Проверка прокуратуры по жалобе работника

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет. Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/, https://proverki.gov.ru, http://plan.genproc.gov.ru/. Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, мораторий на проверки продлили до 31.12.2020, хотя есть и некоторые особенности. В частности, проверки, организованные надзорными органами, перешедшими на риск-ориентированный контроль, не запрещены.

Исключения остались те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

В каких случаях и в какие сроки Государственная инспекция труда проводит внеплановые выездные проверки? Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО! С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарные проверки

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

  • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

ВАЖНО! С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Результат проверки

Читателей волнуют такие вопросы: какие юридические документы оформляются по результатам проверки организации государственным инспектором труда, если выявлены нарушения требований охраны труда, как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК, также как и деятельность всей системы инспекций.

О том, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке читайте .

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Проверка по соблюдению трудового законодательства практически никогда не назначается в отношении конкретного работника, поскольку установить неправомерность (или правомерность) действий работодателя по отношению к отдельному работнику (или группе работников) можно, лишь изучив документы предприятия в целом.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации;
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие);
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм;
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф);
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку;
  • даты начала и окончания инспекции.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? Подробности по ссылке https://otdelkadrov.online/4023-osobennosti-plan-proverok-trudovoi-inspektsii

Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.

При совершении проверки инспекторы имеют право выполнять определенные действия, регламентированные нормативными актами трудового законодательства. Это Федеральные Законы №90-ФЗ от 20.06.2006 года, №242 от 18.07.2011 года, №421 от 28.12.2013 года, №206 от 24.07.2009 года, №157 от 22.07.2008 года.
Сотрудники инспекции наделены определенными полномочиями и вправе выполнять следующее:

Справка Функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, с нормами трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд располагает территориальными органами для более оперативной обработки обращений граждан. Это уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Сейчас Федеральной службы по труду и занятости располагает 82 государственными инспекциями труда.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства;
  • устраивать ревизионные проверки в любое время;
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса;
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы:
    • учредительный пакет документов,
    • коллективный договор,
    • штатное расписание,
    • табели (журналы) учета рабочего времени,
    • зарплатные ведомости,
    • трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
    • документы по охране труда;
  • осуществлять надзор за расследованием причин произошедших несчастных случаев на производстве или же выяснять обстоятельства происшествий самостоятельно;
  • анализировать причины травм на производстве и разрабатывать меры их профилактики;
  • вести контроль за начислением и выплатой пособий по социальному страхованию при несчастных случаях на производстве или в связи с нетрудоспособностью за счет денежных средств работодателя;
  • проводить правовое информирование работников об их трудовых правах;
  • проверять жалобы граждан на несоблюдение трудовых прав работодателем, выявлять допущенные нарушения и принимать меры по их устранению;
  • инициировать государственную экспертизу условий труда с целью предоставления работникам компенсаций за вредные условия производства;
  • в случае необходимости, проверяющие вправе приостанавливать деятельность организации в целом или некоторых ее подразделений;
  • отстранять от трудовой деятельности сотрудников, нарушивших трудовое законодательство;
  • отстранять от работы граждан, не имеющих знаний по соблюдению норм безопасности на производстве;
  • выписывать руководству компании административные штрафы;
  • при необходимости – отправлять необходимую информацию в органы власти, прокуратуру, судебные инстанции.

О том, как пожаловаться в трудовую инспекцию анонимно больше информации .

Подробно про проверки госинспекции труда

Проведение проверок

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Со стороны Государственной инспекции труда (ГИТ) работодатели подвергают проверке, которая состоит из следующих стадий:

  • уведомление проверяемого о приближающейся плановой выездной проверке. В срок не менее чем за три дня до наступления соответствующей даты работодатель ставится в известность о прибытии инспектора ГИТ. Если организацию или ИП проверяют внепланово, то этот срок сокращается до одних суток. Проверяемый может затребовать информацию о должностном лице, проводящем проверку, а также ознакомиться с мероприятиями контроля, которые будет проведены в дальнейшем в отношении организации или ИП;
  • инициирование проверки ГИТ по месту проверяемого. Как правило, проверки начинаются с изучения документации организации или ИП, но случается, что инспектор может сразу наведаться по месту проверяемого. При явке должностное лицо показывает удостоверение и приказ о проведении проверки, копию которого предприниматель уже должен был видеть ранее вместе с уведомлением. Если в приказе значится одно должностное лицо, а по факту на проверку явился другой инспектор, то такая проверка будет признана незаконной. После окончания контрольных мероприятий ГИТ составляет два акта для каждой стороны. Однако эта процедура чаще происходит на территории уполномоченного органа, куда руководитель организации или ИП приглашается заранее.

В случае обнаружения нарушений инспектор ГИТ выдает предписание, в котором обозначено следующее:

  • нарушение, дата и время его совершения;
  • отсылка на нормативно-правовой акт;
  • срок для устранения допущенных нарушений. За неисполнение предписания инспектора ГИТ организация или ИП несут ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Возможные основания

Работодателя могут ожидать со стороны Государственной инспекции труда следующие виды проверок:

  • плановая, которая может коснуться любой организации или предпринимателя;
  • внеплановая, которая проводится в особых случаях, имеющих под собой весомые правовые основания.

Инспектор ГИТ может наведаться по месту нахождения работодателя в плановом порядке по следующим причинам:

  • ИП или организация существует уже три года, после которых должностное лицо уполномоченного органа обязано провести проверку;
  • с даты последней проверки прошло три года.

Внеплановые проверки не ограничены лимитом, однако поводы для таких мероприятий должны быть особо вескими:

  • истечение срока, отведенного для исполнения предписания, которое вынесено по результатам предыдущей проверки;
  • по поручению органов Прокуратуры;
  • регулярная невыплата работодателем заработной платы либо перечисление денежных средств в неполном объеме;
  • исчисление и выплата заработной платы в размере, который ниже МРОТ;
  • нарушение трудового законодательства, которые обернулись негативными последствиями для работников касаемо их жизни и здоровья;
  • поступившее обращение сотрудника организации о нарушении трудовых прав со стороны работодателя.

Запомните! При обращении в ГИТ гражданин должен указать свои личные данные, иначе его заявление не будет принято к рассмотрению. Однако уполномоченные органы не вправе раскрывать лицо, обратившееся с заявлением о проведении проверки.

Виды ответственности работодателя

Нарушение трудового законодательство РФ для работодателей влечет различные меры взыскания. Так, юридическое лицо и его должностное лицо (директор, иногда главный бухгалтер) привлекаются к ответственности по-разному.

Индивидуальный предприниматель рассматривается как должностное лицо, если не установлено иное. На юридическое лицо (организацию) накладываются штрафные санкции.

Для должностного лица виды ответственности могут быть следующими:

  • предупреждение – возможно только при совершении правонарушения впервые, которое не представляет особой общественной опасности. Предупреждение – это документ, оформляемый в письменном виде;
  • штраф – размер зависит от вида правонарушения и тяжести наступивших последствий;
  • дисквалификация – выносится на срок от трех месяцев до трех лет. Подразумевает под собой невозможность занимать определенные должности, руководить организацией. Для ИП – запрет на занятие предпринимательской деятельностью.

За каждое отдельное совершенное правонарушение организация или должностное лицо несут ответственность в соответствии с предусмотренными нормами права.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как обратиться в Трудовую инспекцию?

Штрафы ГИТ для юридических лиц

Юридическое лицо несет ответственность только в виде штрафных санкций. Применяется она инспекторами ГИТ в целях наказания за допущенные нарушения прав и интересов работников.

Должностные лица могут быть наказаны в соответствии как с Кодексом об административных правонарушениях РФ, так и с Уголовным кодексом РФ.

Кто может понести наказание за нарушение трудовых прав работников и несоблюдение правил охраны труда?

  • руководство организации, в том числе временно исполняющее обязанности;
  • главный бухгалтер;
  • начальственный состав отдела кадров предприятия;
  • иные лица, на которых были возложены соответствующие должностные обязанности.

Учтите! Законодатель по всей строгости готов наказывать тех, кто не соблюдает трудовое право. Так, еще в 2017 году меры ответственности были значительно ужесточены, а список нарушений расширен и дополнен.

До этого периода времени инспектор ГИТ мог наложить максимальный штраф за все виды нарушений в размере 50 тыс. рублей. Сейчас эта сумма в два раза больше.

С момента внесения поправок в законодательство, нормы которого позволяют наказывать работодателей, допускающих нарушения в сфере охраны труда и прав персонала, первые стали более предусмотрительны и исполнительны по отношению к работникам.

Ужесточение мер ответственности позволило добиться более внимательного отношения к нормам трудового законодательства со стороны должностных лиц организации и ИП.

Изменению подверглись и сроки давности привлечения организации и должностных лиц за нарушение трудового права. Если ранее было всего 2 месяца на то, чтобы наказать нарушителя, то сейчас – 12 месяцев.

Нововведение позволило добиться того, что большая часть правонарушителей не сможет уйти от ответственности за ущемление прав работников в связи с истечением срока давности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Анонимная жалоба в Трудовую инспекцию.

Трудоустройство

При оформлении новых сотрудников работодатели склонны нарушать законодательство.

Выражается это в следующем:

  • отсутствие надлежащего оформления трудовых отношений с работником. Работодатели идут на различные уловки, чтобы не оплачивать ежегодный отпуск работнику, пособие по нетрудоспособности (больничный лист), не отчислять полагающиеся налоговые и страховые взносы. В этом случае недобросовестные должностные лица организаций и ИП заключают договора гражданско-правового характера. Этот документ не имеет ничего общего с трудовым договором и, соответственно, не подпадает под действие норм Трудового кодекса РФ. Нередко случается, что человек работает вообще без какого-либо договора. С юридической точки зрения работник вообще не значится в организации и не защищен нормами права. Работодатели несут ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, что предусматривает наказание для должностных лиц до 20 тыс. руб., для юрлица – до 100 тыс. руб., для ИП – до 10 тыс. руб.;
  • проведение оформления трудового договора без указаний в нем необходимых и существенных условий для работника. Бывают случаи, что работодатели, подставляя себя, принимают на работу людей без необходимых документов для выполнения соответствующей работы (например, без справки из психоневрологического диспансера). Данное нарушение будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с которой должностное лицо и ИП понесут ответственность в виде штрафа в размере до 5 тыс. руб., юрлица – до 50 тыс. руб.;
  • оформление иностранных граждан, которые не имеют законных оснований для пребывания в России и разрешения на работу. В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ должностные лица понесут ответственность в виде штрафа до 50 тыс. руб., организации – до 800 тыс. руб. Вместе с тем деятельность может быть приостановлена на срок до трех месяцев (90 суток).

Посмотрите видео. Задачи и полномочия Трудовой инспекции:

Охрана труда

Охрана условий труда – это особый пункт при плановых и внеплановых проверках ГИТ. Ему уделяется должное внимание со стороны контролирующих органов, поскольку травмы и нанесение ущерба жизни и здоровью человека на территории работодателя в последнее время не является редкостью.

Что привлечет внимание проверяющих?

  • наличие и корректное оформление документов, касающихся правил охраны труды;
  • инструкции по охране труда в зависимости от профессии и деятельности;
  • журнал, в котором работники ставят личные подписи об ознакомлении с правилами по охране труда и проведенном инструктаже;
  • сведения о прохождении персоналом медосмотров, которые необходимы для установления критериев здоровья человека в целях определения возможности дальнейшей деятельности на объекте;
  • иное.

Должностные лица несут личную ответственность за правильное ведение документооборота в организации.

Невыполнение этих правил влечет административную ответственность в виде штрафа для начальственного состава и юрлица, а также дисквалификацию для руководителей. Более того, деятельность такой организации может быть приостановлена на срок до трех месяцев.

Учтите! В некоторых областях деятельности персонал должен находиться в специализированной униформе, которую обязан предоставить работодатель. Если он этого не делает, то в силу положений ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ придется заплатить до 30 тыс. руб. должностному лицу либо предпринимателю и до 150 тыс. руб. – организации.

Инспектор ГИТ имеет право направлять запросы и требования в ответственные государственные органы власти, в том числе в суд.

Статья: Проверки трудовой инспекции: можно ли поспорить с контролерами? (Шадрина Т.В.) («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, n 12)

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 12
ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ:
МОЖНО ЛИ ПОСПОРИТЬ С КОНТРОЛЕРАМИ?
С целью контроля за соблюдением норм трудового законодательства государственные инспекторы труда могут проверить любое предприятие, причем индивидуальные предприниматели не являются исключением . При выявлении незначительных нарушений инспектор может ограничиться выдачей предписания об устранении таковых, а если нарушения серьезные, составить протокол об административном правонарушении и направить материалы на рассмотрение в судебные органы. Можно ли оспорить такое решение инспектора? Как и куда писать жалобу? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.
———————————
Подробнее о контрольных мероприятиях, проводимых Рострудом, см. статью Т.В. Шадриной «Проверки, проводимые инспекцией труда: о чем следует знать работодателю», N 1, 2010.
Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда обеспечивает Федеральная инспекция труда. Статьей 356 ТК РФ установлены основные полномочия трудовой инспекции, в числе которых осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством:
— проверок и обследований;
— выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства;
— составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий;
— подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Кроме этого, согласно КоАП РФ трудовой инспекции предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях.
Свои полномочия трудинспекция осуществляет через государственных инспекторов труда, которые в силу ст. 357 ТК РФ имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать для проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц.
Обратите внимание! На основании ст. 360 ТК РФ при инспекционной проверке государственный инспектор труда может известить о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Также инспекторы могут:
— предъявлять работодателям обязательное для исполнения предписание о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных правонарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности или работы;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— запрещать использование средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия;
— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий;
— выступать в качестве экспертов в суде по делам о нарушении трудового законодательства;
— подготавливать и направлять материалы в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности.
Порядок инспектирования
Статья 360 ТК РФ устанавливает порядок инспектирования работодателей. В частности, государственным инспекторам труда в целях осуществления контроля и надзора предоставлено право проверять любых работодателей, независимо от их организационно-правовых форм, включая работодателей — физических лиц, соблюдая порядок, установленный федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Таким документом является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).
Любое контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании соответствующего приказа или распоряжения, копия которого вручается руководителю организации или иному должностному лицу. В ходе проверки может быть выявлено нарушение действующего трудового законодательства. Если данное нарушение незначительное, то, скорее всего, инспектор выдаст обязательное для исполнения предписание, в котором установит сроки для устранения нарушения. Если же нарушение трудового законодательства может повлечь неблагоприятные последствия для трудящихся, составляется протокол об административном правонарушении. В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен быть составлен в срок не более двух суток и в нем должно быть отражено место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам.
Примечание. Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее 15 дней со дня получения правомочным органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).
Инспекторы в обязательном порядке потребуют объяснения от руководства организации. Рекомендуем писать как можно меньше объяснений по факту выявленного нарушения норм трудового законодательства. В дальнейшем это поможет обжаловать решения инспекции, вынесенные по результатам проверки. Помните, что подписание протокола об административном правонарушении руководителем или уполномоченным представителем организации не означает согласия с его содержанием.
После проведения всех инспекционных мероприятий инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается представителю организации под расписку. Акт составляется по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Приказ N 141). Приложениями к акту могут быть различные документы: объяснения работников, протоколы исследования используемых или обрабатываемых материалов и веществ, заключения проведенных исследований и экспертиз, копии сертификатов соответствия и прочие документы.
В результате рассмотрения дела при наличии признаков правонарушения, вины работодателя инспектором может быть принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа в соответствии с КоАП РФ. Также инспектор может вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ). Отметим, что самостоятельно принимать решение о привлечении к ответственности инспекторы могут не по всем обнаруженным нарушениям трудового законодательства. В частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд. Поэтому инспектор может только направить материал в суд для принятия решения о привлечении к ответственности.
Таков общий порядок инспектирования работодателей. Но он применим не ко всем. Например, некоторые организации подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, когда инспектор для осуществления контрольных мероприятий должен получить соответствующий допуск, а также провести проверку в назначенное время. К таким организациям, в частности, относятся:
— Вооруженные Силы;
— органы безопасности, внутренних дел и иные правоохранительные органы;
— государственная противопожарная служба;
— исправительные учреждения;
— организации атомной и оборонной промышленности и др.
К кому и куда идти жаловаться?
Если работодатель согласен с выявленными нарушениями и принятым по ним решением, необходимо выполнить следующие действия: устранить нарушения и направить документы, подтверждающие данный факт, в трудинспекцию или уплатить административный штраф не позднее 30 дней со дня вступления постановления в силу (ст. 32.2 КоАП РФ). Помните, что уплата штрафа не освобождает от устранения выявленных нарушений. Если административный штраф не уплачен в установленный срок, то на основании ст. 20.25 КоАП РФ лицо, не уплатившее его, может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа в двукратном размере.
Если же работодатель не согласен с решением контролирующего органа или считает наказание несправедливым, можно попробовать оспорить его.
Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору Российской Федерации или в суде. А вот решения главного государственного инспектора могут обжаловаться только в суде. Аналогичная норма содержится в ст. 30.2 КоАП РФ.
К сведению. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости руководитель Роструда является главным государственным инспектором Российской Федерации, а руководитель территориального органа Роструда в субъекте РФ — главным государственным инспектором труда в этом субъекте, и именно ему жалоба на решение инспектора труда может направляться в первую очередь.
———————————
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.
Определимся с судом. Довольно часто работодатели, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, направляют жалобу на решение трудовой инспекции в арбитражный суд, но это неправильно. Арбитражный суд на основании ст. 29 АПК РФ рассматривает экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и иные дела, связанные с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской деятельности. То есть арбитражный суд рассматривает жалобы на постановления по делам о тех административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении предпринимательской деятельности. А предписания инспекции труда не имеют экономического содержания — они вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем. Поэтому арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора (Постановления ФАС ДВО от 01.10.2009 N Ф03-4798/2009, от 29.09.2009 N Ф03-4958/2009, ФАС ЗСО от 01.06.2010 N А03-15870/2009).
Теперь определимся, кто может обжаловать решения инспектора. На основании гл. 30 КоАП РФ решения инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы:
— работодателем;
— его законным представителем (на основании ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ это руководитель организации или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица);
— лицом, представляющим работодателя;
— работником (потерпевшим) или его представителем (например, адвокатом).
Для подачи жалобы на решение инспектора у работодателя есть десять суток с момента вручения ему копии постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если срок обжалования будет пропущен, вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования, в котором следует указать обстоятельства, послужившие причиной пропуска. Если причины пропуска срока окажутся уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок может быть восстановлен.
На основании ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Что использовать для обжалования решения
За что можно «зацепиться» работодателям, чтобы обосновать свою позицию при оспаривании решений проверяющих?
Все организации, независимо от организационно-правовой формы, обязаны вести журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля , в котором трудовая инспекция по окончании проверочных мероприятий обязана сделать запись о времени его проведения, основаниях, целях, задачах, предмете, о выявленных нарушениях, составленных протоколах и выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить. Напомним, что согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверочные мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года.
———————————
Форма утверждена Приказом N 141 (Приложение 4).
Особое внимание следует уделить протоколу об административных правонарушениях. На основании ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе должны быть указаны:
— дата и место составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
— фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших (при наличии);
— место, время совершения и суть административного правонарушения;
— статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное правонарушение;
— объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
— иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Если инспекторы забыли заполнить некоторые графы протокола, внести в них какие-то сведения или он составлен лицом, не имеющим на то полномочий, это может повлечь недействительность протокола, чем можно воспользоваться при его обжаловании.
Кроме этого, Пленум ВАС в Постановлении от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал на то, что если инспекторы не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то есть не обеспечили проверяемому возможность воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ, постановление, протокол или предписание могут быть отменены.
Обратите внимание! Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ, не могут служить доказательством нарушений трудового законодательства и подлежат отмене вышестоящим органом или судом (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
При составлении жалобы на решение инспектора можно обратить внимание на распоряжение о проведении контрольных мероприятий. На основании ст. 14 Закона N 294-ФЗ в нем должны быть указаны определенные сведения. Если инспектор, пришедший с проверкой, не предъявил приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий