Проводка расходы на продажу
Содержание
Реализация товара: проводки
Основной счет для учета реализации товаров в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) – счет 90 «Продажи». На этом счете отражается выручка от продажи товаров, а также расходы, связанные с продажей и начисленный с продаж НДС.
Представим типовые проводки по реализации товаров в таблице:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Отражена выручка от продажи товаров | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | 90, субсчет «Выручка» |
Списана себестоимость проданных товаров | 90, субсчет «Себестоимость продаж» | 41 «Товары» |
Начислен НДС со стоимости проданных товаров | 90, субсчет «НДС» | 68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Списаны расходы, связанные с продажей товаров | 90, субсчет «Расходы на продажу» | 44 «Расходы на продажу» |
Получена оплата от покупателей за проданный товар | 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. | 62 |
Представленный комплекс проводок предполагает, что выручка признается в момент отгрузки товаров.
Однако возможна ситуация, когда в соответствии с договором право собственности на товар переходит к покупателю, к примеру, в момент оплаты. В этом случае выручка в момент отгрузки не признается, ведь не выполняется одно из условий ее признания – переход к покупателю права собственности (пп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). Но поскольку товар фактически уходит со склада и списывается с учета, в момент отгрузки используется счет 45 «Товары отгруженные»:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Отгружены товары покупателю по договору с особым порядком перехода права собственности (после оплаты) | 45 | 41 |
Начислен НДС в момент отгрузки | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 68 |
Поступила оплата от покупателей | 51, 52 и др. | 62 |
Признана выручка от продажи товаров | 62 | 90, субсчет «Выручка» |
Списана себестоимость отгруженных ранее товаров | 90, субсчет «Себестоимость продаж» | 45 |
Учтен НДС, начисленный в момент отгрузки товаров | 90, субсчет «НДС» | 76 |
Списаны расходы, связанные с продажей товаров | 90, субсчет «Расходы на продажу» | 44 |
Когда говорят об обратной реализации, имеют в виду комплекс бухгалтерских записей, который должен сделать в своем учете покупатель при возврате товара поставщику. О типовых проводках при возврате товаров по различным причинам можно прочитать в нашем материале.
Разновидности издержек обращения в торговле
Систематизация ИзО предполагает их упорядочение по общим особенностям:
Классификационный
критерий |
Виды | Примеры |
∑ товарооборота | – условно-переменные | ИзО, связанные с сохранением товара, его упаковкой, рассортировыванием |
– условно-постоянные | Аморт.;
Потраченные на аренду средства |
|
– смешанные | Зарплата сотрудникам, прочие издержки | |
Состав | – комплексные | Расфасовочные и упаковочные издержки, соблюдение условий сохранности |
– одноэлементные | Рекламные траты | |
Место появления | – внутренние | Обучение персонала и повышение его квалификации; зарплата |
– внешние | Транспортировочные потери | |
Как относятся на издержки | – прямые | Стоимость перевозки; затраты на упаковку товарных единиц, надлежащее хранение |
– косвенные | Суммы на содержание управленческого персонала, рекламные расходы | |
Экономическая природа | – чистые | Относятся к денежному обороту; реклама |
– дополнительные | Траты на незапланированный ремонт; дополнительную фасовку | |
Учет в фирме | – явные | Амортизация ОС; зарплата |
– неявные | Возможности упущенные, к примеру, доход который можно было получить | |
Периодичность возникновения | – текущие | Зарплата; содержание осн. средств, инвентаря |
– единовременные | Оплата одноразовой работы | |
– прочие | Расходы на доставку | |
Уровень управляемости | управляемые (дискреционные) | Объем затрат устанавливается свободно, в зависимости от позиций фирмы |
Неуправляемые
(недискреционные) |
Налоги, взносы |
Бухгалтерский учет издержек обращения: особенности учета расходов по транспортировке
Издержки, возникающие в период доставки товара до складов фирмы, входят в состав ИзО.
Отражать их можно так:
- Включить в состав фактической с/с товара.
- Учесть на сч. 44 под наименованием «Расходы на продажу».
На чем остановиться – определяет торговая фирма. Но выбор обязательно следует обозначить в учетной политике. Когда выбирается второй способ, то объем транспортных издержек подлежит распределению между товарами проданными, и еще нет. Расходы, возникшие при доставке уже проданных единиц, списываются на сч. 90.2. Читайте также статью: → “Бухгалтерский учет ценных бумаг: проводки, ошибки, примеры”
Относящиеся к стоимости еще не купленных изделий (расходы) продолжают числиться до их продажи. Определяя ИзО на остаток товаров непроданных, следует использовать средний %. Его расчет и бухгалтерские записи рассмотрим на примере.
Пример 1. Итоги месячной деятельности фирмы:
Расходы по транспортировке, RUB | Товары по учетным ценам, RUB | Средний % ИзО | Сумма ИзО на остаток товара | ||||
Остатки на начало месяца | Издержки за месяц | Всего | Объем месячной реализации | Остатки на конец месяца | Всего | ||
5 122,00 | 12 623, 65 | 17745,65,00 | 524 200,00 | 261 897,00 | 786 079,00 | 2,26 | 5918,87 |
1 | 2 | 3=1+2 | 4 | 5 | 6=4+5 | 7=3/6·100 | 8=7·5/100 |
Бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | RUB | Пояснение |
62 | 90.1 | 524 200 | Отражение месячной выручки |
90.2 | 41 | 252 140,20 | С/с реализованных товаров списана |
90.2 | 44 | 12623,65 | Списаны транспортные издержки, относящиеся к товарам проданным |
90.3 | 68 | 79962,71 | Начисление НДС в ∑ продаж |
90.9 | 99 | 179 473,44
(524 200-252 140,20-12 623,65-79 962,71) |
Отражение финансового результата от реализации товара |
Месячная прибыль торговой фирмы составила 179 473,44 руб.
Важно! Если издержки обращения списываются частично, затраты по доставке подлежат распределению между товаром реализованным и пока непроданным.
Особенности учета издержек обращения в аптеках
ИзО в аптеках – их объем в денежном выражении, необходимый для доставки медпрепаратов до потребителей, коими является население страны и разнообразные виды лечебных учреждений.
ИзО включают расходы на:
- привоз медикаментов и их сохранность;
- продажу лекарств;
- зарплату сотрудников;
- прочие.
Полная сумма расходов аптеки превышает ИзО. В состав последних, к примеру, не входят:
- расходы представительские и командировочные, размер которых превышает норму;
- суммы материальной помощи;
- премии из спецсредств;
- кредитные взносы;
- штрафы и пени из-за неточной уплаты налогов;
- оплата отпусков дополнительных.
Чтобы сократить размер издержек, необходимо:
- Совершенствовать организационные формы обеспечения населения лекарственными средствами, а именно, реализовать преимущественно готовые медпрепараты и не тратить средства на их изготовление.
- Использовать современные технологии, повышающие производительность труда фармацевтов.
- Снизить стоимость доставки и себестоимость лекарственных средств.
- Рационализировать товаропроводящие системы, ликвидировать дублирующие звенья в доставке медпрепаратов.
Аптеки отличаются высоким уровнем ИзО (20-25%) по сравнению с другими торговыми фирмами (6-9%). Тому есть объяснение:
- значительный объем работы;
- содержание штата сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным магазином;
- реализация товара проводится не большими партиями, а в дробном количестве.
Все издержки, понесенные аптекой, отражаются в учете и отчетных документах в том периоде, когда они фактически осуществлялись.
В оперативном бухучете (счета учета аналитического и синтетического), в ведомости накопительной и оборотной ИзО следует записывать только в абсолютных суммах – в RUB.
Главным отчетным документом по ИзО выступает отчет за соответствующий квартал. В нем издержки отражаются и в абсолютном выражении, и в %% к товарообороту.
Основы анализа издержек обращения в аптеках
Для качественного анализа необходимо использовать такие исходные данные:
- плановые расчеты товарооборота и запасов оборотных активов;
- суммы, предназначенные для оплаты труда;
- пожелания руководства касательно минимизации уровня ИзО на основе использования опыта более рентабельных аптек;
- результаты аналитической работы по изучению ИзО за предыдущий временной период.
Следует выделить факторы, зависящие от работы аптечных организаций, и те, на которые невозможно повлиять. Основной фактор, не подлежащий воздействию – цены. Их динамика сказывается на сумме товарооборота и на относительном уровне ИзО. Первоначально это касается розничных цен на медпрепараты. Читайте также статью: → “Бухгалтерский учет возвратной финансовой помощи от учредителя”
На уровень издержек влияет также изменение стоимости:
- вспомогательных и стройматериалов;
- энергии и топлива.
Смена тарифов на транспортировку, ставок по арендной плате – все это вызывает колебания размера ИзО в целом и по их отдельным статьям.
Факторы, зависящие от аптеки, таковы:
- рост товарооборота по отдельным разновидностям медикаментов и в целом;
- разумное распоряжение имуществом и оборотными активами;
- применение экономичных методов касательно обслуживания клиентов;
- содержание в сохранности наличного товара;
- своевременные выплаты персоналу, расчеты с партнерами, оплата налогов;
- уровень трудовой этики.
В процессе проведения аналитической работы:
- определяется динамика ИзО по отношению с прошлым периодом;
- устанавливаются факторы, влияние которых сказывается на изменении ИзО и товарооборота;
- методами экономического анализа проводится расчет количественного влияния каждого фактора на товарооборот;
- определяются резервы, использование которых посодействует снижению ИзО и возрастанию товарооборота;
- разрабатываются мероприятия по поиску дополнительных возможностей увеличения доходов и снижения ИзО.
Важно! Самое главное в анализе – определить резервы, использование которых может реально уменьшить издержки; найти методы их внедрения в практику.
Топ-4 популярных вопросов
Вопрос № 1. Какие издержки считают дигрессивными, а какие – прогрессивными?
Ответ. Оба вида ИзО относятся к издержкам переменным, то есть, зависят от размера товарооборота. Но дигрессивные изменяются относительно меньшими темпами по сравнению с ним, а прогрессивные – растут в большей степени, чем товарооборот.
Вопрос № 2. Как рассчитать средний уровень ИзО?
Ответ. Этот показатель относится к качественным, его рассчитывают так:
Вопрос № 3. Маржинальные издержки – что это?
Ответ. Маржинальными издержками (МИ) называют прирост издержек за счет продажи дополнительной товарной единицы. Формула расчета:
где:
ΔИзП – прирост издержек переменных;
ΔТ – прирост товарооборота.
Вопрос № 4. Торговая фирма занимается и иными видами бизнеса. Как налоговый учет издержек вести правильно?
Ответ. Ведение налогового учета ИзО прямых и косвенных следует проводить по каждому направлению бизнесовой деятельности по отдельности.
Учет ИзО, методы калькулирования себестоимости – наиболее важные элементы системы управления бизнесом. Поэтому они должны быть под постоянным вниманием менеджеров фирм и компаний.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58
Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16
Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98
Звонок в один клик
Добавить комментарий