Проводки представительские расходы

Содержание

Учет билетов в учреждении культуры

Если учреждения культуры представляют населению платные услуги, то для этого используются входные билеты, реализация которых требует строгой отчетности

Вопросы, связанные с осуществлением расчетов, порядком утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, решаются в соответствии с Положением №359, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации.

Реализация и хранение входных билетов

Для продажи билетов во время выездных и гастрольных мероприятий чаще всего используют, изготовленные в типографии заготовки входных билетов, с проставленных на них:

  • специальным штампом даты проведения мероприятия;
  • названием мероприятия;
  • ценой.

Для хранения входных билетов, которые являются бланками строгой отчетности, должны быть обеспечены особые условия.

Так, к примеру, БСО необходимо хранить только в металлических сейфах или шкафах, которые в конце рабочего дня должны опечатываться или пломбироваться. Перед реализацией билеты необходимо зарегистрировать в бухгалтерии, после чего они выдаются кассирам.

Стоит заметить, что необходимые данные – дата, место, название мероприятия, время его начала и стоимость – проставляются самими кассирами в тот момент, когда билеты готовятся к реализации.

Структура организации информации на билетном комплекте

Каждый билетный комплект имеет титульный лист, на котором обозначается:

  1. регистрационный номер;
  2. дата регистрации;
  3. ставиться подпись сотрудника бухгалтерии, проверившего и зарегистрировавшего комплект.

Что делать с поврежденными билетными книжками

Случается, что билетные книжки могут быть повреждены.

План мероприятий при обнаружении повреждения билетной книжки

  1. Составляется акт с указанием причин порчи и лица, которое является виновным в повреждении.

  1. На испорченном билетном комплекте ставится специальный штамп.

  1. До момента уничтожения обеспечивается их хранение в установленном порядке.

  1. В случае проверки испорченные книжки представляются лицам, которые ее осуществляют.

Что делать с непроданными билетами

  • Если выданные для реализации билеты полностью не проданы, они возвращаются в учреждение культуры за два часа до начала мероприятия.
  • Если лица, отвечающие за реализацию билетов, не возвращают их вовремя, то они обязаны оплатить номинальную стоимость билетов, поскольку в этом случае БСО считаются проданными.

С сотрудниками, отвечающими за учет билетов в учреждении культуры, их прием, выдачу и хранение, заключается договор, в котором указывается, что они несут полную индивидуальную материальную ответственность.

Как осуществляется учет входных билетов

Особое внимание необходимо уделить решению вопроса, касающегося учета входных билетов, который нужно вести на забалансовом счете 03 “Бланки строгой отчетности” по простой системе без применения двойной записи.

При этом используется условная оценка: один бланк – один рубль.

Учетная политика учреждения культуры устанавливает требование учета входных билетов по стоимости их приобретения, что заранее согласовывается с учредителем.

Для учета БСО имеется “Книга учета бланков строгой отчетности”, в которой указываются следующие данные:

  • дата получения или выдачи билетов;
  • вид, серия и номер БСО;
  • стоимость и количество.

Сотрудник, получающий бланки, должен поставить свою подпись в “Книге учета”.

Чтобы исключить возможность внесения исправлений и изменений, страницы книги нумеруются и брошюруются.

При выдаче бланков строгой отчетности другому юридическому лицу, которое несет ответственность за их оформление, составляется акт приема-передачи.

Если бланки перемещаются внутри учреждения культуры, то это также отражается по забалансовому счету 03 на основании первичных документов. При этом может быть осуществлена замена ответственного лица или места хранения.

Читайте бесплатно в системе Культура:

При осуществлении наличных денежных расчетов в связи с оказанием услуг могут использоваться бланки строгой отчетности (билет) (ч. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

В случае посещения учреждения культуры на возмездной основе (осуществления расчетов между учреждением и потребителями) и выдачи билета соблюдается требование Закона № 54-ФЗ . Возмездное приобретение билета подтверждает заключение договора возмездного оказания услуг между учреждением и посетителем (ч. 2 ст. 437 , ст. 438 , ст. 779 ГК РФ).

Бесплатное посещение учреждения можно рассматривать в качестве договора безвозмездного оказания услуг.

В этом случае расчеты между сторонами не осуществляются и использование бланка строгой отчетности (билета) не требуется.

Однако заключение договора безвозмездного оказания услуг в устной форме между учреждением и потребителем без выдачи любого подтверждающего его заключение документа затрудняет возможность подтвердить наличие заключенного договора (ч. 1 ст. 162 ГК РФ).

Договор на посещение учреждения культуры является публичным, это позволяет исполнителю установить различные цены для потребителей разных категорий (ч. 2 ст. 426 ГК РФ, ст. 52 Основ законодательства о культуре), в т.ч. и бесплатное посещение.

При организации платных мероприятий учреждение вправе устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Порядок установления льгот для муниципальных учреждений определяет орган местного самоуправления (ст. 52 Основ законодательства о культуре).

Таким образом, посещение учреждения культуры может быть бесплатным. Но порядок установления льгот, включая бесплатное посещение, требования к предъявляемым документам должны быть установлены органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

Реализация входных билетов учреждениями культуры

В соответствии с п. 4 ст. 9.

2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, либо его в пределах оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, при условии, что они служат достижению целей, ради которых создано данное учреждение. Причем все виды деятельности прописываются в уставе учреждения. Аналогичные правила содержатся в п. 6, 7 ст. 4 Закона об автономных учреждениях*(2) и применяются в отношении автономных учреждений.

Реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий может осуществляться как в рамках основных видов деятельности бюджетных (автономных) учреждений, так и в рамках иных видов деятельности. В данной статье рассмотрим порядок установления платы за оказание таких услуг, а также правила отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по реализации билетов.

Порядок определения платы за услуги, оказываемые учреждениями культуры

Услуги, относящиеся к основным видам деятельности. Согласно п. 4 ст. 9.

2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения бюджетным учреждением платы за услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель).

В отношении бюджетных учреждений культуры, подведомственных Минкультуры, указанный порядок утвержден Приказом N 737*(3) (далее – Порядок N 737). В соответствии с п.

3 Порядка N 737 плата за услуги, оказываемые учреждением, должна обеспечивать полное возмещение обоснованных и документально подтвержденных затрат (расходов) на оказание услуги.

Учреждение культуры обязано самостоятельно сформировать перечень платных поименованных в них услуг и размер платы по ним. Такие перечни и размер платы согласовываются с Минкультуры.

При определении размера платы бюджетным учреждениям необходимо учитывать (п. 5 Порядка N 737):

а) установленные нормативные правовые акты РФ, регулирующие цены (тарифы) на соответствующие платные услуги по основным видам деятельности учреждения;

б) размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:

– анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

– прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

– анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

– анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

Кроме того, п. 6 Порядка N 737 установлено, что определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу и оценки ее обоснованности, производится в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В отношении автономных учреждений порядок и условия оказания платных услуг, относящихся к их основной деятельности, устанавливаются федеральными законами. На это указывает п. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.

Однако в настоящее время таких федеральных законов не утверждено. По мнению автора, по аналогии с бюджетными учреждениями в отношении автономных учреждений порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам их деятельности, также вправе устанавливать их учредитель.

К примеру, согласно п. 3.3.3 Положения “Об управлении образования администрации города Тулы”, утвержденного Решением Тульской городской думы от 25.01.

2012 N 40/803, к функциям Управления образования, выступающего в качестве учредителя, относится установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности подведомственных муниципальных бюджетных и автономных учреждений, оказываемые ими сверх установленного муниципального задания, а также в иных случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного муниципального задания.

Обратите внимание! В случае, когда платные услуги оказываются в пределах государственного задания, в нем указываются предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). При этом средства, планируемые к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), учитываются при расчете размера субсидии, предоставляемой на выполнение государственного задания (п. 11 Положения N 671*(4), п. 8 (1) Положения N 182*(5)).
Услуги, оказываемые в рамках иных видов деятельности, не относящихся к основным. В соответствии со ст. 52

Калькуляция и ценообразование в учреждениях культуры

Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Довольно часто бюджетные учреждения культуры помимо уставной деятельности осуществляют и иную деятельность, приносящую доход.

Это могут быть такие мероприятия, как проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов, проведение вечеров отдыха, дискотек и т. п. Приобретая входные билеты, посетители оплачивают данные мероприятия.

Для расчета цены билета бухгалтерией учреждения составляется калькуляция каждой услуги в отдельности, при этом должна быть учтена специфика расходов.

В указанную цену необходимо включить все собранные затраты, для того чтобы у учреждения культуры оставалась прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой, поэтому многие учреждения культуры волнуют вопросы ценообразования.

В данной статье рассмотрим вопросы ценообразования и порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры.

Учреждения культуры могут оказывать платные услуги в соответствии с потребностями населения.

Платные услуги оказываются на основании приказа руководителя учреждения культуры, который координирует работу всех служб, обеспечивающих и оказывающих платные услуги.

Также он утверждает перечень платных услуг и согласует его с органами местных властей, отвечает за подбор специалистов, которые будут оказывать платные услуги, распределяет время предоставления платных услуг, осуществляет контроль качества предоставляемых услуг и т. д.

При предоставлении платных услуг населению учреждение культуры обязано: — приказом руководителя назначить ответственного за организацию платных услуг и определить круг его обязанностей, зафиксированных в должностной инструкции; — обеспечить надлежащее качество предоставляемых платных услуг;

— иметь необходимые документы (приказ руководителя учреждения об организации платных услуг, приказ руководителя учреждения о назначении ответственного за организацию платных услуг и определении круга его обязанностей, приказы руководителя об утверждении прейскуранта на платные услуги, перечень платных услуг, документы, подтверждающие оплату услуг, документы на оплату труда работников, занятых в предоставлении платных услуг, и т. д.).

Платные услуги осуществляются работниками, состоящими в штате учреждений, либо привлеченными специалистами, с которыми заключается договор подряда. Работники, занятые в предоставлении платных услуг, несут персональную ответственность за полноту и качество их выполнения.

Перечень видов платных услуг, оказываемых учреждением культуры, должен быть предусмотрен в уставе учреждения.

Например, для библиотек такими услугами могут быть: подготовка тематических (фактографических) справок; заказ книг; организация разнопрофильных лекториев, курсов и т. п.

Для Дворца (дома) культуры – кружки игры на музыкальных инструментах, кружки пения, танцевальные кружки; кружки кройки и шитья, физкультурно-оздоровительные кружки и т. п.

Обратите внимание!
Учреждение культуры не вправе оказывать услуги, не поименованные в его уставе.

При предоставлении платных услуг в учреждении культуры сохраняется установленный режим работы, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться качество их предоставления.

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, обычно оформляются договором, в котором устанавливаются порядок и сроки оплаты.

В случае несвоевременной их оплаты учреждение вправе прекратить оказывать эти услуги до полного погашения задолженности.

Помимо договора они могут оказываться на основании абонемента, пропуска, билета (с указанием в них номера, суммы оплаты, количества дней и часов посещения) или иного документа, подтверждающего оплату потребителем услуги.

При предоставлении услуг учреждение культуры обязано обеспечить население бесплатной, доступной и достоверной информацией: о режиме работы учреждения, о видах, условиях предоставления и получения бесплатных услуг, о видах платных услуг с указанием их стоимости, о контролирующих организациях и другом.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.

1992 № 3612–1 (далее – Основы законодательства о культуре) установлено, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры вправе устанавливать самостоятельно.

Иначе говоря, оказание платных услуг осуществляется по ценам, разработанным специалистами учреждения культуры.

При расчете цен учитывают следующие факторы: — себестоимость услуги; — планируемая рентабельность; — уникальность услуги; — ценность используемых объектов;

— выполнение особых условий (срочность, сложность, сервисность, приоритетность).

На основании установленных цен разрабатывают прейскурант на платные услуги, который утверждает руководитель учреждения культуры. Такой прейскурант в обязательном порядке согласуется с учредителем учреждения.

Следует отметить, что прейскурант может периодически пересматриваться с учетом текущей ситуации.

Порядок его пересмотра определяется в положении о платных услугах.

При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органы местного самоуправления, – органы местного самоуправления.

В настоящее время порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определен постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Основным принципом установления цен (тарифов) является соблюдение интересов поставщика и потребителя услуги.

Формирование цен (тарифов) на платные услуги основано на принципе полного или частичного возмещения затрат учреждения на оказание данной услуги, при котором цена (тариф) складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.

Согласно статистическим данным процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры осуществляется по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (постановление Госкомстата РФ от 30.10.1996 № 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению»).

Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет).

Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей).

Если услуги предоставляются музеями и выставками, то стоимость билета будет рассчитываться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Обычно цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не подлежат государственному регулированию, так как не входят в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

С 1 января 2011 г. государственные и муниципальные учреждения были разделены на три типа: бюджетные, казенные и автономные учреждения (Закон № 83-ФЗ). Большинство учреждений социальной сферы приобрели статус бюджетных или автономных.

Многие руководители столкнулись с массой проблем по организации бухгалтерского учета.

В данной статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета в учреждениях образования (школах, детских садах), учреждениях культуры (театрах, музеях), в учреждениях здравоохранения.

Большинство муниципальных образований в целях экономии денежных средств создали в переходный период централизованные бухгалтерии (далее ЦБ) для обслуживания учреждений.

Данный подход решил массу проблем связанных с организацией бухгалтерского учета в детских садах и школах, в театрах и музеях, в учреждениях здравоохранения (кадровый вопрос бухгалтерских служб, организация бухгалтерского учета в условиях постоянного изменения законодательства и др.).

Руководители учреждений передали полномочия по ведению бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в ЦБ на основании заключенных договоров (соглашений).

Данное право руководителя закреплено п. 5 Инструкции № 157 н и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

В договорах (соглашениях) о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета закреплены не только обязательства сторон, но и ответственность каждой стороны, а также утвержден график документооборота между ЦБ и учреждением.

Такой подход оформления отношений позволяет убрать множество вопросов на этапе подписания договора (соглашения).

При ведении бухгалтерского учета ЦБ учитывает специфику ведения бюджетного учета в автономных и бюджетных учреждениях, бюджетного учета в здравоохранении, образовании и культуре, а также особенности ведения бухгалтерского учета в детских садах и школах, театрах и музеях, ведь каждое учреждение имеет свой профиль деятельности и направленность. Основные вопросы, решаемые ЦБ:

  • в учреждениях образования: учет продуктов питания; учет бланков об образовании, выдаваемых обучающимся; бюджетный учет библиотечного фонда: образовательные учреждения обязаны бесплатно предоставлять в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания обучающимся (п. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). С принятием данной нормы в Закон об образовании довольно большая часть расходов учреждения ежегодно направляется на данные расходы, а также на приобретение периодических изданий, приобретаемых учреждениями для комплектации библиотечного фонда, в связи с этим на сотрудников ЦБ ложится большой объем работы по обработке первичных документов; учет родительской платы за предоставляемые платные услуги; начисление заработной платы сотрудникам, сдача отчетности, и др.
  • в учреждениях культуры: учет сценических костюмов; финансирование культмассовых мероприятий; учет музейных ценностей; начисление заработной платы сотрудникам, сдача отчетности, и др.
  • в учреждениях здравоохранения: учет лекарственных препаратов, учет платных услуг, предоставляемые учреждениями; начисление заработной платы сотрудникам, сдача отчетности, и др.

Также на рынке услуг стали появляться учреждения, оказывающие аутсорсинговые услуги учреждениям государственного сектора в области бухгалтерского учета. Аутсорсинг – от англ.

outsourcing: использование внешнего источника/ресурса — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Руководители учреждений также заключают договора на бухгалтерское и налоговое обслуживание с аутсорсиноговыми компаниями. Одними из первых услугами аутсорсинговых компаний воспользовались учреждения образования. В настоящее время аутсорсинг приходит в учреждения культуры.

Как бы не было организовано бухгалтерское обслуживание в учреждении, руководителю необходимо помнить: Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции № 157н), а также ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности несет руководитель учреждения (п.14 Инструкции № 157 н).

Ирина Баринова

Методолог отдела контроля качества услуг и методологии

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учёт и налогообложение.- 2013.-.№7

В номере журнала опубликован материал редактора журнала ЛАРЦЕВОЙ Л. “НОВЫЙ ПОРЯДОК УЧЁТА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА”.

В статье рассказывается об особенностях бухгалтерского учёта объектов библиотечного фонда согласно новому Порядку учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда, утверждённого Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077.

Данный порядок заменил действующую ранее Инструкцию об учёте библиотечного фонда.

Для библиотекарей важно, чтобы их бухгалтерии не пропустили свежую информацию и совместно с ними внедрили в работу современные нормы учёта библиотечного фонда.

На какие моменты в первую очередь обращает внимание специалистов бухгалтерского учёта автор данной статьи?

  • В Порядке № 1077 особое внимание уделяется правилам учёта электронных документов БФ.
  • Изменились правила проверки библиотечного фонда.
  • Учёту подлежат все документы (постоянного, длительного, временного хранения), поступающие в фонд библиотеки и выбывающие из него, независимо от вида носителя. Учёт документов ведётся в традиционном и (или) электронном виде в регистрах (п. 1.4., 1.5. Порядка № 1077) индивидуального и суммарного учёта.
  • Основными единицами учёта являются экземпляр и название, для газет – годовой комплект и название…; для электронных документов – единица памяти данных.
  • Учёт документов БФ осуществляется по видам и категориям.
  • Согласно IV раздела Порядка № 1077 документы поступают в библиотеку и включаются в БФ в результате поставки обязательного экземпляра, покупки (подписки, обмена, дарения, пожертвования, копирования оригиналов из фонда библиотеки). Поступление документов оформляется первичными учётными документами (накладная, акт), включающими список поступающих документов (п. 4.1. Порядка № 1077). Кроме того, поступление библиотечного фонда может оформляться следующими документами:

– актом о приёме документов (при поступлении на безвозмездной основе…) п. 4.1.1;

– договором пожертвования в соответствии с ГК РФ…п. 4.1.2.

  • На первичных учётных документах делается запись, подтверждающая, что поступившие документы приняты в БФ как объект особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) или как объект иного движимого имущества (п.4.8.).
  • Ежеквартально (при условии изменения состава ОЦДИ) сведения об общем количестве и стоимости документов, включённых в состав библиотечного фонда как объект ОЦДИ, передаются учредителю (п. 4.10 Порядка № 1077).
  • Все первичные учётные документы, подтверждающие факт поступления, передаются в бухгалтерию для отражения поступления БФ в бухгалтерском учёте (п 4.9. Порядка № 1077).

Далее в журнальной статье перечисляются счета на которых отражаются в бухгалтерском учёте принятие к учёту объектов БФ.

Здесь будут названы некоторые из них, те про которые следует иметь общее представление и нам, библиотекарям, так как некоторые бухгалтера, например, отказываются ставить на учёт документы, поступившие безвозмездно, объясняя свои действия отсутствием необходимых счетов:

0 304 04 310 “Внутриведомственные расчёты по приобретению основных средств”;

0 401 10 180 “Прочие доходы” (ко всему прочему при выявлении в ходе инвентаризации неучтённых объектов; при поступлении объектов в виде дара, пожертвования);

0 401 10 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” (при безвозмездном получении в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов);

0 401 10 172 “Доходы от операций с активами” (при поступлении книг от читателей взамен утраченных).

  • Причинами выбытия документов БФ являются: утрата, ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность (п. 5.1. Порядка № 1077).
  • Выбытие оформляется актом о списании исключённых объектов библиотечного фонда (ф. 0504144, утверждённая Приказом Минфина РФ № 173н) с приложением списка исключаемых объектов библиотечного фонда (пп. 5.2, 5.3).
  • К акту по причине утраты прилагаются документы, подтверждающие утрату (п. 5.4. Порядка № 1077).
  • Подписанный председателем и членами комиссии по списанию объектов БФ и утверждённый руководителем учреждения один акт, после завершения всех мероприятий по распределению и реализации списанных объектов БФ, передаётся в бухгалтерию, второй – остаётся в подразделении, осуществляющем учёт БФ (п. 5.6. Порядка № 1077).
  • На основании акта и прилагаемых к нему документов, представленных в бухгалтерию, отражаются операции по выбытию БФ в бухгалтерском учёте.
  • Ежеквартально (при условии изменения состава ОЦДИ) сведения об общем количестве и стоимости документов, списанных из БФ в качестве объектов ОЦДИ , с указанием перечня актов о списании, причин и направлений выбытия документов представляются учредителю. при этом количество выбывающих документов не должно превышать количества вновь поступающих документов в БФ (п. 5.14. Порядка № 1077).
  • Проверка БФ согласно п. 7.1. Порядка № 1077 производится в обязательном порядке:

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; – при реорганизации или ликвидации библиотеки.Такой случай, как смена материально ответственного лица, теперь не является обязательными для проведения проверок библиотечного фонда.

  • Изменилась периодичность плановых проверок БФ, см. п. 7.2. Порядка № 1077.
  • По завершении проверки составляется акт о результатах проведения проверки наличия документо БФ, в котором указываются сведения о количестве документов БФ (п. 7.4. Порядка № 1077):

– по данным учёта;- имеющихся в наличии;

– отсутствующих в БФ по неустановленной причине.

Представительские расходы: что говорит закон

Представительские расходы (ПР)– термин из Налогового кодекса. Их нормы приводятся в пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ. Определение представительским расходам дается исходя из этих норм. Представительскими будут считаться траты на официальный прием, сопровождение и сервис для уполномоченных лиц других компаний, а также тех, кто намеревается присутствовать на заседании совета директоров, правления или других руководящих органов.

Факторы, не имеющие значения для определения ПР

  1. Место проведения. Не является значимым, где именно организован прием: в помещении фирмы или в баре либо ресторане. Исключения составляют развлекательные заведения другого формата – к ним ПР не относятся.
  2. Время проведения. Рабочее время, вечернее, выходной ли день выбраны для даты мероприятия, расходы все равно остаются представительскими.
  3. Статус участников. К участникам-контрагентам относят как физических, так и должностных лиц, ими могут быть не только представители руководства других фирм, но и клиенты.
  4. Результат встречи. Не имеет значения также исход представительского мероприятия. Было ли принято положительное решение о сотрудничестве, заключены договора, или же участники разошлись ни с чем, средства на мероприятие были потрачены и могут быть признаны.
  5. Количество участников также не определяет представительские расходы. Этот фактор может повлиять только на размер трат, но если он не выходит за установленную норму, значения этот показатель не имеет.

Траты, которые можно и нельзя счесть представительскими

В НК РФ обозначены особые категории расходов, которые с точки зрения налогообложения правомерно счесть представительским. К ним относятся следующие траты:

  1. Оплата организации официального мероприятия по приему гостей из других фирм. Таким мероприятием может быть:
    • завтрак;
    • обед;
    • выездное заседание.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты на продукты и алкоголь также включены в эту группу затрат.

  3. Буфетный сервис, сопровождающий указанное мероприятие по приему.
  4. Трансфер участников до места приема и обратно.
  5. Вознаграждение за труд внештатного переводчика, если он был приглашен присутствовать на мероприятии.

ВНИМАНИЕ! Если в штате организации имеется свой переводчик, расходы на приглашенного со стороны специалиста налоговики могут не счесть представительскими. Свою правоту фирма может попытаться доказать в суде, убедив его, что квалификация или спецификация штатных переводчиков не отвечает задачам представительского мероприятия.

По мнению ФНС, перечень представительских расходов закрытый, его нельзя расширять.

Неправомерно учитывать как представительские расходы:

  • обеспечение отдыха и питания в санаториях, пансионатах, других развлекательных заведениях (за исключением ресторанов и баров);
  • средства на развлекательную программу для участников;
  • стоимость экскурсий;
  • деньги на цветы для гостей, памятные сувениры и т.п.;
  • финансы на оформление зала для мероприятия;
  • медицинские траты, если они потребовались;
  • проезд и проживание гостей;
  • оплата визовых услуг участников;
  • траты на корпоративные мероприятия (Новый год, 8 марта, юбилеи и пр.);
  • любое финансовое взаимодействие с руководством структурных подразделений и филиалов своей же фирмы (представительские расходы – по умолчанию только для «чужих»).

Критерии отнесения расходов к представительским

Понятие «официальный прием и обслуживание», через которые в НК дано определение представительских расходов, в свою очередь, не имеет однозначного толкования в законодательных документах. Поэтому их можно толковать с расширительным значением. Из-за этого нередко возникают ситуации, когда формально и по факту расходы могут оказаться представительскими, но в законодательном смысле налоговые органы считают иначе.

Чтобы не возникло споров с налоговиками, решать которые возможно лишь в арбитражном суде, рекомендуется при определении расходов пользоваться критериями, обозначенными в Налоговом кодексе и предписаниях Министерства финансов РФ (в частности, Приказе Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н):

  1. Прием и обслуживание должны быть организованы с целью установления или поддержки сотрудничества, к обоюдной выгоде сторон.
  2. Мероприятия должны быть строго официальными (так, банкет в ресторане, даже если он проводится с партнерами, не будет сочтен официальным, в отличие от делового завтрака или обеда). Официальность мероприятия может быть подтверждена программой вопросов, подлежащих обсуждению в его ходе.
  3. Затраты должны быть обоснованы, то есть оправданы с экономической точки зрения.
  4. Каждая статья расходов должна иметь документальное подтверждение.

В спорных случаях следует обратиться к арбитражной практике. В суде представительскими сочтут расходы, удовлетворяющие одному из двух условий:

  • прямо названы таковыми в соответствующем пункте Налогового кодекса РФ;
  • их разрешено включить в представительские отдельными нормативными актами налоговой службы или Министерства финансов РФ.

Документы для подтверждения представительских расходов

Несмотря на законодательное требование документального подтверждения представительских расходов, не выработано единого стандарта или перечня таких бумаг. Можно сказать, что наличие официальных бумаг обязательно, но форма их не унифицирована. Этот вопрос решается учетной политикой самой организации. В качестве таких актов могут выступать:

  • приказ директора о проведении мероприятия по представительству – обязательно указать цель, дату, время и место организации приема, перечислить контрагентов, принимающих участие, а также привести имена ответственных и контролирующих лиц;
  • программа будущего мероприятия – не будет действительной без приказа, в ней основные этапы представительской встречи нужно привязать к конкретным датам и времени;
  • смета мероприятия – роспись расходов по конкретным статьям (транспортной, буфетной и др.), лучше создать ее на каждый этап отдельно, обязательно утвердить у руководства;
  • отчет о проведенном мероприятии – составляется ответственным лицом, указанным в приказе, в нем отражаются все те же позиции, что и в приказе, плюс конкретный достигнутый результат каждого этапа (особенно если в ходе мероприятия были заключены какие-либо официальные договоры, подписаны документы);
  • акт на списание данного вида расходов – несет информацию о точной сумме по всем видам представительских затрат (этот документ нужно заверить не только у руководителя, но и у главбуха);
  • платежные документы, которые подтверждают расходы: чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ! В случае рассмотрения спора в арбитражном суде приоритет будут иметь организации, которые озаботились как предварительными подтверждающими документами (приказ, смета, программа), так и итоговыми (отчет, акт).

Нормирование представительских расходов

Закон не разрешает тратить в представительских целях бесконтрольные суммы, потом списывая их, тем самым снижая базу налога на прибыль. Установлен жесткий лимит для данного вида затрат. Запрещено тратить в качестве представительских средства в размере свыше 4% от фонда оплаты труда на данный отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Поскольку с течением времени расходы на оплату труда растут, увеличивается и предельное значение представительских расходов. Если, к примеру, в 1 квартале представительских мероприятий не проводилось или денег затрачено на них было меньше нормы, то в остальных кварталах можно будет «разгуляться» – учесть больше средств по этой статье. Естественно, речь идет только об итогах текущего года.

Высчитывать необходимую сумму ограничений по представительским расходам допустимо одним из 3 способов.

1 способ – квартальный. При заполнении декларации налога на прибыль в конце каждого квартала производят учет представительских расходов, принимая во внимание фонд оплаты труда за этот квартал. Этот способ удобнее для фирм с кассовым методом определения доходов и расходов. При превышении представительских расходов в период квартала образуется отложенное налоговое обязательство, которое может быть сторнировано по итогам года.

2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы. Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей.

3 способ – должностной. Фирма устанавливает, какие должностные лица могут быть ответственными за представительские мероприятия и какие максимальные суммы они могут на это истратить. Важно, чтобы расходы были осуществлены исключительно на заявленные цели. Необходима будет проверка на соответствие 4%-ному лимиту.

Роль представительских расходов в базе налога на прибыль

Представительские расходы вычитаются из сумм, составляющих чистую прибыль предприятия, тем самым уменьшая налоговую базу. При этом входной НДС также вычитается. Если в следующих отчетных периодах расходы укладываются в 4-процентный лимит, НДС с них также может быть принят к вычету.

Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по факту потребовала издержек, не включаемых в представительские расходы Налоговым кодексом, их нельзя включить в эти затраты для снижения налогооблагаемой базы.

НАПРИМЕР. ООО «Кассандра» организовало встречу с представителями других организаций для обговаривания условий сотрудничества. На это мероприятие было затрачено 140 тыс. руб. Из этих средств на прием-обед было затрачено 70 тыс. руб., на буфетное обслуживание – 25 тыс. руб., на провоз участников к месту обеда и обратно на фирму – 20 тыс. руб., на посещение представления в театре – 10 тыс. руб., на экскурсию по памятным местам города – 15 тыс. руб., на цветы и сувениры для участников – 45 тыс. руб.

На представительские расходы в этом случае можно списать только 115 тыс. руб., то есть сумму расходов на прием, буфетное обслуживание и транспорт. Остальные средства в размере 25 тыс. руб. должны быть выплачены из чистой прибыли после вычисления суммы налога.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Представительские расходы принимаются к вычету только у налогоплательщиков, использующих общую систему налогообложения. В ст. 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые может уменьшать базу плательщик, работающий по УСН – представительские расходы в этом перечне отсутствуют. Предприниматели, «сидящие» на льготных системах налогообложения, могут использовать на представительские траты только средства из чистой прибыли (разницу между доходами и расходами).

Представительские расходы и бухучет

Если для налогового учета очень важно определение категории «представительские расходы», то в бухгалтерском учете они отдельно не выделяются. Они проводятся как затраты по обычным видам деятельности, а именно:

  • материальные затраты;
  • амортизационные;
  • связанные с оплатой труда и соцвыплатами;
  • прочие.

Логичнее всего отнести представительские расходы к категории «прочие». П. 8 ПБУ 10/99 говорит о том, что организация сама вправе формировать их перечень для целей бухучета. В зависимости от особенностей деятельности фирмы, эти расходы можно отразить как общехозяйственные или расходы на продажи. При этом может осуществляться корреспонденция со счетом учета расчетов или матценностей.

Проводки таких расходов будут осуществляться по счетам 26 (в основном для промышленных организаций) или 44 (чаще используют торговые фирмы):

  • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету услуги или работы, имеющие отношение к представительским расходам;
  • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 10 «Материалы» – списаны материальные ценности для представительского мероприятия (например, продукты, напитки, алкоголь).

НАПРИМЕР. ООО «Артаболена» платит авансовые отчисления по налогу на прибыль каждый месяц, считая их по факту прибыли. За 11 месяцев 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 300 тыс. руб. Представительские расходы (без НДС) за эти 11 месяцев составили 13 тыс. руб.

Рассчитывая годовой налог на прибыль, ООО «Артаболена» может учесть представительские расходы в размере не более 4% от 300 000 руб., то есть 12 000 руб. Таким образом, получается сверхнорматив по представительским расходам в размере 1 тыс. руб. С точки зрения налогообложения, это будет постоянной разницей, диктующей постоянное налоговое обязательство.

Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 24% от 1000 руб. – 240 руб. – отражение постоянного налогового обязательства.

В последний месяц 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 35 тыс. руб., значит, за год они составят 300 000 + 35 000 = 335 000 руб. В этот месяц представительских мероприятий не проводилось. Значит, сумма соответствующих расходов осталась неизменной – 13 000 руб. НК РФ позволяет учесть представительские расходы в размере 4% от 335 тыс. руб., то есть 13 400 руб. Поэтому, несмотря на перерасход в течение года, по его итогам ООО «Артаболена» уложилась в норматив по представительским расходам. В бухучете будет записано:

  • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – сумма ранее начисленного налогового обязательства в 240 руб. сторнирована.

Учет представительских расходов: все официально

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие расходы можно учесть в составе представительских, а какие нельзя.

2. Как документально подтвердить представительские расходы.

3. В каком порядке представительские расходы отражаются в налоговом и в бухгалтерском учете.

Представительские расходы организации напрямую связаны с установлением и поддержанием деловых связей, поэтому их необходимость и значимость очевидны. С этим согласны и законодатели: в Налоговом кодексе РФ представительские расходы выделены как один из видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако вместе с тем указанный вид расходов является одним из самых противоречивых. Налогоплательщики всеми правдами и неправдами пытаются подвести под понятие представительских расходов затраты на самые различные мероприятия (не только официальные, но и развлекательные, спортивные и т.д.), а налоговики, со своей стороны, более пристрастно проверяют состав представительских расходов на предмет «лишних». Большое количество споров налоговых инспекций с налогоплательщиками, которые заканчивались в суде, связаны именно с правильностью включения расходов в состав представительских. Чтобы избежать таких проблем, в этой статье предлагаю разобраться, какие расходы можно уверенно учитывать как представительские и как их подтвердить, а в каких случаях нужно быть готовым отстаивать свою позицию перед проверяющими.

Какие расходы относятся к представительским

Определение представительских расходов, а также их перечень содержатся в п. 2 ст. 264 НК РФ. Согласно этой норме закона, к представительским относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:

  • представителей других организаций, с которыми проводятся переговоры в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества,
  • участников организации-налогоплательщика, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

Согласно разъяснениям Минфина РФ, затраты на переговоры с физическими лицами, которые являются фактическими или потенциальными клиентами, также можно включить в состав представительских, при условии, что такие переговоры носят официальный характер и направлены на развитие сотрудничества (Письма Минфина РФ от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149, от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351). А вот отнести к представительским расходы на проведение переговоров с представителями своих же филиалов и подразделений рискованно: суды, как и налоговые инспекции, такую позицию не поддерживают (Постановление ФАС ВСО от 11.08.2006 № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1). Кроме того, не следует забывать, что расходы на проведение корпоративных мероприятий для своих сотрудников не являются представительскими. Исключением могут быть лишь случаи, когда на корпоративное мероприятие, не носящее развлекательного характера, приглашены представители других организаций (клиентов, деловых партнеров и т.д.), подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Корпоратив для сотрудников – учет для бухгалтера».

В качестве представительских расходов можно учесть следующие затраты:

1. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.

Каких-либо ограничений по месту и времени проведения официального представительского приема Налоговый кодекс РФ не содержит. То есть переговоры могут проводиться как в рабочее, так во внерабочее время, и даже в выходные дни. Место проведения официальной встречи также может быть любым, например, рабочий офис, ресторан, бизнес-центр и т.д. Главное условие – официальный характер проводимого представительского мероприятия, который следует из подтверждающих документов.

! Обратите внимание: Запрещается учитывать в качестве представительских расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Поэтому стоит воздержаться от проведения «официальных» приемов в явно развлекательных местах: театре, боулинге, бильярдном клубе, сауне и т.д., тем более, если в них не предусмотрено ресторанное обслуживание, а также в санаториях, здравницах и т.п.

Однако даже проводя прием в «рискованном» месте, есть шанс доказать обоснованность расходов и правомерность их учета в качестве представительских, правда, уже в судебном порядке. В этом случае главным аргументом в защиту налогоплательщика являются подтверждающие документы, из которых следует официальный характер мероприятия и экономическая оправданность понесенных расходов. Например, в Постановлении ФАС МО от 03.09.2013 № А40-22927/12-107-106 суд признал, что расходы на проведение технического семинара на теплоходе с участием иностранной делегации являются обоснованными, и налогоплательщик правомерно учел их в составе представительских расходов.

Нередко представительский прием сопровождается дополнительными затратами, которые не относятся к представительским расходам:

  • оформление зала, приобретение призов, дипломов для представителей других организаций, например, для награждения лучших клиентов (Письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176);
  • подарки и сувениры, которые вручаются деловым партнерам в рамках официального приема (Письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136);
  • организация программы, которая не имеет отношения к официальной части приема, например, выступление приглашенных артистов (Письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

2. Расходы на транспортное обеспечение доставки участников к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

В соответствии с позицией Минфина, к расходам на транспортное обеспечение относятся затраты на организацию доставки участников непосредственно к месту проведения официального приема. Расходы на покупку авиа- или железнодорожных билетов участникам из других стран или городов, а также расходы на их доставку в гостиницу из аэропорта (вокзала), на проживание в гостинице, на оформление виз не могут быть учтены как представительские (Письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, Постановление ФАС МО от 23.05.2011 № КА-А40/4584-11).

3. Расходы на буфетное обслуживание во время переговоров.

В качестве представительских расходов могут быть учтены также расходы на покупку продуктов питания, предназначенных для официального завтрака, обеда или ужина, в том числе на покупку спиртных напитков (Письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Расходы на покупку чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, которые предлагаются клиентам вне рамок официального мероприятия, например, в приемной во время ожидания и т.д., относить к представительским расходам достаточно рискованно (Письмо Минфина России от 24.11.2005 № 03-03-04/2/119).

4. Расходы на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Документальное подтверждение представительских расходов

Налоговый кодекс РФ не устанавливает четкого перечня документов, которыми налогоплательщики должны подтверждать представительские расходы. Согласно разъяснениям Минфина такими документами могут служить (Письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288):

— первичные документы, подтверждающие факт приобретения товаров, работ, услуг (договоры, акты выполненных работ, оказанных услуг, товарные накладные, товарные чеки и т.д.);

— документ, в котором устанавливается взаимосвязь между понесенными расходами и проведенным представительским мероприятием. В качестве такого документа можно составить отчет о проведенном мероприятии. Форму такого отчета налогоплательщики вправе разработать самостоятельно, соблюдая при этом требования к первичным документам, установленные в статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отчете следует указать следующую информацию:

  • время и место проведения представительского мероприятия;
  • состав участников (представители других организаций и представители самой организации-налогоплательщика );
  • сумма расходов на организацию мероприятия;
  • итог мероприятия (заключение договоров и соглашений, разработка плана дальнейшего сотрудничества, установление доверительных отношений и т.д.).

Помимо отчета не лишним будет составить такие документы, как:

  • приказ руководителя о проведении представительского мероприятия, в котором указывается цель предстоящего мероприятия, устанавливаются ответственные лица;
  • смета расходов, где устанавливается перечень затрат на проведение мероприятия и их предельная величина.

Скачать Образец приказа о проведении представительского мероприятия

Скачать Образец сметы представительских расходов

Скачать Образец отчета о проведении представительского мероприятия

Налоговый учет представительских расходов

Налогоплательщики вправе принять к налоговому учету расходы, которые являются экономически обоснованными (то есть направлены на получение дохода) и подтверждены документально. В отношении представительских расходов эти два критерия мы уже рассмотрели. Теперь речь пойдет о порядке налогового учета представительских расходов.

Общая система налогообложения

Для расчета налога на прибыль представительские расходы подлежат нормированию: они включаются в состав прочих расходов в сумме, не превышающей 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в котором проводилось представительское мероприятие. Следует учитывать, что расходы на оплату труда включают в себя не только заработную плату работникам, но и оплату по договорам гражданско-правового характера, затраты на обязательное страхование, дополнительные страховые взносы, добровольное медицинское страхование и т.д. (ст. 255 НК РФ). С увеличением совокупных затрат на оплату труда в течение года возрастает и величина норматива для принятия представительских расходов. То есть если часть представительских расходов, осуществленных, например, в первом квартале, превысила норматив и не была принята к налоговому учету, то в последующих отчетных периодах в течение года она может она может быть учтена при расчете налоговой базы.

«Входной» НДС по представительским расходам принимается к вычету только с той суммы затрат, которая учтена при расчете налога на прибыль, то есть с учетом норматива. Если в последующих кварталах текущего года оставшаяся часть представительских расходов укладывается в норматив, то НДС с нее также может быть принят к вычету.

Подробнее порядок налогового учета представительских расходов предлагаю рассмотреть на примере.

***

Пример.

Расходы ООО «Актив» на проведение представительского мероприятия в I квартале составили 23 600,00 руб. (в том числе НДС 3 600,00 руб.). Во IIквартале представительских расходов не было. Расходы на оплату труда в I квартале – 320 000,00 руб., во II квартале – 370 000,00 руб. Порядок налогового учета представительских расходов будет следующим:

в I квартале:

  • норматив для учета представительских расходов – 12 800,00 руб. (320 000,00 х 4%);
  • норматив меньше, чем полная сумма представительских расходов, поэтому к учету можно принять 12 800,00 руб.
  • НДС, подлежащий вычету – 2 304,00 руб. (12 800,00 х 18%).

в I полугодии:

  • норматив для учета представительских расходов – 27 600,00 руб. ((320 000,00 + 370 000,00) х 4%);
  • норматив больше, чем полная сумма представительских расходов, поэтому к учету может быть принята оставшаяся часть 7 200,00 руб. (23 600,00 – 3 600,00 – 12 800,00);
  • НДС, подлежащий вычету во II квартале – 1 296,00 руб. (7 200,00 х 18%).

***

Упрощенная система налогообложения

При УСН представительские расходы не учитываются в целях налогообложения, поскольку они не поименованы в закрытом перечне расходов, установленном статьей 346.16 НК РФ (Письмо Минфина от 11.10.2004 № 03-03-02-04/1/22).

Бухгалтерский учет представительских расходов

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, представительские расходы не подлежат нормированию и принимаются в полной сумме. Затраты на представительские мероприятия отражаются в составе общехозяйственных расходов или расходов на продажи, в зависимости от специфики деятельности организации, в корреспонденции со счетами учета расчетов или материальных ценностей.

Дебет счета

Кредит счета