, приобретенной за счет средств бюджета и находящейся в распоряжении учреждений на праве оперативного управления, должно быть согласовано с вышестоящей организацией, а также с органом управления государственным имуществом.
Что касается объектов имущества, приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, то с учетом ст. 42 БК РФ их списание также целесообразно согласовывать с вышестоящей организацией и органом управления государственным имуществом.
В каждом регионе действует свой нормативный акт, регламентирующий порядок списания числящихся на балансе учреждения основных средств. Например, органом, уполномоченным принимать решения о списании государственного имущества Нижегородской области, пришедшего в негодность, является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, действующее на основании законодательства РФ, субъекта РФ (п. 1.3 Распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N 90 <2>).
<2> Распоряжение Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.02.2007 N 90 «Об утверждении Порядка списания основных средств, находящихся в государственной собственности Нижегородской области».
Уполномоченные органы вправе издавать нормативные акты, касающиеся порядка списания объектов основных средств. Так, в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Нижегородской области N 95 <3> установлен следующий Порядок их списания. Учреждение согласовывает списание объектов основных средств с министерством, а без его согласия оно может списывать с балансов основные средства (за исключением объектов недвижимости и транспортных средств), имеющие 100%-ный износ, с первоначальной стоимостью до 40 000 руб.
<3> Распоряжение Министерства имущественных отношений Нижегородской области от 04.03.2004 N 95 «Об утверждении Порядка списания государственного имущества (основных средств), находящегося на балансе предприятий и учреждений».
Что касается вопроса: следует ли списанную литературу сдавать в макулатуру, то здесь необходимо обратиться к Письму Минфина России от 20.07.2007 N 02-14-10а/1535 (далее — Письмо N 02-14-10а/1535), в котором указано, что после оформления акта о списании отдельных экземпляров библиотечного фонда они подлежат постановке на бюджетный учет в виде макулатуры в соответствии с п. 52 Инструкции N 25н <4>.
<4> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
В дальнейшем макулатура реализуется специализированной организации, осуществляющей сбор вторичного сырья. Таким образом, литература списывается с учета на основании утвержденного акта и квитанции о сдаче ее в макулатуру.
Налоговый учет операций по реализации макулатуры Налог на добавленную стоимость
В ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые не подлежат обложению НДС. Данной статьей для учреждений здравоохранения предусмотрены льготы по реализации определенных медицинских услуг. Операция по реализации вторичного сырья не является льготируемой, поэтому медицинское учреждение при реализации макулатуры должно начислить НДС (если, конечно, оно не имеет освобождения от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ).
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 321.1 НК РФ бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, признаются плательщиками налога на прибыль. За исключением доходов, не подлежащих налогообложению согласно ст. 251 НК РФ, налогом облагаются доходы, полученные от иных источников финансирования, то есть доходы от реализации товаров, работ, услуг юридическим и физическим лицам. В целях налогообложения бюджетные организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования и за счет коммерческой деятельности. Следовательно, средства, полученные от реализации макулатуры, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, согласно п. 13 ст. 250 НК РФ при исчислении налога на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации объектов ОС относится к внереализационным доходам учреждения и включается в их состав в том отчетном периоде, в котором это имущество фактически было получено учреждением на основании акта приемки-передачи.
Пунктом 2 ст. 254 НК РФ установлено, что стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы в виде имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ.
Можно ли применить п. 2 ст. 254 НК РФ в отношении макулатуры, полученной от списания литературы, ведь в нем речь идет о демонтаже и разборке выводимых из эксплуатации объектов основных средств, а с выводимыми из эксплуатации отдельными экземплярами библиотечных фондов данные операции не совершаются? По мнению автора, действие указанного пункта также должно распространяться и на макулатуру, поскольку это те же материально-производственные запасы, полученные от выводимых из эксплуатации отдельных экземпляров библиотечных фондов (основных фондов).
Таким образом, при реализации макулатуры учреждение вправе уменьшить доход на сумму, определенную в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ, то есть на сумму уплаченного налога (Письмо Минфина России от 11.10.2006 N 03-03-04/1/687).
Заслуживает особого внимания такой важный момент, как правомерность включения во внереализационные доходы при исчислении налога на прибыль стоимости макулатуры, оприходованной по коду вида деятельности 1 — «Бюджетная деятельность», поскольку она была получена от списания отдельных экземпляров библиотечных фондов, приобретенных за счет бюджетных средств и используемых в бюджетной деятельности. Исходя из Письма Минфина России от 15.06.2007 N 03-03-05/161 (далее — Письмо N 03-03-05/161), можно утверждать, что, какой бы код вида деятельности ни был присвоен макулатуре при постановке на учет, в целях налогообложения с ее стоимости должен исчисляться налог на прибыль. Иными словами, стоимость макулатуры формирует доход учреждения при исчислении налога на прибыль.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 22 Инструкции N 25н отдельные экземпляры библиотечных фондов в учреждениях здравоохранения учитываются на счете 101 07 000 «Библиотечный фонд». Напомним, что их стоимость отражается в регистрах бюджетного учета в рублях и копейках. Кроме того, на экземпляры библиотечных фондов, независимо от их стоимости, амортизация не начисляется, поэтому они не являются амортизируемым имуществом (п. 43 Инструкции N 25н). Списание отдельных экземпляров библиотечных фондов отражается проводкой:
Дебет счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит счета 101 07 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда».
Списанные экземпляры библиотечных фондов в виде макулатуры принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 52 Инструкции N 25н). Согласно п. 57 Инструкции N 25н принятие к учету макулатуры оформляется проводкой:
Дебет счета 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».
Числящаяся на счете 105 06 340 макулатура подлежит реализации специализированным организациям, осуществляющим сбор вторичного сырья. Данная операция отражается следующей проводкой:
Дебет счета 205 09 560 «Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов»
Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».
Как указывалось выше, стоимость макулатуры, полученной от списания отдельных экземпляров библиотечных фондов, приобретенных за счет средств бюджета, формирует доход учреждения. Исходя из рекомендаций Минфина, данных в Письме N 03-03-05/161, учреждение должно начислить и уплатить налог на прибыль за счет средств бюджета, сделав следующие проводки:
- начисление налога на прибыль:
Дебет счета 1 401 01 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит счета 1 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»;
- перечисление налога на прибыль:
Дебет счета 1 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
Кредит счета 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам».
Порядок отражения операций по реализации макулатуры
Рассмотрим порядок отражения операций по реализации макулатуры с учетом рекомендаций Минфина, данных в Письме N 03-03-05/161.
Пример 1. Библиотека учреждения здравоохранения на основании утвержденного руководителем акта о списании исключенной из библиотеки литературы списала учебные пособия, приобретенные за счет бюджетных средств, на сумму 18 000 руб.
Оприходована макулатура, полученная от списания учебных пособий, по рыночной цене — 7000 руб.
Макулатура реализована на сумму 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.
В целях налогового учета по налогу на прибыль учреждение включит:
- в состав доходов от реализации — 10 000 руб.;
- во внереализационные доходы — 7000 руб.;
- в материальные расходы — стоимость макулатуры в сумме 1680 руб. (7000 руб. x 24%).
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Списаны учебные пособия по причине физического и морального износа |
1 401 01 172 |
1 101 07 410 |
18 000 |
Оприходована макулатура, полученная от списания учебных пособий |
1 105 06 340 |
1 401 01 172 |
7 000 |
Начислен доход от реализации макулатуры |
1 205 09 560 |
1 401 01 172 |
11 800 |
Начислен НДС |
1 401 01 172 |
1 303 04 730 |
1 800 |
Отражено списание макулатуры при ее реализации |
1 401 01 172 |
1 105 06 440 |
7 000 |
Начислен налог на прибыль (11 800 — 1800 + 7000 —
|
1 401 01 172 |
1 303 03 730 |
3 676,8 |
Отражена сумма зачисленных в бюджет доходов от сдачи макулатуры |
1 210 02 180 |
1 205 09 660 |
11 800 |
Перечислен налог на прибыль в бюджет |
1 303 03 830 |
1 304 05 290 |
3 676,8 |
Перечислен НДС в бюджет |
1 303 04 830 |
1 304 05 290 |
1 800 |
Представленные в примере на основании Письма N 03-03-05/161 проводки противоречат опубликованным в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-404 <5>. Отразим операции по реализации макулатуры, следуя рекомендациям, данным в этом Письме.
<5> Письмо Федерального казначейства от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404 «Об отражении в бюджетном учете операций по использованию в соответствии с нормативными правовыми актами средств от реализации государственного имущества».
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1.
В бухгалтерском учете такие операции будут отражены следующим образом:
Почему сбор вторичного сырья затратная операция?
Ygamoray 28.03.2018
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Оформи подписку
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Оформи подписку
Dekster214
У населения накапливается значительное количество вторичного сырья, поэтому организация его сбора представляет задачу большой практической важности.
Сбор вторичного сырья у населения гораздо более сложен и трудоемок, чем в компактных источниках образования (рынки, супермаркеты и.т.д.). Это объясняется несколькими причинами:
— жители не обязаны собирать вторичные ресурсы (накапливать);
— отсутствие мест складирования вторичного сырья в квартирах, недостаточное количество приемных пунктов осложняет процедуру сдачи вторичного сырья;
— действующие заготовительные цены не оказывают влияния на семейный бюджет (в среднем 0,2%), поэтому по мере роста благосостояния население меньше заинтересовано в сдаче отходов потребления через сеть приемных пунктов.
До сих пор основным направлением заготовки вторичного сырья от населения является материальное стимулирование. Метод широко распространен как в нашей стране, так и за рубежом. Помимо повышенных закупочных цен применяются всевозможные лотереи и призы.
В СССР широко применялась заготовка вторичного сырья через сеть приемных пунктов-магазинов. В среднем приемный пункт-магазин заготовлял в два раза больше вторичного сырья, чем обычный приемный пункт. Однако такой метод не давал существенного роста общего объема заготовки вторичного сырья, а приводил к перераспределению поступления вторичного сырья от источников его образования. Передвижные приемные пункты-магазины позволяли собирать в 2-3 раза больше вторичного сырья, чем стационарные.
Наилучшие результаты давали выезды в субботу и воскресенье, в удобное для населения время. Население уведомлялось заранее, путем вывешивания плакатов и распространения листовок по почтовым ящикам.
В тоже время, развиваются методы бесстимульного сбора вторичного сырья от населения.
Основой бесстимульного метода сбора вторичного сырья стала социальная мотивация населения. С одной стороны вырабатывался культурный стереотип поведения, с другой — пропагандировалось значение вторичной переработки отходов в обеспечении устойчивого развития. Работа велась в двух направлениях: пропаганда и материально-техническое обеспечение бесстимульного сбора вторичных ресурсов. В крупных городах СССР так был организован раздельный сбор пищевых отходов, макулатуры и металлолома. Это тем удивительнее, что сейчас раздельный сбор бытовых отходов выдается как что-то новое, пришедшее из-за границы.
Ключевым звеном в обеспечении системы раздельного сбора бытовых отходов являются коммунальные службы. Последний опыт Москвы показал, что простое копирование западных схем не дает желаемого эффекта, кроме бессмысленного распыления бюджетных средств и дискредитации самой идеи. Отчасти это связано с тем, что организатором московского эксперимента по раздельному сбору бытовых отходов стало московское муниципальное предприятие «Промотходы», эффективность работы которого давно вызывает сомнения.
Тем не менее, существуют примеры организации эффективного раздельного сбора вторичных ресурсов при тесном сотрудничестве домоуправлений и ДЭЗов. Главным тормозом внедрения нового способа оказались службы санитарной очистки, ведь новый метод снижает доходы предприятий, занятых вывозом мусора. И это, на мой взгляд, будет основной проблемой при внедрении раздельного сбора бытовых отходов.
Попытки «Гринпис» пропагандировать раздельный сбор отходов по телевидению сродни продажи билетов на незапланированный концерт. Видимо сказывается отсутствие специалистов как по PR, так и по организации раздельного сбора вторичных ресурсов в этой организации. Какой смысл сообщать людям, что они должны разделять свои отходы, если на деле это невозможно осуществить? (Хотя может быть все проще — дали денег на звонкое мероприятие.)
Так чем же так хорош бесстимульный раздельный сбор отходов в местах образования?
Во-первых, снижается нагрузка на окружающую среду. Не надо ничего закапывать и сжигать, заражать грунтовые воды и способствовать образованию «парниковых газов» (метан и углекислый газ — основные компоненты «свалочного газа»). Во-вторых, не надо строить дорогие мусоросжигающие заводы. В-третьих, сокращаются расходы на транспортировку мусора, потому что вторичное сырье экономически целесообразнее возить, чем мусор. В-четвертых, экономятся природные невосполнимые ресурсы (нефть, газ, уголь).И есть много других преимуществ.
Есть и недостатки. Основной — при внедрении раздельного сбора вторичных ресурсов у населения происходит перераспределение рынка услуг по вывозу ТБО. Это приводит к злоупотреблениям: коррупции и протекционизму.
Другой недостаток раздельного сбора бытовых отходов — достаточно большие усилия по организации процесса. Тут и разъяснительная работа с домоуправлениями, тут и пропаганда среди населения, тут и элементарное перераспределение средств, направляемых на очистку территорий от бытовых отбросов.
Неограниченный доступ
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Оформи подписку
Неограниченный доступ
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Оформи подписку
или
Ограниченный доступ
play video
Посмотри видео для доступа к ответу
▶ Посмотри видео
00:00
О нет!
Просмотры ответов закончились
▶ Посмотри видео
Неограниченный доступ
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Оформи подписку
Неограниченный доступ
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Оформи подписку play video
Ограниченный доступ
Посмотри видео для доступа к ответу
▶ Посмотри видео
В результате хозяйственной деятельности учреждений после использования различных видов основных средств и материальных запасов, когда они приходят в негодность, в распоряжении учреждения остаются различные отходы: металлолом, макулатура и стеклотара. От сдачи этих отходов у учреждения возникает доход. О порядке отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и реализации металлолома, макулатуры и стеклотары читайте в данной статье.
Появлению таких видов материальных активов, как металлолом, макулатура, стеклотара, обычно предшествует процедура списания имущества государственного (муниципального) учреждения с учета в случае принятия такого решения постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов по причине полной или частичной ликвидации объектов основных средств.
Списание имущества
Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. Порядок списания имущества регламентирован специально разработанными положениями. На федеральном уровне это Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834). На уровне субъектов РФ и муниципальных уровнях разработаны и приняты свои нормативные акты, регламентирующие порядок списания имущества государственных (муниципальных) учреждений. Они, как правило, разработаны в соответствии с Положением № 834 и Инструкцией № 157н.
У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений. В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества. Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. «д» и «е»п. 4 Положения № 834).
Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп. «з» и пп. «и» п. 4 Положения № 834).
Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:
- недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834);
- ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834);
- иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.
Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н.
Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.
Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.
При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п. 52 Инструкции № 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.
Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.
Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого-либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.
Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.
Металлолом
Рассмотрим возможные варианты появления металлолома в учреждении.
1. Списание основных средств, полностью состоящих или имеющих в своем составе черные или цветные металлы. При составлении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), формы которых утверждены Приказом № 173н, заполняется раздел, в котором указываются материальные ценности, поступившие от списания ОС. Обращаем ваше внимание на то, что Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Приказ № 173н (далее – проект Приказа № 173н). В случае его принятия формы названных актов на списание ОС будут изменены на формы 0504104 и 0504105 соответственно. В них также предусмотрены разделы, в которых указываются результаты от выбытия объекта ОС.
Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов (в данном случае – металлолома), остающихся в распоряжении учреждения в результате разборки основных средств, определяется исходя из текущей рыночной стоимости этих запасов на дату принятия их к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, затраты на демонтаж).
Принятие к бухгалтерскому учету учреждением материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается на основании акта о списании объекта основных средств и акта о приемке материалов (ф. 0315004) (в проекте Приказа № 173н – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) в учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией № 162н, бюджетных учреждений – Инструкцией № 174н и автономных учреждений – Инструкцией № 183н:
Дебетсчета 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Кредитсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
2. Поступление металлолома при выполнении ремонта объектов основных средств, а также демонтажа или разукомплектации объектов нефинансовых активов (без их ликвидации). В этом случае комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляется акт о приемке материалов, в котором указывается текущая рыночная стоимость поступивших материалов на дату принятия их к бухгалтерскому учету. На основании данного документа принятие к учету металлолома будет отражаться следующим образом:
Дебетсчета0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Кредитсчета 0 401 10 180 «Прочие доходы»
Как правило, в дальнейшем металлолом сдается в специализированные приемные пункты за плату. Списание стоимости металлолома при его реализации производится на основании накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) (в проекте Приказа № 173н – накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)). При этом в бухгалтерском учете производится запись:
Дебетсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредитсчета 0 105 36 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Начисление доходов от реализации металлолома учреждением оформляется записью:
Дебет счета 0 205 74 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу или на лицевой счет учреждения будет отражаться следующим образом:
Дебет счетов 0 201 34 510 (000) «Поступления средств в кассу учреждения», 0 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета0 205 74 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
В ГБОУ СПО принято решение и получено разрешение на списание машин и оборудования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных за счет средств учредителя и пришедших в негодность: борона балансовой стоимостью 12 000 руб., картофелекопалка стоимостью 17 000 руб. Оба объекта имеют нулевую остаточную стоимость. Списанные основные средства пригодны для сдачи в металлолом, масса которого составила 2 т. Рыночная стоимость металлолома на дату принятия его к учету – 12 000 руб. Он сдан в пункт приема лома по этой стоимости. Денежные средства от его сдачи поступили на лицевой счет учреждения.
Данные факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения в бухгалтерском учете будут отражены следующим образом:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Списаны с учета основные средства | 4 104 34 410 | 4 101 34 410 | 29 000 |
Принят к учету металлолом | 2 105 36 340 | 2 401 10 172 | 12 000 |
Списан реализованный металлолом | 2 401 10 172 | 2 105 36 440 | 12 000 |
Начислен доход от реализации металлолома | 2 205 74 560 | 2 401 10 172 | 12 000 |
Поступили денежные средства от реализации металлолома на л/с учреждения | 2 201 11 510 | 2 205 74 660 | 12 000 |
Следует помнить, что прием лома черных и цветных металлов в соответствии с Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 и пп. 34 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», может осуществлять организация или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию.
Доходы от сдачи металлолома будут являться собственными доходами учреждения. По данному вопросу приведены разъясненияв Письме Минфина РФ от 24.04.2012 № 02-04-10/1464. В них указано, что согласно ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти доходы образовались.
В связи с этим доходы от реализации отходов, полученных от ликвидации объектов имущества учреждения, в отношении которых принято решение о списании согласно Положению № 834, являются доходами учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение.
При этом в соответствии с налоговым законодательством РФ учреждение обязано самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет соответствующие налоги.
Макулатура
В каждом образовательном учреждении образуется большое количество бумажных отходов: это и утратившие свою актуальность фонды библиотек и периодических печатных изданий, не требующие специального архивного хранения и вышедшие из документооборота деловые бумаги, различные работы обучающихся (контрольные, проверочные, рефераты, курсовые), выполненные на бумажном носителе, срок хранения которых истек, и другие бумажные отходы. Полученные отходы – макулатуру – целесообразнее с экономической и с экологической точек зрения не просто выбросить на свалку, а сдать в специализированный пункт приема за плату для ее дальнейшей переработки.
Образование бумажных отходов тоже можно условно разделить на две группы:
- макулатура, которая появляется при списании основных средств (библиотечного фонда);
- иные бумажные отходы.
Списание библиотечного фонда производится в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».
На основании данного приказа выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144), утвержденным Приказом № 173н (в проекте нового Приказа № 173 изменений в отношении этой формы не предусмотрено). В нем отражаются сведения о количестве и общей стоимости исключаемых документов, указывается причина исключения и направление выбытия исключаемых документов.
Списание библиотечного фонда в соответствии с действующими инструкциями № 162н, 174н и 183н будет отражаться в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет счета 0 104 37 (27) 410 (000) «Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда»
Кредит счета 0 101 37 (27) 410 (000) «Уменьшение стоимости библиотечного фонда»
Как и в случае с металлоломом, макулатура принимается к учету на основании акта о приемке материалов (ф. 0315004) (или акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Принятие к учету макулатуры по счету 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения» производится в корреспонденции:
– со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» – в случае ее поступления от ликвидации библиотечного фонда;
– со счетом 0 401 10 180 «Прочие доходы» – в случае ее поступления от образования иных бумажных отходов.
Отражение в учете реализации макулатуры и начисление доходов от этой реализации производится аналогичным образом, как и в случае с металлоломом.
В автономном образовательном учреждении принято к учету 100 кг макулатуры от списания библиотечного фонда и 100 кг иных бумажных отходов. Рыночная стоимость макулатуры на дату принятия ее к учету составляет 30 коп. за 1 кг. Вся макулатура сдана в специализированный пункт приема по той же рыночной цене, что и была принята к учету. Расчеты с покупателем были произведены наличными денежными средствами.
В бухгалтерском учете учреждения это будет отражено следующим образом:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Принята к учету макулатура от списания библиотечного фонда | 2 105 36 000 | 2 401 10 172 | 30 |
Принята к учету макулатура – иные бумажные отходы | 2 105 36 000 | 2 401 10 180 | 30 |
Списана реализованная макулатура | 2 401 10 172 | 2 105 36 000 | 60 |
Начислен доход от реализации макулатуры | 2 205 74 000 | 2 401 10 172 | 60 |
Поступили денежные средства от реализации металлолома в кассу учреждения | 2 201 34 000 | 2 205 74 000 | 60 |
Доходы от сдачи макулатуры будут являться собственными доходами учреждения. Разъяснения по этому вопросу приведены в разд. «Металлолом» данной статьи.
Стеклотара
Еще один вид отходов, накапливающихся в образовательных учреждениях, в которых организовано питание обучающихся, – это стеклотара. Очень часто продукты питания, которые закупаются столовыми образовательных учреждений, упакованы в стеклянную тару (банки). Как правило, ее стоимость включена в стоимость приобретаемых продуктов и нет необходимости ее возврата. Данная тара может быть повторно использована и ее, так же как металлолом и макулатуру, принимают специализированные приемные пункты. Поэтому имеет смысл принимать стеклянную тару к учету в составе материальных запасов и впоследствии реализовывать.
При организации учета этого вида нефинансовых активов обратимся к разъяснениям, которые даны по учету металлолома и макулатуры. Так как стеклотара образуется не от ликвидации объектов основных средств, то принимать ее к учету по счету 0 105 36 340 (000) необходимо в корреспонденции со счетом 0 401 10 180.
Реализация стеклотары и начисление дохода от этой операции в учете бюджетного и автономного учреждения будут отражаться аналогично приведенным выше операциям с металлоломом и макулатурой.
Рассмотрим принятие к учету стеклотары и ее реализацию на примере казенного учреждения.
На складе столовой казенного образовательного учреждения (наделенного отдельными полномочиями администратора доходов) образовался запас стеклянной тары – банок емкостью 0,5; 0,7; 1; 1,5 и 3 л. По решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов стеклотара принята к учету в качестве прочих материальных запасов по текущей рыночной стоимости на сумму 3 000 руб. По такой же стоимости она сдана в пункт приема.
Согласно п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ средства от продажи имущества казенного учреждения подлежат 100% перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
В бюджетном учете казенного учреждения эти операции нужно отразить следующим образом:
Макулатура в свете налогового и бухгалтерского учета
Главная → Бухгалтерские статьи
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 января 2016 г.
Содержание журнала № 3 за 2016 г.Ю.В. Капанина, аттестованный налоговый консультант
Мы живем в веке информационных технологий, но тем не менее понятие «макулатура» до сих пор не исчезло из нашей жизни. Бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги — все это и есть макулатурап. 3.41 ГОСТ 30772-2001. У большинства компаний такого добра скапливается достаточно. А ведь от сдачи макулатуры одни только плюсы: и внести свою лепту в сохранение экологии, и денег заработать. Останется только отразить эту операцию в учете. А как это сделать, вы узнаете из нашей статьи.
Мы не будем рассматривать списание нереализованной печатной продукции (книг, журналов, газет) в компаниях, занимающихся производством и продажей таких изданий.
Собираем и оприходуем макулатуру
Итак, у компании в результате ее деятельности образуются разные бумажные (картонные) отходы. К примеру, фирма покупает много материалов, которые поступают в картонных коробках. Склад собирает пустые коробки, которые впоследствии планируется продать как макулатуру. Или накопились документы, у которых уже истек срок хранения. Кроме того, в любом офисе найдутся прочие ненужные бумажки, старые газеты и журналы, которые уже бессмысленно хранить.
Но загвоздка в том, что все эти отходы никак не учтены. Коробки не покупались отдельно от их содержимого. А стоимость бумаги, на которой печатались документы, уже давно списана в расходы.
Поэтому возникшие отходы сначала нужно оприходовать, а уж потом отразить их продажу.
Макулатуру нельзя расценивать как безвозмездно полученное имущество. Ведь компания покупала бумагу, на которой печатались документы. А к примеру, картонные коробки являются разовой невозвратной тарой, стоимость которой была включена в цену поступившего в ней товарап. 162 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания). Но поскольку вы собираетесь продавать эти коробки не как тару, а как макулатуру (да и в документах, выданных специализированным пунктом приема вторсырья, будет указана именно макулатура), то ее и нужно принимать к учету. Это можно сделать несколькими способами.
СПОСОБ 1. Учитывать как возвратные отходы. Ведь под такими отходами понимаются остатки сырья (материалов) и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого не используемые по прямому назначениюп. 6 ст. 254 НК РФ. А это очень похоже на наш случай. Тогда принимать макулатуру к учету нужно по цене ее возможной реализациип. 111 Методических указаний; подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ. Документом, на основании которого приходуется макулатура, может являться требование-накладная по форме № М-11 или обычный приходный ордер формы № М-4.
Особенность учета макулатуры таким способом заключается в том, что на стоимость отходов нужно уменьшить материальные затраты в бухгалтерском и налоговом учетеп. 111 Методических указаний; п. 6 ст. 254 НК РФ.
В бухучете для этого делается такая проводка.
Дт | Кт | |
Принята к учету макулатура | 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы» | 20 «Основное производство» (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») |
Причем делать это придется не в периоде продажи отходов, а в момент их образования. То есть по-хорошему нужно учитывать каждую коробку, а это крайне трудозатратно. Поэтому более предпочтительным будет другой способ.
СПОСОБ 2. Выявить макулатуру по результатам инвентаризации. Перед сдачей макулатуры по распоряжению руководителя можно провести выборочную инвентаризацию наличия этой самой макулатурып. 2.16 Методических указаний по инвентаризации, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания по инвентаризации). Процедура инвентаризации стандартная. Руководитель компании подписывает приказ, в котором указываются:
- инвентаризационная комиссияпп. 2.2, 2.3 Методических указаний по инвентаризации;
- причина проведения инвентаризации (например, необходимость оприходовать макулатуру);
- срок, в течение которого ее надо провести.
Затем комиссия выявляет фактическое наличие макулатуры, количество которой определяет путем подсчета или взвешиванияп. 2.7 Методических указаний по инвентаризации. Полученные данные заносятся в инвентаризационную опись (акт)п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации. И впоследствии сверяются с данными бухучета. Результат этой сверки фиксируется в сличительной ведомости (акте)п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации. Поскольку унифицированные формы сейчас не обязательны, вы можете сделать свои, убрав из утвержденных форм ненужные вам показатели. При этом разработанные формы должны содержать обязательные для первички реквизиты и применение этих форм нужно утвердить приказом руководителяст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
В бухучете выявленную макулатуру нужно оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризацииподп. «а» п. 28 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. Ориентиром для определения рыночной стоимости могут быть цены из прайс-листов организаций, занимающихся приемом макулатуры.
Проводку сделайте такую:
Дт | Кт | |
Принята к учету макулатура | 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы» | 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» |
Если компания заранее знает, что выявленная макулатура будет продана, ее можно оприходовать на счет 41 «Товары» |
В налоговом учете стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества следует учитывать в составе внереализационных доходовп. 20 ст. 250 НК РФ. Доход определяется исходя из рыночной цены МПЗп. 5 ст. 274 НК РФ.
Добавим также, что этот способ подходит для тех компаний, которые сдают макулатуру регулярно и им известны цены переработчиков. Если для вас это в новинку (например, вы пока не знаете, кому именно продадите макулатуру, цены у переработчиков отличаются и, соответственно, рыночную стоимость вы сможете определить только в момент ее реализации или, скажем, у вас просто нет весов), то возможен и еще один способ.
СПОСОБ 3. Учесть за балансом. Раз в момент оприходования вы не можете определить стоимость макулатуры, ее можно учесть на забалансовом счете (к примеру, по дебету счета 015 «Макулатура») в условной оценке, к примеру, 1 руб. Тогда и в налоговом учете доход от выявления такого имущества не отражаетсяПостановление ФАС МО от 17.06.2013 № А40-112981/12-99-580. Однако документ (допустим, тот же приходный ордер или акт в произвольной форме) составить все равно придется. Укажите в нем количество макулатуры в любом натуральном измерении, хоть в пачках, хоть в коробкахст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Продаем макулатуру
В бухучете отражение реализации макулатуры зависит от способа принятия ее к учету.
Дт | Кт | |
На дату реализации макулатуры | ||
Отражены доходы от реализации макулатуры | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» |
Начислен НДС от реализации макулатуры | 91, субсчет «Прочие расходы» | 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» |
Списана стоимость проданной макулатуры* | 91, субсчет «Прочие расходы» | 10, субсчет «Прочие материалы» (41 «Товары») |
На дату получения оплаты | ||
Поступили деньги от организации по сбору макулатуры | 51 «Расчетный счет», 50 «Касса» | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
* Если вы выбрали способ 3, этой проводки у вас не будет. Вместо нее спишите макулатуру с забалансового учета. К примеру, проводкой по кредиту счета 015 «Макулатура».
Продажу МПЗ оформляйте накладной на отпуск материалов на сторону (можно по форме № М-15). Если же вы будете продавать макулатуру как товар, тогда вам нужно оформить товарную накладную (например, по форме № ТОРГ-12). Однако пункты приема часто составляют свои акты.
Налог на прибыль. Выручка от реализации макулатуры признается доходом, учитываемым при расчете налога на прибыльп. 1 ст. 249 НК РФ. Доход признается на дату перехода права собственности на макулатуру, то есть в день ее сдачи специализированной организациип. 3 ст. 271 НК РФ.
В этот же момент в «прибыльных» расходах можно учесть ее стоимость, еслип. 1 ст. 272 НК РФ:
- <или>макулатура оприходована как возвратные отходыПисьмо Минфина от 26.04.2010 № 03-03-06/4/49;
- <или>макулатура выявлена в результате инвентаризациип. 2 ст. 254 НК РФ.
А вот если макулатура учитывалась за балансом, расходов в виде ее стоимости у компании не будет.
НДС. Реализация макулатуры, как и другого имущества, облагается НДСподп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. И как при обычной реализации, нужно выписать счет-фактуруп. 3 ст. 168 НК РФ.
***
Если у организации есть документы с истекшим сроком хранения, то на основании решения экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом руководителя, их можно уничтожить, в том числе путем сдачи в макулатуру.
Движение такой макулатуры в бухгалтерском учете может отражаться так же, как и макулатуры, выявленной в результате инвентаризации. А вот документы потребуются иные.
При принятии решения об уничтожении комиссия составляет акт с перечнем таких документов (по самостоятельно разработанной и утвержденной форме). Затем взвешенная макулатура передается в специализированную организацию в качестве утильсырья, о чем составляется отдельный акт (накладная), в котором указываются дата совершения операции, количество (вес) вторсырья.
Поскольку такая макулатура не выявлена по результатам инвентаризации и не получена безвозмездно, доход в целях исчисления налога на прибыль нужно отразить один раз в момент передачи макулатуры перерабатывающей компаниип. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:
2019 г.
2018 г.
- Учет расходов на пожарную безопасность, № 11
2017 г.
- Включать ли экосбор в расходы?, № 13
ИНДЕКСЫ Ваше местоположение определено правильно?, изменить Москва Индекс
потребительских
цен
Используется
для индексации зарплаты
0.5% ноябрь 2018 г. МРОТ
по регионам
Используется для
регулирования зарплаты
18 781
Примечание
История
Ставка
рефинансирования
Используется для
расчёта отдельных показателей
7.75%
История
РАБОЧИЙ СТОЛ БУХГАЛТЕРА ОПРОС Хотели бы вы открыть свое дело?
Нет, свой бизнес – это слишком рискованно | |
Да, но мне не хватает знаний | |
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав организацию | |
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав ИП | |
Хочу открыть свое дело, но как самозанятый | |
У меня уже свое дело |
«ГЛАВНАЯ КНИГА»
РЕКОМЕНДУЕТ БЛИЖАЙШИЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Информации о мероприятиях в данный момент нет
Учет и контроль списания металла в заготовительном цехе машиностроительного предприятия
«Справочник экономиста» №7 2016 / Экономика отрасли
Учет отпуска металла со склада в заготовительный цех
Учет порезки металла по картам-заявкам
Расчет эффективности расхода металла
Затраты на материалы в структуре себестоимости продукции машиностроения составляют значительный удельный вес, поэтому контроль за расходованием металла положительно влияет на рентабельность производства. Рациональное и нормируемое использование металла, снижение уровня материальных затрат во многом определяются постановкой первичного учета и организацией аналитической работы.
Рассмотрим специфику работы заготовительного цеха машиностроительного завода, в котором перерабатывается порядка 70 % металла.
Отпуск металла со склада
Машиностроительное производство предполагает наличие на складе большого количества различных сортов металла. И чтобы проконтролировать его использование, предприятия, как правило, разрабатывают перечни потребляемого металла по его однородным признакам используют детальную группировку металла по техническим признакам и свойствам, например, металл черный и цветной. Внутри групп и подгрупп металл учитывается в разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров.
Обратите внимание!
Металл должен отпускаться со склада в заготовительный цех по весу в строгом соответствии с расходными нормативами на заданный объем производства, в пределах предварительно установленных лимитов.
Лимиты на отпуск устанавливаются на основе разработанных службой главного технолога норм расхода материалов, производственных программ цехов, с учетом остатков металла на начало и конец планируемого периода.
Мы рекомендуем
Чтобы проконтролировать расход металла на предприятии, можно установить такой порядок: отпуск металла металлом (например, листами, швеллерами, трубами) осуществляется только в заготовительный цех. Все остальные цеха получают металл уже в виде заготовок, порезку которых в заданный размер выполнил заготовительный цех.
Например, механический или сварочный цех будут получать от заготовительного цеха на обработку, сварку или установку заготовки на детали — ребро, стенка, фланец и т. п.
Ревизия по металлу должна проводиться одновременно по складу металла и по заготовительному цеху. На некоторых предприятиях (как правило, не крупных) деление на склад металла и заготовительный цех (участок) весьма условно, только документально — по штатному расписанию, по подотчету в бухгалтерии.
Со склада в заготовительный цех металл поступает по лимитно-заборным картам.
К сведению
Предприятие вправе разработать собственные формы учетных документов по движению металла, учитывающие специфику. Главное, чтобы документы содержали весь набор необходимых реквизитов, установленных для первичных документов.
Лимитно-заборная карта является оправдательным документом для списания металла со склада. Исходя из плановой потребности, продукции, которая уже в запуске или планируется к запуску, экономисты планово-экономического отдела (ПЭО) выписывают лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц. Один экземпляр карты передается заготовительному цеху, второй — на склад.
В каждом экземпляре указываются лимит, наименование, шифр затрат и другие данные.
Металл в производство отпускается со склада при предъявлении мастером (кладовщиком) заготовительного цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик склада отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита.
В лимитно-заборной карте заготовительного цеха расписывается кладовщик склада, а в лимитно-заборной карте склада металла — мастер/кладовщик цеха. Это обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в первичном документе записей.
По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передаются в бухгалтерию, где сверяются их итоги и отражается расход металл со склада и взятие на учет в заготовительном цехе.
Обратите внимание!
Лимитно-заборные карты позволяют контролировать получение металла со склада в пределах предусмотренного лимита и сокращают число разовых документов.
В случае возврата неиспользованного металла об этом делается запись также в лимитно-заборной карте (как правило, с оборотной стороны) без составления дополнительных сопроводительных документов.
К сведению
Лимитно-заборная карта может выписываться на получение металла как на один вид продукции, так и на перечень продукции, которая уже частично в запуске или которую только планируется запускать — все зависит от размеров, вместимости склада металла и кладовой заготовительного цеха.
В чем особенности отпуска металла? Металл приходит, например, в листах, числится в учете в килограммах, на продукцию согласно нормам нужен вес, эквивалентный 2/3 этого листа. На этапе получения металла по лимитно-заборной карте нет смысла резать этот лист: если вы отрежете сейчас, то при раскрое на заготовки может не хватить металла на крупногабаритные детали.
Такой лист отпускается в заготовительный цех целиком, и уже после его раскроя на заготовки будет выведен остаток. Отслеживаться эти остатки будут уже по заготовительному цеху. При необходимости остаток можно вернуть на склад металла, если он крупный. Поэтому когда со склада металл отпускается только в один цех — заготовительный, всегда знаешь, где искать дефицитную позицию: или на складе металла, или в заготовительном цехе.
Поэтому в представленной лимитно-заборной карте и наблюдаются отклонения от норм: по позиции «Лист S8 Сталь 45 арт. 11478» отпустили в цех на 0,73 кг меньше, а по позиции «Труба проф. 25×25×2 арт. 15784» — на 14,6 кг больше. Конечно, это может быть и результатом неточностей в учете, злоупотреблений.
На данном этапе можно предложить следующее:
- при оприходовании металла от поставщика указывать в учетной карточке вес одной единицы листа или трубы (например, привезли 10 шт. листов и поставили на приход под одним артикулом и общим весом);
- разрешить перерасход или недобор по нормам согласно лимитно-заборной карте, не меньше/больше чем вес одной штуки соответствующего наименования металла.
К сведению
Отклонения по лимитно-заборной карте при надлежащем построении учета не отражаются на себестоимости продукции, а влияют только на уровень складских остатков по каждому подразделению и планы поставок металла.
Порезка на заготовки
Операции по порезке металла на заготовки, идентификация этих заготовок, расход металла по технологическим документам на конкретную деталь по нормативу оформляются с помощью карты-заявки на получение заготовок. Стоимость заготовок по этому документу и должна отражаться в себестоимости продукции.
Выписывает карту-заявку на получение заготовок уполномоченный сотрудник цеха, которому нужны заготовки (это, как правило, мастера и технологи механического, сборочно-сварочного, экспериментального цехов). Цех-заказчик указывает:
- назначение заготовки (шифр продукции, куда будет входить уже готовая деталь);
- идентификационные данные детали (наименование, децимальный номер чертежа);
- количество необходимых заготовок.
Данные по чистовому размеру заготовки и по размеру заготовки с припуском (норма расхода) — это данные технической документации, проработанные отделом главного технолога, поэтому попадают в карту-заявку автоматически или проставляются заказчиком из технической документации вручную.
Обратите внимание!
Мастер цеха-заказчика, руководитель заготовительного цеха только контролируют такие параметры, как чистовой размер заготовки, размер заготовки с припуском. Они не должны отвечать непосредственно за норму расхода — только за факт.
Данные по фактическому расходу заполняет мастер или технолог заготовительного цеха исходя из фактически израсходованного металла. В идеальном варианте графы «Размер заготовки с припуском» и «Фактический расход» отличаться не должны (см. пример карты-заявки далее). Так бывает с кругом, трубой, швеллерами — металлом, расходуемым по метражу.
Если порезка заготовки выполняется из листа, то одновременно с деталью могут образовываться куски, пригодные для вырезки более мелких деталей — деловой отход и значительно более мелкие, не пригодные к использованию — металлолом. Чтобы судить о том, были такие отходы или нет, в карте-заявке предусмотрено место для эскиза. Данные о количестве образовавшихся деловых отходов и металлолома также указываются в этом первичном документе и ставятся на приход.
Карта-заявка на получение заготовок позволяет не только проконтролировать фактическое списание, его соответствие нормам, выявить экономию/перерасход по каждой отдельно взятой заготовке или партии заготовок: мастер заготовительного цеха не может просто так взять и порубить металл на куски, которые потом могут вообще не понадобиться. Для расходования металла у него должны быть основания.
Например, у мастера заготовительного цеха недостача по позиции «Круг D 75 Сталь 20». Он знает, что планируется ревизия по складу металла и по заготовительному цеху — будут ревизировать металл, но не заготовки, и может провести в учете раскрой заготовки без фактической вырубки — недостача выявлена не будет.
Важно
Заготовки должны изготавливаться только на основании заявки от специалистов цехов, которые потом эти заготовки обрабатывают — превращают в готовую деталь, готовую продукцию. В зависимости от дороговизны используемого металла, качества планирования карты-заявки кроме цеха-заказчика могут дополнительно визировать специалисты производственно-диспетчерского отдела. Это будет подтверждением того, что изготовление продукции, куда входит эта деталь, действительно предусмотрено производственной программой.
Заготовки заготовительный цех передает в обрабатывающие цеха по накладным поштучно, но с сохранением аналитики исходного материала.
Эффективность расхода
Отдельно взятая карта карта-заявка на получение заготовок не дает представления о том, насколько полно был использован, например, лист металла, каковы суммарные потери по одной номенклатурной позиции металла (артикулу, одному приходу, одному листу), поскольку в карте представлена аналитика расхода только на одну заготовку детали или партию одинаковых заготовок. В связи с этим целесообразно составлять сводный документ — «Контрольную аналитику расхода металла по артикулу», в котором отражается весь перечень вырезанных из данного листа заготовок, полученный деловой отход и металлолом. При необходимости экономист может поднять каждую отдельную карту-заявку, на которую есть ссылка.
В этом документе по одному артикулу выведены следующие коэффициенты эффективности:
1. Коэффициент полезного использования металла – определяется делением количества металла, израсходованного на заготовки (с учетом припусков на порезку, вырубку), на общий исходный вес этого металла:
16,095 / 16,95 = 0,9496.
К сведению
Каждое предприятие должно стремиться максимально увеличить этот коэффициент, ведь чем он больше, тем эффективнее раскрой, тем экономичней расход металла, как следствие — экономия на закупке материалов.
2. Коэффициент делового отхода (остатков) — определяется делением веса кусков полученного делового отхода на общий исходный вес:
0,721 / 16,95 = 0,0425.
3. Коэффициент отходов (металлолом) — вес полученного металлолома делится на общий вес:
0,134 / 16,95 = 0,0079.
В зависимости от учетной политики, отношения руководства к нормам могут быть следующие манипуляции со стороны персонала заготовительного цеха:
- либо больше металла списывается на вес заготовки, и тогда наблюдается перерасход норм по отдельным деталям;
- либо больше списывается на деловой отход и металлом — отсюда высокие и неэффективные значения коэффициентов полезного использования металла, делового отхода и металлолома.
Мы рекомендуем
Экономисту не следует отказываться от работы с такими коэффициентами. Важно организовать получение подобной аналитики, накопить статистику по этим коэффициентам, проанализировать ее с учетом номенклатуры изготавливаемой продукции, применяемого для порезки/вырубки заготовок оборудования, мастеров, кладовщиков, рабочих заготовительного цеха.
Статистика и анализ должны выполняться отдельно по каждому типоразмеру, например отдельно по листам S8 и S20. По итогам анализа следует утвердить у руководства нормативные значения для каждого коэффициента. Тогда, если в текущем отчетном периоде коэффициент полезного использования металла будет ниже утвержденного уровня, экономист будет иметь право затребовать с цехового руководства объяснения.
Еще одно направление анализа эффективности раскроя — определение коэффициента использования металла на деталь. Рассчитывается по формуле:
Км = Мд / Мн,
где Км — коэффициент использования металла на деталь (мера плотности размещения заготовок);
Мд — масса детали, кг;
Мн — норма расхода материала на одну деталь, кг.
Коэффициент показывает уровень эффективности использования металла, соблюдения норм расходования, а также степень точности изготовленных заготовок:
- грубые — Км < 0,5;
- пониженной точности: 0,5 ≤Км <0,75;
- точные: 0,75 ≤Км ≤0,95;
- повышенной точности, для которых Км >0,95.
Рассчитаем коэффициент использования металла на деталь «Фланец АВС 1544.01.008» (результат представлен в табл. 1).
Таблица 1
Расчет коэффициента использования металла на деталь «Фланец АВС 1544.01.008»
Показатель |
Расчет |
Значения коэффициентов |
Коэффициент использования металла фактический |
3,43 / 5,30 |
0,647 |
Коэффициент использования металла плановый |
3,43 / 5,25 |
0,653 |
Разница коэффициентов незначительная:
0,647 – 0,653 = –0,006.
Оба коэффициента попадают в группу заготовок пониженной точности. Можно утверждать, что 0,353 части заготовки ушло в металлолом, стружку, угар. Конечно, эффективность использования металла определяется формой детали. И если по предыдущим трем коэффициентам экономисту необходимо работать с сотрудниками заготовительного цеха, то в данном случае — с технологами, ведь именно они расписывают технологию изготовления, закладывают исходные материалы и нормы расхода.
Чтобы повысить коэффициент использования металла на деталь, следует:
- по наиболее материалоемким, наиболее часто изготавливаемым деталям — выполнить обозначенный выше расчет;
- по заготовкам грубой и пониженной точности — составить отдельный список и передать его главному технологу;
- потребовать у главного технолога пересмотреть технологию изготовления деталей в списке, возможно, есть возможность изготовить деталь по другой технологии или с привлечением сторонней кооперации;
- одновременно передать список главному конструктору, чтобы он пересмотрел конструкцию изготавливаемой продукции и по возможности заменил приведенные в перечне детали на приближенные к Км >0,95;
- если отдельная продукция содержит слишком много грубых деталей, предложить руководству отказаться от ее изготовления, а конструкторам вместо нее разработать более эффективную с точки зрения расхода металла конструкцию.
Рассмотрим на примере. Так, первоначально стоимость материалов по Фланцу АВС 1544.01.008 составляет 5,3 × 120 = 636 руб., из них только 0,647 × 636 = 411,49 руб. стоит деталь, а 224,51 руб. «ушли» в отходы.
Если удастся повысить Км до 0,95, то стоимость материалов в заготовке составит 411,49 / 0,95 = 433,15 руб.
Экономия на одной детали составит 636 – 433,15 = 202,85 руб.
Если таких деталей выпускается в год 1000 шт., экономия составит 202 850 руб. в год только на одной детали. А таких в перечне может быть не одна.
Вообще это довольно интересное направление работы с технологами. Но нужно помнить, что если по материалам планируется экономия в 202,85 тыс. руб., то предприятие не должно получить значительное увеличение трудозатрат (со всеми начислениями и связанными с трудом накладными расходами), — такая экономия бессмысленна, да и экономией это не назовешь.
Разрешение на замену
Пониженные значения коэффициента использования металла на деталь (фактического к плановому) часто наблюдается, когда на предприятии одна номенклатура заменяется на другую, например вместо листа S8 взяли лист S12. Такая замена металла обычно выполняется после оформления разрешительного документа — акта-разрешения на замену.
При замене в лимитно-заборной карте указывают: «Замена согласно акту № _», при этом обязательно уменьшают остаток. Действие такого акта принято ограничивать — временем, видом продукции или одной-единственной деталью. Обычно оформляют на срок не более 3 месяцев.
В акте заполняются все реквизиты: количество, объем партии, срок действия документа и т. д. Срок его действия может корректировать руководитель, утверждающий разрешение.
В случаях когда требуемого по технологии металла на данный момент нет, на основании акта можно использовать другой разрешенный, но не предусмотренный нормами металл с идентичными свойствами.
Акт-разрешение обязательно визируют руководители отдела материально-технического снабжения (ОМТС), производственно-диспетчерского отдела (ПДО), ПЭО, отделов главного конструктора и главного технолога, утверждает директор по производству.
Продолжение читайте в следующем номере.
Е. С. Панченко,
бизнес-консультант
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2016.
Купить этот номер в электронном виде
Блог
-
В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19,3 трлн рублей – это на 24 %, или на 3,7 трлн рублей, больше соответствующего периода 2017 года.
-
Главным новшеством 2019 года для большинства бухгалтеров станет рост основной ставки НДС.
-
Ведомства уже сейчас размещают на своих интернет-порталах собственные программы контрольных мероприятий.
Добавить комментарий