Проверка ФСС что проверяет

Выездная проверка ФСС

Абсолютно в любое время фонд социального страхования может нагрянуть с проверкой деятельности компании.

Чтобы достойным образом выполнить подготовку к ревизии органов фонда социального страхования, необходимо, прежде всего, изучить и проанализировать постановление «О методических рекомендациях, о проведении проверок на выезде», в особенности первый раздел, который полностью посвящается теме.

Такой документ необходим исключительно сотрудникам фонда, однако подобная информация станет весьма нужной и для сотрудников бухгалтерии на предприятии, прежде всего.

Причины выездной проверки ФСС

Проверка ФСС с выездом на предприятие обычно выполняется согласно плану, его в свою очередь составляют каждый квартал.

Среди главных целей данного мероприятия можно выделить такие:

  • Во-первых, проверка расходования средств, использованных в целях необходимого социального страхования.
  • Во-вторых, ревизия каждого из начислений, а также оплаты страховых взносов предназначенных для необходимого социального страхования трудящихся на тот случай, если ими будет временно утеряна трудоспособность.
  • В-третьих, стоит отметить, что во время, когда проводится проверка необходимого социального страхования, не исключаются и возможность одновременных проверок по страхованию непосредственно от непредвиденных экстренных ситуаций, произошедших на территории предприятия, или же профессиональных травм.

Обязательные условия для назначения выездной проверки довольно просты для понимания, к ним можно отнести следующие:

  • В случае, когда компанией или предприятием были произведены довольно большие расходы в счет социального страхования;
  • Если организацией были получены весьма крупные суммы от фонда, предназначенные для осуществления расходов обязательного социальной страховки;
  • Также, проверка ФСС с выездом на предприятие, назначается в том случае, если во время камеральной проверки проверяющими были выявлены некоторые неточности, или нарушения, к примеру, уплата страховых взносов, или неточные сведения в ведомостях.

Более подробно это рассматривается в методических рекомендациях, о которых говорилось выше.

Что касается графика, по сведениям которого проводятся проверки, можно отметить, что если ранее в методических указаниях фонда социального страхования четко обозначалось проведение регулярных проверок с выездом как минимум один раз в три года, то теперь график выездных проверок ФСС немного изменился.

Ревизоры могут посетить компанию, предприятие согласно точному плану, он же формируется, учитывая каждое из указанных выше обстоятельств.

Если говорить о сроках проведения ревизии фонда социального страхования – они устанавливаются непосредственным руководителем отделения ФСС. Им учитываются такие немаловажные факторы, как объем нужных для ревизии документов, количество трудящихся на предприятии, а также местоположение предприятия.

Виды и сроки сдачи налоговой отчетности ИП напрямую зависят от выбранной системы налогообложения. Подобная документация должна полностью отражать все сведения о порядке и способах исчисления налогов конкретного предпринимателя.

Постоянное применение программы учета для автоперевозок в повседневной деятельности оказывает позитивное влияние на прибыльность предприятий. О программах для автоперевозок читайте .

Стоит отметить, что если фирма, предприятие имеет всего один главный офис, то срок проверки будет приблизительно месяц. Если же существуют также филиалы и представительства, то срок проведения проверки может растянуться и на два месяца.

Согласно решению руководителя ФСС срок в особенных случаях может продлиться еще на один или два месяца. Это может произойти в том случае, когда предприятие в срок десяти дней не предоставляет обязательные для проверки документы.

Ревизия может быть остановлена в том случае, когда необходима экспертиза, или же перевод документов, а также получение от других лиц документов, которые содержат информационную справку о страхователе.

Проверяемые периоды

Обычно, специалистам и сотрудникам фонда предоставляется право проверки расходований средств исключительно за последние три года хозяйственной активности предприятия.

К примеру, в том случае, когда выездная проверка фсс ожидаема в 2014, специалисты будут проверять период с 2011 по 2013 год.

Но стоит учесть, что в том случае, когда причиной проверки стал результат камеральной ревизии, то сотрудникам фонда социального страхования предоставляется право нужной проверки отчета текущего года. Это может быть как полугодие, или же девять месяцев, а также первый квартал.

Не стоит забывать также и тот факт, что ФСС уполномочен назначить повторную ревизию, однако в таком случае период составит таким же образом три календарных года.

Повторная ревизия может произойти исходя из причин ликвидации предприятия, или же его реорганизации, а также согласно причине контролирования органом на порядок выше активности филиала, который проводил проверку. В таких случаях также может быть проведена проверка вне плана.

Проверяемые документы при выездной проверке ФСС

Во время проведения ревизии, сотрудники ФСС имеют право запросить от страхователя нужные документы, получить объяснения и сверить учетные показатели.

Чаще всего инспекторов интересует верное назначение и выплата пособий, оплата путевок, которая финансируется за счет фондовых средств.

Не забывайте о том, что предприятию следует обязательно сохранять все документы, которые каким либо образом пересекаются с расходами на необходимую социальную страховку как минимум в течение пяти лет. Во время проверки специалисты довольно часто требуют и дополнительную документацию.

Если же страхователь откажет в их передаче, инспекторами будет оформлено требование на специальном бланке. Предприятию дается срок не более десяти дней, для того чтобы собрать нужный пакет документации.

Основные этапы проведения ФСС выездной проверки

Перед проведением ревизии чаще всего проходит подготовительный этап сроком не более трех дней.

В данный период специалистам фонда необходимо собирать, и затем проанализировать всю необходимую информацию о расходах, которые были выделены страхователю на санаторно-курортный и оздоровительный отдых.

Во время анализа специалисты ФСС берут во внимание много факторов. Во-первых, это расходы по обязательному социальному страхованию, которые страхователь произвел в срок проверяемого промежутка времени. Во-вторых, суммы, которые были выделены фондом страхователю на осуществление расходов обязательного социального страхования.

Инспекторам ФСС, которые пришли с целью ревизии, при себе необходимо иметь служебное удостоверение, и также непосредственно решение о проведении проверки с подписью руководителя отделения фонда.

Перед началом проверки работники фонда должны ознакомить с документом о решении руководителя предприятия, под роспись. Помните, что управляющий предприятием имеет полное право не пускать инспекторов фонда, если они не предъявляют нужную документацию.

После предъявления решения о проверке, инспекторы начинают проверку. В ее последний день, они оформляют специальную справку о контрольных мероприятиях, которые провели.

Обучение бухгалтерии онлайн позволяет быстро и с экономией средств освоить нужную информацию. Организуются онлайн уроки, с последующим тестированием и выполнением самостоятельных заданий.

В данной статье рассказано о том, как правильно следует выбирать учебно-методические центры и где можно пройти курсы бухгалтера.

Далее, в течение двух месяцев ревизорами заключается специальный акт. Если выявляются, какие-либо нарушения, предприятию предоставляется право возражения, его необходимо предоставить в отделение фонда, в письменном виде и не позднее чем через пятнадцать дней.

Руководителю ФСС на рассмотрение такого документа дается десять дней.

В качестве завершающего этапа предприятие либо соглашается с представленными фондом требованиями и выполняет их в поставленный срок, либо отказывается и при этом подает иск в судебную организацию.

В случае если никаких нарушений изначально не было выявлено процедура проверки оканчивается на этапе предоставления фондом акта.

Акт выездной проверки ФСС

Акт, в качестве итогового документа проверки составляется или в ее ходе, или в течение двух месяцев после оформления справки.

Структура акта представляет собой форму из трех частей. В первой части обычно указываются данные самого предприятия, такие как его название, ИНН и тому подобное, также период проверки, ее метод, а также документы, которые были проверены.

Вторая часть представляет собой имеющиеся нарушения, при этом к ним прилагаются документальные подтверждения. Если же нарушений не выявлено, то это также указывается в данной части.

В заключении подводятся итоги, сведения о суммах которые были получены от фонда и необоснованно расходовались и так далее.

К акту должна прилагаться копия решения о проведении инспекции, документы с расчетами, которые предоставляются самим работниками ФСС. Также документы, которые являются подтверждением нарушений.

В заключении, помните о том, что выездные проверки фонда социального страхования часто проводятся совместно с проверками пенсионного фонда. Проверяющие инспектора не имеют права изымания документов и назначения каких-либо экспертиз, а тем более осмотра помещения, допроса свидетелей и проведения инвентаризации имущества на предприятии.

Будьте бдительны, и проверка пройдет без непредвиденных ситуаций.

↓ ЗАКРЫТЬ ↓

С проверкой из ФСС столкнуться может любая организация. Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в 2019 году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС.

Что проверяет ФСС

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7(499)703-47-98

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 309-13-76

Звонок в один клик

Какие проверки проводит ФСС

Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

  • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
  • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
  • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
  • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

Что проверяет ФСС при выездной проверке в 2019 году

Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

Важно! Основное, что интересует проверяющих из ФСС, это то, каким образом происходят траты переведенных сумм, порядок начисления и уплаты взносов в случае больничных или декретных выплат.

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7(499)703-47-98

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 309-13-76

Звонок в один клик

Выездная плановая проверка ФСС

Проводится выездная плановая проверка не чаще раза в три года (№255-ФЗ). За исключением следующих случаев:

  • В ФСС поступила жалоба от работника на своего работодателя;
  • При «камералке» были найдены ошибки в начислении или уплате взносов, либо в расходовании средств ФСС.

Проверка больничных листов

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

Важно! ФСС проверяет не только правильность заполнения больничного работодателем, но то, как его заполнило медучреждение. Не допускаются ошибки в ФИО работника или наименовании работодателя.

Какие документы потребует ФСС при проверке

Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.

Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

Результаты выездной проверки

По итогам проведения выездной проверки ФСС составляет акт. Первоначально, до акта проверки, в последний день проверки проверяющий из ФСС составляет справку, где указывается предмет проверки, а также сроки проведения.

Важно! Акт по результатам проверки составляется в течение 2 месяцев после выдачи такой справки. После составления акта, в течение 5 дней его передают проверяемой компании.

Акт подписывает как проверяющий из ФСС, так и представитель проверяемой компании. Если компания с содержанием акта не согласна, то свои возражения она может предъявить до его подписания (Читайте также статью ⇒ Инвентаризация расчетов по оплате труда в 2019 + проводки).

Ответственность работодателя

Штрафы, которые могут быть назначены ФСС предусмотрены в законе №125-ФЗ и в КоАП РФ. За просрочку в предоставлении расчета по взносам штраф взимается в размере 5% от страховых взносов за три месяца последних в расчетном периоде. При этом должен соблюдаться как максимальный, так и минимальный лимит – соответственно, не более, чем 30% от указанной суммы, но не менее 1000 рублей.

Рассмотрим административную ответственность для работодателя в случае нарушения требований законодательства РФ относительно предоставления определенных документов:

Нарушение Штраф, рублей
За нарушение срока предоставления сведений в ФСС по открытию/закрытию р/счета в банке 1000 – 2000
За несвоевременное представление расчета по НС и профзаболеваниям 300 – 500
Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление сведений, запрашиваемых в ходе проверки, а также предоставление сведений не в полном объеме или с ошибками 300 — 500

Законодательная база

Закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Закон №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от НС на производстве и профзаболеваний»
Статья 15.33 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством ФР порядка и сроков представления документов и иных сведений в ФСС РФ»

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение: Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (495) 018-08-54

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 628-71-73

Звонок в один клик

Уже полгода проводятся выездные проверки Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Организации, которые уже «отстрелялись», поделились с редакцией практическими советами и опытом.

Контролирующие органы по уплате страховых взносов получили право проводить выездные проверки только в 2011 году. При этом проверяемый период — 2010 год, в течение 2010 года чиновники лишь «камералили» компании. Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Так как страховые взносы применяются с 2010 года, то и проверять органы ПФР и ФСС могут только за этот период. До 2010 года контроль за страховыми взносами проводит налоговый орган в части ЕСН.

ПФР и ФСС обязаны проводить плановые выездные проверки только вместе. «Одиночные» плановые проверки незаконны. Однако внеплановые выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106). Каждый контролер проверяет свои части: органы ПФР — перечисление пенсионных и медицинских взносов, а органы ФСС — взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Подготовительный этап

Выездная проверка фондов схожа по функциям и методам проведения с налоговыми проверками. Как и при налоговой проверке, фонды перед началом выставляют решение о проведении и требование о представлении документов. Обратите внимание: решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). То есть, даже если проверка совместная, все равно должно быть два решения и два требования от сотрудников ФСС и ПФР соответственно. Формы решения и требования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н. Как и налоговики, инспекторы фонда для допуска на территорию налогоплательщика должны представить удостоверения и решение о проведении проверки.

Подробнее о критериях отбора на проверки мы говорили в № 6 в статье «Кому ждать проверок в 2011 году?». Конечно, у фондов нет закрытого перечня причин для назначения совместных выездных проверок. Причин для назначения внезапных одиночных проверок тоже может быть множество: жалобы сотрудников на компанию, по «стуку» конкурентов, также охотно принимаются «доносы» от налоговиков.

Сотрудники ПФР не выходят на проверку с пустыми руками. У них, как и у налоговиков, есть примерный план, в котором проводится анализ предприятия, просчитывается его нагрузка. Также указываются периоды, в которых организация возмещала большие суммы на пособия, отмечается нулевая отчетность по взносам, резкое понижение базы по страховым взносам, долги и задержки по сдаче отчетности, отражение находят и многочисленные корректировки расчетов. Исходя из всего анализа организации, сотрудники фондов уже знают, где следует искать.

Опытным путем

В этот год выездных проверок будет не так много, ведь период проверки не велик. Однако всем избежать «выездников» не удастся. Тем более многих плательщиков страшит, что это будет новая процедура. Компании, которые прошли через тернии выездной проверки фондами, решили поделиться опытом.

Попасть «под горячую руку». Организации приглашаются на межведомственные комиссии, где чиновники указывают, что работодатели выплачивают зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Сотрудники ведомств пытаются вывести организации на «чистую воду» и хотят не только повышения зарплаты сотрудников, но и ее «отбеливания», также «советуют» представить уточненные расчеты с увеличением налогооблагаемой базы по взносам. Однако в связи с повышением процентной ставки по страховым взносам зарплаты еще больше «посерели». Чиновники в наказание тем, кто не последовал их рекомендациям, пререкался и уводил в тень зарплату, могут назначить «на показ» одному из «особо сопротивляющихся» выездную проверку. Так сказать, попасть «под горячую руку».

Хотя на самом деле, на комиссию помимо всех других вызывается организация, которая уже значится в плане проверок. То есть чиновники пригласили ее на «ковер» только для того, чтобы застращать других, так сказать, психологическая атака в действие.

Особые правила

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования обязаны проводить плановые выездные проверки только вместе. «Одиночные» плановые проверки незаконны. Однако внеплановые выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106).

Документы на проверку. Сотрудники фонда часто при проверках запрашивают документы, которые совершенно не служат основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов (подп. 1 п. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ). Законодательство не содержит исчерпывающего перечня документов, которые сотрудники ПФР вправе затребовать в ходе проверки. Поэтому плательщики должны знать, какие документы понадобятся для проверки, а какие нет. Например, договор поставки с ООО не должен быть интересен фондам, а вот договорами гражданско-правового характера они заинтересуются.

Внимание

Прежде всего проверяющие из фондов нацелены на масштаб ошибки, поэтому ошибки в документах отходят на второй план, а на первом — выявление схем минимизации страховых взносов.

Ищут схемы уклонения. Прежде всего проверяющие нацелены на масштаб ошибки, поэтому ошибки в документах отходят на второй план, а на первом — выявление схем минимизации страховых взносов. Так, проверяющие обязательно займутся поиском зарплаты «в конвертах». О фактах сокрытия зарплаты они смогут узнать из жалоб бывших недовольных сотрудников, при этом фонды не вправе доначислять взносы, основываясь лишь на словах сотрудников. Организация, которая размещает вакансии в СМИ с указанием другого, отличного от выплачиваемого, заработка, рискует усилить подозрения проверяющих по поводу «серых» выплат. Более того, есть решения суда, где это обстоятельство рассматривалось как свидетельство выплаты неофициальной заработной платы (постановление ФАС Уральского округа от 30 октября 2008 г. № Ф09-12287/06-С2 по делу № А71-4961/06). Другими косвенными доказательствами выплаты неофициальной зарплаты могут выступать данные о зарплате с прошлых мест работы. Если зарплата ранее была преимущественно выше, то это дает еще один повод говорить о неофициальных выплатах. При некоторых проверках по неосторожности организации в руках у проверяющих оказывались «черные» ведомости выплаты зарплаты с подписями сотрудников. Такой документ оставляет мало шансов доказать «белизну» зарплаты.

Но это не единственная схема, которую будут искать проверяющие из фондов. Если организация применяет пониженные тарифы, то при проверке фонды будут делать все, чтобы доказать, что вы обязаны перечислять взносы по общему тарифу в 34 процента. Поэтому плательщику следует заранее проверить и подготовить документы, которые подтверждают основания для применения льготного тарифа.

Если организация перечисляет денежные средства индивидуальному предпринимателю, то контролеры попытаются доказать, что вы специально вывели из штата сотрудников и сделали их «предпринимателями-упрощенцами», чтобы не уплачивать страховые взносы. Фонд будет стараться доказать, что гражданско-правовой договор на самом деле должен быть трудовым. Если отношения будут признаны трудовыми, выплаты должны облагаться взносами в общем порядке.

Дополнительное истребование документов. В случае необходимости получения дополнительных доказательств в процессе рассмотрения материалов проверки (то есть до составления решения о привлечении, но после вручения акта) для подтверждения факта нарушений законодательства о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе вынести решение об истребовании необходимых документов (п. 7 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Получается, что после составления справки — окончания проверки фонды могут запрашивать дополнительные документы. При выездных налоговых проверках такого права у контролеров нет. Они должны истребовать все необходимы документы до вручения справки об окончании проверки. А на рассмотрении материалов проверки по возражениям организации вправе приложить документы, которые бы подтверждали их позицию, сами налоговики на данном этапе не могут запросить дополнительные документы для укрепления своей позиции. Как видим, фондам дали «зеленый свет» и законодательством предусмотрена норма, которая дает право на истребование документов уже после окончания проверки, но до вынесения решения о привлечении.

Особые правила

Фонды вправе истребовать документы в процессе рассмотрения материалов проверки, то есть до составления решения о привлечении, но после окончания проверки и вручения соответствующей справки (п. 7 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). При выездных налоговых проверках такого права у контролеров нет.

Осмотр помещений. Выездная проверка по страховым взносам проводится на территории плательщика. Еесли отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения органа контроля (ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Организация должна пустить на свою территорию контролеров при предъявлении ими удостоверения и решения о назначении проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц в помещение плательщика составляется соответствующий акт. И на основании его контролеры вправе провести проверку по имеющимся данным расчетным путем. Однако надо различать предоставление помещения для проверки и осмотр помещений. Так, фонды лишены права проводить осмотр помещений плательщика. Хотя проверяющие могут настоять на осмотре, мол, не прячет ли организация в подвальных помещениях нелегальных работников. Вы вправе отказать им в осмотре, так как законодательство о страховых взносах данными полномочиями сотрудников фонда не наделило. Даже если они будут запугивать составлением акта о воспрепятствовании доступа должностных лиц в помещение, знайте: это пустая угроза. Вы можете предоставить им одну комнату для проведения выездной проверке и не допускать их в иные помещения организации. Кроме осмотра, фонды не вправе проводить инвентаризацию и выемку документов. Отметим, что налоговые инспекторы при выездной проверки вправе осуществлять выемку документов, осмотр помещений и проводить инвентаризацию имущества. При этом положения Налогового кодекса не могут по аналогии наделять органы ПФР и ФСС такими правами, поскольку Закон № 212-ФЗ не входит в налоговое законодательство, а входит в законодательство о страховых взносах.

Что по срокам?

Чиновники не любят затягивать проверки, и в большинстве случаев контролеры присутствуют в организации неделю, после чего с документами переходят на свою территорию для написания акта проверки. Сама проверка должна проводиться не более двух месяцев. Если проверяют только обособленное подразделение, то не больше месяца. Проверяемый период не может быть больше трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Фонды вправе приостановить проверку на шесть месяцев. В этот срок они не вправе запрашивать документы и должны отдать оригиналы (п. 19 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Документы по требованию представляются в течение 10 дней со дня вручения. В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке пишется акт. Вручается он в течение пяти дней с даты подписи. Если плательщик не согласен с нарушениями, которые прописаны в акте, он вправе представить письменные возражения, дается на это 15 дней. После рассмотрения возражений в течение 10 дней выносится решение о привлечении или об отказе. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу. Если принято решение подать жалобу в вышестоящий орган фонда или обжаловать решение в суде можно в течение трех месяцев.

С. Последовская, налоговый консультант

Подпишись на рассылку вчера в 13:11

Налог на прибыль: новые поправки в ПБУ 18/02

вчера в 11:41

Доплаты к заработной плате: кому, сколько и когда

вчера в 10:10